УДК 372.8
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY AND ENTREPRENEURSHIP
С. Ю. Лаврентьев, Д. А. Крылов
S. Y. Lavrentyev, D. A. Krylov
ФБГОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация. Статья посвящена проблеме создания комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства.
Abstract. The article considers the issue of creating a set of pedagogical conditions which provide the effective formation of cognitive activity of future teachers of technology and entrepreneurship.
Ключевые слова: педагогические условия, познавательная активность, активные методы обучения, самостоятельная работа, педагогическая диагностика.
Keywords: pedagogical conditions, cognitive activity, active methods of training, independent work, pedagogical diagnostics.
Актуальность исследуемой проблемы. Необходимость исследования вопросов формирования познавательной активности студентов вуза продиктована современными социальными и экономическими реалиями. Современные условия интеграции российского общества в мировое экономическое, культурное, образовательное пространство, гуманизация профессионального образования в целом и высшего педагогического в частности характеризуются стремительным ростом объема научной информации во всех отраслях знания, где активизация познавательной деятельности, непрекращающийся профессиональный рост будущего учителя занимают одно из ведущих мест. В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года» обозначены основные задачи, направленные на обеспечение качества обучения на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества [3].
Одним из путей повышения эффективности подготовки будущих специалистов, в том числе учителей технологии и предпринимательства, на современном этапе мы видим целенаправленное формирование их познавательной активности и самостоятельности, так как работа в условиях рынка требует конкурентоспособных специали-
стов, обладающих профессиональной мобильностью, знаниями, умениями, навыками, высокой профессиональной компетентностью в избранной профессиональной деятельности.
Исходя из вышесказанного, можно выделить противоречие между социальными требованиями общества к уровню подготовки квалифицированных специалистов, в том числе будущих учителей технологии и предпринимательства, с одной стороны, и недостаточной теоретико-методологической и методической разработанностью ее формирования в образовательном процессе вуза - с другой.
Решение данного противоречия мы видим в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании комплекса педагогических условий, реализация которых позволит существенно повысить уровень сформированности познавательной активности будущего учителя технологии и предпринимательства.
Материал и методика исследований. Материалом исследования для нас стали научные изыскания отечественных исследователей, связанные с проблемой формирования профессиональной направленности студентов.
Были использованы такие методы исследования, как анализ педагогической, методической, психологической литературы; изучение и обобщение российского педагогического опыта, обобщение, систематизация, моделирование и др.
Результаты исследований и их обсуждение. Вопросы формирования познавательной активности, научного обоснования педагогических условий обучающихся рассматривали В. И. Андреев, Ю. К. Бабанский, Э. Ф. Зеер, А. Я. Найн, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Г. И. Щукина и др.
Под педагогическими условиями мы понимаем объективно существующие внешние условия организации педагогической деятельности, реализующие сознание активности с учетом внутренних потребностей и закономерностей личности [2].
При этом необходимо учитывать, что педагогические условия в совокупности должны представлять собой целостную систему диалектически взаимосвязанных науч-но-педа-гогических факторов, наличие которых обеспечит позитивную среду для получения самых высоких результатов от использования в учебном процессе тех или иных форм, методов и средств обучения, установления единства обучения и воспитания, интеграции учебной и практической работы обучающихся в рамках целостного педагогического процесса.
Одновременно комплексный характер этих условий выступает и как способ оптимизации всего образовательного процесса, и как основа для формирования познавательной активности будущего дипломированного специалиста. Оптимизация как выбор системы мер позволяет в свою очередь более эффективно использовать выделенный комплекс педагогических условий.
Анализ различных подходов к определению педагогических условий и их классификаций, нашедших свое отражение в научной литературе, в результате проведенной экспериментальной работы позволили теоретически и экспериментально обосновать следующий комплекс педагогических условий эффективного формирования познавательной активности студентов специальности «Технология и предпринимательство» в условиях высшего профессионального образования:
- применение в учебном процессе современных образовательных технологий, активных форм и методов обучения по формированию познавательной активности студентов вуза;
- внедрение в учебный процесс спецкурса «Пути активизации самостоятельной работы студентов»;
- осуществление взаимосвязи всех трех направлений учебной деятельности (теоретического, деятельностного и личностного) при формировании познавательной активности;
- осуществление регулярной и целенаправленной диагностики уровня сформиро-ванности познавательной активности студентов и проведение, по мере необходимости, работы по ее корректировке.
Выделенный комплекс педагогических условий, представляющих собой целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, позволяет создать позитивную среду для достижения достаточно высокого уровня сформированности познавательной активности будущего специалиста.
Кратко остановимся на некоторых из вышеперечисленных условий.
Первое педагогическое условие - применение в учебном процессе современных образовательных технологий, активных форм и методов обучения по формированию познавательной активности студентов вуза - повышает их мотивацию к обучению, немотивированную включенность в учебно-практическую деятельность и интерес к ней.
Главными особенностями активных методов обучения при формировании познавательной активности учащихся вуза, в том числе будущих учителей технологии и предпринимательства, являются:
- принудительная активизация мыслительной деятельности, при которой будущий специалист вынужден быть активным независимо от того, желает он этого или нет;
- необходимость и возможность самостоятельной творческой выработки решений студентами;
- повышение степени мотивации студентов [1].
В процессе проводимой экспериментальной работы нами использовались такие формы и методы обучения, как: лекции проблемного содержания, визуальные лекции, семинары-дискуссии, семинары-тренинги, деловые игры, метод ситуационного анализа, игровое проектирование, метод кейсов, метод мозгового штурма и т. д.
Так, были разработаны и успешно апробированы лекции проблемного содержания, основным отличием которых от традиционной лекции является изложение теоретического материала в форме проблемной задачи, в условиях которой имеются противоречия, требующие решения.
