материальными и другими ресурсами. Результат такого сотрудничества на лицо. АО "Эркенли" получает ежегодно 200-250 тыс.руб. прибыли. Объемы производства продукции за постперестроечный период не сократился, а возрос по зерну на 25%, в т.ч. по кукурузе в 1.8 раза, овощам - на 60%. Средний заработок одного рабочего здесь 2-3 раза больше, чем в целом по республике.
Несмотря на многообразие форм хозяйствования на сегодняшний день в республике стержнем аграрного строя являются два взаимосвязанных типа хозяйств - коллективное и личное подсобное. Первое обладает преимуществами крупного сельскохозяйственного предприятия и занимает господствующее положение в растениеводстве. Личное подсобное хозяйство обладает всеми преимуществами личной инициативы и предприимчивости. Оно мобильно, быстрее адаптируется к общей рыночной обстановке. Оно преобладает в животноводстве. ЛПХ в 1997г. выращено 89.4% всего картофеля, 78.7% овощей и 78.4% - плодов и ягод, что в среднем на 21% больше, чем в 1990г.
За последние годы идет интенсивный процесс перераспределения скота из сельхозпредприятий в хозяйства населения. Это привело к смещению производства продукции животноводства в сторону индивидуального сектора. В 1997г. в нем произведено 85% мяса, 78% молока и шерсти, почти половина яиц.
ЛПХ и крестьянские (фермерские) хозяйства, особенно отдаленные от городов, испытывают одинаковые трудности. Одной из основных является сбыт произведенной продукции. Сельскохозяйственные предприятия и потребкооперация практически свернули работу по закупке излишков продукции у населения. В связи с этим малые товаропроизводители вынуждены реализовывать излишки продукции перекупщикам по сбросовым ценам. Это наносит вред семейному бюджету как поставщиков продукции, так и покупателям - городскому населению.
Вторая проблема малых сельхозтоваропроизводителей - это отсутствие накоплений и доступных кредитов для приобретения техники и сельхозмашин.
Эти и другие трудности преодолимы на местах. Для этого необходимо в корне изменить подходы к организации сельскохозяйственного производства на районном уровне. Между тем административные и хозяйственные структуры районов проявляют интерес только к финансовым аспектам, а не к производственным проблемам.
На данном этапе местным администрациям в порядке поддержки и дальнейшего развития ЛПХ и крестьянских (фермерских) хозяйств было бы необходимо:
- возобновить былую практику по закупке продукции у населений на местах через райпотребкооперацию и сельхозпредприятия, которые взяли бы на себя цивилизованную форму реализации этих продуктов. Этим поставили бы конец частному скупщику, паразитирующему на безвыходном положении крестьян;
- для технического обслуживания малых сельхоз-товаропроизводителей, необходимо повсеместно на базе крупных сельхозпредприятий и в районном масштабе создавать машинно-технологические станции (МТС), оказав им для начала селективную поддержку. Нельзя забывать о том, что личное подсобное хозяйство не может успешно развиваться без поддержки крупного коллективного хозяйства, так как оно не имеет своей материально-технической, кормовой и племенной базы.
Не оспаривая значения перспектив крупного производства для сельского хозяйства республики, процесс переориентации государственной аграрной политики на ЛПХ следовало бы начать с тех отраслей, которые выгоднее развивать через мелкотоварное хозяйство, такие как овощеводство, картофелеводство, некоторые отрасли животноводства. И наоборот, центр тяжести в таких отраслях, как производство продовольственного зерна, технических культур, рисосеяние, промышленное виноградарство и виноделие, овцеводство, птицеводство, в условиях Дагестана не следует передавать в руки мелких товаропроизводителей. Предпочтение здесь нужно отдавать крупным сельскохозяйственным предприятиям, имеющим техническую базу, агросервисное обслуживание и кадровый потенциал.
Трушина О.А., Муртилов Н.А.
Ресурсный потенциал земельных угодий в сельском хозяйстве РД: оценка и использование
Экономика Дагестана вошла в полосу затяжного кризиса. Кризисные процессы в отраслях экономики имеют пороговые характеристики, превышение которых влечет за собой возникновение реальных угроз экономической безопасности отдельных субъектов Федерации и России в целом. Следует иметь в виду,
что чем выше сравнительный уровень развития региона, тем при прочих равных условиях больше возможностей преодолеть возникшую кризисную ситуацию за счет имеющихся внутренних резервов.
