Научная статья
DOI: 10.24412/3034-3445-2024-4-87-96 УДК 37.048.45
АКАДЕМИЯ ТАЛАНТОВ - ПРОВОДНИК ОДАРЕННОГО ШКОЛЬНИКА В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ И УНИВЕРСИТЕТА МЕЧТЫ
Масколюнас Евгения Николаевна1
1 ГБНОУ «Академия талантов», Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Аннотация:
Введение. В статье рассмотрена проблема выбора жизненного пути и профессиональной ориентации среди одаренных школьников. Основа такого выбора закладывается в семье, школе и в учреждениях дополнительного образования. На базе Академии Талантов города Санкт-Петербурга существует множество программ, благодаря которым происходит взаимодействие, поддержка, а также развитие уникальных способностей одаренных детей. В статье приведен пример таких программ для детей, проявляющих особые интересы в изучении химии и биологии. На основании предложенного педагогом маршрута развития школьника происходит выбор определенного пути к достижению поставленной цели. Благодаря такому взаимодействию и поддержке особых способностей и талантов школьника возможна лучшая мотивация, достижение ими высоких образовательных результатов, а также верный выбор профессии в будущем.
Материалы и методы. В целях развития региональной системы по работе с талантливыми детьми и молодежью в Санкт-Петербурге функционируют различные образовательные центры выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта, образования и науки. Одним из таких центров является ГБНОУ Академия Талантов, в которой на постоянной основе занимаются более 1700 обучающихся, проявивших особые таланты в области науки, искусства и спорта. Региональный центр в ходе развития образовательной экосистемы реализует ключевую задачу по расширению сети партнерских организаций для вовлечения общих ресурсов в интересах школьников города. Реализация этой задачи позволяет значительным образом повышать вариативность и качество предлагаемых образовательных программ, а также дает возможность ориентировать ребенка при построении индивидуального образовательного маршрута. Таким образом, Региональный центр становится для школьника единой точкой входа и навигатором в открытой образовательной экосистеме, лишенной межведомственных барьеров.
© Е.Н. Масколюнас, 2024
На базе Академии талантов существует множество программ дополнительного образования по предметам естественно-научного цикла, и две из них «Биохимия и молекулярная биология» и « Иммунохимия», преподаватель кандидат биологических наук Масколюнас Е.Н. Программы направлены на расширение знаний в области биологии и химии и подготовку учащихся к ВсОШ по биологии. Данные программы рассчитаны на учеников 8-11 классов, проявляющих интерес в изучении, как биологии, так и химии.
В настоящий момент именно биология считается одной их самых тяжелых дисциплин вследствие наличия огромного количества материала, а также необходимости обладать межпредметными и метапредметными знаниями. Следовательно, успех в изучении биологических наук возможен только при наличии у ребенка определенных данных и особенностей мышления. Безусловно, потенциал такого ребенка огромен, и его без сомнения можно назвать одаренным. Реализация данных образовательных программ основана на трудах и методических инновациях В.С.Мухиной и потому участвует в организации и становлении психологического времени личности - то есть помогает школьнику увидеть и запомнить нужные и позитивные моменты своего прошлого и связать их с настоящим. Благодаря такой постоянной и совместной с педагогом рефлексии у школьника возникает понимание своего жизненного пути через психологическую реконструкцию системы причинных и целевых связей между жизненными событиями, свойствами личности, значимыми для нее людьми [2].
Результаты исследования. В качестве результатов приводится успешное завершение обучения по данным образовательным программам на примере двух школьниц, которые успешно освоили материал и получили все необходимые разъяснения от педагога. Обе школьницы в процессе рефлексии на себя осознали свое психологическое время, что помогло им в построении своего собственного образовательного маршрута и успешному прохождению выбранного пути. Благодаря постоянной рефлексии вместе с педагогом и анализу ошибок был сделан выбор профессии и университета, а также успешная реализация поставленных целей и задач. Обе учащиеся говорили, что даже не мечтали о поступлении в такой ВУЗ как МГУ, но педагогу их удалось убедить, что они этого достойны, и у них все получится, и это действительно произошло.
