УДК 378.1.14:37.04.041:802.5
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Громова Е.Н., - аспирант
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет
им. И.Я. Яковлева»
В статье приводится комплекс педагогических условий, обеспечивающих совершенствование процесса формирования познавательной самостоятельности у студентов факультета иностранных языков. Автор приводит подробное описание каждого условия.
A set of pedagogical conditions that ensure the perfection of the forming process of students' cognitive independence at the faculty of foreign languages is given in the article. The author gives detailed description of each condition.
Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНЕ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУ-ДЕНТФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
В последние годы учеными, разрабатывающими различные аспекты проблемы формирования познавательной самостоятельности у студентов в учебном процессе, были предложены разнообразные подходы к выявлению педагогических условий, способствующих совершенствованию процесса формирования познавательной самостоятельности у студентов разных специальностей в условиях модернизации высшего профессионального образования.
Так, Д. А. Хабибулин предлагает ряд условий развития познавательной самостоятельности студентов университета на основе индивидуализации обучения. К ним, по его мнению, относятся следующие условия:
- проведение трехэтапной психолого-педагогической диагностики в образовательном процессе и распределение студентов по типологическим группам;
- актуализация субъективной позиции студентов посредством инициирования их рефлексии, стимулирования личностных достижений и включения в личностно-значимую деятельность;
- гибкое использование традиционных и инновационных методов обучения (интерактивных, программированных, проблемных) с учетом организованных типологических групп [3, 91].
Минакова Т.В. рассматривает педагогические условия в качестве наличия обстоятельств, способствующих развитию познавательной самостоятельности будущего специалиста при профессионально ориентированном обучении иностранному языку, и выделяет следующие условия:
1) когнитивные:
- интенсификация процесса обучения и усвоения знаний;
- обеспечение вариативности содержания обучения в контексте деятельности будущего специалиста;
2)аксиологические:
- стимулирование мотивации достижения в овладении иностранным языком;
- формирование ценностного отношения студента к изучению профессионально ориентированного иностранного языка (ЬБР);
- аксиологизация знаний в процессе изучения ЬБР и формирование ценностных установок на познавательную самостоятельность;
3) праксиологические:
- моделирование в учебном процессе ситуаций самостоятельной познавательной деятельности с целью развития интеллектуально-
познавательных умений: поисковые, лингвистические, информационноаналитические, креативные, рефлексивные;
- актуализация межсубъектных отношений посредством осуществления индивидуализации процесса обучения и учебного сотрудничества [2, 105].
Очевидно, что многообразие точек зрения по данной проблеме объясняется тем, что выделенные условия охватывают лишь отдельные стороны формирования познавательной самостоятельности студентов в вузах.
В ходе исследования данной проблемы нами были выделены следующие педагогические условия эффективности формирования познавательной самостоятельности у студентов факультета иностранных языков в рамках учебно-воспитательной работы вуза:
• разработка и реализация в практике модели процесса формирования познавательной самостоятельности у студентов факультета иностранных языков на основе системного и личностно-деятельностного подходов;
• введение в учебный процесс факультета иностранных языков спецкурса «Формирование познавательной самостоятельности у студентов факультета иностранных языков»;
• проведение диагностики сформированности познавательной самостоятельности у студентов факультета иностранных языков;
• формирование инновационной направленности в формировании познавательной самостоятельности у студентов факультета иностранных языков;
• обеспечение взаимосвязи всех направлений подготовки студентов (теоретической, методической, практической) факультета иностранных языков, предусматривающей формирование познавательной самостоятельности у студентов;
• осуществление целенаправленной и систематической работы по подготовке преподавателей к формированию познавательной самостоятельности у студентов факультета иностранных языков.
Модель процесса формирования познавательной самостоятельности у
студентов факультета иностранных языков определяет параметры организации данного процесса и включает в свой состав процессуальный и содержательный аспекты. Она была реализована нами в ходе четырех этапов:
• мотивационно-ценностный этап, который включал:
- постановку целей и задач по формированию познавательной самостоятельности как качества специалиста, которое соответствует будущей специальности и квалификации;
- определение специфики и возможностей учебных предметов общепрофессиональной и специальной подготовки для формирования познавательной самостоятельности у студентов факультета иностранных языков педагогических вузов;
- формирование ценностных ориентаций и мотивов по овладению знаниями, умениями и навыками самостоятельной познавательной деятельности;
• содержательный этап представлял собой целенаправленное формирование познавательной самостоятельности у студентов факультета иностранных языков (профессиональных знаний, умений, навыков, приемов самообразования), включающее теоретическую, методическую и практическую подготовку, а также организацию внеаудиторных форм работы, самостоятельной работы, научно-исследовательской работы студентов;
• профессионально-деятельностный этап предполагал реализацию знаний, умений, навыков в учебно-познавательной и практической деятельности;
• аналитико-корректировочный этап включал анализ и коррекцию реализации полученных в ходе формирования знаний, умений, навыков самостоятельной познавательной деятельности, коррекцию индивидуального стиля познавательной деятельности через соотнесение объектив-
ных требований к самостоятельной познавательной деятельности с личностным развитием студентов факультета иностранных языков.
Результатом внедрения данной модели в учебно-воспитательный процесс на факультете иностранных языков явился достаточно высокий уровень сформированности познавательной самостоятельности у студентов факультета иностранных языков.
Решение поставленных в данной модели процесса формирования познавательной самостоятельности задач при помощи всех выделенных форм, методов и средств обучения и воспитания, с соблюдением вышеназванных принципов и включением в учебно-воспитательный процесс факультета иностранных языков спецкурса «Формирование познавательной самостоятельности студентов факультета иностранных языков» позволило нам достичь поставленной цели, которая отразилась в результате - повысилось качество подготовки студентов к организации самостоятельной познавательной деятельности.
Процесс формирования любого личностно-деятельностного качества носит поступательный поэтапный характер, где любая предшествующая стадия представляет собой подготовленную ступень к последующей. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения познавательной самостоятельности показал, что в качестве одного из необходимых условий ее эффективного формирования выступает выявление уровней развития данного качества.
Мы различаем три уровня сформированности познавательной самостоя -тельности у студентов факультета иностранных языков: низкий, средний и высокий. Основными критериями для их выявления являются: наличие познавательных мотивов и потребностей, усвоение системы знаний об организации самостоятельной познавательной деятельности, сформированность интеллектуальных умений, сформированность умений и навыков учебного
труда, сформированность специальных предметных умений и навыков, сформированность регулятивных качеств.
Познавательная самостоятельность как интегративное качество личности определяется мотивами, установками, целями конкретной личности и является одним из главных источников активности, придающих деятельности направленность, силу и субъективную значимость. В своем исследовании мы исходим из предположения о том, что процесс формирования познавательной самостоятельности у студентов факультета иностранных языков будет протекать более эффективно, если в ходе этого процесса будут учитываться индивидуально-личностные особенности обучающихся и осуществляться постоянный поиск, оценка, обновление приемов и способов самостоятельной познавательной деятельности. Вышеизложенное позволяет включить инновационную направленность в формировании познавательной самостоятельности у студентов факультета иностранных языков в педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования познавательной самостоятельности у студентов факультета иностранных языков.
В.И. Андреев определяет инновационные процессы как «многофункциональные сложные процессы по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств» [1, 432]. Инновации в сфере образования должны способствовать совершенствованию образовательных систем, а именно:
1) в разработке концепций развития и саморазвития образовательного учреждения;
2) в обновлении содержания образования;
3) в изменении или разработке новых методов, методик, педагогической технологии обучения, воспитания и развития личности;
4) в совершенствовании организационных форм обучения, воспитания и развития личности и др. [1, 438].
