Психология
18. Порубов, Н. И. Тактика допроса на предварительном следствии : учебное пособие. - М.: БЕК, 1998. - 208 с.
19. Порубов, Н. И. Информационная сущность допроса // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2009. - № 4. - С. 153-156.
20. Ратинов, А. Р. Судебная психология для следователей. - М.: Юрлитинформ, 2008. - 352 с.
21. Ратинов, А. Р., Гаврилов О. А. Использование данных психологии в буржуазной криминалистике // Вопросы криминалистики. - Вып. II. - М., 1964.- С. 143-144.
22. Ситковская, О. Д. Психология свидетельских показаний : научно-методическое пособие. - М., 2007. - 84 с.
23. Соловьев, А. Б. Процессуальные, психологические, тактические основы допроса на предварительном следствии. - М.: Юрлитинформ, 2002. - 192 с.
УДК 159.99 Н.А. Самойлик*
Психологическое обеспечение становления профессионально-ценностных ориентаций сотрудников органов внутренних дел
В статье представлены основные психологические особенности становления профессионально-ценностных ориентаций сотрудников органов внутренних дел. Указаны этапы развития профессионально-ценностных ориентаций и их содержание. Предложены критерии, позволяющие определить сформированность значимых личностных и профессиональных представлений о реализуемой служебной деятельности. В рамках выполненной работы автор приходит к выводу о необходимости комплексного изучения становления профессионально-ценностных ориентаций сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: профессионально-ценностные ориентации, сотрудники органов внутренних дел, профессиональная рефлексия, групповые профессиональные нормы, профессиональные отношения.
N. A. Samojlik*. Рsychological support of the formation of internal affairs officers' professional-value orientations. The article presents the basic psychological features of formation of internal affairs officers' professional value orientations. The steps of the professional-value orientations development and their content are highlighted. Proposed criteria determine the formation of important personal and professional views on implementing service activities. In her work the author comes to the conclusion that a comprehensive study of the formation of internal affairs officers' professional-value orientations is needed.
Keywords: professional-value orientations, internal affairs officers, professional reflection, professional group norms, professional relationship.
Ценностно-смысловой подход как системная концепция описания развития личности стал интенсивно развиваться в середине XIX в. в связи с научными работами Р.Г. Лотце, в которых ценностям как базовой характеристике человека было отведено лидирующее значение. Дальнейшее социально-экономическое развитие общества привело к появлению целого набора групп ценностей, ориентированных практически на все сферы жизнедеятельности человека - личностную, социальную, профессиональную и другие. Однако до настоящего момента остается открытым вопрос о механизмах обеспечения становления системы ценностно-смысловой сферы личности, в частности, в аспекте профессиональной деятельности.
В современных условиях развития практической научной мысли наиболее актуально звучит проблема становления профессионально-ценностных ориентаций лиц, отвечающих за правовой порядок в обществе. К данной группе следует отнести представителей правоохранительных органов.
Исторически ведущими функциями правоохранительных органов были защита, контроль и безопасность, имеющее принципиальное значение и в современных условиях развития социума. Согласно подходу И.В. Костылевой, «эффективность деятельности органов внутренних дел измеряется степенью соблюдения субъектами данной деятельности духовных, нравственных и профессиональных норм и ценностных установок, лежащих в основе их правоисполнительного поведения» [1, с. 216]. Профессиональная деятельность сотрудников реализуется с опорой на ценностную составляющую
* Самойлик, Наталья Анатольевна, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России. Адрес: Россия, 654066, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Октябрьский пр., д. 49. Тел.: 8-906-926-19-21. E-mail: [email protected].
* Samojlik, Natalia Anatolievna, candidate of psychological sciences, lecturer of penitentiary psychology and penitentiary pedagogics department, FSEI of HPE of the FPS of the Russian Federation. Address: Russia, 654066, Kemerovo region, Novokuznetsk, Oktyabrsky str., 49. E-mail: [email protected].
© Самойлик Н.А. 2017
Самойлик Н.А. Психологическое обеспечение становления профессионально-ценностных.
и является сложным личностным образованием. Сложная система представлений о значимости профессии для сотрудников органов внутренних дел «структурируется, приобретает свойства в соответствии со стержневым смыслом и ценностями "служения в пользу другого"» [6].
