Научная статья на тему 'Акмеологический аспект использования тестирования в профессиональной деятельности'

Акмеологический аспект использования тестирования в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
87
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / СТРАТЕГИИ / STRATEGY / ТЕСТИРОВАНИЕ / TESTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хуторная Маргарита Леонидовна, Абдалина Лариса Васильевна

Статья посвящена подходам и методам использования дидактических тестов как средства объективного контроля знаний профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGIC ASPECT OF USE OF TESTING IN PROFESSIONAL ACTIVITY

The article is devoted to approaches and methods of use of didactic tests as a means of objective control of knowledge of the professional.

Текст научной работы на тему «Акмеологический аспект использования тестирования в профессиональной деятельности»

ности зависит успешность дальнейшего профессионального становления и саморазвития.

Вместе с тем, согласно единому критерию качества образования, разработанному Н.В. Кузьминой [1], показателем успешности деятельности образовательной системы является готовность подавляющего большинства выпускников по признакам вхождения в новую систему. Многоплановость требований к профессиональной подготовке современного специалиста обуславливает необходимость изучения готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности и психолого-акмеологических факторов, ее обеспечивающих.

В контексте наших исследований мы рассматриваем готовность, с одной стороны, как результат (продукт) деятельности образовательной системы в целом, с другой стороны, как психическое новообразование в структуре личности, которое обеспечит молодому специалисту успешное вхождение в профессию и профессиональную самореализацию. При таком подходе, «готовность» можно рассматривать как акмеологиче-скую категорию, и мы можем говорить об «акмеологической готовности».

Акмеологическая готовность выпускников вуза и молодых специалистов к профессиональной деятельности определяется, как интегральное психическое новообразование личности и субъекта деятельности, обеспечивающее достижение наивысших результатов в профессиональном становлении. Акмеологическая готовность к успешной профессиональной деятельности включает следующие структурные компоненты: оценочный, эмоционально-волевой, мотивационный, компе-тентностный, креативный [3].

Развитие каждого из компонентов готовности, и соответственно, самой готовности в целом детерминировано конкретными психолого-акмеологическими факторами. Так, формированию оценочного компонента готовности способствуют адекватная оценка перспектив развития в той или иной профессиональной сфере и оценка наличного уровня готовности к предстоящей деятельности. Мотивационный компонент выражается в устойчивых профессиональных мотивах, установках личности и профессиональной направленности. Эмоционально-волевой компонент обусловлен такими факторами как ответственность за качество профессиональной деятельности, способность к волевой регуляции своей деятельности, активное саморазвитие и самообразование, удовлетворенность профессией и ценностное отношение к ней, положительные эмоции от результатов собственной деятельности. Креативный компонент обусловлен творческими потенциалами и развитыми интеллектуальными и духовно-нравственными качествами, (оригинальность и гибкость мышления; интуитивное принятие правильного решения). Компетентностный компонент является интегрирующим, и подразумевает формирование общекультурных и профессиональных компетенций, выраженные в умении ставить и решать профессиональные задачи за отведенное время.

Базовыми составляющими комплекса акмеологической готовности к успешной профессиональной деятельности молодых специалистов являются интегральные компетенции:

- профессионально-деятельностные: компетентность в области осваиваемой профессии, самоорганизация и саморазвитие, умение решать профессиональные задачи, рефлексия;

- личностные: профессиональная мотивация, ценностное отношение к профессии, коммуникабельность, ответственность, самооценка, креативность.

Значимость факторов определялась при сравнительном анализе особенностей деятельности и профессионально-личностных характеристик выпускников разных уровней готовности. Также, нами было изучено как сами выпускники оценивают значимость тех или иных факторов. Формирование акмеологической готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности детерминировано комплексом психолого-акмеологических факторов:

- объективные: востребованность профессии в обществе, престижность, возможность достойного заработка и карьерного роста, социальный статус;

- субъективно-объективные: качество управления системой, профессионализм и компетентность коллег и руководителей психологический климат в коллективе;

- субъективные: профессиональная компетентность, профессиональная мотивация, удовлетворенность профессией, ценностное отношение к профессии, ответственность, кре-

ативность, активное саморазвитие, саморегуляция и самоорганизация, адекватная самооценка, коммуникабельность [2].

