УДК 37.091
З. В. Румянцева
Акмеологическая концепция развития профессионала в подготовке педагога-музыканта в вузе
В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки педагога-музыканта на основе внедрения основных положений акмеологической концепции развития профессионала. Характеризуется специфика процесса творческого развития будущих педагогов-музыкантов. Освещаются содержание и результаты опытно-экспериментальной работы.
Ключевые слова: музыкальное образование, профессионализм, акмеологические условия и факторы, профессиональная деятельность, творческая готовность, художественно-педагогическая мобильность.
Z. V. Rumyantseva
The Acmeological Concept of the Professional's Development in Training a Teacher-Musician in a Higher School
In the article are regarded peculiarities of the teacher-musician's vocational training on the basis of introducing the main statements of the acmeological concept of the profesional's development. Specificity of the process of creative development of the future teacher-musicians is characterized. The maintenance and results of the research are represented.
Key words: music education, professionalism, acmeological conditions and factors, a professional activity, creative readiness, art-pedagogical mobility.
В процессе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и разработки требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров особо повышается значение ак-меологического подхода к обоснованию условий совершенствования качества содержания музыкального образования и достижения высокой продуктивности его результатов. В реализации цели обеспечения продуктивности профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта творческое развитие его личности неотделимо от профессионального становления.
Пониманию особенностей содержания такого процесса способствуют современные исследования в области акмеологии. Одним из направлений развития акмеологической науки является поиск и определение закономерностей, механизмов, условий и факторов творческого развития личности в деятельности до уровня профессионала. В ходе акмеологических исследований в этом направлении была разработана акмеологи-ческая концепция развития профессионала (Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Л. Е. Паутова, С. Д. Пожарский и др.) [1]. Согласно сложившейся системе взглядов в концеп-
ции выделяют содержательную и структурно-процессуальную стороны. Содержательный и процессуальный аспекты творческого развития личности в своем единстве определяют ее восхождение к вершинам профессионализма и мастерства.
Современная акмеологическая теория глубоко освещает вопросы творческого развития личности специалиста в освоении профессии в единстве с проблемой повышения качества его профессиональной деятельности, что также безусловно востребовано в решении задач профессиональной подготовки специалистов в области музыкального образования. Продуктивность творческого развития будущего педагога-музыканта обусловлена его стремлением к самосовершенствованию и мастерству в изучении художественных образцов музыкального искусства, а также к самореализации в музыкальной и педагогической деятельности. Исследование условий достижения высокой результативности, продуктивности и творческой самореализации будущего педагога-музыканта в профессиональной деятельности имеет акмеологический смысл и предполагает обоснование с позиции акмеологической теории.
В содержании такой акмеологической концепции предусмотрено обоснование ряда основ-
© Румянцева З. В., 2011
ных направлений, реализация которых обеспечивает продуктивное творческое и профессиональное развитие личности. В частности, характеризуются сущность категории «качество» в отношении профессиональной деятельности будущего специалиста, а также идеализированная модель его высокопродуктивной профессиональной деятельности. Раскрываются акмеологические условия и факторы, рассматриваемые главными детерминантами достижения профессионализма. Освещаются вопросы творческого развития личности как ее акмеразвития в реализации цели повышения уровня профессионализма при овладении вершинами профессиональной деятельности. В контексте реализации акмеологической концепции становления профессионала на базе Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова было выполнено исследование, посвященное изучению проблемы творческого развития будущих педагогов-музыкантов в условиях вузовской подготовки и обоснованию резервов, способствующих ее успешному решению.
