ЭТНОЭКОНОМИКА И СЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ: ОПЫТЛОКАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В ЭТНИЧЕСКИ ОДНОРОДНОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ*
В. Я. АХМЕТОВ, кандидат экономических наук,доцент E-mail: willi76@mail.ru
Г. И. БЕРДНИКОВА, младший научный сотрудник E-mail: gulzainab@mail.ru
Г. И. ШАГИБАЛОВА, младший научный сотрудник E-mail: gulnara200885@mail.ru Государственное автономное научное учреждение «Институт региональных исследований», Республика Башкортостан
Проанализирован эмпирический материал, характеризующий этноэкономические процессы иресурсно-хо-зяйственную базу для определения потенциала этноэко-номики в плане использования его для развития тех или иных отраслей и подотраслей региональной экономики. В качестве одного из перспективных направлений социально-экономического развития Республики Башкортостан рассмотрены традиционные и характерные для тех или иных этносов, проживающих на территории региона, виды хозяйственной деятельности, возрождаемые на новой рыночной основе.
Ключевые слова: этноэкономика, этнос, Республика Башкортостан, домохозяйства, региональный хозяйственный комплекс, сельское развитие, локальные территориально-хозяйственные кластеры, интеграция.
В рамках советской плановой экономики развитие сельского хозяйства при значительных пространственных различиях территории страны подгонялось под единые стандарты и предельно унифицировалось. Практически вся экономическая жизнь селян централизованно регулировалась, причем до мелочей. Главной целью планирования
* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ по проекту 08-02-84202 а/У.
являлось обеспечение экстенсивного роста сельскохозяйственного производства, в первую очередь продукции растениеводства и животноводства. Хотя для некоторых сельских территорий эти отрасли заведомо были убыточны. Так, например, оптимальное сочетание тепла и влаги характерно всего лишь для 14% территории нашей страны. Именно там наиболее благоприятные условия для развития сельского хозяйства [5]. Огромные различия по природным условиям, в трудовых и земельных ресурсах делают экономическую и социальную жизнь села России контрастной и разноликой. С этими объективными факторами советское правительство не считалось и не учитывало их при проведении аграрной политики. Характерной особенностью политики советского периода являлось также давление на селян, осуществлявших семейную хозяйственную деятельность. Это проявлялось, в частности, в ограничении приусадебных земельных участков, количества скота, в запрете отдельных видов хозяйственной деятельности, например, коневодства, растениеводства, различных видов ремесел и т. д. Стремление к единообразию приводило к упрощению социально-экономических отношений, росту рисков, неэффективности
использования человеческих, природных и финансовых ресурсов, что стало основой неустойчивости и неразвитости сельской экономики.
Распад колхозно-совхозной системы, либерализация цен, отмена гарантированной закупки сельскохозяйственной продукции, резкое сокращение инвестиций в трансформационный период 1990-хгг. привели экономику села к значительному упадку, сельское население — к обнищанию. Значительная часть селян, отвыкшая от самостоятельности, инициативы и предприимчивости, не имеющая опыта рыночной хозяйственной деятельности, попала в состояние психологического и социального шока. Оказалось, что рецепты неоклассической экономической теории по переводу планового социалистического хозяйства в рыночное в реальной действительности не работают. Они не учитывают тот факт, что экономика тесно переплетена с общественными процессами в целом и не может быть изменена без соответствующего изменения социально-психологических, институциональных и политических факторов и условий хозяйственной деятельности людей. Сегодня возникла необходимость возрождения сельской экономики и социальной жизни села на качественно новой основе, с учетом всего многообразия сельских территорий России и специфики культуры, менталитета, образа жизни, хозяйственной деятельности на отдельных территориях и у отдельных народов.
Соответствие духа и содержания сельской политики социально-психологической природе народа является важнейшим условием ее эффективности. С этих позиций огромное значение приобретает возрождение глубинных, исторически укорененных на той или иной территории и устойчивых хозяйственных структур, в частности, этноэкономики.