Бальная оценка важнейших факторов уровня экономического развития регионов РФ позволяет отнести республику к районам локализации угроз экономической безопасности, что связано с отставанием социального и экономического развития, приведших к глубоким макроэкономическим диспропорциям. Главной из них является несоответствие экономического потенциала республики численности населения. Производственный потенциал Дагестана в расчете на 1 жителя меньше в 3,7 раза, чем в России и в 2,2 раза меньше, чем по Северному Кавказу.
Для подъема экономики республики необходима гармонизация, то есть включение в процесс общественного производства элементов всех трех групп ресурсов: трудовых, капитала, земли, т.к. диспропорции в их соединении приводят к экономическим потерям (иррациональному эффекту). Нашу республику относят к трудоизбыточному региону. Но надо согласиться с мнением, что у нации не может быть избытка трудовых ресурсов, то есть их столько, сколько есть (объективное свойство). Чем полнее будет осуществлена задача вовлечь трудовые ресурсы в производственную деятельность, тем мощнее будет экономическое состояние республики. Именно труд, является основным структурообразующим фактором при включении в процесс общественного производства всех 3 -х групп ресурсов, о чем свидетельствует опыт последних десятилетий экономического подъема Китая и Японии.
Однако, в республике рабочая сила не обеспечена рабочими местами, то есть в общественное производство не вовлечено до 19% экономически активного населения, что связано с дефицитом капитальных вложений. В республике при низком уровне и ограниченности земельных ресурсов имеется большое количество неосвоенных и бросовых земель. Так, за 1998 г. были неиспользованы более 113 тысяч га пашни. Проанализировав данную ситуацию, нами сделан вывод, что невовлечение трудовых ресурсов в общественное производство и неиспользование земельных угодий связано прежде всего с недостатком финансовых средств в сельском хозяйстве республики. Отсутствие инвестиций разрешает трудовой потенциал села и земельный ресурс, который теряет свое основное качество - плодородие.
Еще Маслов Е.П. в своих трудах "Производительные силы Северного Кавказа" отметил, что размеры пахотных участков отражаются на уровне экономической активности использования земли. Им же было подчеркнуто, что более всего пахотные участки раздроблены в Дагестане в горной местности (площадь от 0,5 до 5 га), в то время, как средняя площадь контура пашни на Кубани и в Ставропольском крае - свыше 200 га.
Ресурсный потенциал - это совокупность природных и техногенных материальных элементов, а также достижений НТП, которые могут быть использованы человеком для жизнепроизводства различных благ (потребительских стоимостей). Ресурсы представляют собой материальную основу производства, но в статистике, то есть с момента их вовлечения в производственный процесс они являются лишь его исходной точкой, могут войти в него в самом разнообразном сочетании и в зависимости от характера производственного процесса конечных результатов труда. Как отмечено в диссертации Агаевой Г.Г.: «величина конечного результата функционирующей экономической системы определяется уровнем интегральной способности применяемых ресурсов» Чем более совершенны интегральные свойства ресурсов, тем меньший физический объем их требуется для производства. Качество ресурсов можно охарактеризовать, как умноженное их количество, то есть чем качественнее ресурсы, тем меньше их требуется (чем богаче почва гумусом, тем меньше ее требуется для производства единицы продукции)
Иначе говоря, ресурсы представляют собой расходную (затронутую) часть процесса производства и характеризуют лишь то, что может быть использовано в результате его осуществления. Ресурсы представляют собой диалектическую противоположность результатов производства. Они обуславливают результаты, находятся с ними в неразрывном единстве, но не тождественны им. В отличие от ресурсного потенциала, как затратной части производственного процесса, характеризующейся единицами измерения отдельных видов ресурсов их совокупности, производственный потенциал следует рассматривать со стороны результативной части процесса производства, характеризующейся специфическими единицами измерения. Так, говоря о ресурсном потенциале сельскохозяйственного производства, его обычно характеризуют показателями земельной площади, стоимости основных производственных фондов и наличия сельскохозяйственных работников, или же сводят эти три вида ресурсов к единому совокупному ресурсному потенциалу в денежном выражении.
