УДК 378,37.026.6
С. Ю. Лаврентьев S. Yu. Lavrentyev
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола Mari State University, Yoshkar-Ola
Активизация познавательной деятельности студентов
В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
The Activation of the Cognitive Activity of Students in the Process of Professional Training
Рассматривается необходимость создания комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования познавательной активности студентов современного вуза. Дается их краткая характеристика.
The author considers the necessity of creating a complex of pedagogical conditions providing efficiency of cognitive activity formation of students of a modern higher education institution. They are characterized in brief.
Ключевые слова: педагогические условия, познавательная активность, профессиональная подготовка, активные методы обучения, самостоятельная работа, педагогическая диагностика.
Key words: pedagogical conditions, cognitive activity, professional training, active methods of training, self study, pedagogical diagnostics.
Актуальность исследуемой проблемы. Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, выявила потребность в специалистах с профессиональными знаниями и умениями, которые могут творчески подойти к решению возникшей проблемы. В условиях конкурентной борьбы высоко ценятся компетентные специалисты, способные постоянно совершенствовать свои знания, быстро и адекватно реагировать на изменения условий профессиональной деятельности.
Одним из путей повышения уровня подготовки студентов вуза мы считаем целенаправленное формирование их познавательной деятельности. Познавательная деятельность выступает при этом как качество личности будущего специалиста и является важным условием его самореализации. В связи с этим возникает необходимость создания такой воспитательно-образовательной среды вуза, которая позволит студенту овладеть навыками самостоятельной активной деятельности. Причем характер обучения должен обеспечивать творческое развитие личности, внедряемые в вузе методы обучения способствовать реализации на практике активной позиции студента.
Становление личности в образовательном процессе связано с ее познавательной активностью в учебной деятельности. От того, насколько студенты будут проявлять активность в процессе постижения основ своей будущей работы, зависит развитие всей страны.
Активная учебная деятельность студента дает ему возможность из пассивного объекта учебной деятельности стать субъектом обучения. Развитие в учебном процессе познавательной деятельности студентов, формирование профессиональной компетентности буду-
щих специалистов определяют основные направления реформирования системы высшего образования, указанных в частности, в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» и «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» [2].
В связи с этим будущего специалиста необходимо готовить к эффективному функционированию в условиях быстро развивающихся производств, адаптации к значительным и быстрым изменениям в техногенной среде, активному интегрированию в мировую экономику, которая все больше приобретает глобальные масштабы. Соответственно, в современных условиях возникает необходимость в социально и профессионально активной личности специалиста, обладающего высокой компетентностью, профессиональной мобильностью, самостоятельностью, умением постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, реализовываться и поддерживать дальнейший творческий рост. Все это ставит задачу воспитания студента, способного взять на себя ответственность за свое образование, стать субъектом собственного профессионального развития.
Сформированная познавательная деятельность позволит будущему дипломированному специалисту актуализировать свой потенциал, моделировать профессиональное мастерство и творческое саморазвитие, строить перспективы дальнейшей профессиональной деятельности и осуществлять самообразование на протяжении всей жизни.
Исходя из вышесказанного, можно выделить противоречие между социальным заказом общества к уровню подготовки квалифицированных специалистов,
с одной стороны, и недостаточной теоретико-методологической и методической разработанностью процесса ее формирования в образовательном пространстве вуза — с другой.
Решение данного противоречия мы видим в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании комплекса педагогических условий, реализация которых позволит существенно повысить уровень сфор-мированности познавательной деятельности студента современного вуза.
Материалом исследования для нас стал анализ учебно-воспитательного процесса по специальности «Технология и предпринимательство», а также научные изыскания отечественных и зарубежных исследователей, связанные с проблемой формирования их профессиональной направленности в целом.
В процессе работы были использованы такие методы исследования, как анализ психолого-педагоги-ческой, методической и специальной литературы; изучение и обобщение российского педагогического опыта, обобщение, систематизация, моделирование и др.
Вопросы формирования познавательной деятельности, научного обоснования педагогических условий обучающихся рассматривали В. И. Андреев, Ю. К. Бабанский, Э. Ф. Зеер, А. Я. Найн, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Г. И. Щукина и другие.
Под педагогическими условиями мы понимаем объективно существующие внешние условия организации педагогической деятельности, реализующие сознание активности с учетом внутренних потребностей и закономерностей личности.
