АКМЕОЛОГИЯ №1
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
В. Н. Максимова
АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
роблема модернизации общего среднего образования как составной части россий-
ской системы образования по существу является проблемой нового качества общего
образования и предполагает отход от сложившейся на практике мономерной, вузоцентрической модели средней школы, усиление социальных функций общего образования. Современная школа призвана сформировать новые социальные модели адаптивного, безопасного и продуктивного поведения молодого человека на морально-правовой основе.
Задачи модернизации общего образования требуют разработки и теоретико-методоло-гических основ проектирования соответствующей образовательной системы и модели школы XXI века. В качестве такой модели мы предлагаем апробированную на практике в 30 школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области модель акмеологической школы, спроектированной на основе акмеологической концепции школьного образования [2].
Анализ исследований, раскрывающих признаки акме-форм развития человека и генезис данного понятия, позволил выделить его обобщенные характеристики:
— это структурно-функциональные системные образования (формы), которые отражают целостность развития человека, интеграцию гетерогенных процессов онтогенеза и социогенеза и обеспечивают высшие уровни реализации его потенциальных возможностей,
— целостность развития человека в акме-формах может быть результатом интеграции гетерогенных по своей природе процессов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития и одновременно ценностно-смыслового самоопределения и самореализации духовной сущности человека;
— акме-формы выступают в роли аттракторов устойчивого развития человека как био-психосоцильного существа благодаря мобилизации всех жизненных сил человека, аккумуляции всех составляющих биоэнергетического потенциала этой синергетической системы;
— акме-формы проявляются как результат эволюционного саморазвития, которое является высшим уровнем развития человека в относительно нормальных условиях среды, и как результат запредельных реакций, обеспечивающих выживание или достижение цели в экстремальных условиях;
—акме-формы — это не статичные образования, а динамичный феномен, который всегда проявляется в акмеологическом поведении человека и выдающихся достижениях его деятельности; это высший уровень возможностей и высший уровень их реализации, достигаемый под влиянием высокой мотивации достижений.
Акмеология школьного образования исследует такие акме-формы, как: зрелость, здоровье, духовность, творчество, индивидуальность и другие, отражающие вершины в развитии и деятельности растущего человека — ученика и взрослого человека - педагога в условиях образовательной среды.
Акмеологическое проектирование образовательных систем — это целеполагание, моделирование, конструирование и реализация совокупности педагогических условий образовательной среды (организационных, социальных, психологических, валеологических, материально-технических, управленческих, дидактических) на основе акмеологической концепции школьного образования.
Цель акмеологической школы — целостное и устойчивое развитие растущего человека на каждой ступени обучения. Возрастные периоды развития и взросления ребенка так или иначе совпадают с этапами его образования. В качестве интегрального критерия возрастного
развития и образования растущего человека выступает категория зрелости, которая соответствует новым требованиям к качеству общего среднего образования. Зрелость не является синонимом взрослости (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Реан и др.). Акмеология школьного образования исследует зрелость как вершину, акме-форму, которая образуется на пересечении гетерогенных процессов возрастного психофизиологического развития с доминированием онтогенетических закономерностей и образовательно-воспитательного процесса с доминированием закономерностей социокультурного развития. В акмеологической школе изучаются разные виды зрелости на каждой ступени обучения как показатели готовности ученика к переходу на следующую ступень обучения: первоклассник — школьная зрелость, ученик 4-5 класса — учебная зрелость как готовность к обучению в основной школе, девятиклассник — личностная зрелость как готовность к самостоятельному выбору дальнейшего образовательного маршрута, выпускник средней школы — социальная зрелость как готовность к личностному и профессиональному самоопределению в жизни [3].
