УНИВЕРСИТЕТЫ-ЛИДЕРЫ: ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ
DOI 10.15826/итра. 2018.03.023
О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНКУРСНОГО ОТБОРА ВУЗОВ В ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ «ВУЗЫ КАК ЦЕНТРЫ ПРОСТРАНСТВА СОЗДАНИЯ
ИННОВАЦИЙ»1
Е. А. Панасенко, С. В. Ефимов, С. В. Замятин
Национальный исследовательский Томский политехнический университет Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30; [email protected]
Ключевые слова: приоритетный проект, конкурс, проект 5-100, опорные университеты, федеральные университеты, инновационное развитие, рейтинг.
Приоритетный проект Министерства образования и науки Российской Федерации «Вузы как центры пространства создания инноваций» планировался как долгосрочный проект, сроки реализации которого определены с октября 2017 г. по декабрь 2025 г.
Основной целью проекта является обеспечение глобальной конкурентоспособности российских университетов, а также создание к окончанию срока реализации проекта не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов. Так, основанные на базе образовательных учреждений университетские центры инновационного, технологического и социального развития регионов должны быть направлены на решение задач устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Университетским центром становится образовательная организация высшего образования, успешно прошедшая все этапы конкурсной процедуры, следовательно, признанная победителем конкурса.
О проекте
Приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» разработан в рамках государственных мер по повышению конкурентоспособности российских университетов. Под такими мерами понимается вхождение университетов не менее двух лет подряд в ТОП-100 минимум одного из мировых рейтингов университетов (QS World University Rankings (QS), Times Higher Education World University Rankings (THE), Academic Ranking of World Universities (ARWU)). Целью проекта в соответствии с его паспортом является обеспечение устойчивой глобальной конкурентоспособности в 2018 г. не менее 5, а в 2025 г.-не менее 10 ведущих российских университетов, а также создание в субъектах Российской Федерации в 2018 г. не менее 55, а в 2025 г.- не менее 100 университетских центров инновационного, технологического и социального развития
регионов [1]. В свою очередь, это подразумевает серию конкурсных отборов университетов, инициированных Министерством образования и науки Российской Федерации, благодаря чему будут созданы инновационные, технологические и социальные центры в течение нескольких лет.
В рамках реализации указанного приоритетного проекта вузы-участники берут на себя обязательства по созданию и развитию центров инновационного, технологического и социального развития регионов. Основная цель создания таких центров - включение университетов в решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. К ключевым направлениям деятельности центров отнесены: содействие в формировании привлекательной социальной среды, нового качества жизни в регионах, использование и участие в разработке и обеспечении доступа к современным технологиям, создании
1 Работа выполнена в рамках ГЗ 8.12670.2018/12.1.
и развитии в регионах отраслей экономики знании и экономики впечатлений, создании предпосылок и условий для обновления структуры экономики региона [2].
Таким образом, перед университетскими центрами ставится ряд общих задач:
- обеспечить капитализацию образовательных, научных и технологических результатов в отраслях региона;
- создать условия для реализации проектно-ориентированных образовательных программ инженерного, медицинского, социально-экономического, педагогического профилей и отдельных программ естественно-научного и гуманитарного профилей, предполагающих командное выполнение проектов полного жизненного цикла;
- обеспечить гармонизацию тематик приоритетных разработок на базе университета и Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации;
- участвовать в обеспечении условий для системного взаимодействия с научными организациями, в том числе с академическими институтами Российской академии наук и предприятиями, посредством создания базовых кафедр, реализации совместных образовательных программ и научных проектов, стимулирующих повышение эффективности научных исследований и технологических разработок и привлекающих в университеты талантливых молодых ученых;
- участвовать в обеспечении условий для реализации непрерывного образования, повышения
информационной, финансовой и правовой грамотности граждан, развития профессиональной компетентности преподавателей [2].
При этом в зависимости от направленности университетского центра (инновационной, технологической или социальной) (далее по тексту используются сокращения И, Т, С соответственно) вуз решает ряд частных задач, среди которых отметим формирование отраслевых центров инжиниринга, развитие студенческого технологического или социального предпринимательства, развитие инновационных экосистем и т. д. [2].