Обсуждение и заключения. Таким образом, через постоянную рефлексию на себя, самосознание школьника развивается в соответствии с его психологическим временем личности. Следовательно, благодаря такому уникальному учреждению дополнительного образования возможно пополнение ВУЗов успешными и усердными студентами, а они в ближайшем будущем дадут нашей великой стране прекрасных специалистов в своих областях.
Ключевые слова: Самосознание, одаренный школьник, мотивация, олимпиады, психологическое время личности, педагог дополнительного образования, уникальность, маршрут, профессиональная ориентация, ВУЗ мечты, поддержка, развитие таланта, вступительные испытания.
Для цитирования: Масколюнас Е.Н. Академия талантов - проводник
одаренного школьника в выборе профессии и университета мечты // Вестник Университета Российского инновационного образования. 2024. № 4. С. 87-96. DOI: https://doi.org/10.24412/3034-3445-2024-4-87-96.
Original article
THE ACADEMY OF TALENTS IS A GUIDE FOR A GIFTED SCHOOLCHILD IN CHOOSING A PROFESSION AND A UNIVERSITY OF HIS DREAMS
Evgenia N. Maskolyunas1
1 SBEI "Academy of Talents", St. Petersburg, Russia, [email protected]
Abstract:
Introduction. The article examines the problem of choosing a life path and professional orientation among gifted schoolchildren. The basis for such a choice is laid in the family, school and in institutions of additional education. On the basis of the Academy of Talents of the city of St. Petersburg, there are many programs that enable interaction, support, and the development of the unique abilities of gifted children. The article provides an example of such programs for children with special interests in studying chemistry and biology. Based on the student's development route proposed by the teacher, a certain choice is made.
Materials and methods. In order to develop a regional system for working with talented children and youth, various educational centers for identifying and supporting gifted children in the fields of art, sports, education and science are operating in St. Petersburg. One of these centers is the GBNOU Academy of Talents, where more than 1,700 students who have shown special talents in the fields of science, art and sports are engaged on an ongoing basis. As part of the development of the educational ecosystem, the Regional Center is implementing a key task to expand the network of partner organizations to involve common resources in the interests of the city's schoolchildren.
The implementation of this task makes it possible to significantly increase the variability and quality of the educational programs offered, and also makes it possible to orient the child when building an individual educational route. Thus, the Regional Center becomes a single entry point and navigator in an open educational ecosystem for the student.
On the basis of the Academy of Talents, there are many additional education programs in subjects of the natural science cycle, and two of them are "Biochemistry and Molecular Biology" and "Immunochemistry", the teacher is Candidate of Biological Sciences E.N. Mascoliunas. The programs are aimed at expanding knowledge in the field of biology and chemistry and preparing students for the Higher School of Biology. These programs are designed for students in grades 8-11 who are interested
in studying both biology and chemistry.
At the moment, biology is considered one of the most difficult disciplines due to the availability of a huge amount of material, as well as the need to possess interdisciplinary and metasubject knowledge. Therefore, success in the study of biological sciences is possible only if the child has certain data and peculiarities of thinking. Of course, the potential of such a child is huge, and he can undoubtedly be called gifted.
The implementation of these educational programs is based on the works and methodological innovations of V.S.Mukhina and therefore participates in the organization and formation of the psychological time of the individual - that helps the student to see and remember the necessary and positive moments of his past and connect them with the present. Thanks to such constant and joint reflection with the teacher, the student gets an understanding of his life path through the psychological reconstruction of the system of causal and target connections between life events, personality traits, and people important to her [2].
