Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №5 2013
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
Кущева Наталия Борисовна
Университет Прикладных Наук Миккели Преподаватель, руководитель проекта Кандидат технических наук, доцент Kushcheva Natalia Borisovna Mikkeli University of Applied Sciences Principal lecturer, Project Manager E-Mail: nkushcheva@yandex.ru
08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - сфера услуг)
Возможности и проблемы сопоставимости российских и зарубежных магистерских программ двойных дипломов
Possibilities and problems of comparability of Russian and foreign Master DoubleDegree programs
Аннотация: В статье рассматриваются возможности и проблемы сопоставимости российских и зарубежных программ двойных дипломов магистратуры. Россия, присоединившись к Болонской Декларации, взяла на себя серьезные обязательства. В настоящее время у нас не совпадают программы обучения ни по срокам, ни по объемам нагрузки. В настоящее время ряд российских вузов практикует двойные дипломы, то есть заключаются договоры между вузами, происходит согласование программ обучения и периодов обучения за рубежом. Сотрудничество в сфере совместных дипломов содействует повышению качества образования, развитию признания степеней и квалификаций на общем европейском пространстве высшего образования, прозрачности и совместимости систем высшего образования, академической мобильности, созданию благоприятных условия для выпускников на международной арене и привлекательности общего пространства высшего образования.
Abstract: The paper deals with problems and possibilities of comparability of Russian and foreign Master Double-Degree programs. Russia, joining the Bologna Declaration took a serious commitment. Currently we do not have the same training program either in timing or in terms of the load. Currently, a number of Russian universities are practicing Double Degrees.T hese agreements are concluded between the universities, when a coordination of training programs and study periods abroad are harmonized. Cooperation in the field of Double Degree is promotingthe quality of education, the development of recognition of degrees and qualifications for a common European space of higher education, transparency and compatibility of the systems of higher education, academic mobility, creating favorable conditions for the graduates in the international arena and attractiveness of the total area of higher education.
Ключевые слова: Двойные дипломы; совместные программы; магистратура; туризм; гостеприимство.
Keywords: Double Degree; joint programs; Master’s Degree; tourism; hospitality.
Россия присоединилась к процессу создания общеевропейского образовательного пространства на этапе, когда в Европе был накоплен почти пятидесятилетний опыт сотрудничества в этой сфере. Именно поэтому для нашей страны сегодня особый интерес представляют интеграционные процессы в сфере образования, рассмотрение их основных этапов и движущих сил, вопросы выбора принципов и методов реализации, механизмов создания нормативной базы и инструментов, факторов успеха и основных закономерностей реформирования.
Создание программ двойных степеней в европейских университетах, благодаря возросшей поддержке со стороны европейского образовательного сообщества, в последние годы ускорилось. Соответствие основным целям Болонского процесса (сопоставимые степени и программы, многоуровневая система обучения, академическая мобильность, качество, признание дипломов, конкурентоспособность и привлекательность образования) сделало идею создания программ двойных или совместных степеней одним из приоритетов европейской образовательной политики, дало заметный толчок их развитию в Европе в последние годы.
6%
■ Экономика и управление
■ Инженерные специальности
■ Гуманитарные науки
■ Естественнонаучные специальности
Рис. 1. Распределение программ двойных дипломов по областям специализации [2]
В этом смысле представляет интерес исследование, которое было проведено в 2010 году и посвященное программам двойных дипломов между университетами России и стран-членов Европейского Союза. Исследование показало, что на сегодняшний день можно с известной долей уверенности говорить о существовании 239 программ двойных дипломов в 74 университетах России, проводимых с участием европейских университетов в сфере высшего профессионального образования. Наибольшее число вузов, реализующих программы двойных дипломов с европейскими партнёрами, сосредоточено в Центральном (24 вуза, 33% от общего количества) и Северо-Западном (16 вузов, 22%) Федеральных округах [2].
Результаты анкетирования российских вузов (см.рис.1) показали, что управленческо-экономические специальности и программы обучения представляют значительную часть от всех предлагаемых специальностей и направлений. Среди 239 выявленных программ двойных дипломов они составляют 45%, что соответствует ситуации и в Европе. Такой интерес к совместным программам в сфере экономики и менеджмента, вероятно, объясняется тем, что в 1990-е годы, когда эти программы создавались, они были для России экзотичными областями
научного знания.При этом среди управленческо-экономических специальностей особо выделяются «Менеджмент», «Экономика» и «Международный менеджмент».
