УДК 15
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
© М.Л. Хуторная
В статье предлагается психолого-акмеологическая модель развития стрессоустойчивости студентов в условиях интеллектуальных испытаний. Под испытаниями подразумевается: экзамен (в форме тестирования), конференции, публичные выступления, контрольная работа, студенческая практика, самостоятельная работа.
Ключевые слова: модель; интеллектуальные испытания; профессиональная компетентность; стрессоустойчивость; стратегии.
Изучение личности студента, его участия в учебной деятельности, становления как профессионала выявило необходимость построения психолого-акмеологической модели развития стрессоустойчивости.
В акмеологии и психологии метод моделирования применяется для теоретического изучения психических явлений. Метод состоит в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для объяснения и предсказания эмпирических фактов, конкретизации и формализации теории.
Современные исследователи предлагают модели, в основу которых положены различные психические процессы и явления.
Анализ литературы позволяет выделить следующие виды моделей: физические модели (увеличенная или уменьшенная копия), аналоговые модели (построение непрерывной кривой или многомерной плоскости, отражающих динамику моделируемого признака во времени и в пространстве), экономико-математическую модель (описание
сложного объекта при помощи системы математических зависимостей с теми или иными ограничениями).
В данной работе предлагается модель ансамбля (новая модель представляет собой результат обобщения более простых моделей) и состоит из следующих блоков: учебная деятельность, субъект учебной деятельности - студент, интеллектуальные испытания, предметно-профессиональная компетентность, личностный рост, индивидуальнопсихологические характеристики, стресс-факторы и психологические условия, этапы тренинга, тренинг личностного роста, тренинг
антистрессовых стратегий, конструктивные механизмы, неконструктивные механизмы, психологическая саморегуляция, предметные компетенции, тестовые стратегии.
Отрессоустойчивость студента в условиях интеллектуальных испытаний будет повышаться, если обеспечить развитие антистрессовых стратегий (дотестовых, тестовых, послетестовых), предметно-профессиональной компетентности (по дисциплинам, по областям практического применения, по междисциплинарным блокам) и личностный рост студентов (развитие мотивационной, когнитивной, эмоционально-регулятивных
функций).
Испытание есть событие, которое может иметь один из нескольких исходов. Интеллект - способность мышления, рационального познания. По нашему мнению, интеллектуальные испытания есть способность мышления в особой ситуации, обусловленной физиологическими параметрами, характером действия стимула, объективной сложностью самой задачи.
Под интеллектуальными испытаниями подразумевается: экзамен (в форме тестирования), конференции, публичные выступления, прямой вопрос, контрольная работа, студенческая практика, самостоятельная работа. Так или иначе все виды интеллектуальных испытаний, подвергаемых ситуации оценивания, можно обозначить как «экзамен». А для большинства студентов экзамен - это своеобразная критическая ситуация, которая определяет их положение в учебном заведении и дальнейшую судьбу. При этом данная ситуация оценивается как трудная и может быть как эмоционально отрицательной, так и эмоционально положительной.
Стрессовое состояние вызывается в большей степени отношением к ситуации, чем объективными факторами ситуации, и возникает порой задолго до начала действия стрессора [1]. Студент реагирует на экзамены в соответствии со своей когнитивной интерпретацией внешних стимулов. Это зависит от таких параметров, как личностные особенности, социальный статус, социально-ролевое поведение студентов и др.
Подготовка и сдача экзаменов сопряжены с чрезвычайно большим напряжением организма студента, вызванным интенсивной умственной деятельностью и повышенной статической нагрузкой, обусловленной длительной вынужденной позой, крайним ограничением двигательной активности, нарушением режима отдыха и сна, эмоциональными переживаниями. Возрастание напряжения проявляется субъективно - в переживаниях беспокойства, тревожности, раздражительности, напряженности, угнетенном состоянии. Объективно - это чисто физиологические проявления - повышение кровяного давления, мускульного напряжения, глазного давления, усиление выделительных функций, изменение сердечной деятельности и дыхания.