Особое значение в практике современной школы имеет предупреждение дезадаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу в связи с отсутствием преемственности учебных программ и необходимостью систематизированного предметного обучения у разных учителей с различными требованиями и методами обучения. Так, с целью выявления возможных причин дезадаптации пятиклассников в школах, работающих по проекту “Акмеологическая школа” проводится системно-комплексная диагностика учебной зрелости по совокупности показателей:
— элементарные знания, умения и навыки по предметам образовательного стандарта для начальной школы;
— обобщенные учебные умения, связанные с развитием общих способностей;
— соответствие возрастным нормам физического и психического развития;
— познавательные интересы и мотивация продолжения обучения на II ступени;
— знания элементарных нравственных понятий и правил поведения и развитие элементарных коммуникативных умений.
Уровни учебной зрелости определяются путем корреляции названных показателей. Экспериментальное изучение учебной зрелости у пятиклассников позволило установить, что большинство обследованных (57,5%) находится на среднем уровне учебной зрелости, а высшего уровня достигают немногие (10%). Западает, прежде всего, такой показатель, как овладение обобщенными познавательными и общими учебными умениями, без которых невозможно достижение успеха в систематизированном предметном обучении в 5-9-х классах. Снижение успеха ведет к резкому падению мотивации обучения пятиклассников по сравнению с начальной школой, что создает кризисную ситуацию развития растущего человека.
Акмеологическое проектирование образовательных систем включает:
— целеполагание как ориентацию на целостное и устойчивое развитие растущего человека, которое выражается в определенном виде зрелости на каждом рубежном этапе обучения;
— введение в содержание образования элементов человекознания в виде учебных курсов валеологии (2-е, 7-е, и 10-е классы) и психологии (5-е, 8-е и 11-е классы): “Здоровый школьник — 2”, “Здоровый подросток — 7”, “Здоровая личность — 10”, “Психология общения — 5”, “Психология познания — 8”, “Психология личности — 11”;
— создание акмеологической службы сопровождения ученика в образовательном процессе на основе технологий системно-комплексной диагностики и коррекционно-реабилитационной педагогической поддержки;
— разработку акмеологических технологий обучения как технологий обеспечения успеха каждого ученика путем развития его творчества, рефлексии, общения и работоспособности, которые сочетаются с саморазвитием школьников как субъектов образовательного процесса;
— разработку акмеологических технологий воспитания на основе приоритета социально значимых ценностей личности (здоровье, семья, нравственность, жизнь, гражданственность) и акмеологических ценностей субъекта жизнедеятельности (саморазвитие, самосовершенствование, целостное и устойчивое развитие, духовность, жизненный успех, индивидуальность);
АКМЕОЛОГИЯ №1
АКМЕОЛОГИЯ №1
— разработку системно-комплексной диагностики целостного и устойчивого развития растущего человека как здоровой личности, обладающей резистентностью, невосприимчивостью к негативным влияниям жизненной среды и социальной зрелостью.
Акмеологического уровня образовательная система достигает прежде всего за счет ак-меологических технологий обучения и воспитания, которые составляют центральное звено такой системы, поскольку включают учащихся в реальную деятельность как субъектов саморазвития и самосовершенствования.
Акмеологические технологии обучения реализуют все аспекты и процедуры любой педагогической технологии. Существенными признаками акмеологических технологий являются следующие:
— это технология достижения успеха и высоких результатов (индивидуальных) в обучении, развитии и воспитании каждого ученика на основе его устойчивой мотивации достижений;
— это организация поэтапного процесса саморазвития ученика как субъекта познавательной деятельности на основе психологической закономерности единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн);
— это тактика наращивания успешности в обучении и саморазвитии каждого ученика с опорой на опережающее обучение в его “зоне ближайшего развития” (Л.С. Выготский);
— это комплексные технологии обучения, которые интегрируют методы и приемы из различных технологий обучения и направляют их на достижение успеха в целостном развитии растущего человека как ученика, личности и индивидуальности;
— это технологии, которые имеют свои собственные структурные компоненты: стадии саморазвития ученика и блоки параллельного педагогического воздействия — “развитие творчества”, “рефлексия", “сохранение работоспособности”, “общение и сотрудничество”;
— это технологии, которые требуют от учителя проектирования основной и корректирующей (регулирующей) программ обучения: общей и индивидуальной стратегии обучения разных детей класса; дифференциации потоков информации, их уровней по группам учащихся; использование функциональной роли каждого блока на каждой стадии саморазвития ученика; умения осуществлять параллельное педагогическое воздействие по всем блокам развития одновременно работать в “параллельном режиме”.
