Научная статья на тему 'РАСПРЕДЕЛЕННАЯ МОДЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ И ВЫЯВЛЕНИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: ПОИСКИ МАРШРУТОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА'

РАСПРЕДЕЛЕННАЯ МОДЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ И ВЫЯВЛЕНИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: ПОИСКИ МАРШРУТОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / РАСПРЕДЕЛЕННАЯ МОДЕЛЬ / ПОДДЕРЖКА И ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ / УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / АКАДЕМИЯ ТАЛАНТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / DISTRIBUTED MODEL / SUPPORT AND IDENTIFICATION OF GIFTED CHILDREN / CONDITIONS FOR CREATING AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / ST. PETERSBURG TALENT ACADEMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полукарова Екатерина Александровна, Ковалева Ульяна Юрьевна

Статья раскрывает понятие распределенной модели поддержки и выявления талантливых и одаренных детей, обосновывает поиск маршрутов развития личности ребенка, в статье рассматриваются особенности современного дополнительного образования детей, реализация современных подходов к выявлению и поддержке детской одаренности на примере учреждения дополнительного образования, условия и логика создания образовательной среды дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полукарова Екатерина Александровна, Ковалева Ульяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A DISTRIBUTED MODEL OF SUPPORT AND IDENTIFY TALENTED AND GIFTED CHILDREN: SEARCH FOR THE ROUTES OF DEVELOPMENT OF CHILD'S PERSONALITY

The article reveals the concept of the distributed model of support and identify talented and gifted children, justifies the search routes of the child's personality development, the article analyses modern tendencies of additional education of children, the implementation of modern approaches to the identification and support of children's giftedness for example institutions of further education, conditions and logic of creating the educational environment of supplementary education of children

Текст научной работы на тему «РАСПРЕДЕЛЕННАЯ МОДЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ И ВЫЯВЛЕНИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: ПОИСКИ МАРШРУТОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

УДК 37.036.5

РАСПРЕДЕЛЕННАЯ МОДЕЛЬ ПОДДЕРЖКИ И ВЫЯВЛЕНИЯ ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ: ПОИСКИ МАРШРУТОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Полукарова Е. А., Ковалева У. Ю. ГБНОУ «Академия талантов», (г.Санкт-Петербург, Россия)

Аннотация: статья раскрывает понятие распределенной модели поддержки и выявления талантливых и одаренных детей, обосновывает поиск маршрутов развития личности ребенка, в статье рассматриваются особенности современного дополнительного образования детей, реализация современных подходов к выявлению и поддержке детской одаренности на примере учреждения дополнительного образования, условия и логика создания образовательной среды дополнительного образования детей.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, распределенная модель, поддержка и выявление одаренных детей, условия создания образовательной среды дополнительного образования детей, Академия талантов Санкт-Петербурга.

A DISTRIBUTED MODEL OF SUPPORT AND IDENTIFY TALENTED AND GIFTED CHILDREN: SEARCH FOR THE ROUTES OF DEVELOPMENT OF

CHILD'S PERSONALITY

Polukarova Ekaterina, Uliana Kovaleva Y. Academy of talents, St. Petersburg

Abstract: the article reveals the concept of the distributed model of support and identify talented and gifted children, justifies the search routes of the child's personality development, the article analyses modern tendencies of additional education of children, the implementation of modern approaches to the identification and support of children's giftedness for example institutions of further education, conditions and logic of creating the educational environment of supplementary education of children.

Keywords: additional education of children, distributed model, support and identification of gifted children, conditions for creating an educational environment for additional education of children, St. Petersburg talent Academy.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является социально-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей как бесценного национального достояния и основного интеллектуального и творческого потенциала страны. Качественный скачок в развитии экономики повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать проблемы,

создавать новые технологии и идеи, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности.

Тенденции современного развития ставят перед образованием новые задачи -интерес к талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования. Решение этих задач позволит сохранить и преумножить интеллектуальный потенциал страны, компенсировать потребность общества в творческих человеческих ресурсах. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.

Таким образом, четко обозначена позиция государства в работе с одаренными детьми, показана стратегическая направляющая современной образовательной деятельности. Неоспоримо понимание, что благосостояние и процветание общества зависит от развития личностных ресурсов человека, что от этого зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области, государства. Инновационный «прорыв» в развитии новых технологий повлек за собой резкое возрастание потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, прогнозировать собственный личностный и профессиональный рост.