В современной теории и практике вузовской подготовки будущих педагогов-музыкантов недостаточно целостно представлена модель процесса творческого развития и саморазвития личности, в разработке которой были бы учтены специфика содержания этого процесса и необходимость актуализации стремления будущего специалиста к повышению уровня профессионализма, к овладению вершинами профессиональной деятельности и мастерством. Исходя из основных положений акмеологической науки, достижение эффективности творческого развития будущих педагогов-музыкантов в условиях вузовской подготовки предполагает обоснование специфики содержания такого процесса и построение идеализированной модели творческой готовности будущего специалиста к саморазвитию в акме-ориентированной профессиональной деятельности. Вместе с тем необходимо определение акмеологических условий и факторов достижения продуктивности его профессиональной деятельности. В качестве акмеологических условий творческого развития личности будущего специалиста следует рассматривать акме-ориентированное содержание профессиональной подготовки, ее организацию, средства и методы акмеологического воздействия, акмесреду. Ак-меологические факторы содействуют активизации творческого саморазвития личности. Среди них: сформированные эталоны требуемого уров-
ня профессионализма, личностно-профессиональ-ные характеристики личности, деятельности, отношений, механизмы самооценки, самоконтроля.
В контексте теоретических положений акмео-логической науки исследование процесса творческого развития будущих специалистов содействует выявлению резервов педагогического управления процессом их творческого развития, а также резервов самосовершенствования личности на пути продуктивного освоения профессиональной деятельности и творческой самореализации в ней.
Решение поставленной проблемы потребовало научно-теоретической и методологической разработки широкого круга вопросов, связанных с определением специфики творческого содержания профессиональной деятельности педагога-музыканта, обоснованием технологических аспектов ее освоения, выявлением особенностей творческого потенциала личности будущего педагога-музыканта, а также процессов самовоспитания и самосовершенствования. Необходимым явилось также определение возможностей создания и функционирования акмеологически обоснованной системы подготовки педагогов-музыкантов как совокупности взаимодействующих акмеологических условий, факторов и технологий, способствующих эффективному решению задач формирования творческого потенциала педагога-музыканта и его самореализации в деятельности на пути достижения в ней вершин профессионализма и мастерства.
Акмеологическая наука ставит целью комплексное развитие личности в условиях достижения наивысших результатов в продуктивной деятельности. Важнейшей особенностью этого процесса является устремленность в будущее, что основано на реализации принципа вершин-ности, направленного на формирование целевых установок личности и ее позитивного идеала в деятельности социально и профессионально значимого (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина).
Сущностное состояние процесса развития -это деятельность, смысл которой в достижении высшей степени искомого результата. Обоснование активной роли личности в выстраивании своего развития по оптимальному результату позволяет характеризовать термин «акме» в значении - «пиков или оптимумов, которых человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных ступенях...» (А. А. Бодалев). Этот подход дает возможность определять развитие
человека как его акмеразвитие, а наивысший результат достигаемых целей рассматривать акме-результатом. В этом процессе следует стимулировать активную роль самой личности, определяющей оптимальные результаты своего развития на различных этапах профессионального становления.
Исследование акмеологических основ творческого развития будущих педагогов-музыкантов в освоении профессии потребовало изучения базовых положений акмеологической науки, в частности, положений о сущности личностно-профессионального развития личности как акме-ориентированном процессе. С позиции акмеоло-гической науки, профессионализм личности педагога-музыканта есть его качественная характеристика, отражающая высокий уровень профессионально важных личностных качеств, прежде всего, креативности, профессионально-ориентированной мотивации и ценностного отношения к процессам самосовершенствования и самореализации в профессии. Согласно результатам акмео-логических исследований, развитие профессионализма осуществляется благодаря формированию системы важнейших свойств и умений, рассматриваемых, как акмеологические инварианты профессионализма. Это профессионально значимые качества и умения, обеспечивающие стабильность и эффективность выполняемой деятельности.
Одним из направлений в акмеологической науке является исследование высокопродуктивной профессиональной деятельности как базовой категории. В связи с этим исследование высокопродуктивной профессиональной деятельности педагога-музыканта имеет акмеологический смысл, определяемый изучением условий достижения ее эффективности и стабильности, обоснованием специфики и особенностей содержания, характеристикой уровней продуктивности и критериев оценки качества. Личностно-профес-сиональное развитие, как базисная акмеологиче-ская категория характеризуется единством процессов становления профессионала и развития его профессионализма в деятельности. Это процесс развития личности, целью которого является ориентация на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений в процессе обучения и саморазвития в ходе освоения профессиональной деятельности (И. А. Базанов, В. М. Дьячков, Е. Г. Чирковская, Ю. Н. Гончаров, Л. В. Темнова, В. А. Храпик).
