Научная статья на тему 'Интернационализация образования в экономическом вузе (модели, технологии, перспективы развития)'

Интернационализация образования в экономическом вузе (модели, технологии, перспективы развития) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММЫ-БЛИЗНЕЦЫ / ПРОГРАММЫ ДВОЙНОГО ДИПЛОМА / ФРАНЧАЙЗИНГ / INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION / MODEL OF INTERNATIONALIZATION OF ECONOMIC EDUCATION / TWINS PROGRAM / DOUBLE DEGREE PROGRAM / FRANCHISING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барахтенова Людмила Алексеевна

Представлены основные тенденции и формы интернационализации высшего образования. На примере Новосибирского государственного университета экономики и управления показаны особенности проектирования и разработки модели международного образования, которая позволяет реализовывать различные инновационные образовательные технологии (франчайзинг, программы двойного диплома и др.) Показаны перспективы модели как инструмента формирования профессиональных сетей НГУЭУ с зарубежными вузами-партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION AT THE UNIVERSITY OF ECONOMICS: MODELS, TECHNOLOGIES, AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT

The fundamentals of the methodology of the internationalization of higher education is presented, as well as the model structure of the concept «internationalization of education».Taking the example of the Novosibirsk State University of Economics and Management the paper shows the features of the design and development of a model of international education that allows to implement a variety of innovative educational technologies (franchising, dual diplomas, etc.). The prospects for the model as a tool for the formation of professional networks of the NSUEM with foreign partner universities are demonstrated.

Текст научной работы на тему «Интернационализация образования в экономическом вузе (модели, технологии, перспективы развития)»

Л.А. БАРАХТЕНОВА, д. биол наук, профессор

Интернационализация образования в экономическом вузе (модели,технологии, перспективы развития)

Представлены основные тенденции и формы интернационализации высшего образования. На примере Новосибирского государственного университета экономики и управления показаны особенности проектирования и разработки модели международного образования, которая позволяет реализовывать различные инновационные образовательные технологии (франчайзинг, программы двойного диплома и др.) Показаны перспективы модели как инструмента формирования профессиональных се-тейНГУЭУ с зарубежными вузами-партнерами.

Ключевые слова: интернационализация системы высшего образования, модели интернационализации экономического образования: франчайзинг, программы-близнецы, программы двойного диплома

Императивы государственной политики России основаны на признании международных принципов сотрудничества и ориентированы на отстаивание национальных интересов. Важным инструментом регулирования международных отношений выступает интернационализация. Этот процесс сегодня активно исследуется с позиций экономической и социальной науки. При этом экономический контекст интернационализации характеризует формирование устойчивых международных связей в производственно-экономической сфере, а социальный определяется его тесными взаимосвязями со сферой образования [1—5].

История процессов интернационализации связана с развитием международного рынка товаров и услуг [6; 7], что привело к появлению новых направлений в экономике. В России международные экономические отношения стали активно развиваться в последнее десятилетие XX века [8; 9], с ними связано возникновение такого феномена, как международное образование, когда университеты расширяют сеть своих профессиональных связей, совершенствуют технологии формирования стратегического социального партнерства, а студенты (выпускники) вузов становятся бенефициарами результатов интернационализации [10; 11].

Международные профессиональные объединения активно вмешиваются в систему подготовки, устанавливая минимальные стандартные требования и критерии профессионализма, которые должны привести к большей согласованности учебных планов. При этом основные цели интернационализации образования заключаются в расширении возможностей и создании условий для постоянного самосовершенствования обучающихся [12-15], а ее направлениями становятся разработка нормативной базы и инновационных методов оценивания качества образовательного процесса.

Структура объема понятия «интернационализация образования» представлена на рис. 1. Предложенная структура позволяет выделить два важнейших элемента: 1) международное образование и 2) интернационализация образовательных программ, в рамках которых осуществляются привлечение и подготовка иностранных студентов, реализуются программы различных обменов, мультикультурного образования и др. Она характеризует возможности подготовки студентов и выпускников вуза, способных работать в условиях профессиональной мобильности и миграции трудовых ресурсов. Практика показывает, что наиболее распространенными формами [16] интернационализации образования являются:

■ индивидуальная мобильность,

■ интернационализация учебных планов,

■ транснациональное образование.

В современных условиях интернационализация образования является сильнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности вузов, что можно продемонстрировать на примере Новосибирского государ-

ственного университета экономики и управления, где разработана и активно развивается модель формирования системы условий для подготовки специалистов мирового уровня по различным вариантам (рис. 2).