Цель данной статьи — показать значение, предпосылки и перспективы развития традиционной экономики башкир в современных условиях. Иными словами, речь идет об обосновании необходимости и выявлении возможностей интеграции этноэкономического комплекса народа в сегодняшнюю и будущую, модернизированную, хозяйственную систему России и региона как важнейшего условия обеспечения устойчивого развития тех сельских территорий, в которых преимущественно проживают башкиры.
Существуют различные определения понятия этноэкономики. В узком смысле под этноэкономи-кой понимается сегмент национальной экономики, представленный традиционными архаическими хозяйственными укладами, в широком смысле — это
специфическая форма национальной экономики. Во многих международных исследованиях понятие «этноэкономика» рассматривается как сектор неформальной экономики. Это понятие определяют как совокупность видов официально не зарегистрированной и не учитываемой официальной статистикой экономической деятельности людей по производству товаров и услуг, обеспечивающей своих участников доходом и средствами существования, не будучи включенной в сферу устойчивого налогообложения [4].
Наиболее распространенным является толкование этноэкономики как традиционного (доин-дустриального) типа хозяйствования. Подобное понимание характерно, в частности, для работ А.Х. Тамбиева, определяющего этноэкономику как «традиционные виды трудовой деятельности, развитые в соответствующих этнических сообществах. Они, как правило, тесно связаны с традиционным образом жизни, хозяйственной ориентацией, семейно-бытовым укладом населения на данной территории» [7]. В соответствии с другим подходом выделяются две относительно самостоятельные и в то же время взаимообусловленные, взаимосвязанные в единой экономической системе составляющие этноэкономики: традиционная, связанная с наследованием этносом типов, форм и способов хозяйствования, и инновационная, обусловленная адаптационными способностями этноэкономики в условиях ее включения в глобальные воспроизводственные процессы [3]. Также этноэкономику определяют как совокупность отношений, складывающихся в процессе регионального воспроизводства на основе трудовых традиций этноса, его производственного опыта, культуры, менталитета [8].
В работах В. Н. Овчинникова, Ю. С. Колесникова этноэкономика — это сегмент национальной экономики, относящийся к мезоэкономическому уровню, которой характерны такие черты:
• господство традиционных, преимущественно аграрных форм хозяйственной деятельности;
• сочетание натуральных и мелкотоварных форм производства, замкнутость домохозяйств;
• использование немобильных ресурсов, т.е. местных территориальных ресурсов среды обитания;
• доминирование эмпирического хозяйственно-трудового опыта, передаваемого из поколения в поколение, использование кустарных ремесел и надомного труда;
• неформальный характер обмена ресурсами и услугами;
• экстенсивный тип занятости с использованием сырьевой хозяйственной инфраструктуры и преобладанием ручного труда;
• регулирование рынка труда преимущественно неформальными институтами;
• низкая социальная и пространственная мобильность населения [6].
Роль этноэкономики в развитии региона наиболее ярко проявляется в ряде ее специфических функций, выделяемыхЛ. X. Узденовой:
• стабилизирующая функция: этноэкономика играет роль структурообразующего каркаса аграрной сферы экономики полиэтнического региона;
• амортизирующая функция: этноэкономика смягчает разрушающее воздействие кризисно-деструктивных явлений на экономику региона;
• социально-экономическая функция: этноэкономика, впитывая высвобожденные из других сфер экономики трудовые ресурсы, способствует снятию напряженности в сфере занятости населения;
• функция сохранения традиций и обычаев этносов.
Под этноэкономикой авторы подразумевают многоплановое, сложное явление, включающее субъектно-объектную, функциональную, отраслевую, институциональную, географическую, историческую и другие характеристики традиционных видов хозяйственной деятельности того или иного этноса. Ее можно определить как совокупность экономических объектов и институтов, а также способов, форм и методов хозяйствования, которые представляют собой сохранившиеся элементы единого хозяйственного комплекса, определившего в историческом прошлом материальные основы существования данного этноса. Вещественным воплощением этноэкономики, а потому ее неотъемлемой частью, является материальная культура народа. Этноэкономический комплекс сложился в ходе развития продолжительного эволюционного развития как результат непрерывного взаимодействия этноса с природной и социальной средой обитания. Предназначением данного комплекса являлось обеспечение адаптивного и рационального природопользования, а также оптимальное использование географических, социальных и других факторов, определяющих внешние и внутренние ус -ловия существования этноса с тем, чтобы сохранить и укрепить материальные основы его выживания и развития как единого целого. Традиционные способы хозяйствования различных этносов характеризу-
ются разными степенями открытости и закрытости, гибкости, изменчивости, устойчивости и во многом предопределялись динамичностью внешней и внутренней социальной и природной среды.
