Представительством РД в Азербайджанской республике, открывшимся 25 ноября 1996 г., проведены переговоры с властями Азербайджана по поводу строительства совместных малых электростанций на реке Самур для обеспечения близлежащих районов Дагестана и Азербайджана электроэнергией. Достигнута договоренность с АО «Даг-энерго» в реализации проекта. В настоящее время изучается эффективность строительства, экономические и правовые аспекты. Определенным моментом, сдерживающим осуществление финансовых вложений в развитие экономики Дагестана и совместной деятельности со стороны азербайджанских инвесторов, является отсутствие законодательной базы, механизма представления Правительственных гарантий по иностранным инвестициям.
Правительством РД и АР была достигнута договоренность о поставках электроэнергии в зимнее и летнее время на основе взаимозачетов. В 1999 г. в Азербайджанской республике было поставлено электроэнергии на сумму 1865,8 тыс. $.
Объем услуг связи, оказанный всеми предприятиями отрасли в 1999 г. оценивается в 192,9 млрд. руб.
Наиболее значительным предприятием - естественной монополиейявляется АО «Дагсвязьинформ», доля услуг которого составила в 1999 г. 73,1 % от объема услуг отрасли связи в регионе.
АО «Дагсвязьинформ» учредило совместно с корейскими компаниями два СП: «Дагестанская пейджинговая связь» и «Дагестанская сотовая связь».
Таким образом, естественное монополии РД как наиболее мощные корпоративные структуры, должны стать двигателем развития интеграционных процессов, в республике на микроуровне. Однако, с этим вопросом связано много проблем. Внешнеэкономическая деятельность РД определяется влиянием общего экономического положения в РФ и Дагестане и диктуется ситуацией, складывающейся на сопредельных территориях.
III. Материалы круглого стола «Актуальные вопросы проведения земельной реформы», 20 июня 2000 года
Рущенко В.К.
Актуальные вопросы проведения земельной реформы в Дагестане
В результате проведенного за годы перестройки крупномасштабного перераспределения земель в Дагестане стали образовываться и развиваться новые формы землепользования. Количество землевладельцев, землепользователей и арендаторов превысило цифру 612 тысяч и продолжает расти.
Анализ реформирования земельных отношений показывает, что произошли значительные изменения в формах ведения хозяйств, категориях землепользователей, площадях сельскохозяйственных предприятий и граждан. Так, в результате реформирования убыточных и низкорентабельных колхозов и совхозов образовано 56 ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств, 68 сельскохозяйственных кооперативов, 28 агрофирм, 30 акционерных обществ, товариществ и малых сельскохозяйственных предприятий, и 24539 фермерских хозяйств, 81 подсобное сельское хозяйство заводов, предприятий и организаций. За ними закреплено 1250 тыс.га, в том числе 175 тыс.га пашни. Но вместе с этим организовано 148 новых колхозов и их стало 439, сохранено 244 совхоза.
Необходимо отметить, что сельскохозяйственное производство в Республике Дагестан ведется в крайне сложных природно-климатических условиях, из-за чего состояние значительной части земель сельскохозяйственного назначения (3,4 млн га), особенно пашни (0,5 млн га) остается неудовлетворительным. Более 2 млн га подвержены ветровой и водной эрозии, 1,89 млн га засолены, переувлажнены, заболочены или засорены камнями. За последние 10 лет площадь засоленных земель увеличилась с 1183 тыс.га до 1607 тыс.га, из которых более 24% приходятся на сильнозасоленные, а 7% на солончаки. Увеличение засоленных земель в основном произошло в результате поднятия уровня Каспийского моря, а также неправильного использование поливной воды.
Общая площадь пашни в республике составляет 534 тыс.га или 15,6% от площади сельскохозяйственных угодий. Ее размещение по территории республики весьма неравномерно: на равнине она составляет почти 3/4 площадей сельхозугодий, в предгорье - около 1/6, в горах - 1/10. При этом из года в год происходит увеличение площади неиспользованной заброшенной пашни в общественных хозяйствах. Так, если 1990 г. площадь неиспользуемой пашни составляла 30 тыс.га, то на 01.2000 г. - более 115 тыс.га.
Площадь многолетних насаждений по республике составляет 68,3 тыс.га, из которых за сельхозпредприятиями закреплены 48,5 тыс.га. По сравнению с 1990 г. она уменьшилась на 38,8 тыс.га, в т.ч. виноградников на 31 тыс.га. Такое резкое сокращение многолетних насаждений произошло из -за известного постановления по борьбе с пьянством, низких закупочных цен, отсутствия рынка сбыта, непомерно высоких цен на сельхозтехнику, ядохимикаты, минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы. В результате чего большие площади виноградников были раскорчеваны.
