ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ POINTS OF CONTACT
Соловьева Н.В. Богатырев А.Н.
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА КАК СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Soloveva N.V. BogatyrevA.N.
THE AKMEOLOGICHESKY ENVIRONMENT AS SYNERGY SYSTEM
Акмеологическая среда представлена как система, т.к. имеет структурные компоненты и элементы, представлены основные подходы (в том числе синергетический) как к системам в целом, так и средам различного уровня.
Ключевые слова: среда, самоорганизующаяся среда, акмеологическая среда, креативная революция, общие законы систем, неопределенность среды.
The Akmeologichesky environment is presented as system since has structural components and elements, the basic approaches (including синергетический) as to systems as a whole, and to environments of various level are presented.
Keywords: environment, self-organizing environment, akmeology environment, creative revolution, common law systems, uncertain environment.
Истоки системных признаков в определении среды находим у Гегеля, рассматривающего ее в оппозиции к нечто, как фиксирующее «внешнее» для нечто, несводимое к целостности и к сумме отдельных иных нечто. Среда опознается фиксированным нечто по суммарному воздействию, не обладающему инерциальностью и предсказуемостью (3, с. 72).
Организация соотнесения со средой приводит к организации внутренних состояний и процессов, а затем и к самоорганизации в самой психике. Психика становится сложно устроенной, так как каждая новая функция, внешняя и внутренняя, должна приобрести свое телесное сопровождение, превратить часть тела или новое усложнение тела в инструмент (механизм) реализации уже психической функции.
Важно рассматривать среду как целостную систему, т.е. как структурированную, в которой подчеркивается целостность и сохранность в разнообразии условий, (3, с. 69), обладающую структурой (структура является результатом совмещения, синтезирования единиц (однородных и разнородных) в рамках того или иного объединяющего принципа и порождающего свойство «целостности». В целостности опознавание частей происходит вторично, а в начале опознавания они не замечаются (находятся «в тени»). Объединяющий принцип («идея» бытия целостности, «закон» или «норма») подчиняется либо универсумальной целостности (в онтологии), либо особенностями рефлексивного цикла, либо индивидуальному устремлению мыслителя, либо результатам мыслекоммуникативного согласования. Структура состоит из «элементов» и «связей». Элемент, включенный в связи с иным в структуре, превращается в «компонент» (3, с. 73).
Система является стабильной относительно некоторых ее переменных, если эти переменные стремятся сохраниться в определенных пределах. Решающее влияние на стабильность системы оказывает ее природа, направленность и степень совершенства обратной связи. По всем перечисленным параметрам современная социокультурная среда может быть охарактеризована как нестабильная, изменяющаяся. Одним из основных дестабилизирующих факторов является человек со своими особенностями, неповторимостью интересов, мотиваций, их несовместимостью присутствует во всех структурных элементах системы и этим, в основном, определяет ее неустойчивость, динамичность, неопределенность (3, с. 74).
Теория социального действия (Т. Парсонс) все многообразие человеческой деятельности рассматривает как состоящее из четырех взаимосвязанных подсистем (формализованная модель системы действия): культурная, социальная, личностная, органическая, находящиеся в отношениях взаимообмена.
При этом самоорганизующаяся система характеризуется такими параметрами, как: символичность (язык, ценности и т.д.) - символические механизмы регуляции; нормативность - зависимость индивидуальной деятельности от общепринятых норм; волюнтаристичность - иррациональность и зависимость от условий, от субъективных «определений ситуации».
Возможно анализировать системы действия любого уровня в терминах функциональных подсистем, специализированных на решении проблем. «Так, на уровне самой общей системы человеческого действия личность оказывается специализированной на выполнении функции целедостижения, социальная система обеспечивает интеграцию действий множества индивидов, культура содержит наиболее общие образы действий, принципа выбора целей, ценности, верования, знания - иными словами, «вымыслы», реализуемые в действии, а также символические средства, обеспечивающие коммуникацию этих смыслов, сообщая таким образом, действию упорядоченный характер и освобождая его от внутренних противоречий. Наконец, организм в этой схеме может быть рассмотрен как подсистема, обеспечивающая функцию адаптации. На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая, функцию интеграции - правовые институты и обычаи, функцию воспроизводства структуры - система верований, мораль и органы социализации (семья, институты образования и т.д.).