Основными инструментами реализации модели интернационализации образования в НГУЭУ являются:

■ программы поддержки зарубежной мобильности профессорско-преподавательского состава, ученых и студентов вуза;

■ обеспечение иностранным вузам-партнерам, международным программам и преподавателям благоприятных условий для успешной образовательной деятельности в нашем регионе.

Показателем успешности реализации модели и ее экономической эффективности являются результаты, полученные в рамках партнерского проекта, осуществляемого НГУЭУ и Университетом Нью-Йорка. Начиная с 2005 г. была создана и апробирована новая образовательная технология, ориентированная на формирование кластера компетенций бизнес-лидера, в полной мере отвечающего национальным и международным стандартам. Она предпо-

Рис. 1. Обобщенная схема структуры и объема понятия «интернационализация образования »

Франчайзинг

По договору франшизы зарубежный вуз предоставляет университету разрешения использовать свои образовательные программы и выдавать свои дипломы на взаимно согласованных условиях

Программы-близнецы

В рамках договоров между вузами-партнерами заключены соглашения для реализации совместных программ обучения, когда в обоих вузах студенты проходят одни и те же курсы, занимаются по одинаковым учебникам и сдают одинаковые экзамены

Взаимное признание программ

Студенты зачисляются на программы вуза-партнера, получаемые ими оценки признаются действительными; они могут обучаться в вузе

на одном этапе, получая оценки, которые признаются вузом-партнером, а в дальнейшем проходят в этом вузе программы последующих этапов обучения

Подготовка к поступлению в вуз

В рамках договоров между вузами-партнерами заключены соглашения для реализации совместных программ обучения детей в рамках международной детской школы мультимедиа с последующим поступлением в вуз

Рис. 2. Модель интернациона

лагает: углубленное изучение английского языка, формирование соответствующих профессиональных и коммуникативных компетенций, интегративность, универсальность, комплексность и тиражируе-мость.

Модель интернационализации образования в НГУЭУ основана на инновационных технологиях интерактивного образования с обязательным оцениванием качества подготовки на основе требований теории образовательных систем, дидактики, квалиметрии и педагогической кибернетики.

Императивы модели интернационализации образования в НГУЭУ ориентированы на:

■ расширение возможностей для образования студентов;

■ создание дляпрофессорско-препо-давательского состава вуза условий для постоянного самосовершенствования и адаптации к социально-экономическим переменам;

■ развитие региональной системы экономического образования и содействие формированию единого образовательного

[зации образования в НГУЭУ

пространства международного образования на территории Сибирского федерального округа;

■ разработку законодательной и нормативной базы международного образования по экономическим направлениям подготовки (специальностям);

■ проектирование и разработку современных инновационных методов оценивания качества образовательного процесса.

В рамках рассматриваемой модели активно решается комплекс задач. Среди них:

• содействие гармонизации процессов международного образования различных категорий потребителей (школьников - на базе детской международной школы-мультимедиа НГУЭУ; студентов - за счет реализации программ франчайзинга; специалистов в сфере управления бизнесом среднего и высшего звена - путем обучения по программам MBA и др.);

• ориентация международного образования в НГУЭУ на мировой рынок труда, формирование у обучающихся компетенций и компетентностей в соответствии с

требованиями национальных и мировых стандартов (программы-близнецы);

• сотрудничество в области управления качеством международного образования, разработка стандартов качества высшего образования в сети вузов-партнеров.

Наиболее активно развивающимся элементом модели интернационализации образования нашего вуза являются программы «дополнительного диплома» (рис. 2, программы-близнецы). Проектирование и разработка программ такого рода требуют согласования учебных планов с целью приведения содержания изучаемых в российском вузе дисциплин в соответствие с международными требованиями. В этом случае предварительная подготовка студентов по английскому языку становится более тщательной, а модель подготовки специалиста в основных чертах совпадает с международной.

Важной особенностью программ «дополнительного диплома » является «принцип подобия»: по сути, их реализация аналогична созданию «совместного предприятия », где основные технологические решения принадлежат зарубежному вузу-партнеру. Если в промышленности и сфере услуг такой подходиспользуется повсеместно, то применительно к сфере образования он имеет инновационный характер. Однако именно в сфере национального образования наша страна располагает качественными «комплектующими » и профессиональной «рабочей силой». В этой связи представляется целесообразным взять за основу отечественный продукт, «достроить его такими блоками», которые в России не производятся, и реализовывать на мировом рынке образовательных услуг. Методология рассматриваемой технологии заключаются в конструировании и обновлении заданных учебных планов в соответствии с требованиями международной образовательной программы («конструктор» и «upgrade »). Разработка технологии осуществляется поэтапно.

