5. Абрамова И.В. Научно-методическое со- 6. Винокурова Н.В. Инновационная модель провождение деятельности ресурсного практической подготовки будущего педа-
центра интегрированного образования гога // Гуманитарные науки и образова-
// Казанская наука. 2012. № 7. С. 205-210. ние. 2012. № 2. С. 46-48.
RYABOVA N.V., GAMAYUNOVA A.N. RESEARCH LABORATORY AT PEDAGOGICAL COLLEGE
The article reflects the experience of the research laboratory “The integrated training of children in modern education system” in development of research activities of future teachers, young researches (undergraduates and post-graduates), skilled teachers and academic staff.
Keywords: children with health impairment and disabilities, research laboratory, research activities, integration of science and education
Д.В. ЖУЙНА, доцент
Акмеологический центр в образовательном пространстве вуза
В статье раскрывается опыт работы инновационного структурного подразделения МордГПИ - Акмеологического центра по организации и практическому осуществлению процесса профессионального и личностного развития субъектов образовательной среды педагогического вуза. Описывается разработанная и внедренная в учебно-воспитательный процесс акмеологическая модель образования. Особое внимание уделяется применяемым педагогическим технологиям, способствующим эффективному усвоению студентами изучаемого материала, повышению интереса к психоло-го-педагогическим дисциплинам, формирующим компетенции, необходимые для становления конкурентоспособного специалиста-педагога.
Ключевые слова: акмеология, акметехнологии, акмеологический подход, акмеди-агностика, акмеологическая среда
Последнее десятилетие XXI в. отмечено реформированием системы образования, целью которого является повышение конкурентоспособности личности и формирование кадровой элиты общества. Решение видится на пути внедрения в образовательную практику компетентностного подхода, предполагающего целенаправленное формирование у учащихся «ключевых компетенций» - совокупности навыков эффективного решения профессиональных проблем. Таким образом, во главу угла ставится подготовка специалиста, обладающего востребованными на рынке труда компетенциями, личностными качествами, позволяющими ему постоянно и целенаправленно работать надповышением уров-
ня своей профессиональной компетентности [1].
Для становления такого специалиста необходимо разработать технологичные стратегии и тактики организации и практического осуществления процесса профессионального и личностного развития учащегося. На базе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» данная проблема успешно решается благодаря работе Акмеологического центра (далее - Центр) как инновационной структуры, входящей в состав центра коллективного пользования «Мордовский базовый центр педагогического образования».
Целью Центра является социокультур-
ное и психолого-педагогическое сопровождение профессионального и личностного развития обучающихся. Соответственно, Центр решает следующие задачи:
- изучение отечественного и зарубежного опыта в данной области, обеспечение его внедрения в содержание высшего, среднего и начального профессионального образования;
- развитие сотрудничества с организациями и учреждениями региона, разработка и реализация совместных социальных, исследовательских и образовательных проектов акмеологической направленности;
- научно-методическое обеспечение профориентационной работы и содействие трудоустройству, планированию и развитию карьеры (разработка, апробация и внедрение современных профориентационных, социально-адаптационных технологий и технологий планирования и развития карьеры);
- осуществление акмеологической диагностики, психопрофилактической и просветительской работы, консультирование; организация и проведение социально-пси-хологическихтренингов по проблемам повышения эффективности профессиональной деятельности и развития личностного потенциала;
- реализация комплексного сопровождения лиц разных категорий (одаренных детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, мигрантов, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и др.) [2].
Ведущие преподаватели факультета психологии и дефектологии МордГПИ, входящие в состав Совета Центра, осуществляют работу по ряду направлений.
Научно-исследовательская деятельность. Участие в федеральных и региональных исследовательских программах и проектах, проведение научных исследований и опытно-экспериментальных работ, организация научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, кон-
курсов и олимпиад, публикация научных и методических работ.
Научно-методическая деятельность. Оказание образовательных услуг посредством реализации социально-образовательных программ, направленных на формирование и совершенствование профессиональных компетенций; разработка научнометодических программ и технологий профессионального и личностного развития обучающихся.
Практическая деятельность. Осуществление комплексной диагностики, консультирование, психо-просветительская и психо-профилактическая деятельность, комплексное сопровождение лиц разных категорий.
Центр разработал и использует в образовательном пространстве педагогического вуза акмеологическую модель образования. При этом введены и используются следующие понятия.
Акмеологическая среда - это образовательное пространство вуза, характеризующееся установкой преподавателей и студентов на успех, высокие результаты, творческий поиск, формирование престижа профессии педагога. Основными тенденциями развития акмеологической среды вуза являются: взаимопроникновение (конвергенция) внешней и внутренней составляющей образовательной среды вуза; зависимость динамики акмеологической среды от информационно-технологической составляющей; гармонизация личностных, социальных и национальных смыслов в структуре, организации и содержании профессионально-личностного роста педагогов высшей школы.