The results. The results are successful training in these educational programs using the example of two schoolgirls who successfully mastered the material and received all the necessary explanations from the teacher. Both schoolgirls realized their psychological time in the process of self-reflection. This helped them in building their own educational route and successfully completing their chosen path. Thanks to constant reflection with the teacher and the analysis of mistakes, the choice of profession and university was made, as well as the successful implementation of the goals and objectives set. Both students said they had never even dreamed of going to a university like Moscow State University, but the teacher managed to convince them that they were worthy of it, and they would succeed and they both did it.
Discussion and conclusions. Thus, through constant self-reflection, the student's self-awareness develops in accordance with his psychological personality time. Consequently, thanks to such a unique institution of additional education, it is possible to replenish universities with successful and diligent students, and in the near future they will provide our great country with excellent specialists in their fields.
Keywords: Self-awareness, gifted schoolchild, motivation, Olympiads, psychological time of the individual, teacher of additional education, uniqueness, route, career guidance, dream university, support, talent development, entrance examinations.
For citation: Maskolyunas E.N. The academy of talents is a guide for a gifted schoolchild in choosing a profession and a university of his dreams // Bulletin of the University of Russian Innovative Education. 2024. No. 4. P. 87-96. DOI: https://doi. org/10.24412/3034-3445-2024-4-87-96.
Введение.
Одаренный школьник — это ученик, который проявляет выдающиеся способности в определенной области, будь то учеба, искусство, спорт или другие сферы. Такие дети часто имеют высокий уровень интеллекта, креативности и мотивации к обучению. С такими детьми интересно работать, так как в
большинстве случаев они уже мотивированы на познание нового и интересного. Такие дети сами являются мотивирующим фактором в работе педагогов, как школы, так и дополнительного образования. Но надо понимать, что такие дети чаще всего обладают огромным потенциалом в отношении многих областей познания. Одаренные дети считаются открытыми для нового опыта, упорными, не склонными подчиняться общим нормам, а также интеллектуально и эмоционально независимыми. Они могут быть эмоционально неустойчивыми и импульсивными, но, все же, часто уверены в себе и имеют хорошее понимание собственного творческого потенциала и своих способностей. Высокий творческий потенциал одаренных детей, возможно, чаще всего служит причиной возникновения их проблем в школе, связанных с отсутствием понимания. К таким детям нужен особый подход, а при работе с такими детьми в образовательных организациях необходим особый методический подход.
1) Обзор литературы.
Одаренные дети уникальны в том, что им свойственна способность видеть необычные и разнообразные связи и целостные образы, они требуют возможности самостоятельно исследовать материалы и идеи, «играть» с ними, думать «около» и не по правилам. Гибкость мышления связана с быстрым переключением мысли с одних аспектов и проблем на другие, с восприятием одной и той же проблемы с разных точек зрения [3].
Кроме того, такие дети склонны к оригинальности и воображению в мыслях и действиях, в меньшей степени ориентированы на группу, больше сосредоточены на себе, чаще стремятся оставаться в одиночестве, чем средние люди. Последнее может быть связано с тем, что некоторые творческие задачи требуют длительных периодов концентрации без перерывов [3]. Поэтому важно при работе с одаренными детьми не только открывать для них новые факты, но и поддерживать и развивать их талант, помогать им справляться со всеми сложностями неординарного мышления. Это в свою очередь не только способствует лучшему достижению результатов, но и может влиять на профессиональную ориентацию, а значит, в будущем, можно будет получить действительно выдающегося сотрудника и высококлассного специалиста.