Говоря же о производственном потенциале, следует конкретно указать, какой вид продукции получен при использовании тех или иных ресурсов (зерно, мясо, молоко и т.д.) или на какую сумму произведено валовой продукции сельского хозяйства в денежном выражении. Таким образом, хотя по форме единицы измерения как ресурсного, так и производственного потенциалов тождественны (выражены в материально -вещественных категориях, универсаль-
ном эквиваленте - денежных единицах, различных индексах или алгебраических обозначениях), содержание этих единиц совершенно различное: в отношении ресурсного потенциала они отражают затратную сторону процесса производства, его исходные предпосылки, а в отношении производственного - его результат, завершающий момент.
Экономическая эффективность производственного и научно-технического потенциала АПК в значительной степени зависит от рационального использования агроэкологического ресурсного потенциала и главного его компонента - земли. Агроэкономический ресурсный потенциал республики складывается из различных по площади сельскохозяйственных угодий и отличается их экологическим разнообразием.
Климат республики континентальный. Среднегодовая температура воздуха положительная и колеблется от + 5,5 до + 12,6о С за исключением высокогорья - минус 0,9о С).
В сложных геоморфологических и почвенно-климатических условиях Дагестана, существующая мелкоконтурность и система кутанного использования земель является основной земельной проблемой, связанной с повышением экономического потенциала республики.
В земельных ресурсах региона принято выделять три зоны отдельных территорий таких, как низменная часть Дагестана, занимающая 43%, предгорная -15%, горная часть - 37% всей территории.
Почвенно-картографический учет показывает, что из общей площади земельных угодий РД 15,03 млн.га (52%) земель подвержены водной и ветровой эрозии, 38% - засолены в различной степени, из них около 500 тыс.га составляет обнажения и 2% составляют скальные обнажения и ледники. И только 8% почвенного покрова представлено сравнительно качественными земельными угодьями. Говоря о сельскохозяйственной освоенности земельного фонда, следует отметить, что сравнительно небольшая часть ресурсов принимает участие в активном хозяйственном обороте.
В Дагестане много земель с низкой продуктивностью (огромное количество площадей песков развеваемых и слабозакрепленных (до 450,1 тыс. га - 8,5%). Особенностью в районах орошения является распространение солончаков, относящихся к категории плохих почв (542,5 тыс.га). Суммарная площадь солончаков, песчаных массивов, ледников, каменистых обнажений, а также внутренних вод, равна 986,04 тыс.га и представляет собой земельный фонд, не используемый в сельском хозяйстве или имеющий выборочный и весьма ограниченный характер использования. Если сюда отнести лесной фонд, а также скрыто-оподсоленные почвы, то они достигают 1,4 млн. га. Весьма ограниченное использование имеют горные примитивные почвы, площадь которых превышает 145 тыс. га. Следовательно, из сельскохозяйственного оборота выпадает почти 1,6 млн. га земли или 30% общей территории республики.
РД располагает потенциальной возможностью довести площадь орошаемых земель в перспективе до 1,5 млн. га, из них в первую очередь - 876,2 тыс. га, которые не требуют сложных мелиоративных сооружений. Но на 1.01.1996 г. в республике числилось 400,1 тысяч га орошаемых земель, а на 1.01. 1999 числилось уже только 385, 6 тысяч га. Сравнительный анализ по орошаемым землям свидетельствует, что происходит не только их сокращение, но и качественное ухудшение (засоленность пашни увеличилась в 2,6 раза, земель занятых под многолетние насаждениями - в 9,4 раза, сенокосов в 11,7 раза). С повышением уровня Каспийского моря эти процессы засоления усиливаются. В республике стала наблюдаться ирригационная эрозия.
Богарное земледелие в Дагестане в основном ведется на склоновых землях, подверженных водной эрозии. По данным НПО «Дагестан» - рельеф 60% территории республики имеет уклоны, превышающие 2о, а склоны крутизной 25о - составляют 37%. Что касается потенциально предрасположенных к эрозии земель, то они достигают 80% общей земельной площади республики. Суммарная площадь эродированных и эрозионно -опасных земель в республике достигает 2 млн. га, в т.ч. 185 тыс. га пашни. В значительной степени наличие огромной площади эродированных почв объясняется развитием пастбищной эрозии, вызванной неурегулированной пастьбой скота. Потеря почвенного плодородия ведет к деградации почв и их опустыниванию.
