УДК 378 ББК 74.580 К 88
А. А. Кунаева
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета; E-mail: auni777@mail.ru
С.А. Хазова
Доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: snezhana_khazova@mail.ru
Ф.Р. Хатит
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; E-mail: fxatit@mail.ru
АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
( Рецензирована )
Аннотация. Данная работа посвящена характеристике акмеологической направленности личности педагога как структурного компонента конкурентоспособности. Обосновано место акмеологической направленности личности в структуре конкурентоспособности. Охарактеризованы социальная и профессиональная сущность и содержание акмеологической направленности личности. Отражено содержание структурных компонентов акмеологической направленности личности педагога. Раскрыто содержание ценностных ориентаций педагога. Охарактеризованы профессиональное и социальное целеполагания. Представлено содержание профессиональной мотивации и стремления к успеху современного конкурентоспособного педагога. Обосновано значение акмеологической направленности как фактора повышения конкурентоспособности личности.
Ключевые слова. Акмеологическая направленность личности, конкурентоспособность, конкурентные преимущества.
А.А. Kuvayeva
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the General Pedagogy Department, Adyghe State University; E-mail: auni777@mail.ru
S.A. Khazova
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Theoretical Bases of Physical Training of Institute of Physical Training and Judo, Adyghe State University; E-mail: snezhana_khazova@mail.ru
F.R. Khatit
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogy and Social Psychology Department of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: fxatit@mail.ru
ACMEOLOGICAL CONTENT OF COMPETITIVENESS OF THE PERSONALITY OF THE TEACHER
Abstract. This work characterizes the acmeological orientation of the personality of the teacher as a structural component of competitiveness. The place of acmeological
- 43 -
orientation of the personality in structure of competitiveness is substantiated. The social and professional essence and the content of the acmeological orientation of the personality are characterized. The content of structural components of the acmeological orientation of the personality of the teacher is shown. The content of value orientations of the teacher is disclosed. Professional and social goal-setting is characterized. The content of professional motivation and aspiration to success of the modern competitive teacher is provided. The importance of the acmeological orientation as factor increasing competitiveness of the personality is proved.
Keywords: acmeological orientation of the personality, competitiveness, competitive advantages.
Сложившиеся условия жизнедеятельности и тенденции развития российского общества и мирового сообщества выдвинули на первый нлан такое обобщенное требование к системе образования, как развитие (воспитание, формирование) конкурентоспособной личности. Конкуренция «пронизывает» все сферы бытия человека: общественную и политическую деятельность, учебу, профессионально ориентированное взаимодействие в социуме. Поэтому система образования решает важную задачу: подготовку человека к активному и успешному функционированию в условиях конкуренции. Сущностными признаками конкурентоспособной личности являются ее способности в условиях состязательности эффективно взаимодействовать, занимать лидирующие позиции и достигать успеха в любой деятельности (В.И. Андреев, Л.М. Митина, С.Н. Широбоков и др.).
Говоря о структурных компонентах конкурентоспособности, заметим, что данный вопрос в настоящее время довольно активно обсуждается психологической и педагогической общественностью. Однако для большинства существующих исследований характерно либо простое перечисление определенных (пусть и обоснованно выбранных) качеств без классификации по основанию их психической, нравственной, физиологической или иной природы, либо сведение до узкого круга характеристик, которые сами требуют расшифровки, либо отсутствие конкретизации применительно к профессиональ-
ной подготовленности и/или социальной адекватности.
Так, Н.Я. Гарафутдинова, Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, H.A. Неудахина, ссылаясь на мнение В.И. Андреева [1], приводят следующий неструктурированный список качеств личности: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, способность к непрерывному саморазвитию, способность к непрерывному профессиональному росту, стремление к высокому качеству конечного продукта, стрессоустойчивость.
С.Н. Широбоков называет в числе критериев конкурентоспособности специалистов профессиональные знания, коммуникативную культуру, стремление к профессиональному росту и способность к рефлексии. Указанные качества, на наш взгляд, во-первых, не охватывают всего круга критериев конкурентоспособности и, во-вторых, не вполне соответствуют действительности: например, сегодня объективным требованием рынка к специалистам является не только наличие у них профессиональных знаний как таковых, но и, главное, умение их обогащать и творчески применять на практике [2].