Основными путями реализации инновационной направленности в процессе формирования познавательной самостоятельности у студентов факультета иностранных языков, на наш взгляд, являются:
- осознание студентами целей и значимости самостоятельной познавательной деятельности;
- развитие у студентов познавательных потребностей, мотивов и интересов;
- постепенное усложнение содержания задач самостоятельной познавательной деятельности студентов;
- создание благоприятной атмосферы процесса обучения;
- организация общения между студентами и преподавателем и между самими студентами на основе сотрудничества;
- сочетание контроля с самоконтролем, оценки - с самооценкой студентов;
- комплексное развитие познавательных, организационных, коммуникативных, технических и других умений студентов;
- создание возможностей для развития инициативы и самообразования студентов.
Следующим условием является обеспечение взаимосвязи всех направлений подготовки студентов (теоретической, методической, практической) факультета иностранных языков, предусматривающей формирование познавательной самостоятельности у студентов факультета иностранных языков.
Теоретическая подготовка будущих учителей иностранного языка в соответствии с требованиями стандарта высшего профессионального образования включает в себя совместную работу студентов и преподавателей, организующих занятия по всем дисциплинам, входящим в учебный план, направленную на овладение студентами системой знаний о своей будущей профессиональной деятельности, об особенностях учебной деятельности, о
взаимодействии субъектов образовательного процесса, о теоретических аспектах изучаемого языка (теоретическая грамматика, теоретическая фонетика, стилистика, лексикология и т. д.), о культуре страны изучаемого иностранного языка, о реализации межкультурной коммуникации, а также по теории и методике его преподавания и т. д.
Каждый учебный курс имеет свои возможности в теоретической подготовке студентов к организации самостоятельной познавательной деятельности.
Практическая подготовка студентов факультета иностранных языков предполагает вовлечение их в учебную и самостоятельную познавательную деятельность, в ходе выполнения которой происходит вооружение студентов общеинтеллектуальными, общеучебными, организационными, специальными и т.п. умениями и навыками. Она осуществляется на семинарских, практических и лабораторных занятиях, в ходе самостоятельной работы студентов, при выполнении заданий репродуктивного и творческого характера, во время педагогической практики и т.д.
Методическая подготовка студентов осуществляется в ходе изучения студентами таких дисциплин, как методика обучения иностранным языкам, разработанного нами спецкурса «Формирование познавательной самостоятельности у студентов факультетов иностранных языков».
Оптимальное сочетание теоретической, методической и практической подготовки будущих учителей иностранного языка тесно связано со следующим условием - осуществлением целенаправленной и систематической работы по подготовке преподавателей к формированию познавательной самостоятельности у студентов факультета иностранных языков.
Реализация данного условия предполагает формирование у преподавателей факультета иностранных языков знаний и умений развития познавательной самостоятельности у студентов.
Результаты проведенного анкетирования показали, что только небольшое количество преподавателей высшей школы готовы к формированию познавательной самостоятельности у студентов, умеют стимулировать интерес студентов к самостоятельной познавательной деятельности, активизировать и интенсифицировать их учебную деятельность, что не может не сказываться на качестве образования.
Вооружение преподавателей факультета иностранных языков знаниями и умениями по формированию познавательной самостоятельности у студентов предполагает:
- активизацию субъектной позиции личности педагога, развитие его мотивации;
- усвоение педагогами интегрированных теоретических, методических и практических знаний, владение умениями формирования познавательной самостоятельности у студентов;
- усиление роли исследовательского элемента педагогической деятельности.
Итоги опытно-экспериментальной работы, проведенной на факультете иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева подтвердили преимущество предложенного комплекса педагогических условий, способствующих совершенствованию процесса формирования познавательной самостоятельности у студентов факультета иностранных языков.
Список литературы
1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.
2. Минакова, Т.В. Развитие познавательной самостоятельности студентов технического университета в процессе изучения иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.В. Минакова. - Оренбург, 2001. - 214 с.
3. Хабибулин, Д. А. Развитие познавательной самостоятельности студентов университета на основе индивидуализации обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Д. А. Хабибулин. - Магнитогорск, 2003. - 180 с.