Исторически так сложилось, что основными объектами традиционной экономики башкирского народа являлись природа и ее ресурсы. Данный фактор предопределял отраслевые приоритеты хозяйственной системы (скотоводство, бортничество, рыболовство, охота, народные промыслы). Отсюда берут свои начала экономический образ жизни башкир (отгонно-пастбищное скотоводство), материальная культура, воплощенная в орудиях и предметах труда, домашней утвари, хозяйственных сооружениях, жилище и одежде, технологические знания и трудовые навыки, экономические институты, проявляемые в укоренившихся обычаях, традициях и коллективном сознании, неформальных правилах и нормах, стереотипах экономического мышления. Многие из этих элементов этноэкономики сохранились и поныне, особенно в сельской местности, где компактно проживают башкиры. Более того, сегодня повсеместно начинают возрождаться и получают существенное развитие такие исконно традиционные виды деятельности башкир, как коневодство, пчеловодство и ремесла. Поэтому возникает необходимость в переосмыслении этих тенденций с позиции модернизации местной экономики и обеспечения устойчивости развития сельских территорий.
В условиях рыночной экономики фактор конкурентоспособности и эффективности производства везде становится решающим. Возникает угроза того, что традиционные экстенсивные формы хозяйствования на земле постепенно будут вытеснены интенсивными сельскохозяйственными технологиями, а основанные на примитивной технико-технологической базе народные промыслы и кустарно-ремесленное производство не смогут выдержать конкуренции со стороны мощнейших предприятий.
Однако более подробное изучение современной экономики позволяет видеть не только угрозы, но и выявить преимущества и возможности, умелое и целенаправленное использование которых может интегрировать элементы этноэкономики в новую систему хозяйствования и тем самым сохранить не только самобытность народной экономики и национальной материальной культуры, но и превратить этноэкономику в один из факторов устойчивого развития сельских территорий. Для такого вывода имеются веские основания.
Во-первых, в современном мире возрастает спрос на экологически чистые продукты питания, производимые в малых хозяйствах. Потери от низкой производительности таких хозяйств компенсируются высокими ценами за качество и экологическую безопасность продукта. Проблема здесь заключается в том, чтобы создать эффективно функционирующий механизм сбыта и маркетинга, который являлся бы одновременно и исходным, и завершающим циклом единой замкнутой системы «маркетинг—производство—сбыт», включающим в себя различные способы продвижения товара на рынок, продуманную рекламную деятельность, регистрацию товарных знаков, сеть фирменных магазинов. Для решения данной проблемы необходимо объединение усилий государства, органов местного самоуправления, предпринимателей и населения, требуется кооперация их средств и ресурсов.
Во-вторых, разразившийся в мире экологический кризис и высокие темпы загрязнения окружающей среды поставили человечество перед выбором: либо устойчивое развитие, либо экологические катаклизмы и самоуничтожение. Важнейшим условием устойчивого развития является экологически ориентированная система хозяйствования на селе, при которой поддерживается равновесие между экономикой и природой, достигается рост сельскохозяйственного производства при сохранении биологического разнообразия и естественного состояния, природных ландшафтов. Используя многовековой опыт хозяйствования на земле, традиционные для народа технологии, виды, формы и методы хозяйственной деятельности, сельские семьи способны оптимально использовать агроре-сурсы местности, развивать народные промыслы и ремесла, формировать высокопродуктивные и экологически устойчивые агросистемы и агролан-дшафты. Например, башкиры издавна занимались коневодством, причем лошади содержались на подножном корму в условиях круглогодичного табунного содержания. До сегодняшних дней лошадей башкирской породы пасут классическим методом тебеневки1, поэтому лошади привычны к добыче кормадаже из-под снега.