В акмеологических технологиях обучения, основанных на развитии рефлексивной и творческой деятельности, в процессе саморазвития на первый план выходят мотивы, связанные с самоутверждением ученика как здоровой личности и творческой Индивидуальности, способной к сотрудничеству и успеху на основе приоритета духовно-нравственных ценностей. Данные мотивы и ценности лежат в основе акмеологической позиции ученика, его акмедвижения по лестнице успеха, от одной вершины (акме) к другой по индивидуальному маршруту. Важно, чтобы.ученик не останавливался на достигнутом, чтобы у него не угасало стремление к новым достижениям. В этом состоит задача акмеологических технологий обучения.
Акмеологические технологии могут быть реализованы при соблюдении в процессе обучения определенных психолого-педагогических условий:
— создание акмеологической среды в ученическом коллективе, когда престижно хорошо учиться, а стремление к творчеству, к оригинальным решениям имеет общественную значимость и способствует повышению социального статуса ученика в классе;
— обеспечение единства сознания и деятельности учащихся на каждом этапе их саморазвития и на каждом этапе в структуре процесса обучения: целевом, побудительном, содержательном, операционном, результативном, контрольно-оценочном (Ю.К Бабанский);
— динамика познавательных задач в системе уроков по восходящей или нисходящей степени трудности (Н.А. Половникова) с определением “зоны успеха” у каждого ученика;
— обеспечение высокой мотивации достижений и успеха, развитие познавательного интереса от аморфорного к широкому интересу со стержневой предметной направленностью (Г.И. Щукина);
— гуманистический стиль общения и доверие к познавательным силам ученика;
— создание карты учебных проблем ученика, их осмысление учеником и учителем, организация психолого-педагогической поддержки и коррекционной работы.
Такие технологии целесообразно разрабатывать в рамках определенной учебной темы, раздела программы по предмету, выделяя блоки уроков по каждому этапу саморазвития учащихся и проектируя технологические схемы учебного процесса на каждом этапе.
Определяя задачи каждого этапа саморазвития, которые могут совпадать с этапами структуры процесса обучения, важно выделить акмеологические и программные задачи. Акмеологические задачи — это задачи развивающей работы педагога, стимулирующие процесс саморазвития ученика. Программные задачи - это задачи усвоения учебного материала программы, развития когнитивной сферы.
Школа №580 Приморского района Санкт-Петербурга в течение ряда лет работает как городская школа-лаборатория по проекту “Акмеологическая школа: новое качество образования”. Учителя школы осуществляют проектирование акмеологических технологий обучения в виде отдельных технологических модулей — учебных тем (разделов) программы. Так, учительница истории Н.В. Жолтикова в курсе истории Отечества в 10 классе избрала тему “Россия в конце XIX — начале XX века” (13 час); акмеологическую задачу изучения этой темы учительница сформулировала так: “Пробудить у учащихся интерес к своим предкам, к своим семейным корням с целью формирования конкретно-исторических представлений и развития исторического самосознания”.
Групповая организация учебной деятельности по нетрадиционным заданиям сопровождалась коллективно отработанными критериями оценки успехов учащихся: “2” и “3” не выставляются, “4” — с согласия ученика; регулярный самоанализ успехов учащихся на уроках по составленным учителем вопросам; регулярное тестирование и оценка результатов инициативной группой с помощью учительского ключа. Самоанализ и самооценка, обратная связь на каждом уроке, установка на успех каждого ученика и его поощрение — это акмеологические факторы формирования у учащихся потребности в достижении, стремления к успеху, мотивации творчества, что характеризует акмеологическую жизненную позицию.
