146
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2021, № 4 (64), с. 146-150
УДК 37.015.323
Б01 10.52452/18115942_2021_4_146
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2021 г. И.Н. Грушецкая
Грушецкая Ирина Николаевна, к.пед.н.; доц.; доцент кафедры психолого-педагогического образования
Костромского государственного университета [email protected]
Стетья поступиле вредекцию 26.06.2021 Статья приняте к публикеции 18.10.2021
Несмотря на обширную практику работы с одаренными детьми и эффективную деятельность ряда организаций, функционирующих на федеральном и региональном уровнях, существуют трудности не только в выявлении и поддержке одаренных воспитанников, но и вопросах их успешной социализации. В связи с этим в образовательных организациях различного типа, в том числе в системе дополнительного образования, важно обеспечить такую социально-педагогическую деятельность, которая могла бы способствовать успешному личностному и социальному развитию всех детей, в том числе детей, отличающихся от сверстников своими выдающимися способностями и талантами в том или ином виде деятельности. Цель данного исследования -выявление и анализ особенностей социально-педагогической работы с одаренными детьми в образовательных организациях дополнительного образованиях Костромы и Курска. В рамках исследования, выполненного в 2019-2020 годах, были опрошены педагоги организаций дополнительного образования г. Курска и г. Костромы (п = 129), что позволило сравнить опыт двух регионов и выявить успешные практики социально-педагогической работы с одаренными детьми в образовательных организациях дополнительного образования.
Ключевые слове: одаренность, одаренные дети, образовательная организация дополнительного образования, социально-педагогическая работа, региональный опыт.
Введение
Приоритетным направлением современной государственной политики является поддержка талантливых и одаренных детей как людей творческих, способных находить новые решения в производственной и социальной сферах [1], умеющих ставить и эффективно решать задачи своего будущего и будущего страны [2]. В своем большинстве выявление и поддержка одаренных детей осуществляются в образовательных организациях различного типа (общего, дополнительного, профессионального образования), но, на наш взгляд, в большей мере - в организациях дополнительного образования.
Система дополнительного образования обладает уникальным мотивационным потенциалом, обеспечивающим познавательный интерес и высокую степень заинтересованности обучающихся, позволяет одаренному ребенку научиться презентовать себя, свое мнение и свои наработки в среде сверстников и опытных педагогов.
В системе дополнительного образования детей, как правило, создаются условия, способствующие эффективности процессов воспитания и развития одаренности, условия для личностного и социального развития одаренных детей [3].
Но несмотря на обширную практику работы с одаренными детьми и эффективную деятельность ряда организаций, функционирующих на федеральном и региональном уровнях, на сегодняшний день существуют трудности не только в выявлении и поддержке одаренных детей, но и вопросах их успешной социализации. Кроме того, к основным трудностям деятельности системы дополнительного образования относятся высокая конкуренция государственных и коммерческих организаций, недостаточная квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми, недостаточная мотивация педагогов, последствия пандемии в деятельности учреждений и т.д. Осознавая наличие перечисленных трудностей, педагоги-практики зачастую обладают недостаточными знаниями для того, чтобы распознать детскую одаренность, обучать и воспитывать одаренных детей, прогнозировать дальнейшее личностное и социальное развитие воспитанника, что позволит избежать проблем социализации [4].
Длительное изучение вопросов социального развития одаренных детей дало нам возможность увидеть, что источником проблемного поля для данной категории нередко становятся отсутствие решения или несвоевременное ре-
шение одаренными детьми задач социализации. Эти задачи преимущественно затрагивают сферу саморазвития, самореализации личности одаренного ребенка, сферу социальных взаимоотношений и т.д. Несвоевременность решения задач социализации становится причиной появления признаков виктимизации, пагубно влияющих на жизнь одаренного ребенка и оказывающих воздействие на выбор жизненного сценария взрослеющего одаренного человека [5].
