Допросы таможенной статистики
Л- ТеРасимо&а
Адекватность показателей таможенной статистики внешней торговли: региональный аспект
С 1995 г. таможенные органы ведут статистику внешней торговли субъектов Российской Федерации, что регламентируется приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее — ГТК) от 22.08.1994 г. N 432 "О переходе на промышленную эксплуатацию задач формирования таможенной статистики в региональном разрезе" (Пр. 432).
Региональные данные внешней торговли являются одним из параметров, характеризующим экономическое развитие того или иного региона. В соответствии с п. 1.21 распоряжения правительства от 15.05.1993 г. N 426-р они включены в систему показателей для оценки хода экономической реформы в регионах России и активно используются исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, территориально-региональными органами различных министерств и ведомств. В этой связи встает вопрос, насколько адекватно отражают формируемые таможенным ведомством показатели внешнеэкономическую деятельность регионов России.
Таможенная статистика внешней торговли учитывает те перемещения товаров через границу России, которые уменьшают (при экспорте) или увеличивают (при импорте) материальные ресурсы страны. Таким образом, в объеме всей страны показатели таможенной статистики внешней торговли, прежде всего, характеризуют страну как производителя и потребителя товаров. Применяя основной принцип учета в статистике внешней торговли к российским регионам, получаем, что в региональном разрезе данные внешней торговли должны показывать, что и сколько регион производит на экспорт и что, и сколько ввозит для непосредственного потребления или в качестве сырья и средств производства. "Объектами учета региональной таможенной статистики внешней торговли являются товары, ввозимые на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации из-за рубежа либо вывозимые с этой территории за пределы таможенной территории Российской Федерации субъектами предпринимательской деятельности, оперирующими в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации" (Пр. 432).
Основой учета перемещения товаров через российскую границу является грузовая таможенная декларация (далее — ГТД), которая предъявляется таможенному органу при таможенном оформлении товаров, и где указываются сведения о перемещаемых товарах и сведения об отправите-
ле и получателе товаров — участниках внешнеэкономической деятельности (далее — участник ВЭД), в том числе о месте нахождения участника ВЭД. В таможенном органе ГТД регистрируется и, тем самым, фиксируется место оформления товара. В соответствии с ч. 1 ст. 127 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) таможенное оформление производится в том таможенном органе (в таможне или на таможенном посту), в зоне деятельности которого находится отправитель или получатель товаров, либо их структурное подразделение. Каждый административно-территориальный район находится в зоне деятельности какой-либо таможни или таможенного поста. В некоторых регионах имеется только одна таможня (Архангельская область, Новгородская область, Мурманская область, Республика Коми), в других регионах может быть несколько таможен (например, в Псковской области — это Псковская, Себеж-ская и Великолукская таможни). Санкт-Петербургская таможня имеет таможенные посты в двух субъектах Российской Федерации — Санкт-Петербурге и Ленинградской области, но зона деятельности каждого из них ограничивается административными районами соответствующего региона. Таким образом, в качестве признака, позволяющего формировать региональные данные по экспорту и импорту, можно использовать либо место таможенного оформления, либо место нахождения участника ВЭД.
На первый взгляд может показаться, что между двумя указанными альтернативами нет существенной разницы. Однако товары могут оформляться не только по месту нахождения (регистрации) участника ВЭД. В соответствии с ч. 2 ст. 127 ТК РФ и приказом ГТК от 19 марта 1992 г. N 90 "О местах таможенного оформления товаров" с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого находится отправитель (получатель) товаров, таможенное оформление может производиться в иных таможенных органах. Кроме того, приказ ГТК от 1 июля 1996 г. N 416 "О местах таможенного оформления товаров" (Пр. 416) разрешает производить по желанию экспортера (без получения разрешения в "своей" таможне) таможенное оформление товаров, вывозимых морским или речным транспортом насыпью, наливом, навалом в соответствии с таможенным режимом экспорта, в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится морской или речной порт, если в порту товары перегружаются на судно для последующего вывоза из страны. На основании ч. 3 ст. 127 ТК РФ с целью обеспечения экономической безопасности страны ГТК вправе устанавливать, что таможенное оформление отдельных категорий товаров и транспортных средств может производиться только определенными таможенными органами Российской Федерации. Так, в 1994 г. в целях усиления контроля за вывозом нефти, нефтепродуктов, природного газа и электроэнергии, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, в Москве была создана Энергетическая таможня (ныне Центральная энергетическая таможня), регионом деятельности которой является