Реализация проекта рассчитана на три года, в течение которых университет принимает на себя обязательства по достижению целевых значений показателей результативности, обозначенных в программе трансформации вуза в университетский центр определенной направленности. Мониторинг достижения целевых значений показателей результативности проводится Министерством образования и науки Российской Федерации.
О конкурсе
Для участия в проекте по созданию университетских центров к вузам предъявлялся ряд требований, соблюдение которых означало включение университета в список участников проекта. Заявки на участие в конкурсе поступили от 121 вуза из 63 субъектов Российской Федерации (рис. 1).
«о
н ктдчнь^
Рис. 1. Субъекты Российской Федерации, от вузо в которых поступили заявки на участие в конкурсе Том 22, № 3, 2018 Университетское управление: практика и анализ 7
В зависимости от количества поступивших на конкурс заявок их распределение по федеральным округам выглядит следующим образом (рис. 2).
35 32
25 I а н м
1шшд
ПФО ЦФО СФО ЕОФО У|>ФО СЗФО СкФО ДФО
Рис 2. Количественное распределение конкурсных заявок по федеральным округам
Наибольшее количество заявок на участие в конкурсном отборе поступило от вузов Приволжского федерального округа, который представлен в конкурсе 13 субъектами Российской Федерации из 14 (не представлена только Оренбургская область) (табл. 1).
Центральный федеральный округ, второй по количеству заявителей в конкурсе, представлен 14 субъектами Российской Федерации из 18 (не представлены Калужская, Липецкая, Московская (которая по условиям конкур-
са не имела право принимать в нем участие) и Тульская области) (табл. 2).
18 заявок поступило от университетов, расположенных в Сибирском федеральном округе, при этом не представлены такие его регионы, как республики Алтай, Тыва, Хакасия (табл. 3).
От вузов, расположенных в Уральском федеральном округе, поступило 12 заявок на участие в конкурсе, в число заявителей не вошли Курганская область и Ямало-ненецкий автономный округ (табл. 4).
Северо-западный федеральный округ не представлен в конкурсном отборе только городом Санкт-Петербургом. Стоит отметить, что согласно требованиям к университетам для участия в проекте по созданию университетских центров вузы, расположенные на территории Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, не имели право на участие в конкурсном отборе (табл. 5).
Из 8 регионов Южного федерального округа на участие в конкурсе были поданы заявки от 5 субъектов Российской Федерации, за исключением вузов, расположенных на территории республик Адыгеи и Калмыкии, а также Астраханской области (табл. 6).
8 заявок поступило от университетов, расположенных в Северо-Кавказском федераль-
Таблица 1
Информация по заявкам от Приволжского федерального округа
Регион Ранг Кол-во заявок Среднее кол- во заявок по субъекту РФ Направленность центра
И Т С
Республика Башкортостан 1 5 3 4 3
Самарская область 1 5 3 4 3
Республика Татарстан 3 4 3 4 2
Нижегородская область 3 4 1 1 3
Саратовская область 5 3 2 2 2
Удмуртская республика 6 2 2 1 1
Пермский край 6 2 2,5 1 1 1
Ульяновская область 6 2 2 2
Республика Марий Эл 9 1 1 1 0
Республика Мордовия 9 1 1 1 1
Чувашская Республика 9 1 1 1
Кировская область 9 1 1 1 1
Пензенская область 9 1 0 1 0
Таблица 2
Информация по заявкам от Центрального федерального округа
Регион Ранг Кол-во заявок Среднее кол- во заявок по субъекту РФ Направленность центра
И Т С
Белгородская область 1 3 2 2 3
Тамбовская область 1 2 1 0 1
Воронежская область 3 2 2 2 2
Ивановская область 3 2 1 1 2
Курская область 3 2 1 1 2
Рязанская область 3 2 0 1 1
Тверская область 3 2 1,7 1 1 1
Брянская область 8 1 1 0 0
Владимирская область 8 1 1 1 1
Костромская область 8 1 1 1 1
Орловская область 8 1 1 1 1
Смоленская область 8 1 0 0 1
Ярославская область 8 1 1 1 1
Таблица 3