Первый этап - выбор вуза-партнера и базовой модели компетенций предлагаемого этим вузом специалиста.

Второй - анализ и декомпозиция учебных планов: базовая модель специалиста вуза-партнера «расщепляется» на составляющие, с тем чтобы определить, какие из них:

■ могут быть заменены отечественными «деталями» без потери качества и без доработки;

■ остаются без доработки или их можно «произвести» на месте;

■ не подлежат замене.

Третий этап связан с изучением возможности встраивания элементов базовой западной модели в стандартный учебный план российского вуза.

Наконец, четвертый этап носит аналитический характер: необходимо «выстроить » согласованный учебный план и образовательный маршрут студента, получив при этом цельную программу «дополнительного диплома».

Нашим партнером в разработке модели «CoUp - НГУЭУ» выступает Государственный университет Нью-Йорка (State University of New York, SUNY). Это американский вуз, имеющий в своем составе несколько десятков колледжей и университетских центров и почти полмиллиона студентов (http:// newpaltz.mediasite.suny.edu). Университет придерживается традиции фундаментального образования, требуя обязательного включения в учебные планы широкого спектра математических, естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин по любой специальности.

Согласно логике модели «дополнительного диплома» стандартный учебный план подготовки бакалавра бизнеса SUNY был разделен на четыре составляющие:

■ первая - дисциплины, качество подготовки по которым в российских вузах является признанным и которые могут быть «перезачтены» в программу американского вуза (например, высшая математика);

■ вторая - общеэкономические дисциплины, которые изучаются на международном уровне, однако их включение в программу американского вуза требует предварительного изучения и согласования;

■ третья - те учебные дисциплины, которые студенты должны изучить в обязательном порядке на английском языке;

■ четвертая - те учебные дисциплины и виды работ, которые должны быть выполнены непосредственно американским вузом, в том числе - с обязательным выездом студента за рубеж.

Реализация модели «CoUp - НГУЭУ» была начата в 2005 г. для программ ассоци-ата и бакалавриата, предусматривающих выдачу выпускникам НГУЭУ диплома SUNY.

Степень ассоциата SUNY в НГУЭУ присуждается по специальностям: Business Administration ( «Деловое администрирование»), Management (Менеджмент), International Business ( «Международный бизнес»). Степень Бакалавра SUNY присуждается по специальностям: Business Administration («Деловое администрирование»), Communications and Mass Media ( «Коммуникации и СМИ »), International Economic Studies («Международные экономические

отношения »), Psychology («Психология »), English Language and Literature («Английский язык и литература »), IT Management («Управление информационными технологиями»).

Данные программы предусматривают две формы обучения: в Университете Нью-Йорка - дистанционную и в НГУЭУ - очную, с возможностью очного обучения в европейском отделении Университета в Праге (филиал Empire State College SUNY). Они рассчитаны на студентов дневного очного отделения, обучение проводится параллельно с учебой в НГУЭУ, выпускники получают, наряду с российским дипломом, диплом Associate of Sc. SUNY и диплом Bachelor of Sc. SUNY. Структура программы «CoUp -НГУЭУ» представлена на рис. 3.

При успешном завершении обучения по российско-американской программе в рамках модели «CoUp - НГУЭУ» студенту предоставляются возможности:

■ закончить обучение непосредственно в колледже SUNY, с получением разрешения на работу по специальности в США (OPT Work);

■ продолжить образование в Нью-Йоркском университете в Праге (европейское отделение SUNY) в направлении при-

Рис. 3. Структура модели «CoUp - НГУЭУ»

своения степени «ассоциат наук» и окончания бакалавриата в НГУЭУ;

■ пройти обучение в университетах США на грантовой основе (UGRAD, МшЫе, Fulbright).

При трудоустройстве выпускник российско-американской программы будет иметь:

V комплекс профессиональных, коммуникативных и социальных компетенций и компетентностей, обеспечивающих его высокую конкурентоспособность как на российском, так и международном рынке труда;

V перспективу трудоустройства и успешного карьерного продвижения в представительствах зарубежных компаний, транснациональных корпорациях, в сфере управления бизнесом за рубежом;

V возможность трудоустройства в рамках полученных квалификаций на рынке труда в США.