Описание и измерение акмеологической среды требует специального терминологического аппарата, и так как акмеологическое знание - комплексное, рождающееся из взаимодействия гуманитарных, естественных, социальных и технических наук, мы воспользуемся признанными естественно-научными и экономическими теориями, описывающими среду, заимствуя и сочетая терминологию этих наук.
У Л.С. Выготского есть ряд статей, посвященных взаимодействию человека и среды, которая для человека, в конечном счете, есть социальная среда, потому что там, где она выступает даже как природная, все же в ее отношении к человеку всегда имеются налицо определенные социальные моменты. В отношениях к ней человек всегда пользуется социальным опытом.
Если социальную среду условно понимать как совокупность человеческих отношений, то совершенно понятна та исключительная пластичность социальной среды, которая делает ее едва ли не самым гибким средством воспитания. Элементы среды находятся между собой не в скованном и неподвижном состоянии, а в изменчивом, легко меняющемся свои формы и очертания. Комбинируя известным образом эти элементы, человек может создавать всякий раз новые и новые формы социальной среды. Л.С. Выготский утверждал, что социальная среда содержит в себе бесчисленное множество различных сторон и элементов. Элементы всегда находятся в жесточайшем противоречии и борьбе друг с другом, и вся среда должна пониматься не как статическая первоначальная и устойчивая система элементов, но как диалектически развивающийся динамический процесс.
Отношение человека к среде всегда носит характер активности, а не простой зависимости (5). В.А. Карташев, рассматривая функционирование системы относительно окружения, выделяет два вида преобразования: системное,
соответствующее уходу из среды и предметное, соответствующее приспособлению к среде. Помимо этого существует случай отсутствия преобразования, когда среда не воздействует на систему, однако не исключается случай преобразования системой среды. Вариативность целей, обусловленные ценностными ориентациями:
Процесс самосовершенствования заключается не столько в увеличении различных видов компетентности, сколько в противоречивых подъемах на новые смысловые уровни самоосуществления. Вероятность продуктивного исхода каждого подъема и изменения уровня саморазвития можно увеличить путем использования акмеологических технологий. Но степень готовности личности к восприятию внешних воздействий зависит от ее ценностных ориентаций: внешние факторы могут выступать лишь условиями, способствующими или препятствующими самоизменению: если не будет внутренней потребности к самоизменению, то оно не произойдет( 1).
Таким образом, можно говорить что:
- сформированные высшие идеалы, личностные ценности, а также ценностные отношения и ценностные ориентации в качестве структурного компонента акмеологической культуры выступает не как актуально преследуемая цель, а как основание для саморазвития и критерии оценки его эффективности и достигнутого уровня;
- высшие идеалы выступают как внешние ориентиры при выборе стратегии самосовершенствования;
- сформированные ценности саморазвития являются определяющими факторами саморегуляции личности, способствуя нахождению эффективных приемов и способов самосовершенствования;
- в альтернативных ситуациях при наличии выбора ценностные ориентации и мотивы ориентируют и направляют процесс саморазвития;
- ценностные отношения и ценностные ориентации влияют на уровни смысловых устремлений личности, от которых зависит ее самоизменение;
- учитывая феномен «зоны неопределенности» (В.С. Мерлин) в рамках свободного выбора личности, при оказании развивающего, акме-ориентирующего воздействия необходимо предварительно выявить ценностные ориентации, мотивы и смысловые устремления личности (6);
- ценностный компонент не только ограничивает жизнедеятельностные притязания личности, соотнося их с имеющимися» ( 11, с. 29).