Согласно концепции В.С. Мухиной четвертое звено структуры самосознания для любого человека, в том числе для школьника -психологическое время личности. Это своего рода жизненный путь, основанный уже на собственном опыте и воспоминаниях, а также представления или предположения о собственном будущем [2]. Психологическое время личности позволяет стремиться осознавать свой уникальный путь индивидуальной жизни, стремиться объективно оценивать себя в своих притязаниях на всех этапах жизни [2]. В определенном возрасте школьник уже четко знает, что ему нравится, помнит, в том числе, негативный опыт и пытается подобного не допустить в будущем. И для многих учащихся будущее, особенно касательно выбора профессии, еще далеко и размыто [2]. Но для некоторых школьников такой вопрос уже является актуальным. Такие школьники более активны в
своей внеурочной деятельности, а потому посещали и посещают многие кружки и уже имеют представление, чем бы они хотели в своем будущем заниматься. У одаренного школьника, разумеется, спектр интересов шире, а требования к себе и окружению выше. Такие школьники порой имеют несколько вариантов развития их будущего и довольно длительное время находятся в процессе выбора их жизненного пути и их профессии. Поэтому такие дети особенно остро нуждаются в поддержке педагогов, так как взаимодействие с такими детьми в верном ключе позволит не только выявить, но и развить их талант во благо, как самого ребенка, так и нашей страны.
Материалы и методы.
В целях развития региональной системы по работе с талантливыми детьми и молодежью в Санкт-Петербурге функционируют различные образовательные центры выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта, образования и науки. Одним из таких центров является ГБНОУ Академия Талантов, в которой на постоянной основе занимаются более 1700 обучающихся, проявивших особые таланты в области науки, искусства и спорта. Более 60 000 детей ежегодно принимают участие в онлайн -и оффлайн-мероприятиях. Региональный центр обеспечивает выполнение регионального показателя по реализации для обучающихся города интенсивных профильных образовательных программ (Профильных смен), ежегодно обучая более 4000 школьников Санкт-Петербурга 1-11 классов по 120 программам. Таким образом, широкий диапазон образовательных событий и программ позволяет каждому найти что-то полезное и интересное для себя. Региональный центр в ходе развития образовательной экосистемы реализует ключевую задачу по расширению сети партнерских организаций для вовлечения общих ресурсов в интересах школьников города.
Реализация этой задачи позволяет значительным образом повышать вариативность и качество предлагаемых образовательных программ, а также дает возможность ориентировать ребенка при построении индивидуального образовательного маршрута. Таким образом, Региональный центр становится для школьника единой точкой входа и навигатором в открытой образовательной экосистеме, лишенной межведомственных барьеров.
На базе Академии талантов существует множество программ дополнительного образования по предметам естественно-научного цикла, и две из них «Биохимия и молекулярная биология» и « Иммунохимия», преподаватель кандидат биологических наук Масколюнас Е.Н. Программы направлены на расширение знаний в области биологии и химии и подготовку учащихся к ВсОШ по биологии. Данные программы рассчитаны на учеников 8-11 классов, проявляющих интерес в изучении, как биологии, так и химии. Программы реализуются в группах по 15 человек и длятся один или два учебных года.
В настоящий момент именно биология считается одной их самых тяжелых дисциплин вследствие наличия огромного количества материала, а также необходимости обладать межпредметными и метапредметными знаниями. Именно биология в настоящее время включает в себя знания по большинству
предметов естественно-научных областей. То есть для участия в олимпиадах школьник должен не только ориентироваться в биооразнообразии, но и владеть элементарнымиметодамистатистическогоанализа,основамитеориивероятности, а хотя бы также базовыми знаниями по физике. Химию учащийся должен знать не хуже биологии: без понимания химии и процессов в живых системах невозможно понять биохимию, иммунологию и молекулярную биологию, а это все перспективные направления биологической науки. Таким образом, биология - это масштабная область познания, которая доступна в большей степени школьникам, не только обладающим широким кругозором, но и высокими познавательными способностями. Кроме того, школьники, увлекающиеся биологией, должны не только не стандартно мыслить, но и обладать хорошей памятью, чтобы держать в уме множество фактов, свободно владеть ими, а также уметь сравнивать и сопоставлять при первой необходимости. Можно заключить, что успех в изучении биологических наук возможен только при наличии у ребенка определенных данных и особенностей мышления. Безусловно, потенциал такого ребенка огромен, и его без сомнения можно назвать одаренным.