В целом международная деятельность НГУЭУ является неотъемлемой составляющей деятельности университета, она направлена на формирование и развитие профессиональных связей с зарубежными партнерами, освоение мирового опыта в сфере высшего образования, привлечение иностранныхинвестиций и расширение экспорта образовательных услуг вуза. Университет активно сотрудничает с зарубежными партнерами из стран Европы, Азии и СНГ. Более двадцати лет НГУЭУ реализует программы академической мобильности студентов и преподавателей, программы франчайзинга, двойного диплома. Ежегодно свыше 80 студентов университета командируются для обучения по программе двойного диплома в вузы Китая и Европы; более 120 выпускников окончили НГУЭУ, получив при этом дипломы МВА. В настоящее время осуществляется трансферт технологий образовательной модели «Соир - НГУЭУ» на уровневое образование. В стадии разработки находится масштабный международный проект, ориентированный

на создание партнерской сети вузов, разрабатывающих совместные магистерские программы.

Литература

1. Бирюков А. Интернационализация россий-

ского высшего образования || Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 10. C. 76-83.

2. Интернационализация высшего образова-

ния. Тенденции, стратегии, сценарии будущего. М.: Логос, 2010. 280 с.

3. Вульфсон Е.Л. Глобализация и образова-

ние || Известия Российской академии образования. 2005. № 1. С. 20-34.

4. Кольчугина М. Международная интегра-

ция в сфере высшего образования || МЭ и МО. 2005. № 11. С. 55-64.

5. Майбуров И. Глобализация сферы высше-

го образования || МЭ и МО. 2005. № 3. С. 10-17.

в. Князев Е.А, Дрантусова Н.В. К вопросу о связи процессов интернационализации и институциональной дифференциации в системах высшего образования || Интернационализация образования. М.: Логос, 2012. 420 с.

7. Knight J. Updating the Definition of Interna-

tionalization || International Higher Education. 2003. № 33,8 (1). Р. 5-31.

8. Императивы интернационализации. М.:

Логос, 2013. 420 с.

9. Лебедева М.М. Интернационализация выс-

шего образования: вызовы и возможности для университетов || Интернационализация образования. М.: Логос, 2012. 420 с.

10. Moratis L.T, P.J. van Baalen. The radicali-zation of the multiversity: the case of the networked business school || International Journal of Educational Management. 2002. №16 (4). Р. 160-168.

11. Меликян А.В., Железов Б.В. Опыт привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов в российские вузы || Вестник международных организаций. 2012. № 1(36). С. 156-171.

12. Кокарева И.В. Интегративные процессы в европейском международном образовании: тенденции и перспективы || Известия Томского политехн. ун-та. 2005. Т. 308. № 1. С. 206-208.

13. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. М.: РЕЦЭП, 2005. 199 с.

14. Огиенко Е.И. Влияние глобализации и интернационализации мировой экономики на развитие образования взрослых в странах СНГ // Человек и образование. 2006. № 7. С. 73-76.

15. Шереги Ф.Э., Дмитриев НМ, Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов. Социологический анализ. М.: ЦСП, 2002. 552 с.

16. Internationalisation and trade in Higher Education: Opportunities and challenges. OECD, 2004. URL: http://intpr.ntf.ru

Где изысканность 0Л. Д0НСКИХ, д. филос. нщк, русской медлительной

профессор гч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

речи?

В статье показано, что в настоящее время снижается качество владения языком, что проявляется в разрушении языкового кода и в обезличивании коммуникации. Исторический опыт показывает, что национальный язык обогащается и развивается при серьезном государственном к нему отношении.

Ключевые слова: русский язык, качество владения языком, языковой код, русская культура XVIII века, система образования

«Во время процесса чтения стихотворений А.С. Пушкина наизусть на уроке литературы происходит роль "окультуривания" человека».

Из эссе при сдаче ЕГЭ 2013

Русский язык заметно теряет свое меж- аналогичных институтов Россия не выстра-дународное значение в ходе глобализации ивает. При этом еще большее беспокойство и доминирования английского. Если другие вызывает отношение к родному языку внут-страны активно пропагандируют свой язык ри страны [1]. Приходится читать, напри-и культуру через специально созданные мер, такое: «Люди занимающиеся филосо-международные организации, такие как фии не ищут ради цели. Это интерес разви-Alliances françaises или Goethe-Institut, то тия, она вложена в крови. Например есть,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.