Акмеологические педагогические технологии - это технологии саморазвития и обеспечения достижений каждого студента.
Акмеологическая позиция преподавателя заключается в профессиональной ориентации на успех в собственной педагогической деятельности, в работе коллектива
кафедры, факультета, вуза. Нацелена на развитие творческого потенциала студента и основана на теоретическом осмыслении психологических механизмов профессионализма в педагогической деятельности, рассмотрении объективных и субъективных факторов продуктивности деятельности, на модели становления профессионализма. Предполагает осуществление диагностики развития профессионального самосознания, обеспечивающего процессы личностного роста и самореализации.
Профессиональное и личностное становление субъектов образовательного пространства происходит с опорой на следующие направления акмеологии [3]:
- акмеометрия - построение комплексных рейтинговых оценок преподавателей и студентов по ряду профессиональных показателей;
- акмеография - построение моделей разных видов профессиональной деятельности (к примеру, акмеограмма педагога включает профессионально важные качества личности, востребованные в педагогической деятельности и педагогическом общении);
- анализ акмеологических инвариантов - того общего, что характеризует самых лучших профессионалов;
- акмеигротехника - технологии, ориентированные на активизацию резервных возможностей личности, критического и эвристического мышления, интенсификацию профессионального саморазвития.
Становление высококвалифицированного специалиста невозможно без использования акмеологических педагогических технологий как системы задач и способов достижения педагогом высоких уровней профессионализма, а также без совокупности методов, техник и приемов, направленных на развитие внутреннего потенциала и адаптационных возможностей человека.
Ведущими специалистами Центра в образовательном пространстве нашего вуза
используются следующие педагогические технологии.
Игровые технологии - дидактическая игра (организуется в виде учебных игр и реализует ряд принципов активного обучения; отличается наличием фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания) и технология игромодели-рования (ее основу составляет сценарий игры как проектное представление о динамике взаимодействия персонажей).
В учебном процессе широко применяются тренинговые технологии как метод активного обучения, целью которого является развитие знаний, социальных установок, умений и навыков. Это форма обучения, направленная на формирование и развитие специфических знаний, умений, представлений, компетенций персонала, необходимых для успешной работы в конкретной организации.
Технологии развивающего обучения -активно-деятельностный способ обучения (идущий на смену объяснительно-иллюстративному), ориентированный на «зону ближайшего развития», т.е. на деятель-
ность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога.
Технология личностно-ориентированного обучения. Во главу угла ставится личность обучаемого, ее самобытность, самоценность; субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы, которая должна завершиться вполне осязаемым практическим результатом; включает совокупность приёмов и действий обучаемых в определённой последовательности для достижения поставленной задачи, личностно значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Интерактивное обучение - специфическая форма организации познавательной деятельности, заключающаяся в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Технологии развития критического мышления. Позволяют добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно определять траекторию своего обучения (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми) [3].
Задачами ведущих специалистов Центра, оказывающих помощь преподавателям в их профессиональном развитии, являются:
■ осуществление диагностики наличного уровня профессионального развития педагога;
■ стимулирование стремления педагога к дальнейшемупрофессиональному росту;
■ выявление условий, препятствующих профессиональному развитию;
■ консультирование педагога о возможных акмеологических технологиях, способствующих профессиональному продвижению.
Одной из наиболее часто применяемых сотрудниками Центра педагогических технологий выступают обучающие игры (тренинги), которые являются синтетическим, качественно новым видом деятельности в профессиональной подготовке молодых специалистов. Примером таких обучающих игр является социально-психологический тренинг. В настоящее время создана его модификация - акмеологический тренинг программно-целевой направленности, обеспечивающий перевод социально значимых целей подготовки компетентного профессионала в сфере образования в реально действующие цели и программу тренинга. Достигается это последовательной реализацией оперативно-технологических функций (анализа, планирования, организации, контроля и регулирования) [4]. Разработанный тренинг включает дискуссионные и игровые методы (дидактические и творческие игровые ситуации, ролевые, в том числе психотерапевтические, игры, контригры), а также тренинги (сенситивный, самопонимания, видеотренинг) с элементами индивидуальной психотерапии и психокоррекции, тим-билдинговые технологии (от англ. team-building - формирование команды). Подобный тренинг приближает учебный процесс к реальным условиям зарождения потребности в знаниях, навыках и их практического применения. При этом происходит переход от познавательной мотивации учения к профессиональной, т.е. к самоорганизации и саморегуляции деятельности.