Задачи исследования:
1) изучение особенностей социально-педагогической работы в г. Костроме и г. Курске;
2) сравнительный анализ особенностей социально-педагогической работы с одаренными детьми в указанных регионах;
3) разработка рекомендаций по учету выявленных особенностей работы с одаренными детьми в организациях дополнительного образования.
Методология
Решением вопросов одаренности занимаются многие российские ученые, среди которых Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, А.И. Савенков, В.Д. Шадриков, Н.Б. Шумакова, Е.И. Щебланова и другие.
По мнению А.И. Савенкова, развитие детской одаренности в условиях среды и целенаправленного педагогического воздействия объемно и требует отдельного, специального рассмотрения [6].
Определяя понятие «одаренный ребенок», В.С. Юркевич говорит о том, что это ребенок, который имеет высокий уровень развития тех или иных способностей и отличается при этом выраженной внутренней мотивацией саморазвития, развитой познавательной потребностью [7].
Те или иные аспекты работы с одаренными детьми рассматриваются в ряде федеральных документов (Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Указ Президента РФ № р-827 от 3 апреля 2012), Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» и др.).
В процессе пребывания одаренных детей и подростков в организациях дополнительного образования для них должны быть созданы оптимальные условия для личностного и социального развития. Согласно Концепции развития дополнительного образования, утвержденной
Правительством РФ от 04.09.2014 № 1226-р, дополнительное образование должно рассматриваться как ресурс мотивации личности к творчеству, искусству и спорту, способствовать успешности каждого ребенка [8].
Наше исследование было построено на опросе педагогов организаций дополнительного образования Костромы (и=65) и Курска (и=64) и направлено на выявление эффективной социально-педагогической работы с рассматриваемой нестандартной категорией детей [5].
Результаты и их обсуждение
Сбор эмпирических данных осуществлялся методом анкетирования педагогов организаций дополнительного образования города Костромы (ГБУ ДО Костромской области «Дворец творчества»; МБУ ДО города Костромы «Дом детского творчества «Жемчужина») (и=65) и города Курска (МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников города Курска») (и=64).
По результатам проведенного анкетирования выявлено, что опыт работы педагогов дополнительного образования г. Костромы и г. Курска в обеспечении социально-педагогической работы с одаренными детьми является во многом схожим. Педагогическая деятельность опрошенных специалистов сосредоточена на развитии способностей одаренных детей и обеспечении работы с ними на разных возрастных этапах. Педагоги многопрофильных учреждений дополнительного образования в большей степени работают с детьми, имеющими творческую, интеллектуальную, художественную и социальную одаренность.
По мнению опрошенных педагогов, одаренных детей отличают широкая эрудиция (68% -Кострома, 66% - Курск), высокая успеваемость (38% - Кострома, 59% - Курск), быстрота выполнения учебных заданий (63% - Кострома, 67% - Курск), стремление к лидерству (54% -Кострома, 32% - Курск).
В качестве отличительных особенностей одаренных детей педагоги Курска отмечают высокую успеваемость. По мнению костромских педагогов, одаренные дети больше склонны к конфликтности и самонадеянности (12% и 8% - соответственно). Неадекватную самооценку также в большей степени отмечают костромские педагоги (17% и 12.5% - соответственно). 14% костромских педагогов и 8% курских педагогов в качестве отличительных особенностей одаренных детей видят их непринятие в среде сверстников (рис. 1).
Рис. 1. Качества, отличающие одаренных детей
О 20 40 60 30 100
Рис. 2. Приоритетные направления в работе с одаренными детьми
Большинство педагогов Костромы и Курска (89% и 84% соответственно), считают, что в их организациях дополнительного образования решаются задачи социально-педагогической работы с одаренными детьми. В реализации социально-педагогической работы опрашиваемые педагоги называли такие аспекты, как выявление, диагностика и сопровождение одаренных детей. Целью реализуемых ими программ являются адаптация детей в социуме, продвижение таланта одаренных детей, а также развитие одаренных обучающихся. На наш исследовательский взгляд, достаточно справедливо по отношению к детям обеспечивать реализацию подобных программ, осознавая необходимость внимания к вопросам адаптации одаренных детей в социуме, среде сверстников и взрослых людей.
