Научная статья на тему 'Организационно-экономические основы интегрированного управления инновациями'

Организационно-экономические основы интегрированного управления инновациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНТЕГРИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ / ПОДДЕРЖКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННАЯ АДАПТИРОВАННОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипов А. Н., Колотилин Б. А., Ларионов И. В.

Статья посвящена вопросам развития инновационной деятельности в Самарской области. Авторами рассмотрены основные направления деятельности Правительства Самарской области по поддержке и развитию научно-технической, инновационной деятельности в регионе, вопросы взаимодействия организаций инновационной инфраструктуры. Рассмотрена возможность применения интегрированного управления инновационными проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические основы интегрированного управления инновациями»

Организационно-экономические

основы интегрированного управления инновациями

А.Н. Осипов,

исполнительный директор НО «Инновационно инвестиционный фонд Самарской области»

Б.А. Колотилин,

д. т. н., профессор ГОУ ВПО «Самарский государственный технический университет»

И.В. Ларионов,

аспирант кафедры экономики промышленности ГОУ ВПО «Самарский государственный технический университет», начальник отдела организации конкурсов НО «Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области»

[email protected]

Статья посвящена вопросам развития инновационной деятельности в Самарской области. Авторами рассмотрены основные направления деятельности Правительства Самарской области по поддержке и развитию научно-технической, инновационной деятельности в регионе, вопросы взаимодействия организаций инновационной инфраструктуры. Рассмотрена возможность применения интегрированного управления инновационными проектами.

Ключевые слова: Инструменты развития инновационной деятельности, интегрированное управление инновационными проектами, поддержка научно-технической деятельности, инновационная адаптированность, инновационная инфраструктура.

Экономика будущего — это инновационная экономика. Об этом не раз говорил в своих выступлениях Президент РФ Д.А. Медведев. При этом Президент подчеркивает, что мы «должны реализовывать мегапроекты на прорывных направлениях развития технологий, концентрируя на них ресурсы, кадры, внимание государства, тесно взаимодействуя на этом направлении с бизнесом, чтобы не прозевать те шансы, которые нам сегодня даны, и не остаться за бортом цивилизации» [5].

Скоординированное взаимодействие государственных, научно-исследовательских, производственных, финансовых и других хозяйствующих субъектов является одним из ключевых факторов в эффективной реализации инновационных решений.

Поэтому актуальной проблемой построения национальной инновационной системы является формирование частно-государственного интегрированного управления инновациями как единого процесса.

В данном случае под интегрированным управление инновациями (инновационными проектами) следует понимать совокупность текущих решений и действий, обеспечивающих скоординированное вза-

имодействие государственных, научно-исследовательских, производственных, финансовых и других хозяйствующих субъектов в целях эффективной разработки и реализации инновационных решений.

Важным фактором организационно-экономической оценки инновационного проекта является его конкурентоспособность и адаптированность к условиям его реализации.

Под инновационной адаптированностью здесь понимается способность быстрой и эффективной реализации инновационных решений с учетом сложившейся рыночной конъюнктуры. Одним из ключевых факторов инновационной адаптированности является уровень экономического развития страны, ее научнотехнического и технологического потенциала, зрелости организаций, осуществляющих развитие и продвижение инноваций от исследований к коммерциализации.

Предлагается рассмотреть применение интегрированного управления инновационными проектами на примере реализации программно-целевых задач инновационной системы Самарской области.

Для обеспечения динамичного устойчивого роста экономики Самарской области принципиально

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

важным является переход к инновационному типу ее развития, формированию экономики, основанной на знаниях.

Инновационная политика, реализуемая Правительством Самарской области, направлена на прорывное развитие технологической базы предприятий, укрепление их конкурентных позиций на отечественном и мировом рынках. Самарский регион как территория с высокой концентрацией научного, образовательного и производственно-технического потенциала располагает благоприятными условиями для развития инновационного бизнеса.

С целью создания региональной инновационной системы, включающей в качестве субъектов деятельности исполнительные органы государственной власти, организации научно-исследовательской сферы, финансовые институты и предпринимательского сектора экономики региона, была разработана и утверждена в 2003 году областная целевая программа «Инновации — Производство — Рынок» на 2003-2006 годы.

Итогами реализации мероприятий программы стал выпуск наукоемкой продукции на сумму в 51,2 млн. рублей, открыто 70 новых рабочих мест. Кроме того, с целью коммерциализации инновационных технологий, при ведущих вузах Самарской области были созданы центры трансфера технологий.