Но тип реагирования на ситуацию экзамена, в первую очередь, обусловлен индивидуально-психологическими характеристиками, такими как самооценка, тревожность, локус контроля, мотивационная направленность, эмоциональная реакция на воздействие внешних стимулов. В нашем исследовании уровень самооценки является показателем стрессоустойчивости студента. Так, заниженная самооценка влияет на «ситуацию оценивания» негативным образом, отражая слабость личности, снижая необходимый уровень самоуважения и влияя на развитие антистрессовых стратегий.
Самооценка связана с локусом контроля, посредством которого личность атрибутирует причинность и ответственность за результаты своей и чужой деятельности. Многие исследователи данной характеристики подчеркивают большую стрессоустойчивость лиц с внутренним локусом контроля
Интерналы более уверены в себе, спокойны, благожелательны, экстерналов же отличают повышенная тревожность, обеспокоенность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, конформность,
меньшая популярность. Все это, конечно, естественным образом связано с их позицией в отношении зависимости от внешних обстоятельств и неспособности управлять своими делами [2].
Важной личностной характеристикой и интерналов, и экстерналов является тревожность.
Ситуативная тревожность порождается объективными условиями, содержащими вероятность неуспеха и неблагополучия, в нашем исследовании таковым является экзамен. В таких условиях тревожность может играть положительную роль, т. к. способствует концентрации энергии на достижении желаемой цели, мобилизации резервов организма и личности для преодоления возможных трудностей. То есть ситуативная тревожность имеет приспособительный характер, если не превосходит определенного оптимального уровня.
В данной работе феномен тревожности рассматривается в контексте предметно-профессиональной компетентности студентов, которая в своем развитии проходит четыре стадии: формирование предметно-профес-
сионального самоопределения, предметнопрофессиональное обучение, профессиональная адаптация и частичная или полная реализация личности в учебной деятельности.
Самоопределение как психологический феномен включает в себя разные составляющие, такие как труд, деятельность, субъект, личность, индивидуальность, развитие, самопознание, формирование способностей и интересов и т. д. Н.С. Пряжников, анализируя потенциальные возможности самоопределения личности, предлагает несколько ее типов, один из которых - это самоопределение в конкретной трудовой функции. Для этого типа самоопределения характерна реализация себя в рамках выполняемой деятельности. Для студентов ведущей является учебная деятельность. Поэтому структурны -ми компонентами предметно-профессиональной компетентности является предметнопрофессиональное самоопределение, являющееся осознанным выбором, опирающееся на знания, получаемые в каждой конкретной дисциплине (предметно-профессиональное обучение), активность самой личности студента как субъекта деятельности, ее пред-
метно-профессиональная адаптация и самореализация в учебной деятельности.
Само профессиональное становление является составной частью общего развития личности студента.
В настоящее время для развития предметно-профессиональной компетентности
выделяются общие действия, которые выполняются студентами при изучении любых дисциплин: планирование конкретных способов получения требуемого результата, мысленное выделение его параметров, контроль соответствия полученного результата требуемому, диагностика причин несоответствия, обоснование принципа действия, выбор метода, антиципация вариантов действий, принятие решения, в т. ч. путем выбора рационального варианта действия, определение необходимой коррекции исходного плана [3].
Алгоритм выполнения действий следующий: представление конечной цели, объекта и предмета своей деятельности, поэтапная реализация действий и итоговое представление предметно-профессиональной
компетентности в практической области.
Но формирование предметно-профессиональной компетентности студентов невозможно без их мотивационной направленности. Мотив является побуждающей силой, без которой невозможно развитие стрессоустойчивости, а также есть итог самоопределения субъекта в сложной структурной задаче.
В нашем исследовании мотив выступает в качестве средства удовлетворения учебной деятельности, организует и определенным образом направляет поведение студента, влияя на формирование предметно-профессиональной компетентности.
Рассматривая стрессоустойчивость как психологическое образование, включающее в себя: личностный компонент, определяющий развитие когнитивной, мотивационной и эмоционально-регулятивной функций и поведенческий компонент, включающий актуализацию и применение антистрессовых стратегий, мы разработали два вида тренинга, один из которых является тренингом антистрессовых стратегий и включает применение неконструктивных механизмов (к которым относятся защитные механизмы личности, такие как рационализация, проекция, сублимация, реактивное образование, эскапизм) и конструктивных механизмов, вклю-
чающих тестовые стратегии (тестовые, доте-стовые, послетестовые), которые образуют предметные компетенции.