Традиционно ценностная сфера личности привлекала к себе внимание представителей разных научных направлений. Так, в работах философов (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В. Виндельбанд, А.А. Ивин, М.С. Каган и другие) изучались возможности анализа ценностей как образца, стремления или смысла, позволяющих сформировать познавательное или духовное отношение человека к объекту и сравнить его с некоторым идеалом. Психологическое направление (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.А. Журавлёва, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Серый, М.С. Яницкий), определяет ценности как базовую характеристику личности, включающую в себя внутренний мир и эмоциональное отношение к значимым для индивида объектам. Рассмотрение ценностей в педагогике (В.И. Андреев, В.П. Бездухов, И.Ф. Исаев, В.А. Сластёнин, А.В. Кирьякова) позволяет констатировать неразрывную связь обучения и осознания значимости саморазвития личности как постоянного процесса приобретения значимых представлений. Однако в настоящее время отмечается увеличение количества научных работ, связанных с исследованием профессионально-ценностных ориентаций представителей разных профессиональных групп. Столь пристальный интерес к данной категории обусловлен тем, что, с одной стороны, профессионально-ценностные ориентации позволяют прогнозировать не только содержательные аспекты профессиональной деятельности, но и придавать смысл направленности профессионального развития, с другой [6]. Мы полагаем, что вопросы психологического обеспечения становления профессионально-ценностных ориентаций сотрудников органов внутренних дел являются достаточно актуальными и своевременными. Рассматривая процесс становления профессионально-ценностных ориентаций как системное свойство личности, мы не сводим их к простому набору профессионально-важных качеств, а учитываем роль осмысления и принятия наиболее значимых профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел.
Исходя из структурно-типологического подхода к рассмотрению профессионально-ценностных ориентаций и понимания того, что профессионально-ценностные ориентации как константная категория должны быть сформированы у каждого специалиста, мы предположили, что процесс их становления проходит следующие этапы.
Первый этап, диагностический, предполагает выявление структуры профессионально-ценностных ориентаций сотрудников. На данном этапе представляется необходимым определить содержание профессионально-ценностных ориентаций сотрудников правоохранительной сферы, что позволит выявить имеющиеся актуальные или потенциальные противоречия между личностными ценностями и значимостью профессиональной деятельности. В ходе первого этапа большое значение имеют изучение и анализ уровневой организации ценностной сферы личности сотрудника. Как отмечает В.Ф. Исаев, ценности одновременно являются условием и результатом любой реализуемой деятельности и подразделяются на следующие группы: социально-профессиональные, профессионально-групповые и личностно-профессиональные [1].
Социально-профессиональные ценности специалистов правоохранительных органов выражаются в представлениях, нормах и правилах, регламентирующих реализацию служебных задач. Преобладание в сознании сотрудников данной группы ценностей демонстрирует зависимость от мнения окружающих и в некоторой степени профессиональный конформизм при размытом представлении об общественной значимости служебной деятельности. В случае позитивного отражения данной группы ценностей, как отмечают В.М. Статный и Ю.А. Шаранов, «носители профессии руководствуются общепринятой концепцией профессии, ее сущностью (духом), основанных на общечеловеческих ценностях, ее миссией и вытекающим из этого идеалом профессионального поведения» [8, с. 227]. Наиболее важным критерием, свидетельствующим о наличии социально-профессиональных ценностей специалистов правоохранительной сферы, является их профессиональная адаптация, проявляющаяся в успешности и удовлетворенности результатами служебной деятельности. Адаптационные показатели выполнения служебных задач сотрудников правоохранительных органов демонстрируют профессионально-личностные ценности как внутренние ориентиры, побуждающие и направляющие профессиональную деятельность.
Профессионально-групповые ценности включают в себя конструкты, регулирующие служебную деятельность специалистов органов внутренних дел, относящихся к определенной профессиональной группе. Полная или частичная идентификация себя с группой сотрудников органов внутренних дел позволяет реализовать потребность в профессиональном самоутверждении. Наличие негативных профессионально-групповых ценностей отражает неудовлетворенность своей групповой принадлежностью и тормозит процесс профессиональной самореализации личности сотрудников правоохранительных органов. Профессиональная группа в данном случае выступает как когнитивно-деятельностная система, обладающая относительной динамикой и повторяемостью. Объективным показателем сформированности профессионально-групповых ценностей является развитая система межличностных профессиональных отношений - как формальных, так и неформальных.
В ходе второго, целеполагающего этапа, у сотрудников правоохранительных органов происходит субъективное определение значимости цели (целей) профессиональной деятельности на каждом этапе служебной деятельности. Значение цели в ценностно-профессиональной структуре личности сотрудника отмечено у В.М. Статного и Ю.А. Шаранова, констатирующих, что «ценности преимущественно относятся к целеполагающей подсистеме правоохранительной деятельности, т.к.
