Г. З. Фаттахова
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Ключевые слова: профессиональная компетенция, социальная работа, дети группы риска, professional scope, social work, the children of the risk group..
Раскрывается структура профессиональной компетенции в области социальной работы с детьми группы риска; описываются знания, умения, навыки, личностные качества, необходимые для успешного выполнения специалистами профессиональных функций. The author investigates the structure of professional competence in the field of social work with the risk group children; the knowledge, abilities, skills, personal qualities for the successful execution of professional functions are described.
В настоящее время специалистам социальной работы в процессе профессиональной деятельности приходится решать много различных задач. Для их успешной реализации специалист должен обладать рядом общих и специальных компетенций. Из этого ряда следует выделить компетенцию для работы с детьми группы риска. Как следует из определения профессиональной компетенции, она должна включать целый комплекс знаний, умений, навыков и профессионально важных личностных качеств.
Отсюда следует, что в структуру компетенции в области социальной работы с детьми группы риска должны быть включены четыре составляющие - когнитивная (знание и понимание), процессуально-деятельностная (практическое и оперативное применение знаний), личностная как совокупность психологических характеристик личности (профессионально значимые качества специалиста), и мотивационно-ценностная (готовность специалиста к профессиональной деятельности). Именно они и определяют содержание компетенции в области социальной работы с детьми группы риска.
С позиций деятельностного подхода компетенция специалиста в области социальной работы с детьми группы риска определяется содержанием его профессиональной деятельности и одновременно является предпосылкой ее успешности. Анализ профессиональных функций специалиста социальной работы с детьми группы риска даёт возможность выявить, какие знания, умения и навыки необходимы ему для эффективной работы.
Для успешной работы с детьми группы риска специалист социальной работы должен знать (когнитивный компонент компетенции):
- анатомию и физиологию человека, физиологические и патологические процессы, происходящие в организме, особенно в детском возрасте;
- основные симптомы различных заболеваний;
- организацию санитарного просвещения, способы оказания первой медицинской помощи;
- теоретические и методические основы реабилитации, социальной адаптации, профилактики, их виды, методы, этапы и принципы организации;
- психологию развития человека, особенности процесса социализации личности,
формы регуляции и саморегуляции социального поведения;
- специфику работы с детьми и семьями группы риска;
- потребности и интересы человека на различных этапах жизненного пути, кризисных состояний, последствий физических и психических недомоганий. Особенности культурного развития и структуру (систему) потребностей детей в разные возрастные периоды;
- психолого-педагогические особенности развития детей в разные возрастные периоды;
- основные методы и методики, используемые в индивидуальной и групповой работе, обеспечивающие наиболее полное раскрытие творческого потенциала детей;
- основы психологической диагностики, методы психологии в изучении психических процессов и состояний;
- основы социальной, коррекционной педагогики;
- методы и приемы разрешения конфликтных ситуаций;
- социальную политику государства;
- нормы законодательства, обеспечивающие социальную защиту детей; нормативные документы, определяющие деятельность органов и учреждений, работающих с детьми группы риска;
- методы и критерии оценки и контроля качества в сфере социальной, социальнопедагогической, социально-психологической работы;
- направления деятельности социальных, психолого-педагогических, культурномассовых, спортивно-оздоровительных организаций и учреждений, оказывающих различные виды помощи и услуг детям и их семьям.
Специалист социальной работы должен уметь (процессуально-деятельностный компонент компетенции):
- собрать необходимую информацию и оценить ее;
- выявить проблемную ситуацию;
- спланировать работу по преодолению трудной жизненной ситуации (разработать программу работы с семьей или отдельно взятым ребенком);
- оценить степень влияния на ребенка негативных и позитивных факторов;
- прогнозировать последствия негативного влияния на ребенка;
- оценить внутренние ресурсы ребенка и семьи;
- давать рекомендации по улучшению условий жизни ребенка и (или) семьи;
- мотивировать ребенка на совместное решение проблемы, побуждать к действиям в правильном направлении;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- проводить групповые тренинги, индивидуальное консультирование с детьми и подростками группы риска;
- находить, отбирать и использовать информацию, необходимую в работе с детьми группы риска;
- грамотно планировать и строить взаимодействие с лицами, организациями, способными оказать содействие в работе с детьми группы риска;
- проводить мероприятия по оказанию профориентационных услуг, способствующих развитию и освоению профессиональных навыков и умений подростка; решать вопросы его будущего трудоустройства в установленном порядке;
- оценить эффективность проделанной работы, сделать выводы по ее результатам (уметь соотнести полученный результат с целью деятельности и понять причины профес-
сиональных затруднений).
В профессиональной деятельности с детьми группы риска, несомненно, велика роль личностных качеств специалиста социальной работы. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.
По мнению исследователей, специалист социальной работы должен обладать следующими качествами (личностный компонент компетенции) [3]:
- психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
- психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала;
- психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.
В первую группу качеств включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению; психическим состояниям: усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии; вниманию как состоянию сознания; эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.
Ко второй группе качеств относятся такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков. А также стрессоустойчивые качества - физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и другие [3].