Рис. 2. Распределение программ двойных дипломов по уровням образования [2]
Как и следовало ожидать, основная часть программ двойных дипломов (65%) приходится на магистратуру, как, впрочем, и в Европе, что объяснимо: это академически наиболее свободный от формальностей уровень из всех существующих на сегодняшний день. Специфика России - подготовка по специальностям, и 9% - это российскийспециалитет, связанный с бакалавриатом различных университетов европейских стран. Меньше всего (6%) представлены программы двойных дипломов на уровне аспирантуры, что тоже понятно: уровни аспирантуры и PhD не совпадают. (см.рис.2).
По количеству заключенных договоров о создании двойных дипломов с российскими университетами безусловными лидерами являются французские вузы - 89 программ, что превышает результат ближайшего «конкурента» - Германии - более чем в полтора раза (53 программы). Великобритания занимает третье место -40 программ двойных дипломов. Вузы Финляндии также активно участвуют в проектах межвузовского сотрудничества с Россией: в настоящий момент реализуется 22 программы двойных дипломов (в основном с вузами Северо-Западного Федерального округа России) (см.рис.3).
Российское законодательство до сих пор не имеет специальных законодательных актов, связанных с развитием международных программ обучения. Сами понятия «совместная образовательная программа», «программа двойного диплома», «валидация», «франчайзинг в образовании» не определены на законодательном уровне. Отсюда проистекает довольно много сложностей и проблем, непрозрачность деятельности. С одной стороны, это не является препятствием для развития программ двойных дипломов. С другой стороны, участники действуют в соответствии с национальными законодательными нормами, регулирующими присуждение дипломов и квалификаций, и пытаются соответствовать требованиям обеих стран.
65%
9%
■ бакалавриат
■ специалитет
■ магистратура
■ аспирантура
15%
9%
37%
17%
22%
Франция Германия Великобритания Финляндия Остальные страны
Рис. 3. Европейские страны-лидеры по количеству реализуемых программ двойных дипломов с
Россией [2]
Во всех базовых документах Болонского процесса основной вектор развития программ высшего образования, включая программы двойных и совместных дипломов, определяется как "гармонизация их архитектуры"
(БолонскаяиСорбонскаяДекларации)посредствомпринятиявсемистранамитрехцикловвысшего образования(программыподготовкибакалавров-магистров-докторов).
ОсновныетребованиякквалификациямтрехцикловсформулированывтакназываемыхДуб линскихдескрипторахиЕвропейскойрамкеквалификаций [3].
С точки зрения действующего законодательства РФ реализация программ двойных дипломов является самой неурегулированной сферой, из-за чего российские и зарубежные вузы сталкиваются с целым рядом трудностей. Специфика программ двойных дипломов в России с характеристиками, не в полной мере соответствующим принятым определениям в странах Европейского Союза, связана:
• с особенностями их возникновения (продолжение сотрудничества в рамках международных программ, франчайзинг, валидация);
• с особенностями образовательной системы в России и возможностями
признания степеней;
• с недостатком финансирования программ двойных дипломов;
• с проблемой сопоставимости условий обучения и проживания иностранных
студентов;
• с языковыми проблемами.
Если продолжительность обучения по программам бакалавриата в России составляет 4 года, то иностранным студентам, обучающимся по совместным программам, необходимо «доучиваться» до этого срока. И это не представляет большой проблемы. Другая ситуация со сроками реализации магистерских программ. Рекомендуемая продолжительность обучения по магистерской программе в США и Европе составляет, как правило, четыре семестра, т.е. 2 года. Сразу необходимо заметить, что это — лишь рекомендуемая продолжительность. Существуют и годовые, и полуторагодовые магистерские программы. Например, в области
туризма и гостеприимства, в Европе мы наблюдаем большой разброс продолжительности обучения по программам бакалавриата и магистратуры (табл.1). Трёхгодичные программы бакалавриата, весьма распространенные в Европе для сферы туризма и гостеприимства, в России не признаются, что практически делает невозможным нострификацию диплома выпускника европейского университета, и, следовательно, затрудняет возможность получения образования в России на уровне магистратуры.
Конечно, подобная разница в продолжительности обучения в разных странах серьезно осложняет составление совместных программ. В соответствии с российским законодательством продолжительность обучения в магистратуре должна быть 2 года. ФГОС ВПО дают широкие возможности, как для создания совместных магистерских программ, так и для перезачета дисциплин, освоенных в других вузах (в том числе за рубежом) — в соответствии с ФедеральнымиГосударственными образовательными стандартами третьего поколения до 70 % дисциплин в программах магистратуры относятсяк вариативной части.