вся таможенная территория Российской Федерации. Т.е., независимо от того, откуда и кем перемещаются энергоносители, они документально должны оформляться в Москве в Центральной энергетической таможне (далее — ЦЭТ). В целях упорядочивания контроля перемещения акцизных товаров (кроме нефти, газа и т.п.) и, прежде всего, товаров, подлежащих маркировке, были созданы: в 1997 году в Москве — Центральная акцизная таможня (регион деятельности — Центральный округ), в 1998 году в Санкт-Петербурге — Северо-Западная акцизная таможня (регион деятельности — Северо-Западный округ). Приказ ГТК от 9 июня 1995 г. N 373 "О местах таможенного оформления товаров, ввозимых в Российскую Федерацию морским и воздушным транспортом" ограничивает возможность доставки товаров из мест ввоза (из приграничных таможенных органов) и их оформление во внутренних таможнях (местах нахождения импортеров). Приказы ГТК от 20 июля 1999 г. N 455 "Об определении мест таможенного оформления нефтепродуктов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации" и от 1 декабря 1999 г. N 832 "Об определении мест таможенного оформления сжиженных газов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации" разрешают оформлять отдельные виды нефтепродуктов и сжиженных газов только таможенным органам, в зоне деятельности которых расположены нефте- и газоперерабатывающие заводы. Приказ ГТК от 27 декабря 2000 г. N 1219 "Об определении мест таможенного оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов" обязывает оформлять экспорт лома и отходов цветных и черных металлов в таможенных органах, расположенных в морских пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Таким образом, из-за ограничений ГТК мест оформления отдельных категорий товаров, которые являются основными статьями экспорта России, из-за возможности оформления товаров участниками ВЭД в иных таможенных органах, а не только по месту своего нахождения, учитывать регион более корректно по месту нахождения участника ВЭД. В соответствии с методологией региональной статистики внешней торговли статистические данные по внешней торговле по отдельным субъектам Российской Федерации базируются на реквизитах отправителей экспортных товаров и получателей импортных товаров. "Основным признаком, позволяющим получать данные об экспорте-импорте грузов в разрезе отдельных субъектов Российской Федерации, является идентификационный таможенный номер (далее — ИТН) отправителя (получателя) груза, в котором содержится код субъекта Российской Федерации в соответствии с общероссийским классификатором административно-территориальных образований (далее — ОКАТО), содержащийся в графе 2 "отправитель" и графе 8 "получатель" грузовой таможенной декларации" (Пр. 432 в соответствии с приказом ГТК от 22 марта 2001 г. N 279 "О внедрении общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления").
С другой стороны, отправителем товара может быть не производитель
товаров, а лицо, закупившее товары на внутреннем рынке или перемещающее товары по договору комиссии. В этом случае экспортеру с целью экономии транспортных расходов может быть выгоднее оформлять товар в таможенном органе по месту нахождения товара, т.е. по месту нахождения производителя, и, если экспортер зарегистрирован в другом регионе, то товары будут учтены не по тому субъекту Российской Федерации, где были произведены. Если данное явление носит массовый характер, то может оказаться, что более корректно учитывать регион по месту оформления товаров.
Формируемые таможенными органами базы данных ГТД позволяют сравнить показатели внешней торговли в разрезе субъектов Российской Федерации, полученные на основе различных признаков учета региона.
Основная задача региональной таможенной статистики внешней торговли — оценка вклада отдельных субъектов Российской Федерации в российский экспорт (Пр. 432, п. 1). Именно анализ показателей регионального экспорта представляет интерес в первую очередь.
Таможенные органы России включают в себя Государственный таможенный комитет, региональные таможенные управления (далее — РТУ), таможни и таможенные посты (ТК РФ, ст.8). Зона деятельности и наименование каждого РТУ определяются территорией и наименованием соответствующего округа. Таможни непосредственно подчиняются тому РТУ, в зоне деятельности которого находятся. Исключение — это так называемые таможни прямого подчинения, которые расположены в Москве и непосредственно подчинены ГТК. Это таможни на воздушных переходах г. Москвы (Шереметьевская, Внуковская, Домодедовская, Чкаловская) и ЦЭТ. Базы данных ГТД формируются в соответствии с иерархией таможенных органов и имеют три уровня:
1. Уровень таможни содержит массив ГТД, оформленных в данной таможне;
2. Региональный уровень (далее — РБД) содержит массив ГТД, оформленных в таможнях, непосредственно подчиненных данному РТУ;
3. Федеральный уровень (далее — ФБД) содержит массив всех оформленных на территории России ГТД.
Пр. 432 регламентирует осуществлять формирование показателей региональной статистики внешней торговли в РТУ, аккумулирующем данные ГТД из всех таможен зоны своей деятельности. При формировании показателей группировкой по месту оформления товаров региональный уровень обеспечивает полный охват данных, при группировке по месту нахождения участника ВЭД полный охват данных может быть гарантирован только при обработке информации на федеральном уровне.
