3. Чеченип, Г. И. Автоматизированная система социально-гигиенического мониторинга здоровья и среды обитания - инструмент повышения эффективности охраны здоровья населения [Текст]/ Г. И. Чеченин // Сборник докладов Всероссийской науч.-практ. конф. «Проблемы информатизации здравоохранения на современном этапе» и Второй всероссийский науч.-практ. конф. «Телемедицина в системе здравоохранения», 23-25 апреля 2008 г. в Нижнем Новгороде. - Нижний Новгород, 2008. - С. 21-25.
УДК 371.78
Ильина Татьяна Валерьевна
Педагог-психолог МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр «Здоровье» психолого-педагогической реабилитации и коррекции», [email protected], Новокузнецк
Савинцева Ольга Михайловна
Педагог-психолог МОУ для детей, нуэ/сдающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр «Здоровье» психолого-педагогической реабилитации и коррекции», [email protected], Новокузнецк
ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В РАБОТЕ ППМС-ЦЕНТРА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Ilyina Tatyana Valerevna
Teacher-psychologist МОУ for children, I require-shchih the psihologo-pedagogical and mediko-social help The centre “Health” Psihologo-pedagogical rehabilitation and correction, tatiana_val@mail. ru, Novokuznetsk
Savintseva Olga Mihajlovna
Teacher-psychologist МОУ for children, I require-shchih the psihologo-pedagogical and mediko-social help The centre “Health” Psihologo-pedagogical rehabilitation and correction, tatiana_val@mail. ru Novokuznetsk
EXPERIENCE AND PROSPECTS OF USE OF RESULTS OF PEDAGOGICAL MONITORING IN WORK OF THE PPMS-CENTER AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Социально-гигиенический мониторинг (СГМ) является государственной системой организационных, социальных, медицинских, санитарно-эпиде-миологических, научно-технических и иных мероприятий, отражающих динамику изменений показателей здоровья субъектов образовательного процесса, психического и физического развития обучающихся, педагогического процесса и условий обучения.
Основной целью мониторинга «Образование и здоровье» является наблюдение, анализ, оценка риска и прогнозирование изменений здоровья школьников и педагогических работников во взаимодействии с состоянием среды обитания и условиями образовательного процесса для определения целесообразности, приоритетности и эффективности санитарно-гигиенических, противоэпидемических, оздоровительных, педагогических и других мероприятий.
В соответствии с приказом Комитета образования и науки № 613 от 08 июня 2006 г. в Заводском районе г. Новокузнецка в 2006-2007 учебном году в систему мониторирования было включено 4 общеобразовательных учреждений (ОУ), в 2007-2008 учебном году количество обследуемых ОУ увеличилось до 8, в 2008-2009 учебном году в систему мониторинга включено 13 ОУ Заводского района, в обследовании участвовало 1250 обучающихся.
Специалистами МОУ «Центр «Здоровье» реализовывался блок «Психологическое состояние и психическое здоровье», а также осуществлялся сбор итоговой информации от образовательных учреждений по блоку «Педагогический мониторинг».
Основная цель блока «Психологическое состояние и психическое здоровье»
- выявление тенденций в психологическом состоянии и интегрированная оценка индивидуального и популяционного психического здоровья учащихся.
Группа психического здоровья как интегрированная оценка фактического состояния устанавливается на основании следующих пяти критериев:
1. Психологический критерий.
2. Критерий эффективности учебной деятельности.
3. Социально-психологический критерий.
4. Критерий биологической предрасположенности.
5. Клинический критерий.
На основании критериев каждый обследованный относится к одной из четырех групп психического здоровья:
I - совершенно здоровые и оптимально адаптированные;
II - здоровые с напряжением адаптационных процессов;
III - со значительным напряжением адаптационных процессов;
IV - со срывом адаптационных механизмов.
На основании проведенного исследования, обобщив и проанализировав все полученные результаты, специалисты МОУ «Центр «Здоровье» отмечают низкий уровень психического здоровья обучающихся образовательных учреждений Заводского района (рис. 1).
Известно, что детям с низким уровнем психического здоровья, свойственно ослабление всех адаптационных процессов, в том числе физиологических. Для того чтобы определить дальнейшие направления работы с данной категорией детей и получить достоверные данные об их типичных трудностях, педагогами-психологами был проведен дополнительный статистический анализ результатов мониторинга по блоку психического здоровья.