Дополнительное образование детей - одна из важнейших составляющих образовательного пространства в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны государства как система, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Основная идея национального проекта «Успех каждого ребенка» - создание комплексной модели поддержки талантливых детей, поиск маршрутов развития и воспитания, учитывающих особенности и потребности современных детей, социальные и психологические реалии их развития. Удовлетворение потребности общества в одаренных, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени, может быть достигнуто путем создания целостной системы работы с талантливыми учащимися.

Для формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития детских способностей и талантов во всех субъектах страны организована работа региональных центров по направлениям наука, образование, спорт, искусство. В Санкт-Петербурге таким центром с 2018 года является ГБНОУ «Академия талантов», работа которой выстроена по уникальной для России «распределенной модели».

Академия талантов - уникальная проектная образовательная площадка, где созданы особые условия для творчества и разностороннего развития юных петербуржцев в атмосфере созидания, уважения и красоты в исторических интерьерах Каменноостровского дворца. Сочетание лучших традиций петербургской школы и инновационного подхода находит своё отражение в проектной деятельности и программах дополнительного образования. Совместное творчество, взаимный интерес, положительный эмоциональный настрой, индивидуальный подход к обучению создают в Академии особый психологический климат, в котором ребята чувствуют себя комфортно.

Важная задача Регионального центра - воспитание молодых талантливых ребят, их мотивации к активному участию в развитии своего региона. Региональный центр - координатор взаимодействия с образовательными организациями для выстраивания индивидуальной образовательной траектории.

Распределенная модель основана на консолидации материально-технических и организационно-педагогических ресурсов ведущих образовательных учреждений города, которые ведут работу с детской одаренностью в области науки, образования, искусства и спорта.

Одним из достижений Академии стала разработка методической и нормативной базы для ведения регионального сегмента Реестра - государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности в сфере науки, искусства, спорта и литературного творчества. В настоящее время в федеральный Реестр внесены сведения о 4204 юных петербуржцах, что является одним из лучших показателей среди регионов Российской Федерации.

Для Регионального центра ключевым взаимодействием является реализация сотрудничества с фондом «Талант и успех» и образовательным центром «Сириус» (г. Сочи). Коллектив Академии осуществляет подготовку и сопровождение петербургских школьников, направляющихся на тематические смены «Сириуса», развивает федеральные инициативы, такие как «Большие вызовы» и «Таланты России». Эти и другие формы активности создают организованное пространство для выявления, поддержки и сопровождения обучающихся, проявивших выдающиеся способности в различных сферах.

Для координации работы по распределенной модели на базе Регионального центра работает Экспертный совет, который включает в себя представителей крупнейших социальных партнеров петербургской системы образования -учреждений науки, культуры, спорта, ВУЗов. Членами экспертного совета разрабатываются методологическая и научная базы работы с детской одаренностью, утверждены принципы выявления и отбора одаренных детей для включения в программы сопровождения Регионального центра. На заседаниях Экспертного совета, проходящих два раза в год, обсуждаются перспективы развития системы поддержки одаренных детей и разные подходы к решению этой задачи.

Приоритетной задачей в работе Регионального центра со школьниками города является реализация профильных смен, в которых на данный момент приняли участие более 250 школьников восьмых - одиннадцатых классов Санкт-Петербурга. Профильные тематические смены разрабатываются с учетом использования опыта образовательного центра «Сириус». Именно в рамках профильных смен осуществляется наиболее интенсивная работа по сопровождению одаренных детей. Подобные смены реализуются совместно с высшими учебными заведениями города и другими организациями-партнерами для учащихся школ Санкт-Петербурга, демонстрирующих достижения и проявляющих интерес к определенной сфере деятельности. В этом плане организация и содержание профильной смены самым тесным образом согласуются с целью и задачами Регионального центра, который призван действовать как агрегатор передовых педагогических технологий города.