В таблице 1 приведены стоимостные объемы экспорта Северо-Западного округа за 2001 г. в разрезе субъектов Российской Федерации, полученные обработкой региональной и общероссийской баз данных ГТД на основе различных признаков учета региона. Из таблицы видно, что для
одних субъектов Российской Федерации, на первый взгляд, не существенно на основе какой БД, региональной или общероссийской, и на основе какого признака учета региона, места оформления товара или места регистрации экспортера, учитывать экспортные поставки (Псковская область, Новгородская область, Ленинградская область); для других регионов объемы экспорта весьма значительно зависят либо от уровня формирования данных (Республика Коми), либо от критерия отнесения данных к тому или иному региону (Мурманская область, Санкт-Петербург).
Таблица 1
Региональные объемы экспорта Северо-Запада в 2001 г., полученные на основе различных признаков учета региона и обработкой БД ГТД различных уровней (млн. долл. США)
Регион РБД ФБД
Место оформления Место регистрации участника ВЭД
А 1 2 3
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ 631,5 632,1 654,1
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 1 129,3 1 130,7 1 130,7
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 401,2 382,1 386,0
ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ 2 606,1 1 914,8 1 948,7
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 2 114,1 2 094,8 2 101,0
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 966,5 540,7 544,4
НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 299,2 301,9 301,9
ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 111,5 112,1 112,7
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ 600,1 583,1 583,1
РЕСПУБЛИКА КОМИ 404,5 389,7 1 013,3
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ОКРУГ 9 264,1 8 082,0 8 775,9
Из регионов Северо-Запада только для Республики Коми значителен объем экспорта, оформленного вне Северо-Запада (разность гр. 3 и гр. 2 табл. 1). Данное обстоятельство связано с тем, что основной статьей экспорта этого региона является перемещаемая по трубопроводу сырая нефть, которая оформляется в соответствии с таможенным законодательством в ЦЭТ. По этому же трубопроводу перемещается нефть, добываемая в Ненецком автономном округе (Архангельская область). Экспортерами Архангельской области было оформлено в 2001 г. в ЦЭТ нефти на 21,1 млн. долларов США. Участники ВЭД Мурманской области оформляют в ЦЭТ электроэнергию, в 2001 г. ее было оформлено на 3,7 млн. долларов США.
Чтобы понять оценкой каких особенностей оформления экспорта в регионах Северо-Запада являются показатели таблицы 1, рассмотрим данные таблицы 2, где приведены: К\ — доля "своих" участников ВЭД в общем объеме экспорта, оформленного таможенными органами региона (гр. 1); К2 — доля таможенных органов региона в общем объеме экспорта, оформленного региональными участниками ВЭД вне зависимости от места оформления (гр. 2); К3 — степень совпадения (пересечения) множеств товарных поставок, полученных соответствующими группировками статистической совокупности (гр. 3). Обозначим через Э0 и Эн — множества товарных поставок, полученных для данного региона группировкой статистической совокупности по месту оформления и месту нахождения участника ВЭД соответственно, тогда перечисленные коэффициенты могут быть выражены следующим образом:
Ст(Э0 п Эн) Ст(Э0 п Эн)
К =—г ч • 100%, К2 =—ч н) • 100%,
Ст(Э0) Ст(Э0 п Эн)
К3 —^100% =
3 Ст(Э0 и Эн)
Ст(Эн) Ст(Э0 п Эн)
• 100%,
Ст(Э0) + Ст(Эн) - Ст(Э0 п Эн) где Ст(Э) — суммарная стоимость товаров, составляющих множество Э;
и и п — соответственно оператор объединения и оператор пересечения множеств.
Таблица 2
Характеристики экспорта регионов Северо-Запада в 2001 г. в зависимости от учета региона (%)
Регион кх Кг къ
А 1 2 3
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ 98,3 94,9 93,3
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 99,8 99,7 99,5
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 93,6 97,3 91,2
ГОРОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 70,6 94,5 67,8
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 74,2 74,7 59,3
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ 55,6 98,7 55,2
НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 99,5 98,6 98,1
ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 94,1 93,1 87,9
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ 95,9 98,7 94,7
РЕСПУБЛИКА КОМИ 96,0 38,3 37,7
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ОКРУГ 87,2 92,1 81,2
Наличие в Санкт-Петербурге крупнейшей в России таможни на морском переходе — Балтийской и специализированной таможни — Северо-Западной акцизной обуславливает тот факт, что доля "чужих" экспортеров в суммарном экспорте, оформленном в таможенных органах Санкт-Петербурга, — более 29%. Причем 68,5% стоимостных объемов экспорта, оформленного в Санкт-Петербурге "чужими" участниками ВЭД, приходится на экспортеров Ленинградской области и 5,6% — на экспортеров Москвы.