Мотивационно-ценностный компонент компетенции включает в себя присутствие устойчивой заинтересованности в профессиональной деятельности с детьми группы риска. Данный компонент подразумевает сформированность установок на взаимодействие с детьми группы риска и их родителями, положительное отношение к данному виду деятельности, потребность успешно решать возникающие задачи, интерес к процессу их решения, стремления добиться успеха и показать себя с лучшей стороны, а также наличие определенных личностных качеств будущих специалистов социальной работы.
Основные составляющие:
- мотивационная готовность к работе;
- система личностных и профессиональных ценностей.
Мотивационный компонент служит характеристикой мотивационной стороны деятельности. «Мотивация как движущая сила человеческого поведения пронизывает все основные структуры образования личности: ее направленность, характер, эмоции, способности, деятельности» (Б.Г. Ананьев) [1].
Мотивационный компонент включает мотивы, цели, потребности в профессиональном обучении, совершенствовании, самовоспитании, саморазвитии, ценностные установки актуализации в профессиональной деятельности, стимулирует творческое проявление личности в профессиональной деятельности. Он предполагает наличие интереса к профессио-
нальной деятельности с детьми группы риска, который характеризует потребность личности в знаниях, в овладении эффективными способами организации профессиональной деятельности с детьми группы риска.
Концептуально профессиональная деятельность специалиста социальной работы может основываться на модели мотивации профессиональной деятельности, предложенной В.Ф. Дружининым. Суть ее заключается в следующем: приступая к выполнению той или иной деятельности, специалист осознает и субъективно-эмоционально переживает ее цену с точки зрения социальной значимости. Это осознанное переживание накладывается на его установки, сформированные в процессе обучения, воспитания, профессиональной подготовки и формирует соответствующее психологическое состояние, в результате чего закрепляется мотив действия, внутренняя мотивация, обуславливающая в большей степени надежность результатов профессиональной деятельности. Соответственно должна строиться и модель мотивационного блока компетентности, направленная на поддержание допустимого уровня психологического состояния личности в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Данный компонент определяет готовность специалиста к самостоятельному осуществлению профессиональной деятельности. Высокому уровню готовности будущих специалистов к работе с детьми группы риска соответствует наличие у них устойчивого интереса и высокой потребности работать с детьми группы риска, моральной готовности к систематической работе с данной категорией детей. Низкий уровень готовности характеризуется отсутствием внутренней потребности оказывать помощь детям группы риска, психологической и моральной готовности к общению с детьми и подростками данной категории, имеющиеся знания и умения поверхностны или отрывочны.
Не каждый человек пригоден для социальной работы; определяющим фактором также является система ценностей кандидата, которая в конечном счете определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности.
Каждая профессия, как отмечает Е.Р. Ярская-Смирнова [4], обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление специалистам, работающим в той или иной сфере. Цель и задачи специалистов социальной работы вытекают из соответствующих ценностных систем, находящихся в основе их профессии. Профессиональные ценности ориентируют социального работника на выполнение и соблюдение определенных обязанностей, на профессиональную ответственность за свою деятельность. Социальные работники имеют дело с человеческими страданиями и проблемами. Поэтому наиболее важным в данной профессии является уважение человеческого достоинства независимо от различия по расовому, этническому, сексуальному, общественному, возрастному, религиозному, политическому, языковому, социально-экономическим признакам, от способностей, вклада в общественное развитие или других особенностей, личных характеристик, состояния или статуса.
Для развития мотивационно-ценностного компонента актуализируются: осознанная мотивация достижения, личная ответственность за результаты деятельности, потребность самосовершенствования, нравственное отношение к процессу работы с детьми группы риска, способность к восприятию множественности истины у разных людей. При этом выделяются две большие группы мотивов: мотивы достижения и познавательные. Из системы потребностей по Х. Мюррею можно выделить «потребность достижения - стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в каком-либо деле, быть последовательным и целеустремленным» [2]. Основу мотивации достижения (например, эффективного решения профессиональной задачи) составляет, по Д.
Аткинсону, стремление к успеху и избежание неудачи. Появление познавательной мотивации делает актуальной проблему выявления психолого-педагогических условий, в которых познавательная мотивация вначале порождается, а потом трансформируется в профессиональную мотивацию. Познавательная мотивация рождается всякий раз как первичная ситуативная потребность и является неотъемлемым элементом проблемной ситуации. Она выступает не столько проявлением устойчивой личностной черты, сколько отражением заданных условий деятельности.
Только гармоничное сочетание описанных выше структурных элементов компетенции может обеспечить высокую эффективность выполнения профессиональных функций в социальной работе с детьми группы риска.
Литература
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л., 1968.
2. Лукьянова, М. И. Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах /М.И. Лукоянова // Психологическая наука и образование. - 1998. - №2. - С. 64-67.
3. Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие / Е.И. Холостова. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 236 с.
4. Ярская-Смирнова, Е.Р. Профессиональная этика социальной работы: Учебник / Е.Р. Ярская-Смирнова. - М.: Ключ-С, 1998. С. 33.
© Г. З. Фаттахова - асп. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ.