Научная статья на тему 'Региональный аспект исследования проблемы непоступления валютной выручки от экспорта товаров (на примере Северо-Западного региона)'

Региональный аспект исследования проблемы непоступления валютной выручки от экспорта товаров (на примере Северо-Западного региона) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный аспект исследования проблемы непоступления валютной выручки от экспорта товаров (на примере Северо-Западного региона)»

проблемы макро-и микроэкономики

В- Егорова

Региональный аспект исследования проблемы непоступления валютной выручки от экспорта товаров (на примере Северо-Западного региона)

В России валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Правительство РФ, Центральный банк РФ, а также Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, ГТК России. Агентами валютного контроля являются подотчетные соответствующим органам валютного контроля организации.

В круг задач, возложенных на таможенные органы РФ как агентов валютного контроля, входит пресечение утечки капитала за рубеж в таких формах, как непоступление валютной выручки от экспорта товаров, авансовые платежи по импортным контрактам без последующего ввоза товаров, контрабанда, условный односторонний бартер, завышение (занижение) цен импортных (экспортных) товаров по отношению к их реальной цене.

Определяющим признаком утечки капитала является нанесение реального ущерба отечественному производству в форме изъятия инвестиционных ресурсов. В широком смысле под "утечкой капитала" понимают вывоз капитала из страны, возникающий вследствие неспособности государства обеспечить благоприятные условия для инвестирования в национальную экономику.

Рассмотрим проблему непоступления валютной выручки от экспорта товаров с точки зрения эффективности осуществления таможенными органами контроля за репатриацией в страну валютных средств, а также основные факторы, негативно влияющие на результативность работы отделов валютного контроля таможен.

Анализ эффективности осуществления таможенными органами валютного контроля за репатриацией в страну валютной выручки целесообразно начать с оценки общих масштабов и товарной структуры незачис-ленных в установленные сроки на счета в уполномоченных банках валютных средств от экспорта. Этот анализ позволяет выявить те группы товаров, на которые приходится основной объем непоступлений экспортной выручки, а также оценить эффективность работы таможенных органов по привлечению к ответственности экспортеров, совершивших нарушение требований, установленных валютным и таможенным законодательством.

Анализ масштабов и структуры непоступления валютной выручки от

экспорта товаров проводится на основе данных Северо-Западного таможенного управления РФ (далее — СЗТУ России) о непоступлении валютной выручки от экспорта товаров за период с 1997 по 2000 гг. Поскольку Калининград и Калининградская область входят в регион лишь с сентября 2000 г., информация о непоступлении валютной выручки от экспорта из территориально обособленной части СЗТУ России не анализировалась.

Из базы данных карточек учета результатов валютного контроля СЗТУ России была произведена выборка сумм необоснованного непоступления валютной выручки от экспорта в привязке к коду товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД Рос -сии) на уровне двух знаков (товарная группа).

С целью определения реальных объемов утечки капитала за границу, из исходных данных для исследования товарной структуры непоступления экспортной выручки была исключена информация по карточкам учета, по которым на момент выборки:

— валютная выручка фактически поступила с нарушениями сроков исполнения текущих валютных операций (т.е. свыше 90 дней с даты выпуска товара через таможенную границу РФ);

— непоступление (недопоступление) валютных средств признано обоснованным;

— товар фактически не был вывезен с таможенной территории России или помещен под таможенный режим "реимпорт";

— грузовая таможенная декларация (далее — ГТД) аннулирована.

Информация о стоимостных объемах экспорта по товарным группам

получена из базы данных ГТД.

Анализ проводился по состоянию на 17 апреля 2001 г. Указание времени в данном случае существенно, поскольку база данных карточек учета постоянно обновляется: из ГТК России в форме карточек учета периодически поступают поручения на проведение проверок информации о предполагаемом нарушении установленного порядка зачисления валютной выручки (могут быть сформированы по ГТД 1995-2000 гг.), а таможни Северо-Западного региона направляют отработанные карточки учета. Не исключается возможность зачисления на счета в уполномоченные банки валютной выручки по произведенной поставке на экспорт с превышением установленного срока в 90 дней, когда карточка учета уже была сформирована, загружена в базу и, возможно, даже отработана. Таким образом, в случае проведения повторного исследования объемов утечки капитала, исходные данные для такого анализа могут отличаться в большую или меньшую сторону от используемых в данной работе.

Анализ масштабов непоступления валютной выручки от экспорта в Северо-Западном регионе целесообразно начать с общей оценки объемов невозвращения выручки за период с 1997 по 2000 гг. по данным статистических форм отчетности, представленных СЗТУ России в Управление валютного контроля ГТК России.

Статистические данные об объемах непоступления валютной выручки от экспорта товаров в Северо-Западном регионе получены путем формирования годовых отчетов об осуществлении валютного контроля таможнями СЗТУ России в программном продукте "Оценка ВК и ТС". Данные о динамике экспорта и суммах выручки, не поступивших в счет оплаты произведенных поставок в установленные сроки, приведены в табл. 1.1

Таблица 1

Соотношение сумм непоступления валютной выручки и статистической стоимости экспорта товаров в Северо-Западном регионе в 1997-2000 гг.

Годы Объем экспорта, млн долл Процент прироста от года к году Сумма непоступления валютной выручки, млн долл Процент прироста от года к году Процент непоступления валютной выручки в объеме экспорта

1997 8515,9 139,6 1,64

1998 7776,5 -8,7 124,3 -11,0 1,60

1999 8267,1 +6,3 103,1 -17,1 1,25

2000 9905,1 + 19,8 139,4 +35,2 1,41

Рассматриваемый период характеризуется неравномерностью изменений как объемов экспорта, так и сумм непоступления валютной выручки. Главной причиной спада стоимостного объема экспорта в 1998 г. стало снижение контрактных цен на основные стратегически важные сырьевые товары. В результате неблагоприятной конъюнктуры на внешних рынках произошло снижение экспортных цен на нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь, азотные удобрения, медь, никель. Девальвация рубля, вследствие августовского кризиса 1998 г., создала предпосылки для повышения конкурентоспособности продукции предприятий, выразившейся в получении кратковременного ценового преимущества на мировом рынке товаров.

Процесс постепенной стабилизации экономической ситуации как в стране, так и рассматриваемом регионе, прерванный кризисом 1998 г., усиление валютного контроля позволили заметно снизить объем непоступлений валютной выручки от экспорта к 2000 г. Однако в 2000 г. наблюдается резкий скачок в сторону повышения суммы невозврата валютной выручки. Тем не менее необходимо отметить, что увеличение в 1,35 раза в сравнении с 1999 г. объемов непоступления выручки может быть объяснено ростом стоимостного объема экспорта региона (в 2000 г. относительно уровня 1999 г. статистическая стоимость экспорта возросла в 1,2 раза)._

1 Информационный бюллетень внешнеэкономической деятельности. Вып. 1. СПб., Северо-Западный центр содействия развитию внешнеэкономической деятельности "КАДУ-ЦЕЙ", 2000. С. 7.

Стоит отметить сравнительно низкий процент непоступления валютной выручки в общем объеме экспорта Северо-Западного региона относительно уровня показателя по стране в целом. По информации заместителя Председателя Банка России В. Н. Мельникова, в 1999 г. в РФ невозврат валютной выручки от экспорта товаров, охваченных системой тамо-женно-банковского валютного контроля (далее — ТБВК), оценивается на минимальном за все годы осуществления валютного контроля уровне — 3%2, в Северо-Западном регионе этот показатель существенно ниже и за рассматриваемый период в четыре года не превышал 1,64%.