Н.В. Борисовой разработаны требования к специалистам, в которых не отражен аспект профессионализма. Эти требования распределены на три основные группы: психологические (эмпатия - способность к сопереживанию; аутентичность (открытость по отношению к другим
- 44 -
людям); терпимость, стрессоустой-чивость, развитость восприятия, развитость интуиции), мыслительные (аналитичность, быстрота реакции, наблюдательность, критичность и целостность мышления) и поведенческие (коммуникабельность, способность идти на риск, ответственность, способность руководить и подчиняться). Содержание и результат профессиональной подготовки остаются вне этих требований, хотя и отражены в отдельной конструкции — культуре специалиста. Автор выделяет в ее структуре семь позиций:
1. Мышление: способность осуществления мыслительных операций (стандартных и нестандартных) и умение ими пользоваться.
2. Эмоционально-волевые проявления - эмоции, волевые акты, способы их выражения для данной деятельности.
3. Способы деятельности и поведения - умения, навыки, приемы, стиль поведения и жизни.
4. Ценности и ценностные ориентации, принятые, доминирующие и зарождающиеся по отношению к людям, труду, себе самому.
5. Знания — факты, закономерности (естественно-научные и профессиональные), обеспечивающие принятие оптимальных решений.
6. Опыт - общечеловеческий, профессиональный, современный, отечественный, зарубежный.
7. Традиции, нормы, связанные с историческими способами жизнедеятельности, нормы семьи [3].
Структурно конкурентоспособность представлена в современных исследованиях JI.M. Митиной, В.А. Оганесова, E.H. Таракановой, Б.Д. Парыгина, A.A. Герниченко и других ученых. Наиболее полным, на наш взгляд, является подход к определению характеристик конкурентоспособной личности, разработанный JI.M. Митиной. Автор определяет три сферы в развитии конкурентоспособности личности - сферу деятельности, сферу обще-
ния и сферу личностных особенностей [3]. Интегральные характеристики конкурентоспособной личности ею представлены в виде единой функциональной структуры, включающей:
— направленность личности — «система эмоционально-ценностных отношений, задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в деятельности» [3: 105]; при этом, с авторской позиции, в контексте конкурентоспособности значимой является направленность личности на профессию (на других людей, в том числе коллег, на себя как профессионала, на предметную сторону труда);
— компетентность личности как система знаний, умений, навыков, способов и приемов их реализации в деятельности, общении и развитии личности; в структуре конкурентоспособности представлена профессиональная компетентность в совокупности деятельстного (знания, умения, навыки и способы осуществления профессиональной деятельности) и коммуникативного (знания, умения, навыки и способы осуществления делового общения) компонентов;
— гибкость личности («гармоничное сочетание взаимосвязанных и взаимообусловливающих личностных качеств: эмоциональной, поведенческой, интеллектуальной гибкости» [3: 115]) представляет в структуре сферу личностно-психологических особенностей, определяется как разнообразие и адекватность, которые проявляются во внешних и внутренних формах активности [3].
Близкой по содержанию является структура конкурентоспособности специалиста, предложенная В.А. Оганесовым. Он описывает данную категорию через профессиональную компетентность, профессиональную направленность, социально значимые и профессионально
- 45 -
важные качества (ряд психологических характеристик, способностей и умений), психологические и биопсихологические свойства, трудовой потенциал (психофизиологический, квалификационный и личностный) [4].
Компетентность (профессиональную, межличностную, социальную и интеллектуальную), культурные нормы и ценности, а также личностные качества (готовность к деятельности в условиях конкуренции, корпоративная культура, креативность, способность к целеполаганию и др.) выделяет в содержании конкурентоспособности A.A. Герниченко [5], хотя и не структурирует данное качество.
Во многом соглашаясь с позицией указанных авторов, а также опираясь на работы других отечественных и зарубежных исследователей (C.JI. Рубинштейна, К. Левина, Л.И. Божович, А. Маслоу, К. Роджерса В. Франкла, Д.В. Чернилевского и др.), мы выделяем следующие интегральные характеристики конкурентоспособной личности (или компоненты конкурентоспособности), которые необходимо развивать в процессе образования: акмеологи-ческая направленность, компетентность и конкурентоопределяющие личностные качества.
Таким образом, конкурентоспособность представляет собой инте-гративное динамическое качество личности. Ее интегративный характер заключается во взаимосвязанности и взаимообусловленности структурных компонентов. Динамически конкурентоспособность представлена социальной и профессиональной конкурентоспособностью. Социальная конкурентоспособность личности является родовым по отношению к профессиональной конкурентоспособности конструктом: она обеспечивает человеку эффективность поведения в любых ситуациях конкурентного взаимодействия, тогда как профессиональная — в отдельных сферах профессиональ-
ной деятельности. Таким образом, каждый структурный компонент конкурентоспособности включает социальное (внепрофессиональное) и профессиональное содержание.