Информация по заявкам от Сибирского федерального округа
Регион Ранг Кол-во Среднее кол-во заявок Направленность центра
заявок по субъекту РФ И Т С
Томская область 1 5 1 3 3
Красноярский край 2 3 1 2 1
Иркутская область 2 3 1 2 2
Алтайский край 4 2 2,0 2 2 1
Омская область 4 2 2 1 1
Республика Бурятия 6 1 0 0 1
Кемеровская область 6 1 1 0 1
Новосибирская область 6 1 1 1 1
Таблица 4
Информация по заявкам от Уральского федерального округа
Регион Ранг Кол-во Среднее кол-во заявок Направленность центра
заявок по субъекту РФ И Т С
Свердловская область 1 3 3 2 0
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 1 3 2,8 0 1 2
Челябинская область 1 3 2 3 1
Тюменская область 4 2 2 2 1
Таблица 6
Информация по заявкам от Южного федерального округа
Таблица 5
Информация по заявкам от Северо-Западного федерального округа
Регион Ранг Кол-во заявок Среднее кол- во заявок по субъекту РФ Направленность центра
И Т С
Архангельская область 1 2 1 1 2
Республика Карелия 2 1 1 1 1
Республика Коми 2 1 0 0 1
Вологодская область 2 1 0 1 1
Калининградская область 2 1 1,1 0 1 1
Мурманская область 2 1 1 1 1
Новгородская область 2 1 1 0 1
Псковская область 2 1 1 1 1
Регион Ранг Кол-во заявок Среднее кол- во заявок по субъекту РФ Направленность центра
И Т С
Ростовская область 1 4 3 2 3
Волгоградская область 2 3 2 2 2
Краснодарский край 3 2 2,2 1 2 1
Республика Крым 4 1 1 1 1
г. Севастополь 4 1 0 1 0
ном округе, при этом не представлена только Карачаево-Черкесская республика (табл. 7).
Наконец, Дальневосточный федеральный округ представлен в конкурсном отборе только 3 субъектами Российской Федерации из 9 (табл. 8).
Таким образом, можно говорить о том, что проект Министерства образования и науки Российской Федерации «Вузы как центры пространства создания инноваций» действительно является приоритетным: на конкурс были поданы заявки от университетов-представителей всех федеральных округов,
Регион Ранг Кол-во Среднее кол-во заявок Направленность центра
заявок по субъекту РФ И Т С
Ставропольский край 1 3 3 2 2
Республика Дагестан 2 1 1 0 0
Республика Ингушетия 2 1 1,4 1 1 1
Кабардино-Балкарская Республика 2 1 1 1 1
Республика Северная Осетия - Алания 2 1 1 1 1
Таблица 7
Информация по заявкам от Северо-Кавказского федерального округа
Таблица 8
Информация по заявкам от Дальневосточного федерального округа
Регион Ранг Кол-во заявок Среднее кол- во заявок по субъекту РФ Направленность центра
И Т С
Республика Саха (Якутия) 1 1 1 1 1
Приморский край 1 1 1,0 1 1 1
Хабаровский край 1 1 0 1 1
входящих в состав Российской Федерации, из 63 субъектов Российской Федерации. Масштабность и значимость проекта очевидна, и, как отметила Л. М. Огородова, которая на момент инициации конкурсной процедуры была заместителем министра образования и науки Российской Федерации, «...вузы должны стать фактором развития конкурентоспособности региона. Сегодня нам не хватает взаимодействия между вузами и бизнесом, между вузами и властью. Движение вперед должно быть достаточно динамичным и прорывным. Это станет возможным только тогда, когда и регион, и вуз, и бизнес определят задачи своего развития. Поэтому приоритетами проекта «Вузы как центр пространства создания инноваций» являются, во-первых, рост качества образования, во-вторых, создание пространства инновационного развития региона, и в-третьих, отбор инструментов развития, т. е. механизмов взаимодействия» [3].
Из общего количества поданных на конкурс заявок (121) для участия в конкурсном отборе было одобрено 113 заявок. В связи с тем что данный приоритетный проект является своего рода продолжением ранее начатых инициатив Министерства образования и науки Российской Федерации по закреплению эффективного взаимодействия российских учебных заведений с региональной властью, в числе конкурсантов оказались и федеральные университеты, и вузы-участники проекта 5-100, и опорные университеты (рис. 3).
