О. Ю. Павлова, Т. Ю. Коровина
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Ключевые слова: профессиональная социальная работа; функции специалиста социальной работы; набор личностных качеств, необходимых для реализации социальной работы; структура педагогического проектирования. professional social work; function of the specialist of social work; set of personal quality, necessary for the realisation social work;framework ofpedagogical projection
Авторы раскрывают специфику профессиональной деятельности специалистов социальной работы, описывают историю появления нового для России направления социальной деятельности. В статье представлен один из вариантов решения проблемы профессиональной подготовки специалистов социальной работы в высшем учебном заведении.
Authors reveal the specific character of professional activities for specialists of social work; describe the history of the appearance in Russia the new direction -social activities. In the article they present on of the variant for the decision professional preparation specialists of social work in the higher educational schools
Профессиональная социальная работа специалистов различного профиля - это адекватная реакция на сложившуюся в современной России непростую социальноэкономическую и духовно-нравственную ситуацию, один из принципиально новых способов развития системы социальной защиты, способствующих реальному преодолению негативных последствий проведения реформ и более полному удовлетворению социальных потребностей различных категорий населения.
Как профессиональный вид деятельности социальная работа возникла во многих европейских государствах на рубеже XIX-XX веков. В России же в качестве таковой она оформилась только в 1991 г., когда постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. за №92 в квалификационный справочник должностей была включена должность «специалист по социальной работе». Социальная работа, как профессиональная деятельность, направлена на гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам людей и общностям, испытывающим затруднения в социальном функционировании.
В 1989 году Ассоциация социальных работников Великобритании так определила содержание социальной работы: «Социальная работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает им преодолеть эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это деятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения, социального образования, исправления и надзора над правонарушителями, направленная на диагностику, контроль и реабилитацию лиц, нуждающихся в социальной помощи» [2].
Социальная работа направлена на развитие личности, индивида, семьи, нации и мирового сообщества - для воплощения в жизнь принципов социальной справедливости [2].
Родовой чертой социальной работы является общение, которое всегда носит социальный характер. Социальная работа - это процесс: каждая ее цель, метод требуют времени, в течение которого должна произойти интернализация ее участниками знаний, умений, навыков, ценностей. Поэтому она включает в себя этапы, стадии, уровни, фазы, скорость и ритм, которые диктуются необходимостью достижения эффективных результатов.
Среди многообразия профессиональных функций, которые определяют успешность деятельности специалиста социальной работы, можно выделить следующие функции: коммуникативную, психологическую, организационную и педагогическую
Коммуникативная функция обусловливает все процессы профессионального общения. Специалист социальной работы отвечает за установление контакта с клиентом, выбор оптимальной стратегии взаимодействия, своевременное информирование и выработку общего смысла информации. Он сам моделирует общение и управляет им
Педагогическая функция связана с воспитательным и обучающим аспектом деятельности специалиста, который нередко выступает в качестве консультанта или эксперта. Он обучает пользователей социальным навыкам целесообразного поведения в тех или иных жизненных ситуациях, осуществляет правовое просвещение своих клиентов, знакомит их с различными нормативными актами, направленными на оказание помощи и т. д. Многие клиенты воспринимают специалистов социальной работы не только как представителей определенных служб, но и как помощников, наставников, советчиков, способных найти и подсказать правильное решение в сложной социальной ситуации.
Организационная функция связана с созданием и управлением социальных служб в различных учреждениях и на местах (в регионах, населенных пунктах по месту жительства). Специалист социальной работы выявляет интересы людей и способствует организации их досуговой деятельности, привлекая к сотрудничеству различные учреждения (государственные и общественные) и их представителей. Эта деятельность направлена на предупреждение и преодоление социальных проблем. Кроме того, специалист социальной работы оказывает непосредственную и опосредованную поддержку представителям маргинальных слоев населения. Опосредованная поддержка обусловлена разработкой и осуществлением различных социальных проектов, влияющих на повышение качества жизни людей.
Психологическая функция реализуется в диагностической, прогностической, психотерапевтической деятельности специалиста социальной работы, который стремится активизировать креативные силы человека в борьбе с деформирующими социальными условиями жизни. Диагностические основы социальной работы связаны с выявлением истоков, предпосылок возникновения и формирования различных личностных деформаций и способов поведения, ведущих к социальной дезадаптации. На прогностическом уровне выявляются условия, способствующие становлению успешно функционирующих членов общества, преодолевающих социально-психологические трудности. Психотерапевтический уровень предполагает решение проблемы: каким образом усилия специалиста социальной работы могут способствовать преодолению негативных влияний среды и предшествующего социального опыта клиентов? При этом наиболее важным является побуждение собственной социальной активности клиента.
