Продолжение же осуществления профилактического учета на основании Закона 2008 года повлекло бы необоснованное ограничение прав и свобод граждан. В связи с этим МВД Республики Беларусь было принято решение о снятии с профилактического учета всех лиц, состоявших на нем на основании Закона 2008 года.
Таким образом, в Республике Беларусь уделяется существенное значение совершенствованию административно-правового регулирования профилактики правонарушений в целях улучшения деятельности уполномоченных субъектов и повышения уровня защиты прав и законных интересов граждан, в отношении которых реализуются профилактические меры. Внесенные изменения в законодательство позволили системно урегулировать профилактическую деятельность различных субъектов, в том числе и органов внутренних дел, преодолеть некоторые имеющиеся в законодательстве коллизии и пробелы, развить правовое регулирование существующих общественных отношений и включить в сферу административно-правового регулирования новые.
А.Л. Федорович, преподаватель кафедры административной деятельности ОВД факультета милиции Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Правонарушения-сателлиты антиалкогольного законодательства
В служебной деятельности ОВД значительную часть времени занимает контроль за соблюдением гражданами норм административно-деликтного законодательства. На основании изучения статистических данных за 10-летний период в Республике Беларусь можно увидеть очевидный существенный рост административных правонарушений, выявляемых именно сотрудниками ОВД. Тем не менее требуется учитывать, что в официальную статистику не входит информация о правонарушениях, переданная сотрудниками ОВД иным субъектам, наделенным полномочиями по ведению административного процесса. Часто сотрудники ОВД, реализуя контрольно-надзорные полномочия, а также проводя проверку по обращениям граждан и юридических лиц, выявляют факты правонарушений, деятельность по противодействию которым не является их основным направлением деятельности.
Несмотря на значительное количество работ, посвященных взаимосвязи административных правонарушений и преступлений, исследований, посвященных взаимосвязи административных правонарушений между собой, в отечественной и зарубежной юриспруденции нет.
В административно-деликтном законодательстве таким явным примером правонарушения, влекущего за собою другое правонарушение, является распитие алкогольных напитков в запрещенном для этого общественном месте (ч. 1 ст. 17.3 КоАП «Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, либо потребление в общественном месте наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, либо потребление в общественном месте аналогов наркотических средств или психотропных веществ»), часто сопровождается грубой нецензурной бранью (ст. 17.1 КоАП «Мелкое хулиганство»). При пресечении данных правонарушений сотрудниками ОВД нередко правонарушители оказывают неповиновение (ст. 23.4 КоАП). При поверхностном взгляде на указанную взаимосвязь может показаться, что она слаба и не явно выражена. Тем не менее, если анализировать сугубо статью 23.4 КоАП во взаимосвязи с конкретным лицом ее нарушившим, то становится очевидным, что в более 80% случаев нарушению данной статьи предшествует совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17.3 и (или) статьей 17.1 КоАП.
Не являясь сторонником «технократизации» терминологического аппарата, для более удобного обозначения приводимого социально-правового явления предлагается ввести в оборот специальный термин. В прикладной механике широко используется термин «сателлит» обозначающий зубчатое колесо в планетарной передаче.В информационных технологиях под сателлитом понимается вспомогательный сайт, который оказывает помощь в продвижении основного сайта, в политологии сателлит это государство, формально независимое, но фактически подчиненное другому, более сильному государству, в астрономии сателлит определяется как спутник планеты.
2П2
Юридическая наука и практика
В связи с вышеизложенными доводами видится необходимым в дальнейшем вычленить из общего массива совершенных административных правонарушений аналогичные группы правонарушений для дальнейшего изучения устойчивости такой взаимосвязи и причинно-следственной детерминированности. Их установление поможет типизировать такую взаимосвязь, разработать механизм противодействия таким правонарушениям, включая тактические особенности действий сотрудников ОВД.
Под правонарушением-сателлитом понимается самостоятельный состав правонарушения, находящийся в прямой или опосредованной связи от другого правонарушения, имея отношение к нему как к причинному, ввиду того, что между ними имеется причинно-следственная связь, где одно правонарушение детерминирует другое, либо действия, направленные на совершение одного правонарушения, толкают его субъекта на совершение другого правонарушения, вне зависимости от наличия или отсутствия изначального умысла на совершение сразу всех правонарушений.
А.М. Субботин, кандидат юридических наук, начальник кафедры административного права и процесса Нижегородской академии МВД России
Основы противодействия коррупции на службе в органах внутренних дел
Принятие Федерального закона «О полиции», а также Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вкупе с расширением антикоррупционного законодательства позволили сформировать достаточно мощный механизм противодействия коррупции в органах внутренних дел.
В настоящее время меры, направленные на противодействие коррупции в органах внутренних дел, в зависимости от их содержания можно разделить на несколько групп.
1. Меры организационного характера, направленные на совершенствование системы государственного управления в целом, к числу которых, например, можно отнести:
— проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов;
— совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
— совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета;
— устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности, и т. д.
2. Меры, устанавливающие требования к должностным и приравненным лицам, в связи с прохождением службы в органах внутренних дел. Среди таких мер Федеральный закон «О противодействии коррупции» и ведомственное законодательство, в частности, называют:
— декларирование доходов, имущества и обязательств имущественного характера;
— предоставление сведений о расходах должностных лиц в целях определения их соответствия доходам;
— запрет на открытие отдельными категориями лиц счетов и хранение денежных средств в банках, находящихся за пределами Российской Федерации, и использование зарубежных финансовых инструментов;
— уведомление об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
— уведомление и принятие мер по урегулированию конфликта интересов на службе в органах внутренних дел;
— ограничение в связи с увольнением со службы в органах внутренних дел и др.
3. Меры воспитательного характера, к которым, в частности, относятся:
— формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
— расширение системы правового просвещения населения;
— повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции и др.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2016, № 3 (35)
2П3