Остановимся на акмео логическом компоненте конкурентоспособности.
Акмео логическая направленность личности - понятие, более широкое, чем профессиональная направленность, в полной мере, по нашему мнению, отвечающее требованиям конкурентоспособности. Акмеологическая направленность — это качественная характеристика общей направленности личности, ориентирующая человека на прогрессивное развитие (в том числе профессиональное), на максимальную творческую самореализацию как в профессиональной сфере, так и в жизнедеятельности в целом. Данное личностное качество детерминирует и актуализирует творческую активность человека, «нацеливает» ее на самосовершенствование, самореализацию личности, на достижение вершин в любой деятельности [6 и др.]. Содержательную окраску акмеологической направленности личности придает профессиональная направленность, связывающая устремления, интересы и активность человека с конкретным видом деятельности. Профессиональная направленность, в свою очередь, прижизненно развивается из общей направленности личности на основе ее индивидуальных склонностей. Она зависит, например, от предпочтения человеком объектов, на которые направлен тот или иной вид профессиональной деятельности: природа, человек, техника, знаковая система, художественные образы.
Современные авторы рассматривают направленность как отдельную сторону личности, ее интегративное свойство. Н.М. Борытко, ссылаясь на мнения ученых, отмечает, что направленность — это типологическая характеристика личности, которая
- 46 -
определяет и иллюстрирует ее отношения к своим основным социальным ролям и в целом социальную сущность человека; обеспечивает и присвоение целей общества, и выработку собственных целей жизнедеятельности, то есть это смыс-лообразующая структура личности; обеспечивает интериоризацию социального опыта и сохранение относительной устойчивости личности, определяет активность личности по отношению к окружающим и к себе, тенденции поведения, деятельности и общения человека.
По отношению к личности направленность выполняет следующие функции:
— интегральную, проявляющуюся в таком взаимодействии ее элементов, которое вызывает появление новых, интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым, образующим систему компонентам;
— системообразующую - направленность обеспечивает внутреннюю согласованность, целостность личности; именно поэтому человек, с одной стороны, крайне трудно ин-териоризирует цели деятельности и неохотно выполняет действия, не соответствующие его направленности, и, с другой стороны, способен прилагать титанические усилия для развития качеств и способностей, необходимых ему для достижения успеха в работе, отвечающей направленности его личности;
— функцию целеобразования — направленность задает вектор развития личности, является источником ее ожиданий, поскольку цель, по сути, — это та перспектива, тот результат, ради которой личность живет и действует;
— функцию избирательности, характеризующую отношения человека к себе и к обществу и обеспечивающую развитие индивидуальности личности;
— функцию поиска недостающих элементов, обусловливающую актуализацию мотивов деятельности человека в их количественном
(сила) и векторном (направление, содержание деятельности) аспектах; благодаря данной функции направленность определяется как внутренний побудитель, детерминант постоянного самосовершенствования человека [7].
Указанные характеристики и функции направленности позволяют более обобщенно и всеобъемлюще определить ее структуру, условно выделив в ней следующие интегративные компоненты:
а) целеобразовательный, ценное тно-ориентационный, мотиваци-онный — выделение этих компонентов непосредственно следует из сущности и функций направленности личности;
б) как смыслообразующая структура, определяющая активность личности и тенденции ее поведения и деятельности, направленность должна включать также компонент, «отвечающий» за общую ориентациию «движения» личности (в отличие от ценностей и целей, которые содержательно конкретизируют вектор деятельности человека), назовем его смыслоо-бразующим. отражающим доминирующую устремленность личности, например, к богатству, к максимальной самореализации, к творческому признанию, профессиональному успеху и т.п.
Основываясь на вышесказанном, в структуре акмеологической направленности мы выделяем следующие компоненты: ценностные ориентации (социальные и профессиональные), целеполагание (социальное и профессиональное), мотивация (социальная и профессиональная), стремление к успеху (социальному и профессиональному).
Охарактеризуем эти компоненты подробнее на примере специалистов по физической культуре и спорту.
1. Ценностные ориентации.
