УДК 39; 572.9
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОЭКОНОМИКИ В РЕАЛИЯХ ТРАДИЦИОННЫХ И СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУР ЧЕЧЕНЦЕВ
© 2011 г. В.С. Джамирзаев
Комплексный научно-исследовательский институт Integrated Research Institute
Российской академии наук, of Russian Academy of Sciences,
Старопромысловское шоссе, 21а, г. Грозный, 364000 Staropromyslovskoye Highway, 21a, Grozny, 364000
Освещаются актуальные проблемы этноэкономики в реалиях традиционных и современных культур чеченцев на междисциплинарном уровне, так как Чечня является колыбелью древнейшего культурно-хозяйственного наследия, традиций экономического развития, донесшая их основные составляющие до современности, сохраняя все разнообразие традиционных культур и их экономических составляющих. Изучение феномена этноэкономики в реалиях традиционных и современных культур актуализируется на основе междисциплинарного подхода в решении проблемы, который может быть определен как культурологический, или эт-нокультурологический и экономический. Поэтому этноэкономику чеченцев во всех ее проявлениях необходимо рассматривать в контексте современных культурных и экономических процессов. Это позволяет увидеть, как элементы культур разных исторических эпох и конкретных этносов вписываются в современное культурно-хозяйственное пространство чеченского общества.
Ключевые слова: этнос, культура труда, этноэкономика, традиционные культуры, современные культуры, междисциплинарный подход, чеченцы.
Highlights the current problems of ethnoeconomy the realities of traditional and contemporary cultures on an interdisciplinary level, the Chechens, as Chechnya is the cradle of ancient cultural and economic heritage, traditions, economic development, which delivered their main components to the present day, preserving the diversity of traditional cultures and economic components. Study of the phenomenon in ethnoeconomy realities of traditional and modern cultures is updated based on an interdisciplinary approach to solving the problem, which can be defined as cultural studies, or economic and ethnocultural. Therefore ethnoeconomy of Chechens in all its manifestations must be considered in the context of contemporary cultural and economic processes. This allows you to see how the elements of cultures from different historical periods and specific ethnic groups fit into the contemporary cultural and economic space of Chechen society.
Keywords: ethnicity, culture of work, ethnoeconomy, traditional culture, modern culture, interdisciplinary approach, Chechens.
Вопрос использования традиционной культуры чеченцев в решении современных этноэкономических проблем приобретает актуальность в связи с тенденцией ее исчезновения. Происходит это из-за потери теории и практики преемственности: сегодня наблюдается сильный разрыв между поколениями (традиции культурно-хозяйственной деятельности этноса уходят вместе со старшим поколением). Человек, оторванный от исконно национальных основ, теряет самоконтроль и почти не управляем (это серьезный и отдельный вопрос). Во-первых, все культурные ценности (опыт культуры трудовой, хозяйственной и экономической деятельности), тысячелетиями выработанные предками чеченцев, в основном уничтожены за последние века и особенно из-за депортации в 40-е гг. XX в. Во-вторых, после развала СССР, в так называемых рыночных условиях многие чеченцы-производители бросились в «бизнес» перепродаж и с легкостью оставили традиционную культуру (опыт созидательной деятельности) земледелия, животноводства, техники (орудий труда и др.) и технологию многих отраслей, ремесел и т.д. Соответственно жизненно важные сегменты этноэкономики чеченцев сегодня не работают. Причем, надеясь на перспективу существующей социальной иглы, люди не хотят работать даже в собственном огороде. Это очень опасная тенденция!
Как в этих условиях быть с решением современных проблем этно-(национально)-экономической безопасности в конкретном округе, национальном регионе с большим историческим опытом культурно-трудовой деятельности? Речь идет о Чечне и чеченцах. Как известно, культурные достижения чеченского народа с древнейших времен характеризуются созданием уникальных материальных и духовных ценностей как основ экономического благополучия. А сегодня все эти вопросы - государственные, потому что только народ -это государство, соответственно и без него не может быть и самого государства. Более того, как известно, существование государства напрямую зависит от благополучия его сограждан. И особую значимость эта проблема приобретает в таком многонациональном государстве, как Российская Федерация. Что касается нашей республики, то в «Концепции государственной национальной политики Чеченской Республики», в частности, для реализации основных целей и задач государственной национальной политики в экономической сфере выделены следующие важные аспекты: создание особой экономической зоны в Чеченской Республике, восстановление экономически перспективных предприятий, повышения уровня социально-экономического развития республики до развитых регионов России, развитие сельского хозяйства (во всех отраслях) и др. [1, с. 20 - 21], а в культурной сфере -возрождение традиционных национальных промыслов и искусства, реставрация и охрана древних культурно-исторических комплексов и т.д. [1, с. 23] с дальнейшим их использованием в решении важных экономических задач (производство продуктов и национальных товаров, этнотуризм и др.).