Кроме фазового пространства, с системы можно ассоциировать и функциональное пространство целей, изучение свойств которого представляет исключительный интерес. Если состояние системы в фазовом пространстве рассматривается как базовое, поле «первого порядка», то множество целей в системе будут «производными» этого поля, и будут представлять собой поле «более высокого порядка» (цели и связанная с ними информация могут, со своей стороны, сами по себе, быть иерархизированным множеством).
Выделяя источники «креативной революции», А.И. Субетто обращается к системогенетике: «... третий источник «креативной революции» в основаниях естествознания лежит в системогенетике как институционализированной форме научного обобщения генетического подхода в разных дисциплинарных областях знания. В определенном смысле системогенетика дополняет синергетику, позволяя глубже осознать системогенетические механизмы «творческой эволюции». Особо следует подчеркнуть роль законов дуальности управления и организации систем (ЗДУО) и спиральной фрактальности системного времени - обобщенного закона Геккеля. Любая эволюция предстает как циклически-волновая (спирально-волновая) эволюция, где цикл, волна приобретает содержание цикла, волны онтологического творчества» (12, с. 194).
Система - целостный объект, который поддерживает свое существование и выполняет некие функции благодаря взаимодействию между своими элементами. Системный подход к анализу реальности диаметрально противоположен редукционизму, который состоит в возможности полном сведении высших явлений к низшим, которые объявляются основополагающими. Главный недостаток такого упрощения, редукции состоит в том, что она не позволяет заметить того фундаментального факта, что объединение элементов в некоторую совокупность может сообщить ей принципиально новое качество, отсутствующее у самих элементов» (7, с. 19).
Уточним наиболее общие понятия, имеющие отношение к изучению систем.Элемент - структурный элемент системы, который нельзя разлагать далее, не меняя его свойств.Закон композиции - принцип объединения компонентов. Известны различные варианты этого закона: взаимодействие (характерно для физики и биологии), взаимосвязь (информатика, кибернетика), взаимоотношение (математика, лингвистика).
Границы системы - пределы действия закона композиции. Л.В.Лесков формулирует наиболее общие свойства систем:
1. Поведение систем зависит не столько от свойств их элементов, сколько от их композиции и связей между ними (7, с. 20).
2. Система может состоять из подсистем и сама быть частью иерархически более высокой системы.
3. Свойство системы - это свойство целого, а не его элементов. Именно в этом проявляются системные свойства.
4. Система обладает динамической сложностью: из-за того, что некоторые элементы способны находиться в разных состояниях, между ними возможны различные альтернативные связи.
5. Каждый элемент системы может оказать влияние на всю систему (принцип домино).
6. Система стремится сохранить устойчивость путем включения связей между ее элементами. Резкое изменение может угрожать существованию системы.
7. Система обладает обратными связями, характеризующими ее
взаимодействие с окружающей средой: положительные связи усиливают
происходящие изменения, отрицательные - ослабляют их. Обратные связи обладают свойством релаксации - существует временный лаг между изменением и реакцией системы на него.
В технике обратные связи используются давно. Еще в III в. до нэ. в Александрии Ктесибий создал водяные часы с авторегулировкой подачи воды, для чего в качестве клапана использовался поплавок. В паровом двигателя Дж Уатта применен центробежный регулятор давления пара.
8. Каждая система имеет цель, даже если этой целью является ее собственной самосохранение, сохранение ее устойчивого состояния. Но возможна и функциональная цель - обслуживание иерархически более высокой системы.
Несмотря на длительное торжество принципа редукционизма, сам по себе системный подход известен давно. Еще в VI в. до н.э. китайский мудрец Лао-цзы писал: «Когда время течет спокойно, легко предпринимать действия еще до того, как грядущая беда отбросит свою тень, и легко строить планы. Все хрупкое легко сломать, все мелкое легко разрушить. Примите меры предосторожности еще до того, как появится зло. Наводите порядок прежде, чем начнется хаос. Великий принцип нельзя разделить на части, и сколько угодно большое количество сосудов не сможет вместить его» (7, с. 21).
