12 (105) - 2011
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
УДК 332.05
этноэкономические особенности
регионального развития
предпринимательства в субъектах северо-кавказского федерального округа
Р. А. КАНЦЕРОВ,
кандидат экономических наук, профессор,
проректор по финансовому развитию и социальной работе,
директор Экономического института северо-Кавказской
государственной гуманитарно-технологической академии
Е-mail: kancerovr@maM. ш
А. с. АдЖИКОВА,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры финансов и кредита
Е-mail: altu77@mail. ш
северо-Кавказская государственная
гуманитарно-технологическая академия
В статье исследуется понятие этноэкономики и роль национально особенного в экономической жизни. Отражены характеристики экономики полиэтнического региона на примере субъектов Северного Кавказа. Рассмотрены пути выхода локальных рынков на межрегиональный уровень на основе развития традиционных видов хозяйственной деятельности в малом бизнесе. Сделан вывод о том, что этноэкономика в трансформационный период обеспечивает экономическую устойчивость региональной хозяйственной системы.
Ключевые слова: этноэкономика, метарегион, анклавы традиционной экономики, полиэтнический регион, этноэкономическиериски, малый бизнес, государственная поддержка предпринимательства.
В условиях современной модернизации российской экономики, сопровождающейся глубокими кризисными явлениями, важность исследования системных функций традиционной региональной экономики очевидна. Особенно актуален такой анализ для полиэтничных регионов. Социокультурные и этнические особенности спо-
собны своеобразно отражаться на формировании и развитии различных хозяйственных укладов в структурной сетке экономики, форсируя или замедляя их движение.
Низкая эффективность экономической политики, проводимой в целях модернизации хозяйства полиэтнических регионов, обусловлена в значительной степени недооценкой роли этноэкономики как сегмента национального хозяйства, обеспечивающего экономическую устойчивость этносов даже в условиях глубокого и продолжительного экономического кризиса.
Игнорирование национально особенного в экономической жизни, крупные просчеты в решении назревших проблем материального производства, слабый учет интересов людей проявились в огромных социально-экономических издержках, в потере национального суверенитета. Несовершенство этих отношений тормозило трудовую активность и в государственном, и в кооперативном секторах, серьезно искажало структуру потребления и доходов и, самое главное, оказало пагубное
- 21
влияние на сознание и поведение людей. Все это в немалой степени способствовало распространению «теневой экономики», имеющей нередко национальную окраску и глубоко деформирующей нравственные устои. Здесь можно согласиться с мнением профессора Ю. С. Колесникова [2], что неэффективность экономической политики, проводимой в целях модернизации полиэтнических регионов, обусловлена недооценкой роли этно-экономики как субъекта национального хозяйства, обеспечивающего экономическую устойчивость этносов даже в условиях глубокого и продолжительного экономического кризиса.
Под этноэкономикой понимается сегмент национальной экономики, представленный, как правило, традиционными, архаическими хозяйственными укладами. Опыт показывает, что традиционные институты, в том числе этноэкономичес-кие и социокультурные, обладают значительными адаптационными возможностями, устойчивостью сосуществования, способны выполнять важную стабилизирующую роль.
Этноэкономика, будучи типичным хозяйственным укладом традиционной экономики, устойчиво сохраняет свои позиции, обнаруживая высокую жизнеспособность на индустриальной и даже постиндустриальной стадиях общественного развития. Она, благодаря своим специфическим ресурсам, тесной связи с традиционным хозяйственно-бытовым укладом этноса, обладает значительными адаптационными свойствами и существует и функционирует наряду с доминирующим в рыночной экономике корпоративным, а также государственными секторами [3].
В силу своих фундаментальных характеристик (удивительная жизнестойкость, характерная для традиционных, натуральных мелкотоварных форм деятельности, способность к сохранению собственной ниши и автаркичность) этноэконо-мика в трансформационный период образует базу, обеспечивающую экономическую устойчивость хозяйственной системы России [1].
В настоящее время в различных секторах экономики действуют неэффективно работающие предприятия с сотнями рабочих мест и зарплатой на уровне и ниже прожиточного минимума. Людям, естественно, приходится искать средства к существованию и новые виды занятий вне сложившихся формальных экономических институтов: найма и увольнения, оплаты труда, материального и морального поощрения, продвижения по службе и др. Они вынуждены зарабатывать за счет неформальной деятельности в секторе этноэкономики.