Наша основная цель - теоретическое освещение актуальных проблем этноэкономики в реалиях традиционных и современных культур чеченцев. Выбор темы был обусловлен тем, что Чечня является одним из очагов древнейшего культурно-хозяйственного наследия, традиций экономического развития, донесшая их до современности, сохраняя все разнообразие традиционных культур и экономических составляющих. Причем уровень развития чеченцев-созидателей, как и других автохтонов Кавказа, в древности можно охарактеризовать на основе важной идеи, высказанной М. Агларовым, о том, что самоуправляемая гражданская община (полис), пожалуй, одно из самых высоких достижений социального и политического развития не только кавказского, но и Средиземноморского мира [2, с. 4]. Важную роль в развитии общества играли древние адаты, потому что по ним «можно судить об уровне развития сельских общин, вольных обществ, социальной структуре и политической организации общества» [3, с. 2] национально-экономического роста.
Сегодня в условиях рыночных отношений и экономических реформ чеченцы должны реализовать свой выбор в пользу тех форм культурно-экономического развития, которые наиболее близки народным традициям хозяйствования, т.е. в пользу частной собственности на пахотную землю, жилье, отраслевые производства (промыслы и др.), скот и общинную (аульную) собственность на пастбища, на ирзо «земля за селом (исторически наследственная собственность кровно-родственной семьи по отцовской линии) в горной зоне» и др.
Как известно, чеченцы, как и другие народы России, являются создателями и хранителями богатого культурного наследия мирового значения. Соответственно их цивилизационный комплекс, как часть общекавказской культуры, сформировался на кавказской территории в результате самобытности культу-рогенеза, а также контактов и взаимодействия носителей многих хозяйственно-культурных традиций и духовных ценностей [4, с. 227]. Это составляет одну из основ национальной и этнокультурной идентичности чеченцев и вместе с тем является фундаментом их солидарности и патриотизма, интернационализма, а также ресурсом культурно-хозяйственного и экономического развития.
На территории Чечни сформировались три основных ареала хозяйственно-культурных комплексов - высокогорный, горно-предгорный и равнинный. С этими ареалами совпадают в основном и этноэкономические зоны Чеченской Республики. В них можно реанимировать былые отрасли локальных культурно-хозяйственных специализаций чеченских сел и районов.
Главной особенностью этноэкономики является использование соответствующих традиционных для этноса (например, чеченцев) методов ведения культурно-производственной и экономической деятельности, личного подсобного и домашнего хозяйства. Наиболее ярко сегодня это проявляется в культурно-хозяйственных укладах горных и предгорных зонах Чеченской Республики, где проживают чеченцы. И в
этом плане можно говорить об этноэкономике чеченцев, подчеркивая ее традиционно-культурный характер. Поэтому сегодня мы подошли к той черте, когда наряду с инновационными отраслями экономики не можем обойтись без возрождения на новой основе традиционных для этносов (наций) видов культурно-хозяйственной деятельности, т.е. этноэкономики. При решении этих важных задач следует рассматривать как одно из важнейших условий сохранение самобытности чеченцев и их национального самосознания, также культурно-этических норм и ценностей.
В историческом развитии традиционные культуры чеченцев связаны с более высоким уровнем развития хозяйства - земледелием и скотоводством, техникой и технологией, архитектурой, промыслами, а также с ориентацией на стабильность и устойчивость, но по многим параметрам схожи с архаической, а потому эти понятия иногда можно использовать как синонимы. Причем этническую культуру экономического поведения (взаимодействия) и развития необходимо признать определяющей.