Поскольку данные о суммах непоступления валютной выручки, приведенные в табл. 1, являются зафиксиро ванными на дату составления отчета величинами, то на момент проведения исследования объемы невозвра-щенных валютных средств, без учета несвоевременно зачисленной или обоснованно не поступившей выручки, могут существенно измениться. Скорректированные сведения о масштабах утечки капитала из страны в форме непоступления экспортной валютной выручки представлены в табл. 2.

Таблица 2

Соотношение скорректированных сумм непоступления валютной выручки и статистической стоимости экспорта товаров в Северо-Западном регионе в 1997-2000 гг.

Годы Объем Процент Скорректир. сумма Процент Процент скоррект.

экспорта. прироста непоступления прироста сумм непоступле-

млн долл. от года к валютной выручки, от года к ния валютной

году млн долл. году выручки от экспорта

1997 8515,9 103,07 1,21

1998 7776,5 -8,7 56,35 -45,3 0,72

1999 8267,1 +6,3 102,89 +82,6 1,24

2000 9905,1 + 19,8 61,20 -40,5 0,62

В результате корректировки сумм невозврата можно сделать вывод о том, что наибольшие объемы утечки капитала в форме непоступления экспортной валютной выручки приходятся на 1997 и 1999 гг. В 1998 и 2000 гг. больше половины соответствующих сумм непоступления валютных средств, приведенных в табл. 1, впоследствии были зачислены на счета в уполномоченных банках с нарушением установленных сроков репатриации, либо их непоступление было обоснованным. Так, в 2000 г., в сравнении с данными табл. 1, скорректированная сумма невозврата в 2,3 раза меньше соответствующей величины, вошедшей в статистический отчет СЗТУ России. Таким образом, в результате корректировки за рассматриваемый период в четыре года утечка капитала в форме непоступле-

2 См.: Мельников В. Н. Система валютного регулирования и валютного контроля в России — этапы развития и перспективы // Деньги и кредит. 2000. N 1. С. 14.

ния валютной выручки от экспорта составила 323,5 млн долл. США.

Оценивая ситуацию в общем, можно отметить отсутствие тенденции к снижению сумм необоснованного непоступления валютной выручки от экспорта. Такое положение свидетельствует о том, что система ТБВК, являясь процедурой последующего контроля, позволяет обнаруживать факты свершившихся нарушений таможенного и валютного законодательств, но не предупреждать их.

Вместе с тем функции таможенных органов не ограничиваются только выявлением фактов нарушений валютного и таможенного законодательства, но включают в себя привлечение к ответственности экспортеров, не выполняющих требования обяз ательного зачисления в установленные сроки на текущие транзитные счета в уполномо ченных банках валютной выручки от экспорта.

Анализ товарной структуры непоступления валютной выручки позволяет выявить основные товарные группы ТН ВЭД России, по которым суммы незачисления средств на счета в уполномоченные банки оказываются наибольшими. Рассмотрим подробнее структуру невозвращения экспортной выручки в 1999 и 2000 гг.

Распределение сумм непоступивших в 1999 г. валютных средств по наиболее значимым товарным группам ТН ВЭД России в процентном отношении к итоговой сумме представлено на рис. 1. На диаграмме отображены те товарные группы, по которым объем непоступления валютной выручки от экспорта товаров в 1999 г. превысил 1 млн долл. США.

Рис. 1. Товарная структура непоступления валютной выручки от экспорта в 1999 г. (рассчитано на основе данных базы карточек учета результатов валютного контроля)

В соответствии с данными рис. 1 наибольший объем непоступлений валютной выручки в 1999 г. приходится на следующие группы товаров: гр. 84 (котлы, оборудование, механические устройства), гр. 44 (древесина и изделия из нее), гр. 85 (электрические машины и оборудование), гр. 72 (черные металлы), гр. 28 (продукты неорганической химии).

Рассмотрим подробнее непоступление валютной выручки от экспорта товаров гр. 84 ТН ВЭД России (реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства), столь явственно выделяющееся на фоне непо-

ступлений по остальным товарам. Экспортные пошлины на товары данной группы не установлены: стране выгодно вывозить товары высокой степени сложности производства, поскольку именно по структуре экспорта можно судить об уровне экономического развития государства. В 1999 г. экспорт машиностроительной продукции (товарные гр. 84-90 ТН ВЭД России) в общем объеме экспорта Северо-Западного региона составлял 17,7%.

Доля предприятий, по кот орым выявлено непоступление валютной выручки по гр. 84, составляет 3% от общего числа экспортеров подобных товаров. Поставки в рамках контрактов этих предприятий были довольно крупными — на 3% ГТД из общего массива ГТД, оформленных на экспорт товаров гр. 84, по которым выявлено непоступление валютной выручки, приходится 19,3% стоимостного объема экспорта региона по товарной гр. 84. Поскольку рассматриваемое оборудование является дорогостоящим, то в случае поставки на экспорт крупной партии продук ции несвоевременное зачисление валютной выручки существенно сказ ывается на структуре непоступлений валютных средств.

При непосредственном обращении к первичной документации таможен, проводивших целевые проверки по фактам незачисления в установленные сроки валютной выручки от экспорта товаров гр. 84, было выяснено, что 94,5% от общей суммы непоступления валютных средств по гр. 84 приходится на один контракт. Общая контрактная стоимость поставки — 98 млн долл. США. В Балтийской таможне была оформлена экспортная ГТД на общую фактурную стоимость 98 млн долл. США, товар был фактически вывезен. Часть валютной выручки поступила, после чего покупатель заявил о финансовых затруднениях и попросил предоставить отсрочку оплаты на 180 дней. Сумма непоступившей в установленные сроки валютной выручки составила 78,6 млн долл. США. В Главное управление ЦБ РФ по Санкт-Петербургу экспортером было направлено заявление с просьбой о разрешении на продление срока оплаты, на которое был получен положительный ответ при условии представления всех необходимых документов. В настоящее время дело находится на рассмотрении в ГТК России.

Помимо выделения наиболее значимых по масштабам непоступления выручки товарных групп следует обратить внимание на те товары, объемы непоступлений по которым, имея небольшой удельный вес в структуре невозвращенных валютных средств за год, существенно превышают средний уровень непоступлений по региону. К таким группам относятся: гр. 30 (фармацевтическая продукция) — 10,3% от экспорта данной товарной группы, гр. 97 (произведения искусства) — 6,7%, гр. 24 (табак) — 7,1%, гр. 57 (ковры) — 5,3%, гр. 16 (готовые продукты из мяса, рыбы или ракообразных) — 4,5%, гр. 59 (текстильные материалы) — 3,2%, гр. 68 (изделия из камня, гипса, цемента) — 2,4%.

Рассмотрим структуру непоступления валютной выручки от экспорта

товаров в 2000 г. по данным базы карточек учета по состоянию на 17.04.2001 г. (рис. 2).

Рис. 2. Товарная структура непоступления валютной выручки от экспорта в 2000 г.

На диаграмме отображены те товарные группы, по которым объем непоступления валютной выручки от экспорта превысил 1 млн долл. США.

