моделирование профессиональной деятельности; программирование профессиональной деятельности; оценивание результатов профессиональной деятельности.
Указанные личностно-профессиональные качества включают в себя следующие психологические характеристики: умение увидеть, объективно оценить недостатки предпочитаемого коллеги, достоинства непредпочитаемого коллеги, свои личные и профессиональные качества, наличие стратегии, необходимой в принятии решений, знание закономерностей управления, умение генерализировать достаточное количество новых идей, принимать нестандартные творческие решения, сформировать дружную команду единомышленников, наличие реалистичной базы суждений и поступков, способность перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий, умение осознано и адекватно представлять внешние и внутренние значимые условия, осознанное программирование своих действий, адекватная оценка себя и результатов своей профессиональной деятельности и поведения.
Регуляторно-волевой компонент объединяет следующие личностно-профессиональные качества: ответственность; инициативность; решительность; самостоятельность приятия решений; выдержка; настойчивость; общий уровень развития волевых качеств; сдержанность; энергичность; умение управлять собой.
Составляющими психологического содержания личност-но-профессиональных качеств данного компонента являются: ответственность, обязательность в исполнении своих функциональных обязанностей, наличие высоких лидерских тенденций, быстрое и уверенное принятие решений, умение контролировать свои эмоции, способность преодолевать препятствия на пути к достижению цели, активность, деятельность, высокая работоспособность, оптимистичность, способность в полной мере использовать свое время, энергию, умения, умение, проявлять искренность, непосредственность, настойчивость в достижение поставленной цели.
Инструментально-поведенческий компонент состоит из следующих личностно-профессиональных качеств: внимательность; продолжающееся саморазвитие; умение оказывать влияние на окружающих; наличие навыков руководства; умение обучать; адекватный макиавеллизм; уверенность в себе; независимость поведения; этичность поведения; принимающее поведение; кооперативность; развитость социального самоконтроля.
Личностно-профессиональные качества этого компонента имеют следующее психологическое содержание: способность произвольно концентрировать внимание и стабильно его удерживать при необходимости, высокая восприимчивость к новым ситуациям и возможностям, наличие практической способности добиваться результата от работы подчиненных, качеств наставника, лидера и авторитета, честность, надежность, проявление уверенности в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, скромность, этичность поведения, стремление к тесному сотрудничеству с референтной группой, дружелюбные отношения с окружающими, гибкость и компромиссность при решении проблем и в конфликтных ситуациях, сознательная конформность, умение эффективно контролировать свое поведение, отсутствие стремления к созданию у окружающих нужного впечатления о себе.
Таким образом, психологическая структура личностно-профессиональных качеств позволяет использовать психоло-го-акмеологические технологии, способствующие личностно-профессиональному развитию муниципальных служащих.
Литература
[1] Мудрость Конфуция: истоки психологии и акмеологии управления / В.Г. Зазыкин, Е.А. Смирнова, Ю.В. Грузов - Иваново: Ивановский филиал РАНХ и ГС; 2014. - 112 с.
[2] Хаидов С.К. Стимулы личностно-профессионального развития муниципальных служащих //Акмеология. Специальный выпуск по материалам секции «Акмеология» V Съезда Российского психологического общества. М, 2012, С. 174—175.
[3] Хаидов С.К. Требования органов местного самоуправления к профессионально-важным качествам муниципальных служащих (статья) // Акмеология 2013. № 4 (48). С. 113—118.
[4] Хаидов С.К. Сущностные признаки личностно-профессиональ-ного развития муниципальных служащих // Акмеология 2014. № 1—2
(специальный выпуск) Материалы IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 1-15 июня, 2014). С. 232-234
[5] Хаидов С.К. Диагностический комплекс исследования профессионально-важных качеств муниципальных служащих // Акмеология
2013. Специальный выпуск по материалам XXI акмеологических чтений аспирантов, магистрантов и молодых ученых (Москва, декабрь 2013 г.). С. 243-244.
[6] Хаидов С.К. Использование методики интерперсональной диагностики Т. Лири для выявления потенциального стремления муниципальных служащих к личностно-профессиональному развитию. // Акмеология 2014. № 1-2 (специальный выпуск) Материалы IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека» (Москва, 1-15 июня, 2014). С. 230-232
[7] Хаидов С.К. Социальный самоконтроль как показатель личностно-профессионального развития муниципальных служащих // Акмеоло-гия № 4 (2014). С. 269-274.
