Научная статья на тему 'Опыт и перспективы использования результатов педагогического мониторинга в работе ППМС-центра и образовательных учреждений'

Опыт и перспективы использования результатов педагогического мониторинга в работе ППМС-центра и образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
194
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / МОНИТОРИНГ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ИХ КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ильина Татьяна Валерьевна, Савинцева Ольга Михайловна

Мониторинг «Образование и здоровье» прошел апробацию в образовательной системе г. Новокузнецка. Дополнительный статистический анализ результатов показал, что основным направлением работы с детьми IV группы здоровья является коррекция соматических, психо-эмоциональных нарушений и нарушений эффективности учебной деятельности. Наиболее значимый результат дает сочетание психологических и оздоровительных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ильина Татьяна Валерьевна, Савинцева Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт и перспективы использования результатов педагогического мониторинга в работе ППМС-центра и образовательных учреждений»

3. Чеченип, Г. И. Автоматизированная система социально-гигиенического мониторинга здоровья и среды обитания - инструмент повышения эффективности охраны здоровья населения [Текст]/ Г. И. Чеченин // Сборник докладов Всероссийской науч.-практ. конф. «Проблемы информатизации здравоохранения на современном этапе» и Второй всероссийский науч.-практ. конф. «Телемедицина в системе здравоохранения», 23-25 апреля 2008 г. в Нижнем Новгороде. - Нижний Новгород, 2008. - С. 21-25.

УДК 371.78

Ильина Татьяна Валерьевна

Педагог-психолог МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр «Здоровье» психолого-педагогической реабилитации и коррекции», [email protected], Новокузнецк

Савинцева Ольга Михайловна

Педагог-психолог МОУ для детей, нуэ/сдающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр «Здоровье» психолого-педагогической реабилитации и коррекции», [email protected], Новокузнецк

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В РАБОТЕ ППМС-ЦЕНТРА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Ilyina Tatyana Valerevna

Teacher-psychologist МОУ for children, I require-shchih the psihologo-pedagogical and mediko-social help The centre “Health” Psihologo-pedagogical rehabilitation and correction, tatiana_val@mail. ru, Novokuznetsk

Savintseva Olga Mihajlovna

Teacher-psychologist МОУ for children, I require-shchih the psihologo-pedagogical and mediko-social help The centre “Health” Psihologo-pedagogical rehabilitation and correction, tatiana_val@mail. ru Novokuznetsk

EXPERIENCE AND PROSPECTS OF USE OF RESULTS OF PEDAGOGICAL MONITORING IN WORK OF THE PPMS-CENTER AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Социально-гигиенический мониторинг (СГМ) является государственной системой организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпиде-миологических, научно-технических и иных мероприятий, отражающих динамику изменений показателей здоровья субъектов образовательного процесса, психического и физического развития обучающихся, педагогического процесса и условий обучения.

Основной целью мониторинга «Образование и здоровье» является наблюдение, анализ, оценка риска и прогнозирование изменений здоровья школьников и педагогических работников во взаимодействии с состоянием среды обитания и условиями образовательного процесса для определения целесообразности, приоритетности и эффективности санитарно-гигиенических, противоэпидемических, оздоровительных, педагогических и других мероприятий.

В соответствии с приказом Комитета образования и науки № 613 от 08 июня 2006 г. в Заводском районе г. Новокузнецка в 2006-2007 учебном году в систему мониторирования было включено 4 общеобразовательных учреждений (ОУ), в 2007-2008 учебном году количество обследуемых ОУ увеличилось до 8, в 2008-2009 учебном году в систему мониторинга включено 13 ОУ Заводского района, в обследовании участвовало 1250 обучающихся.

Специалистами МОУ «Центр «Здоровье» реализовывался блок «Психологическое состояние и психическое здоровье», а также осуществлялся сбор итоговой информации от образовательных учреждений по блоку «Педагогический мониторинг».

Основная цель блока «Психологическое состояние и психическое здоровье»

- выявление тенденций в психологическом состоянии и интегрированная оценка индивидуального и популяционного психического здоровья учащихся.

Группа психического здоровья как интегрированная оценка фактического состояния устанавливается на основании следующих пяти критериев:

1. Психологический критерий.

2. Критерий эффективности учебной деятельности.

3. Социально-психологический критерий.

4. Критерий биологической предрасположенности.

5. Клинический критерий.

На основании критериев каждый обследованный относится к одной из четырех групп психического здоровья:

I - совершенно здоровые и оптимально адаптированные;

II - здоровые с напряжением адаптационных процессов;

III - со значительным напряжением адаптационных процессов;

IV - со срывом адаптационных механизмов.