При этом необходимо учитывать, что педагогические условия в совокупности должны представлять собой целостную систему диалектически взаимосвязанных научно-педагогических факторов, наличие которых обеспечит позитивную среду для получения самых высоких результатов от использования в учеб -ном процессе тех или иных форм, методов и средств обучения, установления единства обучения и воспитания, интеграции учебной и практической работы обучающихся в рамках целостного педагогического процесса.
Одновременно комплексный характер этих условий выступает и как способ оптимизации всего образовательного процесса, и как основа для формирования познавательной деятельности будущего дипломированного специалиста. Оптимизация как выбор системы мер позволяет в свою очередь более эффективно использовать выделенный комплекс педагогических условий.
Анализ различных подходов к определению педагогических условий и их классификациям, нашедшим свое отражение в научной литературе, в результате проведенной опытно-экспериментальной работы, позволил теоретически и экспериментально обосновать следующий комплекс педагогических условий эффективного формирования познавательной деятельности студентов специальности «Технология и предприни-
мательство» в условиях высшего профессионального образования:
- применение в учебном процессе современных образовательных технологий, активных форм и методов обучения по формированию познавательной деятельности студентов вуза;
- внедрение в учебный процесс специальности «Технология и предпринимательство» спецкурса «Пути активизации самостоятельной работы студентов»;
- осуществление взаимосвязи всех трех направлений учебной деятельности (теоретическое, деятельностное и личностное) при формировании познавательной активности студентов специальности «Технология и предпринимательство»;
- осуществление регулярной и целенаправленной диагностики уровня сформированности познавательной деятельности студентов специальности «Технология и предпринимательство» и проведение, по мере необходимости, работы по ее корректировке [1, с. 16].
Выделенный комплекс педагогических условий, представляющих собой целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, позволяет создать позитивную среду для достижения достаточно высокого уровня сформированности познавательной деятельности будущего специалиста.
Кратко остановимся на некоторых из вышеперечисленных условий.
Первое педагогическое условие — применение в учебном процессе современных образовательных технологий, активных форм и методов обучения по формированию познавательной деятельности студентов вуза повышает их мотивацию к обучению, немотивированную включенность в учебно-практическую деятельность и интерес к ней.
Главными особенностями активных методов обучения при формировании познавательной деятельности учащихся вуза, в том числе будущих учителей технологии и предпринимательства, являются:
- принудительная активизация мыслительной деятельности, при которой будущий специалист вынужден быть активным, независимо от того, желает он этого или нет;
- необходимость и возможность самостоятельной творческой выработки решений студентами;
- повышение степени мотивации студентов специальности «Технология и предпринимательство» [1; 3].
В процессе проводимой опытно-экспериментальной работы нами использовались такие формы и методы обучения, как: лекции проблемного содержания, визуальные лекции, семинары-дискуссии, семинары-тренинги, деловые игры, метод ситуационного анализа, игровое проектирование, метод кейсов, метод мозгового штурма и т. д.
Так, были разработаны и успешно апробированы лекции проблемного содержания, основным отличием которых от традиционной лекции является изложение теоретического материала в форме проблемной задачи, в условиях которой имеются противоречия, требующие решения.
При организации семинарских занятий использовался такой метод обучения, как метод дискуссий, представляющий собой групповое целенаправленное обсуждение студентами учебной проблемы, что задает устремленность к поиску нового задания-ориентира для последующей самостоятельной деятельности. Цели проведения дискуссии для повышения познавательной деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства могут быть разнообразные: овладение знаниями и представлениями о познавательной деятельности, тренинг, диагностика уровня познавательной активности, преобразование, изменение познавательных установок и т. д. Дискуссия способствует высокой вовлеченности будущих специалистов в обсуждение содержания проблемы и используется не только как средство активизации познавательной деятельности, но и как способ углубленной работы с содержанием предмета, выходя за пределы освоения фактических сведений, творческого применения получаемых знаний. Такая форма занятий эффективна на этапе закрепления сведений, творческого осмысления материала и формирования ценностных ориентаций.
В процессе формирования познавательной деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства успешно использовался интерактивный метод кейс-стадий — метод активного обучения на основе рассмотрения случаев и ситуаций. В процессе использования кейс-метода при формировании познавательной деятельности студентов создавались проблемные ситуации прикладного характера, которые будущие учителя технологии и предпринимательства не могли объяснить при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие знакомыми способами. Они должны были найти новый способ действия для решения проблемы.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы выяснили, что при проведении практических занятий с использованием метода кейс-стадий, в виде игрового имитационного моделирования «производственных» ситуаций будущие специалисты имеют гораздо больше свободы, как в выборе стратегии своих действий, так и в выборе конкретных шагов для достижения поставленной преподавателем и самим студентом учебно-практической цели.
