В ближайшей перспективе совершенствования законодательства об административных правонарушениях в части развития потенциала превентивной функции административной ответственности считаем целесообразным следующие направления. Во-первых, закрепить в КоАП РФ институт приостановления дела об административном правонарушении в связи отсутствием лица, совершившего административное правонарушение. Во-вторых, внести изменения в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»1, предусмотрев возможность осуществления оперативно-разыскных мероприятий для выявления и пресечения административных правонарушений, а также осуществления производства по делам об административных правонарушениях.
А.Л. Федорович (Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь)
Об административно-правовой регламентации применения мер медико-правового воздействия к лицам, совершающим административные правонарушения на почве потребления психоактивных веществ
Важным фактором предупреждения административных правонарушений, совершаемых физическими лицами в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, является административно-предупредительная работа по их недопущению совершения в дальнейшем. В Республике Беларусь большое внимание уделяется противодействию нарушениям антиалкогольного законодательства. Административно-правовые меры противодействия можно разделить на деликтоло-гические, процессуальные, организационные, профилактические. 4 января 2014 года был принят Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», закрепляющий меры индивидуальной и общей профилактики правонарушений.
Органы внутренних дел (далее — ОВД) в пределах своей компетенции ведут подготовку материалов и осуществляют подачу в суд заявлений о направлении в установленном порядке граждан в лечебно-трудовые профилактории (далее — ЛТП), выявляют граждан, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, для направления их в установленном порядке в государственные организации здравоохранения для оказания медицинской помощи.
Учитывая, что на правосознание граждан влияют как практика правоприменения ОВД антиалкогольного законодательства, так и безнаказанность отдельных категорий граждан, осознание «выпадения» данных категорий из правового поля регулирования, на уровне обыденного правосознания это способствует критическому отношению граждан к эффективности функционирования механизма противодействия нарушениям антиалкогольного законодательства.
В связи с изложенным необходимо дополнить КоАП Республики Беларусь нормой права, предусматривающей возможность применения принудительных мер медико-правового воздействия к лицам, систематически совершающим административные правонарушения на почве потребления алкогольных напитков и наркосодержащих веществ, что, безусловно, не противоречило бы направлению таких граждан в ЛТП, но при невозможности их туда направления по медико-возрастным показателям, позволило бы применить к ним иные меры медицинской или социальной реабилитации.
А.Р. Лаврентьев, кандидат юридических наук, доцент (Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия; Нижегородский институт управления)
Административно-правовые меры профилактики коррупции (на примере Нижегородской области)
Национальная стратегия противодействия коррупции отдает профилактике коррупции «ведущую роль на современном этапе». Опираясь на утверждение о полном соответствии нормативного закрепления системы мер противодействия коррупции сложившемуся доктринальному пониманию системы мер административного принуждения (см. таблицу), считаем необходимым проинформировать о нашедших отражение в Отчете о результатах антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области за 2016 год более 20 мерах профилактики коррупции.
1 Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Российская газета. 1995. 18 августа.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2017, № 4 (40)
323
Таблица
Соотношение мер административного принуждения и мер противодействия коррупции
Виды мер административного принуждения Виды мер противодействия коррупции
административно-предупредительные (административно-профилактические) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции)
административного пресечения по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией)
административно-процессуального обеспечения
административной ответственности
правовосстановительные (административной защиты) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений
В числе мер профилактики коррупции наиболее эффективными считаем такие меры, как: совершенствование нормативной правовой базы противодействия коррупции на региональном и муниципальном уровнях; реализация планов профилактики коррупции в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления; социологические исследования уровня восприятия коррупции; анализ криминогенной ситуации; антикоррупционная экспертиза; проверка полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; проверки соблюдения требований к служебному поведению, в том числе соблюдения запретов государственным и муниципальным служащим входить в состав учредителей коммерческих организаций, владеть иностранными активами, ограничений по совместной службе родственников; уведомление работодателя об осуществлении иной оплачиваемой работы; контроль ограничений на получение подарков; уведомления о фактах склонения к коррупционному поведению; урегулирование конфликта интересов; обучение ответственных лиц по специализированным программам дополнительного образования; проведение специализированных обучающих семинаров с охватом всех муниципальных образований; участие в конференциях, круглых столах, научно-практических семинарах по различным вопросам профилактики коррупции; включение в профилактику коррупции субъектов общественного контроля; организация взаимодействия с институтами гражданского общества по вопросам противодействия коррупции; информационное сопровождение антикоррупционных мероприятий, в том числе освещение этих проблем в СМИ; работа с обращениями граждан по вопросам профилактики коррупции.
Р.А. Пестов, кандидат юридических наук (Ростовский юридический институт МВД России)
Некоторые вопросы административной деликтности
Иногда курьезные факты, происходящие с лидерами государств, невольно обращают внимание общества на правовой вакуум по некоторым «щекотливым» вопросам. Так, в ходе официального мероприятия (пресс-конференции) в 2013 года, в присутствии Президента России В.В. Путина и лидеров стран Европейского союза четыре активистки из группы «FEMEN» попытались оголиться (на спинах девушек были надписи с нецензурной бранью).
В этой связи необходимо особое внимание уделить терминологическому «прояснению» понятия «общественное место», что обусловлено необходимостью определения правового статуса зон для оголения и принятия правовых норм, запрещающих оголение в общественных местах за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Предлагается введение правового режима, устанавливающего создание специальных зон для натуристов, при этом расположение таких зон от общеобразовательных религиозных или спортивных организаций не может быть менее 1000 метров. Необходима разработка правил поведения в таких зонах. Также считаем целесообразным введение части 3 статьи 20.1 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за оголение в общественных местах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
32П
Юридическая наука и практика