Практика проведения профильных смен полноценно стартовала с начала 2019 года. Подав заявку и успешно выполнив вступительные испытания, определяемые

партнером, тридцать школьников становятся участниками девятидневной образовательной смены. За время программы участники посещают лекции ведущих экспертов и под их руководством работают над созданием образовательных и творческих проектов, а также участвуют в образовательных играх, многочисленных тематических мастерских и образовательных выездах. Кроме того, нам кажется правильным с точки зрения стратегии сопровождения и эффективности результата планировать программу таким образом, чтобы после окончания смены участники смогли получить дополнительные консультации от экспертов и вывести свои проекты на участие в конкурсах городского, всероссийского и международного уровней.

Так, с сентября по февраль текущего учебного года в Региональном центре прошли профильные смены «Живой город» - совместно с Университетом ИТМО, «Генетика. Спорт. ЗОЖ» - при поддержке университета физической культуры им. Лесгафта, «Когнитивные исследования», «Большие данные» - совместно с профильными кафедрами Санкт-Петербургского государственного университета и «Творчество в эпоху нанотехнологий» совместно со школьной лигой РОСНАНО. В течение смен с ребятами работали такие известные эксперты как Татьяна Владимировна Черниговская, Елена Ивановна Казакова, Андрей Геннадьевич Грецов, Леонид Сергеевич Илюшин, студенты и магистры ведущих вузов Санкт-Петербурга и многие другие специалисты различных предметных областей. Итогом каждой смены стали групповые проекты, которые участники представляли экспертному жюри из представителей профессиональных сообществ. Под руководством лучших педагогов города участники смены разработали такие проекты как «Система умных парковок», «Лексическая неоднозначность в рекламе», «Когнитивные стили и способность задавать вопросы», «Автоматизированная система Coffee Breaker», «Методы лечения меланомы» и другие.

В структуру профильной смены органично вплетаются не только лекции, мастерские и практические занятия. Одним из важных событий Регионального центра в феврале 2020 года стала конференция школьников «Эмоциональный интеллект: гуманитарные и когнитивные технологии», которая объединила участников профильной смены «Когнитивные исследования» и старшеклассников общеобразовательных школ. Ведущими мастер-классов стали не только педагоги Академии, но и участники профильной смены, которые провели мастер-класс «Когнитивные игры», созданный ими на творческой мастерской во время смены.

Большая часть профильных смен Академии талантов была интегрирована в процесс подготовки к Всероссийскому конкурсу научно-технологических проектов «Большие вызовы», который является одной из ключевых инициатив, курируемой образовательным центром «Сириус» (г. Сочи). В 2019 году в мероприятии участвовало 80 школьников, в 2020 году -180 человек!

Сложная социальная обстановка, вынужденная самоизоляция и переход на дистанционный формат работы, конечно, непосредственным образом отразились на темпах и планах реализации профильных программ. Тем не менее, несмотря на сложившуюся ситуацию, Региональный центр провел в мае и июне онлайн смены по разным направлениям. Вся система образования сейчас столкнулась с экстренной необходимостью к переходу на цифровое взаимодействие, этот вызов принимает и

Академия талантов, находя в нем положительные возможности развития и роста технологических компетенций педагогов.

Академия также располагает инфраструктурой, позволяющей организовывать обмен детскими и педагогическими делегациями из регионов России и зарубежных стран. Это стимулирует академическую мобильность и содействует развитию сотрудничества при работе с талантливыми детьми. Инфраструктура Академии позволяет выстраивать эффективную работу со школьниками, проявляющими достижения в различных областях. Так, в число структурных подразделений входят Каменноостровский дворец, гостиница «Каменноостровская» и Центр медиаискусств, открытый в сентябре 2019 года, на базе которого реализуется направление «Искусство».

Центр медиаискусств - новейшее образовательное пространство, в котором школьники Петербурга знакомятся с основными направлениями искусства, арт-технологиями, развиваясь в цифровой образовательной среде. Принципиальное отличие Центра от уже существующих учреждений творческой направленности и IT-образования заключается в характере использования цифровой образовательной среды. Высокая технологическая насыщенность Центра призвана стать основой для развития soft skills - «гибких навыков», позволяющих творчески преобразовывать окружающую среду, развивать эмоциональную грамотность, а творческая среда способствует формированию нестандартного образа мышления у участников профильных смен по направлению «Искусство».