Также педагоги двух регионов давали достаточно схожие ответы о выборе приоритетных направлений работы с одаренными детьми. Для костромских педагогов более значимыми оказались развитие способностей (82%), продвижение таланта одаренного ребенка (78%), создание условий для саморазвития (78%), помощь в самоопределении (76%). Среди наиболее популярных ответов педагогов г. Курска - помощь в саморазвитии и продвижение таланта (73% ответов от числа опрошенных в каждом направлении); для 71% опрошенных педагогов значимым является развитие способностей; 69% отдают приоритет помощи в самоопреде-
лении одаренного ребенка. Но регулярную диагностику одаренных отмечает только треть из числа опрошенных (31% педагогов г. Курска и 34% педагогов г. Костромы), помощь в саморазвитии и установлении позитивных отношений - от 44% до 52% соответственно (рис. 2).
Эффективность работы педагогов Курска и Костромы обеспечивается благодаря традиционным и инновационным формам работы с одаренными детьми. Среди традиционных форм в организациях дополнительного образования педагоги выделяют факультативы, творческие объединения, секции, игровую деятельность, соревнования, олимпиады, конкурсы. Становятся все более популярными индивидуальные и групповые консультирования, в том числе он-лайн-консультации педагогов с помощью сети Интернет, через различного рода мессенджеры и чаты; посредством индивидуальной и групповой работы педагоги способствуют обеспечению личностного роста детей, их профессиональному самоопределению.
Главным субъектом, обеспечивающим социально-педагогическую работу с одаренными детьми, остается педагог дополнительного образования (100% ответов со стороны курских и костромских педагогов). Значимость личности педагога-психолога в работе с одаренными детьми определяют более 80% курских и костромских педагогов, участие социального педа-
гога в работе с одаренными отмечают 62% костромских и 52% курских педагогов. Роль вожатого и воспитателя в работе с одаренными детьми выделяют 25% курских педагогов и 27% костромских педагогов, участие заместителя директора (завуча) видится значимым для 24% от числа опрошенных педагогов Курска и Костромы, также около 15% из числа всех опрошенных педагогов видят значимую роль родителей в работе с одаренными детьми.
Эффективностью в своей социально-педагогической деятельности костромские педагоги считают участие и победы одаренных в конкурсах и олимпиадах (95%), образовательные результаты (60%), умение детей общаться друг с другом (58%). Меньшую степень значимости для курских респондентов имеют такие результаты работы, как умение выходить из конфликтных ситуаций (53%), наличие друзей, умение одаренных детей работать в парах (36%). Курские педагоги определяют эффективность социально-педагогической работы с одаренными в схожих показателях, таких как участие и победы одаренных в конкурсах и на олимпиадах (87.5%), образовательные результаты детей (63%), умение детей общаться друг с другом (67%). В меньшей степени педагоги отмечают умение решать конфликты (51%), работу в парах (42%), наличие друзей у одаренных детей (30%).
В рамках социального развития одаренных педагогами отмечается наличие ряда трудностей: их видят около 60% курских и костромских педагогов. Среди основных трудностей социального развития педагоги отмечают нестабильную самооценку, трудности мотивации одаренных, завышенные требования к себе, излишнюю эмоциональность, спонтанность принимаемых решений, непринятие со стороны сверстников и педагогов, трудности коммуникации со сверстниками и взрослыми. В целом в той или иной степени педагоги г. Курска и Костромы готовы к оказанию помощи в преодолении трудностей социального развития одаренных. Основными формами оказания помощи педагоги называют подбор форм и методов работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития, индивидуальное сопровождение ребенка, помощь в адаптации в коллективе сверстников, работу с родителями одаренных детей, менторство.
Практическое изучение опыта работы педагогов с одаренными детьми позволило проанализировать особенности педагогической деятельности с такой нестандартной категорией детей на территории двух субъектов РФ и выявить, что:
- педагоги Костромы и Курска организуют работу в целях успешной социализации детей и имеют интересный опыт собственной социально-педагогической деятельности;
- взгляды на особенности социализации одаренных детей, формы и методы работы с ними, трудности их социального развития у педагогов двух регионов являются достаточно схожими.
