УДК: 371:75.026
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО
СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХОШИМОВА ГУЛШАН ГАДОЙБОЕВНА к.п.н. старший преподователь кафедры социальной и профессиональной педагогики ГОУ «ХГУ им. акад.Б. Гафурова», Худжанд, Таджикистан
Аннотация. В статье рассматриваются формы организации обучение одаренных детей, возможности и потенциал творчества и таланта младших школьников, создание развивающей среды образовательного процесса, роль и особенности педагогов в организации образовательного процесса, возможности общеобразовательных учреждений для развития талантов школьников.
Автор попытался рассмотреть важнейшие формы обучения, индивидуально-дифференциальные особенности деятельности младших школьников и особенности педагогической деятельности учителя с одаренными учащимися с научно-методической точки зрения.
Автором статьи исследованы проблемы воспитания одаренных детей в общеобразовательных учреждениях и пути организации индивидуального и дифференцированного обучения, а также высказаны полезные мнения о важности и необходимости дифференцированного и индивидуального обучения.
При подготовке статьи творчески и уместно использовались зарубежная и отечественная литература и государственная программа.
Отмечается, что выбор и реализация той или иной формы персонализации и дифференциации образования должны определяться не только общими возможностями образовательного учреждения, но и, в первую очередь, исходя из индивидуальных особенностей обучающегося. Независимо от условий обучения одаренных учащихся, то есть они учатся в специальном учреждении, специальном классе или в общеобразовательных учреждениях, необходимо знать, чему и как учится одаренный ребенок.
В заключении автор подчеркивает, что важными условиями преодоления проблем обучения одаренных учащихся являются: повышение уровня и качества образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования; повышение профессиональных компетенций учителей, использование активных методов обучения, инновационных технологий; рассматривается создание развивающей образовательной среды и высокое содержание образовательных программ.
Ключевые слова: способности детей, формы обучения, особенности деятельности педагога, познавательные процессы и духовные ценности учащихся, социальные отношения, дифференцированное обучение, альтернативное обучение, индивидуализация обучения, образовательная среда.
FORMS OF EDUCATION OF GIFTED CHILDREN IN INSTITUTIONS OF GENERAL
SECONDARY EDUCATION
HOSHIMOVA GULSHAN GADOYBOEVNA
Ph.D. Senior Lecturer, Department of Social and Professional Pedagogy, State Educational Institution "KhSU named after academician B. Gafurov, Khujand, Tajikistan
Abstract. The article discusses the forms of organizing the education of gifted children, the possibilities and potential of creativity and talent of younger students, the creation of a developing environment for the educational process, the role and characteristics of teachers in the organization
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
of the educational process, the possibilities of educational institutions for the development of schoolchildren's talents.
The author tried to consider the most important forms of education, individual-differential features of the activity of younger students and the features of the pedagogical activity of a teacher with gifted students from a scientific and methodological point of view.
The author of the article explored the problems of educating gifted children in general educational institutions and ways of organizing individual and differentiated education, as well as expressed useful opinions on the importance and necessity of differentiated and individual education.
In preparing the article, foreign and domestic literature and the state program were creatively and appropriately used.
It is noted that the choice and implementation of one or another form of personalization and differentiation of education should be determined not only by the general capabilities of the educational institution, but, first of all, based on the individual characteristics of the student. Regardless of the learning conditions of gifted students, that is, they study in a special institution, a special class or in general educational institutions, it is necessary to know what and how a gifted child learns.
In conclusion, the author emphasizes that the important conditions for overcoming the problems of teaching gifted students are: increasing the level and quality of the educational process in institutions of general secondary education; improving the professional competencies of teachers, the use of active teaching methods, innovative technologies; the creation of a developing educational environment and the high content of educational programs are considered.
Keywords: children's abilities, forms of education, features of the teacher's activity, cognitive processes and spiritual values of students, social relations, differentiated education, alternative education, individualization of education, educational environment.
Способности детей в процессе обучения определяются выполнением той или иной продуктивной деятельности. Появление интеллектуальной способности ребенка связано с возможностями его детской жизни. Необходимо иметь в виду, что интеллектуальное развитие большинства детей происходит в раннем детстве (дошкольном возрасте).
Об открытии и специальном воспитании одаренных детей заявил более двух тысяч пятисот лет назад китайский ученый Конфуций. Эта идея была применена в древнем Китае, где использовались различные тесты для определения уровня логического мышления, творчества, памяти, каллиграфии и других специальных способностей детей. Древнегреческий философ Платон также считает, что необходимо выявлять талантливых детей и давать им научное образование, полезное для развития страны. Таким образом, поиск и обучение одаренных детей имеет очень древнюю и долгую историю.[1].
Обучение одаренных детей в общеобразовательных учреждениях может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (путем выделения групп учащихся в зависимости от их способностей, разработки индивидуальной образовательной программы, обучения по отдельным учебным предметам и т. д.).