Опсф ные >цр|«гентеты
Б<1 статуса
Согласно условиям конкурса решение о направленности университетского центра принимает непосредственно участник конкурса. Отметим, что выбираемая участником конкурса специализация университетского центра позволит обеспечить эффективное участие университета в проработке модели развития региона, концентрируясь на тех исследованиях и разработках, которые стратегически важны для субъекта РФ, на территории которого расположено высшее учебное заведение. Так, среди вузов-участников конкурсного отбора предложения по направлениям университетских центров распределились следующим образом (рис. 4).
Рис. 3. Количественное распределение участников отбора
вот с и/т I и тс ат
Рис. 4. Количественное распределение заявок по направлениям университетских центров
Наиболее универсальной моделью оказалась модель трехсторонней специализации университетского центра - университетские центры инновационного, технологического и социального развития (42 вуза), далее следует группа университетских центров социального развития (22) и т. д.
О победителях
Как отметил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации России А. Б. Соболев 14 декабря на Межвузовском форуме «Опорные универси-
теты - драйверы развития регионов», в рамках конкурсного отбора были организованы две независимые экспертизы: «Одну из них проводили работодатели в лице Общественно-делового совета, которые изучили каждую заявку на предмет ее соответствия модели университетских центров. Вторую экспертизу проводили эксперты из образовательного сектора - представители ведущих вузов, эксперты в области образования...» [3-4]. На основании проведенных экспертиз было отобрано 36 заявок вузов, еще 15 были рекомендованы после проведения очных защит проектов. Таким образом, общее число победителей приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» - 51 образовательная организация. По федеральным округам победители проекта распределились следующим образом (рис. 5).
По количеству вузов в каждом федеральном округе имеем следующее (рис. 6).
Рассмотрим победителей по группам. В Приволжском федеральном округе оказалось больше всего победителей - 13 вузов. По субъектам Российской Федерации вузы-победители распределились следующим образом (рис. 7):
В числе вузов-победителей данного округа: университет-участник проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (проект 5-100) - Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, федеральный университет и участник проекта 5-100 -Казанский (Приволжский) федеральный университет, 6 опорных университетов - Уфимский государствен-
1-1
12
М]
8
6
Им
ПФО ЮФО СФО ЦФО СЗФО У|)ФО СКФО ДФО
Рис. 6. Количественное распределение
победителей по федеральным округам
ный нефтяной технический университет, Вятский государственный университет, Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, Тольяттинский государственный университет, Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина, Ульяновский государственный университет, 2 национальных исследовательских университета - Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева-КАИ и Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева. В число вузов-победителей также вошли и другие вузы, среди которых - Поволжский государственный технологический университет, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), Самарский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Рис. 5. Субъекты Российской Федерации, в которых расположены победители конкурсного отбора 12 Университетское управление: практика и анализ Том 22, № 3, 2018
Рис. 7. Регионы ПФО, в которых находятся вузы -победители конкурсного отбора
В Южном федеральном округе в числе победителей оказались сразу 2 университета из Волгоградской области (Волгоградский государственный университет и Волгоградский государственный технический университет), 3 - из Ростовской области (Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова, Донской государственный технический университет и Южный федеральный университет), по 1 университету из Краснодарского края (Кубанский государственный университет), республики Крым (Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского) и г. Севастополя (Севастопольский государственный университет) (рис. 8).
Рис. 8. Регионы ЮФО, в которых находятся вузы -победители конкурсного отбора
При этом отметим, что в ЮФО в числе победителей оказались 2 федеральных университета -Южный и Крымский федеральные университеты, 2 опорных университета - Волгоградский и Донской государственные технические университеты.
Сибирский ФО в рамках приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» представлен широко и только «статусными» высшими учебными заведениями (рис. 9).
V
Рис. 9. Регионы СФО, в которых находятся вузы -победители конкурсного отбора
Таким образом, победителями проекта стали 4 опорных университета - Алтайский и Кемеровский государственные университеты, Новосибирский государственный технический университет и Сибирский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, 3 национальных исследовательских института - Иркутский национальный исследовательский технический университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет и Национальный исследовательский Томский политехнический университет (два томских вуза также и участники проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров), федеральный университет - Сибирский федеральный университет, в том числе являющийся участником проекта 5-100.