2006 2007
□ Город »Район
2008
Рисунок 1 - Индекс психического здоровья обучающихся в ОУ Заводского района г. Новокузнецка
Наиболее низкие показатели у детей 4 группы здоровья выявлены по следующим критериям:
1. Психологический критерий.
2. Критерий эффективности учебной деятельности.
3. Клинический критерий.
Рисунок 2 ~ Значения критериев психического здоровья у детей 4 группы ПЗ
Каждый критерий включает в себя ряд показателей, расмотрим каждый из критериев подробнее (рис. 3).
Рисунок 3 - Средние значения показателей по психологическому критерию
По психологическому критерию дети 4 группы здоровья наибольшие нарушения имеют по показателям:
1. Уровень интеллектуального развития.
2. Уровень тревожности и страха.
3. Признаки психоэмоционального напряжения.
Из следующей диаграммы можно увидеть, что по критерию эффективности учебной деятельности наибольшие нарушения выявлены по показателям (рис. 4):
1. Сформированность учебных умений и навыков.
2. Уровень учебно-познавательной активности.
3. Отношение к учебной деятельности.
ур. учеб. :р. отношение к преобладающие сфеемир-ть те.‘/.л учебной
познавательней успеме.гость пс учебной деят-и .'/.огивы учеб. умений и деат-н активности основным обучения навыков
предметам
Рисунок 4 - Средние значения показателей по критерию эффективности учебной деятельности
Рисунок 5 показывает, что по клиническому критерию наибольшие нарушения выявлены по показателям:
1. Соматические нарушения.
2. Эмоциональные нарушения.
3. Астенический синдром.
I
Рисунок 5 - Средние значения показателей по клиническому критерию
У детей IV группы психического здоровья наблюдается снижение показателей качества здоровья, их соматического статуса: понижение физического тонуса и нарастающего утомления после занятий, продолжительные головные боли, часто в сочетании с болью в животе и пояснице, частые простудные заболевания, аллергические реакции, вегето-сосудистые дистония, заболевания желудочно-кишечного тракта, бронхо-легочной, сердеч-но-сосудистой, лор-органов, патология эндокринной системы. Кроме того, выявлено значительное снижение уровня учебной познавательной активности; слабо сформированы общеучебные умения и навыки; снижен темп деятельности. Невысокая успешность учебной деятельности воздействуют на личностное развитие школьника, на весь комплекс его личностных характеристик - мотивацию, самооценку, уровень притязаний, тревожность, волевые особенности. От успеваемости зависит социальный статус ребенка, особенности межличностных взаимоотношений, поведение в группе.
Таким образом, нами были определены наиболее значимые нарушения у детей 4 группы психического здоровья.
1. Соматические нарушения.
2. Несформированность учебных умений и навыков.
3. Недостаточный уровень интеллектуального развития.
Следовательно, основными направлениям работы с этой группой детей являются коррекция соматических, психо-эмоциональных нарушений, и нарушений эффективности учебной деятельности.
МОУ «Центр «Здоровье» осуществляет свою деятельность по лицензированным и рецензированным программам, которые разработаны и адаптированы нашими специалистами. Наиболее эффективными в коррекции психо-эмоционалъных нарушений являются следующие коррекционноразвивающие программы:
«Социальная адаптация младших школьников». Программа рекомендована для обучающихся младших классов. Целью данной программы является формирование эмоциональной стабильности и адекватной самооценки, снижение тревожности, снижение агрессивности у младших школьников. Эффективность работы с детьми по данной программе в среднем составила 35-55%. На преодоление различных видов страха и формирование эмоциональной стабильности детей нацелена программа «Я справляюсь со страхом». Программа «Развитие способности к самопознанию и уверенности в себе» направлена на повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки у обучающихся среднего звена. Целью программы является понимание и принятие сильных и слабых сторон своего характера, снижение агрессивности. Эффективность работы с детьми по данной программе в среднем составила от 16 до 25%.
Также психологи проводят индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, ведется консультативная работа со всеми участниками образовательного процесса.