Важно, что воспитанники Центра получают удовольствие от творческого процесса, работая над проектами, развивают эмоциональный интеллект, осознают социальную ответственность за то, что они отправляют в Интернет-пространство.

Задача Центра - сберечь неповторимую атмосферу Петербурга и наполнить его новым культурным содержанием с использованием понятных молодежи средств сетевого взаимодействия и общения в виртуальном пространстве.

Детское творчество - особый вид искусства, позволяющий раскрыть потенциал ребенка и пробудить в нем познавательный интерес. Творчество в цифровом мире -это то, что не всякому взрослому сегодня понятно.

Мы сегодня стоим на пороге нового времени, когда от человека требуется профессионализм не только предметный, но надпредметный. Учить креативно преобразовывать действительность, мыслить нестандартно, эффективно взаимодействовать с людьми, толерантно относиться к другим точкам зрения, работать в команде - нелегкая задача и для педагогов.

Благодаря государственной поддержке, в 2020 году в Академии талантов откроется новое структурное подразделение «Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей», для которого сейчас создается новое образовательное пространство. Используя уже накопленный опыт и лучшие практики, Академия талантов существенно расширит границы образовательного пространства и наполнит его новым содержанием. Активное развитие Академии, открытие новых структурных подразделений позволяет масштабировать существующие форматы, увеличив не только число участников проектных смен и программ, но и их вариативность.

Одной из составляющих работы Регионального центра является взаимодействие с профессиональным сообществом педагогов. В Академии проходят

Международные и Всероссийские научно-практические конференции по вопросам детской одаренности и эмоционального интеллекта в условиях дополнительного образования, направленные на решение проблем профессионального роста педагогических кадров и повышения качества образования. Лучшие педагогические разработки публикуются в регулярных изданиях Академии - сборнике «PRO. Дополнительное образование» и научно-методическом журнале «Большой конференц-зал». Кроме того, Региональный центр проводит программы повышения квалификации для педагогов Санкт-Петербурга и регионов России.

Эффективным инструментом для поиска индивидуального маршрута развития одаренного ребенка выступают различные совместные образовательные фестивали, форумы, дни открытых дверей, мастер-классы, сетевые образовательные проекты - те формы организационно-массовой работы, которые могут вовлечь школьников города в работу Центра, дать широкий охват целевой аудитории. В фестивалях принимают участие школьники и студенты - одаренные дети, выпускники образовательного центра «Сириус», получатели грантов Президента Российской Федерации и лауреаты городских конкурсов.

Реализация индивидуальных маршрутов развития ребенка происходит путем взаимодействия всех субъектов воспитания с помощью использования современных и коммуникационных технологий.

Также для вовлечения в творческую деятельность применяются такие формы образовательного взаимодействия как краткосрочные и долгосрочные программы дополнительного образования, проектная деятельность, стажировки - те программы, которые дают возможность на более серьезном уровне прикоснуться к интересующей области деятельности и найти в ней свой путь. Мы также уверены, что совместная работа распределенной модели в рамках указанных образовательных программ установит новые, более высокие стандарты качества образования в городе.

Немаловажным достижением Центра является уникальный инновационный проект «Академия родителей», который нацелен на повышение уровня «родительской компетентности». Особое внимание уделяется поддержке родителей, проявляющих интерес к нахождению ответов на вопросы по созданию условий для максимального раскрытия и развития талантов у собственных детей, не являясь при этом профессиональными педагогами и психологами. Это особенно важно с точки зрения вовлечения родителей в работу Академии и делает их союзниками педагогов в работе с талантливыми детьми. Также Академия активно привлекает родителей и педагогическое сообщество к участию в отчетных конкурсных событиях и сменах, демонстрируя позитивный опыт и преимущества участия в подобных программах. Это решает и другую важную задачу - привлечение школьников к участию в интенсивных образовательных программах и конкурсах во время основного процесса обучения в школе. Высокий уровень текущей занятости детей и жесткая позиция администрации образовательных учреждений может послужить барьером на пути к участию в профильных сменах или других событиях Центра, и именно широкая информационная работа - как в онлайн, так и в живом формате, помогает создавать правильное информационное поле вокруг деятельности Академии.