В сфере музыкального образования реализация представлений о сущности профессионализма личности и ее профессионализма в деятельности связано с анализом творческой деятельности выдающихся представителей музыкального искусства. В этом исследовании на основе изучения специальной литературы обобщены данные о профессиональном становлении таких музыкантов-педагогов как Г. Г. Нейгауз, Ф. Лист, А. В. Нежданова, К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер. Охарактеризованы акмеологические условия и факторы их творческого развития и профессиональной самореализации.
Применение психобиографического метода в изучении выдающихся личностей образцово проявляющих себя в музыкальном творчестве, позволило выявить систему свойств и качеств личности, ее умений, определяющих успешность личностно-творческого и профессионального развития. В ходе исследования на основе полученных данных была разработана идеализированная модель творческой готовности и ее механизма - художественно-педагогической мобильности, содействующих творческому и профессиональному развитию будущих педагогов-музыкантов.
В исследовании поставленной проблемы был обобщен значительный материал, способствующий изучению психологических основ художественно-творческого содержания профессиональной деятельности, характеризующего ее специфику. Исследованию художественно-творческого содержания профессиональной деятельности педагога-музыканта содействовало обращение к ее психолого-педагогическим основам, охарактеризованным в трудах ряда ученых (Л. С. Выготский, Ю. К. Кулюткин, А. Н. Лук, А. А. Мелик-Пашаев, Я. А. Пономарев и др.). Также изучался опыт выдающихся музыкантов-исполнителей и педагогов, обосновавших методические установки творческого развития личности обучаемых (Г. Риман, Э. Курт, К. Мартинсен, Л. Маккинон, Г. М. Коган, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг и др.).
С учетом сложившихся мнений в акмеологи-ческой и педагогической науках охарактеризована творческая готовность педагога-музыканта как интегральное образование профессионально значимых качеств личности, имеющее сложную структуру, которая включает ряд компонентов: мотивационно-ценностный, интеллектуально-преобразовательный, эмоционально-волевой и операционально-деятельностный. Инновацион-
ный подход к содержанию творческой готовности педагога-музыканта заключался в том, что процесс и результат ее формирования рассматривался следствием восхождения к профессионализму деятельности и профессионализму личности в их единстве. С целью преодоления статичного представления о содержании структуры феномена «готовность педагога-музыканта» важно иметь в виду, что динамичный характер процессов ее формирования и функционирования обусловлен механизмом художественно-педагогической мобильности как способности личности осознанно и активно реагировать на воздействия жизни и ситуации в профессии.
В ходе опытно-экспериментального исследования развитию творческого потенциала личности обучаемых содействовало интонационное воспитание. Цель интонационного воспитания будущего педагога-музыканта заключалась в осмыслении качества интонационных процессов, их влияния на ход освоения содержания музыкальной деятельности на всех ее этапах; взаимосвязи с эмоционально-волевыми и сенсорными действиями и состояниями, а также воздействия на процесс освоения практических способов деятельности. Следует отметить, что содержание педагогической деятельности в той же мере опирается на интонационные процессы, как и область собственно музыкальной деятельности. Студенты ориентировались на применение способов решения педагогических задач с привлечением музыкального искусства. Правомерно утверждать, что постижение художественно-образного смысла интонационных процессов способствует регуляции педагогических воздействий на учащихся в той или иной ситуации общения с ними.
Методический подход к реализации интонационного воспитания в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов имел следующее комплексное содержание: выполнение заданий по интонационно-исполнительскому анализу музыкальных произведений; овладение мелодическим анализом и практическими способами инструментального интонирования; внедрение методики интонационного воспитания как комплекса интона-ционно-деятельностных направлений в инструментальной подготовке педагога-музыканта.
Проблема эффективности интонационного воспитания получила подтверждение в проведенном монографическом исследовании. Его результаты свидетельствовали об эффективности
применения такой методики, ориентированной на развитие специфических приемов мышления, интеллектуальных умений и их взаимосвязи с практическим освоением музыкально-исполнительской деятельности [3].