Развитие навыков учебной деятельности осуществляется педагога-ми-психологами и педагогами дополнительного образования по следующим программам: «Программа интеллектуального развития младших школьников» направлена на раскрытие творческого и интеллектуального потенциала детей, программа «Развитие памяти и внимания у обучающихся 1 ступени развития» направлена на решение актуальных проблем связанных с повышением сформированности общеучебных умений и навыков. В результате возрастает уровень развития слуховой памяти в среднем на 14%; зрительной памяти на 21%; и уровень концентрации внимания на 8%. Проводятся групповые тренинговые занятия по программе «Развитие памяти и внимания у обучающихся младшего школьного звена с элементами музыко- и аромотерапии».
Коррекция соматического здоровья в центре «Здоровье» производится специалистами физкультурно-оздоровительного отдела по следующим коррекционно-развивающим программам: «Обучение плаванию с элементами закаливания детей дошкольного и младшего школьного возраста». Программа направлена на обеспечение всесторонней физической подготовки, профилактики нарушения осанки, «Физическая реабилитация функциональных возможностей обучающихся» осуществляется с целью развития функциональных возможностей организма школьников, замедления прогрессирования заболевания. Формирование представлений у подростков о репродуктивной системе и привитие им необходимых санитарно-гигиенических навыков осуществляется в рамках программы «Сохранение репродуктивного здоровья школьников».
На развитие основных физических качеств подростков и укрепление здоровья направлена программа «Повышение уровня физической подготовленности обучающихся III ступени».
Также в Центре Здоровье медицинскими работниками ведется обучение основам массажа и самомассажа для укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
В этом учебном году Центр приобрел и начал реализовывать програм-мно-аппаратный комплекс «Волна». Комплекс предназначен для обучения диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции. В основе технологии лежит закон биологической обратной связи. Комплекс может использоваться как для индивидуальной, так и для групповой работы с детьми и взрослыми и решает такие задачи как: оптимизация психофизиологического состояния, профилактика психосоматических заболеваний, нормализация психоэмоционального состояния.
Таким образом, в «Центре «Здоровье» приоритетными являются комплексные коррекционно-оздоровительные мероприятия. Сочетание психологических и оздоровительных программ даёт наиболее значимый результат в отношении детей, имеющих психологические проблемы и соматические нарушения.
Анализ коррекционно-оздоровительной деятельности Центра показал, что реализуемые программы преимущественно предназначены для работы с детьми П-Ш группы здоровья. Для реабилитации детей IV группы здоровья крайне не достаточно той оздоровительной базы и квалифицированных кадров, которые имеются в Центре, и образовательных учреждениях района, поскольку эти мероприятия должны носить лечебный, а не профилактический характер, поэтому необходимо привлечете узких специалистов.
Также необходимо отметить, что в ходе проведения социально-гигиени-ческого мониторинга педагоги-психологи «Центра «Здоровье» столкнулись с некоторыми затруднениями: значительное увеличение нагрузки педаго-гов-психологов центра, сложности в объективной оценке некоторых показателей, временные затраты, отсутствие программно-методического комплекса для работы с детьми IV группы здоровья, который позволил бы привлекать к работе с ними узких специалистов, недостаточная подготовленность специалистов, осуществляющих проведение мониторинга по вопросам, касающихся специальной психологии (дефектология и логопедия).
Некоторые затруднения специалистами МОУ «Центр «Здоровье» были решены: на базе центра был проведен цикл обучающих семинаров для специалистов, ответственных за проведение мониторинга в образовательных учреждениях, совместно разработчиками мониторинга, а также психологами центров нашего города сформирован единый более компактный и удобный диагностический пакет.
В то же время, в ходе мониторинга обозначились проблемы, которые специалисты центра решить не могут:
- На коррекцию выявленных проблем у детей IV группы здоровья остается слишком мало времени (всего 3 месяца), так как проведение комплексного обследования, оценка и анализ поученных результатов заканчиваются в конце марта.
- На сегодняшний день нет единой организационной структуры по взаимодействию со специалистами системы Здравоохранения.
По нашему мнению, было бы полезно, если бы в городе появилась единая система работы по реабилитации и коррекции детей IV группы здоровья, налажена взаимосвязь с учреждениями Здравоохранения, включающая в себя деятельность узких специалистов, а также организованы курсы повышения квалификации для педагогов-психологов, работающих с данной категорией детей.