Акмеологические технологии обучения, являясь фактором гуманизации образования, безусловно, имеют большой воспитательный эффект. В 580-й школе они сочетались с ак-меологическими технологиями семейного и валеологического воспитания. Темой научно-исследовательской работы школы-лаборатории была избрана проблема: “Генеалогический анализ семьи как фактор развития воспитательной системы акмеологической школы". Организуя научно-практическую и опытно-экспериментальную работу, педагогический коллектив школы опирался на следующие теоретические позиции.
— Ориентация воспитательной системы на индивидуально-личностное развитие школьника как ведущую идею невозможна без социальной ориентации, без создания социокультурной среды школы как сферы творческой самореализации педагога-воспитателя и ученика-воспитанника.
— Создание социокультурной среды школы как сферы творческой самореализации (путем сотрудничества с Центром досуга, с культурными и спортивными учреждениями учебного округа, организации традиционных праздников, благоустройства территории и т.п.) предполагает сотрудничество с семьей, раскрытие ее воспитательного потенциала.
- Воспитательная система приобретает целостность, когда педагог, ученик и родитель выступают как субъекты педагогического процесса, имеющие общие ценностно-смысловые ориентации, среди которых важное место занимают такие ценности, как семья и духовные традиции семьи, что необходимо для обеспечения преемственности воспитания в семье и в школе, особенно в условиях многонационального образования.
- Воспитательный потенциал семьи раскрывается с помощью нового для школы метода — генеалогического анализа семьи как рода, который направлен на включение семьи в единое воспитательное пространство школьника и инновационное развитие воспитательной системы школы.
— Генеалогический анализ семьи как рода выступает как фактор развития воспитательной системы школы, если включается социально-психологические и психолого-педаго-гические механизмы воздействия на сознание, мотивацию и поведение школьника:
- осознание им своей семьи и ее культурно-духовного наследия как индивидуальноличностной и социальной ценности одновременно;
АКМЕОЛОГИЯ №1
АКМЕОЛОГИЯ №1
— соучастие школьника совместно с родителями в генеалогическом анализе своей семьи как рода, что мотивирует самопознание и саморазвитие личности и индивидуальности;
— соучастие школьника совместно с родителями и педагогами в использовании воспитательно ценных результатов генеалогического анализа семьи в педагогической деятельности, что способствует становлению школьника как субъекта воспитательного процесса.
— Семья и семейные традиции, социальный опыт детства в семье, социальное исследование выступают ведущим фактором, обуславливающим достижение жизненного успеха растущим человеком, включая успехи в образовании, поскольку фактор семьи влияет на формирование всех жизненных сил человека, его ценностные ориентации, мотивацию достижения успеха (или максимального избегания неудач), первичную социализацию и самореализацию, духовное становление растущей личности, способной определить свое “Я” в постоянно меняющемся социуме (основы такого подхода заложены генетической психологией личности, которую Б.Г. Ананьев включил в систему человекознания).
Научно-методическая работа педагогического коллектива школы-лаборатории № 580 над проблемой генеалогического анализа семьи как рода осуществлялась в несколько этапов.
На первом этапе был разработан комплект методик, позволяющих провести генеалогический анализ семей учащихся и выявить некоторые тенденции развития семьи и ребенка в школе; проведена локальная апробация разработанных методик, отработаны механизмы их проведения, анализа, обработки и интерпретации результатов.
В целях генеалогического анализа семьи предложено использовать следующие методики:
— “Генеалогическое дерево” или “Мое семейное древо” (автор В.В. Максимов);
— “Потребность в достижении” (автор Ю.М. Орлов);
— “Удовлетворенность жизнью” (авторы В.Н. Максимова и Н.М. Полетаева);
— “Социально-психологический портрет семьи” (автор-психолог Н.Г. Комиссаренко).
На втором этапе проходила работа: педагогический коллектив школы приобщался к
использованию метода генеалогического анализа как средства повышения воспитательного потенциала семьи и педагогической деятельности, как фактора формирования целостности воспитательной системы школы и ее развития; были выделены группы учителей по степени их активности в использовании метода генеалогического анализа семьи и анализ результативности их работы.
