МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378:37.014 DOI: 10.155077Inted.078.019.201501.006
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВУЗЫ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Е. Ю. Рогачева, А. Ю. Слепухин (Саратовский государственный технический университет имени ГагаринаЮ. А., г. Саратов, Россия)
Развитие института высшего образования России в современном мире невозможно без международного сотрудничества. В условиях глобализации и становлении экономик, основанных на знаниях, необходимо совершенствование и повышение авторитета национальной системы высшего образования. Для этого следует использовать достижения, которые имеются в европейской образовательной практике, и интегрировать их с лучшими традициями отечественной высшей школы.
С введением в России двухуровневой системы высшего профессионального образования вузы осваивают новейшие методики преподавания и гармонизируют учебные планы с зарубежными аналогами в рамках Болонского процесса. В результате этой работы в учебный процесс вводятся новые образовательные программы бакалавриата и магистратуры по различным специальностям. В перспективе - разработка совместных учебных программ, что позволит пойти по пути выдачи двойных дипломов. Таким образом, в России происходит усиление тенденций интернационализации высшего образования - процесса устойчивого взаимодействия и взаимовлияния национальных образовательных систем на основе общих целей и принципов, отвечающего потребностям мирового сообщества.
В работе представлен анализ интеграции регионального университета в международное образовательное пространство на примере СГТУ имени Гагарина Ю. А. Приведена характеристика и оценка критериев интернационализации вуза, а именно академической мобильности студентов и преподавателей, участия в международных проектах, сотрудничества с зарубежными учебными заведениями и организациями, проведения конференций и семинаров на международном уровне. Рассмотрены результаты полуформализованного и формализованного интервью, проведенного с работниками СГТУ. Рассчитан показатель уровня развития международной деятельности. Выявлены проблемы, затрудняющие процесс интернационализации университета.
Ключевые слова: международная деятельность; интернационализация; интеграция; региональный вуз; двухцикловое обучение; академическая мобильность.
REGIONAL UNIVERSITIES AND INTERNATIONAL INTEGRATION OF EDUCATION
E. Yu. Rogacheva, A. Yu. Slepukhin (Yury Gagarin State Technical University,
Saratov, Russia)
Nowadays the development of international cooperation in higher education in Russia is crucial. Inclusion into international educational environment and transition to a two-level system of higher education poses a problem of harmonisation of domestic curricula with international ones in the framework of the Bologna process. Russian educators should use the achievements of European educational practice and integrate them with the best traditions of Russian higher education. Modern universities apply the new methods of teaching and development of curricula in the framework of the Bologna Agreement. As a result of this work the new educational Bachelor and Master Programmes in various specialties are introduced into educational process.
In this aspect, expansion of participation of Russian universities in international educational networks and cooperation programmes becomes essential. This is particularly important for provincial universities, possibilities of which are more limited in comparison with metropolitan universities.
The analysis of integration of regional university into the international education is presented on an example of Yury Gagarin State Technical University (Saratov). The analysis was based on assessment of HEI's criteria of internationalisation. The paper presents the indicator to be used for calculation of the level of development of the international activity. The problems complicating the process of internationalization of a university are revealed.
Keywords: international activities; internationalization; integration; regional university; two-level system; academic mobility.
По итогам исследования компании является подразделением английского Economist Intelligence Unit [7], которая журнала "Economist", российское высшее
© Рогачева Е. Ю., Слепухин А. Ю., 2015
образование находится на 13-м месте в общемировом рейтинге и на 8-м - в европейском. В России продвижение образовательных услуг на мировой рынок осуществляют Министерство образования и науки РФ, Центр международного научного и культурного сотрудничества, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина [1, с. 21-32]. Также в вузах функционируют специальные подразделения, занимающиеся международным сотрудничеством. Одним из направлений экспорта образовательных услуг является создание филиалов российских вузов в странах ближнего и дальнего зарубежья (например, в странах СНГ действуют 37 филиалов, в которых обучаются 25 тыс. чел. [9, с. 249-252].
Процесс интернационализации актуален не только для ведущих исследовательских университетов страны, но и для региональных вузов, деятельность которых должна определять социально-экономическое развитие региона. Интеграция региональных вузов в международную среду определяется следующими причинами:
- повышение престижа вуза на рынке образовательных услуг как в стране, так и в мире в целом;
- диверсификация доходов (например, получение дополнительного финансирования за счет участия в проектах международного уровня);
- приобретение сотрудниками новых профессиональных знаний, которые могут привести к инновационным прорывам в преподавании и научной работе;
- повышение качества образовательных услуг за счет привлечения квалифицированных кадров из других стран;
- адаптация преподавателей и студентов к межкультурной среде.