Момент неопределенности вносит само определение акмеологической среды в уточнении ее ориентации - «направленных на оптимум развития. зрелого человека», т.е. равновесие приемлемо для человека, но не для системы окружающих его условий.
В исследованиях акмеологической среды возможно использование разработанной классификации процессов, типологизации составляющих его структуру, для того, чтобы определить, какие из них характеризуют преемственность (стабильность), непрерывность (перманентность) и прочие состояния акмеологической среды (1, с. 151).
Акмеология берет из теории систем ее основополагающий принцип, выражающий основную методологическую парадигму целого ряда естественных, социальных и гуманитарных наук, методологический принцип, основанный на понимании психического (человек, личность, психические процессы и явления) как системы, не сводимый к простой совокупности своих элементов, а как упорядоченного целого, имеющего структуру, прямые и обратные связи, состоящие из элементов, группировок в необходимое и достаточное число подсистемсо всесторонними связями между ними (Берталанфи Л., Ганзек В.А., Кузьмин В.П., Ломов Б.Ф., Платонов К.К., Тюхтин В.С., Юдин Э.Г. и др.) (2, с. 118).
Системный подход как реакция на длительный процесс дифференциации в науке, противопоставил ей принцип целостности, но он не является простым синонимом интеграции, это упорядоченное единство интеграции и дифференциации. В психологии системный подход предусматривает рассмотрение психического в упорядоченном множестве внешних и внутренних отношений и уровней.
Б.Ф. Ломовым были сформулированы основные принципы применения системного подхода в психологии: рассмотрение системы как части более сложной макросистемы в плане внешних взаимодействий; рассмотрение психики как многомерной и многокачественной; как иерархически организованной; как связанной множественностью отношений. Таким образом, в психологии система - это нечто целое, многоуровневое, имеющее структуру, взаимосвязанные подсистемы (элементы), необходимое множество прямых и обратных связей. Психологическая система всегда целеустремленная и изменяющаяся, развивающаяся(8 ).
Специфика системного подхода в акмеологии состоит в создании специфической модели ее предмета, который имеет и иерархические, и координационные (вертикальные и горизонтальные) характеристики. Он представляет собой онтологически неоднородную, но единую в своем функционировании, направленную к оптимальному состоянию систему. Акмеология имеет дело не с искусственной или естественной системой (как их дифференцирует общая теория систем). А с комплексной, сложной системой, в которой сущностью является сам механизм и способ перехода от стихийно-сложившегося состояния (и качества) личности к оптимальному, от реального - к идеальному за счет поддержки акмеолога, опирающегося на опирающегося на определенную технологию (1, с. 119). Акмеологическая система имеет целевой, проектируемый, моделируемый характер. Звенья этой комплексной модели развертываются в реальном времени последовательно - по горизонтали, а в теоретическом пространстве - по вертикали. Эта характеристика опирается на идею, сформулированную М.Н. Сетровым: «Высота организованности соответствует переходу на качественно более высокий уровень, то есть изменению организации, так сказать, по вертикали, а степень организованности -изменению в пределах данного качества, то есть по горизонтали».
В акмеологических исследованиях системный подход применяется к описанию процессов прогрессивного восходящего развития личности и профессионализма. Выдвинуто положение о существовании акмеологической системы профессионализма. В нее входят субъект профессиональной деятельности, условия и факторы, многоуровневые связи и системообразующие факторы. Структурные компоненты акмеологической системы могут выступать в разных качествах: как уровни профессионализма с соответствующим акмеологическим содержанием, подсистема профессиональных знаний и умений. Системообразующим фактором могут быть эталоны и идеалы акме, движущей силой развития - смыслообразование, потребность в самореализации, «выход на индивидуальность» (по Б.Г. Ананьеву) (1, с. 120).
