УДК 372.8
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING SUBJECT COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY AND ENTREPRENEURSHIP
С. И. Торопов, Н. М. Швецов, Д. А. Крылов
S. I. Toropov, N. M. Shvetsov, D. A. Krylov
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация. Рассматривается необходимость создания комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования предметной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства. Дается их краткая характеристика.
Abstract. The article considers the necessity of forming the complex of pedagogical conditions which provide the efficiency of forming subject competence of future teachers of technology and entrepreneurship. It also gives a brief characteristic.
Ключевые слова: педагогические условия, предметная компетентность, активные методы обучения, самостоятельная работа, педагогическая диагностика.
Keywords: pedagogical conditions, subject competence, active methods of training, independent work, pedagogical diagnostics.
Актуальность исследуемой проблемы. Необходимость совершенствования процесса подготовки будущих учителей технологии к профессионально-творческой деятельности в условиях общеобразовательной школы обусловлена современными социальными и экономическими реалиями. Динамичность происходящих перемен, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, политике, социокультурной сфере, а также информатизация общества кардинально изменили требования к выпускникам вузов, и прежде всего, педагогических [3]. И это не случайно, ибо образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня кардинальные изменения, связанные с формированием личности человека как субъекта демократических отношений, возникающих в процессе адаптации в постоянно меняющихся социально-экономических условиях.
В подготовке молодежи к изменениям в экономической структуре общества значительная роль отводится образовательной области «Технология». В связи с этим изменились и требования к будущему учителю технологии и предпринимательства. Содержание профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства также должно соответствовать изменяющимся требованиям общества, отображать дос-
тижения фундаментальных и прикладных наук в области высоких, материало- и энергосберегающих, наукоемких инновационных технологий современного техногенного мира.
На основе анализа теории и практики в области профессиональной подготовки будущих учителей технологии нами выделены следующие противоречия, подтверждающие актуальность проблемы формирования предметной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства:
- между значимостью формирования предметной компетентности как необходимой и важной составляющей профессиональной подготовки будущих учителей технологии и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы;
- между объективной потребностью общества, образовательной области «Технология» и самих будущих учителей технологии в повышении качества профессиональной подготовки в условиях быстрого развития техногенной среды и существующими традиционными, недостаточно эффективными подходами к осуществлению этой подготовки.
Решение этих противоречий мы видим в выявлении, теоретическом и экспериментальном обосновании комплекса педагогических условий, реализация которых позволит существенно повысить уровень сформированности предметной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства.
Материал и методика исследований. Экспериментальная работа по теме исследования осуществлялась на базе факультета технологии и профессионального образования Марийского государственного университета в три этапа с 2007 по 2011 г. На каждом из них в зависимости от поставленных целей и задач применялись соответствующие методы исследования. В процессе исследований был использован комплекс теоретических методов (анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, изучение государственных образовательных стандартов, учебно-методических материалов, анализ результатов учебно-практической деятельности учителей технологии и студентов факультета технологии и профессионального образования), эмпирических методов (наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты) и методов математической статистики (количественная и качественная обработка результатов) [2].
Результаты исследований и их обсуждение. О возрастающем интересе к проблеме формирования инженерно-технической компетентности будущих специалистов свидетельствуют исследования в области инженерно-технического образования таких авторов, как Н. А. Банько, И. Д. Белоновская, В. Н. Бобрикова, Л. А. Борисова, А. В. Гришина, А. М. Дорошкевич, С. И. Новоселова, О. Н. Синицына, С. Г. Тамбиев, Ю. Г. Татур и др. Некоторые аспекты повышения профессиональной компетентности учителя технологии рассмотрены в диссертационных исследованиях З. Д. Батыгова, Л. В. Давыдовой, Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко и др.
Предметная компетентность будущих учителей технологии, по нашему мнению, -это способность и готовность субъекта анализировать и оценивать технические явления, эффективно применять технические знания, умения и навыки для постановки и решения технических задач в процессе технической деятельности. Сущность предметной компетентности как интегративного качества личности включает в себя совокупность ценност-ного-смыслового, когнитивного, операционно-деятельностного и личностно-творческого компонентов, необходимых для успешного выполнения профессиональных функций.
Формирование предметной компетентности субъекта будет эффективным только в соответствующей образовательной среде, обеспечение которой требует применения особых подходов, создания специальных педагогических условий ввиду специфики техникотехнологической деятельности.