22 -
Значительная часть трудовой деятельности осуществляется без какой-либо официальной регистрации. Этноэкономика существует автономно, слабо связана с другими хозяйственными секторами, что позволяет ей существовать, в меньшей степени подвергаясь кризисному воздействию. Ее устойчивость основана на том, что она является большей частью неформальной, не облагаемой налогами. Таким образом, в сфере этноэкономики сосредоточены существенные ресурсы для жизнеобеспечения населения.
В настоящее время анклавы традиционной экономики, т. е. регионы с традиционной экономикой, существующие в окружении рыночно развитых регионов, характеризуют преимущественно Юг России (прежде всего Северный Кавказ).
Как правило, полиэтнические регионы имеют структуру экономики, где традиционные и исторически сложившиеся формы хозяйствования («этно-экономика») составляют значительный ее сегмент. Развитие этноэкономики наряду с формально закрепленными нормами и правилами хозяйственной деятельности в большей степени регулируется внеэкономическими и неадминистративными социальными институтами, предстающими в виде соблюдения требований обычаев, традиций, авторитета кровнородственных и внутриобщинных социальных связей.
Северный Кавказ сохранил стабильную анк-лавность традиционных форм хозяйствования в силу уникального сочетания исторических, экономических и географических факторов. Полиэтнические регионы имеют моноотраслевую структуру экономики, т. е. доминирующее положение занимает так называемая традиционная экономика. Ее развитие регулируется внеэкономическими и неадминистративными социальными институтами, предстающими в виде соблюдения требований обычаев, традиций, авторитета кровнородственных и внутриобщинных связей. Так, на Западе традиционную экономику принято характеризовать как этноэкономическую. Систему, в которой традиции, опыт, обычаи определяют практическое использование производственных ресурсов.
Высокая продолжительность жизни, положительный прирост населения (на фоне отрицательного значения по России), относительно невысокая смертность, а также высокая плотность являются характерными отличиями полиэтнических регионов Северного Кавказа. Позитивные демографические показатели сопровождаются негативной картиной занятости и безработицы, а 40—60 %-ный (от среднего по России) уровень средней номинальной
заработной платы является одной из причин наличия значительной доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. О неэффективности функционирования экономики полиэтнических регионов на современном этапе свидетельствуют низкие удельные показатели валового регионального продукта и инвестиций в основной капитал (табл. 1).
Социально-политическая ситуация в Северо-Кавказском регионе такова, что в краткосрочном периоде значительный объем внешних инвестиций маловероятен. Ставку придется делать на самореализацию региональных экономик, мобилизацию внутренних ресурсов.
Быстрая окупаемость вложенных средств присуща, в частности, малому бизнесу. Стихийная и массовая тяга населения Северного Кавказа к предпринимательству, умение и желание заниматься бизнесом — все это необходимо использовать для развития рыночной инфраструктуры в виде малого бизнеса.
О высоком потенциале предпринимательства в регионах Юга России можно судить по структуре денежных доходов населения. С одной стороны, доля заработной платы здесь ниже среднероссийского уровня, т. е. оплата труда не является основным источником дохода граждан и достаточным для содержания семьи. С другой стороны, доходы от предпринимательской деятельности здесь в полтора-два раза выше, чем в среднем по России. Учитывая значительные масштабы неформальной экономики на Юге России, можно оценить
У а
к г Е-
г
со
т
Ш &
О -
и ш т г
О
я
л о
3 ^
и 00
а 2
в ®
я ^
О л
и се
я «
н д
и М - ре
3
ю Р
° о
£ и
° а
о» «
§са ш
2 « ™ со О
я
о
т
а
а
А
X
Я
ч
ш £
т
Ш *
О =
= -а
5
.а 1
НО.
(Л ю
м
о
£
£ Ш
я Я 3 = -
л =
то 3 А
и I р
i £ *
^ол
о
5 8 £ Эн^л в ►ЗйнНЧ
и!
=0 2 5 «а < н
С
" не ч
° В
и 2 У
э
ю
о
§ °
3 ч — ^
5 *
и
я =
Ег 2
нй ~
ч
Я О - ^
- Е-¿2 8
ч
* й *нЗ
■в ™ ОНЙ
ной
с 13 *
©
о 1С £
& ЕС
К
Я
а
5
ч
^ 5
В й рч а
м
св
к к
ч «
^ о с? Рч
Ю ж
^ й
о
& к
^ ю
° &
т м
В О й « № Рч
и з
о
св < ^
Я
Ч '
ю 3
^ В
И Й
о «
о о
Рч О
ю ^
3 о о Рч
о Я
О св
К ^
о К
ч
«
й &
м «
к а
о х Ч
о =
о &
я
предпринимательский потенциал в этом макрорегионе как весьма высокий (табл. 2).
