Юридические науки
УДК 34
ПРИМЕНЕНИЯ МЕР МЕДИКО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ К ЛИЦАМ, СОВЕРШАЮЩИМ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
НА ПОЧВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ: К ВОПРОСУ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ
А.Л. Федорович, Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь
(Минск, Беларусь).
Аннотация. В статье анализируются административно-правовые меры противодействия потреблению психоактивных веществ и возможностей использования лечебно-трудовых профилакториев.
Ключевые слова: лечебно-трудовой профилакторий, административно-правовые меры, профилактика.
ON ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION OF APPLICATION OF MEASURES OF MEDICAL-LEGAL IMPACT TO PERPETRATORS OF ADMINISTRATIVE OFFENCES OF CONSUMPTION OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES
Abstract. The article analyzes the legal and administrative measures against the consumption of psychoactive substances and the use of medical-labor dispensaries.
Keywords: occupational therapy rehabilitation centers, administrative legal measures, prevention.
Важным фактором предупреждения административных правонарушений совершаемых физическими лицами в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, является административно-предупредительная работа по их недопущению совершения в дальнейшем. В Республике Беларусь большое внимание уделяется противодействию нарушениям антиалкогольного законодательства. Административно-правовые меры противодействия можно разделить на деликтологические, процессуальные, организационные, профилактические. 4 января 2014 года был принят Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», закрепляющий меры индивидуальной и общей профилактики правонарушений. Так согласно ст. 1 под индивидуальной профилактикой понимается деятельность субъектов профилактики правонарушений по оказанию корректирующего воздействия на гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина и лицо без гражданства в целях недопущения совершения правонарушений. Общая профилактика согласно ст.2 определена как деятельность субъектов профилактики правонарушений по выявлению причин правонарушений и условий, способствующих их совершению, и принятию мер по их устранению, воздействию на социальные процессы и явления в целях недопущения противоправного поведения граждан. В ст. 18 Закона о профилактике указаны основные профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений, совершаемых гражданами, находящимися в состоянии
алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ. Организационно в нём перечислены почти все действия субъектов профилактики в обозначенном направлении.
Органы внутренних дел (далее ОВД) в пределах своей компетенции ведут подготовку материалов и осуществляют подачу в суд заявлений о направлении в установленном порядке граждан в лечебно-трудовые профилактории (далее ЛТП), выявляют граждан, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, для направления их в установленном порядке в государственные организации здравоохранения для оказания медицинской помощи.
Анализируя профилактическую составляющую Закона о профилактике, становится очевидным, что в его содержании указывается на принудительное направление граждан систематически совершающих административные правонарушения на почве употребления одурманивающих наркотических веществ, прекурсоров и спиртосодержащих жидкостей (далее психоактивных веществ) в ЛТП. Тем не менее, не все лица годны по медико-возрастным критериям к направлению в него. Согласно ст.4 Закона об ЛТП не подлежат направлению в ЛТП: граждане, не достигшие возраста восемнадцати лет; мужчины старше шестидесяти лет; женщины старше пятидесяти пяти лет; беременные женщины; женщины, воспитывающие детей в возрасте до одного года; инвалиды I и II группы; граждане, у которых выявлены заболевания, препятствующие их нахождению в ЛТП. Перечень заболеваний, препятствующих нахождению граждан в ЛТП, утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Безусловно, Закон о профилактике хоть и относится к административно-правовой отрасли права, тем не менее, по своему содержанию, за счёт отсылки к другим отраслям права - шире его, обобщая в себе основные меры воздействия.
В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях отражено, Процессуально-исполнительном кодексе Республики Беларусь мер медико-принудительного воздействия в отношении лиц, совершающих изучаемую категорию правонарушений не предусмотрено.
Для традиционных сравнительно-правовых исследований, характерно сравнение законодательства стран со схожей правовой системой.
В Российской Федерации в административно-правовом механизме противодействия нарушениям антинаркотического и антиалкогольного законодательства, несмотря на отсутствия института принудительного помещения и содержания граждан в ЛТП систематически совершающих административные правонарушения на почве потребления алкогольных напитков и наркосодержащих веществ, в КоАП содержится очень важная административно-регулятивная норма, позволяющая применять меры административно-правового реагирования к вышеуказанным лицам, вне зависимости от их возраста, состояния здоровья, наличия на обеспечении малолетних детей.
Так в п. 2.1. ст. 4.1 Главы 4 КоАП Российской Федерации закреплены полномочия судьи, позволяющие ему при назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, возложить на такое ли-
цо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Несмотря на отсутствие в данной норме полномочий судьи на применение таких мер к лицам, совершающим правонарушения предусмотренные административно-деликтным законодательством в состоянии алкогольного опьянения или будучи признанными больными алкоголизмом, содержание данной нормы может лечь в основу внесения изменений в КоАП Республики Беларусь. Обоснованием этому является наличие в Республике Беларусь вышеуказанной системы ЛТП с одной стороны и наличием граждан, имеющих ограничения для направления в них, что существенно сужает медико-правовое воздействие на обозначенную категорию граждан. Данное обстоятельство позволяет таким неподлежащим направлению в ЛТП гражданам продолжать свое противоправное и девиантное поведение, ухудшая собственное состояние здоровья и криминализируясь -способствовать осложнению оперативной обстановки.
Учитывая, что на правосознание граждан влияют как практика правоприменения ОВД антиалкогольного законодательства, так и безнаказанность отдельных категорий граждан, осознание «выпадения» данных категорий из правового поля регулирования, на уровне обыденного правосознания это способствует критическому отношению граждан к эффективности функционирования механизма противодействия нарушениям антиалкогольного законодательства. В связи с изложенным, необходимо дополнить КоАП Республики Беларусь нормой права, предусматривающей возможность применения принудительных мер медико-правового воздействия к лицам, систематически совершающих административные правонарушения на почве потребления алкогольных напитков и наркосодержащих веществ, что, безусловно, не противоречило бы направлению таких граждан в ЛТП, но при невозможности их туда направления по медико-возрастным показателям, позволило бы применить к ним
иные меры медицинской или социальной реабилитации.
— • —
Сведения об авторе
Александр Леонидович Федорович, преподаватель кафедры административной деятельности ОВД, Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь (Минск, Беларусь).