Отметим, что в настоящее время уровень интернационализации большинства региональных вузов России является достаточно низким. Международная деятельность в основном сводится к отдельным событиям, не связанным друг с другом. Вуз может считаться международным при наличии интернациональной составляющей в образовательной, исследовательской и общественной деятельности.
Публикуемые отчеты региональных вузов не отражают полную картину международной деятельности, поэтому сложно определить уровень ее развития, но существуют различные национальные рейтинги по ее оценке (например, Национальный рейтинг университетов) [3].
В работе предпринят анализ результатов международного сотрудничества регионального вуза на примере Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю. А. (СГТУ). Для получения информации о различных аспектах интернационализации университета применялись методы полуформализованного ^ = 7) и формализованного интервью ^ = 37) с представителями отдела управления международного сотрудничества (УМС) и внешнеэкономических связей (ВЭС) СГТУ, а также деканами и преподавателями, являющимися ее активными участниками. На основе полученных данных определен уровень развития международной деятельности вуза.
Международная деятельность университета осуществляется на основании стратегического плана развития СГТУ и ежегодных планов УМС и включает в себя такие направления, как академическая мобильность студентов и преподавателей, участие в международных проектах, сотрудничество с зарубежными учебными заведениями и организациями, проведение конференций и семинаров на международном уровне.
Начальник УМС О. С. Бочкова так определяет наиболее важные в настоящее время направления развития международной деятельности СГТУ, связанные с «.. .внедрением инновационных методов обучения иностранным языкам, развитием взаимодействия с международными образовательными организациями, оказанием полной или частичной финансовой поддержки инициативным сотрудникам и студентам самим вузом, разработкой программ двойных дипломов и мер сопоставимости образовательных программ с программами зарубежных университетов».
Место СГТУ в сравнении с другими региональными техническими вузами можно
проиллюстрировать данными рейтинга высших учебных заведений стран Содружества Независимых Государств, разработанными в 2014 г. агентством «Эксперт РА» [6]. Среди 303 технических университетов СГТУ занимает 66 место (табл. 1). При составлении рейтинга учитывался как уровень научно-исследовательской деятельности, так и интернационализации вузов (в частности количество иностранных студентов).
Важным событием в развитии международной деятельности СГТУ стало
вступление в такие крупные международные сети, как International Network of Engineering Education and Research (INEER - Международную сеть инженерного образования и исследований, США) и Global University Network for Innovation (GUNI - Глобальную университетскую сеть по инновациям в образовании, Испания). В рамках этих объединений проходят регулярные конференции в области инновационных образовательных технологий с участием представителей СГТУ.
Т а б л и ц а 1
Место СГТУ в рейтинге агентства «Эксперт РА» Position of SSTU in "Expert RA" Agency rating
Общий рейтинг Технические вузы Вузы г. Саратова
Место СГТУ в рейтинге 187 66 3
Всего вузов (в том числе филиалов) 1 532 303 16
СГТУ является организатором крупных международных научных конференций в области математики, информационно-телекоммуникационных технологий, а также развития национальных и региональных инновационных систем для повышения конкурентоспособности и качества жизни: «Математические методы в технике и технологиях» (ММТТ-2008, ММТТ-2012, ММТТ-2013), «Информационно-коммуникационные технологии в науке, производстве и образовании» (ICIT-12), "Global network for Economics of Learning, Innovation and Competencebuilding Systems" (GLOBELICS-2007). Участие в этих конференциях, проведенных СГТУ в последние годы, приняли более 1 тыс. исследователей из российских и зарубежных вузов. География стран-участниц охватывает университеты 56 развитых и развивающихся стран.
СГТУ с 1993 г. является активным участником программы межуниверситетского сотрудничества в области высшего образования Евросоюза «Темпус» и занимает одну из ведущих позиций по числу выигранных грантов среди вузов России в области университетского управления, разработки бакалаврских
и магистерских программ по различным направлениям обучения, развития непрерывного образования, преподавания иностранных языков в технических вузах. За 20 лет СГТУ выиграл 13 грантов на выполнение совместных проектов с ведущими университетами Германии, Англии, Франции, Швеции, Испании, Португалии, Нидерландов, Бельгии, Польши, Чехии, Италии и других стран [5]. За время участия СГТУ в программе «Темпус» более 350 чел. (преподавателей, аспирантов, администраторов) посетили ведущие вузы Западной Европы, 150 европейских коллег - СГТУ.