Исследования дают основания сделать вывод, что стиль и образ мышления людей в традиционной культуре не отстают от современного. Они полностью определяются социокультурной и экономической ситуацией, ориентированы на предметное разрешение жизненных проблем (вызовов типа экономического) и ситуаций. Каждая культура является результатом деятельности своего творца - этноса или нации. И в свою очередь деятельность предполагает решение хозяйственно-экономических задач. Как способ жизнедеятельности этноса культура выражает специфику хозяйственного уклада жизни ее создателя, его поведения, его особый способ мировосприятия: в культуре труда и хозяйственной жизни, в теологии, легендах, мифах и религиозных верованиях и ценностных ориентациях и др. Они придают смысл существованию этноса, нации. В этих условиях культурологический подход изучения этнической культуры предполагает анализ ценностно-нормативных систем, идей, целей, представлений, знаний и различных способов их знаково-символического и предметно-материального воплощения в конкретной культуре, а также рассмотрение их во всем многообразии и противостоянии друг другу. Формирование этих важнейших компонентов культуры позволяет социальному сообществу или этносу, в рамках которых этот процесс протекает, интегрироваться и осознать себя неким социально-культурным целым и поддерживать свою идентичность, самодостаточность на протяжении веков.
Для нас не менее важен и другой аспект проблемы, непосредственно связанный с функционированием чеченской культуры и характером социокультурного процесса, т.е. связь культуры с этноэкономикой. Данный аспект предполагает анализ способов, хозяйственных технологий практического оперирования ценностями, смыслами, символами. Они вырабатывается в культурной системе данного этносоциального целого. Более того, социальные изменения должны способствовать их поддержанию, передаче от поколения к поколению, а также трансформации и обновления по
мере накопления в обществе необходимых факторов. Вместе с тем главное в традиционной культуре чеченцев - это накопленные эталонные ценности (материальные объекты), выступающие чаще всего в качестве культурного наследия конкретного этноса. В этом случае цель нации или народа - их всемерно охранять, фиксировать, экспонировать, ретранслировать и пропагандировать (для решения экономических проблем).
В этих условиях этнология как наука требует выявления соотношения традиционных и современных культур, их связи с исторической действительностью. А действительность - это и материальное выражение культуры, которое имеет отношение к этноэкономике чеченцев. Становясь фактом культуры, предмет должен соответствовать как практическим, так и символическим требованиям. Причем синкретизм традиционной культуры выражается главным образом в целостности, нерасчлененности трех форм бытия: культуры (материальной и духовной), общества и человека. Материальная культура непосредственно связана с экономикой конкретного этноса. Любая вещь в традиционной культуре может служить одновременно как утилитарным, так и символическим целям. Соответственно традиционная культура использует как семиотические (знаковые) объекты (язык, миф, ритуал и др.) жилище, пищу, одежду, технику, утварь, а также экономические и социальные институты. Более того, трудно не согласиться со словами Н.А. Томилова: «Разграничение материальной и духовной частей культуры следует, видимо, проводить не только по сферам материальной и духовной (сознательной) деятельности, но и по степени зависимости тех или иных культурных явлений от экономической среды, по их функциональному назначению. В этом плане к материальной культуре будет отнесена та ее опредмеченная (овеществленная) и неопредмеченная (производственные навыки, организация труда и т.д.), но материализованная часть культуры, которая самым непосредственным образом связана с экологической средой, с адаптацией к этой среде человеческих коллективов и удовлетворяет физиологические потребности человека» [5, с. 19].
Исторически главными составляющими этно-экономики коренных чеченцев являлись природа и ее ресурсы. И эти факторы предопределяли главные отраслевые приоритеты хозяйственной системы чеченцев (архитектура, промыслы, металлургия, техника и технологии, земледелие, скотоводство, охота). Соответственно с этими источниками связаны и от них берут свои начала экономические составляющие трудовой и производственной жизни: например, материальная культура, воплощенная в жилище и одежде, орудиях и предметах труда, домашней утвари, хозяйственных сооружениях. Отсюда приобретаются технологические знания и трудовые навыки, экономические институты, проявляемые в укоренившихся обычаях, традициях и коллективном сознании, неформальных правилах и нормах, стереотипах экономического мышления и культуре труда. В современных
нестабильных экономических условиях они нуждаются в реконструкции на основе междисциплинарных исследований (этнологии, экономики, культурологи, психологии и др.).
Сегодня многие исследователи - экономисты, демографы, этнологи, социологи, историки и другие -начали уделять внимание этническим проблемам общества (обычаи, традиции, культура трудового воспитания и др.) и этнической экономике (традиционной культурно-хозяйственной деятельности). Поэтому эт-ноэкономика тесно связана с рядом других научных дисциплин, таких как этнология, история, экономическая психология, национальная экономика и т.д. В этих условиях мы считаем необходимым остановиться на этноэкономике как на двуедином процессе развития и роста конкретной нации: традиционная экономика и традиционная культура этноса, т.е. чеченцев.