[8] Хаидов С.К. Роль макиавеллизма личности в личностно-про-фессиональном развитии муниципальных служащих// Акмеология
2014. № 3-4 (специальный выпуск) Материалы XXII Международных акмеологических чтений (Москва, Санкт_ Петербург 1-15 декабря, 2014). С. 178-179
[9] Хаидов С.К. Влияние волевых качеств личности на личностно-профессиональное развитие муниципальных служащих // Акмеология 2014. № 3-4 (специальный выпуск) Материалы XXII Международных акмеологических чтений (Москва, Санкт-Петербург 1-15 декабря, 2014). С. 180-181
PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF MUNICIPAL EMPLOYEES
Sergey Kurbanovich Khaidov (Tula, Russia) is Ph.D., Department of Special Psychology, Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University (Leo Tolstoy TSPU); Lenin Avenue, 125, Tula, 300026; e-mail: tgpu@tula.net
Abstract
The article is devoted to the psychological structure of personal and professional qualities of municipal employees. The components and their constituents of personal and professional qualities determining their personal and professional development are presentedin the article. Psychological content of personal and professional qualities of municipal employees are disclosed.
Keywords: municipal employees, personal and professional development, personal and professional qualities.
УДК 159.9
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Хамизова Ильяна Хусеновна (Нальчик, Россия) — кандидат психологических наук, старший преподаватель, Нальчикский институт кооперации Белгородского университета кооперации, экономики и права; г. Нальчик, ул. Кулиева 9; lana.2707@mail.ru
Аннотация
Статья посвящена анализу структуры акмеологической готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности, и основных факторов влияющих на формирование этой готовности. Ключевые слова: психолого-акмеологические факторы; акмео-логическая готовность к профессиональной деятельности.
Современные профессии предъявляют высокие требования к готовности специалистов, к его компетентности, целеустремленности, мобильности, быстроте и точности выполнения профессиональных задач в заданных условиях и за определенный промежуток времени. Повысилась роль психо-лого-акмеологической готовности выпускников вуза к профессиональной самореализации. Несмотря на многочисленные исследования, проблема профессиональной подготовки специалистов не становится менее актуальной. От акмеологической готовности выпускников вуза к профессиональной деятель-
ности зависит успешность дальнейшего профессионального становления и саморазвития.
Вместе с тем, согласно единому критерию качества образования, разработанному Н.В. Кузьминой [1], показателем успешности деятельности образовательной системы является готовность подавляющего большинства выпускников по признакам вхождения в новую систему. Многоплановость требований к профессиональной подготовке современного специалиста обуславливает необходимость изучения готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности и психолого-акмеологических факторов, ее обеспечивающих.
В контексте наших исследований мы рассматриваем готовность, с одной стороны, как результат (продукт) деятельности образовательной системы в целом, с другой стороны, как психическое новообразование в структуре личности, которое обеспечит молодому специалисту успешное вхождение в профессию и профессиональную самореализацию. При таком подходе, «готовность» можно рассматривать как акмеологиче-скую категорию, и мы можем говорить об «акмеологической готовности».
Акмеологическая готовность выпускников вуза и молодых специалистов к профессиональной деятельности определяется, как интегральное психическое новообразование личности и субъекта деятельности, обеспечивающее достижение наивысших результатов в профессиональном становлении. Акмеологическая готовность к успешной профессиональной деятельности включает следующие структурные компоненты: оценочный, эмоционально-волевой, мотивационный, компе-тентностный, креативный [3].
Развитие каждого из компонентов готовности, и соответственно, самой готовности в целом детерминировано конкретными психолого-акмеологическими факторами. Так, формированию оценочного компонента готовности способствуют адекватная оценка перспектив развития в той или иной профессиональной сфере и оценка наличного уровня готовности к предстоящей деятельности. Мотивационный компонент выражается в устойчивых профессиональных мотивах, установках личности и профессиональной направленности. Эмоционально-волевой компонент обусловлен такими факторами как ответственность за качество профессиональной деятельности, способность к волевой регуляции своей деятельности, активное саморазвитие и самообразование, удовлетворенность профессией и ценностное отношение к ней, положительные эмоции от результатов собственной деятельности. Креативный компонент обусловлен творческими потенциалами и развитыми интеллектуальными и духовно-нравственными качествами, (оригинальность и гибкость мышления; интуитивное принятие правильного решения). Компетентностный компонент является интегрирующим, и подразумевает формирование общекультурных и профессиональных компетенций, выраженные в умении ставить и решать профессиональные задачи за отведенное время.