Психология
ценностное содержание, которое объективно заключает в себе право, интенциональный характер права, конкретные действия субъекта правоприменения и правозащиты в целом могут в той или иной мере совпадать или не совпадать с мотивом, с тем, что хочет, и что реально открывает для себя субъект в ситуации деятельности» [9, с. 228].
Данный этап позволяет сформировать у сотрудников полноценное адекватное представление о служебной деятельности, зачастую сопряжённой с высокими эмоциональными, физическими и опасными для жизни факторами. Ценности-цели представлены не только в сознании специалиста правоохранительной системы, но и проявляются в реальных профессиональных действиях и поступках, начиная от соблюдения общих принципов дисциплины и законности и заканчивая готовностью к экстремальным ситуациям. Также следует отметить, что целеполагание тесно связано с осмысленностью реализуемой профессии и ориентировано на эффективное выполнение служебных задач, социально важных для общества.
Процесс формирования целей профессиональной деятельности планомерно переходит в следующий этап, моделирующий, во время которого создается образец (модель) субъективной значимости и эмоционального неравнодушного отношения к реализации профессиональной деятельности и поставленных служебных задач по охране правопорядка. Создание некоторого идеала своей профессиональной деятельности, согласно научной позиции Л.И. Божович, выполняет две функции: во-первых, благодаря профессиональному идеалу, выстраивается система профессиональных устремлений, во-вторых, профессиональный идеал является критерием профессиональных поступков личности и окружающих ее людей [2].
Следует особенно заметить, что, ассимилируя профессиональные ценности, специалисты правоохранительных органов выстраивают индивидуальную систему профессионально-ценностных ориентаций, играющую в структуре их личности интегрирующую роль. Ориентация на значимые профессиональные ценности становится эталоном и моделью профессионального поведения сотрудников правопорядка.
Рассмотренные выше этапы становления профессионально-ценностных ориентаций, на наш взгляд, переходят в конкретизирующий этап, в ходе которого сотрудник уточняет и определяет для себя иерархичность профессионально-ценностных ориентаций служебной деятельности и постепенно начинает их реализовывать. Как считает Н.А. Асташова, «чтобы достичь совершенства в профессиональной деятельности, важно строить жизнь в соответствии с ценностями, учиться их переживать, психологически усваивать и вести поиск новых ценностей как двигателя жизненной стратегии» [1, с. 68].
Определив значимые факторы профессиональной деятельности, сотрудники правоохранительных органов применяют их в практической профессиональной деятельности. Ведущими ценностями становятся честь и достоинство, а также служение закону и общественный порядок, основанный на принципах соблюдения законодательства.
Этап практической реализации профессиональной специалистов правоохранительной сферы предполагает ряд трудностей, среди которых можно назвать преобладание негативных психических состояний, нарушения служебной дисциплины, истолкование морально-этических и правовых норм в своих интересах, формирование профессиональных стереотипов и другие. Подобные профессиональные деструкции искажают систему профессионально-ценностных ориентаций и в конечном итоге полностью дестабилизируют личность сотрудника правопорядка.
Однако любая профессиональная деятельность представляет собой социально значимую деятельность, реализация которой требует специальных знаний, умений и профессиональных навыков, а также определенной системы ценностно-смысловых ориентиров. Наличие в структуре личности сотрудников логично выстроенной системы личностных и основанных на них профессиональных ценностей позволяет прогнозировать профессиональное развитие специалистов и формировать тип профессионала, детерминированный на социальной значимости реализуемой служебной деятельности. Положительное влияние служебной деятельности на ценностную сферу сотрудников проявляется прежде всего в практическом опыте, навыках и умении, появлении профессиональных интересов, добросовестном отношении к труду и дисциплинированности.
Критерием эффективной реализации практического этапа становления профессионально-ценностных отношений сотрудников, на наш взгляд, являются ценности профессиональных отношений. Отношение специалистов правоохранительной системы к профессиональной деятельности зависит от многих факторов, но лидирующими можно назвать два. Первый фактор -результативность профессиональной деятельности, проявляющаяся в субъективном представлении о степени удовлетворения потребностей сотрудника. Второй фактор связан с признанием социумом и самим сотрудником социальной значимости поставленных перед ним служебных задач по охране общественного порядка.
Рефлексивно-оценочный этап предполагает общую оценку содержательных показателей сформированности профессионально-ценностных ориентаций с учётом их динамики, критериев и частных показателей, а также предполагает осуществление сотрудниками рефлексии, способствующей осознанию сотрудниками оптимальной стратегии профессиональной самореализации и профессионального становления.