Традиционную экономику, или этноэкономику, также определяют как науку о взаимовлиянии традиций, обычаев, культуры, психологии, теологии, идеологии, мифологических воззрений различных этносов, а также уровня развития производительных сил и производственных отношений [6]. В этих условиях традиционная этноэкономика чеченцев не является неким рудиментарным (застывшим) укладом хозяйствования прошлого, сегодня он способен воспринимать новации, что очень важно для модернизации региональной российской экономики.
Экономический и социально-культурный аспекты развития чеченских сел включают достаточно разнообразный комплекс важных проблем. Трудовая деятельность в сельской местности предполагает активное вовлечение в нее трудоспособных детей с целью решения проблем социализации подрастающего поколения. С раннего возраста дети постепенно накапливают необходимые для самостоятельной жизни знания, умения и навыки, формируют культуру труда и трудовых отношений. И тем самым восстанавливаются функции воспроизводства трудового потенциала сел и формирования человеческого капитала республики. Более того, рыночный спрос на эксклюзивные товары и услуги, включая рекреационные, растут с каждым днем. Это открывает возможности для диверсификации экономики села в рамках формирования перспективной единой системы: во-первых, производство экологически чистого продовольствия; во-вторых, рекреационная деятельность; в-третьих, сохранение природы и ландшафтов; в-четвертых, сохранение самобытности этносов.
Как известно, этноэкономике этнически выраженных регионов с основным коренным чеченским населением присущи преимущественно аграрные формы культурно-хозяйственной деятельности, сочетание натуральных и мелкотоварных форм производства, использование кустарных ремёсел и надомного труда, доминирование неформальных институтов, экстенсивный тип занятости с использованием сырьевой хозяйственно-культурной инфраструктуры и др. [7]. И в этих условиях этнокультурную экономическую деятельность, например, чеченцев, можно сформулировать на материале Ю.С. Колесникова, который этно-
экономику предпринимательской деятельности рассматривает с «учетом ресурсно-хозяйственной базы для развития в следующих "подотраслях" мелкотоварного производства:
I. Подотрасли переработки продукции аграрного сектора экономики:
- изготовление изделий из меха, шерсти, кожи;
- производство ковров, войлока, красок из растительного сырья;
- переработка молока, грибов, лесных плодов и ягод;
- приготовление домашнего сыра, вяленого мяса, копченостей;
- розлив минеральной воды;
- переработка винограда, фруктов.
II. Подотрасли по производству промышленных товаров массового спроса:
- производство строительных и отделочных материалов из имеющегося в республике минерального сырья;
- выпуск красителей из натурального сырья;
- изготовление мебели, дверей, подоконников и т.д. из дерева ценных и менее ценных пород;
- переработка овечьей и козьей шерсти и вязание из нее высококачественных пуховых и шерстяных изделий, а также обработка кож и изготовление изделий из них;
- изготовление (национальной одежды, холодного оружия и др. - В.Д.) сувениров, прикладов для ружей, шахмат, нард из отходов деревообработки, поделок и посуды из хлебных злаков, бересты и др.;
- производство изделий из серебра, поделочных и полудрагоценных камней и т.п.;
- выпуск подушек, одеял из пуха и пера гусей, индюков, уток и др.
III. Подотрасли по сбору и переработке дикорастущих растений и их плодов:
- изготовление концентратов из кизила, облепихи, калины, орехов и др.;
- сбор лекарственных трав;
- собирание и обработка грибов.
Развитие этих подотраслей этноэкономики во взаимосвязи с корпоративной "большой" экономикой обеспечит:
- расширение сырьевой базы предприятий переработки;
- дополнительную занятость населения, в том числе с неполным рабочим днем и т.п. (этноэкономика -это "гибкие" формы занятости);
- рост налогооблагаемой базы и средств местных бюджетов;
- создание "паутины" малого бизнеса и развитие социальной инфраструктуры» [8, с. 23].
