Научная статья на тему 'Образование современных социальных работников и рынок труда в США'

Образование современных социальных работников и рынок труда в США Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1531
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ / PROFESSIONAL EDUCATION OF SOCIAL WORKERS / РЫНОК ТРУДА / LABOUR MARKET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Целых Марина Петровна

Статья посвящена проблемам образования социальных работников в США и возможностям трудоустройства молодых специалистов. Показано, что развитие профессионального образования социальных работников обусловлено ситуацией на рынке труда и наличием спроса на специалистов разного уровня подготовки (бакалавров и магистров). Приводятся статистические данные о количестве образовательных программ по социальной работе и данные о доходах специалистов в сфере социального обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of education of social workers in the United States and job opportunities for young professionals. The development of professional education of social workers due to the situation on the labour market and the demand for specialists of different levels of preparation (bachelors and masters) are revealed. Statistics on the number of social work educational programs and data on income of specialists in the sphere of social service are shown.

Текст научной работы на тему «Образование современных социальных работников и рынок труда в США»

6. Стеценко, И. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения (на примере разработки электронного мультимедийного учебника «История педагогики и образования») / И. А. Стеценко, Д. Н. Середа, Е. В. Ящук // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 9. - С. 83-87.

7. Стеценко, И. А. Электронное обучение как системная педагогическая категория / И. А. Стеценко, Е. Ю. Зан-кова // Культура и образование. - 2014. - № 1. - С. 36.

8. Царёва М. И., Стеценко И.А. Формирование информационной компетентности в системе непрерывного образования / М. И. Царёва, И. А. Стеценко // Мир науки, культуры и образования. - 2012. - № 6. - С. 282-285.

9. Shawna Hellenius. Information Competency Graduation Requirement Programs: A Survey of Methods [Электронный ресурс]. Fall 2006 sabbatical project; report finished April 2007. - Электрон. дан. - URL: http://www.crc.losrios.edu/Documents/library/IC_Graduation_Requirement_Methods_Web_Version.pdf

10. Palomar College Library [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://www.palomar.edu/library/ infocomp/ic.htm.

11. Information Competency and Ohio University's Libraries [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: https://www.library.ohiou.edu/inst/infocomp.html.

УДК 378.2 ББК 74.58

М. П. Целых

ОБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ И РЫНОК ТРУДА В США

Аннотация. Статья посвящена проблемам образования социальных работников в США и возможностям трудоустройства молодых специалистов. Показано, что развитие профессионального образования социальных работников обусловлено ситуацией на рынке труда и наличием спроса на специалистов разного уровня подготовки (бакалавров и магистров). Приводятся статистические данные о количестве образовательных программ по социальной работе и данные о доходах специалистов в сфере социального обслуживания.

Ключевые слова: социальная работа, профессиональное образование социальных работников, рынок труда.

M. P. Tselykh

MODERN SOCIAL WORK EDUCATION AND THE LABOUR MARKET IN THE USA

Abstract. The article is devoted to the problems of education of social workers in the United States and job opportunities for young professionals. The development of professional education of social workers due to the situation on the labour market and the demand for specialists of different levels of preparation (bachelors and masters) are revealed. Statistics on the number of social work educational programs and data on income of specialists in the sphere of social service are shown.

Key words: social work, professional education of social workers, the labour market.

Решение существующих в сфере занятости населения проблем напрямую связано с организацией профессионального образования. Одним из позитивных моментов в подготовке социальных работников в США является тесная взаимосвязь структуры рынка труда и учреждений высшего образования.

Благодаря хорошо развитым технологиям прогнозирования баланса трудовых ресурсов и рабочих мест образование американских социальных работников быстро развивается и совершенствуется. Об этом убедительно свидетельствуют данные Совета по образованию социальных работников (Council on Social Work Education [CSWE]). Так, в 2002 году в стране насчитывалось 436 аккредитованных программ подготовки бакалавров, 149 программ подготовки магистров и 78 программ подготовки докторов социальной работы. В то время ученые, прогнозируя рост количества образовательных программ по социальной работе, предполагали, что их общая численность может достичь 625 - 650 в течение первого десятилетия XXI века [4, 79-81]. Однако реальность значительно опередила ожидания. На сегодняшний день общее количество программ подготовки составляет 746, из них 509 образовательных учреждений готовят бакалавров и 237 - магистров социальной работы [7].