Данные таблицы 2 по Вологодской области и Новгородской области показывают, что для данных регионов действительно не имеет значения на основе какого признака учета региона и обработкой БД какого уровня получены показатели.
Иную картину имеем для Ленинградской области, где более 25% экспорта, оформленного в таможенных органах области, приходится на "чужих" участников ВЭД, и где более 25% "своего" экспорта было оформлено в "чужих" таможенных органах. В результате, хотя показатели экспорта Ленинградской области в таблице 1 несущественно отличаются друг от друга, но имеются отличия показателей экспорта по товарной структуре (табл. 3). Эти структурные отличия могли бы быть более значительными, но в экспорте и "своих", и "чужих" экспортеров Ленинградской области превалирует вывоз нефти и нефтепродуктов (27 группа ТНВЭД). Если сравнивать показатели товарной структуры экспорта 27-ой группы товарной номенклатуры ВЭД (далее — ТН ВЭД) в разрезе позиций ТН ВЭД (4 первых знака кода ТН ВЭД), то структурные отличия составят 58 процентных пункта (п.п.). В г. Кириши (Ленинградская область) находится крупное нефтеперерабатывающее предприятие ООО ПО "Киришинефтеорг-синтез". Сюда из Тюменской области подходит нефтетрубопровод "Друж-ба-2". Часть поступающей сырой нефти (поз. ТН ВЭД 2709) ПО "Кириши-нефтеоргсинтез" оформляет на экспорт на Киришском таможенном посту и вывозит из страны железнодорожным транспортом. В этом случае экспортером является ОАО "Сургутнефтегаз" (Тюменская область), т.к. при перемещении энергоресурсов в связи с их особым значением для экономики страны таможенным законодательством предусмотрено указание в графе 2 ГТД "Отправитель" непосредственного производителя товаров. Значительная часть продуктов переработки нефти (поз. ТН ВЭД 2710) оформляется и вывозится ПО "Киришинефтеоргсинтез" через Балтийскую таможню, поэтому столь велика доля Ленинградской области в объемах экспорта, оформляемого в таможенных органах Санкт-Петербурга. Структурные расхождения в таблице 3 по группе продовольственных товаров обусловлены оформлением табачных изделий (гр. 24 ТН ВЭД) ЗАО "Филипп Моррис Ижора" в Северо-Западной акцизной таможне. Значительные объемы древесины оформляются экспортерами Ленинградской области в Лесном порту Санкт-Петербурга (зона деятельности Балтийской таможни).
Таблица 3
Товарная структура экспорта Ленинградской области в 2001 г. в зависимости от признака учета региона (%)
Группы тнвэд Наименование товаров Удельный вес товаров |ГрЛ-гр.2|
Место оформления товаров Место регистр, участника ВЭД
А В 1 2 3
01-24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 0,2 1,2 1,0
25-27 Минеральные продукты 77,2 74,7 2,5
28-40 Продукция химической промышленности, каучук 6,5 6,0 0,5
41-43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,0 0,0 0,0
44-49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 9,2 11,1 1,9
50-67 Текстиль, текстильные изделия и обувь 0,8 1,0 0,2
72-83 Металлы и изделия из них 3,0 2,7 0,3
84-90 Машины, оборудование и транспортные средства 2,8 2,8 0,0
68-71, 91-97 Другие товары 0,5 0,5 0,0
Итого 100,0 100,0 6,4
Коэффициент Кз для Псковской области равен 87,9% против 59,3% для Ленинградской области, но структурные отличия экспорта Псковской области в зависимости от признака учета региона (табл. 4) более существенны и составляют 10,9 п.п. против 6,4 п.п. для Ленинградской области.
Наибольшее относительное расхождение показателей экспорта, полученных на основе различных признаков учета региона, имеет Мурманская область. Относительно небольшое число экспортеров, перемещающих товары через Мурманскую таможню, и узкая товарная направленность региона позволяют детально рассмотреть кто из "чужих" участников ВЭД (табл. 5) и что (табл. 6) оформлял в Мурманской таможне.
В таблице 5 перечислены все "чужие" экспортеры Мурманской области, на которых приходится более 45% экспорта, оформленного в 2001 г. в Мурманской таможне. Причем 98,7% этого экспорта было оформлено 5-ю первыми фирмами, которые оформляли металл, произведенный предприятиями Мурманской области (табл. 6).