Товарная структура непоступлений валютной выручки в 2000 г. представлена следующими товарами: гр. 76 (алюминий), гр. 44 (древесина), гр. 48 (бумага и картон), гр. 47 (масса из древесины), гр. 72 (черные металлы), гр. 84 (реакторы ядерные, котлы), гр. 87 (средства наземного транспорта), гр. 85 (электрические машины и оборудование) и др.

Как и 1999 г., в рассматриваемой структуре выделяется одна доминирующая товарная группа, на долю которой приходится основное невозвращение валютной выручки — группа 76 (алюминий и изделия из него) ТН ВЭД России.

В экспорте Северо-Западного региона товарная группа 76 занимает седьмое место (5,23% от общего объема экспорта за 2000 г.), причем в сравнении с 1999 г. вывоз алюминия предприятиями региона возрос в 1,5 раза. Резкое повышение объемов экспорта рассматриваемой товарной группы в 2000 г. может быть объяснено тем, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.1999 г. N 1461 ставка вывозной таможенной пошлины на алюминий необработанный не применялась с 1 января по 30 июня 2000 г. Рост экспорта алюминия может быть также обоснован благоприятной конъюнктурой на внешних рынках: в 2000 г. увеличение средних экспортных цен на алюминий в Северо-Западном регионе составило 42% от уровня 1999 г. (с 1 139 в 1999 г. до 1 618 в 2000 г. долл. США за тонну алюминия).

В данном случае значительная сумма невозврата выручки по гр. 76 ТН ВЭД приходится на три экспортные ГТД, статистическая стоимость вывезенного алюминия по которым составила 21,2 млн долл. США. Экспортером является одна и та же фирма. По факту нарушения было заведено дело о нарушении таможенных правил (НТП), однако в процессе расследования предприятие не было обнаружено ни по юридическому, ни по

фактическому адресам. Таким образом, налицо использование льготного порядка экспорта, предоставленного в 2000 г. экспортерам алюминия, предприятиями-однодневками.

Выделим товарные группы, доля непоступлений выручки по которым в общем объеме непоступлений незначительна, но по доле невозврата в экспорте группы существенно превышен средний показатель нерепатриации: гр. 97 (произведения искусства) — сумма непоступления составила 27% от экспорта данной товарной группы, гр. 87 (средства наземного транспорта) — 15%, гр. 56 (вата, войлок и нетканые материалы) — 8,7%, гр. 20 (продукты переработки овощей, плодов) — 5,4%, гр. 52 (хлопок) — 5,1%, гр. 30 (фармацевтическая продукция) — 4,5%, гр. 16 (готовые продукты из мяса, рыбы и ракообразных) — 3%, гр. 17 (сахар и кондитерские изделия из сахара) — 2,09%.

Таким образом, основное непоступление валютной выручки приходится на товары, являющиеся главными статьями экспорта региона. Значительную долю в экспорте всех субъектов РФ, входящих в Северо-Западный регион, составляет древесина. Из Санкт-Петербурга и Карелии вывозится также алюминий, из Мурманской области — никель, медь. Санкт-Петербург экспортирует промышленное оборудование. Крупным экспортером нефтепродуктов является Ленинградская область.

Рассмотрим динамику непоступления валютной выручки по основным экспортным товарам за период с 1997 по 2000 гг., среди которых выделены товары гр. 27 (топливо минеральное, нефть), гр. 44, 47, 48 (древесина; масса из древесины, макулатура и отходы; бумага и картон), гр. 72 (черные металлы), гр. 74-81 (цветные металлы).

Экспорт данных товарных групп во время становления системы валютного контроля в России являлся мощным каналом вывоза из страны капитала, поэтому именно этим товарам контролирующие, в том числе таможенные, органы уделяли пристальное внимание. Объемы экспорта рас -сматриваемых групп товаров представлены на рис. 3. Результаты работы над снижением объемов непоступлений валютной выручки от экспорта стратегически важных сырьевых товаров отображены на рис. 4.

Сравнение рис. 3 и 4 показывает, что объемы невозврата валютных средств по рассматриваемым группам товаров не зависят от объемов экспорта соответствующих товарных групп.

Данные рис. 4 достаточно назлядно иллюстрируют динамику непоступлений валютной выручки от экспорта рассматриваемых товаров. По продукции топливно-энергетического комплекса (гр. 27) и черным металлам (гр. 72) к 2000 г. наблюдается существенное снижение объемов невозврата выручки. В 2000 г. почти 100% суммы непоступления валютных средств от вывоза цветных металлов (гр. 74-81) приходится на алюминий. Причины данного явления были изложены выше. В годовых объемах невозвращенных средств от экспорта древесины и массы из древесины (гр. 44, 47, 48) значительную долю составляет непоступление выручки от экс-

портированных лесоматериалов (гр. 44). Стоит отметить, что наряду с ежегодным увеличением объемов экспорта древесины и изделий из нее (гр. 44), наблюдается ежегодное снижение сумм непоступления выручки от экспорта данной группы товаров. Рост объемов невозврата валютных средств по гр. 44, 47, 48 в 2000 г. объясняется резким скачком в сторону повышения сумм необоснованного непоступления выручки от экспорта товаров, классифицируемых в гр. 47 (масса из древесины, макулатура) и 48 (бумага и картон).

Таким образом, в целом можно говорить о положительных результатах осуществления валютного контроля в отношении экспортируемой про -дукции топливно-энергетического комплекса, черных и цветных металлов (за исключением алюминия). Тем не менее объемы непоступления выручки от экспорта указанных групп товаров до сих пор значительны. Наиболее актуальной на настоящий момент остается проблема невозврата валютных средств от экспорта древесины и массы из древесины, бумаги и картона (гр. 44, 47, 48).

Рассмотрим подробнее проблему непоступления валютной выручки от экспорта древесины. Доступность ресурсов, стабильно высокий спрос на внешних рынках, относительно низкая себестоимость древесины — те факторы, которые обусловили повышенный интерес предпринимателей Северо-Западного региона к экспорту лесоматериалов. По данным статистики, вывозом этой категории товаров занимается основная масса участников ВЭД региона. Объем экспорта лесоматериалов растет из года в год, несмотря на снижение на внешних рынках средних цен на необработан-

о

ные лесоматериалы, составившее за период с 1997 по 2000 гг. около 16%3. Финансовый кризис 1998 г. сделал более прибыльным экспорт лесоматериалов, поэтому российским лесозаготовительным предприятиям стало выгоднее лес вывозить, а не продавать отечественным деревообрабатывающим и целлюлозно-бумажным комбинатам.

Основные причины непоступления валютной выручки от экспорта ле-со- и пиломатериалов можно разделить на две группы — внутренние и внешние. Внутренние связаны с недобросовестностью некоторых российских участников ВЭД, так называемых фирм-однодневок, исчезающих после вывоза партии товара. Внешние причины обусловлены, прежде всего, отсутствием единой международной методики определения качества и количества лесоматериалов, а также недобросовестностью, но уже ино -странных контрагентов. Наиболее типичным примером является ситуация, когда российский экспортер поставляет за границу лес высокого качества, а покупатель оценивает товар как третьесортный и соответствующим образом оплачивает поставку. Однако для таможенных органов РФ результаты переобмеров товара иностранной стороной не являются обоснованием недополучения экспортером валютной выручки, если они не подтверждены документально. Подобным подтверждением может являться акт экспертизы количества и качества экспортированных товаров независимыми экспертами.