Работать с такими детьми интересно, но не просто, и при работе с ними требуется индивидуальный подход. Благодаря современным технологиям это удается реализовать и на базе Академии Талантов - создаются группы и чаты, куда производится рассылка материала. Учащийся может в любой момент задать вопрос и получить ответ от педагога, а также попросить скорректировать программу с учетом его интересов, пожеланий, а также требований в связи с предстоящим соревнованием по предмету.
Во время занятий школьники получают не только необходимую теоретическую базу, которая представлена наглядными презентациями и понятным объяснением, но имеют представление о методах, с помощью которых эти теоретические знания были получены. Таким образом, дети не только расширяют свой кругозор и узнают новое, но и у них складывается понимание о некоторых профессиях в области химии и биологии. В совокупности со школьным материалом это поможет одаренному школьнику в выборе верного пути и в дальнейшей профессиональной ориентации [1]. Это очень важно, так как, обладая огромным потенциалом, одаренный школьник испытывает сложности в выборе интересного для него направления, так как ему все удается и потому все интересно.
Педагог является не только знатоком своего дела, но и наставником, который помогает одаренному школьнику сделать правильный выбор и помочь в реализации данного выбора. Таким образом, реализация данных образовательных программ основана на трудах и методических инновациях В.С.Мухиной и потому участвует в организации и становлении психологического времени личности - то есть помогает школьнику увидеть и запомнить нужные и позитивные моменты своего прошлого и связать их с настоящим. Кроме того, именно педагог в данном случае помогает найти нужные связи и ориентиры по жизни, а также предложить оптимальный вариант развития именно для
этого конкретного одаренного школьника. В рамках данных образовательных программ педагог анализирует ошибки, развитие компетенций школьника, а также помогает ему все это осознать и принять. Благодаря такой постоянной и совместной с педагогом рефлексии у школьника возникает понимание своего жизненного пути через психологическую реконструкцию системы причинных и целевых связей между жизненными событиями, свойствами личности, значимыми для нее людьми [2]. Отражаясь в сознании учащегося, эти связи образуют многослойную субъективную картину жизни, которая, в свою очередь, помогает устойчивому и полноценному развитию самосознания школьника [2]. Это, в свою очередь является залогом выбора правильного жизненного пути и успешной профессиональной реализации в будущем.
Результаты исследования
В качестве результатов работы данных программ можно привести успех двух школьниц, которые уже в настоящее время являются студентками МГУ им.М.В.Ломоносова. Педагог дополнительного образования Масколюнас Е.Н. на базе Академии Талантов помогла построить траекторию развития, благодаря чему дети смогли поступить в ВУЗ мечты. Одна из них Таисия Либина - сейчас студентка второго курса химического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, проявляла интерес к решениям задач по химии. Именно с этим запросом она и пришла на дополнительные занятия, которые продолжались в общей сложности почти 2 года. Во время занятий разбирались задачи различных этапов ВсОШ и перечневых олимпиад по химии, а затем и по биологии. Участвовать в данных олимпиадах было необходимо, так как они дают не только дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ, но и бесценный опыт, а также закаляют характер. Школьница, учась в 11м классе, прошла в очный тур олимпиады по химии Ломоносов, побывала на химическом факультете, увидела все своими глазами и еще больше захотела там учиться. Таким образом, правильно выстроенный маршрут помог еще больше мотивировать школьника к последующей усердной учебе, успешной сдаче ЕГЭ и затем и дополнительных вступительных испытаний на химическом факультета МГУ им.М.В.Ломоносова.