Следует отметить, что садоводство как отрасль находится в настоящее время в упадке из -за низкой урожайности плодов, что в свою очередь, является следствием низкой агротехники, значительной изреженности насаждений в старых садах, замены новыми сортами часто их очень малой площади, отсутствия должного ухода, недостаточной обеспеченности районированным посадочным материалом.
Площади естественных кормовых угодий в республике достаточно велики - 2,8 млн га, из них 5,7% сенокосов и 94,3% пастбищ (зимние и летние). В целом в структуре сельскохозяйственных угодий они занимают 82,3%. Большинство сенокосов нуждаются в мелиорации из-за сбитости, изреженности и ухудшения состава травостоя, закуста-ренности, проявлений эрозии, дефляции и частичного засоления почв.
В горных районах в основном находятся летние пастбища, представленные альпийскими и, особенно, субальпийскими лугами, составляющими основу кормовой базы. Значительные площади их эродированы, покрыты тропами, закустарены. Около 53% кормовых угодий подвержены водной и ветровой эрозии.
Дагестан, как известно, является одним из крупных, исторически сложившихся районов орошаемого земледелия. На его долю приходится 7% всех орошаемых земель в Российской Федерации и 19% на Северном Кавказе. На начало 2000 г. в республике орошается 387 тыс.га, что составляет 11,4% от всех угодий, из них пашня 282,8 тыс.га, многолетние насаждения 44,4 тыс.га и кормовые угодья 59,8 тыс.га. Эти земли дают более 70% продукции растениеводства. Однако, продуктивность орошаемого гектара все еще остается низкой.
Более половины орошаемых земель находится в неудовлетворительном состоянии. Две трети оросительных систем не инженерные, построены в пятидесятые годы. Они не обеспечены коллекторно-дренажной сетью, каналы земляные без противофильтрационной одежды, подвергаются быстрому заилению и зарастанию.
Данные исследования и балансовые расчеты показывают, что земледелие в Дагестане ведется с дефицитным балансом гумуса (от 0,23- до 0,55 т/га). В настоящее время содержание гумуса в обрабатываемых почвах в зависимости от их подтиповых различий колеблется в пределах очень низкого и низкого содержания. Ежегодно из почвы отчуждается в расчете на гектар пашни в среднем 1,1 тонны гумуса, а поступает его 0,67 ц/га. Подсчеты показывают, что за последние два десятилетия содержание гумуса в пахотных почвах республики снизились не менее, чем на 25%. Ежегодные потери гумуса под зерновыми культурами составляют в среднем 0,3-0,4 т/га, а под пропашными эти потери еще выше.
Для создания бездефицитного баланса гумуса на пашне необходимо внести навоза в среднем на гектар посевной площади в районах равнинной зоны 6,2 т/га, предгорной - 10,3 т/га и горной - 10,0 т/га. При полном и рациональном использовании в земледелии отходов животноводства этот дефицит можно свести к минимуму, а при увеличении доли бобовых культур до 25% в структуре посевных площадей может быть создан устойчивый положительный баланс гумуса в почвах республики.
Значительный ущерб народному хозяйству Дагестана наносят процессы засоления почв. Данные земельного кадастра показывают, что удельный вес засоленных почв в общей площади сельскохозяйственных угодий по республике за последние 10 лет вырос от 35% до 47,3% и составляет 1,6 млн га. Из них на сильнозасоленные приходится 392,8 тыс.га (24,4%), солончаки - 120,1 тыс.га (7,4%), солонцеватые и солонцовые комплексы - 81,0 тыс.га (5%).
За 1999 г. площадь неиспользованной пашни составляла 115225 га, из них находилось под плантажом 368 га, в стадии мелиоративной подготовки 258 га, сильнозасолен-ная 13809 га, мелкоконтурная 4475 га, погибло и не пересеяно 9798 га по другим основаниям неиспользовалась 86517 га. Из них 39,3 тыс.га составляют орошаемые земли -17% от ее наличия.
Госкомземом РД и его органами на местах на основании ст.16 Закона РД «О земле» за неиспользование и нерациональное использование земель, а также неуплаты земельного налога изъяты в спецземфонд районов и городов республики около 300 тыс.га земель, из которых около 150 тыс.га перераспределены совхозам, колхозам, КФХ, а также выделены под увеличение размеров личных подсобных хозяйств, индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем, процессы реформирования земельных отношений протекали крайне медленно и противоречиво. Главным упущением в ходе реформ стало то, что до сих пор не создана необходимая система земельного законодательства на уровне Российской Федерации. До сих пор не принят Земельный Кодекс РФ, Закон РФ «О землеустройстве», «О разграничении государственных земель», «Об оценке земель», «О плате земель»в новой редакции, «Об аренде земель», «О залоге земель сельскохозяйственного назначения». Отсутствует механизм перехода земли от нерадивого владельца к настоящему хозяину, что приводит к постоянному увеличению неиспользуемых земель.