В-третьих, рост благосостояния населения сопровождается, как правило, неуклонным сдвигом рыночного спроса в пользу высококачественных, а нередко и эксклюзивных товаров и услуг. К числу таких услуг относятся и рекреационные услуги (туризм, курортно-профилактическое оздоровление),
1 Тебеневка — зимнее пастбищное содержание лошадей (прим. авт.).
гостиничное хозяйство, общественное питание. Тот факт, что большинство местностей компактного проживания башкир располагают живописным ландшафтом, памятниками природы и уникальными ресурсами санаторно-курортного и профилактического лечения (источники целебных вод и грязей, лечебные свойства климата, кумысолечение и т. д.), открывает широкие возможности для интеграции традиционного семейного хозяйствования в сферу рекреационных услуг при сохранении его вековыхустоев [1,2].
Для более детального изучения предпосылок, возможностей и тенденций развития этноэко-номики в исследуемом регионе авторами было проведено обследование 530 домохозяйств в шести юго-восточных сельских районах Республики Башкортостан. Основную массу респондентов, учитывая этническую специфику этого региона, составили башкиры — 86%, русские — 6, другие национальности — 8 %. К главным направлениям специализации семейных хозяйств в исследуемых районах можно отнести: скотоводство — отметили 54,2% от обследованных семей, картофелеводство — 53,6, овощеводство — 51,8, птицеводство — 31,6, овцеводство —18,8 %2.
Специфическим направлением этноэконо-мики является производство изделий народных промыслов и ремесел. По результатам обследования около половины домохозяйств занимается народными промыслами и ремеслами. Наиболее развито в регионе рукоделие (вышивка, вязание, макраме, бисероплетение, ткачество и т. п.) — 19 %3, сбор даров природы и собирательство — 20,5, рыболовство — 9, пчеловодство — 7, коневодство и кумысоделие — 6 %.
Для большинства опрошенных народные промыслы и ремесла являются любимым делом, увлечением, хобби — 30 %, атакже занятием в свободное от работы время, приносящим дополнительный доход — 12,5 %. Это во многом объясняет причины отказа от официальной регистрации данной деятельности.
Лишь у 4% опрошенных (22 чел.), занимающихся народными промыслами и ремеслами, деятельность зарегистрирована, т. е. носит официальный характер. Те, кто официально зарегистрировал свою деятельность, в основном занимаются
2 Сумма некоторых ответов превышает 100%, так как респонденты могли отметить несколько пунктов.
3 Следует особо отметить, что обследованный нами регион является, в частности, родиной знаменитого навесь мир оренбургского пухового платка.
коневодством и кумысоделием, пчеловодством и бортничеством, производством национальных продуктов питания.
Результаты проведенного авторами исследования позволяют сделать вывод и о причинах, препятствующих масштабному возрождению на селе традиционной экономики. Среди них:
1) полная или частичная утрата знаний, умений и навыков. Например, на сегодняшний день изготовление башкирской тканой шали — уникального вида ткачества, не имеющего аналога в текстильном искусстве других народов, представляющей собой длинное полотнище, которое ткется на домашнем станке, затем разрезается на 2—3 части, сшивающиеся в большую квадратную форму, и оформляется ажурной бахромой с длинными кистями — сохранилось в нескольких деревнях юго-востока Республики Башкортостан;
2) процессы глобализации и интеграции, усиливающие процесс унификации потребностей и запросов людей, относящихся к различным этническим сообществам, и обусловливающие массовый характер распространения промышленно производимых товаров народного потребления. Так, например, в селах и деревнях юго-востока Республики Башкортостан возрождается старинный национальный промысел — изготовление изделий из войлока. Ковры, паласы, панно, юрты, удобные войлочные подстилки — это далеко не полный перечень изделий, которые может изготавливать местное население. Однако эти изделия не пользуются достаточным спросом, хотя в ходе нашего обследования выяснилось, что некоторые умельцы хотели бы поставить производство войлочных изделий с красочным национальным орнаментом на промышленную основу и сделать весомой частью своего дохода. Отсутствие маркетинговых мероприятий и рекламы и, как следствие, недостаточный объем информации о преимуществах и пользе войлока становятся барьером входа на рынок и налаживания массового сбыта;
3) массовая культура, которая приводит к стиранию и исчезновению культур отдельных народов и этносов, особенно малочисленных;
4) отсутствие институциональных условий (например, ограниченность количества потребителей изделий народных промыслов и ремесел рамками данного локального сообщества, территориального или этнического, пренебрежительное отношение к народным традициям со стороны государства и большей части населения, особенно молодежи), благоприятствующих развитию этноэкономики;
5) отсутствие внимания к обучению народным промыслам и ремеслам со стороны учебных заведений, особенно школ, там, где компактно проживают представители данного этноса.