Под педагогическими условиями мы понимаем объективно существующие внешние условия организации педагогической деятельности, реализующие сознание активности с учетом внутренних потребностей и закономерностей личности.
При этом необходимо учитывать, что педагогические условия в совокупности должны представлять собой целостную систему диалектически взаимосвязанных научно-педагогических факторов, наличие которых обеспечит позитивную среду для получения самых высоких результатов от использования в учебном процессе тех или иных форм, методов и средств обучения, установления единства обучения и воспитания, интеграции учебной и практической работы обучающихся в рамках целостного педагогического процесса.
Одновременно комплексный характер этих условий выступает и как способ оптимизации всего образовательного процесса, и как основа для формирования предметной компетентности будущего дипломированного специалиста. Оптимизация как выбор системы мер позволяет, в свою очередь, более эффективно использовать выделенный комплекс педагогических условий.
Анализ различных подходов к определению педагогических условий и их классификациям, нашедших свое отражение в научной литературе в результате проведенной экспериментальной работы, позволил теоретически и экспериментально обосновать следующие педагогические условия эффективного формирования предметной компетентности студентов, обучающихся по специальности «Технология и предпринимательство» в условиях высшего профессионального образования:
- применение в учебном процессе современных образовательных технологий, активных форм и методов обучения, направленных на формирование предметной компетентности студентов вуза;
- усиление политехнической направленности процесса профессиональной подготовки будущих учителей технологии;
- внедрение в учебный процесс спецкурса «Основы предметной компетентности», обеспечивающего выполнение системообразующей функции для различных источников формирования предметной компетентности студентов;
- осуществление диагностики уровня сформированности предметной компетентности будущих учителей технологии и осуществление соответствующей корректировки.
Педагогические условия формирования предметной компетентности будущих учителей технологии и методика их реализации связаны с представленным содержанием и обеспечивают выполнение поставленных промежуточных целей (задач). Комплекс педагогических условий выступает основным элементом разработанной структурносодержательной модели и направлен на ее успешное функционирование.
Выделенный комплекс педагогических условий, представляющих собой целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, позволяет создать позитивную среду для достижения достаточно высокого уровня сформированности предметной компетентности будущего специалиста.
Кратко остановимся на некоторых из вышеперечисленных условий.
Первое педагогическое условие: применение в учебном процессе современных образовательных технологий, активных форм и методов обучения, направленных на формирование предметной компетентности студентов вуза, повышает их мотивацию к обучению, немотивированную включенность в учебно-практическую деятельность и интерес к ней. При этом мы исходили из того, что одна из задач профессиональной подготовки будущих учителей технологии состоит в том, чтобы создать каждому студенту условия, при которых развитие его творческого потенциала станет не только возможным, но и потребностью. Развитие творческого потенциала станет возможным и при реализации данного педагогического условия, способствующего активизации творческой деятельности.
Главными особенностями активных методов обучения при формировании предметной компетентности учащихся вуза, в том числе будущих учителей технологии и предпринимательства, являются:
- принудительная активизация мыслительной деятельности, при которой будущий специалист вынужден быть активным независимо от того, желает он этого или нет;
- необходимость и возможность самостоятельной творческой выработки решений студентами;
- повышение степени мотивации студентов [4].
В процессе проводимой экспериментальной работы нами использовались такие формы и методы обучения, как лекции проблемного содержания, визуальные лекции, семинары-дискуссии, семинары-тренинги, деловые игры, метод ситуационного анализа, игровое проектирование, метод кейсов, метод мозгового штурма и т. д.
Так, были разработаны и успешно апробированы лекции проблемного содержания, основным отличием которых от традиционной лекции является изложение теоретического материала в форме проблемных задач, в условиях которых имеются техникотехнологические противоречия, требующие решения.
При организации семинарских занятий использовался метод дискуссий, представляющий собой групповое целенаправленное обсуждение студентами проблемы какого-либо технико-технологического плана, что задает устремленность к поиску нового задания-ориентира для последующей самостоятельной деятельности. Цели проведения дискуссии для повышения предметной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства могут быть разнообразные: овладение знаниями и представлениями о различных компетенциях, необходимых будущему учителю в своей профессиональной деятельности; тренинги; диагностика уровня сформированности предметной компетентности и ее компонентов и др.
Дискуссия способствует высокой вовлеченности будущих специалистов в обсуждение содержания проблемы и используется не только как средство активизации познавательной деятельности, но и как способ углубленной работы с содержанием предмета, выходя за пределы освоения фактических сведений, творческого применения получаемых знаний. Такая форма занятий эффективна на этапе закрепления сведений, творческого осмысления материала и формирования ценностных ориентаций.
В процессе формирования предметной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства успешно использовался интерактивный метод «кейс-стадии» -метод активного обучения на основе рассмотрения случаев и ситуаций. В процессе использования кейс-метода при формировании предметной компетентности студентов создавались проблемные ситуации прикладного характера, которые будущие учителя технологии
и предпринимательства не могли объяснить при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие знакомыми способами. Они должны были найти новый способ действия для решения проблемы.
В ходе экспериментальной работы мы выяснили, что при проведении практических занятий с использованием метода кейс-стадий в виде игрового имитационного моделирования «производственных» ситуаций будущие специалисты имеют гораздо больше свободы как в выборе стратегии своих действий, так и в выборе конкретных шагов для достижения поставленной преподавателем и самим студентом учебно-практической цели.
Необходимость введения второго педагогического условия (усиление политехнической направленности процесса профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства) обуславливается процессами модернизации современной экономики на высокотехнологической основе, в связи с чем технологическое образование в школе и вузе, ориентированное на изучение техники и технологий, должно усилить политехническую направленность процесса подготовки обучающихся.
Определяя пути реализации первого педагогического условия, мы пришли к выводу, что усиление политехнической направленности процесса профессиональной подготовки будущего учителя технологии целесообразно осуществить в рамках дисциплин, утвержденных учебными планами, и в процессе самостоятельной творческо-технической деятельности студентов в учебных мастерских.
Выдвигая третье педагогическое условие (внедрение в учебный процесс спецкурса «Основы предметной компетентности»), мы исходили из того, что данный спецкурс ориентирован на реализацию междисциплинарного подхода в содержании подготовки будущих учителей технологии и носит интегрированный характер, что в целом позволяет целенаправленно формировать и совершенствовать предметную компетентность будущих специалистов.
Спецкурс преподается в объеме 68 часов и состоит из 12 тем. Целью является формирование предметной компетентности студентов специальности «Технология и предпринимательство». В содержании спецкурса отражены общие подходы к формированию профессиональной, в том числе предметной, компетентности в процессе профессиональной подготовки в вузе, рассмотрены основные категории, установлена взаимосвязь между компонентами профессиональной и предметной компетентности современного специалиста. Структура предлагаемого курса позволяет актуализировать и обобщить на более высоком уровне знания по предметной компетентности, полученные студентами при изучении всех циклов учебных дисциплин профессиональной подготовки, а также существенно разнообразить формы учебной деятельности студентов, максимально приблизив ее к профессиональным реалиям деятельности будущих учителей технологии, через введение элементов контекстного обучения.
Создание и реализация четвертого педагогического условия (осуществление диагностики уровня сформированности предметной компетентности будущих учителей технологии и осуществление соответствующей корректировки) объясняется тем, что своевременная диагностика (в рамках нашего исследования - контроль, проверка, оценивание, накопление статистических данных, их анализ и др.) способствует выявлению динамики и тенденций, делает возможным прогнозирование дальнейшего развития процесса формирования предметной компетентности будущих учителей технологии в процессе профессиональной подготовки в вузе [1].
Целью диагностики уровня сформированности предметной компетентности студентов в условиях высшей школы являются своевременное выявление, оценивание и анализ течения процесса становления и самореализации предметной компетентности будущих учителей технологии. Вместе с тем процесс диагностики и коррекции отклонений в формировании предметной компетентности студентов, прежде всего, должен быть направлен на то, чтобы развить у них умения самоанализа, самокоррекции и самосовершенствования.
Резюме. Создание условий, при которых осуществляется целенаправленная и регулярная работа по подготовке специалистов, в том числе по совершенствованию процесса формирования предметной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства, является одной из важнейших задач высшей школы.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила результативность предложенного к применению комплекса педагогических условий, способствующих достижению достаточно высокого уровня сформированности предметной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Заводчиков, Д. П. Методологические и теоретические основания измерения и оценки компетенции в профессиональном образовании / Д. П. Заводчиков. - Екатеринбург : РГППУ, 2008. - 136 с.
2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвя-зинский. - М. : Академия, 2003. - 208 с.
3. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова. - М. : МПСИ, 2005. - 216 с.
4. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение / Н. В. Матяш. -М. : Академия, 2011. - 144 с.