Научная статья на тему 'СУММАРНАЯ ЦИФРОВАЯ НАГРУЗКА ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ'

СУММАРНАЯ ЦИФРОВАЯ НАГРУЗКА ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старшеклассники / студенты / дистанционное обучение / влияние / здоровье / цифровая нагрузка
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шубочкина Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУММАРНАЯ ЦИФРОВАЯ НАГРУЗКА ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ»

Russian pediatric journal (Russian journal). 2023; 26. Supplement 4 https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-S4

V «AUTUMN FILATOV READINGS - IMPORTANT ISSUES OF CHILDREN'S HEALTH»

87

рая была диагностирована у 17 (22,6%) больных 1-й группы, и 23 (30,6%) детей 2-й группы. saprophyticus выявлялась у 11 (14,6%) детей 1-й группы и 15 (20%) детей 2-й группы. Частота рецидивов ИМВП у больных 1-й и 2-й групп достоверно диагностировалась чаще до 4 эпизодов в год, тогда как у больных 3-й группы не превышала 2 эпизодов в год (р < 0,001).

Заключение. Значимой разницы в частоте встречаемости ИМВП при нарушениях функций наполнения и опорожнения мочевого пузыря не выявлено. Однако инфекция верхних мочевых путей чаще выявляется при симптомах нарушения наполнения мочевого пузыря (67%), тогда как при симптомах нарушения опорожнения мочевого пузыря доминирует инфекция нижних мочевых путей (86,6%). ИМВП на фоне ней-рогенных нарушений мочеиспускания характеризуется высокой частотой рецидивов и устойчивостью уропатогенов к противомикробным препаратам. Профилактикой рецидивов ИМВП при нейрогенных нарушениях мочеиспускания являются своевременная диагностика и лечение нейрогенных нарушений функций мочевого пузыря.

* * *

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Шубочкина Е.И.

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: дети, детский церебральный паралич, адаптация, профориентация

Актуальность. В структуре детской инвалидности церебральный паралич (ДЦП) составляет 30-70%. Основные нарушения при ДЦП обусловлены нарушениями двигательной функции, связанной с задержкой развития и неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией тонуса, парезами. Наблюдаются сочетание нарушений двигательных функций с аномалиями психического развития, речевые нарушения и задержка формирования познавательных функций, практических навыков. У детей с ДЦП выявляются серьёзные интеллектуальные нарушения — умеренная и тяжёлой степени умственная отсталость.

Цель: определить возможности обучения таких детей в школе и профориентации с учётом выраженности дефектов.

Материалы и методы. Сбор и аналитическая оценка публикаций по теме исследования.

Результаты. Для эффективной подготовки к школе ребёнка с ДЦП необходимо учитывать слабую волевую активность, быструю истощаемость, сложности с переключением внимания, повышенную впечатлительность и возбудимость, пассивность, напряжённость. Закон обеспечил возможность детям с особыми образовательными потребностями, в том числе детям с ДЦП, посещать массовые образовательные учреждения, находиться среди нормально развивающихся сверстников, общаться и взаимодействовать с ними. Этим можно помочь им достичь определённых успехов, преодолеть или нивелировать некоторые нарушения в их развитии. Особую значимость приобретает уровень компетентности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ДЦП. Он должен сопровождать ребёнка с ДЦП в течение всего дня, помогать создавать благоприятную атмосферу при взаимодействии детей и условия для его эффективной социализации. Очень важной является эф-

фективная профориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих затруднения в процессе профессионального самоопределения. Выявление предпочтений обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их профессиональных возможностей позволят выбрать соответствующие учебные заведения. Первым этапом в профессиональной ориентации является психолого-педагогическая диагностика, уточняющая наличие профессионально важных качеств и профессиональный отбор. Необходимо создавать службы профессиональной поддержки инвалидов. Главной задачей таких служб является составление банка профессий, в которых возможно предоставление лицам с ДЦП исчерпывающей информации о технических, социальных и других характеристиках профессий. При контактах с работодателями нужно указывать на высокую заинтересованность многих инвалидов в трудоустройстве в целом ряде профессий, не являющихся престижными для других групп населения.