Основная масса лесоматериалов Северо-Западного региона вывозится в Финляндию. По данным статистики Финляндии, 80-90% леса для деревообрабатывающей промышленности поступает из Северо-Западного региона России, и из этого количества около 80% составляет березовый баланс, остальное — хвойные породы, щепа, незначительная часть — готовые изделия: доски и др.

Высокая заинтересованность в бесперебойных поставках лесоматериалов, с финской стороны, и в обеспечении возврата валютных средств, с российской, стала основой для сотрудничества таможенных служб двух стран. В качестве эксперимента в 2001 г. некоторые таможни Финляндии при выявлении случаев оплаты поставок лесоматериалов из России не в российские банки будут направлять копии документов российской стороне для принятия мер по обеспечению возврата валютной выручки, в дальнейшем предполагается организация передачи данных электронным путем. В настоящее время также ведется разработка методики измерения лесоматериалов, которая позволила бы избежать значительных расхождений в количестве и качестве лесоматериалов, задекларированных в режиме экспорта российской стороной и фактически принятых финским получателем.

Таким образом, созрудничество России с ее основными торзовыми партнерами в вопросах осуществления валютного контроля за поступле-

3 Информационный бюллетень внешнеэкономической деятельности. Вып. 1. СПб., Северо-Западный центр содействия развитию внешнеэкономической деятельности "КАДУ-ЦЕЙ", 2000. С. 12.

нием валютной выручки от экспорта может значительно повысить выяв-ляемость правонарушений в данной сфере.

Помимо анализа масштабов и структуры непоступления валютной выручки от экспорта, на базе метода корреляционно-регрессионного анализа было проведено исследование тесноты связи между суммами непоступления валютной выручки в разрезе товарных групп ТН ВЭД России (результирующий признак) и объзмами экспорта данной тозарной группы (факторный признак).

Для оценки тесноты линейной связи результата с одним фактором используется линейный коэффициент корреляции — Я, который также характеризует и направление связи. Квадрат коэффициента корреляции называется коэффициентом детерминации и определяет ту долю вариации результата за счет действия данного фактора, которую она занимает в общей вариации результата. Оценку существенности получаемых характеристик тесноты связи дает Т — критерий Фишера.

В результате вычислений в статистическом программном продукте "Мезозавр" были получены следующие значения коэффициентов. Для всех рассматриваемых периодов (1997-2000 гг.) зависимость результативного признака от факторного является прямой. В 1997 и 1998 гг. коэффициенты детерминации составили соответственно Я2997 = 0,627 и Я?998 = 0,557, что говорит о тесной связи между суммами непоступления валютной выручки и объемами экспорта товарных групп и означает, что в 1997 г. — 62,7%, а в 1998 — 55,7% вариации результата (объема непоступления) зависело от вариации рассматриваемого фактора (объема экспорта). Выявленная зависимость статистически значима и для заданного уровня вероятности 0,05 в 1997 г. Тфакг. = 126,87, в 1998 г. Тфакт. = 87,55.

В 1999 и 2000 гг. из совокупностей были удалены аномальные единицы (в 1999 г. — товарная гр. 84, в 2000 г. — гр. 76), при этом коэффициенты детерминации составили Я2999 = 0,137 и Я2000 = 0,131. Очевидно, что, даже исключив из расчетов аномальные единицы, связь результата (объем непоступления выручки) и фактора (объем экспорта) в рассматриваемые годы оценивается лишь как умеренная. В 1999 и 2000 гг. Тфакт. = 10,96 и Тфаю-. = 11,11 соответственно.

Необходимо отметить, что резкий переход от высоких показателей тесноты связи в 1997 и 1998 гг. к относительно низким в 1999 и 2000 гг. обусловлен, возможно, введением достаточно жестких мер валютного контроля после кризиса августа 1998 г. В результате усиления валютного контроля руководство предприятий, созданных с целью незаконного вывоза капитала, было вынуждено переориентироваться на уже отработанные схемы перевода валютных средств за границу и использовать для этого экспорт в основном тех товаров, доля которых в общем объеме экспорта региона значительна, вследзтвие чего среди большого числа учазтников ВЭД, осуществляющих вывоз таких товаров, выявление "фирм-однодневок" сильно затруднено.

Для оценки результативности осуществления валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров целесообразно рассмотреть некоторые показатели, характеризующие итоги деятельности трех отделов таможни: ОВК, отдела таможенных расследований, который выносит постановления о наложении штрафов по делам о НТП, и отдела исполнения постановлений, который занимается взысканием штрафов.

Анализ эффективности осуществления валютного контроля за поступлением валютной выручки проводится на основании данных отчетности СЗТУ России о внешнеторговом обороте за год, информации, взятой из отчетов по показателям эффективности валютного контроля и исходным данным, использованным при их расчете, и данных форм оперативной отчетности по валютному контролю 4А-ТМ, представляемых таможнями Северо-Западного региона по окончании отчетного периода в СЗТУ России. Эффективность работы ОВК оценивается по итоговым результатам деятельности за период с 1997 по 2000 гг.

Результативность проводимых отделами валютного контроля таможен СЗТУ России целевых и инициативных проверок фактов непоступления валютной выручки и необеспечения ввоза товаров по бартеру оценивается по показателям, представленным в табл. 3.

Таблица 3

Результативность проведенных таможнями СЗТУ России проверок за период с 1997 по 2000 гг.4

Год //„„, ГТД н, ГТД % тыс. ИЯ> Сш Лрп, % тыс. руб. %

тыс. ивО тыс. руб

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1997 ¡3659 13215 97 161571.7 26032,4 146479,5 16.1 9949,1 6,8

1998 13713 13033 95 126206,3 26064,5 178292,7 20.7 16967,0 9,5

1999 11127 10906 98 107777.5 25298,6 680046,3 23,5 32618,8 4.8

2000 8765 8765 100 142770,7 12811,4 337891,0 9.« 48460,2 14,3

Анализируя данные граф 2 и 3 табл. 3, можно отметить снижение числа выявленных нарушений, за четыре года составившее 36%, и, соответственно, сократилось количество заведенных дел о НТП. В 2000 г. коэффициент Кд достиг своего максимального значения. Тем не менее стоимостные показатели непоступления валютной выручки по годам значительны, и уменьшение числа ГТД, по которым выявлен невозврат валютных средств, свидетельствует лишь об увеличении объгмов непоступления, приходящихся на одну ГТД. Так, в 1997 г. в среднем сумма нарушения на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Данные представлены с учетом необеспеченного ввоза товаров по бартерным сделкам.

одну ГТД составила 11,8 тыс. долл. США, в 1998 г. — 9,2 тыс. долл., в 1999 г. — 9,7 тыс. долл., а в 2000 г. — 16, 9 тыс. долл.

Динамика коэффициента результативности проверок Крп достаточно любопытна, особенно в сопоставлении с соответствующим ему коэффициентом Кш. Общая тенденция такова: чем выше наложенный штраф (и, значит, Крп), тем ниже процент взыскания. Приведем следующий пример: данный показатель Крп в Санкт-Петербургской и Балтийской таможнях, осуществляющих таможенное оформление почти половины всего объема экспорта региона, за рассматриваемый период достиг максимального значения в 1999 г. и составил 54 и 15% соответственно. Стоит заметить, что коэффициент взыскиваемости в том же 1999 г. оказался самым низким — 0,7% в Санкт-Петербургской таможне и 0,5% — в Балтийской.