Так, на вопрос: «Как Вы приобрели основные умения и навыки для занятия народными промыслами и ремеслами?» респонденты ответили: в семье — 30,2%, научили родственники, односельчане, друзья — 13,4, самостоятельно, путем изучения специальной литературы — 10,8, лишь 5,5 % опрошенных приобрели необходимые умения и навыки в учебном заведении.
Проведенный нами опрос сельских жителей показал желание многих из них развивать направления этнохозяйственной деятельности. Так, на вопрос: «Какими видами хозяйственной деятельности Вы бы хотели заниматься в перспективе?» были получены следующие ответы: хотели бы заниматься пчеловодством — 29%, коневодством и кумысоделием — 20, скотоводством — 18, овощеводством — 15%. Наибольшую инициативность в этом плане проявили респонденты, проживающие вблизи городов. Это объясняется, по-видимому, более рыночным, по сравнению с населением других районов, менталитетом жителей пригородных селений.
В качестве наиболее главных черт характера, которые помогают в хозяйственной деятельности, респондентами выделяются «целеустремленность, уверенность в себе» (42% респондентов), «бережливость» (34%), «расчетливость» (32%).
Значительная часть опрошенных (38 %) выразила недовольство уровнем своих доходов и хотела бы увеличить их (43 %). Это говорит о возможности мотивировать селян заняться предпринимательской деятельностью по направлениям этноэкономики.
В качестве наиболее перспективных направлений этноэкономики сельской местности Республики Башкортостан могут быть выделены следующие:
• переработка продукции аграрного сектора, производство уникальных этнопродуктов (ку-рут, талкан, катык, буза, казы, тултырма, эрем-сек и др.), пользующихся устойчивым и все более расширяющимся спросом у городского населения, проживающего как на территории республики, так и в соседних областях;
• производство изделий народных промыслов и ремесел, промышленных товаров и услуг массового спроса: войлоковаляние, изготовление валенок, вязание, пуховязание, узорное
вязание, ткачество, ковроткачество, узорное ткачество, лоскутное творчество, вышивка, изготовление изделий с тамбурной вышивкой и из кожи, изготовление традиционных подарочных швейных изделий, изделий из конского волоса, обработка древесины, производство изделий из дерева и бересты, лозоплетение, гончарное производство, обработка мрамора и камня, ювелирное производство;
• сбор и переработка дикорастущих растений и их плодов, в том числе лекарственных;
• arpo-, этно-, экологический и другие виды туризма;
• рыбоводство и рыболовство, звероводство;
• пчеловодство, бортничество;
• коневодство и кумысоделие.
Эти отрасли этноэкономики имеют наибольшие шансы для развития в исследуемых сельских районах в силу благоприятных природно-климатических условий и сохранения определенных традиций, навыков среди местного населения.
Развитие этноэкономики важно рассматривать во взаимосвязи с «большой» экономикой регионов, с позиций более полного обеспечения и расширения сырьевой базы предприятий переработки, дополнительной занятости и повышения уровня жизни населения, роста налогооблагаемой базы и средств местных бюджетов, развития социальной инфраструктуры.