За последнее время в США в сфере социального обслуживания сложилось правило формирования кадрового аппарата: для официального допуска специалиста к деятельности требуется наличие диплома бакалавра или магистра социальной работы [3]. В настоящее время более половины всех социальных работников имеют профессиональное образование, что составляет самый

большой процент за все время существования социальной работы в стране. Это говорит о том, что квалификационная идентификация социальных работников напрямую связана с приобретением высшего образования. Поэтому ежегодно выпускниками образовательных программ становятся примерно 10 тысяч новых специалистов.

Социальная работа - это емкая сфера занятости. Согласно статистике Бюро труда США [6] в 2002 году в должности социальных работников было зарегистрировано 477 тыс. специалистов. Из них по примерно 250-300 тыс. получили профессиональную подготовку в университетах и колледжах. По последним данным на 2012 год количество рабочих мест составляет 607 тысяч 300 человек. На рынке труда США профессия социального работника продолжает оставаться востребованной и рост рабочих мест на ближайшее десятилетие планируется в объеме от 18 % до 26 %, что значительно превосходит средние показатели в других профессиональных областях.

Подобная востребованность социальных работников и рост профессиональных программ в университетах и колледжах обоснована объективными причинами. Это и общее старение населения страны, и возрастающее количество людей, требующих специального ухода, и увеличение требований к оказанию социальной помощи детям и семьям, воспитывающим детей. Центр по изучению рынка труда при Национальной Ассоциации социальных работников США (National Association of Social Workers) указывает, что из 30 тысяч социальных работников, имеющих лицензию, 9 % специализируются в области геронтологии. Тенденция старения американского общества такова, что вскоре понадобится от 60 до 70 тысяч специалистов для социальной работы с этой категорией клиентов [8].

В том этом же ключе следует воспринимать и ситуацию в социальном обеспечении детей. Так, Фонд защиты детей сообщает, что каждые 35 секунд в стране фиксируются случаи насилия над ребенком или пренебрежения родительскими обязанностями [8]. По данным администрации США по делам детей и семьи в 2005 году 513 тысяч детей были помещены на воспитание в приемные семьи из-за неблагополучного положения в биологической семье. В связи с этим для этой сферы деятельности постоянно требуются квалифицированные кадры, способные решать проблему семейного воспитания и устройства детей. Однако только 40 % задействованных в этой области работников имеют профессиональное образование и соответствующую квалификацию.

Исследователи в области современного социального обеспечения США подчеркивают, что в стране все еще плохо удовлетворяются основные жизненные потребности нуждающихся членов общества. Широко распространена бедность среди этнических меньшинств и бедность, связанная с определенными жизненными циклами (среди стариков, в семьях с несовершеннолетними детьми, в неполных семьях, воспитывающих детей и пр.). Многие американцы страдают от таких негативных факторов как упадок в развитии городов, экономическая нестабильность, нехватка финансирования системы образования и воспитания, безработица, низкая оплата труда и др. [5, 161176]. Все эти обстоятельства делают профессию социальных работников актуальной и востребованной даже в такой экономически высокоразвитой стране, как США.

Открытие новых программ подготовки социальных работников находится в ведении Совета по образованию социальных работников (CSWE). Этот орган имеет полномочия по аккредитации образовательной деятельности университетов и колледжей и строго придерживается разработанных правил и регламента по проведению экспертизы соответствия качества профессиональной подготовки специалистов. Аккредитация позволяет обеспечить наличие определенного уровня знаний, умений и профессионально-нравственных качеств у начинающих социальных работников и дает уверенность в том, что подготовка осуществляется знающими специалистами, отвечает актуальным требованиям и вооружает студентов необходимыми компетентностями.

В документах, предоставляемых образовательным учреждением для аккредитации программы подготовки социальных работников, должно содержаться подробное обоснование и данные от социальных агентств, официальных представителей местных общин и потенциальных студентов, подтверждающие существование потребности в профессиональных кадрах. На предварительной стадии аккредитационного процесса оценивается необходимость общества в данной программе и в частности, того местного сообщества, где планируется ее реализация. В ходе принятия решения берется во внимание географическое распространение уже имеющихся программ и возможности последующего трудоустройства выпускников.