Учитывая особый статус мужчины на Кавказе, главного добытчика средств существования и защитника семейного очага, в силу этнических ценностей населения нужно активнее развивать в этих регионах производство, требующее мужских трудовых ресурсов.
На политической карте России Северо-Кавказский федеральный округ представляет максимальное количество этнически различающихся зон (наряду со Ставропольским краем, в регион входит шесть национальных субъектов Российской Федерации — Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика). Именно поэтому на передний план в системе инвестиционной привлекательности здесь входит отсутствующий для других регионов фактор межэтнической стабильности.
Экономика Юга России играет важную роль в народнохозяйственном комплексе страны. Отличительными особенностями полиэтнических республик являются доминирующая приграничность их территорий; чрезвычайная многонациональное^ и многоконфессиональность; глубокая неоднородность экономического пространства, значительная социально-экономическая конфликтность, недостаточное развитие промышленности, невысокая технологичность и наукоемкость производства, сосредоточение транспортно-коммуникационных связей и товарных потоков по линии «Север-Юг»; высокая концентрация и разнообразная специализация предприятий АПК, привлекательность для переселения мигрантов.
Северо-Кавказский федеральный округ — это индустриально-аграрный район. Специализация этого мегарегиона — пищевая индустрия (сыроваренная, мясомолочная, маслобойно-жировая, винодельческая, сахарная, консервная, рыбная, мукомольно-крупяная); промышленность стройматериалов (цемента, стекла, кирпича, шифера и др.); добыча угля, нефти, газа; энергетический комплекс.
Для анклавного региона характерна существенная внутрирегиональная экономическая дифференциация: например, в Северо-Кавказском регионе — от 35 % ВРП в расчете на душу населения в Ставропольском крае (от среднероссийского уровня) до 12 % в Ингушетии.
Традиционная экономика обычно несовместима с разрушающей ее промышленной индустрией. Зато присущая традиционной экономике основа — сельское хозяйство в СКФО закономерно приобретает приоритет, здесь наблюдается более высокий среднероссийский уровень производства практически во всех субъектах.
В условиях трансформационных преобразований на фоне полуразрушенного промышленного сектора единственным стабилизирующим фактором становится традиционный для этноэконо-мики региона аграрный комплекс, несмотря на сопутствующий ему в провинции патриархальный уклад, представленный личными домохозяйствами. Налицо высокая выживаемость традиционного сельскохозяйственного уклада этноэкономик республик Кавказа.
Несмотря на урбанизационные процессы последних лет, все полиэтнические республики Северного Кавказа сохранили доминирование
Таблица 2
Структура денежных доходов населения субъектов СКФО в 2008 г., %
Субъект Российской Федерации Денежные доходы населения Отклонение от среднероссийского уровня доходов, (+, —)
Всего В том числе По доходам от предпринимательской деятельности По оплате труда
Доходы от предпринимательской деятельности Оплата труда
Российская Федерация, в среднем 100 10,2 44,7 — —
В том числе по субъектам СКФО:
Республика Дагестан 100 22,7 12,8 + 12,5 —31,9
Республика Ингушетия 100 12,9 21,4 +2,7 —23,3
Кабардино-Балкарская Республика 100 27,9 21,1 + 17,7 —23,6
Карачаево-Черкесская Республика 100 16,3 26,7 +6,1 —18
Республика Северная Осетия — Алания 100 19,0 29,7 +8,8 —15
Чеченская Республика Н/д Н/д Н/д Н/д Н/д
Ставропольский край 100 14,2 35,3 +4 —9,4
Источник: [4, 5].
Средний уровень по РФ - 26,!
64,7%
57,6%
-
V
Ж
ш
59,7% %
щ
-н "
ш
и
1 ■
■'ГА-
56,2%
43,9%
ш
"да!
Ш
Г.-: :
35,7%
$3
ш
ш
i
I
Ф го * *
О- X Ш ^ =Г \о
Источник: [4, 5].