Центральный федеральный округ представлен вузами из следующих регионов (рис. 10).
В числе победителей - Белгородский государственный технологический универси-
Рис. 9. Регионы ЦФО, в которых находятся вузы -победители конкурсного отбора
тет им. В. Г. Шухова, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Воронежский государственный технический университет, Воронежский государственный университет, Костромской государственный университет, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.
В отношении ЦФО следует отметить, что, за исключением Воронежского государственного университета, данный федеральный округ представлен образовательными учреждениями, ранее ставшими победителями другого конкурса Министерства образования и науки Российской Федерации на финансовое обеспечение программ развития за счет средств федерального бюджета - опорными университетами.
Среди участников конкурсного отбора из Северо-Западного федерального округа в числе победителей оказались вузы из следующих субъектов Российской Федерации (рис. 11).
Чь
Рис. 11. Регионы СЗФО, в которых находятся вузы -победители конкурсного отбора
Таким образом, СЗФО представлен в приоритетном проекте тремя опорными университетами -Петрозаводским, Сыктывкарским и Череповецким государственными университетами, а также двумя федеральными - Северным (Арктическим) федеральным университетом им. М. В. Ломоносова и Балтийским федеральным университетом им. Иммануила Канта (который в том числе является участником проекта 5-100).
В Уральском федеральном округе победителями приоритетного проекта объявлены 4 вуза из трех регионов (рис. 12).
Рис. 12. Регионы УрФО, в которых находятся вузы -победители конкурсного отбора
Так, Свердловская область представлена федеральным университетом, который также является участником проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров - Уральским федеральным университетом им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. Участниками проекта стали сразу 2 вуза из Тюменской области - опорный Тюменский индустриальный университет и участник проекта 5-100 Тюменский государственный университет. Челябинскую область представляет опорный университет - Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова.
В Северо-Кавказском ФО победителями конкурсного отбора стали 3 вуза из двух регионов (рис. 13).
Например, в числе победителей - СевероОсетинский государственный университет им. Коста Левановича Хетагурова, СевероКавказский федеральный университет и Ставропольский государственный аграрный университет.
Все заявки, поступившие от вузов Дальневосточного ФО, были одобрены в ходе кон-
Рис. 13. Регионы СКФО, в которых находятся вузы -победители конкурсного отбора
курсного отбора. Соответственно, данный округ представлен следующим образом (рис. 14):
Якутск
петропааловск-
КймчйТСкий
5 !
Таким образом, в числе победителей приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» - 23 опорных университета, 10 федеральных университетов, 6 национальных исследовательских, 10 вузов-участников проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Следующий этап для победителей конкурса - это реализация планов по достижению целевых индикаторов, обозначенных в дорожной карте программы трансформации вуза в университетский центр инновационного развития региона. В числе основных ожиданий от созданных в рамках приоритетного проекта университетских центров:
- расширение сотрудничества с инновационными и промышленными предприятиями и кластерами региона, что будет способствовать созданию отраслевых инжиниринговых центров, технологических парков и т. д.;
- расширение и модернизация образовательных услуг с целью привлечения талантливой молодежи и подготовки региональной элиты по широкому спектру направлений и специальностей;
- целевая подготовка специалистов для реализации инновационных проектов и, следовательно, вовлечение молодых специалистов в инновационную научно-образовательную деятельность;
- увеличение объема и роли проводимых фундаментальных и прикладных исследований, что предполагает и выпуск инновационной продукции, ориентированной на удовлетворение потребностей региональной экономики.
Если рассматривать победителей конкурса в разрезе направлений создаваемых центров, то преимущественно вузами выбрана трехсторонняя направленность. В целом количественно направленность центров вузов-победителей представлена на рис. 15.
Южно-Сахалинск
Биообиджан Владивосток
Рис. 14. Регионы ДФО, в которых находятся вузы-победители конкурсного отбора
Дальневосточный федеральный округ представляют два федеральных университета -Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова и Дальневосточный федеральный университет, а также Тихоокеанский государственный университет.
вют и/т
Рис. 15. Количественное распределение вузов -победителей по направлениям университетских центров
Рассмотрим ключевые инициативы по трансформации вузов в университетские центры по направлениям.
