С. Ф. Касаткин
(Санкт-Петербург)
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА
Проблемы акмеологических исследований рассматриваются в статье в аспекте управления личностно-профессиональным развитием педагога в современных условиях
Одно из важнейших направлений педагогической акмеологии - личностно-профессиональное развитие педагога, которое рассматривается как непрерывный процесс и предполагает достижение наивысших и стабильных результатов в обучении и воспитании. Этот процесс достаточно исследован (А. А. Бодалев, В. П. Бранский, А. А. Деркач,
Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова, С. Д. Пожарский, Н. М. Полетаева, А. А. Реан и др.].
Современные требования к педагогу объективно выдвигают ряд актуальных проблем. Это - дальнейшее совершенствование, приведение в соответствие с современными социальными условиями и доведение до повсеместного практического применения акмеоло-гических методик личностно-профессионального самосовершенствования педагога; ак-меологического и психолого-педагогического сопровождения личностно-профессионального становления педагога.
Для продуктивного акмеологического научного исследования и успешного практического разрешения этих проблем необходим прежде всего более внимательный анализ современных условий социального развития и их влияния на всех участников педагогического процесса: педагога - ученика, воспитанника - родителей. К основным факторам, активно формирующим нынешнее обучение и воспитание, на наш взгляд, относятся:
- нестабильность основных экономических и социальных процессов, непосредственно сказывающаяся на деятельности образовательных учреждений. Меняются их организационно-правовые формы и организация образовательной деятельности. Педагогические коллективы побуждаются к активному внебюджетному зарабатыванию денежных средств, что далеко не всегда согласуется с духовностью образования и воспитания;
- возрастающее финансовое и культурное
расслоение общества. Образование перестает быть непререкаемой ценностью, вместо образованности и воспитанности социальным фетишем и кумиром становятся успешность и успешный человек, а главным мерилом - его материальная обеспеченность. Обеспеченные родители все больше сами оплачивают обучение, оно рассматривается уже как «услуга», а педагог - как профессионал, нанятый для ее исполнения. Кроме того, увеличивается количество подростков, которые обучаются в престижных частных школах и институтах, пользуются репетиторством с лучшими педагогами, современной компьютерной техникой, совершают частые познавательные поездки по другим странам и т.п., получая лучшее личностное развитие и большие перспективы стать успешными, в то время как остальным предстоит довольно жесткая борьба за выживание. Вольно или невольно аналогичные взаимоотношения и представления о жизненных перспективах «ломают» традиционно уважительное отношение к образованию и педагогам;
- многообразие и конкурентное функционирование средств массовой информации, особенно Интернета. Эти условия побуждают СМИ к активной, а то и агрессивной борьбе за своего зрителя, слушателя и пользователя. В результате личностно и социально развивающая функция телевидения, радио, прессы, а теперь еще и Интернета все больше уступает притягивающей развлекательности и навязываемым скандальным сенсациям, сценам насилия, сексуальным сюжетам и т.п. Соответственно, глубокие, познавательные, конструктивные и эмоциональные интересы всего общества, особенно подрастающего поколения все настойчивее заменяются созерцанием далеко не лучших сторон жизни;
- активное внедрение компьютерных технологий. Обладая несомненными и важней-
шими преимуществами для личностного и социального развития, эти технологии в то же время таят в себе недостаточно осознаваемый сильнейший негатив. Совместно с современными СМИ они уводят молодежь, да и взрослых в преимущественно виртуальное восприятие мира, нередко весьма далекое от реальности. Чрезмерная увлеченность ими создает иллюзию компетентности, при которой у человека формируется убежденность в том, что он хорошо разбирается во многих социальных проблемах, может компетентно судить о них и предпринимать соответствующие действия, не понимая, что они зачастую плохо согласуются с действительностью;
- усиливающееся влияние образа жизни, организации обучения и воспитания других стран. Несомненно, их достижения в демократии, создании гражданского общества, соблюдении прав человека, развитии экономики, своеобразие культуры несут немало позитивного в развитие нашей страны. Однако их чрезмерное превознесение, некритичное восприятие ценностей, оценок, способов взаимоотношений нередко приводит к утрате чувства национального достоинства, собственного менталитета, сложившихся социально-экономических и культурных традиций.