В ходе исследования также ставилась цель построения акмеологической системы формирования творческой готовности студентов к акме-ориентированной профессиональной деятельности, направленной на построение в ней высокопродуктивного «образа-результата» и формирование потребности в его достижении (Н. В. Кузьмина). Согласно точке зрения А. А. Деркача и В. Г. Зазыкина, системообразующим фактором такой системы может являться идеальный образ личности, достигшей вершины в своем развитии, некий личностный эталон профессиональных, социальных и индивидуальных достижений [2, 31]. В опоре на акмеологиче-скую теорию была принята позиция, ориентированная в качестве системообразующего фактора на требования нового Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования. Студент как субъект творческого развития рассматривался и как объект воздействий в направлении стимулирования позитивных личностно-профессиональных изменений. Вместе с тем как субъект деятельности в процессе личностно-профессионального развития он изучался в качестве сложной системы взаимодействующих качеств, свойств и умений. Эта система включала структурные компоненты, наряду с системой навыков и умений, систему мотивов, эталонов и идеалов АКМЕ. Разработка такой системы позволила исследовать уровни творческого развития личности.
Разработка содержания акмеологической системы формирования творческой готовности педагога-музыканта и ее функционирование основывались на применении комплексного исследовательского подхода, реализующего систему ак-меологически ориентированных методик. Особенности их использования обосновывались соответствием каждой определенному компоненту готовности с целью его развития и совершенствования. Мотивационно-ценностному, интеллектуально-преобразовательному, эмоционально-волевому, операционально-деятельностному компонентам соответствовали методики, направленные на формирование этико-профессио-нальной и этнокультурной компетентности, опыта профессионально-педагогического саморегулирования, формирования собственно педагоги-
ческой и художественно-педагогической мобильности. Успешному функционированию ак-меологической системы содействовало также определение критериев и уровней сформирован-ности творческой готовности будущих педагогов-музыкантов к акме-ориентированной профессиональной деятельности.
В реализованном комплексе исследовательских методик на завершающем этапе исследования особое значение имело внедрение методики, способствующей интеграции всех исследовательских подходов. В качестве такой методики была разработана и внедрена методика формирования художественно-педагогической мобильности как механизма творческой готовности будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности. Исследование проводилось на базе Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.
В ходе опытно-экспериментальной работы внедрение системы акмеологически ориентированных методик содействовало продуктивному формированию художественно-педагогической мобильности. Обобщение данных по содержанию, а также результатов аудиторной работы и профессиональной практики свидетельствовало об убедительной динамике развития исследуемой способности у испытуемых. Динамику формирования исследуемой способности подтвердили и результаты экспертной оценки, а также сравнительный анализ данных самооценки студентов V курса в ряде российских вузов (г. Саранск, Челябинск, Саратов, Мурманск, Смоленск).
В итоге следует отметить, что в ходе исследования была разработана система теоретических положений о сущности акме-ориентированного процесса профессиональной деятельности и саморазвития личности, что послужило базой, способствующей определению методологических основ, направленных на достижение творческой самореализации будущих специалистов в профессии. Концептуально изложенные теоретические положения позволили характеризовать специфику формирования продуктивной компетентности специалиста как его творческой готовности к профессиональной деятельности, систематизировать принципы и методы творческого развития личности, обосновать акметехнологию, содействующую самореализации творческого потенциала будущего педагога-музыканта на пути освоения художественного и педагогического творчества в их единстве.
Библиографический список:
1. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста [Текст] : монография / Н. В. Кузьмина, С. Д. Пожарский, Л. Е. Паутова. - СПб. ; Коломна ; Рязань, 2008. - 376 с.
2. Деркач, А. Акмеология [Текст] : учеб. по-соб. / А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб. : Питер, 2003. - 256 с.
3. Румянцева, З. В. Формирование готовности педагога-музыканта к профессиональной деятельности [Текст] : монография / З. В. Румянцева. - Кострома : КГУ, 2007. - 169 с.