Доля сельского населения в общей численности населения в субъектах СКФО в 2008 г., %
сельского населения в общей численности, и эту особенность необходимо использовать в государственной поддержке развития предпринимательства (см. рисунок).
Рыночные реформы лишили многих людей места работы, стабильного дохода, привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. Резко возросла доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. В этот период этносы вынужденно возвращаются к архаичным формам хозяйствования, к тем экономическим укладам, которые были хорошо известны их предкам. В условиях глубоких социально-экономических кризисов этноэкономика обеспечивает выживание населения, в одночасье оказавшегося за чертой бедности.
На ближайшие десять лет надо поставить и решить принципиальную задачу — дополнительно создать на Северном Кавказе не менее 400 тыс. новых рабочих мест. Традиции предпринимательства, стремление иметь свое дело сильны на Северном Кавказе. Необходимо продолжить развитие всех форм поддержки предпринимательства: кредитной кооперации, микрофинансирования, гарантийных фондов, бизнес-инкубаторов. Тем самым не только будет простимулировано создание новых компаний, но и произойдет выход из тени уже существующего малого бизнеса. Создание фондов микрофинансирования позволит повысить доступность финансовых ресурсов для предприни-
мателей, не располагающих соответствующим залоговым обеспечением и кредитной историей.
Для развития сельского хозяйства в СКФО целесообразно создание центра трансферта технологий. Он будет выполнять роль лизинговой компании для предприятий округа, закупающих оборудование, а также заниматься отбором и внедрением агропромышленных технологий, консультировать по вопросам повышения урожайности, новым сортам растений и породам животных, заниматься контролем за технологическим состоянием отрасли.
Образовательные учреждения регионов должны сосредоточиться на подготовке кадров в тех сферах, которые являются традиционными для Северного Кавказа, в том числе — культура, этнография, народное творчество, туризм, индустрия сервиса, сельское хозяйство и переработка.
Перспективными направлениями развития этноэкономики можно считать развитие интегрированных структур, объединяющих в своем составе различные формы кооперации — от производства до сбыта этнического продукта. Сектор этнического предпринимательства должен занять свободные рыночные ниши в производстве экологически чистых продуктов и оказании этнически специфических услуг.
Реабилитация депрессивных территорий Северного Кавказа не может быть решена с использованием простейших средств государственной поддержки, например только путем предоставления федеральных дотаций. Политика существующего бюджетного маневрирования недостаточно эффективна. Целесообразно дополнить ее активными действиями федерального центра по реализации приоритетов экономического роста и структурной политики в региональном аспекте. Государство должно сосредоточиться на важнейших территориальных «точках роста». Необходимы системные по существу механизмы, использующие предпринимательский потенциал территорий и способные одновременно воздействовать на ситуации и в экономике, и в социальной среде конкретных террито-
- 25
о
рий. Причем поддержка последних должна носить обязательно индивидуальный (по целям, формам и методам) характер. Варианты поддержки должны быть столь же разнообразны, сколь различны причины депрессивного положения, в силу чего требуются специально разработанные программы индивидуального оздоровления ситуации на конкретных территориях, учитывающие этнические особенности и внутренние факторы развития.
Ориентиры социально-экономического развития субъектов СКФО должны быть основаны на диверсификации экономики, использовании локальных территориальных ресурсов, усилении интеграционных процессов в предпринимательской деятельности, учитывающих этнические особенности регионов. Региональная политика должна быть направлена на те алгоритмы поддержки, которые обеспечивают полную мобилизацию внутренних ресурсов и максимально возможное сближение уровней социально-экономического развития регионов.
Список литературы
1. Ермоленко А А. Парадигма теории этноэконо-мики. // Этноэкономика Юга России: концепции, параметры, механизмы. Материалы Всероссийской научной конференции (11—14 марта 2005 г.). Ч. 1. Домбай, КЧР.
2. Колесников Ю. С. Этноэкономика в судьбах модернизации Юга России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. Ростов н/Д, 2003. Т. 1. № 2.
3. Овчинников В. Н. Этноэкономический уклад в теоретических координатах неформальной экономики // Этноэкономика Юга России: концепции, параметры, механизмы. Материалы Всероссийской научной конференции (11—14 марта 2005 г.). Ч. 1. Домбай, КЧР.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. Стат. сб. М.: Росстат, 2009.
5. Российский статистический ежегодник. 2009. Стат. сб. М.: Росстат, 2009.