Требования, предъявляемые к знаниям и умениям специалиста в области социальной работы, изложены в Государственном образовательном стандарте высшего и профессионального образования, утвержденном Госкомвузом Российской Федерации в 1994 г. Эти требования представлены несколькими группами:
1. общими требованиями к образованности специалиста;
2. требованиями к знаниям и умениям по циклу общих гуманитарных и социально-
экономических дисциплин;
3. требованиями к знаниям и умениям по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин;
4. требованиями к знаниям и умениям по циклу общепрофессиональных дисциплин направления;
5. требованиями к знаниям и умениям по циклу специальных дисциплин и направления.
Общие требования к знаниям и умениям специалиста в области социальной работы конкретизируются с учетом избранной специализации и определяются учебным планом вуза. Исходя из функционального многообразия социальной работы ее можно отнести к классу творческих, интеллектуально насыщенных видов трудовой деятельности. Наиболее пригодными для профессии специалиста социальной работы могут считаться люди, обладающие такими индивидуальными чертами, которые удовлетворяют существенным требованиям к данной профессии и которые могут быть либо развиты в процессе деятельности, либо компенсированы другими качествами личности. Успех же деятельности специалиста социальной работы определяется профессионализмом личности специалиста, соблюдением им этических норм, наличием готовности к деятельности и развитости профессионально обусловленных личностных качеств.
Исследования российских ученых, а также практика позволили выделить следующие группы профессиональных умений специалиста по социальной работе [2]:
• когнитивные умения;
• коммуникативные умения;
• конструктивные умения;
• организаторские умения.
Для выполнения профессиональных функций специалистам социальной работы необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и следовать принципам.
В научной литературе и практике социальной работы сформулированы представления об оптимальном наборе личностных качеств, необходимых специалисту этой профессиональной области. Среди них наиболее значимыми являются: ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность (тактичность), интуиция, личностная адекватность в самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость [6].
Выявлены также и психологические «противопоказания» к социальной работе. К ним относятся: отсутствие интереса к другим людям (эгоизм), вспыльчивость, резкость суждений, категоричность, несобранность, неумение вести диалог с оппонентом, конфликтность, агрессивность, неумение воспринимать чужую точку зрения на предмет.
Особенно важны такие личностные качества специалиста социальной работы, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал. Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности.
Личностные качества специалиста социальной работы можно разделить на три группы [2].
Психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к
данному виду деятельности, включающие такие свойства как: развитые познавательные психические процессы (восприятие, память, мышление, воображение), эмоциональная сдержанность стрессоустойчивость, высокий уровень развития волевых качеств Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них качественная деятельность невозможна.
Ко второй группе качеств относятся такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков. К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатич-ность (улавливания настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и другие.
Таким образом, личностная сторона общения предполагает раскрытие возможностей субъекта, формирование его мотивов и интересов, воспитание потребностей в процессе целенаправленного взаимодействия преподавателя и студента.
В основе работы специалиста социальной работы с клиентом лежит общение в его индивидуально-личностном выражении. Специалист социальной работы должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и разубедить, создать в беседе атмосферу доверия и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.
Такая деятельность предполагает владение коммуникативной техникой общения, наличие которой является важным признаком профессиональной пригодности специалиста социальной работы. Характеристики, составляющие профессиональный портрет специалиста социальной работы с точки зрения владения им коммуникативной техникой, называются коммуникативной профессиограммой специалиста социальной работы [7].
Специалист социальной работы должен:
- знать речевой этикет и уметь его использовать;
- уметь формулировать цели и задачи делового общения;
- организовывать общение и управлять им;
- анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них;
- владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией;
- уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, деловую игру, переговоры, торги;
- иметь навык доказывать, обосновывать, аргументировать, убеждать, критиковать, опровергать, достигать соглашения и решения, компромиссов и конвенций, оценивать и предлагать;
- владеть техникой речи, риторическими приемами и фигурами, уметь правильно строить речь и публично выступать;
- уметь с помощью слов проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки.