Заключение. Инклюзивное образование имеет огромный потенциал, реализация которого позволит повысить адаптационные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья, определить выбор профессии и последующее трудоустройство.

* * *

СУММАРНАЯ ЦИФРОВАЯ НАГРУЗКА ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Шубочкина Е.И.

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: старшеклассники, студенты, дистанционное обучение, влияние, здоровье, цифровая нагрузка

Актуальность. Интенсивное использование электронных средств обучения в старших классах школ, колледжах и вузах показало необходимость оценки времени их применения для предупреждения общего и зрительного утомления. При дистанционном обучении подростков и студентов создавалась большая суммарная цифровая нагрузка, связанная с продолжительностью использования цифровых средств во время учебных занятий, выполнении домашних заданий и досуге.

Цель: определить риски ухудшения самочувствия в зависимости от суммарной продолжительности использования цифровых средств обучающимися в школах, колледжах и вузах при дистанционном обучении и выполнении домашних заданий, когда преимущественно используются электронные средства.

Материал и методы. Анонимный опрос старшеклассников, студентов колледжа и вуза с использованием онлайн-ан-кетирования. Анкета включала 30 вопросов об особенностях организации учебной деятельности и выполнении домашней работы, состоянии здоровья, самочувствии и жалобах на здоровье, проявлениях компьютерно-зрительного синдрома, заболеваниях острыми респираторными вирусными инфекциями, досуге в условиях современной цифровой среды, образе жизни. Исследование проводилось в марте-апреле 2021 г., когда занятия проводились дистанционно. Обработка данных (190 респондентов) осуществлялась статистическими методами: использовали критерий Стьюдента, критерий Фишера, оценивали величины рисков здоровью (ТСК) и их этиологическую долю (EF).

88

Российский педиатрический журнал. 2023; 26. Приложение 4 https://doi.org/10.46563/1560-9561-2023-26-S4

V «ОСЕННИЕ ФИЛАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ — ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

Результаты. Определена суммарная цифровая нагрузка обучающихся, включающая продолжительность онлайн-об-учения и время выполнения домашних заданий. Установлена высокая погружённость обучающихся в цифровую среду при онлайн-обучении, увеличение продолжительности занятий и выполнения домашней работы старшеклассниками и студентами колледжа. Показана распространённость жалоб на утомляемость, головные боли, раздражительность, боли в шее и спине после учебных занятий и чаще после выполнения домашних заданий. Досуг и образ жизни всех групп обучающихся характеризуется продолжительным пребыванием в интернете, уменьшенной продолжительностью сна, низкой двигательной активностью.

Заключение. Получены новые данные, подтверждающие необходимость регламентации суммарной цифровой нагрузки для уменьшения негативных последствий для состояния здоровья современных подростков и молодёжи, формирования здорового образа жизни с учётом необходимости выполнения действующих санитарных правил и внесения в них изменений и дополнений. Предусмотренная в них продолжительность использования цифровых средств не соответствует реальным условиям дистанционного обучения. Рассмотрены проблемы влияния электромагнитных излучений, связанных с использованием электронных средств обучающимися. Всё это будет соответствовать безопасности информационной среды. На оптимальное обеспечение позитивной социализации, познавательное и физическое развитие, сохранение психического и психологического здоровья, благополучие детей и подростков направлена «Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации», утверждённая 28.04.2023.

* * *

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Эренценова Б.В., Чекалова С.А., Винярская И.В., Черников В.В.

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: качество жизни, младшие школьники, образовательная деятельность

Актуальность. Сегодня школа рассматривается как образовательная среда, которая оказывает активное влияние на состояние соматического и нервно-психического здоровья детей и имеет важное значение в процессе их социализации. Обучающиеся начальной школы являются уязвимой группой с точки зрения подверженности действию факторов среды, в том числе внутришкольной. Именно на начальном этапе обучения интенсификация образовательных программ и различные медико-социальные факторы могут оказывать неблагоприятное влияние на здоровье и психологическое состояние детей. Для эффективного контроля за состоянием здоровья обучающихся в процессе образовательной деятельности, оценки качества проводимых оздоровительно-реабилитационных мероприятий необходимо, помимо данных клинического обследования, учитывать собственные переживания ребёнка, т.е. проводить оценку качества жизни (КЖ) как интегральной характеристики здоровья, основанной на его субъективном восприятии.