Республика имеет самый низкий удельный вес пашни в структуре сельскохозяйственных угодий (15%, что в 4 раза меньше, чем по Северному Кавказу). При этом 75% пашни размещено в острозасушливых осадками (богары) и лишь 9% в условиях более или менее достаточного увлажнения. Плодородие пахотных почв РД в 2-3 раза ниже республик Северного Кавказа.
В серьезном улучшении нуждаются естественные кормовые угодья. За последние 10 лет в категориях средне и сильносбитые перешли 5-6 тысяч га.
Большим резервом дополнительного освоения земель предгорий на перспективу является эффективное использование водных ресурсов малых рек, которые при условии строительства водохранилищ позволят дополнительно оросить до 10 тыс. га. При расширении использования для орошения Чиркейского и
Ирганайского водохранилищ открываются перспективы вовлечения в сельскохозяйственный оборот десятков тысяч гектаров земель Буйнакского, Кумторка-линского, Кизилюртовского, Казбековского районов.
Земледелец при помощи техногенных средств может усилить действие природного фактора риска и неопределенности, если не соблюдает научные рекомендации и требования экологического и биологического равновесия (т.е. при нарушении обработки почв можно усилить эрозионные процессы, а нарушение правил орошения может привести к засолению почв и т.д.).
Поэтому перед практиками ставятся задачи нахождения решений, отвечающих эколого-экономическому принципу хозяйствования, предполагающему сбалансированное вовлечение материальных и трудовых затрат в техногенный, экологический и биологический факторы сельскохозяйственного производства через призму всеобъемлющего интеллекта науки, как непосредственной производительной силы. Это позволит придать устойчивость агроэкологическо-му (ресурсному) фактору, составляющему ядро совокупного аграрного ресурсного потенциала.
Кизлярские пастбища - традиционно является основной кормовой базой животноводства Дагестана. Но и здесь получили распространение процессы опустынивания. Если в 1959 году этот процесс охватывал 3,5 % площадей, то сейчас около 90%.
Проблема комплексной качественной оценки земельных ресурсов сложна, особенно для условий Дагестана в связи с многообразием почвенно-климатических условий и плохо налаженным учетом в системе чересполосного землепользования.
Коллективом ученых республики под руководством М.А. Баламирзоева разработана методика качественной оценки почв (бонитировочная), которая основана на методе прямого учета продуктивности почв, где предметом оценки является почвенная разновидность, а критерием оценки - урожайность сельскохозяйственных культур. По этой методике установлена 100 бальные бонитировочные шкалы почв для низменной, предгорной и горной зоне республики. Установлены поправочные коэффициенты на механический состав, степень засоления, глубину залегания грунтовых вод, подверженности эрозии и т.д. Выведена урожайная оценка 1 балло-гектара, которая для орошаемых почв равна 0,5 у.е. На основе земельного кадастра дагестанские ученые составили карту бонитета почв РД. Так бонитет орошаемой пашни равен 55 баллов, при котором средняя урожайность зерновых не должна быть ниже 28-30 ц/га.
В настоящее время существенную значимость приобрела денежная оценка земельных ресурсов, то есть земля, как и другие основные средства производства в сельском хозяйстве, должна иметь цену, отражающую ее потребительную стоимость.
Раньше в СССР понятие землепользование и землевладение были синонимами. Плата за землю взималась в косвенной форме, далеко не всегда учитывались ее качество и местоположение (диф. рента). По предложенному расчету Борисенко А. денежную оценку получает экономическое плодородие земли, которое представляет собой органическое единство естественного и искусственного плодородия.
Методы подхода к денежной оценки земли нуждаются в постоянном совершенствовании. Расчетные процедуры по определению цены земли на основе средневзвешенных баллов ее качества наиболее целесообразно проводить на районном уровне.
Методический подход по определению цены земли на основе размера дифференциальной ренты, нормативной урожайности и почвенно-экологического индекса дает наиболее устойчивые достоверные результаты на региональном уровне.
Методический подход к стоимостной оценки земли на основе капитализации чистого дохода эффективен, но приемлем лишь при наличии стабильной финансово-экономической системы в стране.
Важной составной частью земельной реформы является создание механизма экономического регулирования и стимулирования рационального использования земли. Он включает в себя налоговую и ценовую политику. Земельная реформа предусматривает единый земельный налог, устанавливаемый на основе оценки потенциального плодородия и местоположения земельного участка.