Основной задачей специалиста социальной работы выступает помощь клиенту в обретении самого себя, поиске своего места в динамично меняющемся мире, в адекватном ориентировании в новых социальных отношениях. Важным инструментом в выполнении этой задачи является умение грамотно общаться.
В своем исследовании мы выделили основные требования, предъявляемые профессией «социальная работа» к специалистам, её осуществляющим. Специфическая особен-
ность социальной работы как профессиональной деятельности заключается в непрерывном взаимодействии с клиентом. Родовой чертой социальной работы выступает общение, которое всегда носит социальный характер. То есть, независимо от того, в какой профессиональной роли выступает специалист социальной работы, большую часть своего рабочего времени он общается непосредственно с клиентом (группой клиентов), обратившимся к нему за помощью. К тому же, решение многих проблем в практике социальной работы требует, прежде всего, информационного обмена со многими специалистами: врачами, юристами, психологами, работниками различных городских служб и учреждений. Это определяет усиление роли социальных работников в установке межличностных контактов, в работе, в достижении успеха по развитию социального интеллекта человека. Таким образом, очевидна важность рассмотрения такого профессионально-важного качества специалиста социальной работы, как социальный интеллект.
Проведенный нами анализ профессиональной подготовки специалистов социальной работы показал, что общеобразовательный, общепрофессиональный и специальный циклы дисциплин обеспечивают формирование когнитивного и коммуникативноорганизационного компонентов социального интеллекта. При этом следует отметить, что дисциплины вышеперечисленных циклов недостаточно обеспечивают формирование эмоционального компонента социального интеллекта, в частности таких его компонентов как социальная чувствительность (сензитивность, эмпатия) и способность к саморегуляции (самоконтроль).
Целенаправленный процесс развития социального интеллекта у будущего специалиста социальной работы можно реализовать с помощью специальных дисциплин. В частности такой дисциплиной в Казанском государственном технологическом университете является дисциплина «Социальный интеллект специалиста социальной работы и пути его развития». Данная дисциплина органично связана как с дисциплинами общепрофессионального цикла, так и со специальными дисциплинами и с производственной практикой. При проектировании новой дисциплины мы опирались на принципы и структуру педагогического проектирования, разработанные А. А. Кирсановым
Результаты организованного в ходе исследования эксперимента показали, что эффективность развития социального интеллекта в ходе изучения разработанной нами дисциплины обусловлена прежде всего высоким качеством организации практических занятий. Практические занятия целесообразно проводить в виде тренингов и деловых игр, так как они позволяют развивать исследовательские навыки, навыки коллективного взаимодействия и способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, формируют умения строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, повышают степень осознавания себя, способствуют открытости изменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его разнообразии.
В практические занятия этого блока мы включили следующие тренинги:
1. Тренинг развития социального мышления и социальной перцепции;
2. Тренинг социальной адаптивности;
3. Тренинг социального взаимодействия;
4. Тренинг способности к саморегуляции;
5. Тренинг социальной чувствительности.
Тренинговые занятия позволяют имитировать реальные условия работы будущего специалиста, способствуют индивидуализации, дифференциации обучения, креативному уровню освоения студентами изучаемого материала, овладению ими определенным социальным опытом, их заинтересованности педагогической ситуацией [6]. Таким образом,
именно практические занятия и тренинги в наибольшей степени призваны содействовать формированию умений и выработке навыков профессиональной деятельности.
Литература
1. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного обучения/ Е.В.Бондаревская // Педагогика.- 1997.-№4.- С.11-17
2. Бочарова, В.Г. Социальная работа: знакомство с профессией/В.Г.Бочарова-М.,1993.-98с.
3. Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки выпускника по специальности 022100- «Социальная работа» //Госуд. Образовательный стандарт высшего професс. образования. - М.,1995. -16 с.
4. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение /Ю.Н. Емельянов. - Л., 1985.146 с.
5. Зимняя, И.А. Функционально-ролевой репертуар и методы социальной работы /И.А.Зимняя// Российский журнал социальной работы. - 1996. - №1. - С.8-16.
6. Люсин, Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков. - М.: Изд. "Институт психологии РАН", 2004.
7. Шмелева, Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы / Н.Б. Шмелева. - Ульяновск: Изд-во СВНЦ, 1997. - 70 с.
© Т. Ю. Коровина - канд. психол. наук, доц. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ; О. Ю. Павлова - соиск. той же кафедры, e-mail: [email protected].