Таблица 4
Товарная структура экспорта Псковской области в 2001 г. в зависимости от признака учета региона (%)
Группы тнвэд Наименование товаров Уд.вес товаров |Гр.1-гр.2|
Место оформления товаров Место регистр, участника ВЭД
А В 1 2 3
01-24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 9,8 8,2 1,6
25-27 Минеральные продукты 19,7 19,7 0,0
28-40 Продукция химической промышленности, каучук 15,2 15,0 0,2
41-43 Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,3 0,3 0,0
44-49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 19,5 16,7 2,8
50-67 Текстиль, текстильные изделия и обувь 11,9 11,9 0,0
72-83 Металлы и изделия из них 3,5 9,2 5,7
84-90 Машины, оборудование и транспортные средства 19,6 18,6 0,6
68-71, 91-97 Другие товары 0,4 0,4 0,0
Итого 100,0 100,0 10,9
Таблица 5
Реестр экспортеров, зарегистрированных вне Мурманской области и оформлявших товары в Мурманской таможне в 2001 г.
№ п/п Фирма - экспортер Субъект РФ
1 ОАО "ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ" КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
2 КАНДАЛАКШСКИЙ АЛЮМИНИЕВЫИ ЗАВОД, ФИЛИАЛ ОАО "СИБИРСКО-УРАЛЬСКАЯ АЛЮМИНИЕВАЯ КОМПАНИЯ" СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
3 ООО "МЕЖРЕГИОНЭНЕРГО" РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ
4 ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ РТ" РЕСПУБЛИКА ТЫВА
5 ЗАО "ИНТЕРРОСИМПЭКС" Г. МОСКВА
6 СПК РК "АНДЕГ" АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
7 ООО "ГОЛД ФИШ" РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
8 ЗАО "ВЕЙМАР" КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
9 ООО "НЖВ ТРЕЙДИНГ" Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
10 ООО "ПРОМИНВЕСТУГОЛЬ" Г.МОСКВА
11 ООО "АНИКЕИ ЛЮКС" Г.МОСКВА
12 ООО "ТРАНССИБУГОЛЬ" КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
13 ООО "АВГИТ" РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
14 ООО "СТОМАР" АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
15 ФИЛИАЛ ОАО "КАРЕЛРЫБФЛОТ" РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
16 ООО "НЕНЕЦКИИ РЫБАКСОЮЗ" АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
17 ООО'ВИРМА" РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
18 ЗАО "ОЛФИШ" ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
19 ООО "МАСТИКС" Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
20 ЗАО'НАФТА ПСКОВ" ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
21 ООО "СПЕЦСТРОИЦЕНТР" РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
22 МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ ОАО "ЕВРОТИИВИ" ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
23 ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ
24 ООО "РЕТРОАВИАТЕХ" Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
25 ИНСТИТУТ ГЕОХИ РАН ИМ.В.И.ВЕРНАДСКОГО Г.МОСКВА
Таблица 6
Товары, оформлявшиеся в 2001 г. в Мурманской таможне, экспорт которых фиксировался по другим регионам России
Товар (вид грузовых мест) (гр. 31 ГТД) Наименование фирмы - изготовителя (гр. 31 ГТД) Фирма - экспортер (гр. 2 ГТД) Субъект РФ (гр. 2 ГТД)
НИКЕЛЬ (ПАКЕТЫ), МЕДЬ (ПАЛЛЕТЫ) ОАО "КОЛЬСКАЯ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" ОАО "ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ" КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
АЛЮМИНИЙ (БУХТЫ) КАНДАЛАКШСКИЙ АЛЮМИНИЕВЫЙ 3-Д КАНДАЛАКШСКИЙ АЛЮМИНИЕВЫЙ 3-Д, ФИЛИАЛ ОАО "СИБИРСКО-УРАЛЬСКАЯ АЛЮМИНИЕВАЯ КОМПАНИЯ" СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
АЛЮМИНИЙ (БУХТЫ) КАНДАЛАКШСКИЙ АЛЮМИНИЕВЫЙ 3-Д ООО "МЕЖРЕГИОНЭНЕРГО" РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ
НИКЕЛЬ (ПАКЕТЫ) ОАО "КОЛЬСКАЯ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ РТ" РЕСПУБЛИКА ТЫВА
НИКЕЛЬ (ПАКЕТЫ) ОАО "КОЛЬСКАЯ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" ЗАО "ИНТЕРРОСИМПЭКС" Г. МОСКВА
Принимая во внимание тот факт, что участниками ВЭД Мурманской области в таможенных органах других регионов было оформлено всего 1,3% стоимостного объема экспорта, приведенного в графе 3 таблицы 1, получаем, что реальному вкладу Мурманской области в российский экспорт соответствует показатель графы 1 таблицы 1, т.е. показатель экспорта, полученный группировкой данных по месту оформления. Чтобы понять почему экспорт градообразующего предприятия — Кандалакшского алюминиевого завода (Мурманская область) учитывается как экспорт Свердловской области, обратимся к инструкции по заполнению ГТД (приложение к приказу ГТК от 16.12.1998 г. N 848), где указано: "Если от имени получателя (отправителя) выступает структурное подразделение юридического лица, указывается ИТН создавшего его юридического лица". Как указывалось выше, частью ИТН является код ОКАТО — признак учета региона в региональной статистике внешней торговли. Таким образом, если в регионе осуществляет внешнеэкономическую деятельность обособленное подразделение российского юридического лица, то эта деятельность учитывается по тому региону, где зарегистрировано головное предприятие.