Выводы
В рамках изучения эффективности социально-педагогической работы с одаренными детьми мы пришли к выводу, что для большинства опрошенных педагогов важны персональные достижения одаренных детей, их участие в деятельности учреждения дополнительного образования, и в то же время педагоги уделяют недостаточное внимание трудностям, с которыми сталкиваются их воспитанники (неумение работать в команде, проявление конфликтности во взаимоотношениях со сверстниками, нестабильность самооценки и др.).
Таким образом, в рамках нашего исследования, посвященного изучению практического опыта работы педагогов с одаренными детьми, проанализированы особенности профессиональной социально-педагогической деятельности на территории двух городов РФ - Костромы и Курска, выявлено, что педагоги организуют социально-педагогическую работу с одаренными детьми и имеют уникальный собственный опыт социально-педагогической деятельности, достаточно близкие взгляды на особенности развития одаренных детей, формы работы с ними.
При этом необходимо поддержание психологически комфортной среды в системе дополнительного образования, а также наличие высокого уровня психолого-педагогической компетентности педагога, что способствует не только раскрытию способностей одаренных детей, но и их успешному социальному развитию.
Полученные данные позволили зафиксировать общие тенденции и проблемы в организации социально-педагогической работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-013-00656.
Список литературы
1. Hennessey Beth A. Developing Creativity in Gifted Children: The Central Importance of Motivation and Classroom Climate. 2004. Р. 145-158.
2. Petrovici C., Masari G.-A. Aligning the Academic Teacher Training Curriculum for Preschool and Primary School Education to the Requirements of the RNCIS //
Procedía - Social and Behavioral Sciences. 2014. 14 August. Vol. 87. Р. 731-737.
3. Попова Л.В. Одаренное образование: Европейская государственная политика стран // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 56-62.
4. Грушецкая И.Н. Специфика социально-педагогической деятельности с одаренными школьниками в организации дополнительного образования // Социальное воспитание как целевая функция дополнительного образования детей: Сб. научных статей Междунар. научно-практ. конф., Курск, 24-25 января 2019 г. / Под общ. ред. Т.А. Антопольской. Курск: Университетская книга, 2019. С. 299-304.
5. Захарова Ж.А., Грушецкая И.Н., Щербинина О.С. Особенности социально-педагогической работы с
одаренными школьниками в условиях современных образовательных организаций // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 1. С. 27-42.
6. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М.: ЮРАЙТ, 2019. 334 с.
7. Юркевич В.С. Одаренные дети: современные тенденции и вызовы завтрашнего дня // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16. № 4. С. 99-108.
8. Грушецкая И.Н., Щербинина О.С., Лепешев Д.В. Особенности социально-педагогической работы с одаренными детьми в Российской Федерации и Республике Казахстан // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 1. С. 29-35.
COMPARATIVE FEATURES OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH GIFTED CHILDREN IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
I.N. Grushetskaya
Kostroma State University
In the practice of working with gifted children and the effective work of a number of organizations operating at the federal and regional levels, there are a number of difficulties not only in identifying and supporting gifted children, but also in matters of their successful socialization. In educational organizations of various types, it is important to provide such social and pedagogical activities that could contribute to the successful personal and social development of all children, as well as children who differ from their peers by their outstanding abilities and talents in a particular type of activity.
The purpose of the study: to identify and analyze the features of social and pedagogical work with gifted children in educational organizations and educational institutions of Kostroma and Kursk.
In the study conducted in 2019-2020, teachers of additional education organizations in Kursk and Kostroma (n = 129) were interviewed, which allowed us to compare the experience of the two regions and identify successful practices of social and pedagogical work with gifted children in educational organizations of additional education.
Keywords: giftedness, gifted children, educational organization organization of additional education, social and pedagogical work, regional experience.