УДК 001.895:658
И.В. Косякова, И.В. Ларионов*
СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ОТБОРА, ФОРМИРОВАНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ И МОНИТОРИНГА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
В статье отражены основные направления деятельности правительства Самарской области по развитию инновационной экономики региона. Подробно описана деятельность элементов инновационной инфраструктуры Самарской области.
Обозначена необходимость создания информационно-аналитической системы для отбора, формирования, реализации и мониторинга инновационных проектов.
Ключевые слова: инновации, научно-техническая деятельность, инновационная инфраструктура, информационно-аналитическая система, Самарская область.
Одним из основных условий развития страны в быстро изменяющемся мире является эффективное накопление и продуктивное использование человеческого капитала, а также инновационного потенциала развития.
В настоящее время в России созданы практически все элементы инновационной системы, но деятельность их не столь эффективна, как ожидалось. Существующие институты развития не образуют целостной цепочки для обеспечения роста успешной инновационной компании.
Другой проблемой настоящего времени является то, что сфера науки, производства, финансовые институты, равно как и другие институты общественной жизни, являются крайне обособленными по отношению друг к другу. Отсутствует механизм их эффективного взаимодействия для решения задач по сокращению сроков инициации, формирования и реализации инновационных проектов.
Инновационная политика, реализуемая правительством Самарской области, направлена на прорывное развитие технологической базы предприятий, укрепление их конкурентных позиций на отечественном и мировом рынках. Самарский регион как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала располагает благоприятными условиями для развития инновационного бизнеса.
С целью создания региональной инновационной системы, включающей в качестве субъектов деятельности исполнительные органы государственной власти, организации научно-исследовательской сферы, предпринимательского сектора экономики региона, финансовые институты, была разработана и утверждена в 2003 году областная целевая программа «Инновации — Производство — Рынок» на 2003— 2006 годы.
* © Косякова И.В., Ларионов И.В., 2012
Косякова Инесса Вячеславовна ([email protected]); Ларионов Иван Валериевич ([email protected]), кафедра национальной и мировой экономики Самарского государственного технического университета, 443100, Российская Федерация, ул. Молодогвардейская, 244.
Итогами реализации мероприятий программы стал выпуск наукоемкой продукции на сумму 51,2 млн рублей, открыто 70 новых рабочих мест. Кроме того, с целью коммерциализации инновационных технологий при ведущих вузах Самарской области были созданы центры трансфера технологий.
Учитывая эффективность программы «Инновации — Производство — Рынок», в связи с необходимостью форсированного развития инновационных процессов в регионе, совершенствования инновационной инфраструктуры в 2007 году разработана и принята областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Самарской области на 2008—2015 годы» (изменена в соответствии с постановлением правительства Самарской области от 27.03.2009 № 187).
Реализация мероприятий программы устраняет следующие проблемы и решает следующие вопросы развития инновационной деятельности в Самарской области [1]:
— наличие разрывов в инновационном цикле и в переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее — НИОКР) к коммерческим технологиям;
— отсутствие проектов, проработка которых достаточна для осуществления инвестирования в их реализацию;
— отсутствие квалифицированных кадров для инициации и реализации инновационных проектов;
— низкая согласованность в деятельности инфраструктурных организаций инновационной сферы;
— недостаточное развитие малого инновационного бизнеса — высокие стартовые и текущие расходы, увеличивающие период окупаемости проекта (срок кредитования и т. д.), административные и психологические барьеры;
— рост технологической отсталости основных отраслей экономики региона.
Для реализации программы задействованы или созданы вновь следующие институты инновационной инфраструктуры Самарской области, деятельность которых направлена на обеспечение быстрого продвижения инноваций от исследований к коммерциализации и выпуску промышленной продукции.
1. Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области — финансовый инструмент развития инновационной деятельности в регионе.
Основными задачами организации является формирование перспективных инновационных проектов, в том числе межрегиональных, и финансирование их реализации, включая создание необходимых производств и инфраструктуры.
2. Региональный центр инноваций и трансфера технологий, обеспечивающий поддержку комплексных проектов трансфера уникальных технологий, содействие научным организациям, малым инновационным предприятиям в продвижении собственных разработок на рынок, продвижение инновационных технологий и проектов презентационными методами с целью позиционирования разработок Самарской области, поиска стратегических партнеров, освоения рыночных ниш на российском и мировом рынке проектов.
3. ОАО «Технопарк» — материально-техническая база для функционирования и развития инновационных организаций и организаций инновационной инфраструктуры. Задачи организации — увеличение объемов высокотехнологичной продукции, повышение конкурентоспособности продукции территориально-отраслевых кластеров Самарской области. В структуру «Технопарка» входит инновационный бизнес-инкубатор, в котором на льготных условиях сдаются в аренду офисные помещения для малых предприятий, реализующих инновационные проекты на территории Самарской области.
4. Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области. Задачи организации — финансирование экономически эффективных проектов, обладающих рыночным потенциалом, при наличии опытно-промышленного образца или технологии производства.
Кроме того, в настоящее время активно создаются технопарки в Самаре и Тольятти, а также 1Т-парк (г. Тольятти).
Все перечисленные элементы инновационной инфраструктуры обеспечивают реализацию инновации на любом этапе ее жизненного цикла.
Так, на стадии проверки научной состоятельности инновационного проекта, создания действующих опытных образцов инновационной продукции, наглядно демонстрирующих потенциальным инвесторам их технологические и потребительские преимущества по сравнению с имеющимися серийными аналогами, Инновационно-инвестиционным фондом Самарской области проводятся областные конкурсы «Идея» и «Опытный образец», «Идея-М», «СОНАР».
С целью формирования комплексного проекта, содействия в презентации, продвижении к реализации инновационной технологии присоединяется Региональный центр инноваций и трансфера технологий.
В дальнейшем проекты могут быть рекомендованы ОАО «Технопарк» для выделения творческим коллективам офисного помещения на льготных условиях с целью самостоятельной коммерциализации проекта.
Кроме того, проекты на стадии внедрения могут быть заявлены вновь в Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области, где на организацию серийного производства инновационной продукции на конкурсной основе предоставляются займы под льготный процент, составляющий 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В соответствии с соглашением между Инновационно-инвестиционным фондом Самарской области и ЗАО «УК «Инвест-Менеджмент» — управляющей компанией ЗПИФ «Региональный венчурный фонд содействия Самарской области», проекты, поддержанные Инновационно-инвестиционным фондом Самарской области на ранней стадии, рекомендуются Фонду содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области.
Как правило, более 60 % перспективных проектов Самарской области, реализуемых институтами инновационного развития региона, были сформированы Инновационно-инвестиционным фондом Самарской области (далее — ИИФ, Фонд).
Фонд работает с проектами на любой стадии развития начиная с идеи. Основные цели, которые поставил учредитель перед Фондом, — выявление коммерчески привлекательных идей и их последующее сопровождение до стадии начала реализации, а также самостоятельная реализация проектов.
Для этого Фонд оказывает проектам финансовую и организационную поддержку. За прошедший с момента создания Фонда период проведена работа более чем с 800 проектами. В двадцати шести конкурсах, проведенных Фондом, приняли участие около 580 проектов. 159 из них оказана финансовая и более 120 — организационная поддержка (поддержка, направленная на сертификацию, патентование, лицензирование, участие проекта в конгрессно-выставочных мероприятиях). Общий объем финансовой поддержки победителям конкурсов, проводимых Фондом, составил 393,934 млн рублей, из которых 145 млн рублей — возвратные средства, реинвестируемые вновь в развитие инновационных проектов1.
Создано 20 производств инновационной продукции с объемом выпуска от 30 до 200 млн рублей в год. По состоянию на 01.07.2012 г. объем продукции (выручка), реализованной инновационными компаниями, составил 585 млн рублей, создано более 385 новых рабочих мест, в т. ч. на наиболее проблемных территориях Самарской области — г. о. Тольятти, г. о. Октябрьск, Сызранский район, привлечено более 289 млн рублей средств частных инвесторов2.
В период с 2007 по 2011 год благодаря деятельности Фонда привлечено 1 590 млн рублей средств в инновационные проекты, поддержанные ИИФ на различных стадиях развития:
— 588,69 млн рублей из средств Министерства образования и науки РФ на формирование инновационных проектов Самарской области в рамках федеральных целевых программ;
— 200,32 млн рублей — средства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
— 800 млн рублей средств частных инвесторов (как правило, обязательным условием привлечения федеральных средств является софинансирование проекта на паритетной основе).
Таким образом, эффективная система отбора научно-технических проектов является одним из ключевых условий деятельности не только ИИФ, но и всей инновационной инфраструктуры Самарской области.