Цель: определить КЖ младших школьников.

Материалы и методы. Проведено анкетирование 224 младших школьников в возрасте 9-11 лет с помощью опро-

сника PedsQL версия 4.0 (45,5% мальчиков и 54,5% девочек). Среди обучающихся было 21,9% (мальчиков — 46,9%, девочек — 53,1%) учеников 2-х классов, 40,2% (мальчиков — 46,7%, девочек — 53,3%) — 3-х и 37,9% (мальчиков — 43,5%, девочек — 56,5%) — 4-х. Используемый опросник включал 23 вопроса, которые позволяли оценить КЖ по 4 шкалам: физическое, эмоциональное, социальное и школьное функционирование и рассчитать общий (суммарный) балл. Полученные ответы подвергались процедуре перекодирования по разработанному алгоритму в 100-балльной системе. При этом уровень КЖ находился в прямой зависимости от величины набранных баллов: чем выше итоговая величина, тем лучше качество жизни ребёнка.

Результаты. При оценке КЖ детей выявлено, что физическое функционирование составило 82,5 ± 10,8 балла, эмоциональное — 69,8 ± 14,3, социальное — 81,8 ± 12,2, школьное — 70,1 ± 12,0. Низкие показатели по эмоциональному (2-й класс — 70,3 ± 14,8 балла; 3-й — 71,4 ± 12,5; 4-й — 67,8 ± 16,2) и школьному функционированию (2-й класс — 70,1 ± 13,1 балла; 3-й — 71,4 ± 12,7; 4-й — 68,8 ± 10,8) отмечались независимо от класса обучения. Выявлены гендерные особенности. Так, показатели физического и эмоционального функционирования были выше у мальчиков (мальчики — 84,6 ± 10,6 балла, девочки — 80,7 ± 10,2; р < 0,05; мальчики — 71,3 ± 13,8, девочки — 68,5 ± 14,7 соответственно). Однако баллы по уровню социального и школьного функционирования, наоборот, превалировали у девочек (девочки — 83,0 ± 11,6 балла, мальчики — 80,3 ± 12,9; девочки — 70,6 ± 11,1, мальчики — 69,6 ± 13,2 соответственно).

Заключение. Оценка КЖ младших школьников свидетельствует о наличии у них более высоких показателей физического и социального функционирования. Низкие показатели эмоционального и школьного функционирования обусловливают необходимость проведения скрининга психологического состояния обучающихся. В целом, показатель КЖ можно использовать как один из инструментов мониторинга состояния здоровья детей в процессе образовательной деятельности.

* * *

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ШКАЛЫ ОСТРОГО СОСТОЯНИЯ НОВОРОЖДЁННОГО II ПРИ ОЦЕНКЕ ТЯЖЕСТИ СОСТОЯНИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ВНУТРИУТРОБНОГО РОСТА

Юдицкий А.Д.1, Попова Н.Н.2, Куклина О.П.2, Валиуллин Р.Ф.1, Мисбахов А.М.1

1Ижевская государственная медицинская академия Минздрава России, Ижевск, Россия; 2Первая республиканская клиническая больница Минздрава Удмуртской Республики, Ижевск, Россия

Ключевые слова: SNAPPE-II, задержка внутриутробного роста, недоношенные дети

Актуальность. Разработка и внедрение новых подходов к диагностике и коррекции критических состояний у недоношенных детей является актуальным направлением педиатрии и неонатологии. Перинатальная шкала острого состояния новорождённого II (SNAPPE-П) является перспективным инструментом прогнозирования и оценки тяжести состояния недоношенных детей с задержкой внутриутробного роста (ЗВУР),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.