К сожалению, правила заполнения графы 2 ГТД "Отправитель" не позволяют в большинстве случаев отличить поставки обособленного подразделения от поставок головного предприятия. Но, в соответствии с ч. 2 ст. 114 ТК РФ за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест таможенные сборы взимаются в двойном размере. В соответствии со ст. 127 ТК РФ таможенное оформление должно производиться в таможенном органе, в зоне деятельности которого находится отправитель товаров, если иное не предусмотрено таможенным законодательством. Законодательных актов, ограничивающих места оформления экспорта металлов, если это не лом и не отходы, нет. Законодательным актом, расширяющим возможные места оформления металлов, является Пр. 416 (см. выше). Перечисленные в таблице 6 товары оформляются и вывозятся через Мурманский порт в упакованном виде (см. гр. 3 табл. 6) и, следовательно, не подпадают под действие данного приказа. Поэтому, если экспортеры этих товаров имеют свои структурные подразделения в Мурманской области, то сборы за таможенное оформление должны взиматься в однократном размере, если нет, то — в двойном размере. Анализ начисления и взимания таможенных платежей по РБД показывает, что "Норильский Никель" и ЗАО "Интерросимпэкс" уплачивали сборы за таможенное оформление в одинарном размере и, следовательно, имеют свои подразделения в Мурманской области, а ООО "Торговый Дом РТ" и ООО "Межрегионэнерго" уплачивали сборы в двукратном размере. Если бы при перемещении товаров структурными подразделениями предприятий и фирм регион фиксировался по месту их нахождения, а не по месту нахождения головного предприятия, то экспорт Мурманской области в 2001 г., полученный группировкой по коду ОКАТО отправителей товаров, составил бы не менее 936,7 млн. долларов США, и точность показателя была бы не менее 97% против имеющихся 56%. При такой оценке экспорта товарная направленность Мурманской области не изменилась по сравнению с оценкой, полученной таможенными органами на основе кода ОКАТО экспортеров, но роль ведущих товарных групп существенно иная (см. табл. 7).
В таблице 8 показана динамика развития экспорта Мурманской области в 1996-2001 гг. в зависимости от признака учета региона. Видно, как с 1996 по 2000 гг. увеличивалась доля "чужих" экспортеров, которые при детальном анализе в большинстве случаев оказываются вовсе не "чужими". Данные таблицы 8 отражают тенденции, связанные с переделом собственности в стране, и показывают, что таможенное ведомство будет получать все более неадекватные региональные статистические показатели, если не изменить правила фиксирования региона при наблюдении за перемещением товаров.
Таблица 7
Товарная структура экспорта Мурманской области в 2001 г. в зависимости от учета обособленных подразделений юридических лиц
(%)
Группы тнвэд Наименование товаров Удельный вес товаров |Гр.1-гр.2|
Учет по месту нахождения головной фирмы Учет по месту нахождения обос.подразд.
А В 1 2 3
01-24 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 6,7 3,9 2,8
25-27 Минеральные продукты 26,2 15,2 11,0
28-40 Продукция химической промышленности, каучук 0,3 0,2 0,1
44-49 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 0,7 0,4 0,3
50-67 Текстиль, текстильные изделия и обувь 0,1 0,1 0,1
72-83 Металлы и изделия из них 55,2 74,0 18,8
84-90 Машины, оборудование и транспортные средства 10,6 6,2 4,4
41-43, 68-71, 91-97 Другие товары 0,2 0,1 0,1
Итого 100,0 100,0 37,5
Таблица 8
Экспорт Мурманской области в 1996-2001 гг. в зависимости от признака учета региона (млн. долл. США)
№ п/п Признак учета региона 1996 1997 1998 1999 2000 2001
1 Место нахождения участника ВЭД (ФБД) 1055,8 1276,2 768,7 601,8 590,7 544,4
2 Место оформления 1277,4 1545,5 1136,4 986,1 1159,6 966,5
3 Строка 1 / строка 2 (%) 82,7 82,6 67,6 61,0 50,9 56,3
Выявленные на примере Мурманской области проблемы учета товаров в региональной статистике внешней торговли характерны не только для субъектов Российской Федерации, для которых существенна доля "чужих" участников ВЭД в экспорте, полученном группировкой по месту оформления товаров. Если предприятие зарегистрировано в одном регионе, осу-
ществляет деятельность в другом регионе, то оформлять товары оно может и в "своем" регионе. В этом случае оценить искажения показателей на основе детального анализа таможенных баз данных затруднительно. Возможно, относительно низкие показатели экспорта Псковской и Новгородской областей обусловлены соседством с такими субъектами Российской Федерации, как Санкт-Петербург и Ленинградская область. Изменение правил регистрации региона для обособленных подразделений юридических лиц может увеличить точность формируемых региональных показателей и в этом случае.