Внедрение в учебный процесс специальности «Технология и предпринимательство» спецкурса «Пути активизации самостоятельной работы студентов», нацеленного на формирование познавательной деятельности студентов, системы профессионально значимых предметных и социальных умений, является вторым из педусловий.
В основе спецкурса лежит проблемный подход, предполагающий использование как традиционных, так и новых форм активизации познавательной деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства.
В основу программы спецкурса положены следующие принципы:
- принцип последовательности, который предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному;
- принцип концентричности, в основу которого положена идея возвратности к изученным знаниям несколько раз. Этот принцип изложения учебного материала прослеживается и выполняется как при построении программы всего спецкурса, так и при изучении каждого раздела, темы;
- спиральный принцип изложения учебного материала спецкурса «Пути активизации самостоятельной работы студентов» предполагает конструирование материала, от простого к сложному, постепенно расширяя и углубляя круг знаний учащихся, но при возвращении к прошлому, изученному ранее учебному материалу как по данной дисциплине, так и по другим предметам.
Таким образом, особенностью программы спецкурса является то, что она:
- может быть использована в учебном процессе как самостоятельный курс в процессе профессиональной подготовки студентов;
- в цикле непрерывного обучения, интегрированного в экономические и другие дисциплины может выступать в форме кружка по экономике, факультативного курса;
- имеет практическую направленность, что позволяет использовать теоретические знания и умения в повседневной жизни.
Третье педагогическое условие предполагает осуществление регулярной и целенаправленной диагностики уровня сформированности познавательной деятельности студентов специальности «Технология и предпринимательство» и проведение, по мере необходимости, работы по ее корректировке.
В рамках нашего исследования целью диагностики является своевременное выявление, оценивание и анализ процесса формирования познавательной деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства в связи с продуктивностью последнего. Диагностика уровня сформированности познавательной деятельности является средством установления прямой и обратной связи между преподавателями и будущими специалистами.
В ходе опытно-экспериментальной работы диагностика уровня сформированности познавательной деятельности осуществлялась на основе принципов:
- объективности (научно обоснованное содержание диагностических тестов, диагностических процедур, объективное отношение преподавателя ко всем обучаемым, правильно установленные критерии и показатели уровня сформированности познавательной активности);
- систематичности (необходимость проведения диагностического контролирования на всех этапах процесса формирования познавательной деятельности).
Следует отметить, что процесс диагностики и коррекции отклонений в формировании познавательной
деятельности будущих специалистов, прежде всего, должен быть сфокусирован на формирование у студентов вуза умения самоанализа, самокоррекции и самосовершенствования.
Основными критериями и показателями уровня (низкий, средний, высокий) подготовленности будущих учителей технологии и предпринимательства являются:
- мотивационный (сила, периодичность возникновения познавательных потребностей; дифференциро-ванность, устойчивость познавательного интереса; активность и последовательность реализации ценностных ориентаций; предметное содержание, способы удовлетворения познавательных потребностей);
- познавательный (знания и представления об особенностях познавательной деятельности; восприятие и преобразование информации; умение понять, запомнить и воспроизвести знания о способах познания и деятельности; овладение способами получения, пополнения и обновления знаний);
- поведенческий (состав и качество выполняемых операций, их осознанность, умение выделять главное; степень сложности, самостоятельности, времени выполнения операций; сформированность специальных умений по анализу, синтезу, сравнению; сформированность аналитических, проектировочных, организационных метаумений);
- волевой (стремление к овладению знаниями; устойчивость стабильного положительного, активного отношения к познавательной деятельности; настойчивость в преодолении внешних и внутренних препятствий; мобилизация волевых усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели) [1, с. 20-21].
Создание условий, при которых осуществляется целенаправленная и регулярная работа по подготовке специалистов, в том числе совершенствованию процесса формирования познавательной деятельности студентов, является, на наш взгляд, одной из важнейших задач высшей школы.
Проведенная экспериментальная работа подтвердили результативность предложенного к применению комплекса педагогических условий, способствующих достижению достаточно высокого уровня сформированности познавательной деятельности студентов современного вуза.
Литература
1. Лаврентьев С. Ю. Педагогические условия формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Йошкар-Ола, 2012. 24 с.
2. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. М.: Весь мир, 2000. 200 с.
3. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.