Названные и другие факторы существенно меняют психологию учеников и воспитанников, а также их родителей. Это тоже проблема акмеологических и психологических исследований. Так, идеал успешности и обеспеченности все больше внедряется в сознание современных школьников - и его достижение, к сожалению, мало связывается напрямую с получением высокой образованности. Отсюда -отношение к учебе, как к чему-то неизбежному, но не требующему постоянных и напряженных усилий: успешность в учебе рассматривается как получение хороших оценок, в большинстве случаев за скачивание из Интернета, и после интенсивного натаскивания сдача ЕГЭ, чтобы поступить в институт. Такой облегченный подход перебивает подлинный интерес к получению знаний, что еще больше усугубляется навязчивой развлекательностью телевидения и Интернета. В результате формируется ожидание подобной же облег-ченности и развлекательности от школьных уроков.
По этим же причинам ослаб в глазах учеников ранее непререкаемый авторитет учителя. Теперь малооплачиваемый педагог уже далеко не успешный человек и не единствен-
ный источник информации. Более того, школьники, под влиянием иллюзии компетентности и зачастую поддерживаемые родителями, нередко убеждены, что обладают познаниями большими, чем учитель, соответственно, предъявляют к нему заведомо завышенные требования. Учеба только по принципу «интересности» неизбежно влечет за собой ослабление, а то и утрату школьниками волевых усилий, настойчивости, усидчивости, столь необходимых для глубокого и системного познания предметов. Такое отношение впоследствии подсознательно переносится на учебу в институте, а нередко и на исполнение обязанностей по выбранной профессии и должности.
Подобные изменения в психологии и менталитете учеников и родителей, детерминированные социально-экономическими процессами, объективно влекут за собой адекватные изменения в требованиях к деятельности педагога и, соответственно, его подготовке. Другими словами, в целях достижения высокой эффективности обучения и воспитания профессионализм учителя должен быть предельно адаптирован к современному обществу, ученику и родителю. Возникает еще одна проблема акмеологических исследований: сформировать соответствующее современным условиям представление об идеальном образе, эталоне, как ориентире высшего уровня профессионализма, к которому должен стремиться каждый педагог в процессе личностно-профессионального развития.
С позиций акмеологического подхода - это этап личностно-профессиональной зрелости, характеризующийся наибольшей производительностью и качеством выполнения профессиональной деятельности. В его содержательную структуру включают «...гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры] педагогического общения» (Л. М. Митина]. В структуре педагогической компетентности учителя выделяют две подструктуры: деятельностную (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогической деятельности] и коммуникативную подструктуру (знания, умения, навыки и способы осуществления педагогического общения]. Профессионализм у Н. В. Кузьминой характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники,
умением видеть задачи, их формулировать, применять методологию специальных наук для установки диагноза и прогноза при решении задач. Н. Е. Кузнецова в структуре профессионализма педагога выделяет семь взаимосвязанных блоков: содержательно-информационный, мотивационно-ценностный, профессионально-деятельностный, компетент-ностный, духовно-нравственный, инновационно-рефлексивный, самообразования и самосовершенствования. Немало и других вариантов.
Вместе с тем с современных позиций необходимо более четкое, на уровне конкретных компетенций, выделение и очерчивание содержания общей части идеального образа или эталона, ее вариативное соотнесение с различными педагогическими специальностями, наличием в ней возможностей для учитывания потенциала и индивидуальных особенностей каждого педагога. Такой общепринятый ориентир стал бы не только целью в личностно-профессиональном развитии педагогов, но и одной из основ для разработки стандартов и программ высшего и постдипломного педагогического образования.