Ценностные ориентации — это «относительно устойчивое соци-ально-обусловленное, избиратель-
- 47 -
ное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности» [8], их формирование является результатом социализации личности. В процессе вхождения личности в профессию у нее формируются: профессионально-ценностные ориентации; система отношений личности к особенностям профессии, отражающая содержание профессиональной деятельности, ее цели и средства и регулирующая поведение личности в профессиональной деятельности. Их формирование определяется наличием интереса к профессиональной деятельности, профессиональных потребностей, потребностей в получении прочных знаний, умений и навыков, необходимых для качественного освоения профессии и дальнейшего профессионального развития.
Внепрофессиональное содержание ценностных ориентаций конкурентоспособного специалиста включает его ценностное отношение к объектам и явлениям общественной (политической, социально-экономической, культурной) жизни, социального (в том числе поликультурного) взаимодействия к себе как развивающейся личности.
К социально-ценностным ори-ентациям специалиста относятся: гуманистические ценности (человека, его свободы, равноправия, уважение человеческого достоинства), патриотические ценности (ценность Родины, ее безопасности, благополучия и процветания), личные ценности социального взаимодействия (общение, познание окружающего мира, общественная польза, социальная активность, собственная социальная значимость и др.).
Профессионально-ценностные ориентации специалиста по физической культуре и спорту предполагают его ценностное отношение: а) к
учащимся (а также - к проблемам их воспитания и развития: физического, интеллектуального, нравственного) и иным потребителям физкультурно-спортивных услуг, б) к профессиональной деятельности и процессу подготовки к ней, в) к процессу собственного профессионального саморазвития, самосовершенствования, г) к физической культуре и спорту как общественному явлению и достоянию личности.
Все вышесказанное позволяет констатировать, что блок профессионально-ценностных ориентаций как компонент акмеоло-гической направленности личности включает следующие ценности:
— социально обусловленные ценности профессиональной деятельности: воспитание свободной, гармоничной личности ребенка, развитие творческих способностей учащихся, стимулирование их познавательных интересов, актуализация потребности и стремления к саморазвитию, содействие развитию физической культуры и спорта как социального явления, а также воздействие на физкультурное образование населения, формирование у граждан их личной физической культуры и др.;
- личные ценности профессиональной деятельности: ценности-цели (возможность развивать профессионально-творческие способности и заниматься любимым делом, профессиональное самосовершенствование) и ценности-средства (творческий характер профессиональной деятельности, освоение профессиональных знаний, умений и навыков).
2. Целеполагание.
Целеполагание - это процесс порождения человеком новых целей своей деятельности и способов их достижения. Личностное целеполагание является основой любой деятельности, детерминируя направленность личности на эту деятельность [9 и др.]. В.Э. Чуд-новский, A.A. Бодалев, Г.А. Вай-
- 48 -
зер, Е.Е. Вахромов, H.JI. Карпова, A.B. Суворов, исследующие феномен «смысложизненных ориента-ций», тесно связывают его именно с целью и целенолаганием человека и отмечают, что только в том случае, когда осознанная цель деятельности (внешне или внутренне заданная) будет принята как личностно значимая, сама деятельность наполнится жизненным смыслом.
Анализ исследований, посвященных условиям и факторам эффективного целеполагания, этапам целепостроения, критериям сформирован ности целеполагания, позволяет в содержании социального целеполагания включить: осознание целей социального развития, собственных жизненных целей, сопоставление общественных и личных жизненных целей, осознание их иерархии и соответствия.
Профессиональное целеполага-пие - системообразующий фактор профессионализма, основная характеристика профессионализма личности. Это построение мысленного образа результата профессиональной деятельности и потребность в его достижении, предполагающие осознание результата, мотивацию его достижения, самооценку результатов деятельности (рефлексию) и потребность в самосовершенствовании (JI.E Варфоломеева, A.A. Дер-кач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, А. Хабаева, Г.И. Хозяинов и др.).
Элементами профессионального целеполагания, как компонента акмео логической направленности личности, являются: осознание социально-профессиональных целей (в том числе развитие физической культуры и спорта и физическое воспитание школьников), выбор собственных целей профессиональной деятельности и профессионального самосовершенствования, осознание иерархии целей профессиональной деятельности и профессионального самосовершенствования.