Другая учащаяся, Серафима Кузьмина, сейчас студентка первого курса биологического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова проявляла особый интерес к изучению биологии и химии, но затем сосредоточила свои усилия на биологии. Химия при этом помогла как в понимании биологии в целом, так и в успешном участии в олимпиадах по биологии - диплом 2й степени на региональном этапе ВсОШ и диплом 2й степени в олимпиаде Ломоносов. В данном случае школьница не только побывала на биологическом факультете МГУ, и мотивации к дальнейшему изучению предмета появилось еще больше, но олимпиада Ломоносов дала необходимые бонусы, которые, безусловно, помогли поступить на бюджетную форму университета. Обе учащиеся говорили, что даже не мечтали о поступлении в такой ВУЗ как МГУ, но педагогу их удалось убедить, что они этого достойны, и у них все получится.
Обсуждение и заключения
Таким образом, раскрытие таланта школьника - это, наверное, основная задача педагога наряду с мотивацией и подачей новой информации детям. Очень часто школьник, как и его семья не догадываются, что у него есть склонность к тем или иным наукам, и что он может считаться «одаренным». И только обладающие определенными компетенциями педагоги способны рассмотреть, выявить этот талант и раскрыть его для дальнейшего развития. Через постоянную рефлексию на себя, самосознание школьника развивается в соответствии с его психологическим временем личности. Кроме того, индивидуальное переживание одаренным ребенком своего физического и духовного изменения в течение времени, представленного прошлым, настоящим и будущим, способствует оценке пройденного пути на объективном и целостном уровне [2].
Таким образом, можно сказать, что талантливыми школьниками не рождаются, а становятся, ведь у всех нас есть какие-либо таланты в определенной сфере жизни. И ключевая роль в раскрытии этого таланта принадлежит именно педагогу и школе. Благодаря различным образовательным программам на базе Академии уделяется значительное внимание именно дополнительному образованию школьников, то именно в городе Санкт-Петербурге создана благоприятная среда для раскрытия и развития особых способностей в областях науки, искусства и спорта. Таким образом, благодаря такому уникальному учреждению дополнительного образования возможно пополнение ВУЗов успешными и усердными студентами, а они в ближайшем будущем дадут нашей великой стране прекрасных специалистов в своих областях.
Литература
1. Н.С. Пряжников. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. М.: - Издательство Московского Психолого-социальный института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 400с.
2. В.С. Мухина. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений - 10е издание перераб.и доп. - М.: Издательский центр«Академия», 2006. - 608с.
3. Е.И. Щебланова. Неуспешные одаренные школьники», РАО, М.: Обнинск, ИГ-СОЦИН, 2008. - 212с.
References
1. Pryazhnikov N.S. Metody aktivizatsii professional'nogo i lichnostnogo sa-moopredeleniya: Uchebno-metodicheskoe posobie []Methods of activating professional and personal self-determination: Textbook. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo Psik-hologo-sotsial'nyi instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODEK», 2002. 400 p.
2. Mukhina V.S. Vozrastnaya psikhologiya. Fenomenologiya razvitiya: uchebnik dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenii - 10e izdanie pererab.i dop [Age Psy-
chology. Phenomenology of Development: textbook for students of higher educational institutions - 10th revised and enlarged edition]. M.: Izdatel'skii tsentr«Akademiya», 2006. 608p.
3. Shcheblanova E.I.. Neuspeshnye odarennye shkol'niki [Unsuccessful gifted schoolchildren]. RAO, M.: Obninsk, IG-SOTsIN, 2008. 212 p.
Информация об авторах
Масколюнас Евгения Николаевна, кандидат биологических наук, педагог дополнительного образования, ГБНОУ «Академия талантов», Санкт-Петербург, Российская Федерация, [email protected]
Information about the authors
Maskolyunas Evgeniya Nikolaevna, Candidate of Biological Sciences, Teacher of additional education, SBEI "Academy of Talents", St. Petersburg, Russian Federation, [email protected]
Информация о конфликте интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Information about competitive interests:
The authors declare that they have no conflict of interest
Статья поступила в редакцию: 8.11.2024, одобрена после рецензирования: 15.11.2024, принята к публикации: 22.11.2024
The article was submitted: 8.11.2024; approved after reviewing: 15.11.2024; accepted for publication: 22.11.2024