Другая, не менее важная проблема акмео-логических исследований, на наш взгляд, состоит в разработке представления о современном идеальном процессе личностно-профессионального развития, который, если его придерживаться, гарантированно приведет к достижению вышеназванного эталона, идеального образа. Это прежде всего индивидная предрасположенность к педагогической профессии, а уже на ее основе формирование личностно-профессиональных качеств и компетенций педагога в вузе и последующее их совершенствование с учетом закономерностей и этапов развития в процессе педагогической деятельности и постдипломного образования. Наиболее полно акмеологический анализ личностно-профессионального развития педагога представлен в совместных с нами исследованиях Н. М. Полетаевой. В ее понимании личностно-профессиональное развитие - это поэтапный, нелинейный, многофакторный процесс синергийного взаимодействия саморазвития и формирования личностно-профессиональных качеств, гарантирующих достижение индивидуального и коллективного «акме» в данной профессиональной сфере на данном этапе социокультурного развития.
К основным закономерностям становления профессиональной зрелости педагога она относит следующие:
- процесс становления профессиональной зрелости педагога происходит гетерохронно, нелинейно при устойчивой акмеологической позиции личности, направленной на достижение профессионального «акме»;
- в процессе становления профессиональной зрелости личностное развитие предшествует профессиональному, предопределяет выбор профессии, затем они развиваются во взаимодействии, которое постепенно перерастает в доминирование профессионального над личностным;
- индивидуальные траектории личностно-профессионального развития имеют тенденцию к вариативности прохождения этапов профессиональной зрелости педагога и могут представлять собой одновершинную, многовершинную, безвершинную модели либо модель устойчивого «акме»;
- эффективное становление профессиональной зрелости педагога невозможно без синергийного взаимодействия процессов саморазвития и целенаправленного формирования личностно-профессиональных качеств под воздействием акмеологической среды;
- профессиональное развитие педагога происходит в единстве процессов становления профессиональной зрелости (акмеологи-ческий тренд] и ее утраты (катаболический тренд].
Наше исследование показало, что в соответствии с выявленными закономерностями ориентирующими критериями выделения этапов личностно-профессионального развития педагога могут служить:
- отношение к педагогической профессии и педагогической деятельности;
- личностно-профессиональные модели, которые на каждом этапе будут различаться своей мотивацией, внутренними и внешними стимулами, соотношением удовлетворенности-неудовлетворенности профессией, сфор-мированностью процессов саморазвития и самосовершенствования, успешностью самоорганизации, стремлением к творческой самореализации и уровнем ее успешности и др.;
- уровни компетентности и интериориза-ции психолого-педагогических знаний и специальных знаний по предмету;
- педагогические умения и навыки и уровни их сформированности в процессе накопления практического опыта.
Исходя из этого этапы личностно-профессионального развития педагога могут быть представлены примерно следующим образом: профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, стабилизация профессиональной деятельности, индивидуализация профессиональной деятельности, педагогическое мастерство, профессионализм, аксиологическая устойчивость, творческая профессиональная самореализация, профессиональная зрелость.
Обозначенные акмеологические ориентиры создают возможности управления процессом личностно-профессионального развития педагога - наиважнейшая практическая проблема акмеологических исследований. Каждый педагог должен хорошо представлять себе эталон или идеальный образ вершины своего профессионализма и стремиться к его достижению, придерживаясь обозначенных закономерностей и этапов личностно-профессионального развития. Для успешности этого процесса необходим еще ряд компонентов:
1] представление о реальном состоянии личностно-профессионального развития каждого педагога, исходя из которого разрабатывается и осуществляется индивидуальная программа достижения наивысших результатов и ее акмеологическое сопровождение. По сути, речь идет о том, чтобы каждый педагог достаточно четко представлял, на каком этапе личностно-профессионального развития он находится, а также свои сильные стороны и отставания от уровня личностно-профессионального развития данного этапа. Для этого должны быть разработаны: простейшие инструменты самодиагностики - опросники, анкеты, тесты, доступные для использования каждому педагогу, и более сложные -для психологов, методистов, оказывающих помощь педагогу в его диагностике личностно-профессионального развития. Результаты диагностики - характеристика состояния личностно-профессионального развития педагога как исходная позиция его дальнейшего совершенствования;
2] комплекс эффективных методов и приемов управления, позволяющих планомерно и последовательно повышать профессионализм и мастерство педагога, доводя их до соответствия эталону. Согласно акмеоло-гическому подходу центральное звено - самоорганизация педагогом своего личностнопрофессионального развития. Практически это означает, что у каждого педагога должна
быть индивидуальная программа, в которой намечены ориентиры и конкретные учебные курсы повышения его профессиональной квалификации. В сочетании с ними очень желательно также включать в программу перспективы личностного развития: улучшения материального обеспечения, решения каких-либо насущных бытовых, семейных вопросов, так как их игнорирование оказывает негативное влияние на развитие профессиональное (Н. М. Полетаева, С. Ф. Касаткин].