К формированию компонентов акмеологической готовности к успешной профессиональной деятельности приводит взаимовлияние и интеграция выделенных факторов. Среди них ведущими являются субъективные факторы, так как объективные и субъективно-объективные факторы влияют на формирование готовности к деятельности выпускников вуза опосредованно, преломляясь через субъективные.

Ориентация на личность студента, его индивидуально-творческое развитие может рассматриваться как одно из условий совершенствования профессиональной подготовки высококвалифицированных профессионалов. Акме-ориенти-рованный подход к проблеме профессиональной подготовки будущих специалистов и студентов открывает новые возможности повышения качества образования и актуализации личностных, профессионально-деятельностных и психоло-го-акмеологических, потенциалов субъектов образования. Изучение психолого-акмеологических факторов, лежащих в основе формирования готовности к профессиональной деятельности, дают возможность спрогнозировать успешность профессионального становления молодых специалистов. Какой подход может стать основой психолого-акмеологического сопровождения профессионального развития на этапах обучения в вузе и вхождения в профессию. Повышение уровня психолого-акмеологической готовности выпускников вуза является основой совершенствования профессиональной деятельности.

Литература

[1]. Кузьмина (Головко-Гаршина), Н. В. Предмет акмеологии: 2 изд., испр. и доп. / Н.В. Кузьмина (Головко-Гаршина). - СПб.: Политехника, 2002. - 189 с.

[2]. Сабанчиева Р.З., Хамизова И.Х. Акмеологическая готовность студентов к профессиональной деятельности. Научно-практический журнал Акмеология, 2014, № 3-4 (специальный выпуск) Материалы XXII Международных акмеологических чтений аспирантов, магистрантов и молодых ученых. С. 228-229

[3]. Хамизова И. Х. Акмеологические факторы готовности молодых специалистов и студентов к успешной профессиональной деятельности. Автореферат на соиск. ... к.пс.н., Кострома, 2013. - 24 с.

THE PSYCHOLOGICAL-AND-ACMEOLOGICAL FACTORS THE OF UNIVERSITY GRADUATS' PREPARADNESS FOR THE PROFESSIONAI ACTIVITY

Hamizova Iliana Husenovna (Nalchik, Russia) - candidate of psychology sciences, the Nalchic institute of cooperation of Belgorod university of cooperation, economics and law; Nalchic, Kulieva st, 9; lana.2707@mail.ru

Abstract

The article is devoted to the analysis of the acmeological preparedness of university graduates' for professional activity and main factors influencing the formation of this preparedness. Key-words: psychological-and-acmeological factors, acmeological preparedness for professional activity.

УДК 37.323

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хуторная Маргарита Леонидовна (Воронеж, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Международный институт компьютерных технологий, ул. Солнечная, 29 «Б»; mlh10@yandex.ru

Абдалина Лариса Васильевна (Воронеж, Россия) - доктор психологических наук, профессор, филиал Российского государственного социального университета в г. Воронеже, Ленинский проспект, 91; ablava11@rambler.ru

Аннотация

Статья посвящена подходам и методам использования дидактических тестов как средства объективного контроля знаний профессионала.

Ключевые слова: компетентность, стратегии, тестирование

В настоящее время от поддержания высоких стандартов компетентности в профессиональной деятельности, как качественной характеристики труда, зависит реализация потенциала личности.

Инвариант - понятие, имеющее французское происхождение и подразумевающее константу в любой системе. К инвариантам профессионализма относятся не только развитая антиципация, надёжность и смелость решений, но и сила личности, заключающаяся в саморегуляции и правильно выбранной стратегии в ситуации интеллектуального испытания в любой сфере деятельности.

К дефинициям компетентности относятся признаки, которыми обладают компетенции, отражающие основные аспекты профессиональной деятельности [2].