Норм открытия профессиональных образовательных программ в соответствии с количеством населения, проживающего на территории штата, не существует. Так, например, для пяти штатов с наименьшей плотностью населения (Вайоминг, Аляска, Вермонт, Северная Дакота, Дэлавер) на каждые 2871717 человек открыто 10 программ бакалавриата по социальной работе. В пяти штатах с наивысшей плотностью населения (Калифорния, Флорида, Нью-Йорк, Пенсильвания, Техас) на каждые 89556555 человек имеется 99 образовательных программ, готовящих специалистов по социальной работе. Таким образом, для малонаселенных территорий одна программа приходится на 287171 человек, а для густонаселенных - на 904611 [5]. Однако подобная диспропорция все еще

не стала предметом пристального внимания исследователей и самого аккредитационного органа -Совета по образованию социальных работников.

Уровень квалификации, приобретаемый специалистами в учебном заведении, влияет на трудоустройство социальных работников. Известно, что в системе профессиональной деятельности американских социальных работников существуют два основных уровня квалификации. Первый - это базовый уровень, его подтверждает диплом бакалавра, и второй - уровень специализации, о котором свидетельствует диплом магистра. Первоначально для деятельности в области социальной работы требовалась степень магистра. И сегодня магистерские программы в университетах США являются наиболее востребованными и престижными. Однако с ростом потребности в профессиональных кадрах для социальной деятельности возникла необходимость введения специальных, практико-ориентированных программ, дающих степень бакалавра. Социальные работники, получающие степень бакалавра, готовятся к деятельности общего характера, которая обозначается термином «generalist», что по определению словаря «American Heritage Dictionary» обозначает специалиста широкого профиля, владеющего обширными знаниями и умениями в нескольких дисциплинах, областях, сферах социальной деятельности.

Как и бакалавры, магистры также обязаны овладеть знаниями и умениями общей практики социальной работы, которые включают теорию и методы изучения и разрешения проблем на различных социальных уровнях: индивидуальном, семейном, групповом, общественном. Однако магистерские программы предлагают в дополнение к основной специальности широкого профиля еще и специализацию в конкретной области социальной работы. Она может различаться: по типу обслуживаемых клиентов; по методам работы; по уровню интервенции; по роли, которую выполняет социальный работник по отношению к клиенту.

Специалистов широкого профиля (бакалавров) готовят для работы с обширным спектром социальных проблем. Они должны уметь собирать информацию и вести общее исследование социальных проблем, осуществлять процедуры передачи дел клиентов на рассмотрение узких специалистов, контактировать с различными социальными агентствами и системами, защищать права клиентов и пр. Обычно эти специалисты не имеют такой степени самостоятельности, которой обладают их коллеги, получившие степень магистра.

Предполагается, что специалист широкого профиля в социальной работе будет способен исследовать и рассматривать широкий круг факторов, которые влияют на клиента, его жизнь. Например, противоречия в системе ценностей клиента, проблемы общения, отчуждения и одиночества; расстройство психики; деструктивное поведение; отсутствие необходимого уровня образования; дискриминация, расизм и социальная несправедливость; бедность и недостаток материальных средств и др.

Клиентами социального работника общего профиля могут быть отдельные индивиды, семейные пары, семьи, группы, организации или целые сообщества и группы населения отдельных районов. Такого специалиста готовят к выполнению различных ролей в социальной работе. Например, он может быть: адвокатом; кейс-менеджером; консультантом или психотерапевтом; групповым организатором; брокером социальных услуг или посредником между клиентом и учреждениями социальной помощи; «фандрайзером»; социальным аналитиком; разработчиком социальных программ; исследователем и пр.

Джозеф Андерсон указывает на 3 основные характеристики деятельности социального работника широкого профиля:

1) специалист широкого профиля обычно первым знакомится с клиентами, обратившимися за помощью в систему социального обеспечения;

2) он умеет изучать потребности клиента и определять сущность проблемы;

3) социальный работник данного профиля владеет определенным набором методик и технологий для удовлетворения нужд клиентов [1].