Моделируя акмеологическую среду как систему, определяя ее закономерности, мы базировались на общих законах систем:
1. законе достижения цели. Обеспечение перехода системы в иное состояние или преобразование в новую систему;
2. законе развития систем и определенных им стадиям: возникновения, становления, достижения зрелости, преобразования;
3. законе отрицания революции. При его несоблюдении нарушается стабильность существования системы или она разрушается;
4. законе эволюционного толчка. Является усилением эффективного и ускоренного развития системы;
5. законе доминирования ассиметрии. Обеспечивает стабильность и выживание в неблагоприятных условиях до перехода в другую пространственновременную направленность;
6. законе критической массы органа управления. Он раскрывает механизм целесообразного и эффективного функционирования системы, которая существует до тех пор, пока масса органа управления на два порядка меньше массы управляемой системы.
В структуре систем выделяют:
• объекты (субъекты) - части или элементы;
• атрибуты (свойства составляющих объектов);
• отношения или взаимодействия (объединяют систему в целое);
• наличие уровней иерархии и иерархий уровней.
К основным свойствам системы относятся:
• целостность (взаимообусловленность, внутреннее единство составляющих компонентов системы);
• совместимость (сочетание, соединение) или несовместимость с другими системами;
• стабильность (устойчивость обратной связи);
• адаптация (приспособление к окружающей среде, реакция на окружающую среду и ее воздействие);
• способность к самосовершенствованию.
Структурные компоненты акмеологической системы могут выступать в разных качествах: как уровни профессионализма с соответствующим акмеологическим содержанием, подсистемы профессиональных знаний и умений. Системообразующим фактором могут быть эталоны и идеалы «акме», движущей силой развития - смысл преобразования, потребность в самореализации, «выход на индивидуальность» (по Б.Г. Ананьеву). Нам необходимо доказать подобные соответствия.
Яркими подсистемами - явлениями акмеологической среды, являются:
- выделенный в нематериальном компоненте образ жизни;
- нелокальное социальное поле;
- ритмокаскады как проявление социально-исторических архетипов.
Образ жизни определяется господствующим способом права, существующим общественно- политическим строем и другими социальными факторами. В то же время его нельзя представить как простое, механическое проявление и отражение социальных условий в повседневной жизнедеятельности, поведении и формах общения людей, только как простую зависимость: каково общество, таков и образ жизни людей.
Образ жизни каждого человека складывается как результат сложнейшего процесса оформления, трансформации социальных условий в индивидуальное сознание личности, в ее потребности, интересы, целеустремления, жизненные ориентации и установки, реализуемые во всех видах жизнедеятельности: трудовой, социально- политической, нравственной. Из интеграции всего этого и слагается образ жизни, а из жизнедеятельности людей, в конечном счете, и складывается вся совокупность социальных действий и общественных отношений» (10,с. 72).
«Ценности приобретают способность выступать в качестве ориентаций, мотивов стимулов, регуляторов социального поведения людей. Социальные ценности, как правило, представляют личности более широкой спектр в выборе поведения, выступая, скорее, как его наиболее общие принципы, не дифференцируясь в конкретных требованиях, оценках и средствах социального контроля за поведением людей. Выполняя роль, регуляторов социального поведения, ценности ориентации представляют людям значительную автономию, самостоятельность при определении и осуществлении своей индивидуальной личностной программы поведения, а отсюда и образа жизни. Их действие как регуляторов поведения всегда в значительной мере есть результат внутреннего состояния человека, побуждая его к реализации поведенческих установок, складывающихся на основе личных факторов, включая эти же ценностные ориентации. Несколько иной характер имеет действие нормы, она в большей степени связана с прямым, непосредственным воздействием общества и его социальных институтов на поведение человека, на его образ жизни.
Наиболее существенным признаком существования нормы, отличающим ее от ценности, является ее императивность, заключающаяся в этом, что поведения личности, идущее вперед с нормой, обязательно вызывает негативную реакцию со стороны общества и его социальных институтов» (10, с. 74).
Таким образом, под влиянием объективных условий и субъективного фактора личностных склонностей и способностей, характера каждого человека как бы вырабатывает свою индивидуальную систему ценностей и нормы.