В настоящее время в СГТУ обучаются более 200 иностранных студентов, основной контингент которых составляют граждане стран СНГ и Балтии, незначительное количество студентов приезжают из Турции, Бангладеш, Ирака и Нигерии [8]. Для их социально-культурной адаптации проводятся специальные тематические вечера, экскурсии, знакомство с культурой страны пребывания через участие в различных мероприятиях. Также функционирует летняя школа по изучению русской культуры и русского языка.
Интервью с сотрудниками УМС и ВЭС позволили идентифицировать основные
моменты, затрудняющие развитие международной составляющей университета. По словам О. С. Бочковой, «проблемы СГТУ аналогичны проблемам других вузов РФ: отсутствие у большинства сотрудников специальной подготовки для осуществления международной деятельности; низкий уровень развития иноязычной лингвистической компетенции и межкультурной коммуникации большей части сотрудников вуза и студентов».
Работники управления выделяют в качестве важных проблем правовой аспект. По словам одного из респондентов, «.нет законов, которые бы способствовали развитию мобильности. Необходимо совершенствовать законодательную базу, а ее разрабатывает не провинциальный вуз.». Респондент привел пример наиболее распространенной у студентов проблемы, связанной с включенным обучением заграницей: «на обучение заграницу, например, выезжают студенты, выигравшие президентскую стипендию. Они обучаются по программе иностранного вуза, сдают экзамены, а в родном вузе их не засчитывают. Нет документов, в которых уточняется, каким образом вернувшиеся студенты могут сдать сессию. Им приходится либо заключать дополнительное соглашение (для студентов, обучающихся на компенсационной основе), либо оформлять индивидуальный план (для бюджетных студентов). Таких моментов достаточно много, и нет законов, позволяющих быть защищенным в таких ситуациях».
Немаловажным является мнение преподавателей СГТУ об уровне развития международного сотрудничества в вузе. Методом формализованного интервью было выявлено, что большинство респондентов (75,6 %) оценивают уровень международной деятельности как «слабый» или «недостаточный», часть респондентов (18,9 %) - «средний» и «высокий» (5,4 %).
8 % респондентов отметили, что в СГТУ международное сотрудничество развито только по гуманитарным и естественно-научным специальностям, а вуз является техническим. В СССР и постсоветской России техническое образование было направлено на развитие оборонной
промышленности страны и являлось закрытым. Долгое время сотрудничество с иностранными вузами было невозможным. Поэтому вплоть до настоящего времени налаживать контакты с иностранными коллегами непросто.
Чтобы лучше понять существующие проблемы, необходимо определить уровень развития международной деятельности СГТУ. Для этого была использована шкала определения уровня развития международной деятельности в вузе, разработанная Н. В. Медведевой [2, с. 96]. Она представляет собой перечень критериев, по каждому из которых ставится оценка: 1 балл - низкий, 2 балла -средний, 3 балла - высокий уровень. Затем рассчитывается средний балл по формуле и = (Л+Б + С+В+Е+Е+О)/7, являющийся показателем уровня развития международной деятельности (и). Перечислим критерии, предложенные Н. В. Медведевой:
1) А - иностранные студенты (количество человек в год);
2) В - академическая мобильность (количество человек в год);
3) С - программы двухциклового обучения: бакалавриат, магистратура (количество программ, время их реализации);
4) D - программы двойных дипломов (количество программ, время их реализации);
5) Е - сотрудничество с мировыми образовательными центрами и фондами, выполнение международных программ (количество программ в год).
На наш взгляд, список необходимо дополнить следующими критериями:
6) F - оценка международной репутации вуза (присутствие в международных рейтингах, число международных парт-нерств и членств);
7) G - уровень развития глобальных сетевых коммуникаций (доля контента сайта вуза на иностранных языках, объем посещаемости сайта).
Н. В. Медведевой выделено три уровня развития международной кооперации в вузе:
- I уровень (низкий) характеризуется слабым участием сотрудников в международной
деятельности; по перечисленным критериям работа не ведется либо только начала осуществляться. Средний балл, рассчитанный по формуле, не превышает показатель 1,4.
- II уровень (средний) - наблюдается относительно невысокое участие сотрудников в международной деятельности. Работа ведется по всем направлениям (по некоторым только начала осуществляться, по некоторым ведется активно). Практически каждый критерий оценивается в 2 балла. Средний показатель составляет более 1,4 и менее 2,4.
- III уровень (высокий) - несколько направлений международной деятельности активно развиваются (минимум 3), большинство сотрудников вуза заняты реализацией Болонских соглашений, стратегия вуза направлена на интернационализацию. Средний балл превышает показатель 2,4.