Учитывая эффективность программы «Инновации — Производство — Рынок», а также необходимость форсированного развития инновационных процессов в регионе, совершенствования инновационной инфраструктуры в 2007 году разработана и принята областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Самарской области на 2008-2015 годы» (изменена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2009 № 187).

Реализация мероприятий программы устраняет следующие проблемы и решает вопросы развития инновационной деятельности в Самарской области [2]:

• наличие разрывов в инновационном цикле и в переходе от фундаментальных исследований через научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее — НИОКР) к коммерческим технологиям;

• отсутствие проектов, проработка которых достаточна для осуществления инвестирования в их реализацию;

• отсутствие квалифицированных кадров для инициации и реализации инновационных проектов;

• низкая согласованность в деятельности инфраструктурных организаций инновационной сферы;

• недостаточное развитие малого инновационного бизнеса — высокие стартовые и текущие расходы, увеличивающие период окупаемости проекта (срок кредитования и т. д.), административные и психологические барьеры;

• рост технологической отсталости основных отраслей экономики региона.

Для реализации программы задействованы или созданы вновь следующие институты инновационной инфраструктуры Самарской области, деятельность которых направлена на обеспечение быстрого продвижения инноваций от исследований к коммерциализации и выпуску промышленной продукции.

Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области — финансовый инструмент развития инновационной деятельности в регионе.

Основными задачами организации является формирование перспективных инновационных проектов, в том числе межрегиональных, и финансирование их реализации, включая создание необходимых производств и инфраструктуры.

Региональный центр инноваций и трансфера технологий — поддержка комплексных проектов трансфера уникальных технологий, содействие научным организациям, малым инновационным предприятиям в продвижении собственных разработок на рынок, продвижение инновационных технологий и проектов презентационными методами с целью позиционирования разработок Самарской области, поиска стратегических партнеров, освоения рыночных ниш на российском и мировом рынке проектов.

ОАО «Технопарк» — материально-техническая база для функционирования развития инновационных организаций и организаций инновационной инфраструктуры, увеличение объемов высокотехнологичной продукции, повышение конкурентоспособности продукции территориально-отраслевых кластеров Самарской области. В структуру технопарка входит инновационный бизнес-инкубатор, в котором на льготных условиях сдаются в аренду офисные помещения для малых предприятий, реализующих инновационные проекты на территории Самарской области.

Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области — финансирование экономически эффективных проекты, обладающих рыночным потенциалом, при наличии опытно-промышленного образца или технологии производства.

Кроме того в настоящее время активно создаются технопарки в городах Самара и Тольятти, а также 1Т-парк (г. Тольятти).

Все перечисленные элементы инновационной инфраструктуры обеспечиваю реализацию инновации на любом этапе ее жизненного цикла.

Так на стадии проверки научной состоятельности инновационного проекта, создания действующих опытных образов инновационной продукции, наглядно демонстрирующих потенциальным инвесторам их технологические и потребительские преимущества по сравнению с имеющимися серийными аналогами Инновационно-инвестиционным фондом Самарской области проводятся областные конкурсы «Идея» и «Опытный образец».

С целью формирования комплексного проекта, содействия в презентации, продвижения к реализации инновационной технологии присоединяется Региональный центр инноваций и трансфера технологий.

В последующем проекты могут быть рекомендованы ОАО «Технопарк» для выделения творческим коллективам офисного помещения на льготных условиях, с целью самостоятельной коммерциализации проекта.

Кроме того, проекты на стадии внедрения могут быть заявлены вновь в Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области, где на организацию серийного производства инновационной продукции на конкурсной основе предоставляются займы под льготный процент, составляющий 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В соответствии с соглашением между Инновационно-инвестиционным фондом Самарской области и ЗАО «УК «Инвест-Менежмент» — управляющей компании ЗПИФ «Региональный венчурный фонд содействия Самарской области, проекты, поддержанные Инновационно-инвестиционным фондом Самарской области на ранней стадии, рекомендуются фонду содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Самарской области.

Такая интегрированная система управления инновационным проектом позволила активизировать малые инновационные предприятия, вузы и творческие коллективы региона.

Только Инновационно-инвестиционным фондом Самарской области за 4 года существования было проведено восемнадцать конкурсов, на которых заявлено 331 проект. 70 получили финансовую поддержку. В результате организовано восемь производств инновационной продукции с объемом выпуска от 110 до 200 млн. рублей в год, создано 81 новое рабочее место для высококвалифицированных специалистов, сохранено более 200 рабочих мест исследователей, занимающихся решением важных для экономики и общества задач.