Социально-исторические архетипы являются событийными проявлениями относительно устойчивых развивающихся структур социального поля, по сути, это социально-полевые архетипы. Действие социального поля опосредуются: с одной стороны, культурной традицией, событийной средой, практиками и сознанием людей, с другой - феномена бессознательного полевого обменного взаимодействия людей, которое не обязательно связано с прямой коммуникацией индивидов.
Поскольку идеи социального поля не так уж популярны, в отличие от идей контактной коммуникации, материальной, в частности экономической детерминации социальной жизни, сделаем несколько пояснений.
Напомним, что феномены когерентного социального поля каждому хорошо знакомы. В простейшей, локальной форме они ярко проявляются, например, в поведении возбужденной толпы, болельщиков на стадионе, аплодирующих зрителей, солдат, идущих в атаку. Человек как бы «захватывается» состоянием и поведением коллектива, обычно этот феномен и ассоциируется с социальным, или групповым полем, локализованным на месте событий. Такой «захват» никогда не остается без последствий для личности: от фобий, стрессов и вытесненных комплексов, до неизбывного желания вновь пережить это пьянящее состояние единения, впечатление того момента. Таким образом, раз возникнув, социальное поле живет в нас, часто помимо нашего желания и знания о нем, тем самым делокализуясь во времени. Социальное поле укореняется через множественные повторения культурных образцов в традиции, воспитании, либо мощью разовой привики- инициации- потрясения.
В архаических, традиционных обществах социальные архетипы были тонко гармонизированы в ритуалах праздников и повседневности, направленно инициируя, трансформируя человека, но не меняя общество, в нашем мире они творят историю (9, с. 250).
Вот почему регулярные многотысячные митинги, народные празднества, активные военные действия, массовые молебны создают чрезвычайно мощные структуры социального поля, сплачивающие либо трансформирующее общество, пробуждая в нем различные стороны человеческой природы, начиная от природы животной до высшей духовной. Наличие именно этих полевых структур позволяют стихии социального хаоса стать обществом.
Эти структуры тысячелетиями используются идеологами элит для управления обществом: в протестных формах для демонтажа старого, в утопических формах для строительства нового мира. Элита сама представляет один из социальных архетипов, живущий, как и другие архетипы, по законам самоорганизации. Элита может, если способна, поняв тенденции исторического развития, использовать, перенаправить энергию социального поля других архетипов, но, не создавая ее, во всяком случае, в пределах времени своей жизни.
Может возникнуть ощущение, что социальные архетипы несут в себе только мощные аффективные состояния и локализованы в области событийного проявления. Действительно, их впервые наблюдали именно так, через эти состояния (К. Левин). На самом деле феномен социального поля намного более тонок и впечатляющ. Он носит глобальный характер и не локализован в пространстве и времени. Последние, так называемые эффекты синхронистичности К.Г. Юнга, формируют и обнаруживают социальное коллективное бессознательное на уровне не локализованных в пространстве социальных систем. Они наблюдаются и в животном мире, это так называемый внутривидовой феномен «сотой обезьяны», когда навык, условный рефлекс может передаваться без прямого контакта особей на любом расстоянии. В
культуре, например, они проявляются в феноменах возникновения одинаковых стилей в искусстве в разных частях мира, в синхронном совершении одинаковых научных открытий, в явлениях сверх устойчивости традиций и религий в диаспорах в разных уголках планеты. А догоняющая модернизация народов третьего мира, которые как бы «считывают» западную культуру, хотя и на свой лад, преодолевая целые эпохи исторического развития? В частности, загадку возникновения планетарного осевого времени (9, с. 257).
Развитие каждого социально- исторического архетипа можно описать в кодах растущего дерева ритмокаскадов.
Основные постулаты метода ритмокаскадов:
1. «Принцип максимума темпа роста ритмокаскадов»: сразу по завершении очередного периода происходит бифуркация его удвоения. Так последовательно образуется временной ритмокаскад - самый быстрый каскад Фейгенбаума.