Традиционная экономика народа является также укладом, способным воспринимать новации, что немаловажно с позиций модернизации российской экономики. В условиях рынка ресурсы этноэкономики регионов России становятся способными не только обеспечивать социальное воспроизводство населения в период кризиса, особенно остро проявившегося в сфере корпоративной экономики, но и наращивать инвестиции в развитие малого и среднего предпринимательства, добычу дополнительных сырьевых ресурсов для отраслей пищевой, легкой промышленности, строительства, а также развитие сферы услуг и торговли. Этноэкономика способна инициировать стартовый импульс, достаточный для запуска гораздо более масштабных инвестиционных процессов. К примеру, агротуризм и этнотуризм имеют огромные перспективы развития на исследуемых нами территориях Башкирии.
Одним из важных качествообразующих признаков этноэкономики является органическая связь производственной деятельности, имеющей товарную направленность, с ведением домашнего
хозяйства. Это позволяет реализовывать в этой специфической сфере деятельности частичную занятость всех категорий населения, в том числе домохозяек, подростков, инвалидов, пенсионеров. Труд в этой сфере, имеющий неиндустриальный характер, базируется на умениях и навыках, передаваемых от поколения к поколению, накапливаемом трудовом опыте. Структурными единицами этноэкономики могут выступать отдельные виды трудовой занятости, на базе которых формируются родовые трудовые династии, охватывающие целые селения и местности.
Для интеграции этноэкономики в современные национальную и мировую хозяйственные системы необходимо формировать и совершенствовать ее нормативно-правовую базу, выработать соответствующие формальные и неформальные институты, создавать организационные формы, обеспечивающие целенаправленное, поэтапное включение этноэкономики в систему рыночных отношений.
В этой связи актуальным становится создание социально-экономических и организационных предпосылок для формирования локальных территориально-хозяйственных кластеров мелких товаропроизводителей, объединенных общими интересами и развивающих взаимодополняющие отрасли и подотрасли этноэкономики; повышение роли образовательных учреждений (школ, средних специальных учебных заведений и вузов) в возрождении старых и развитии новых знаний, навыков и умений сельского населения, кадрового потенциала села через включение в региональные компоненты образовательных программ новых учебных дисциплин, спецкурсов по отдельным направлениям этноэкономики; налаживание эффективно функционирующей системы взаимоотношений «финансы—производство—сбыт», в частности, через возрождение кооперативного движения.
Этноэкономика является реальным и значимым элементом хозяйственной структуры местных сообществ и как объект экономического анализа требует органичного сочетания традиционных методов экономического исследования с методами других наук, исследующих смежные аспекты жизнедеятельности этноса. Речь идет, в частности, о таких науках, как история, социология, культурная антропология, психология, этнография и присущем им методологическом инструментарии.
Безусловно, вопросы развития и модернизации этноэкономического комплекса должны находить поддержку со стороны законодательных и испол-
нительных органов власти на региональном и федеральном уровнях, в том числе, в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», региональных и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Список литературы
1. Барлыбаев A.A. Традиционная экономика башкир и современность // Ватандаш (Соотечественник), 2003, № 5. С. 25-30.
2. Барлыбаев A.A., Ахметов В.Я., Насыров Г.М. Туризм как фактор диверсификации сельской экономики // Проблемы прогнозирования, 2009, № 6. (117). С. 105-111.
3. Визер Т. В. Экономика. Этнос. Культура // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. / ГОУ ВПО ВятГУ, МЦНИП.
Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2008, № 3 (15). № per. статьи 0052. URL: http: // region.mcnip.ru.
4. МасловаИ.С. Неформальная занятость в России/ И. С. Маслова, Т. А. Бараненкова, Е. С. Куби-шин; Ин-тэкономики РАН. М.: Наука, 2007.
5. Нефедова Т. Г. Сельская Россия на перепутье: географические очерки. М.: Новое издательство, 2003.
6. Овчинников В.Н., Колесников Ю. С. Этноэко-номика как фактор развития // Проблемы прогнозирования, 2006, №1.С. 118—123.
7. Тамбиев АХРегион в системе национальной экономики. М.: Экономика, 1999.
8. Узденова Л.Х. Типологические признаки отнесения традиционных видов деятельности населения к сфере этноэкономики: МИТС— НАУКА, 2005. URL: http: //www.roseis.ru.