Работа ИИФ в 2007—2010 гг. выявила ряд проблем, решение которых чрезвычайно затруднительно без создания специальной системы отбора, анализа, обработки и хранения данных по инновационным проектам Самарской области. Среди указанных проблем можно выделить:
— участие однотипных, а иногда одних и тех же проектов в конкурсах различных организаций инновационной инфраструктуры Самарской области, а также различных конкурсах федеральных органов власти и федеральных институтов развития. В связи с этим возникают высокие риски повторного финансирования из бюджета одних и тех же работ;
— отсутствие у инноваторов, в основном ученых или начинающих предпринимателей, необходимого опыта и навыка грамотного экономического описания проектов, подаваемых на региональные и федеральные конкурсы, что приводит к многочисленным ошибкам в расчетах, нестыковке основных показателей или вообще их отсутствию. Изложение экономической части, как правило, страдает отсутствием системности. Как результат — сложность оценки проектов экспертами и зачастую проигрыш в конкурсах, особенно федеральных, так как на региональном уровне больше возможности разобраться в сущности и показателях проекта;
— подготовка и реализация инновационных проектов длительна по времени и проходит много этапов как получения промежуточных результатов, так и финансирования, часто из различных источников. Мониторинг хода подготовки и реализации таких проектов (сроков, результатов, в том числе различных бюджетных и социальных индикаторов, и т. д.), эффективная оценка реализуемости конкретного проекта при существующей динамике работ и внешних условий чрезвычайно затруднены;
— оценка проектов ведущими федеральными экспертными организациями и центрами компетенций осуществляется, как правило, исключительно в электронном виде. Передача материалов проектов, поступивших на конкурсы ИИФ, в специализированные экспертные системы указанных выше организаций без использования
специальных электронных систем обработки и передачи данных периодически вызывает ошибки, связанные с человеческим фактором, существенно увеличивает нагрузку на сотрудников ИИФ, удлиняя и усложняя конкурсные процедуры.
Для решения указанных проблем необходимо создание и использование информационно-аналитической системы (далее — ИАС). ИАС позволит унифицировать научно-методические подходы в сфере экспертизы инновационных проектов на региональном и федеральном уровнях, соотнести существующую методику оценки инновационных проектов Минобрнауки РФ со спецификой конкурсов, проводимых в Самарской области. Кроме того, ИАС создаст условия для разработки требований и стандартов представления информации об инновационных проектах Самарской области, что позволит осуществлять мониторинг хода подготовки и реализации инновационных проектов (сроков, результатов, в том числе различных бюджетных и социальных индикаторов, и т. д.), первичную оценку реализуемости конкретного проекта, проводить анализ содержания работ по проектам с целью недопущения повторного финансирования одних и тех же работ; обеспечить обмен данными с внешними основными экспертными системами Минобрнауки России.
Создание такой уникальной ИАС может стать основой для создания общеобластного ресурса, направленного на решение вышеуказанных и других проблем, ориентированного на потребности организаций инновационной инфраструктуры Самарской области, органов государственной власти региона.
Библиографический список
1. Об утверждении областной целевой программы развития инновационной деятельности в Самарской области на 2008—2015 годы: [закон Самарской области от 12.12.2007 № 154—ГД].
2. О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области: [закон Самарской области: принят Самарской Губернской Думой 25 октября 2005 года, в ред. закона Самарской области от 16.03.2006 21—ГД].
3. Об утверждении областной целевой программы развития инновационной деятельности в Самарской области на 2009—2015 годы: [постановление Правительства Самарской области от 27.03.2009 № 187].
4. Осипов А.Н., Колотилин Б.А., Ларионов И.В. Организационно-экономические основы интегрированного управления инновациями // Инновации. 2010. № 02 (136).
5. Андреев Г.Г., Сергеев М.В. Совершенствование взаимодействия субъектов инновационного развития (науки, образования, бизнеса и государства) на основе единого информационного пространства // Инноватика и экспертиза: научные труды Федерального государственного учреждения «Научно-исследовательский институт — Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы». М.: ФГУ НИИ РИНКЦЭ, 2009. Вып. 1 (3).
6. Белоусов В.Л. Формирование набора типовых элементов управления инновационных инфраструктур // Инноватика и экспертиза: научные труды Федерального государственного учреждения «Научно-исследовательский институт — Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы». М.: ФГУ НИИ РИНКЦЭ, 2009. Вып. 1(3).
7. Президент России: официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http: //www.kremlin.ru.
I.V. Kosyakova, I.V. Larionov*
CREATING OF INFORMATION AND ANALYTICAL SYSTEM IN ORGANIZATION MANAGEMENT FOR THE SELECTION, FORMATION, IMPLEMENTATION AND MONITORING OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROJECTS
The paper describes the main activities of the Government of Samara region on the development of innovative economy in the region. The activities of the elements of innovative infrastructure of the Samara region are described in detail.
The need to create information and analytic system for the selection, formation, implementation and monitoring of innovative projects is depicted.
Key words: innovations, scientific and technical activities, innovative infrastructure, information and analysis system, Samara Region.
* Kosyakova Inessa Vyacheslavovna ([email protected]); Larionov Ivan Valerievich ([email protected]), the Dept. of National and World Economy, Samara State Technical University, Samara, 443100, Russian Federation.