Хотя в Республике Таджикистан в последние годы увеличилось количество лицеев, гимназий и специализированных образовательных учреждений, реализующих программы работы с одаренными детьми, в общеобразовательных учреждениях среднего образования не уделяется серьезного внимания выявлению и развитию талантов детей и подростков. Однако выявление одаренных детей из числа большого числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях и развитие их талантов имеет много преимуществ.
В современных условиях образования педагогам необходимо использовать индивидуальную программу обучения и осуществлять учебный процесс в зависимости от потребностей обучающегося. Необходимо, чтобы педагог играл значительную роль в индивидуализации воспитания одаренных. То есть как высококвалифицированный
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
специалист он должен быть готов работать с одаренным ребенком. В дополнение к посещению занятий должны быть организованы кружки и секции, чтобы учащиеся могли участвовать выборочно в соответствии со своими интересами. Именно в этих клубах и объединениях, действующих по индивидуальной программе, обеспечивается развитие способностей учащихся через их участие в научной, художественной и художественной деятельности. Научная деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знаний, что исключает фальсификацию. Чтобы выразить это значение, можно сказать, что те, кто «знают больше», становятся теми, кто «знает лучше».
Творческие клубы и объединения дают возможность осуществлять совместную научную деятельность преподавателей и студентов. Талантливые студенты могут вести совместную научную деятельность с преподавателями и одновременно быть руководителями классных исследовательских подразделений в этой области. Ассоциации-научные секции между классами могут вести преподаватели.
Создание групп одновозрастных учащихся, объединенных ребусом, устраняет основные трудности в процессе обучения одаренных детей. Также совместная научная работа учителя и ученика обеспечивает активность ученика на уроке и укрепляет сотрудничество учителя и ученика.
Достижения одаренного ученика положительно сказываются на классе, и это не только способствует увеличению числа активистов, но и имеет прямое и воспитательное действие: усиливает влияние ученика, а это важно, потому что он ответственность за своих друзей. В то же время такая форма работы позволяет избежать ранней квалификации и обеспечивает более универсальное образование детей. Однако привлечение одаренных студентов в научные сети предполагает предварительную подготовку, направленную на развитие общих исследовательских интересов и навыков. Этот этап подготовки особенно важен для младших школьников и подростков, и его следует проводить в рамках специального образования в шестой день учебной недели или на факультативных занятиях. Такая система работы дает хорошие результаты, если развиты познавательные процессы и нравственные ценности учащихся. С этой целью образовательные программы должны включать изучение личных стратегий и этических практик научных открытий.
Наиболее распространенной формой вовлечения студентов в научную деятельность является метод проектов. С учетом заинтересованности и уровня таланта студентов, несколько из них приглашаются для выполнения того или иного проекта: анализа и разработки решений практических задач, завершения своего исследования, выставления его на всеобщее обозрение и защиты.
Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку продолжать обучение со сверстниками и поддерживать социальные связи, одновременно углубляя свои знания и определяя в зависимости от способностей свой резерв знаний в соответствующей области. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми.[3,15].
Особое значение для воспитания детей имеет групповая форма обучения и социальных отношений. Его целесообразно организовать в соответствии с учебными уроками и внеклассными мероприятиями. Например, обучение одаренного школьника по индивидуальному плану или обеспечение его участия в математических, историко-археологических, лингвистических и др. кружках, что обеспечивает творческое и инновационное сотрудничество одаренных школьников.
Выбор той или иной формы обучения зависит от особенностей учебного заведения: его размера, традиций, наличия высококвалифицированного персонала, корпусов, аудиторий, финансовых возможностей, количества одаренных детей в учреждении и т. д. В общеобразовательных учреждениях для развития способностей учащихся предусмотрено несколько видов уроков и воспитательных мероприятий. Следующие формы обучения предоставляют наиболее благоприятные возможности для воспитания одаренных детей.
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
Дифференцированное образование. Дифференцированное обучение организуется как форма обучения на всех ступенях общего среднего образования. Эта форма обучения, исходя из типа и уровня способностей школьников, включает в себя комплексное обучение углубленным учебным предметам (например, химико-биологическим, гуманитарным, физико-математическому для учащихся средних и старших классов) с использованием различных видов методов обучения. , с учетом требований индивидуального подхода в отношении дисциплины и интереса к будущей профессии.
Следует отметить, что дифференцированное обучение имеет две формы:
Во-первых, дифференциация на основе раздельного обучения одаренных детей в выборочной форме: нецентрализованная школа, учебный план и специальная образовательная среда.
Второй - дифференциация, основанная на объединении одаренных детей в обычный класс общеобразовательной организации (при отсутствии возможности выбора), но путем предоставления возможности выбора по индивидуальным программам в нетрадиционной образовательной среде. [3,69].