При организации семинарских занятий использовался метод дискуссий, представляющий собой групповое целенаправленное обсуждение студентами учебной проблемы, что задает устремленность к поиску нового задания-ориентира для последующей самостоятельной деятельности. Цели проведения дискуссии для повышения познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства могут быть разнообразные: овладение знаниями и представлениями о познавательной деятельности, тренинг, диагностика уровня познавательной активности, преобразование, изменение познавательных установок и т. д. Дискуссия способствует высокой вовле-
ченности будущих специалистов в обсуждение содержания проблемы и используется не только как средство активизации познавательной деятельности, но и как способ углубленной работы с содержанием предмета, выходя за пределы освоения фактических сведений, творческого применения получаемых знаний. Такая форма занятий эффективна на этапе закрепления сведений, творческого осмысления материала и формирования ценностных ориентаций.
В процессе формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства успешно использовался интерактивный метод «кейс-стадии» - метод активного обучения на основе рассмотрения случаев и ситуаций. В процессе использования кейс-метода при формировании познавательной активности студентов создавались проблемные ситуации прикладного характера, которые будущие учителя технологии и предпринимательства не могли разрешить при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие знакомыми способами. Они должны были найти новый способ действия для решения проблемы.
В ходе работы мы выяснили, что при проведении практических занятий с использованием метода кейс-стадий в виде игрового имитационного моделирования «производственных» ситуаций будущие специалисты имеют гораздо больше свободы как в выборе стратегии своих действий, так и конкретных шагов для достижения поставленной преподавателем и самим студентом учебно-практической цели.
Внедрение в учебный процесс при обучении специальности «Технология и предпринимательство» спецкурса «Пути активизации самостоятельной работы студентов», нацеленного на формирование познавательной активности студентов, системы профессионально значимых предметных и социальных умений, является вторым из педагогических условий.
В основе спецкурса лежит проблемный подход, предполагающий использование как традиционных, так и новых форм активизации познавательной деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства.
В основу программы спецкурса положены следующие принципы:
- принцип последовательности, который предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному;
- принцип концентричности, в основу которого положена идея возвратности к изученным темам несколько раз. Этот принцип изложения учебного материала прослеживается и выполняется как при построении программы всего спецкурса, так и при изучении каждого раздела, темы;
- спиральный принцип изложения учебного материала - предполагает конструирование материала от простого к сложному, постепенно расширяя и углубляя круг знаний учащихся, но при возвращении к прошлому, изученному ранее учебному материалу как по данной дисциплине, так и по другим предметам.
Таким образом, особенностью программы спецкурса является то, что она:
- может быть использована в учебном процессе как самостоятельный курс в процессе профессиональной подготовки студентов;
- может выступать в форме кружка по экономике, факультативного курса в цикле непрерывного обучения, интегрированного в экономические и другие дисциплины;
- имеет практическую направленность, что позволяет использовать теоретические знания и умения в повседневной жизни.
Третье педагогическое условие предполагает осуществление регулярной и целенаправленной диагностики уровня сформированности познавательной активности студентов, обучающихся по специальности «Технология и предпринимательство», и проведение по мере необходимости работы по ее корректировке.
В рамках нашего исследования целью диагностики является своевременное выявление, оценивание и анализ процесса формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства в связи с продуктивностью последнего. Диагностика уровня сформированности познавательной активности является средством установления прямой и обратной связи между преподавателями и будущими специалистами.
В ходе экспериментальной работы диагностика уровня сформированности познавательной активности у будущих учителей технологии и предпринимательства осуществлялась на основе принципов:
- объективности (научно обоснованное содержание диагностических тестов, диагностических процедур, объективное отношение преподавателя ко всем обучаемым, правильно установленные критерии и показатели уровня сформированности познавательной активности);
- систематичности (необходимость проведения диагностического контролирования на всех этапах процесса формирования познавательной активности).
Следует отметить, что процесс диагностики и коррекции отклонений в формировании познавательной активности будущих специалистов прежде всего должен быть сфокусирован на формировании у студентов вуза умения самоанализа, самокоррекции и самосовершенствования.
Основными критериями и показателями уровня (низкий, средний, высокий) подготовленности будущих учителей технологии и предпринимательства являются:
- мотивационный (сила, периодичность возникновения познавательных потребностей; дифференцированность, устойчивость познавательного интереса; активность и последовательность реализации ценностных ориентаций; предметное содержание, способы удовлетворения познавательных потребностей);
- познавательный (знания и представления об особенностях познавательной деятельности; восприятие и преобразование информации; умение понять, запомнить и воспроизвести знания о способах познания и деятельности; овладение способами получения, пополнения и обновления знаний);
- поведенческий (состав и качество выполняемых операций, их осознанность, умение выделять главное; степень сложности, самостоятельности, времени выполнения операций; сформированность специальных умений по анализу, синтезу, сравнению; сформированность аналитических, проектировочных, организационных метаумений);
- волевой (стремление к овладению знаниями; устойчивость стабильного положительного, активного отношения к познавательной деятельности; настойчивость в преодолении внешних и внутренних препятствий; мобилизация волевых усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели).
Резюме. Создание условий, при которых осуществляется целенаправленная и регулярная работа по подготовке специалистов, в том числе совершенствованию процесса формирования познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства, является, на наш взгляд, одной из важнейших задач высшей школы.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила результативность предложенного к применению комплекса педагогических условий, способствующих достижению достаточно высокого уровня сформированности познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : Академия, 2OO3. -2O8 с.
2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. -М. : ООО «Издательство "Мир и образование"», 2OO4. - 75O с.
3. Обзор национальной образовательной политики. Высшее образование и исследования в Российской Федерации. - М. : Весь мир, 2OOO. - 2OO с.