К основным особенностям акмеологи-ческого тренинга программно-целевой направленности как синтетической антропотехники контекстного типа относятся:
1) ориентация на освоение участниками пяти типов технологий: коммуникативных, гностических, организаторских, конструктивных, проектировочных;
2) постоянное отслеживание эффективности освоения включенных в тренинг психотехнологий;
3) включение индивидуальной и групповой программ обучения с учетом ожидаемых результатов как на уровне группы, так и на уровне отдельного участника; использование психотестирования для адекватной постановки индивидуальных задач;
4) ориентация на поэтапное освоение навыков (эксплицитное описание эффективной психотехнологии ^ поэтапное освоение ^ отработка в смоделированной ситуации ^ рефлексия ^ корректировка).
Кроме тренинговых форм, специалисты Центра используют такие акмеологичес-кие педагогические технологии, как:
■ письменная психологическая характеристика личности, где приведены мотивационно-смысловые, каузальные и процессуальные описания субъекта жизнедеятельности, - для выявления индивидуальных особенностей различных субъектов профессиональной деятельности;
■ проектирование переговоров как средства конструктивного разрешения межлич-ностныхконфликтов -для развития коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса;
■ составление технологических карт структурного подразделения, студенческой группы или образовательного учреждения в
целом - для решения задач профессионального становления в социальных объединениях различного типа. Карты включают описание целей объединения, его стратегию, состав и структуру, преобладающие типы корпоративной культуры, социальнопсихологический климат;
■ тест-тренажерные практикумы с использованием психодиагностических методик;
■ методы предъявления оценочной информации (внешней интерпретации, компенсации, парадоксального предъявления оценочной информации, замены утверждений вопросами, инициации запроса на оценочную информацию, соучастия в распознавании оценки, последовательных приближений, переориентации реакции) [3].
Таким образом, деятельность научнопрактического центра «Акмеологический центр» направлена на выявление в образовательном пространстве вуза условий и факторов, способствующих продвижению педагога к вершинам профессионального мастерства и педагогического общения. Работа центра строится на базе акмеоло-гических педагогических технологий, раскрывающих спектр психологических показателей зрелости личности и профессионально важных качеств педагога, обеспечивающих достижение им профессионального «акме».
Литература
1. Шукшина Т.И., Татьянина Т.В. Развитие
профессиональной педагогической компетентности педагога высшей школы с использованием гуманитарных технологий // Российский научный журнал. 2010. № 17. С. 79-84.
2. Жуина Д.В. О деятельности научно-прак-
тического центра «Акмеологический центр» // Акмеология: научно-практический журнал. Спецвыпуск по материа-
лам секции «Акмеология» V Съезда РПО. 2012. С. 44-45.
3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учеб.
пособие. СПб.: Питер, 2003. С. 56-59.
4. Жуина Д.В. Современные технологии пла-
нирования и развития карьеры выпускников педагогического вуза. Научно-методологические основы развития профессиональной карьеры студента вуза и технологии ее реализации / Под ред. В.В. Кадаки-на, С.В. Кутняк, Д.В. Жуиной. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2010. С. 40-57.
ZHUINA D.V. ACMEOLOGICAL CENTER IN UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE The article reveals the experience of the Centre for Innovation communities «Mordovia base center of teacher education » - Acmeological center for the organization and the practical implementation of the process of professional and personal development of the subjects of educational environment at pedagogical university. The designed and implemented in the educational process acmeologic model of education is described. Special attention is focused on applied acmeologic pedagogical technologies for the effective formation of teacher’s career competencies required in new economic and socio-political reality.
Keywords: psychology, acmeology, acmeological approach, acme-diagnostics, acmeological environment
Ю.В. ВАРДАНЯН, профессор
Диссеминация инновационного опыта как фактор модернизации педагогического образования
Статья выявляет возможности научно-образовательного комплекса вуза в развитии инновационного опыта педагогов и его диссеминации. Анализируется влияние инфраструктуры вуза на процесс модернизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров путем их приобщения к изучению, освоению и последующему применению передового педагогического опыта.
Ключевые слова: научно-образовательный комплекс, инновационный опыт, диссе-минация педагогических инноваций, подготовка кадров, модернизация педагогического образования
Важнейшим фактором повышения ка- региона и страны, его оценки, популяриза-
чества подготовки педагогических кадров ции и освоения. Для повышения эффектив-
в современном вузе является привлечение ности подобного взаимодействия в Мордов-
студентов, аспирантов и соискателей к со- ском государственном педагогическом ин-
трудничеству с действующими учителями ституте им. М.Е. Евсевьева (МордГПИ)
и воспитателями, педагогической и роди- организована деятельность научно-образо-
тельской общественностью, средствами вательного комплекса (НОК), в котором
массовой информации с целью изучения интегрируется потенциал преподавателей
инновационного опыта лучших педагогов вуза, педагогов (работающихв учреждени-