Базовыми составляющими комплекса акмеологической готовности к успешной профессиональной деятельности молодых специалистов являются интегральные компетенции:
- профессионально-деятельностные: компетентность в области осваиваемой профессии, самоорганизация и саморазвитие, умение решать профессиональные задачи, рефлексия;
- личностные: профессиональная мотивация, ценностное отношение к профессии, коммуникабельность, ответственность, самооценка, креативность.
Значимость факторов определялась при сравнительном анализе особенностей деятельности и профессионально-личностных характеристик выпускников разных уровней готовности. Также, нами было изучено как сами выпускники оценивают значимость тех или иных факторов. Формирование акмеологической готовности выпускников вуза к профессиональной деятельности детерминировано комплексом психолого-акмеологических факторов:
- объективные: востребованность профессии в обществе, престижность, возможность достойного заработка и карьерного роста, социальный статус;
- субъективно-объективные: качество управления системой, профессионализм и компетентность коллег и руководителей психологический климат в коллективе;
- субъективные: профессиональная компетентность, профессиональная мотивация, удовлетворенность профессией, ценностное отношение к профессии, ответственность, кре-
ативность, активное саморазвитие, саморегуляция и самоорганизация, адекватная самооценка, коммуникабельность [2].
К формированию компонентов акмеологической готовности к успешной профессиональной деятельности приводит взаимовлияние и интеграция выделенных факторов. Среди них ведущими являются субъективные факторы, так как объективные и субъективно-объективные факторы влияют на формирование готовности к деятельности выпускников вуза опосредованно, преломляясь через субъективные.
Ориентация на личность студента, его индивидуально-творческое развитие может рассматриваться как одно из условий совершенствования профессиональной подготовки высококвалифицированных профессионалов. Акме-ориенти-рованный подход к проблеме профессиональной подготовки будущих специалистов и студентов открывает новые возможности повышения качества образования и актуализации личностных, профессионально-деятельностных и психоло-го-акмеологических, потенциалов субъектов образования. Изучение психолого-акмеологических факторов, лежащих в основе формирования готовности к профессиональной деятельности, дают возможность спрогнозировать успешность профессионального становления молодых специалистов. Какой подход может стать основой психолого-акмеологического сопровождения профессионального развития на этапах обучения в вузе и вхождения в профессию. Повышение уровня психолого-акмеологической готовности выпускников вуза является основой совершенствования профессиональной деятельности.
Литература
[1]. Кузьмина (Головко-Гаршина), Н. В. Предмет акмеологии: 2 изд., испр. и доп. / Н.В. Кузьмина (Головко-Гаршина). - СПб.: Политехника, 2002. - 189 с.
[2]. Сабанчиева Р.З., Хамизова И.Х. Акмеологическая готовность студентов к профессиональной деятельности. Научно-практический журнал Акмеология, 2014, № 3-4 (специальный выпуск) Материалы XXII Международных акмеологических чтений аспирантов, магистрантов и молодых ученых. С. 228-229
[3]. Хамизова И. Х. Акмеологические факторы готовности молодых специалистов и студентов к успешной профессиональной деятельности. Автореферат на соиск. ... к.пс.н., Кострома, 2013. - 24 с.
THE PSYCHOLOGICAL-AND-ACMEOLOGICAL FACTORS THE OF UNIVERSITY GRADUATS' PREPARADNESS FOR THE PROFESSIONAI ACTIVITY
Hamizova Iliana Husenovna (Nalchik, Russia) - candidate of psychology sciences, the Nalchic institute of cooperation of Belgorod university of cooperation, economics and law; Nalchic, Kulieva st, 9; lana.2707@mail.ru
Abstract
The article is devoted to the analysis of the acmeological preparedness of university graduates' for professional activity and main factors influencing the formation of this preparedness. Key-words: psychological-and-acmeological factors, acmeological preparedness for professional activity.
УДК 37.323
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Хуторная Маргарита Леонидовна (Воронеж, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, Международный институт компьютерных технологий, ул. Солнечная, 29 «Б»; mlh10@yandex.ru
Абдалина Лариса Васильевна (Воронеж, Россия) - доктор психологических наук, профессор, филиал Российского государственного социального университета в г. Воронеже, Ленинский проспект, 91; ablava11@rambler.ru