В данном исследовании предметные компетенции представляют собой интеллектуальный блок компетенций, включающий способности к анализу и синтезу, готовность к повышению уровня образования, потребность в стремлении к акме, способность и желание к самостоятельному познанию новых предметных знаний и умений. Результат применения тестовых стратегий в данном случае является достижением результата.

Стратегическое развитие есть планирование, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах; направление действий, реализуемых для достижения целей и задач [1]. В нашем исследовании тестовые стратегии подразумевают антиципацию результата интеллектуального испытания, под которым понимается тестирование, как одна из актуальных форм контроля знаний [3].

Существует ряд профессий, которые предполагают присутствие у личности психологических детерминант, которые не поддаются коррекции. Поэтому введены ограничения на некоторые виды деятельности. Тестирование делает возможным обнаружение этих ограничений и тем самым позволяет предотвратить психологический и материальный дискомфорт, связанный с неудачно выбранной профессией. Для того чтобы тестирование превратилось из вспомогательной процедуры в действенный инструмент работы, специалисту необходимо проводить его с помощью психодиагностической технологии.

Дидактические тесты - это психодиагностическая технология для контроля качества и анализа результатов обучения

[4].

Подход Ф. Гальтона сформировал три принципа, лежащие в основе современной тестологии: 1) применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых; 2) статистическая обработка; 3) определение образцов оценки.

В настоящее время разработаны следующие виды диагностических тестов:

1. Тесты закрытого типа

2. Тесты открытого типа

3. Тесты на установку соответствия

4. Тесты на установление правильной последовательности

В архисовременных тестах главенствуют последние задания и ответами являются вердикты, которые образуют стержень теста, но при этом вариантов исхода два: верный ответ и сомнение. Дидактические тесты дифференцируются по типам целей обучения. Поэтому первый тип тестов отслеживает знание фактов, понятий, законов, теорий -- всей информации, которую требуется запомнить и воспроизвести. Второй тип тестов контролирует наличие мыслительного синтеза. Третий тип тестов предполагает наличие умения самостоятельно оценить уже изученное. Четвертый тип подразумевает умение находить ответы на новые задания на основе имеющейся информации.

Методы оценки результатов тестирования: тесты, ориентированные на норму и тесты, ориентированные на критерий.

Тесты можно классифицировать по видам:

1) ответы на вопросы; 2) выбор из нескольких ответов; 3) тесты-эссе; 4) свободного высказывания.

В ситуации интеллектуального испытания стрессор не является спонтанным. Респонденты, как правило, заранее оповещены о сроках и примерной структуре предстоящих

испытаний. Поэтому у них есть возможность настроиться на встречу со стрессором, сформировать копинг-стратегии, пополнить копинг-ресурсы и на основе этого выработать копинг-поведение для более «экологичного» выхода из стрессового состояния, применяя антистрессовые стратегии, как во время самого испытания, так и после него. Поэтому антистрессовые стратегии поведения можно классифицировать по трём группам: 1) дотестовые антистрессовые стратегии, 2) тестовые стратегии, 3) послетестовые стратегии.

К дотестовым стратегиям принадлежат:

1) предвосхищение сущности тестирования;

2) представление размера тестирования;

3) домашняя подготовка;

4) репетирование предполагаемых тестов;

5) антиципация предполагаемых тестовых заданий;

6) антиципация собственных показателей;

7) осознание предполагаемых результатов тестирования;

8) план по улучшению предполагаемых результатов;

9) авераж рационализации собственного участия в данном интеллектуальном испытании.

К тестовым стратегиям принадлежат:

1) структурирование знаний о построении тестовых заданий;

2) использование принципа исключения;

3) разыскивание «подсказок» к ответам в тексте тестовых заданий;

4) обращение к интуиции;

5) принцип «инсайта»;

6) мышечный и интеллектуальный аутотренинг;

7) мобилизация собственных ресурсов;

8) расстановка приоритетов в порядке выполнения тестовых заданий;

9) прогнозирование временной перспективы выполнения тестов.