Третий этап проходил как творческое сотрудничество учителей с группой родителей, которые положительно относятся.к проведению генеалогического анализа их семей и проявляют готовность к подбору материалов о семейных традициях, о духовно-культурном наследии семьи с целью их использования в образовательно-воспитательном процессе, тем самым проявляя себя субъектом целостного воспитательного процесса.
В результате сложилась технология генеалогического анализа семьи как фактора развития воспитательной системы акмеологической школы. Генеалогический анализ семьи представляет собой одновременно и метод и процесс осмысления семейного бытия, семейных отношений, традиций, взглядов, интересов, приоритетов, осмысления учащимися, их родителями и учителями.
Корреляция результатов исследования учащихся и родителей 3-х, 7-х и 9-х классов (соответственно 175 и 138 человек) позволили разработать рабочий вариант типологии семьи по критерию успешности:
I тип — условно счастливая семья;
II тип — условно успешная семья;
III тип — условно малоуспешная семья;
VI тип — условно неуспешная семья.
Доминирующим оказался тип семьи, который можно назвать условно успешной, удовлетворенной жизнью.
Одной из задач исследования было выявление зависимости между степенью успешности семьи школьника и уровнем его обученности. Диагностику обученности мы рассматриваем как фактор развития образовательной системы. Генеалогический анализ семьи под углом зрения мотивации достижений и реальных жизненных успехов (акмеологический подход к воспитанию) служит фактором развития воспитательной системы школы. Осозна-
ние педагогами, родителями и учащимися взаимосвязей между особенностями семьи и реальными учебными успехами детей способствует созданию диного образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на достижения, успех, жизненную активность.
Диагностика обученности учащихся осуществлялась в форме диагностических контрольных работ по ведущим учебным предметам в рамках общерайонной диагностики, проводимой ежегодно в школах Приморского района. Сравнение достигнутых уровней обученности и типов семьи показало, что наиболее коррелирует высокий уровень обученности и счастливая семья только в начальной школе (3-и классы) а в 7-х и 9-х классах эта связь последовательно падает.
Наиболее устойчивая связь наблюдается между средним уровнем обученности и условно успешным типом семей (средний показатель по всем классам наиболее высокий — 42,6%), а связь между высоким уровнем обученности учащихся и условно счастливой семьей выражена средним показателем в 39,0%.
Генеалогический анализ семьи как инновационная технология может быть успешно применен в любой массовой школе. Кроме того, генеалогический анализ является новой формой сотрудничества педагога, ученика и родителей учащихся, способствующей сближению семьи и школы.
Системно-комплексная диагностика качества образования как фактор развития ак-меологических школ [1] включает пять основных направлений: диагностика обученности, психологическая, валеологическая, социально-педагогическая и акмеологическая диагностика. Акмеологическая диагностика школьного образования, являясь составной частью акмеометрии, развивается в двух аспектах: интеграция результатов других диагностик и их корреляционный анализ; разработка методик диагностики собственно акмеологических показателей, акме-форм.
Апробация системно-комплексной диагностики в акмеологических школах Приморского района Санкт-Петербурга (с 1993 г.) способствовало росту обученности учащихся, особенно в выполнении творческих заданий (рост минимальных коэффиентов усвоения от Ку=0,383 к Ку=0,641), а также позволила выявить некоторые тенденции корреляции показателей развития гетерогенных процессов формирования зрелости школьника.
Таким образом, акмеологическое проектирование образовательных систем предусматривает управление, качеством образования через управление связями показателей интегральных характеристик целостного и устойчивого развития школьника в образовательной среде.
ЛИТЕРАТУРА
1 Диагностика как фактор развития образовательной системы/Ред. В.Н.Максимова.
СПб., 1995.
2 Максимова В.Н. Акмеологическая концепция школьного образования: модель школы будущего // Известия Академии педагогических и социальных наук. М.-Воронеж, 2000. С.39—41.
3 Максимова В.Н. Акмеология школьного образования. СПб., 2000.
АКМЕОЛОГИЯ №1