3. Мотивация. Мотивация — это «совокупность внешних и внутрен-
них условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность» [10:291]. Внутренние побудительные силы (внутренние условия), детерминирующие активность человека и заставляющие его осуществлять ту или иную деятельность, называются мотивами. Они порождаются потребностями личности, ее интересами, установками, ценностными ориентациями и др. Социальную мотивацию можно определить как движущую силу социальной активности, условие движения человека к новому качеству — неравнодушного члена общества, настоящего гражданина.
Взаимосвязь мотивации с другими компонентами акмеологической направленности личности (ее профессиональной стороны) обосновывается С.Н. Бегидовой в контексте профессионально-педагогической мотивации: «Для того, чтобы сформировать педагогическую направленность, личность должна принять и утвердить для себя ценности педагогической профессии, сделать их своей целью, стремление достижения которой явится основным направляющим мотивом ее профессиональной деятельности» [9:84]. Профессиональная мотивация — это внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности; только при условии ее сформи-рованности возможно эффективное развитие профессионала высокого класса [3], [6], [9] и др.
Результаты исследований мо-тивационной сферы личности, социальных и профессиональных интересов и мотивов общественной и профессиональной деятельности (Л.И. Божович, А.К. Маркова, А. Маслоу, B.C. Мерлина, JI. Хабаева и др.) обусловили правомочность выделения следующего мотиваци-онпого содержания акмеологической направленности личности:
— социальная мотивация — интерес к процессу и содержанию общественной деятельности и социального взаимодействия, осознание
- 49 -
социальной и личной значимости их результатов, потребность в социальном саморазвитии;
— профессиональная мотивация — интерескпроцессуисодержанию профессиональной деятельности (в том числе к акмеолого-ориентированной учебно-воспитательной деятельности, педагогическому общению, области научных знаний, развитию физической культуры и спорта) -осознание значимости результата профессиональной деятельности -потребность в постоянном профессиональном самообразовании.
4. Стремление к успеху
Стремление к достижению успеха можно рассматривать и как наиболее «акмеологически ориентированный», специфический компонент акмеологической направленности личности, и как результирующую трех других компонентов. В акмеологической интерпретации стремление к профессиональному или социальному успеху связано не столько с карьерным ростом, повышением социального и профессионального статуса, сколько с повышением уровня профессионализма субъекта деятельности, с его стремлением к творческой самореализации в профессии или иных сферах деятельности [6], [11] и др. Достижение успеха соотносится в этом случае с высоким качеством осуществления деятельности и проявлением максимума своих возможностей и способностей.
В классическом психологическом понимании нацеленность на успех сопряжена с мотивацией достижений — видом мотивации деятельности, связанным с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач, с мотивами роста, которые В.Б. Шапарь определяет как «потребности высшего уровня... связанные с врожденным побуждением актуализировать свой потенциал» [10: 294].
Поскольку «стремиться» означает «настойчиво добиваться, сильно желать чего-либо», то стремление к успеху является и наиболее «актив-
ным» компонентом акмеологической направленности. Оно связано не только с осознанием собственных профессиональных и социальных мотивов, ценностей и целей, но и с пониманием того, что необходимо для достижения успеха, какие знания и умения, способности и качества требуется совершенствовать, и, главное, с сознательной работой специалиста по саморазвитию. То есть нацеленность личности на успех сопряжена с ее стремлением и способностью к саморазвитию, к актуализации творческого потенциала в профессиональной и общественной деятельности, а эффективность данных процессов обеспечивается рефлексивными способностями специалиста.
Исходя из вышесказанного мы считаем, что стремление к социальному успеху включает: мотивацию достижения социального (жизненного) успеха, стремление к саморазвитию, готовность к творческому социальному взаимодействию, склонность и способность к рефлексии социального взаимодействия и личностного саморазвития. Соответственно стремление личности к профессиональному успеху, как компонент профессионально-акмеологической направленности личности, сопряжено с наличием мотивации достижения (профессионального успеха и профессионального мастерства), стремлением к профессиональному саморазвитию, готовностью к профессиональному творчеству, склонностью и способностью к рефлексии профессиональной деятельности.