Оценим международную деятельность СГТУ по приведенной методике в соответствии с результатами интервью и данными статистики международного сотрудниче ства.
Критерии Характеристика Балл
Иностранные студенты (А) В СГТУ обучаются более 200 иностранных студентов, основную часть которых составляют граждане стран СНГ, а незначительную - стран дальнего зарубежья (по состоянию на 2014 г.). 2
Академическая мобильность (В) По различным международным программам на стажировку и курсы повышения квалификации заграницу в 2014 г. было отправлено 12 чел. (преподавателей - 9, студентов и аспирантов - 3). Прослеживается негативная тенденция развития мобильности в СГТУ за последние 3 года (2012 г. - 50 чел., 2013. - 20 чел., 2014 - 12 чел.). Это связано с недостаточным финансированием вузом международной деятельности. Мобильность осуществляется в основном за счет участия в грантовых программах 1
Программы двухциклового обучения (С) В СГТУ реализуются программы двухциклового обучения более 1 года (программ бакалавриата - 55, магистратуры - 33) 3
Программы двойных дипломов ф) Полностью отсутствуют 1
Сотрудничество с мировыми образовательными центрами и фондами, выполнение международных программ (Е) Реализуются программы по проекту «Темпус» (по состоянию на 2014 г. 2 проекта) 2
Оценка международной репутации вуза - присутствие в международных рейтингах, число международных партнерств и членств СГТУ имеет двусторонние договоры о сотрудничестве с 29 зарубежными учебными заведениями и организациями, является членом ШЕЕР и ОЦШ, присутствует в рейтинге высших учебных заведений СНГ, разработанном «Эксперт РА» 2
Уровень развития глобальных сетевых коммуникаций -доля контента сайта вуза на иностранных языках, объем посещаемости сайта Сайт СГТУ в международном рейтинге сайтов университетов занимает 1 879 место из более 22 000 сайтов учреждений высшего образования мира [10]; входит в сотню лучших сайтов России, участвует во всероссийских конкурсах интернет-проектов и занимает высокие места [4]. Контент сайта представлен на русском, английском, немецком и турецком языках 2
Т а б л и ц а 2
Оценка уровня развития международной деятельности СГТУ Evaluation of level of development of the international activity of SSTU
INTEGRATION OF EDUCATION, vol. 19, no. 1, 2015 ШШШтШ^^^
В таблице 2 приведена характеристика и оценка каждого из выделенных критериев. Рассчитаем показатель уровня развития международной деятельности СГТУ: U = (A2+B1+C3+D1+E2+F2+G2)/7. Данный показатель равен 1,8. Следовательно, международная деятельность СГТУ на текущий момент соответствует среднему уровню развития.
Таким образом, становление двухуровневой системы образования СГТУ находится на завершающем этапе. В вузе активно реализуются программы бакалавриата и магистратуры, поэтому по шкале определения уровня развития международной деятельности данный критерий (С) получил высокую оценку. Необходимо отметить особую роль программы Европейского Союза «Темпус», которая позво-
лила перенять опыт вузов - участников болонского соглашения.
Слабыми сторонами процесса интернационализации СГТУ являются академическая мобильность и отсутствие программ двойных дипломов. Данные области в контексте современного образовательного пространства являются взаимозависимыми, например, программы двойных дипломов позволяют признавать документы, полученные в результате обучения студентов по образовательным программам иностранных вузов, таким образом стимулируя академическую мобильность. СГТУ столкнулся с рядом трудностей на пути создания программ двойных дипломов (прежде всего отсутствием опыта в данной сфере деятельности и законодательные особенности).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айдрус, И. А. Мировой рынок образовательных услуг : учебное пособие / И. А. Айдрус, В. М. Филиппов. - Москва : РУДН. - 2008. - 194 с.
2. Медведева, Н. В. Международная деятельность вуза в условиях интеграции России в общеевропейское образовательное пространство : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Медведева. - Челябинск, 2007. - 174 с.
3. Национальный рейтинг университетов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unirating.ru/.
4. О сайте СГТУ. Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sstu.ru/upravlenie/upravleniya-i-otdely/uit/o-sayte-sgtu.php.
5. Программа «Темпус». СГТУ имени Гагарина Ю. А. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.sstu.ru/sotrudnichestvo/programma-tempus.
6. Рейтинговое агентство «ЭКСПЕРТ РА». Рейтинг вузов Содружества Независимых Государств. 1 марта 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_sng/part2/.