Так, предметные компетенции представляют собой интеллектуальную категорию компетенций, включающую аналитические способности, готовность к повышению образовательного уровня, потребность в саморазвитии и самореализации студентов, способность приобретать самостоятельно новые предметные знания и умения. Эти достижения могут быть достигнуты в результате применения тестовых стратегий.
Под стратегией развития понимается искусство планирования, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах; общее направление действий, предпринимаемых для достижения целей и задач.
Как мы указывали выше, ситуация экзамена относится к фрустрирующей ситуации, а в таком случае личность прикладывает усилия, направленные на ослабление влияния стресса, и такое поведение называется копинг (совладающим) поведением. Копинг может пониматься и как любая попытка справиться с требованиями ситуации, истощающими или превышающими возможности личности. В поведенческом аспекте понятие совладания связано с когнитивными процессами оценки параметров фрустрирующей ситуации и анализа имеющихся личностных ресурсов по разрешению возникшей проблемы.
Тестовые стратегии есть антиципация результата интеллектуального испытания, под которым понимается тестирование как одна из форм контроля знаний.
Дидактические тесты - это новое средство контроля качества и проверки результатов обучения, которое состоит из набора стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающему степень усвоения его студентами. Преимущество тестов в их объективности, их используют как измерительный прибор. Виды тестов различны: ответы на вопросы, выбор из нескольких ответов, тесты-эссе, свободного высказывания и др. Также данный вид оценивания знаний различается по видам целей обучения: репродуктивные, алгоритмические, эвристические, творческие. Негативное явление практики тестирования может быть обусловлено не только качеством тестов, но и неподготовленностью студента к такому интеллек-
туальному испытанию, поэтому нами предлагается ряд стратегий, прогнозирующих положительный результат интеллектуального испытания.
Тестирование представляет процедуру, позволяющую объективно установить уровень подготовки студентов в области теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков.
Всего выделяют четыре формы тестовых заданий:
- задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;
- задания открытой формы;
- задания на установление правильной последовательности;
- задания на установления соответствия.
Ситуация интеллектуального испытания
характеризуется тем, что стрессор не является внезапным, неожиданным. Студенты, как правило, заранее знают о сроках предстоящих испытаний. Поэтому у них есть возможность подготовиться к встрече со стрессором, сформировать копинг-стратегии, расширить копинг-ресурсы и на основе этого выработать копинг-поведение для более «экологичного» выхода из стрессового состояния, применяя антистрессовые страте-
гии, как во время самого испытания, так и после него. Поэтому антистрессовые стратегии поведения можно разделить на три группы: 1) дотестовые антистрессовые стратегии, 2) тестовые стратегии, 3) послетестовые стратегии.
1. Selye H. The stress of life. N. Y., 1956.
2. Ludenia K., Donham G.W. Dental outpatients: Health locus of control correlates // Journal of Clinical Psychology. 1983. V. 39. P. 854-858.
3. Пидкасистый П.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах // Педагогика. 2005. № 3. С. 47-52.
Поступила в редакцию 26.05.2009 г.
Khutomaya M.L. Model of development of stressresistance of students in the conditions of intellectual tests. The article presents psychological-acmeological model of stress resistance of students in the conditions of the intellectual tests. When speaking about tests we mean: examination (in the form of testing), conferences, public presentations, inspection test, students field-work, self-guided work.
Key words: model; intellectual tests; professional competence; stress resistance; strategies.
УДК 371
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ КАК ИНДИКАТОРА КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
© Н.Г. Маркова
Сегодня формирование толерантности у молодежи является важной педагогической проблемой. Важная цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности.
Ключевые слова: толерантность; индикатор; культура межнациональных отношений; этикет; эмпатия; культурные ценности; толерантная культура; культура различий.
Социальные преобразования в XXI в. предполагают, что толерантные взаимоотношения между людьми должны стать социальной нормой современного общества, принятой и узаконенной на государственном и межгосударственном уровнях. Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние зна-
чения, термин «толерантность» стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления.
В 1995 г. резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО утверждена Декларация принципов толерантности, разработан и утвержден ряд международных документов, защищающих права человека. Первое деся-