Основой для определения платы за землю служит земельный кадастр. Экономическая оценка земель в составе земельного кадастра производится на основе бонитировки почв, включает оценку эффективности возделывания основных сельскохозяйственных культур по показателям (урожайности, окупаемости затрат, дифференциального дохода и общей оценки пашни, сенокосов, пастбищ). Основная цель земельного налога - стимулирование рационального использования и охраны земель, повышения их плодородия, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества и формирования целевых средств для финансирования этих мероприятий. Иначе ставка налога не была бы такой низкой.
В качестве объективной величины налога принята земельная рента, которая не зависит от индивидуальных результатов хозяйственной деятельности.
Особое место в исследованиях землепользования в регионе занимают земли отгонного животноводства, их классификация. Необходимо нормативно-методическое обеспечение земельных преобразований в республике, где были бы даны земельно-оценочные показатели (нормативная урожайность, продуктивность земель по видам угодий, исчисленная по выходу кормовых единиц, что положено в основу расчета ставок земельного налога). Поступления земельного налога в республике составили в 1998 г. - 18809 тысяч руб. при прогнозируемом - 85361 тысяч руб. (т.е. выполнение составило всего 22%). Причины: отсутствие денежных средств у землепользователей и землевладельцев, много льготников по земельному налогу, запоздание с выплатой земельного налога и т.д.
Дальнейшей разработки требуют ставки земельного налога по видам сельскохозяйственных угодий по районам РД, диапазон ставок должен быть обоснован. Приведенные данные по продуктивности кормовых угодий в республике по районам, данные характеристик современного состояния сенокосов и пастбищ, требуют, что бы было уделено внимание научным исследованиям эффективных способов повышения плодородия засоленных земель, не требующих прежде всего больших капиталовложений (с целью вовлечения земель в с/х оборот).
Для определения производственного потенциала в республике была в свое время разработана "Программа Дагестан", где были определены основные параметры производства продукции сельского хозяйства с 1990 года по 2010 год в разрезе каждого года. В Программе были представлены мероприятия, их отдача по обеспечению определенного объема производства. Здесь намечалось привлечение дополнительных пахотных земель (250 тыс. га), часть из которых - это заброшенная пашня. В ней был дан анализ использования земель в горных районах, даны рекомендации по решению земельной проблемы в горах, а также показан производственный потенциал ЛПХ, в т.ч. в горных районах, сделан упор на террасное земледелие.
В условиях депрессии остается неразрешенным вопрос по обновлению производственных фондов в сельском хозяйстве республики, особенно остра потребность в регионально-адаптированной технике. Состояние материально-технической базы в сельском хозяйстве, поднимает вопрос о ремонтной базе отрасли. Приоритетной отраслью развития в регионе вследствие происходящей экстенсификации использования земельных ресурсов является развитие животноводства.
Для проведения предложенных мероприятий (в т.ч. вовлечения земель в с\х оборот) нужны инвестиции. В будущем развитии инвестиционным возможностям региона в с/х может способствовать новая программа "Комплексное развитие территории РФ, прилегающей к Каспийскому морю", благодаря которой будет сформирован инвестиционный потенциал для обеспечения устойчивого и динамичного развития районов РД (при сочетании собственных и заемных средств инвесторов) находящихся в благоприятных почвенно-климатических условиях.
Основными точками роста в РД должны стать отрасли народного хозяйства республики, ориентируемые на потребление региональных сырьевых ресурсов, которыми являются с/х продукция и ее переработка, пищевая и легкая промышленности. Проведенное исследование позволяет сделать следующие не всегда утешительные выводы:
1.В республике более 60% населения проживает в сельской местности, при этом наибольший уровень безработных приходится на село. Поэтому вовлечение ресурсного потенциала в аграрное производство не только назрел, но и требует его скорейшего разрешения.
2.Разрушается производственный потенциал, снижается плодородие почвы, приходит в негодность основная часть орошаемых земель, что также приводит к понижению ресурсного потенциала региона.