7. Российская система образования вошла в топ-10 лучших в Европе : Сайт Профессионального союза работников народного образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.edunion.ru/Rossiyskaya_si stema_obrazovaniya_voshla_v_top-10_luchshih_v_Evrope/.
8. Управление международного сотрудничества и внешнеэкономических связей. СГТУ имени Гагарина Ю. А. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. sstu.ru/upravlenie/upravleniya-i-otdely/ums-i-ves/.
9. Чеботарева, М. С. Россия на мировом рынке образовательных услуг / М. С. Чеботарева // Молодой ученый. - 2012. - № 5. - С. 249-252.
10. Webometrics Ranking of World Universities [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. webometrics.info.
Поступила 09.12.14.
Об авторах:
Рогачева Елена Юрьевна, аспирант кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.» (Россия, г. Саратов, ул. Политехническая, д. 77), [email protected]
Слепухин Александр Юрьевич, профессор кафедры социологии, социальной антропологии и социальной работы ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.» (Россия, г. Саратов, ул. Политехническая, д. 77), доктор социологических наук, [email protected]
^^^^ЙЙЙЙЙЙЙЙЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 19, № 1, 2015 ШМ™
Для цитирования: Рогачева, Е. Ю. Региональные вузы и международная интеграция образования / Е. Ю. Рогачева, А. Ю. Слепухин // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, №° 1. - С. 6-12. DOI: 10.15507/ Inted.078.019.201501.006
REFERENCES
1. Audrus I. A., Filippov V. M. Mirovoj rynok obrazovatel'nyh uslug [International market of educational services]. Moscow, RUDN Publ., 2008, 194 p.
2. Medvedeva N. V. Mezhdunarodnaja dejatel'nost' vuza v uslovijah integracii Rossii v obshheevropejskoe obrazovatel'noe prostranstvo: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [International activity of a university under the conditions of integration of Russia with the European educational environment: author's abstract of Kand. ped. sci. thesis.]. Chelyabinsk, 2007, 174 p.
3. Nacional'nyj rejting universitetov [National rating of universities]. Available at: http://unirating.ru/.
4. O sajte SGTU. Saratovskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet imeni Gagarina Yu. A. [About SSTU website - Yuri Gagarin State Technical University of Saratov]. Available at: http://www.sstu.ru/upravlenie/ upravleniya-i-otdely/uit/o-sayte-sgtu.php.
5. Programma "Tempus". SGTU imeni Gagarina Yu. A. [Tempus Programme. Yuri Gagarin State Technical University of Saratov]. Available at: http://www.sstu.ru/sotrudnichestvo/programma-tempus/.
6. Rejtingovoe agentstvo "JeKSPERT RA". Rejting vuzov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv. 01.03.2014 [Rating Agency "Expert RA". Ranking of Commonwealth of Independent States Universities. 01.03.2014]. Available at: http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_sng/part2/.
7. Rossijskaja sistema obrazovanija voshla v top-10 luchshih v Evrope. Sajt Professional'nogo sojuza rabotnikov narodnogo obrazovanija i nauki RF [Russian educational system have entered the top 10 in Europe]. Available at: http://www.edunion.ru/Rossiyskaya_sistema_obrazovaniya_voshla_v_top-10_luchshih_v_Evrope/.
8. Upravlenie mezhdunarodnogo sotrudnichestva i vneshnejekonomicheskih svjazej. SGTU imeni Gagarina Yu. A. [International Relations Office. Yuri Gagarin State Technical University of Saratov]. Available at: http://www.sstu.ru/upravlenie/upravleniya-i-otdely/ums-i-ves/.
9. Chebotareva M. S. Rossija na mirovom rynke obrazovatel'nyh uslug [Russia at the international educational market]. Molodoj uchenyj [Young Scholar]. 2012, no. 5, pp. 249-252.
10. Webometrics Ranking of World Universities. Available at: www.webometrics.info.
About the authors:
Rogacheva Elena Yuryevna, postgraduate student of Sociology, Social Anthropology and Social Work chair of Yuri Gagarin State Technical University of Saratov (77, Politechnicheskaya Str., Saratov, Russia), [email protected]
Slepukhin Alexander Yuryevich, professor of Sociology, Social Anthropology and Social Work chair of Yuri Gagarin State Technical University of Saratov (77, Politechnicheskaya Str., Saratov, Russia), Doctor of sciences degree holder in sociological sciences, [email protected]
For citation: Rogacheva E. Yu., Slepukhin A. Yu. Regional'nye vuzy i mezhdunarodnaja integracija obrazovanija [Regional universities and international integration of education]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2015, vol. 19, no. 1, pp. 6-12. DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.006