Так, в рамках университетских центров социального развития регионов предлагаются следующие мероприятия:
- создание условий для подготовки кадров нового поколения в сфере социальных инноваций и высокотехнологичной медицины, развития знаний и навыков медицинских работников региона и Российской Федерации;
- создание условий для реализации проектно-ориентированных образовательных программ инженерного, медицинского, социально-экономического, педагогического профилей, предполагающих командное выполнение проектов полного жизненного цикла;
- обеспечение капитализации медицинских и социально-ориентированных проектов;
- создание единого регионального центра профориентации и карьерного сопровождения;
- поддержка развития студенческого социального предпринимательства, создание и функционирование стартап-акселераторов и программ поддержки социального предпринимательства с участием институтов развития, в том числе в целях создания студентами, аспирантами и выпускниками социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО);
- участие в обеспечении условий для реализации непрерывного образования, повышения информационной, финансовой и правовой грамотности населения.
В числе мероприятий, заявленных победителями по трансформации вуза в университетский центр технологического развития региона, мы выделим следующие:
- развитие отраслевого центра инжиниринга, обеспечивающего технологическую и бизнес-инфраструктуру для содействия компаниям в реализации проектов по направлениям национальной технологической инициативы на глобальных рынках и продвижению инновационных научно-исследовательских разработок;
- обеспечение развития студенческого технологического предпринимательства, создание и функционирование стартап-акселераторов и программ поддержки инновационного предпринимательства с участием региональных и федеральных институтов развития;
- опережающая подготовка кадров для компаний-лидеров отрасли;
- развитие системы подготовки техностартеров;
- формирование университетских технологических кластеров как структурных единиц, обе-
спечивающих «под ключ» кадровое и научно-технологическое решение любого запроса предприятий региона;
- создание центров сетевого взаимодействия, аккумулирующих лучшие образовательные практики и технологические решения мира и России и транслирующих их в реальный сектор экономики региона;
- формирование пространства генерации перспективных технологий, направленных на опережающее развитие предприятий региона;
- развитие среды коммерциализации технологий на высокотехнологичных предприятиях;
- актуализация исследовательской повестки и развитие технологических инноваций на основе широких партнерств;
- создание условий для формирования в регионе новых технологических рынков.
Наконец, как университетские центры инновационного развития региона вузы ставят перед собой следующие задачи:
- обеспечение «омоложения» научных кадров путем всесторонней поддержки развития молодежной и студенческой науки;
- развитие высокоэффективной инфраструктуры, включающей объекты, на базе которых выполняются различного рода проекты за счет средств предприятий, организаций региональной экономики и регионального бюджета;
- создание инновационной платформы цифровой экономики;
- развитие действующих и создание новых инновационных территориальных кластеров как эффективных инструментов взаимодействия;
- создание региональной системы управления талантами посредством развития деятельности различных образовательных структур и выполнения проектов;
- активное привлечение работодателя к образовательному процессу с целью получения качественного образования выпускником, обладающим компетенциями, необходимыми работодателю;
- создание инновационной экосистемы для организации процесса создания инноваций, от формирования идеи до производства продукции;
- создание совместно с индустриальными партнерами центров профессиональной сертификации;
- создание проектов государственно-частного партнерства в интересах социально-экономического развития региона.
В целом университетские центры должны стать региональными лидерами в сфере подготовки кадров для субъектов Российской Федерации,
экспертными площадками региональной власти по вопросам развития актуальных для региона направлений и успешно интегрироваться в решение важных задач социально-экономического развития города и региона, в котором они расположены.
Список литературы
1. Паспорт приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/проекты/1356/ файл/9737/Паспорт_Вузы%20центры%20инноваций. pdf (дата обращения: 23.01.2018).
2. Модель и параметры мониторинга университетских центров инновационного, технологического
и социального развития регионов (Приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций») [Электронный ресурс]. URL: httpsV/минобрнауки. рф/проекты/1356/файл/9738/Модель.pdf (дата обращения: 23.01.2018).
3. Сайт проекта «5-100». Новостная лента. 10 вузов-участников Проекта 5-100 стали победителями конкурсного отбора в рамках проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» [Электронный ресурс]. URL: https://5top100.ru/news/70290/ (дата обращения 29.01.2018).