Анализ практики осуществления валютного контроля таможнями Северо-Западного региона свидетельствует о том, что эффективность применения мер валютного контроля, выражающаяся, прежде всего, в уровне коэффициента взыскиваемости штрафов, оказывается недостаточно высокой.

По данным статистической отчетности СЗТУ России, среднее значение уровня взыскиваемости штрафов по региону в 1997 г. составило 6,8%, в 1998 г. — почти 9,5%, в 1999 г. — 4,8%, в 2000 г. — 14,3%, и это при условии, что Крп в соответствующие годы в среднем по региону был равен 16; 21, 23 и 9%. Данные показатели наглядно демонстрируют, насколько незначительную часть вывезенного капитала удается вернуть. А в случае целенаправленного вывоза капитала фирмами-однодневками требовать возврата таможенным органам уже не с кого — в этом недостаток системы организации валютного контроля, являющегося процедурой последующего контроля.

При вынесении постановлений по делам о НТП отделы таможенных расследований СЗТУ России учитывают обстоятельства, сопутствовавшие НТП и выявленные в процессе производства по соответствующему делу. Например, на практике в Санкт-Петербургской таможне штрафы обычно налагаются в пределах 100% таможенной стоимости товаров, являющихся непосредственным объектом правонарушения. В случае, когда валютная выручка поступает, т.е. нарушение выражается в несоблюдении установленных сроков, могут применяться меры воздействия, более мягкие, чем предусмотренные ст. 273 ТК РФ (ст. 239 ТК РФ), либо ввиду малозначительности совершенного нарушения предприятие может быть освобождено от ответственности (ст. 240 ТК РФ).

Максимальный штраф в размере 100% налагается лишь в случаях, когда на момент заведения дела о НТП предприятие-нарушитель было уже ликвидировано или реорганизовано, либо если предприятие ни в коей мере не способствует производству, не реагирует на извещения таможни и в конечном итоге просто отказывается добровольно уплатить штраф.

В отношении законопослушных предприятий, принявших все меры по

возвращению выручки на территорию России, обычно не применяются жесткие санкции. К тому же, если сумма непоступления составила менее 5% от декларированной фактурной стоимости товаров (но не более эквивалента 1 000 долл. США в абсолютном выражении), дело о НТП вообще не заводится. Среди нарушителей довольно часто оказываются государственные предприятия, поскольку именно на них наиболее остро отразился затянувшийся кризис в экономике страны, и нередки случаи, когда они просто не в состоянии уплатить штрафы по постановлениям.

Если рассчитать дополнительный интегральный показатель эффективности валютного контроля, характеризующий долю взысканных таможнями Северо-Западного региона штрафов в общей сумме непоступления валютной выручки, перессчитанной в рубли по среднегодовому курс у доллара, то ситуация с репатриацией капитала в резионе складывается следующим образом: в 1997 г. на каждый рубль невозвращенной выручки от экспорта приходилось 1,09 коп. взысканных штрафов, в 1998 г. этот показатель был равен 1,97 коп., в 1999 г. — 1,13 коп., а в 2000 г. — 1,29 коп.

Таким образом, оценивая ситуацию в общем, необходимо отметить, что эффективность валютного контроля в Северо-Западном регионе оказывается недостаточно высокой. Однако при этом необходимо учитывать, что результаты работы сотрудников ОВК таможен региона зачастую не зависят от прилагаемых ими усилий, а определяются действием внешних факторов, влияние которых негативно отражается на эффективности осуществления валютного контроля.

Проанализируем факторы, действие которых негативно сказывается на эффективности валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

Система контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров является наиболее отработанной и оформленной в организационном смысле, однако на практике контролирующие органы сталкиваются с определенными трудностями осуществления контроля. Наиболее существенное влияние на результаты работы ОВК таможен Северо-Западного региона оказывает даже не столько внутреннее несовершенство организации контроля, сколько внешние факторы, которыми таможенные органы не могут управлять. К ним относятся, прежде всего, факторы общеэкономического (в том числе социально-экономического) и правового характера.

Рассматривая более подробно основные факторы орзанизационного характера, можно наз вать следующие причины низкой эффективности осуществления валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров:

1. Небольшая численность сотрудников ОВК таможен. Данный фактор негативно сказывается на эффективности, если внешнеторговый оборот таможни значителен (как, например, в случае Санкт-Петербургской та -можни).

Следует отметить, что по мере совершенствования системы валютного контроля круг обязанностей, возлагаемых на сотрудников ОВК, расширяется. Так, например, в соответствии с приказом ГТК России от 21.11.2000 г. N 1056 "О дополнительных мерах по обеспечению обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары", начиная с января 2001 г. сотрудники ОВК таможен приступили к выдаче импортерам-резидентам предписаний о ввозе товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо возврате этих средств в сумме не менее ранее переведенной. Рост объе мов работы в принципе должен предполагать и увеличение штатной численности сотрудников отдела.

2. Недостаточный уровень взаимодействия с другими правоохранительными органами, с агентами валютного контроля. Можно говорить о сотрудничестве таможенных органов лишь с налоговыми службами, причем данное взаимодействие, как правило, осуществляется по почте, и об оперативности обмена информацией рассуждать вообще не приходится.

При обращении сотрудников таможенных органов для получения требуемой информации в уполномоченные банки, последними нередко допускаются нарушения сроков представления ответов на запросы, установленных в пределах 3 дней.

3. Низкий уровень оснащенности отделов вычислительной техникой, установленное техническое обеспечение в большинстве своем можно считать устаревшим.

4. Необходимость ведения большого количества различных форм от -четности, что отнимает много времени.

5. Поступление в ОВК таможен карточек учета результатов валютного контроля большими массивами, что делает трудновыполнимой отработку карточек в установленные 30 дней. До сих пор остается актуальной ситуация, когд а в таможню поступают карт очки, сформированные по ГТД 1995-1998 гг. выпуска; обычно в таких случаях привлечь к ответственности предприятие, не зачислившее своевременно валютную выручку, не представляется возможным: ко времени обнаружения нарушения оно уже прекратило свою деятельность.

Сотрудники ОВК решают данную проблему путем проведения инициативных проверок предполагаемых фактов нарушения валютного и таможенного законодательства. Однако при больших объемах работы на оформление инициативных карточек учета у сотрудников ОВК просто не остается времени.

6. Большое количество ошибочно сформированных карзочек учеза. Это выражается в том, что:

— в результате проверок фактов непоступления в установленные сроки валютной выручки по информации уполномоченных банков выясняется, что валютные средства зачислены на транзитный счет своевременно;

— по карточкам учета, поступившим в таможни, экспортер находится

вне зоны деятельности таможенного органа. Данная проблема может быть решена путем закрепления экспортеров за теми таможнями, в которых они оформляют большую часть поставок.

Очевидно, что пути решения проблем организационного характера содержатся в самой их постановке. Это как раз те внутренние факторы, отрицательное влияние кот орых может быть устранено или, по крайней мере, снижено в относительно короткий период времени, основным ограничением в этом случае являются только финансовые возможности.

7. Отсутствие единой международной (межстрановой) методики определения количества и качества некоторых категорий товаров, в первую очередь лесоматериалов и лома черных и цветных металлов. Расхождения в оценках стоимости предмета внешнеторгового договора продавцом и покупателем, возникающие между сторонами споры об оплате приводят к задержке или недопоступлению валютной выручки, что влечет за собой необходимость проведения сотрудниками ОВК таможен проверок фактов необоснованного непоступления валютных средств. Это те затраты времени, которых при наличии указанной методики можно было бы избежать.