Показателями наличия или отсутствия профессионально-ценностных ориентаций на данном этапе выступает профессиональная компетентность сотрудников, позволяющая принимать
СамойликН.А. Психологическое обеспечение становления профессионально-ценностных...
правильные решения в экстремальных условиях. Рефлексия как условие и содержательный компонент профессиональной компетентности предложен в научной концепции Н.В. Кузьминой [5]. Необходимость наличия в структуре личности сотрудника профессиональной рефлексии обусловлена несколькими факторами. Рефлексия предполагает, во-первых, обращенность профессионального сознания на себя, во-вторых, объективное осмысление профессиональной деятельности, в-третьих, проектирование профессионального уровня специалиста.
Профессиональная рефлексия и профессионально-ценностные ориентация могут выступать в качестве условий профессионализации сотрудника правоохранительной деятельности по следующим обстоятельствам. Рефлексия, как и ценности личности, обращены к личностному потенциалу и внутреннему миру человека, что позволяет постоянно переживать и осмысливать все происходящее, в т.ч. и в профессиональной сфере. Ценностно-рефлексивная составляющая личности мотивирует на определенную активность по реализации способов самоутверждения в профессиональной деятельности.
Профессиональная рефлексия сотрудника органов внутренних дел - специально организованное профессиональное сознание, позволяющее систематически возвращаться к начальному уровню профессионального становления. Постепенно овладевая все большим профессиональным опытом, осмысливая личностную и социальную значимость реализуемой профессиональной деятельности, специалист становится профессионалом. Высокий уровень профессиональной рефлексии сотрудников позволяет справиться не только с решением стандартных профессиональных задач, но и объективно принять индивидуальную стратегию личностно-профессионального развития.
Заключительный этап, коррекционный, включает в себя исправление недостатков и выбор индивидуальных форм психологического обеспечения формирования профессионально-ценностных ориентаций сотрудников органов внутренних дел. Данный этап, несмотря на то, что он является заключительным в процессе становления профессионально-ценностных ориентаций сотрудников, имеет большое значение. Проводимый в ходе коррекционного этапа анализ имеющихся представлений о значимости служебной деятельности носит регламентирующий характер, определяющий направления профессионального развития.
Становление системы профессионально-ценностных ориентаций специалистов сотрудников органов внутренних дел - процесс качественного изменения личности специалиста в целях его профессионального саморазвития и самореализации. Данный процесс связан с совершенствованием профессиональных знаний, умений и навыков, формированием профессиональных способностей и ценностной системы, которые позволяют сотруднику осуществлять служебную деятельность и обеспечивать общественный правопорядок.
Профессиональные ориентации как специфический компонент ценностных ориентаций личности заключаются в том, что различные виды трудовой деятельности приобретают значение для личности в зависимости от её субъективных стремлений, выражающихся в значимых представлениях и направленности.
На разных этапах профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов становление профессионально-ценностных ориентаций должно опираться на групповые нормы профессионального сообщества, способность специалиста к адаптации, систему межличностных отношений и профессиональную рефлексию. Изучение системы становления профессионально-ценностных ориентаций лиц, обеспечивающих социальную безопасность, должно носить целенаправленный и комплексный характер.
Список литературы
1. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008.
3. Исаев, В. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Академия, 2004.
4. Костылева, И. В. Аксиологические аспекты надежности профессиональной деятельности сотрудника полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 3 (63). - С. 216-222.
5. Кузьмина, Н. В. Предмет акмеологии. - СПб.: Политехника, 2002.
6. Самойлик, Н. А. Структурно-функциональная модель профессионально-ценностных ориентаций личности // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Т. 4. - № 2. [Электронный ресурс] // Сайт журнала «Мир науки». - Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/16pDMN216.pdf (доступ свободный).
7. Статный, В. М. Акмесинергетическая концепция смысловой и предметной регуляции правоохранительной деятельности : отчет о НИР. - П. 1.40 Плана НД СПБ ун-та МВД России на 2013: монография. - СПб.: СПб ун-т МВД России, 2013.
8. Статный, В. М., Шаранов, Ю. А. Идеал профессиогенеза в контексте ценностно-смыслового регулирования правоохранительной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 3 (63). - С. 222-228.
9. Статный, В. М., Шаранов, Ю. А. Методологический нарратив аксиологической регуляции правоохранительной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2014. - № 2 (62). - С. 226-231.