Перечисленные подотрасли основаны и должны отражать реалии традиционных и современных культур чеченцев. И дальнейшие исследования будут проводиться именно в этом аспекте. Более того, традиционные или этнические (национальные) культуры чеченцев диалектически связаны с хозяйственно-экономической деятельностью. Предметы и изделия традиционной эт-нокультуры имеют ряд целей: - производственные, культовые, бытовые и т.д. (техника, орудия труда, хозяйственные постройки, жилища, средства передвиже-
ния, бытовые и культовые вещи и др.), т.е. являются экономическим ресурсом. Главные функции изделий предметного мира, выраженные в ремесле, можно классифицировать как утилитарно-бытовые, декоративно-художественные, ритуальные, коммерческие. В этих условиях они приобретают культурно-экономический оттенок. И здесь, в частности, мы выделяем коммерческую (вложение денежных средств) функцию, которая характерна для всех четырех форм народного искусства или культуры. В частности, продукция мастеров выходит за пределы цеха, связывается с рынком и соответственно приобретает экономические функции. Следовательно, мы переходим на плоскость этноэкономики, например чеченцев, с культурными и экономическими составляющими.
Касательно современных особенностей этнокуль-туры можно констатировать следующее. Этническая культура чеченцев сегодня существенно отличается от прошлых форм. Эти отличия связаны с общей динамикой в культурных системах и этнических составляющих, где утрачена универсальная роль традиционных культур наций и народов в современных условиях. Причем на чеченцев повлияли трагедии XX в.
В современных национально-государственных образованиях (как Чеченская Республика) регионально-этнические культурные традиции (во всех отраслях) занимают как бы подчиненное положение. Они становятся культурой повседневности, исторической памятью представителей конкретной нации. И чеченцы здесь - не исключение. В традиционной этнической культуре представлены как единое целое области материально-практической, духовно-религиозной, познавательной, соционормативной, эстетической деятельности этноса. Сегодня и культура все более дифференцируется, усиливается специализация отдельных областей деятельности сфер культуры по разным типам (предмет, цель, характер). Более того, появились опосредованные способы передачи культуры. Следовательно, подчеркивая этнонациональное начало, необходимо определить, в каком соотношении в современной обыденной культуре или в повседневности присутствуют этнонациональное (традиционное) и внеэтническое (связанное с массовой универсальной культурой) начало.
Таким образом, изучение феномена этноэкономики в реалиях традиционных и современных культур необходимо исследовать на основе междисциплинарного подхода в решении проблемы, который может быть определен как культурологический, или этнокультуроло-гический и этноэкономический. Поэтому этноэкономику чеченцев во всех ее проявлениях необходимо рассматривать в контексте современных культурных и
экономических процессов. Это позволяет увидеть, как элементы культур разных исторических эпох и конкретных созидателей вписываются в современное культурное пространство чеченского общества. Соответственно сегодня перед нашей республикой стоит первоочередная задача - преодоление безработицы и решение назревших экономических задач с учетом былых культурно-хозяйственных ресурсов. Для этого необходимо тесное взаимодействие руководства республики с учеными в выработке приоритетных национальных, отраслевых и районных проектов по сглаживанию напряженности на рынке труда. Причем необходимо предоставлять безработным гражданам оплачиваемые общественные работы и развивать культурно-хозяйственные сферы самозанятости населения Чеченской Республики в ближайшей перспективе с учетом культурно-исторического производственного опыта. Поэтому мы обращаемся к власть предержащим реально (технико-экономически) помочь, в частности чеченцам, реанимировать все составляющие традиционной культурно-хозяйственной деятельности в целях решения назревших экономических задач и сохранения этнокультурного наследия.
Литература
1. Концепция государственной национальной политики Чеченской Республики. Грозный, 2007.
2. Агларов М.А. Сельская община в Народном Дагестане в XVII - начале XIX в. (Исследование взаимоотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса). М., 1988.
3. Магомедов Р.М. Адаты дагестанских горцев как исторический источник. М., 1960.
4. Джамирзаев С.М. Древняя история чеченцев (К древней истории нахских племен III - I тыс. до новой эры). 2-е изд. Грозный, 2009. 227 с.
5. Томилов Н.А. Некоторые проблемы изучения культуры народов и национальных групп России // Материальная культура народов России / под ред. В.Т. Пуляева, Н.А. То-милова. Новосибирск, 1995. С. 19 - 30.
6. Ахметов В.Я., Бердникова Г.И. Этноэкономика и ее роль в устойчивом развитии регионов // Устойчивое развитие территорий: теория и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (12 ноября 2009 г.). Уфа, 2009. С. 32 - 37.
7. Печура О.В. Этноэкономика региона: теоретико-методологический аспект // Вестн. Челябинского государственного университета. 2010. № 3 (184). Экономика. Вып. 24. С. 56 - 60.
8. Колесников Ю.С. Этноэкономика в судьбах модернизации юга России // Экономический вестн. Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1, № 2.
Поступила в редакцию 20 сентября 2011 г.