На основании проведенного исследования, обобщив и проанализировав все полученные результаты, специалисты МОУ «Центр «Здоровье» отмечают низкий уровень психического здоровья обучающихся образовательных учреждений Заводского района (рис. 1).

Известно, что детям с низким уровнем психического здоровья, свойственно ослабление всех адаптационных процессов, в том числе физиологических. Для того чтобы определить дальнейшие направления работы с данной категорией детей и получить достоверные данные об их типичных трудностях, педагогами-психологами был проведен дополнительный статистический анализ результатов мониторинга по блоку психического здоровья.

2006 2007

□ Город »Район

2008

Рисунок 1 - Индекс психического здоровья обучающихся в ОУ Заводского района г. Новокузнецка

Наиболее низкие показатели у детей 4 группы здоровья выявлены по следующим критериям:

1. Психологический критерий.

2. Критерий эффективности учебной деятельности.

3. Клинический критерий.

Рисунок 2 ~ Значения критериев психического здоровья у детей 4 группы ПЗ

Каждый критерий включает в себя ряд показателей, расмотрим каждый из критериев подробнее (рис. 3).

Рисунок 3 - Средние значения показателей по психологическому критерию

По психологическому критерию дети 4 группы здоровья наибольшие нарушения имеют по показателям:

1. Уровень интеллектуального развития.

2. Уровень тревожности и страха.

3. Признаки психоэмоционального напряжения.

Из следующей диаграммы можно увидеть, что по критерию эффективности учебной деятельности наибольшие нарушения выявлены по показателям (рис. 4):

1. Сформированность учебных умений и навыков.

2. Уровень учебно-познавательной активности.

3. Отношение к учебной деятельности.

ур. учеб. :р. отношение к преобладающие сфеемир-ть те.‘/.л учебной

познавательней успеме.гость пс учебной деят-и .'/.огивы учеб. умений и деат-н активности основным обучения навыков

предметам

Рисунок 4 - Средние значения показателей по критерию эффективности учебной деятельности

Рисунок 5 показывает, что по клиническому критерию наибольшие нарушения выявлены по показателям:

1. Соматические нарушения.

2. Эмоциональные нарушения.

3. Астенический синдром.

I

Рисунок 5 - Средние значения показателей по клиническому критерию

У детей IV группы психического здоровья наблюдается снижение показателей качества здоровья, их соматического статуса: понижение физического тонуса и нарастающего утомления после занятий, продолжительные головные боли, часто в сочетании с болью в животе и пояснице, частые простудные заболевания, аллергические реакции, вегето-сосудистые дистония, заболевания желудочно-кишечного тракта, бронхо-легочной, сердеч-но-сосудистой, лор-органов, патология эндокринной системы. Кроме того, выявлено значительное снижение уровня учебной познавательной активности; слабо сформированы общеучебные умения и навыки; снижен темп деятельности. Невысокая успешность учебной деятельности воздействуют на личностное развитие школьника, на весь комплекс его личностных характеристик - мотивацию, самооценку, уровень притязаний, тревожность, волевые особенности. От успеваемости зависит социальный статус ребенка, особенности межличностных взаимоотношений, поведение в группе.

Таким образом, нами были определены наиболее значимые нарушения у детей 4 группы психического здоровья.

1. Соматические нарушения.

2. Несформированность учебных умений и навыков.

3. Недостаточный уровень интеллектуального развития.

Следовательно, основными направлениям работы с этой группой детей являются коррекция соматических, психо-эмоциональных нарушений, и нарушений эффективности учебной деятельности.

МОУ «Центр «Здоровье» осуществляет свою деятельность по лицензированным и рецензированным программам, которые разработаны и адаптированы нашими специалистами. Наиболее эффективными в коррекции психо-эмоционалъных нарушений являются следующие коррекционноразвивающие программы:

«Социальная адаптация младших школьников». Программа рекомендована для обучающихся младших классов. Целью данной программы является формирование эмоциональной стабильности и адекватной самооценки, снижение тревожности, снижение агрессивности у младших школьников. Эффективность работы с детьми по данной программе в среднем составила 35-55%. На преодоление различных видов страха и формирование эмоциональной стабильности детей нацелена программа «Я справляюсь со страхом». Программа «Развитие способности к самопознанию и уверенности в себе» направлена на повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки у обучающихся среднего звена. Целью программы является понимание и принятие сильных и слабых сторон своего характера, снижение агрессивности. Эффективность работы с детьми по данной программе в среднем составила от 16 до 25%.