Основа для разработки индивидуальных программ - выше предложенные результаты диагностики и характеристика состояния личностно-профессионального развития педагога. Для эффективного управления процессом их разработки и реализации необходимы следующие комплексы методов:
- разработка и издание в помощь педагогам для каждого этапа личностно-профессионального развития примерных программ, нетрудно адаптируемых исполнителями к своей индивидуальности и специфике осуществляемой педагогической деятельности;
- помощь и контроль опытных методистов, психологов в разработке и реализации индивидуальных программ педагогов;
- ориентирование системы постдипломного образования на конкретную помощь педагогам в реализации индивидуальных программ;
- комплекс критериев и показателей для мониторинга реальных состояний личностно-профессионального развития каждого педагога. В этом компоненте управления целесообразно сосредоточиться на двух внутренних критериях - готовности педагога к постоянному самосовершенствованию и его творческой профессиональной самореализации, которые характеризуют акмеологическую направленность личности на постоянный поиск путей улучшения личностных характеристик и результатов профессиональной деятельности, возможность выработки новых умений, навыков и приращения знаний, обеспечивающих возможность профессионального развития. А также двух внешних - результативности педагогической деятельности и авторитете педагога, которые отражают оценку его личности и достижений учащимися, родителями, коллегами, инспектирующими органами, общественностью и др.
Большинство показателей критерия «результативность» уже эффективно применяется на практике: по учебной деятельности -
количество успешных учеников, сдавших экзамены, поступивших в вузы, ставших победителями конкурсов; по методической - авторские программы, методические разработки, обучение других педагогов; по инновационной - создание и внедрение новых приемов и технологий обучения и воспитания и др.
К критерию «авторитет педагога» могут быть отнесены следующие показатели: у большинства обучающихся его предмет «любимый», они добросовестнее и прилежнее учатся, более дисциплинированны, стремятся к общению, советуются и стараются подражать этому педагогу, поздравляют его с праздниками, дарят цветы, часто поддерживают хорошие отношения после обучения. Коллеги прислушиваются к его советам и перенимают опыт, администрация поощряет и направляет представительствовать за пределами образовательного учреждения, родители стремятся определить ребенка в его класс, приглашают репетитором, оказывают знаки внимания и уважения;
3] акмеологическая профессиональная среда и акмеологический стиль управления педагогическим коллективом, стимулирующие и способствующие достижению наивысших результатов в личностно-профессиональном развитии. Конкретнее, это создание условий для саморазвития и самореализации творческого потенциала педагога в профессиональной деятельности, мотивация потребности в высших достижениях, формирование престижности качественной профессиональной деятельности, стремления к личностно-профессиональному самосовершенствованию, поддержанию здорового образа жизни, доминирование гуманных социальных ценностей.
Таким образом, совокупность приведенных компонентов составляет основу управления личностно-профессиональным развитием каждого педагога и позволяет довести его профессиональную деятельность до наивысших результатов.
Литература
1. Акмеология : учеб. / под общ. ред. А. А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 681 с.
2. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология : Теория самоорганизации индивидуума и социума. -СПб. : Политехника, 2001. - 157 с.
3. Ильин В. В., Пожарский С. Д. Философия и акмеология. -СПб.: Политехника, 2003. - 395 с.
4. Кузьмина Н. В., Пожарский С. Д., Паутова Л. Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста : моногр.
- СПб. ; Коломна ; Рязань : Изд-во Рязан. обл. ин-та развития образования 2008. - 375 с.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Между-нар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. - 308 с.
6. Максимова В. Н., Полетаева Н. М. Акмеология последипломного образования педагога : моногр. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2004. -200 с.
7. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя : учеб.-методич. пособие. - М. : Флинта ; МПСИ, 1998. -200 с. - (Библиотека школьного психолога].