Управление элементами инновационной инфраструктуры со стороны Правительства региона можно назвать многоуровневым.

На первом уровне, представители Правительства региона, в том числе и Губернатор, входят в состав высшего органа управления инфраструктурной организации: попечительский совет, наблюдательный совет и т. д.

На втором — присутствие представителей профильных министерств в составе конкурсных комиссий во время проведения конкурсов по отбору перспективных научно-технических проектов с целью оказания финансовой и организационной поддержки организациями инновационной инфраструктуры.

Такая многоуровневая система управления позволяет Правительству Самарской области не только сформировать для организаций приоритеты разви-

тия, но и скоординировать ее деятельность в соответствии со стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года.

Активное участие представителей профильных министерств в работе конкурсных комиссий позволило сформировать качественную, объективную систему отбора, экспертизы и поддержки инновационных проектов.

Также министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и министерством промышленности, энергетики и технологий Самарской области проводится постоянная работа по анализу потребностей промышленности региона в новых технологиях.

В результате такого анализа в 2007 году была выявлена потребность в разработке и внедрении энергосберегающих технологий.

Правительством Самарской области совместно с Инновационно-инвестиционным фондом Самарской области, Тольяттинским государственным университетом, малым инновационным предприятием ООО «СветТехСервис» был инициирован проект по созданию осветительных устройств нового поколения с электронным пусковым устройством. Финансовая поддержка была оказана из средств областного бюджета на конкурсной основе. За два года проект по производству энергосберегающих люминесцентных светильников прошел путь от «идеи» до организации производства. И на сегодняшний день Самарская область имеет современное инновационное производство, обеспечивающие предприятия области и соседних регионов качественными энергосберегающими осветительными устройствами с высокими техническими показателями.

Конкурентные преимущества проекта обусловлены, в том числе, разработанным и запатентованным электронным пускорегулирующим устройством, обеспечивающим повышенную в 4 раза светоотдачу, устранение пульсации — одной из главных причин падения зрения, срок службы более 7 лет и др.

Это не единственный пример скоординированной деятельности органов государственной власти, научно-исследовательских организаций, организаций инновационной инфраструктуры и малых инновационных предприятий.

На стадии внедрения находятся проекты в области здравоохранения, нефтехимии и т. д. Причем все проекты первоначально получили финансовую поддержку на стадии проверки научной идеи.

Эффективная деятельность элементов инновационной инфраструктуры, координация взаимодействия их между собой, с научно-исследовательскими организациями, промышленными и малыми инновационными предприятиями со стороны Правительства Самарской области позволяет говорить об эффективности механизмов интегрированного управления.

Организационно-экономические основы интегрированного управления инновационными проекта-

ИННОВАЦИИ № 02 (136), 2010

ми могут стать предметом специального исследования в будущем с целью формирования действенной системы интегрированного управления инновационными проектами.

Литература

1. Данные некоммерческой организации «Инновационно-инвестиционный фонд Самарской области».

2. Закон Самарской области об утверждении областной целевой программы развития инновационной деятельности в Са-

марской области на 2008-2015 годы (от 12 декабря 2007 года, № 154-ГД).

3. Закон Самарской области о государственной поддержке инновационной деятельности на территории Самарской области (в ред. Закона Самарской области от 16.03.2006 N 21-ГД).

4. Постановление Правительства Самарской области от 27.03.2009 №187 «Об утверждении областной целевой программы развития инновационной деятельности в Самарской области на 2009-2015 годы».

5. Материалы с сайта http://www.kremlin.ru.

Organizational-economic bases of the integrated management

of innovations

A.N. Osipov, Executive director, The Innovative-Investment Fund of Samara region

B.A. Kolotilin, professor, Samara state technical university, the engineering-economic department I.V. Larionov, Chief of department, The Innovative-Investment Fund of Samara region

Article is devoted questions of development of innovative activity in the Samara region. Authors consider the basic directions of activity of the Government of the Samara region on support and development of scientific and technical, innovative activity in region, questions of interaction of the organisations of an innovative infrastructure. Possibility of application of the integrated management is considered by innovative projects.

Keywords: Tools of development of innovative activity, integrated management by innovative projects, support of scientific and technical activity, innovative adaptedness, innovative infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.