Д. Бриланд, Л. Костин и С. Атертон описывают общую практику социальной работы следующим образом: социальный работник общего профиля равнозначен по квалификации терапевту в медицине и владеет широким спектром умений для работы с проблемой. Для детальной работы, требующей узкой специализации, он направляет клиентов к специалистам соответствующего конкретного профиля [2].

Эта роль социального работника необходима на начальной стадии разрешения проблемы. Она должна быть обеспечена широким спектром знаний и умений для проведения анализа и определения типа необходимого вмешательства, для осуществления индивидуальной работы, а так же социального планирования и развития социальной сферы в целом. Профессионал этой квалификации должен хорошо знать теорию систем, на которой строится вся социальная работа. Хорошей иллюстрацией подобного типа деятельности может служить работа специалиста государственной службы социального обеспечения в небольшом районе. Он хорошо знает имеющиеся ресурсы, знаком с влиятельными людьми и источниками социальной помощи, способен значительно повли-

ять на достижение поставленных целей, включая трудоустройство, обеспечение жильем, одеждой, продовольствием и пр.

Социальные работники, получающие специализацию, готовятся более интенсивно к деятельности в какой-либо одной из областей социальной работы. Магистерские программы нацеливают их на оказание «прямых» или «косвенных» социальных услуг. К первому типу относится клиническая, групповая или социальная практика, работа с отдельными людьми или группами, имеющими особые потребности (пожилые, дети, молодежь, инвалиды и др.), а ко второму типу -административная деятельность, разработка, планирование и оценка эффективности социальных программ, развитие социальной политики и пр. То есть косвенные услуги подразумевают, что специалист не вступает в непосредственный контакт с людьми, имеющими проблемы, а фокусируют свое внимание на проблемах законодательного, политического и структурного характера.

Существует большое количество рабочих мест, которые могут занять выпускники школ социальной работы, как бакалавры, так и магистры. Однако тип деятельности и выполняемые функции специалистов разного уровня во многом различаются. В названии должности, требующей квалификации магистра, обычно содержится термин «социальный работник». Это облегчает поиск работы и позволяет соискателю получить в короткий срок оптимальный вариант должности.

Поиск же работы для выпускников, получивших диплом бакалавра социальной работы, затрудняется по целому ряду причин. Одна из них состоит в том, что области использования социальных работников общего профиля очень разнообразны, а в наименовании должностей не всегда присутствует термин «социальный работник». Часто вакансии, которые могут заинтересовать бакалавров социальной работы, называются: администратор, специалист в области развития нормальных способностей и социальной реабилитации, ассистент психиатрической службы, работник в доме для совместного проживания (имеются разнообразные типы учреждений по обслуживанию различных категорий населения, нуждающихся в социальной помощи), консультант для интернатных учреждений, координатор социальных программ, руководитель семинара/рабочей группы и т.д. Поскольку такое многообразие формулировок может дезориентировать, для молодых американских специалистов имеются специальные курсы и пособия, помогающие им ориентироваться на рынке труда в процессе трудоустройства.

Между тем, в обществе есть достаточно четко выраженный запрос на обеспечение квалифицированными кадрами общего профиля отделов социальных служб и агентств, медицинских учреждений, интернатов и диспансеров, лечебниц и центров сестринского ухода. Таким образом, следует констатировать, что бакалавры социальной работы конкурентоспособны на рынке труда и могут найти приложение своих сил в соответствии с полученной профессией.

Тем не менее следует подчеркнуть, что специальности, в которых существует двухуровневое образование, для бакалавров (по сравнению с магистрами) складывается менее выгодная ситуация с трудоустройством. Это касается, в частности, оплаты труда, которая у магистров значительно выше, чем у бакалавров, поскольку важной составляющей заработной платы служит не только уровень квалификации, но и опыт практической деятельности. Как известно, у магистров стаж работы обычно больше, а значит, и оплата их труда выше. Кроме того, они обычно занимают руководящие должности и входят в круг администрации социальных агентств и организаций.