Также психологи проводят индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, ведется консультативная работа со всеми участниками образовательного процесса.

Развитие навыков учебной деятельности осуществляется педагога-ми-психологами и педагогами дополнительного образования по следующим программам: «Программа интеллектуального развития младших школьников» направлена на раскрытие творческого и интеллектуального потенциала детей, программа «Развитие памяти и внимания у обучающихся 1 ступени развития» направлена на решение актуальных проблем связанных с повышением сформированности общеучебных умений и навыков. В результате возрастает уровень развития слуховой памяти в среднем на 14%; зрительной памяти на 21%; и уровень концентрации внимания на 8%. Проводятся групповые тренинговые занятия по программе «Развитие памяти и внимания у обучающихся младшего школьного звена с элементами музыко- и аромотерапии».

Коррекция соматического здоровья в центре «Здоровье» производится специалистами физкультурно-оздоровительного отдела по следующим коррекционно-развивающим программам: «Обучение плаванию с элементами закаливания детей дошкольного и младшего школьного возраста». Программа направлена на обеспечение всесторонней физической подготовки, профилактики нарушения осанки, «Физическая реабилитация функциональных возможностей обучающихся» осуществляется с целью развития функциональных возможностей организма школьников, замедления прогрессирования заболевания. Формирование представлений у подростков о репродуктивной системе и привитие им необходимых санитарно-гигиенических навыков осуществляется в рамках программы «Сохранение репродуктивного здоровья школьников».

На развитие основных физических качеств подростков и укрепление здоровья направлена программа «Повышение уровня физической подготовленности обучающихся III ступени».

Также в Центре Здоровье медицинскими работниками ведется обучение основам массажа и самомассажа для укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

В этом учебном году Центр приобрел и начал реализовывать програм-мно-аппаратный комплекс «Волна». Комплекс предназначен для обучения диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции. В основе технологии лежит закон биологической обратной связи. Комплекс может использоваться как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми и взрослыми и решает такие задачи как: оптимизация психофизиологического состояния, профилактика психосоматических заболеваний, нормализация психоэмоционального состояния.

Таким образом, в «Центре «Здоровье» приоритетными являются комплексные коррекционно-оздоровительные мероприятия. Сочетание психологических и оздоровительных программ даёт наиболее значимый результат в отношении детей, имеющих психологические проблемы и соматические нарушения.

Анализ коррекционно-оздоровительной деятельности Центра показал, что реализуемые программы преимущественно предназначены для работы с детьми П-Ш группы здоровья. Для реабилитации детей IV группы здоровья крайне не достаточно той оздоровительной базы и квалифицированных кадров, которые имеются в Центре, и образовательных учреждениях района, поскольку эти мероприятия должны носить лечебный, а не профилактический характер, поэтому необходимо привлечете узких специалистов.

Также необходимо отметить, что в ходе проведения социально-гигиени-ческого мониторинга педагоги-психологи «Центра «Здоровье» столкнулись с некоторыми затруднениями: значительное увеличение нагрузки педаго-гов-психологов центра, сложности в объективной оценке некоторых показателей, временные затраты, отсутствие программно-методического комплекса для работы с детьми IV группы здоровья, который позволил бы привлекать к работе с ними узких специалистов, недостаточная подготовленность специалистов, осуществляющих проведение мониторинга по вопросам, касающихся специальной психологии (дефектология и логопедия).

Некоторые затруднения специалистами МОУ «Центр «Здоровье» были решены: на базе центра был проведен цикл обучающих семинаров для специалистов, ответственных за проведение мониторинга в образовательных учреждениях, совместно разработчиками мониторинга, а также психологами центров нашего города сформирован единый более компактный и удобный диагностический пакет.

В то же время, в ходе мониторинга обозначились проблемы, которые специалисты центра решить не могут:

- На коррекцию выявленных проблем у детей IV группы здоровья остается слишком мало времени (всего 3 месяца), так как проведение комплексного обследования, оценка и анализ поученных результатов заканчиваются в конце марта.

- На сегодняшний день нет единой организационной структуры по взаимодействию со специалистами системы Здравоохранения.

По нашему мнению, было бы полезно, если бы в городе появилась единая система работы по реабилитации и коррекции детей IV группы здоровья, налажена взаимосвязь с учреждениями Здравоохранения, включающая в себя деятельность узких специалистов, а также организованы курсы повышения квалификации для педагогов-психологов, работающих с данной категорией детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.