4. Новостная лента Минобрнауки РФ. 51 вуз признан университетским центром инновационного, технологического и социального развития регионов [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/пресс-центр/11796 (дата обращения 29.01.2018).
DOI 10.15826/umpa. 2018.03.023
CONCERNING THE RESULTS OF SELECTION THE PRIORITY PROJECT "UNIVERSITIES AS CENTERS OF DEVELOPMENT OF INNOVATIONS"
E. A. Panasenko, S. V. Efimov, S. V. Zamyatin
National Research Tomsk Polytechnic University 30 Lenina ave., Tomsk, 634050, Russian Federation; [email protected]
Keywords: priority project, competition, project 5-100, flagship universities, federal universities, innovative development, ranking.
The priority project of the RF Ministry of Education and Science «Universities as centers of development of innovations» has been planned as a long-term project; the life of the project is from October, 2017 to December, 2025.
The main objective of this project is to ensure the global competitiveness of the Russian universities as well as the creation of at least 100 regional university centers of innovative, technological and social development by the end of the project. Thus, university centers of innovative, technological and social development of regions based on educational institutions have to be focused on solving problems of sustainable social and economic development of the constituent territories of the Russian Federation. The university center is a higher education institution which has been successfully qualified by the competition committee, and, therefore, announced as the winner of the competition.
References
1. Pasport prioritetnogo proekta «Vuzy kak tsentry prostranstva sozdaniya innovatsii» [Project summary «Universities as centers of development of innovations»], available at: https://MHHo6pHayKH.p^/npoeKTti/1356/ ^апп/9737/Паспорт_ВузвI%20центрвI%20ннновацнп. pdf (accessed: 23.01.2018).
2. Model' i parametry monitoringa universitetskikh tsentrov innovatsionnogo, tekhnologicheskogo i sotsial'nogo razvitiya regionov (Prioritetnyi proekt «Vuzy kak tsentry prostranstva sozdaniya innovatsii») [Monitoring model and parameters of university centers of innovative, technological and social development (The priority project « Universities as centers of development of innovations»)], available at: https://
MHHo6pHayKH.p^/npoeKTBi/1356/^ann/9738/Mogent. pdf (accessed: 23.01.2018).
3. Sait proekta «5-100». Novostnaya lenta. 10 vuzov-uchastnikov Proekta 5-100 stali pobeditelyami konkursnogo otbora v ramkakh proekta «Vuzy kak tsentry prostranstva sozdaniya innovatsii» [Web-site of the project «5-100». News feed], available at: https://5top100.ru/news/70290/ (accessed: 29.01.2018).
4. Novostnaya lenta Minobrnauki RF. 51 vuz priznan universitetskim tsentrom innovatsionnogo, tekhnologicheskogo i sotsial'nogo razvitiya regionov [News feed of the RF Ministry of Education and Science], available at: https://MHHo6pHayKH.p^/npecc-^HTp/11796 (accessed: 29.01.2018).
Информация об авторах / Information about the authors:
Панасенко Елена Александровна - кандидат филологических наук, ведущий эксперт, центр сопровождения сетевых проектов Томского политехнического университета; 8 (3822) 60-62-59; [email protected].
Ефимов Семен Викторович - кандидат технических наук, директор, центр сопровождения сетевых проектов Томского политехнического университета; 8 (3822) 60-62-59; [email protected].
Замятин Сергей Владимирович - кандидат технических наук, начальник, информационно-аналитическое управление Томского политехнического университета; 8 (3822) 70-56-60; [email protected].
Elena A. Panasenko - Candidate of Sciences (Philology), Lead Expert, Network Projects Support Centre, National Research Tomsk Polytechnic University; +7 (3822) 60-62-59; [email protected].
Semen V. Efimov - Candidate of Sciences (Engineering), Director, Network projects Support Centre, National Research Tomsk Polytechnic University; +7 (3822) 60-62-59, +7 (3822) 60-62-59; [email protected].
Sergey V. Zamyatin - Candidate of Sciences (Engineering), Head, Information and Analysis Division, National Research Tomsk Polytechnic University; +7 (3822) 70-56-60; [email protected].