Если при существующей программе наблюдения за перемещением товаров принять, что экспорт, оформленный "своими" участниками ВЭД в "своих" таможенных органах, Эо п Эн является, безусловно, экспортом данного региона, то можно предложить следующую методику оценки реального вклада региона Эр в общероссийский экспорт на основе детального анализа БД ГТД. Среди товарных поставок, оформленных в таможенных органах региона и зафиксированных как "чужие", Э0 п Эн * выделяем товарные поставки Э0р, которые безусловно составляют экспорт региона, и Эоч, которые безусловно являются "чужим" экспортом. К первым могут быть отнесены поставки, оформленные региональными филиалами, или где явно указан производитель товаров, ко вторым — поставки нефти и нефтепродуктов, поставки, за оформление которых взимались таможенные сборы в двойном размере, и где не указан явно производитель товаров или указан "чужой" производитель. В множестве товарных поставок, оформленных региональными участниками ВЭД вне региона, Э0 п Эн выделяем поставки Энр, которые безусловно составляют экспорт региона. Это, прежде всего, оформление энергоресурсов. Тогда стоимостной объем регионального экспорта может быть оценен следующим образом:
Ст(Э0 п ЭИ) + Ст(Эор) + Ст(Энр) < Ст(Эр) < Ст(ЭИ) + Ст(Э0 п Э~И п Э^).
Данную формулу можно проиллюстрировать диаграммой, представленной на рисунке, где:
Ст1 + Ст2 + Ст3 + Ст4 + Ст5 + Ст6 = Ст(Эо и Эн),
Ст1 = Ст(Эо п Эн),
Ст2 = Ст(Эор),
Ст4 = Ст(Эоч)^_ _
Ст3 = Ст(Э0 п Эор п Эоч) = Ст(Э0) - Ст2 - Ст4,
Ст6 = Ст(Энр)^_
Ст5 = Ст(Эн п Энр) = Ст(ЭИ)—Ст6,
Ст2 + Ст3 = Ст(Э0 п Эн п Эоч).
* Э — дополнение множества Э относительно всей статистической совокупности.
Стб
Рис. Составляющие оценки регионального экспорта
Используя описанную методику, оценим реальный экспорт в 2001 г. СЗО в целом. Стоимость товаров, оформленных "своими" участниками ВЭД в "своих" таможенных органах, составила 8082 млн. доллров США (см. гр. 2 табл. 1). Стоимость товаров, оформленных в таможенных органах Северо-Запада, и которые были учтены как экспорт регионов других округов, составила 1182,2 млн. долларов США (разность гр. 1 и гр. 2 табл. 1). Из них 468,8 млн. долларов США — стоимость нефти Тюменской области, поэтому стоимостной показатель экспорта СЗО может быть занижен не более чем на 715 млн. долларов США. Филиалами Северо-Запада фирм, зарегистрированных в других округах, было оформлено товаров на сумму не менее 442,2 млн. долларов США, т.е. на данную сумму показатель определенно занижен из-за некорректного учета региона. Учитывая, что вне округа было оформлено 7,9% экспорта (см. гр. 2 табл. 2), при этом 7,4% приходится на оформление экспорта энергоносителей в ЦЭТ, то показатель, приведенный в гр. 3 табл. 1, может быть завышен не более чем на 0,5% или на 43,9 млн. долларов США.
Таким образом, реальный стоимостной объем экспорта СЗО в 2001 г. составил не менее 9174,2 и не более 9490,9 млн. долларов США (ср. гр. 3 табл. 1).
Описанные проблемы распределения по регионам экспортных товарных потоков характерны и для российского импорта. Например, Кандалакшский алюминиевый завод (см. табл. 6) ввозит в большом количестве сырье для производства алюминия — глинозем, который учитывается как импорт Свердловской области. Кандалакшский алюминиевый завод стал филиалом ОАО "СУАЛ" в 2001 г., до 2001 г. оформлял товары как самостоятельное юридическое лицо. В Санкт-Петербурге много крупных предприятий, которые являются филиалами юридических лиц, зарегистрированных в Москве: ООО "Ригли", ООО "Юнилевер СНГ", ООО "Эс Си Эй Хайджин Продактс", ЗАО "Нокиа", ООО "АББ Индустри и Стройтехни-ка", ООО "Лонгви-Фарм" и др. Санкт-Петербургский филиал ООО "Юнилевер СНГ" — это бывшая парфюмерная фабрика "Северное Сеяние",
производит как парфюмерную продукцию, так и продукты питания, имеет значительный товарооборот ВЭД: ввозит сырье и оборудование, часть продукции экспортирует. Юридический статус фабрики изменился в начале 2001 г., и с этого времени ее деятельность учитывается в таможенной статистике внешней торговли Москвы.