К послетестовым стратегиям принадлежат:

1) сравнительный анализ собственных результатов с результатами других студентов;

2) дополнительное повторное выполнение теста в обстановке не ограниченной временем;

3) анализ и дебаты правильности ответов в учебной группе;

4) использование литературы дополнительной литературы для пополнения информацией и устранения фрустрационного состояния;

5) сопоставление полученных результатов с результатами предыдущих тестов;

6) отслеживание динамики личных результатов за определённый период;

7) утверждение мнения о пробелах собственных знаний;

8) разработка стратегии по ликвидации пробелов собственных знаний;

9) обращение к иным видам деятельности с целью выхода из стрессогенной ситуации.

10) интериоризация.

Формирование тестовых стратегий является интеллектуальной составляющей развития компетенций респондента, но для того, чтобы аккумулировать способы организации своей активности, необходимо также применение методов психической саморегуляции.

Таким образом, тестирование является, на наш взгляд, акмеологическим явлением, его задача: эффективный и объективный контроль с учётом индивидуально-- личностных особенностей.

Литература:

[1].Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М.: Аспект-Пресс, 1998. -С. 8-17

[2].Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. для вузов. М.: Акад. проект; Екатеринбург: Дел. кн., 2003. - 336 с.

[3].Хуторная, М.Л. Развитие стрессоустойчивости студентов в экзаменационный период // Человек в изменяющемся мире: социально-психологические проблемы: Мат-лы второго межрегионального семинара аспирантов (г. Тамбов, 14 апреля 2007 г.). - Тамбов, 2007. -С. 182-186.

[4].Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001. — 432 с. — (Серия: Профессиональная библиотека учителя)

ACMEOLOGIC ASPECT OF USE OF TESTING IN PROFESSIONAL ACTIVITY

Khutornoi Margaret L. (Voronezh, Russia) - Ph.D., Associate Professor, International Institute of Computer Technology, ul. Sun, 29 «B»; mlh10@yandex.ru

Abdalina Larisa (Voronezh, Russia) - Doctor of Psychology, professor, a subsidiary of the Russian State Social University in Voronezh, Leninsky Prospect, 91; ablava11@rambler.ru

Abstract

The article is devoted to approaches and methods of use of didactic tests as a means of objective control of knowledge of the professional. Keywords: competence, strategy, tests.

УДК 159.923

ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОСТИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА У МЕНЕДЖЕРОВ

Чернова Лидия Сергеевна - аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет; ул. Пушкина, 1, Ставрополь, Россия, 355029; e-mail: oreshekzu@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования агрессивности у менеджеров в зависимости от их социометрического статуса. В ней раскрываются вопросы теоретического анализа проблемы агрессивности; ее практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе профессионального консультирования и при подборе персонала.

Ключевые слова: агрессивность, социометрический статус, лидер, аутсайдер.

Одной их значимых проблем современных акмеологиче-ских исследований является изучение проблемы агрессивности в различных профессиональных средах. Тревожным симптомом общества является рост числа профессионалов, применяющих асоциальные действия и проявляющих демонстративное, вызывающее поведение в профессиональных группах по отношению к коллегам. В крайних формах может проявляться жестокость, агрессивность, провоцирующаяся в средствах массовой информации, что находит своё заметное отражение в агрессивном поведении людей [1; 2; 3 и др.].

В психологических исследованиях агрессивности традиционно поднимались вопросы её происхождения, выяснялись причины и специфика проявления в связи с особенностями профессиональной деятельности. Существующие на сегодняшний день теории агрессивности по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека (инстинктивные влечения (К. Лоренц, З.Фрейд), реакция на фрустрацию (Л. Берковиц, Дж. Доллард), результат социального научения (А.Бандура)).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, проблема агрессивности, как личностной особенности, весьма актуальна и её проявление у менеджеров в зависимости от группового статуса стало предметом нашего исследования.

Изучив современную научную проблематику, мы в своей работе исследуем взаимосвязь агрессивности со статусным положением современных менеджеров, так как в литературе наблюдаются противоречия, в понимании этой взаимосвязи.