Оценивая негативное воздействие указанных факторов, можно сделать вывод о том, что в первую очередь, результативность осуществления валютного контроля снижается за счет временных потерь при обмене ин -формацией между уполномоченными банками, ГТК России, РТУ, таможнями. С даты истечения срока исполнения текущих валютных операций до момента проведения целевой проверки по факту непоступления вы -ручки проходит много времени.

Существующая система ТБВК за поступлением валютной выручки от экспорта является слишком громоздкой, что негативно сказывается на ее эффективности. Среди предлагаемых путей совершенствования системы валютного контроля можно назвать введение непосредственного обмена информацией между таможней и уполномоченным банком, когда сведения о непоступивших в установленные сроки валютных средствах передаются из банка в таможню, производившую таможенное оформление.

Необходимо отметить, что сегодня возможности решения проблемы непоступления валютной выручки от экспорта товаров должны рассматриваться таможенными органами РФ прежде всего с позиций обеспечения высокого уровня взаимодействия с другими правоохранительными органами, организации оперативного обмена информацией между всеми звеньями сигтемы правоохранительных органов РФ. На современном этапе приоритетной задачей должна стать разработка и внедрение в таможенных органах автоматизированной информационной системы, совместимой с базами данных Департамента налоговой полиции, МВД, ФСБ с целью обеспечения свободного доступа сотрудников таможенных органов к информации о фирмах и физических лицах, их возглавляющих. Можно предложить следующую схему автоматизированного взаимодействия та -моженных органов с налоговыми инспекциями: предприятие-участник

ВЭД при проведении отгрузки товаров представляет в таможню пакет необходимых документов. Сотрудник таможни делает запрос в налоговую инспекцию и оперативно получает информацию из баз данных, ведущихся в налоговых инспекциях, о том, что предприятие действительно состоит на налоговом учете и не имеет задолженности перед бюджетом. В случае, если предприятие было поставлено на учет не более трех месяцев назад, сотруднику таможенных органов необходимо затребовать у представителя предприятия договор об аренде или приобретении в собственность производственных зданий. Если срок аренды незначителен, то данное предприятие подозрительно на предмет невозвращения валютной выручки от экспорта. В подобных случаях таможенным органам должно быть предоставлено право более обстоятельного ознакомления с деятельностью таких предприятий: получения дополнительных сведений о должностных лицах, финансовом состоянии и пр. Таким образом, высокий уровень взаимодействия таможенных и иных правоохранительных органов позволит получать более полную, достоверную и, что не менее важно, оперативную информацию о каждом предприятии, осуществляющем ВЭД, и в результате — повысить эффективность осуществления валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

Специфика геополитического положения Северо-Западного резиона предопределила его высокую активность в сфере ВЭД. Общие границы со странами, входящими в ЕС и СНГ, мощная система путей сообщения, высокая концентрация предприятий промышленного сектора, значительная плотность назеления, социально-политическая значимость формируют огромный потенциал развития Северо-Западного региона. Структура экспорта региона соответствует общей направленности товарного экспорта России в целом — сырьевые товары и продукты их первичной обработки. Регион, исторически являвшийся центром наукоемких и высокотехнологичных отраслей промышленности, вывозит, в первую очередь, черные и цветные металлы, продукцию топливно-энергетического комплекса, древесину и только затем — продукцию машиностроения.

В рыночной экономике действует принцип выгодности и рентабельности. Если государство не создает условий для развития прибыльного производства внутри страны, да к тому же еще и не имеет цельной и действенной законодательной основы, капитал устремляется за границу.

Возникает своеобразный замкнутый круг: валютные средства, которые должны быть вложены в производство, в развитие прежде всего наукоемких отраслей, в связ и с неблагоприятным инвестиционным климатом устремляются легально или незаконно за границу. Однако изменения в товарной структуре экспорта, которые позволили бы относить Россию к поистине развитым странам, невозможны без инвестирования и государственной поддержки соответствующих отраслей. Тем не менее нельзя не отметить определенные положительные сдвиги в решении данного вопро-

са, во многом благодаря именно перспективности Северо-Западного региона.

К факторам социально-экономического характера, воздействующим на результативность осуществления валютного контроля в Северо-Западном регионе, можно, в частности, отнести следующие:

1. Высокая концентрация крупных промышленных предприятий, к которым не применяются какие-либо санкции в силу их высокой социально-политической и экономической значимости. Здесь, в принципе, более важно даже не столько количество таких предприятий, сколько значительный объем их экспортно-импортных операций: в случае НТП суммы нарушений также оказываются довольно ощутимыми.

2. Большое количество неплатежеспособных предприятий-участников ВЭД. К ним относятся, прежде всего, государственные предприятия (в том числе многие научно-производственные объединения). Данная ситуация является следствием неблагоприятной экономической и политической конъюнктуры, сложившейся за последнее десятилетие, и может быть урегулирована на государственном уровне путем проведения целенаправленной политики поддержания отечественных производителей и стимулирования развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей про -мышленности.

Для повышения эффективности валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта можно предложить введение следующей меры: приостановление (до момента уплаты наложенных штрафов) экспортных операций предприятий, неоднократно совершавших нарушения валютного и таможенного законодательства и имеющих по вынесенным таможенными органами постановлениям крупные суммы начисленных, но не уплаченных штрафов. Эта жесткая мера может быть введена только федеральным законом. В настоящее время она вряд ли применима, так как, если предприятие — крупный экспортер, приостановление оформления на экспорт товаров до момента уплаты наложенных штрафов принесет значительный урон не только самому предприятию, но и, как следствие, государству; если же экспортер неплатежеспособен, то данная мера в принципе может привести к его банкротству, что также не в интересах государства.

Представляется, что наиболее значимыми и требующими разрешения в возможно более короткие сроки являются проблемы правового характера.

1. Несовершенство законодательства РФ о валютном контроле. Так, например, с момента вступления в силу инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13.10.1999 г. N 86-И и N 01-23/26541, т.е. с 1 января 2000 г., валютный контроль распространяется на рублевые сделки. Однако на рублевые контракты не рас-

пространяется требование зачисления выручки в установленные сроки исполнения текущих валютных операций, и, соответственно, не определен срок, по истечении которого факт непоступления выручки будет нарушением валютного и таможенного законодательства. В случае, если условиями сделки предусмотрено осуществление расчетов в валюте Российской Федерации с предоставлением иностранной стороне отсрочки платежа на срок, превышающий 90 календарных дней, оформление ПС производится уполномоченным банком без предоставления экспортерам специального разрешения. Поскольку превышение срока в 90 дней при расчетах в рублях не является неправомерным, можно сделать вывод, что экспортер не может быть оштрафован за непоступление рублевой выручки от экспорта товаров в срок, предусмотренный контрактом (полгода, год и т.д.). Значит, если в экспортном контракте в качестве валюты платежа были указаны рубли и при этом произошла просрочка расчетов, независимо от того, в какой валюте поступит плата, экспортер не может быть оштрафован за непоступление валютной выручки или просрочку поступления валютной выручки.

2. Законы РФ, указы Президента РФ, нормативно-правовые акты ГТК России, регламентирующие порядок осуществления валютного контроля таможенными органами РФ, содержат, как правило, лишь общие положения, без разъяснения возможных спорных вопросов, возникающих на практике. Разъяснения поступают в таможни, в частности, спустя длительное время.