З.Эффективность использования земель находится в прямой зависимости от их качества, но в связи с отсутствием средств - снижается уровень внесения удобрений и как следствие наблюдается тенденция понижения уровня использования пашни. (Урожай зерна с 1 га в 1987 г. - 21,4 ц., в 1998 г. - 11,4 ц.). (Внесено минеральных удобрений в 1983 г. - 411 кг. физического веса на 1 га, в 1998 - 5 кг.).
4.Уменьшение, а в ряде случаях и отсутствие собственных оборотных средств, сокращение долгосрочного кредитования и бюджетной поддержки привели к потребительскому отношению к земельным ресурсам.
5.Наблюдается бесхозяйственность - то есть в 1994 г. остались необработанными и незасеянными 90 тысяч га пахотных земель, а в 1998 г. - эти залежи увеличились до 113 тыс.га, что на самом деле объясняется отсутствием денежных средств, как в общественном секторе с/х, так и у населения.
6.Ставки земельного налога по прежнему не способствуют эффективному использованию земли.
7.Ограниченность возможностей вовлечения пахотных земель в сельскохозяйственный оборот, значительное количество отводимых с/х угодий под хозяйственные цели, увеличивает нагрузку на 1 га с/х угодий. И все это вызывает необходимость скорейшего обеспечения защиты земель от эрозии и требует разработки новых способов воспроизводства плодородия почв и защиты их от эрозии, опустынивания, восстановления продуктивности засоленных и загрязненных почв (пример - методом биологической мелиорации).
7.Без активного вмешательства государства через ценовую, бюджетную, налоговую политику - в республике трудно решить проблему вовлечения ресурсного потенциала с/х в производственную деятельность.
8.Очень низок уровень использования совокупного ресурсного потенциала - 55 %. При этом в РД уровень использования только по земельному ресурсу составляет 31%.
Ферзуллаев В.Б.
Реформирование сельскохозяйственных предприятий Республики Дагестан
В агропромышленном комплексе республики продолжается процесс реформирования сельскохозяйственных предприятий, направленный на формирование рыночных отношений, развитие многоукладной экономики
Создается необходимая нормативно-правовая база, регулирующая вопросы реформирования сельскохозяйственных предприятий, создающая условия для эффективного функционирования сельхозкооперативов, акционерных обществ, крестьянских фермерских хозяйств, их ассоциаций и личных подсобных хозяйств граждан.
На 1.01.1999 год по данным Госкомстата РД в аграрном секторе функционируют 766 сельскохозяйственных предприятия, из них 432 колхоза, 250 совхозов, 26 сельхозкооперативов, 21 акционерное общество, 20 агрофирм. 17 малых сельхозпредприятий, а также ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, которые образовались в результате реорганизации хронически убыточных, бесперспективных колхозов и совхозов.
Основной задачей реформы является повышение социальной активности сельских тружеников, развитие у них инициативы и предприимчивости на основе расширения хозяйственной самостоятельности, предоставление прав самим распоряжаться произведенной продукцией. средствами производства и вырученными денежными средствами.
В 1991-1997 годах около 150 сельхозпредприятий республики формально реорганизовались. Анализ итогов реорганизации колхозов и совхозов показывает, что во многих случаях она проведена формально, то есть сводилась к смене вывески (изменению названия) или разделу хозяйств на более мелкие и не затронула их внутрихозяйственной структуры. Практически не изменились и не соответствуют новому статусу ни межхозяйственные, ни внутрихозяйственные отношения.
Спад производства основных видов сельхозпродукции свидетельствует, что вследствие неблагоприятных макроэкономических условий, проведенные во многих районах реорганизации не способствуют совершенствованию внутрихозяйственных отношений и усилению заинтересованности непосредственных товаропроизводителей в повышении эффективности производства.
Анализ результатов реформирования хозяйств показывает, что наиболее устойчиво ведет производство ограниченное число сельхозпредприятий. В этих хозяйствах избежали повального разрушения и не допустили спада производства сельхозпродукции, уменьшения посевных площадей, поголовья скота, сохранили работоспособность и трудовую дисциплину.
Немаловажным фактом является то, что в таких хозяйствах царит нормальный моральный климат и все направлено на то, чтобы вопреки почти повсеместному спаду поддерживать и наращивать производство, уделяется большое внимание соблюдению технологической и исполнительной дисциплины.
К сожалению, сказанное не относится к подавляющему большинству коллективных хозяйств. Многие колхозы и совхозы находятся на грани окончательного развала.