Таблица 1
Структура уровней подготовки
Страна Продолжительность обучения*
Франция 3 + 1
Швейцария 3 + 1
Великобритания 3 + 1
Финляндия 3 + 2
Норвегия 3 + 2
Германия 3 + 2
Россия 4 + 2
Греция 4 + 2
Испания 4 + 2
*Количество лет обучения для получения степени бакалавра (первая цифра) и магистра (вторая цифра)
И здесь необходимо обратить внимание на следующие проблемы российских вузов[1].
Во-первых, количество модулей в российских программах магистратуры обычно превышает в 1,5-2 раза количество модулей в зарубежных программах. Это связано с идеей более «фундаментального» образования, которая до сих пор присутствует в российском образовании.
Во-вторых, существенные различия есть в практической части учебных программ. Число контактных часов определяется преподавателем и составляет порой 1-12 часов аудиторных занятий. Все остальные часы по предмету посвящаются самостоятельной работе студентов индивидуально или в группе. Оценка за эту часть работы составляет большую часть общей оценки по предмету. В России соотношение обычно обратное — лишь четверть временных и прочих затрат приходится на практикумы и исследования.
В-третьих, Россию отличает очень осторожное отношение работодателей к магистратуре, особенно в регионах. Они не вполне понимают, что это такое. А это означает проблемы с базами практик, с участием работодателей в контроле качества, которое для европейского университета обязательно.
В-четвертых, количество модулей целесообразно рассчитывать исходя из того, что средняя «стоимость» одного модуля приравнивается к 4-5 зачетным единицам. Если расчеты показывают наличие модулей, равных 2 и 3 зачетным единицам, то такие модули следует объединить. При этом общая трудоемкость программ магистра должна быть 60 зачетных
единиц в год (120 зачетных единиц за 2 года).
Чтобы магистрант мог быстрее ориентироваться в перечне предметов, предлагаемых вузом, в США, например, используется система уровней и типов курсов. Уровни изучения курсов следующие:
• базовый (Basic);
• промежуточный (Intermediate);
• продвинутый (Advanced);
• специализированный курс.
Типы курсов предлагаются следующие:
• основной (Core);
• поддерживающий (Related);
• дополнительный (Minor).
То есть студенту понятно, что означает «шифр» 4-A-R: данный курс содержит 4 зачетных единицы и является поддерживающим курсом продвинутого уровня. Курсы разного уровня могут отличаться глубиной изучения материала и количеством модулей по курсу.
ВФинляндииприменяются более простая система учебных модулей:
• предметы продвинутого уровня (advancedprofessional);
• предметы продвинутого уровня по выбору (optionaladvancedprofessional);
• предметы по выбору (optional).
Таким образом, при обучении будут встречаться курсы промежуточного и продвинутого уровней, равно как и большое количествоспециализированных профессиональных курсов. Студенту дано право выбрать любые курсы. Главное условие -набрать определенное количество зачетных единиц.
В России похожие подходы пока не приняты. Этоне значит, что возможно движение только по этим правилам; но они помогли бы студентуосознанно и достаточно полно представлять данную предметную область.
Российская система образования делает огромные и очень трудные шаги к развитию образования, адекватного современной постиндустриальной экономике, глобализации, интернационализации. Но для того, чтобы совершить этот переход, надо понимать проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Университет, участвуя в совместных программах, не только решает задачи выхода в международное пространство, но и предоставляет своим выпускникам новые возможности карьерного роста на международном рынке труда. Свыше 70% университетов, имеющих программы двойных дипломов, указывают, что основным движущим фактором для них стал фактор повышения конкурентоспособности студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артамонова Ю. Д. и др. Совместные образовательные программы вузов: состояние, проблемы, перспективы / Ю. Д. Артамонова, А. Л. Демчук, Е. В. Караваева — М. : КДУ, 2011.
2. Исследование программ двойных дипломов между университетами России и стран-членов Европейского Союза http://www.tempm-rmsia.ru/Meropri-101110yDD-final.pdf
3. Кущева Н.Б. Приоритеты научной и практической индивидуализации программ магистратуры для сферы туризма и гостеприимства. - Вестник ИНЖЭКОНА-2011. - № 3(46) - (Экономика). - С.161-168.
4. Официальный сайт Болонского процесса http://www.ehea.mfo/artide-details.aspx?ArtideId=123#qualificatюmd
Рецензент:Карпова Г.А., д.э.н., профессор, декан факультета туризма Санкт-Петербургского Экономического Университета.