3. Отсутствие у таможенных органов первоочередного права списания по инкассовому поручению таможни сумм начисленных штрафов с банковского счета предприятия, совершившего НТП.

4. Наиболее серьезной в настоящее время является проблема привлечения к ответственности бывших учредителей или руководителей так называемых фирм-однодневок. Только по данным Балзийской таможни, в 2000-2001 гг. отделом таможенных расследований было заведено 19 дел о НТП по ст. 273 ТК РФ в отношении фирм, осуществивших в 1998-2000 гг. экспорт товаров на общую сумму 21 672 тыс. долл. США и в процессе производства по делу не обнаруженных ни по юридическому, ни по почтовому адресам. В немалой степени именно из-за невозможности проследить за деятельностью таких фирм срок исполнения текущих валютных операций был сокращен с 31.12.1998 г. до 90 дней.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ мнимые сделки определены как "совершенные лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия" и квалифицируются как "ничтожные" (ст. 170). Однако механизм мнимых сделок активно используется, потому что чрезв ычайно сложно доказать факт намерения заключить именно мнимую сделку. С точки зрения валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта тов аров, интерес представляют мнимые сделки, заключаемые в форме экспорта товара на условиях предпоставки

(относится к деятельности "фирм-однодневок") и занижения цен контракта.

В случае занижения цен контракта товар продается, к примеру, не по 50 долл., как он стоит на самом деле, а по 20, и резидент договаривается с иностранным контрагентом о том, что разница будет перечислена в оффшорную зону или на счет в иностранном государстве.

Систематизируем основные признаки, присущие "фирмам-однодневкам":

1. Фирма создается, как правило, с целью осуществления поставки по одному контракту, в некоторых случаях для выпуска товара по одной ГТД.

2. Размер уставного капитала юридического лица минимален или близок к минимальному и не сопоставим с объемами осуществляемых внешнеторговых операций, что, в частности, делает невозможным взыскание штрафов с таких предприятий.

3. Государственная регистрация юридического лица производится по документам:

— умерших лиц;

— утраченным физическими лицами, что в ходе производства по делам о НТП подтверждается информацией, получаемой из органов внутренних дел, протоколом опроса физического лица, паспортные данные которого использованы при регистрации фирмы, и иными доказательствами;

— купленным, когда обычно безработным лицам оплачивается "право" воспользоваться их паспортными данными при регистрации генерального директора предприятия. При опросе этих граждан выясняется, что все их участие сводилось к подписыванию в указанных местах чистых листов бумаги. Нередки случаи, когда покупается уже зарегистрированная фирма.

4. Срок деятельности фирмы с момента регистрации до начала проведения внешнеторговых операций в среднем составляет до 6 месяцев.

5. Партии товаров, оформляемых на экспорт, могут быть очень крупными, что не характерно для предприятий, начинающих ВЭД.

6. Срок аренды офисных, производственных, складских помещений незначителен.

7. Для осуществления таможенного оформления экспортируемых то -варов представитель фирмы заключает договор с брокером или специалистом по таможенному оформлению.

Розыск представителей данных предприятий, проводимый таможенными органами, в подавляющем большинстве случаев не дает положительных результатов, на повестки о вызове в таможенный орган для опроса либо участия в рассмотрении дела они не являются, сами повестки возвращаются почтой с отметкой об отсутствии адресата. Исполнение постановлений в отношении подобных фирм затруднено отсутствием у них какого-либо имущества, позволяющего обеспечить взыскание наложенных штрафных санкций.

В настоящеее время в ОТР таможен фиксируются адреса, по которым сдаются в аренду помещения на непродолжительный период времени и по которым неоднократно регистрировались фирмы, нарушавшие порядок репатриации экспортной выручки. Предприятие, указывающее в ГТД такой юридический адрес, изначально "подозрительно" на предмет незачисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, но сотрудник таможенных органов не имеет права на основании одних лишь своих подозрений отказать фирме в выпуске товара в заявленном режиме.

Поскольку на практике сотрудники таможенных органов в своей деятельности по привлечению лиц к ответственности за НТП сталкиваются с проблемами расзледования правонарушений, совершенных "фирмами-однодневками", и последующим исполнением постановлений о наложении на них взысканий, ГТК России было направлено письмо от 23.01.2001 г. N 01-06/2458. Положениями данного письма разъясняется порядок взаимодействия таможенных и налоговых органов РФ с целью предупреждения случаев вывоза товаров без последующего зачисления выручки на счета в уполномоченные банки.

В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ в случае нарушения законов или иных правовых актов при создании юридического лица его регистрация может быть признана недействительной в судебном порядке. В настоящее время правом предъявления в судебные органы исков о признании недействительной государственной регистрации юридического лица обладают налоговые органы. Данное право, закрепленное в п. 16 ст. 31 Налогового кодекса РФ, успешно реализуется налоговыми инспекциями Министерства по налогам и сборам РФ путем предъявления в судебные органы исков к регистрационным палатам. Решение суда является основанием для аннулирования государственной регистрации предприятия.

Учитывая, что ТК РФ не наделяет аналогичным правом таможенные органы, последние при обнаружении недостоверности сведений, содержащихся в учредительных документах предприятия, должны направлять информацию об этом в налоговую инспекцию Министерства по налогам и сборам РФ, в которой данное предприятие было поставлено на учет, с целью дальнейшего обращения последней в суд для признания регистрации недействительной. Одновременно в налоговый орзан должны направляться документы, подтверждающие доводы таможенного органа о незаконности государственной регистрации юридического лица (учредительные документы, информация, полученная из органов внутренних дел, протоколы опросов лиц, указанных в качестве учредителей, и т.п.).

Последствием признания судом недействительности регистрации юридического лица является прекращение таможенными органами производства по делу о НТП в связи с отсутствием состава правонарушения (отсутствие субъекта) согласно п. 2 ст. 291 ТК РФ.

Таким образом, наиболее актуальной проблемой осуществления валютного контроля на современном этапе является отсутствие механизма отслеживания так наз ываемых "фирм-однодневок". В настоящее время достаточно четко отработаны схемы вывоза капитала за границу посредством таких предприятий, фунционирование последних оправдывает себя, так как не определены ни методика их выявления, ни меры ответственности. С момента совершения правонарушения до его обнаружения проходит слишком много времени, и розыски "фирм-однодневок" не дают никаких результатов.

Отчасти низкая эффективность обусловлена длительной процедурой обмена и обработки информации о фактах непоступления выручки, однако основной недостаток системы ТБВК, по-видимому, заключается в отсутствии механизма предварительного контроля.

По мнению сотрудников таможенных органов, повысить эффективность осуществления валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта могут следующие меры урегулирования сшуации с "фирмами-однодневками":

1. Введение лицензирования деятельности юридических лиц, занимающихся регистрацией и продажей фирм. Данная мера позволит определить лиц, которые будут нести ответственность за правонарушения, выражающиеся в непоступлении валютных средств от экспорта.

2. Введение специальной регистрации в таможенных органах участников внешнеэкономических отношений, основным направлением деятельности которых является экспорт сырья. Данная процедура предусматривает проведение дополнительных проверок на предмет обеспечения за -конности при регистрации юридических лиц, проверок финансового состояния, получение более полных сведений о физических лицах и учредителях фирм.