Молодые специалисты, становясь участниками рынка труда, при поиске работы ориентируются на индикаторы оплаты труда. Бюро труда США обнародовало статистические сведения о средней заработной плате социальных работников, задействованных в различных сферах профессиональной деятельности. Данные показывают, что в 2012 г. медианная заработная плата социальных работников составила 44 тысячи 200 долларов в год. При этом 10 % всех занятых в профессии специалистов получали менее 27 тысяч 450 долларов в год, а 10 % имели более 72 тысяч 980 долларов [6]. Как видим, разрыв между нижним и верхним уровнем оплаты труда весьма значительный. Он говорит как о возможностях карьерного роста, так и о разнице в оплате труда в разных сферах социальной работы.

Таблица 1

Область деятельности социального работника Средняя зарплата/год

Психическое здоровье, психогигиена 39980 $

Работа с семьей, детьми, 41530 $

школьная социальная работа

Социальная работа в медицине 49830 $

Другие сферы социальной работы 54560 $

Из таблицы видно, что наибольший среднегодовой доход приходится на социальных работников специализирующихся в «других сферах социальной работы». К ним следует отнести такие

сферы деятельности как консультирование, психиатрическую социальную работу, образование социальных работников, социальную политику и управление и др.

Таким образом, рассмотренные факты свидетельствуют, что профессия социального работника в США получила широкое распространение, она признана государством и обществом. Профессионально подготовленные специалисты в области социальной работы востребованы на рынке труда, а их труд достойно оплачивается. Немаловажную роль в этом играет система мониторинга кадровых потребностей, которую реализует Совет по образованию социальных работников, развивая главные направления профессиональной подготовки специалистов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Anderson, Joseph. Social Work Methods and Processes. Belmont, CA: Wadsworth Pub. Co, 1981. - 300 p.

2. Brieland, Donald, Costin L.B., Atherton C.R. Contemporary Social Work: An Introduction to Social Work and Social Welfare. 3rd ed. - New York: McGraw-Hill, 1985. - 424 p.

3. Ginsberg, Leon H. Careers in social work. - Boston, MA: Allyn and Bacon, 1997. - 246 p.

4. Meinert, Roland G. Social work: seeking relevancy in the twenty-first century / Roland Meinert, John T. Pardeck, Larry Kreuger. - New York: Haworth Press, 2000. - 152 p.

5. Parry, Noel and Parry, Jose. Social Work, Professionalism and the State // Social work, welfare and the state. Edited by Noel Parry, Michael Rustin and Carole Satyamyrti. - London: Edward Arnold, 1979. - P. 21-47.

6. Режим доступа: www.bls.gov.

7. Режим доступа: www.cswe.org.

8. Режим доступа: www.socialworkreinvestment.org.

УДК 371.68 ББК 74.9

И. В. Челышева

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АНАЛИЗА АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ МЕДИАТЕКСТОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ*

Аннотация. Статья посвящена изучению основных теоретических компонентов анализа произведений аудиовизуальной медиакультуры в системе эстетического воспитания.

Ключевые слова: медиаобразование, медиакультура, анализ аудиовизуальных медиатек-стов, эстетическая концепция медиаобразования.

I. V. Chelysheva

THEORETICAL ANALYSIS OF THE SITUATION OF AUDIOVISUAL MEDIA TEXTS IN AESTHETIC CONCEPTS NATIONAL MEDIA EDUCATION

Abstract. Article examines the major theoretical components analysis works in audiovisual media culture system of aesthetic education.

Key words: media education, media culture, audiovisual media texts analysis, aesthetic concept of media education.

Как известно, вся система эстетического воспитания на материале аудиовизуальных медиа-текстов в советский период была призвана способствовать развитию эстетических чувств в процессе участия в познавательной и творческой деятельности, совершенствующей аудиовизуальное мышление, перцептивных навыков освоения звукозрительного образа как основного средства выражения авторского сознания; эстетического вкуса, включающего художественную образованность в области экранных искусств, нравственную, историческую культуру, аудиовизуальную грамотность, социальные ориентации личности.

Основные принципы анализа произведений медиакультуры в рассматриваемый период были тесно связаны с изучением художественных особенностей кинопроизведений, со спецификой звуко-пластического образа, создаваемого в кинематографической реальности. Кино объединило в своем художественном образе выразительные средства всех других искусств - как статичных, пространственных, так и чисто временных, динамических, а также пространственно-временных.

*

Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Трансформация развития эстетической концепции в российском медиаобразовании (1960-2011)», проект № 12-06-00139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.