Москва является крупнейшим участником ВЭД среди субъектов Российской Федерации. По данным Управления таможенной статистики и анализа ГТК по итогам 1-го полугодия 2002 г. доля Москвы в стоимостном объеме российского экспорта составила 25,6% (на втором месте Тюменская область, ее доля — 17,5%), а импорта — 38,5%. Учитывая, что отличительной чертой российского экспорта является его крайне выраженная сырьевая направленность (на топливно-энергетическую продукцию, черные и цветные металлы приходится 70% российского экспорта), очевидно, что показатели Москвы сильно завышены за счет других регионов. Только энергоносителей предприятия, зарегистрированные в Москве, экспортировали в 1-ом полугодии 2002 г. на сумму 8 895,5 млн. долларов.
В импорте товарные потоки определяются не столько потребностями регионов и развитием перерабатывающих производств, сколько географическим расположением, близостью к странам — основным российским поставщикам и наличием транспортных потоков. Поэтому региональные показатели импорта не могут отражать реальные потребности регионов. Задача региональной таможенной статистики в отношении импорта в Пр. 432 сформулирована следующим образом: "Анализировать восприимчивость на региональном уровне к рациональному освоению закупок по импорту в плане не только непосредственного удовлетворения потребностей населения в продовольствии и товарах широкого потребления, но и в плане ориентации этих закупок на рациональное размещение производительных сил, становления и развития импортозамещающих производств и укрепления экспортного потенциала страны". При такой постановке задачи важно, чтобы региональные показатели отражали изменения во внешнеэкономической деятельности региональных производственных предприятий независимо от их юридического статуса и принадлежности.
Выводы:
1. Приведенный анализ законодательной базы и анализ оформления товаров показывает, что учитывать регион по месту оформления товаров некорректно;
2. Неадекватность формируемого таможенным ведомством распределения внешней торговли России по субъектам Российской Федерации вызвана систематическими ошибками регистрации региона при наблюдении за перемещением товаров, когда товары перемещаются обособленными подразделениями юридических лиц. В результате искажается товарная структура внешней торговли региона, завышаются показатели экономически более развитых регионов за счет занижения показателей экономически менее развитых регионов;
3. В связи с происходящими в стране экономическими процессами точность показателей региональной статистики внешней торговли снижается;
4. При существующих правилах фиксирования региона показатели таможенной статистики внешней торговли в динамике отражают изменения регионального распределения не товарных, а финансовых потоков страны.
Щ. .. .Михайлова, Ъ. Михайлов
Методы повышения качества регрессионной модели
при ее использовании для прогнозирования
Изучение связи признаков необходимо, как правило, для решения управленческих и, прежде всего, аналитических и прогнозных задач. Процедуры решения аналитических и прогнозных задач представляются весьма сложными и многообразными. В одних случаях — это группировка объектов по соотношениям фактического, расчетного и среднего значений признака- результата: У1 - У1 и У1 - У .В других — это расчет прогнозных значений результата по прогнозным значениям факторов с использованием формализованной модели выявленной связи признаков, то есть уравнения регрессии: У = /(Х]) Но, при этом, важно, чтобы модель удовлетворяла требованиям, которые предъявляют к ней процедуры анализа и прогнозирования.
В частности, модель процесса должна обеспечивать высокую детерминацию результата. Это значит, что вариация факторов объясняет решающую часть вариации результата. Иначе, ведущую роль будут играть иные причины, а совсем не те, что входят в данный факторный комплекс.
Уравнение регрессии и его параметры, составляющие основу модели, должны быть статистически значимыми, надежными, то есть формироваться под преимущественным воздействием систематических, устойчивых факторов, образующих факторный комплекс. В другой ситуации — получаемый результат определяется влиянием случайных причин, следовательно, он ненадежен, статистически незначим, и поэтому его не следует принимать во внимание.
Особое значение имеют требования к качеству применяемой модели. Высокое качество модели предполагает, что фактические и расчетные (теоретические) значения признака-результата отличаются весьма незначительно. В среднем эти отличия не должны превышать 5-6% от фактических уровней признака-результата:
=1-Х«, = 1-Х
£
П
У - У
У
-100%.