В ряде исследований показано, что высокий уровень агрессивности коррелирует с высоким низким социометрическим статусом.

Цель исследования: выявить взаимосвязь агрессивности, как личностной особенности и группового статуса у менеджеров автомобильных компаний.

Объект исследования: особенности агрессивных проявлений у менеджеров.

Предмет исследования: взаимосвязь агрессивности, как личностной особенности с групповым статусом у менеджеров.

Гипотеза исследования: у менеджеров между агрессивностью, как проявлением личностной особенности и групповым статусом существует взаимосвязь: менеджеры-лидеры имеют

более высокие показатели агрессивности по сравнению с ме-неджерами-предпочитаемыми и аутсайдерами.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют концептуальные разработки, посвящённые проблеме психического развития: Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, представления Д.Б. Эльконина о ведущей деятельности и Л.И. Божович о формировании личности в онтогенезе. Кроме того, мы основывались на психоаналитическом подходе З.Фрейда и А. Басса, разработавшего поведенческий подход к агрессии.

Методы и методики исследования: тестирование (Опросник А.Басса и А.Дарки «Диагностика показателей и форм агрессии»); методика «Незаконченные предложения» С. Леви; проективная методика «Несуществующее животное»; метод социометрии.

База исследования: в исследовании принимали участие 55 менеджеров двух автосалонов «Компания 1»- 24 человека и «Компания 2» - 31 человек.

Приведенные выше результаты показали, что у менеджеров автосалона «Компании 1» (п=24), агрессивность более выражена, чем у менеджеров автосалона «Компании 2» (п=31). Согласно данным, которые были получены при выявлении группового статуса, наиболее агрессивные менеджеры имеют лидерские позиции. С целью выявления взаимосвязи показателей агрессивности и статусного положения был проведен корреляционный анализ (программа SPSS16.0).

Корреляционный анализ выявил обратную взаимосвязь между негативизмом и раздражением (г= -0,758): чем ниже негативизм, тем выше раздражение (чем пассивнее ведется сопротивление против авторитета, требований, правил, законов, тем больше проявляется раздражение, вспыльчивость, резкость, грубость).

Анализ данных показал, что лидеры-менеджеры, в отличие от менеджеров, имеющих другое статусное положение, имеют высокий уровень физической и вербальной агрессии.

Проведенное исследование взаимосвязи личностных особенностей и группового статуса у менеджеров позволяет сделать следующие выводы:

- выявлена положительная взаимосвязь между агрессивностью и групповым статусом: менеджеры-лидеры имеют более высокие показатели агрессивности по сравнению с «менедже-рами-пренебрегаемыми» и аутсайдерами.

- менеджеры-лидеры обладают высоким уровнем физической и вербальной агрессии. Физическая и косвенная агрессия положительно коррелирует с раздражением (чем выше склонность к раздражению у менеджеры-лидеры, тем чаще они используют против других лиц злые шутки).

- чем выше групповой статус у предпочитаемых, тем сильнее они выражают негативные чувства через форму и содержание словесных обращений к другим лицам.

- существует положительная связь между групповым статусом и обидой (групповой статус зависит от проявлений зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства за действительные или мнимые страдания).

6. Выявлена обратная взаимосвязь между негативизмом и раздражением аутсайдеров: чем ниже негативизм, тем выше раздражение. Чем пассивнее ведётся сопротивление против авторитета, требований, правил, законов, тем больше проявляется раздражение, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости.

Литература

[1] Агапов, В.С. Современные исследования самосознания и Я-концепции субъекта в контексте идей С.Л. Рубинштейна1 / В.С. Агапов // Акмеология. - 2012. - № 1. - С. 133-143. ^N2075-7577.

[2]. Деркач А.А.Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентно-способного специалиста /А.А. Деркач // Акмеология. - Специальный выпуск - 2013. - С. 22-33. ^N2075-7577

[3]. Мишина, М.М. Атрибуты интеллектуальной деятельности личности /М.М. Мишина // Акмеология. - Специальный выпуск - 2013. -С. 103-107. ^N2075-7577

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.