Другим инструментом, который помогает Центру решить задачу информирования школьников и педагогов города о своей деятельности стал единый

информационный ресурс - сайт Регионального центра Академии талантов, который позволяет каждому ребенку Санкт-Петербурга найти ту или иную развивающую образовательную программу, учитывающую его интересы и принять в ней участие. С помощью данного сайта осуществляется взаимодействие с региональными партнерами в рамках распределенной модели, а также с самими школьниками и их родителями. Но, конечно же, городу нужна инициатива педагогов, классных руководителей, которые активно вовлекают своих учеников в деятельность Центра, сообщают им о тех или иных возможностях, которые могут послужить для ребенка первой ступенью на пути к личному успеху.

С помощью сайта Академии осуществляется широкое взаимодействие с региональными партнерами в рамках распределенной модели, а также с самими школьниками, их родителями и педагогами. У каждого ребенка есть возможность создать личный кабинет, заполнить анкету и получить индивидуальный набор активностей, которые помогут наиболее полно раскрыться юному петербуржцу -принять участие в мероприятии, конкурсе, фестивале, посетить интересующий Университет или записаться на программы дополнительного образования. Педагоги, классные руководители, узнав об активностях Академии, также активно вовлекают своих учеников в деятельность Центра, сообщают им о тех или иных возможностях, которые могут послужить для ребенка первой ступенью на пути к личному успеху.

Помимо вышеперечисленных задач, Центр ищет возможность для выстраивания партнерского взаимодействия с различными городскими учреждениями по направлению «Спорт». Специфика направления «Спорт» объясняет сложность интеграции данного направления в деятельность Центра. Тем не менее, несмотря на фактическое отсутствие спортивной инфраструктуры, Академия может предложить профессиональным и начинающим спортсменам проявить себя в других областях, посмотреть на спорт с точки зрения искусства, науки в рамках совместных образовательных программ, которые могут расширить понимание ребенком личных установок относительно занятий спортом. Нашими ключевыми партнерами в данном направлении выступают университет физической культуры им. Лесгафта, Санкт-Петербургская федерация Спортивных шахмат.

И, пожалуй, самая сложная и принципиальная для решения задача - это выстраивание эффективного сотрудничества Центра с представителями высших образовательных учреждений и представителей бизнес сообщества. Ведь именно эти учреждения и организации обеспечивают продолжение траектории успеха, которая начинается в школе. Региональному центру в высокой степени необходима активная позиция представителей различных профессиональных организаций, которые могут быть вовлечены в деятельность Центра в роли экспертов, наставников, интересных и успешных людей, которым хочется подражать. Уже сегодня ключевые вузы города -Санкт-Петербургский университет, Университет ИТМО, Политехнический университет Петра Великого стали партнерами Академии, оказывают экспертное сопровождение профильных смен, принимают участие в мероприятиях Академии для взрослых и детей.

Академия талантов Санкт-Петербурга сегодня действует как полноценный агрегатор передовых педагогических технологий в интересах одарённых детей Санкт-Петербурга, а также как оператор взаимодействия в рамках распределённой модели

работы с одарёнными детьми, объединяя усилия десятков учреждений и социальных партнеров Петербурга. На наш взгляд, именно объединенные усилия Регионального центра, партнеров распределенной модели и других образовательных учреждений города наряду с применением наиболее эффективных и подходящих образовательных практик по развитию личности ребенка смогут помочь школьникам Петербурга ответить на один из самых сложных вопросов о выборе собственного жизненного пути, найти свой неповторимый маршрут развития, ведущий к общей территории успеха.

Если дети - национальное достояние любой страны, то одаренные дети - её интеллектуальный и творческий потенциал.

Библиографический список

1. Национальный проект «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16.

2. Распоряжение «Об утверждении концепции муниципальной модели выявления, поддержки и развития одаренных детей и муниципальной модели выявления, поддержки и развития одаренных детей», утвержденное от 16.07.2024 N 1124-р.

3. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16.

4. Рустэм Николаевич Бунеев, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПСН, лауреат премии Правительства РФ в области образования за 2008 год.

Полукарова Екатерина Александровна, директор, ГБНОУ «Академия талантов» (Россия, г. Санкт-Петербург).

Ковалева Ульяна Юрьевна, заместитель директора по образовательной деятельности, ГБНОУ «Академия талантов» (Россия, г. Санкт-Петербург).

Дата поступления статьи: 17.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.