3. Разработка системы мероприятий по более широкому привлечению к процессу декларирования экспортных товаров института таможенных брокеров.

Также следует добавить, что в условиях ежегодно растущих объемов международной торговли одним из путей повышения выявляемости нарушений может стать сотрудничество таможенных органов различных стран в области контроля за репатриацией капитала в государства, где применение такой меры является необходимым для стабилизации экономического развития.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Система валютного контроля является эффективным механизмом реализации экономической политики государства, обеспечивающим стабильность и поэтапность реформирования экономики, сохранение валютных ресурсов страны, и включает широкий спектр мер. Обязательное зачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета в уполномо-

ченные банки и продажа установленной ее части являются одним из наиболее распространенных в мировой практике валютных ограничений.

2. Валютный контроль в России осуществляется на основании законов и подзаконных актов (указов Президента РФ, приказов, распоряжений, писем, положений, инструкций ГТК России и Банка России). Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Осуществление валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров входит в круг задач, возложенных на таможенные органы РФ как агентов валютного контроля.

3. Анализ масштабов и динамики непоступления валютной выручки от экспорта за период с 1997 по 2000 гг. не позволяет говорить об устойчивости тенденции к снижению сумм невозврата валютных средств.

4. Анализ тозарной структуры непоступления валютной выручки в 1997-2000 гг. показывает, что основными товарными группами ТН ВЭД России, по которым суммы незачисления средств на счета в уполномоченные банки оказываются наибольшими, являются: гр. 31 (удобрения), гр. 44 (древесина), гр. 47 (масса из древесины), гр. 48 (бумага и картон), гр. 72 (черные металлы), гр. 76 (алюминий), гр. 84 (реакторы ядерные, котлы), гр. 85 (электрические машины и оборудование), гр. 87 (средства наземного транспорта).

5. Необходимо обратить внимание на те группы товаров, объемы непоступлений по которым, имея небольшой удельный вес в структуре невозв-ращенных валютных средств в 1997-2000 гг., существенно превышают средний региональный показатель доли непоступления выручки в объеме экспорта по товарной группе. К таким группам относятся: гр. 24 (табак), гр. 30 (фармацевтическая продукция), гр. 59 (текстильные материалы), гр. 68 (изделия из камня, гипса, цемента), гр. 87 (средства наземного транспорта), гр. 97 (произведения искусства).

6. Анализ практики осуществления валютного контроля таможнями СЗТУ России свидетельствует о том, что эффективность применения мер валютного контроля, выражающаяся, прежде всего, в уровне коэффициента взыскиваемости штрафов, оказывается недостаточно высокой.

При расчете дополнительного интегрального показателя эффективности осуществления валютного контроля за репатриацией капитала в Северо-Западном регионе выявлено, что в 1997 г. на каждый рубль невозвра-щенной выручки от экспорта приходилось 1,09 коп. взысканных штра -фов, в 1998 г. этот показатель был равен 1,97 коп., в 1999 г. — 1,13 коп., а в 2000 г. — 1,29 коп.

7. Система контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров является наиболее отработанной и оформленной в организационном отношении, однако на практике контролирующие органы сталкиваются с определенными трудностями осуществления валютного контроля. Наиболее существенное влияние на результаты работы таможен Севе-

ро-Западного региона по осуществлению валютного контроля за поступлением экспортной выручки оказывает даже не столько внутреннее несовершенство организации контроля, сколько внешние факторы, которыми таможенные органы не могут управлять. К ним относятся, прежде всего, факторы правового и социально-экономического характера.

8. Среди факторов организационного характера необходимо отметить следующие: небольшая численность сотрудников ОВК таможен; недостаточный уровень взаимодействия с другими правоохранительными органами, с агентами валютного контроля; низкий уровень оснащенности отделов вычислительной техникой; необходимость ведения большого числа различных форм отчетности; поступление в ОВК таможен карточек учета результатов валютного кошроля крупными массивами; большое число ошибочно сформированных карточек учета.

Пути решения проблем организационного характера содержатся в самой их постановке. Это те внутренние факторы, отрицательное влияние которых может быть устранено или, по крайней мере, снижено в относительно короткий период времени, основным ограничением в этом случае являются финансовые ресурсы. Кроме того, необходимо упростить действующую систему ТБВК, а также обеспечить высокий уровень взаимодействия с иными правоохранительными органами, что позволит получать более полную, достоверную и, что не менее важно, оперативную информацию о каждом предприятии, осуществляющем ВЭД, и в результате — повысить эффективность валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

9. К факторам социально-экономического характера, воздействующим на результативность валютного контроля в Северо-Западном регионе, относятся: неблагоприятный инвестиционный климат, высокая концентрация крупных промышленных предприятий, к которым не применяются какие-либо санкции в силу их высокой социально-политической и экономической значимости; большое количество неплатежеспособных предприятий-участников ВЭД.

Специфика геополитического положения Северо-Западного региона предопределила его высокую активность в сфере ВЭД. Несмотря на в принципе неблагоприятный инвестиционный климат в стране, мощный потенциал региона привлекает иностранных инвесторов. И все же предпочтительнее, в том числе с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства, чтобы именно отечественный капитал являлся основой экономического процветания региона и страны в целом. Это означает, что государство, помимо осуществления контрольных функций (в частности, валютного контроля), должно проводить политику стимулирования развития перспективных отраслей промышленности, создавая условия для более выгодного вложения российского капитала в национальное производство.

10. Наиболее значимыми и требующими разрешения в возможно более короткие сроки являются проблемы правового характера: несовершенство законодательства РФ о валютном контроле; отсутствие у таможенных органов первоочередного права списания по инкассовому поручению сумм начисленных штрафов со счета предприятия, совершившего НТП.

Наиболее серьезной в настоящее время является проблема привлечения к ответственности бывших учредителей или руководителей так называемых фирм-однодневок. В настоящее время достаточно четко отработаны схемы вывоза капитала за границу посредством таких предприятий, фунционирование последних оправдывает себя, так как не определены ни методика их выявления, ни меры ответственности. С момента совершения правонарушения до его обнаружения проходит слишком много времени, и розы ски "фирм-однодневок" не дают никаких результатов.

Среди мер, направленных на пресечение деятельности этих фирм, можно назвать:

— введение лицензирования деятельности юридических лиц, занимающихся регистрацией и продажей фирм;

— введение специальной регистрации в таможенных органах участников внешнеэкономических отношений, основным направлением деятельности которых является экспорт сырья;

— разработка системы мероприятий по более широкому привлечению к процессу декларирования экспортных товаров института таможенных брокеров.

Таким образом, исследование товарной структуры невозврата валютной выручки и анализ основных факторов, влияние которых негативно сказывается на результатах валютного контроля за репатри ацией валютных средств от экспорта, свидетельствуют о необходимости совершенствования системы валютного контроля с целью повышения эффективности работы таможенных органов по осуществлению валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

П. Ю. Королев

Создание финансовых агропромышленных групп как важнейшее направление совершенствования организационно-экономического механизма агропромышленного комплекса

Весь мировой опыт функционирования аграрного звена в рамках АПК свидетельствует об объективной необходимости поддержки производителей сельскохозяйственной продукции (за исключением примеров "трудо-интенсивного" ведения хозяй ства в регионах примитивного земледелия и животноводства или "благоприятно-экстенсивного", например в Австралии или Новой Зеландии). Такую поддержку в условиях жесточайшего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.