2. «Принцип иерархической синхронизации ритмокаскадов»: в момент
бифуркации в некотором ритмокаскаде все параллельно развивающиеся в системе младшие ритмокаскады (т.е. имеющие в данный момент меньший период) обрываются и стартуют, т.е. синхронизируются вновь от точки бифуркации по старшинству. Так возникают классы эквивалентностей ритмокаскадов - иерархические уровни.
3. <«Принцип фрактальности - масштабной полноты ритмокаскадов»: в системе одновременно существуют все ритмокаскады, не противоречащие постулатам 1 и 2.
В реальной системе фрактальный рост обрывается, например, из-за конечности числа иерархических уровней, исчерпываемости структурного потенциала. Так возникает собственное время жизни системы. Легко заметить, что ни на одном из уровней не существует сколь угодно долгого периодического процесса, всегда он рано или поздно обрывается, а затем возрождается вновь, и лишь на первом уровне не существует ни одного периода (9).
Следующим специфическим свойством дерева ритмокаскадов является наличие зон трансформации-кризисов, или структурных резонансов - резких структурных перестроек системы, очередей бифуркаций от младших уровней к старшим. Максимальные трансформации предшествуют моментам последовательного удвоения базового периода на старшем уровне. Этой бурной, быстрой фазе предшествует «полуволна» вхождения в кризис и симметричная «полуволна» выхода из кризиса относительно среднего уровня, предваряемая предкризисным замедлением характерных ритмов в духе теории катастроф.
Строки ритмокаскадной матрицы отвечают следующим уровням системы, по очередности возникновения: 1 - субстанциальный; 2 - энергетический; 3 - реактивноэмоциональный; 4 - рефлекторно-логический; 5 - информационно-интуитивный (9, с. 253).
Литература
1. Акмеология / Под ред. А.А.Деркача. - М., 2002
2. Акмеологический словарь / Под ред. А.А. Деркача - М., 2004, 101 с.
3. Анисимов О.С. Гегель: мышление и развитие ( путь к культуре мышления).- М.: Агровестник, 2000.- 800 с.
4. Бодалев А.А. О субъективных условиях развития и сохранения личностного и творчески деятельностного потенциала человека// Современные проблемы смысла жизни акме. - Материалы симпозиумов ПИРАО. - М.: РАГС, 2005 - С. 42 - 54.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - С. 480.
6. Вяткин Б. А. Лекции по интегральной индивидуальности человека. - М.-Воронеж «МОДЭК»,2007. - 352 с.
7. Лесков Л.В. Футуросинергетика: универсальная теория систем. - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2005. - 170 с.
8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - С. 448.
9. Новые идеи социальной философии. - М., 2005
10.Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. - М.: Высшая школа, 1990. - 176 с.
11. Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект,
образовательная генетика и мировое развитие. - М.: Исслед. Центр, 1994. - 168 с.
© Соловьева Н.В., 2G11 © Богатырев А.Н., 2G11
Кириченко А.В. Волгин С.И.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ СУБЪЕКТОВ АВТОДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Kirichenko A.V. Volgin S.I.
AKMEOLOGICAL ANALYSIS OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE AWARENESS OF ROAD TRAFFIC
Статья посвящена проблеме развития правосознания субъектов автодорожного движения. В статье дается определение правосознания, анализируются «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», состояние безопасности дорожного движения и его зависимость от уровня развития правосознания субъектов автодорожного движения. Приводятся результаты экспертного опроса, который выявил первоочередную систему мер формирования, развития и совершенствования правосознания субъектов дорожного движения, а также факторов, оказывающих существенное влияние на этот процесс.
Ключевые слова: акмеологический анализ, правосознание, правовая культура, правовая грамотность, уровень развития правосознания, правовой нигилизм, субъекты автодорожного движения, экспертный опрос, система мер формирования, развития и совершенствования правосознания субъектов дорожного движения