Определяя содержание акмеологической направленности личности, мы учитывали ведущую функцию данного качества - детерминирование и актуализацию творческой активности человека, «нацеливание» ее на самосовершенствование, самореализацию личности, на достижение вершин в любой деятельности. Проведенный нами анализ факторов эффективности поведения
- 50 -
и деятельности молодых специалистов (Майкоп, Махачкала, Красноярск, Ставрополь, Краснодар — всего 300 чел.), осуществленный посредством анкетирования и экспертной оценки (в качестве экспертов выступали работодатели — 37 чел. и педагоги — 21 чел.), позволяет утверждать что компоненты акмео-логической направленности обеспечивает личности следующие конкурентные преимущества:
- конструктивное поведение при трудоустройстве (стремление к социальному успеху и профессиональное целеполагание);
— наличие необходимого опыта профессиональной деятельности (профессионально-ценностные ориентации, профессиональное целеполагание, профессиональная мотивация, стремление к профессиональному успеху);
- достаточный уровень успеваемости в период учебы в вузе, что важно для молодых специалистов (профессиональное целеполагание, профессиональная мотивация);
— способность устанавливать конструктивные отношения с руко-
водителями (социально-ценностные ориентации, профессиональное целеполагание, профессиональная мотивация, стремление к профессиональному успеху);
— конструктивные отношения с потребителями профессиональных услуг (социальная мотивация, социально-ценностные ориентации, стремление к социальному успеху, профессионально-ценностные ориентации);
— полифункциональность деятельности (вся система профессионального содержания акмеологи-ческой направленности личности);
— профессиональную самостоятельность и ответственность (социальная мотивация, стремление к профессиональному успеху).
Таким образом, «вклад» акмео-логической направленности личности в развитие конкурентоспособности заключается в том, что она пробуждает стремление личности к получению необходимых знаний, к их практическому применению, к развитию и проявлению наиболее востребованных качеств и способностей.
Примечания:
1. Андреев A.A., Солдаткин В.И. О профессиональной компетенции преподавателя высшей профессиональной школы. URL: http://eois2004.cimpo.univer. omsk.su/Tezis/R2-2.htm
2. Широбоков С.Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста в вузе. URL: http://integr.narod.ru/konf0012/k502.htm
3. Митина JI.M. Психология развития конкурентоспособности личности. М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ин-та: МОДЭК, 2002. 400 с.
4. Оганесов В. А. Нодготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2003. 22 с.
5. Герниченко A.A. Подготовка конкурентоспособных выпускников среднего профессионального образования для энергетики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2006. 24 с.
6. Деркач A.A. Акмеологические основы развития профессионала. М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального ин-та: МОДЭК, 2004. 152 с.
7. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.
8. Коджаспитрова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.; Ростов н/Д, 2005. 448 с.
9. Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста по физической культуре и спорту. Майкоп, 2001. 270 с.
- 51 -
10. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь / под общ. ред. В.Б. Шапаря. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 808 с.
11. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева JI.E. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2005. 208 с.
12. Борисова Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки. Набережные Челны, 1996.
References:
1. Andreyev A.A., Soldatkin V.I. Oil professional competence of the higher vocational school teacher. URL: http://eois2004.cimpo.imiver.omsk.sii/Tezis/R2-2. htm
2. Shirobokov S.N. The assessment of quality of training of the competitive expert in a higher school. URL: http://integr.narod.ru/konf0012/k502.htm
3. Mitina L.M. Psychology of development of person's competitiveness. M.; Voronezh: Publishing house of Moscow psychological and social institute: MODEK, 2002. 400 pp.
4. Oganesov V.A. Training of the competitive expert in the conditions of diversification of higher education: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Stavropol, 2003. 22 pp.
5. Gernichenko A. A. Training of competitive graduates of secondary vocational education for power industry: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Novokuznetsk, 2006. 24 pp.
6. Derkach A. A. Acmeologic basis of professional development. M.; Voronezh: Publishing house of Moscow psychological and social institute: MODEK, 2004. 152 pp.
7. Borytko N.M. In the space of educational activity. Volgograd: Peremena, 2001. 181 pp.
8. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. The dictionary on Pedagogy. M.; Rostov-on-Don, 2005. 448 pp.
9. Begidova S.N. Theoretical foundations of professional and creative development of specialist's personality in physical culture and sports. Maikop, 2001. 270 pp.
10. Shapar V.B., Rossokha V.E., Shapar O.V. The newest psychological diction-ary / general ed. by V.B. Shapar. Rostov-on-Don: Phoenix, 2005. 808 pp.
11. Khozyainov G.I., Kuzmina N.V., Varfolomeyeva L.E. Acmeology of physical culture and sports: a manual for higher schools. M.: Academia, 2005. 208 pp.
12. Borisova N.V. The competitiveness of a future expert as the index of quality and humanistic orientation of higher school training. Naberezhnye Chelny, 1996.
- 52 -