Существующие принципы налогообложения земли и взимании арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Финансовое, материальное, кадровое обеспечение реформы осуществлялось крайне недостаточно. Земельные платежи на всех уровнях расходовались не на проведение земельных преобразований, а на текущие бюджетные нужды.
В аграрном секторе первый этап земельной реформы не полностью решил всех возложенных на него задач. Прежде всего, не использован экономический потенциал земель как источника инвестиций, не создана система ипотечного кредитования на селе, отсутствует система специализированных зем ельных банков.
Актуальной проблемой является создание крупных корпораций, которые бы могли составить костяк отраслевых союзов. Речь идет прежде всего о крупных хозяйствах зернового направления, а также специализированные овощеводческие, виноградарские, садоводческие и др. До сих пор не принят Закон РФ о разграничении земель по уровням собственности - федеральному, республиканскому и муниципальному. Это порождает юридическую неразбериху, тормозит вовлечение земель в сельскохозяйственный оборот, затрудняет управление земельными ресурсами на всех уровнях и регистрацию прав на земельные участки.
Больной вопрос - кадастровая оценка земли, которая до сих пор не проводилась в республике. Между прочим, это сокращает поступления в бюджеты всех уровней ориентировочно до 100 млн рублей ежегодно.
В заключение отметим, что в республике практически приостановлены мелиоративные и агрохимические работы, мероприятия связанные с коренным и поверхностным улучшением земель. Поэтому в целях восстановления продуктивности угодий и улучшения их качественного состояния необходимо разработать и осуществить специальную программу третьего этапа «Обеспечение воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Ханмагомедов С.Г.
Эволюционное формирование многоукладных земельных отношений
Главным основанием гарантированного сохранения человеческой популяции на селе ныне становится организация устойчивого землевладения и эффективного землепользования.
Форсированные попытки демократизации производственных и земельных отношений в аграрном секторе, хотя и подняли мотивацию к труду, раскрепостили индивидуальную крестьянскую инициативу, одновременно привели фактически к отказу государства от поддержки сельскохозяйственных производителей. Многократно сократилось применение удобрений, средств и приемов защиты почв и растений, распались сложившиеся системы земледелия и севообороты, выросли площади необрабатываемых земельных угодий, оказались разрушенными системы внутрихозяйственного землеустройства. Практически свернуты работы по проведению противоэрозионных организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий в хозяйствующих субъектах.
Радикальные реформаторы земельных отношений усиленно пропагандируют тот тезис, что в рыночных условиях могут эффективно функционировать только частные собственники, преувеличивают роль индивидуальных хозяйств в продовольственном обеспечении страны. Тут политическая целесообразность явно главенствует над экономической разумностью.
Заимствованные идеалы свободного рынка земли на начальном этапе показали свою неспособность стать российской крестьянской философией, катализатором его созидательных сил. Перераспределение земель и ликвидация монополии госсобственности, образование слоя крестьянских (фермерских) хозяйств, передача земель органам местного самоуправления, регистрация прав на земельные участки, введение платного землепользования и т.д. проходят в стране крайне противоречиво и не привели к повышению эффективности использования экономического потенциала земли. Не прекращаются развал производства, падение материального благосостояния сельского населения и углубление его расслоения по уровню доходов, разрастаются социальные конфликты на селе.
Стало очевидным, что основная задача земельных реформ - появление эффективного хозяйствующего собственника недостижима, пока не будет осуществлена эволюционная реконструкция всей социально-экономической ткани развития сельского хозяйства, создана стройная система земельного законодательства и обоснованы принципы управления земельными отношениями.
На наш взгляд в период переходной экономики управление земельными ресурсами должно сочетать механизмы и государственного регулирования (приоритетно), и рыночные.
Так как функциями государственных органов должны оставаться: зонирование территорий, введение кадастра и мониторинга земель, землеустройство, охрана почв, установление пределов ставок земельных платежей, соблюдение режима эксплуатации земельных ресурсов, только институт государства, как система представительной и исполнительной власти, способен сегодня обеспечить социальный и экономический порядок, предотвратить дезинтеграцию общества, поднять конкурентоспособность национальной экономики, повысить качество жизни своих граждан.