Первую форму дифференциации обучения условно обозначают как «внешнюю» (вне массовой образовательной среды), вторую - как «внутреннюю» (между сверстниками и одноклассниками). Каждая форма дифференциации имеет свои плюсы и минусы. Например, обучение одаренных детей в специальных классах или специальных школах для одаренных детей может стать серьезной проблемой в связи с изменением проявлений их таланта. Ситуация усугубляется нарушением естественного процесса социализации, атмосферой элитарности и ярлыком «обречен на успех». В свою очередь, опыт обучения одаренных детей в общеобразовательных учреждениях показывает, что если не учитывать особенности этих детей, они могут понести невосполнимые потери в своем развитии и психологическом благополучии. Отсюда следует, что эффективное обучение с одаренными детьми осуществляется в рамках «внутренней дифференциации», то есть на основе смешанного обучения с учетом дифференциально-индивидуального подхода.
Учащиеся одного возраста группируются на уроках каждого предмета с учетом их сходства, чтобы один и тот же ученик мог заниматься в разных группах. То есть при изучении каждой темы учащиеся группируются по-новому. Этот вид обучения полезен для всех учащихся, независимо от уровня их способностей, что обеспечивает развитие их специальных способностей в различных ситуациях и ситуациях. .[2,94].
Таким образом, у одаренных учащихся улучшается отношение к школьным предметам, они больше внимания уделяют изучению всех школьных предметов. Обычные учащиеся также включаются в группы и участвуют в выполнении заданий, хотя их активность медленнее, чем у одаренных детей, но интерес к учебе у них повышается. Включение детей в разные группы обеспечивает широкий круг общения, что благотворно сказывается на процессе социализации как одаренных учащихся, так и других обучающихся.
Альтернативное образование. Эта форма обучения дает одаренным детям возможность учиться со своими сверстниками, а также участвовать в мероприятиях и кружках старшеклассников. То есть одаренные дети имеют возможность изучать любимый предмет вместе со старшими школьниками, чтобы быть в нем более успешными. То есть в течение нескольких лет обучения одаренные студенты могут получить доступ к университетскому образованию.
Данная форма обучения положительно влияет на учебные показатели, а также социальные и художественные способности одаренных детей, поскольку учитывает такую характеристику развития одаренных детей, как диссинхрония (неравномерность развития). Соответственно, дифференцированное образование реализуется не на глобальном уровне, а только в определенной выбранной сфере.
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
Сложность реализации этой формы обучения часто связана с неблагоприятными условиями учебного заведения. Если занятия планируются с одним-двумя учениками по одному-двум предметам, особых организационных моментов не возникает. Если этот шаблон будет применяться регулярно, то необходимо будет согласовать индивидуальный график студентов.
Расширенное обучение используется для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени, необходимого для завершения программы. В этом случае для одаренных детей часть обычной деятельности заменяется занятиями, отвечающими их познавательным потребностям. Перед тем, как начать осваивать следующую главу, читателю будут даны задания. Если он хорошо себя покажет, ему разрешат отказаться от обязательной программы и вместо этого ему предоставят расширенные программы.
Установлен положительный эффект этой формы обучения в овладении математикой и естественными, а в некоторой степени и гуманитарными науками. Отличительной особенностью данной формы обучения является то, что вместо изучаемых предметов предлагается преподавать предметы, необходимые для развития способностей учащихся. Для этого необходима подготовка и особое педагогическое мастерство учителя, свободный и своевременный доступ учителя к различным информационно-техническим источникам.
Необходимо помнить, что выбор и применение той или иной формы персонализации и дифференциации образования должны определяться не только общими возможностями образовательного учреждения, но и, в первую очередь, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся. студент. В частности, использование различных форм организации образовательного процесса с целью дифференциации обучения одаренных учащихся, основанное на идее группирования одаренных детей по определенным направлениям образовательного процесса, может быть эффективным только при условии содержания и обучения методы изменены. Содержание и содержание программ, формы и методы обучения, а также особенности образовательного процесса, направленного на воспитание одаренных детей с общими способностями и некоторыми видами специальных способностей (например, языкознание, математика и др.) , должны соответствовать ряду конкретных требований. Независимо от условий обучения одаренных учащихся, то есть они учатся в специальном учреждении, специальном классе или в общеобразовательных учреждениях, необходимо знать, чему и как учится одаренный ребенок.
Таким образом, необходимо создать условия для одаренных учащихся в общеобразовательных учреждениях, чтобы каждый из них мог достичь наивысшего уровня развития. Поэтому важно решать образовательные задачи для всех школьников и особенно для одаренных учащихся. Важные условия преодоления проблем воспитания одаренных учащихся: повышение уровня и качества образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования; повышение профессиональных компетенций учителей, использование активных методов обучения, инновационных технологий; рассматривается создание развивающей образовательной среды и высокое содержание образовательных программ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа поиска и развития талантов на 2015-2020 годы. (Постановление Правительства Республики Таджикистан от 3 июня 2014 года № 353) [Текст]. - Душанбе, 2014.
- 4 с.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. - Москва
- Воронеж, 2003. - С. 54-65.
3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя / А.В. Хуторской [Текст]. - М.: Пресс, 2000. - 254 с.
4. Шарифзода Ф. Актуальные проблемы современной педагогики. Книга 1 / Ф. Шарифзода [Т. - Душанбе: Ирфон, 2009. - 459 с
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"