1. Большая медицинская энциклопедия / гл. ред.
А.Н. Бакулев М., 1959. Т. 10. С. 738.
2. Гаркави Л.Х. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов н/Д, 1990.
3. Войнов В.Б. Психофизиологические методы оценки здоровья детей младшего школьного возраста. Ростов н/Д, 2004.
4. СекачМ.Ф. Психология здоровья. М. 2003.
5. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.
6. Колесов Д. В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. М., 1987. С. 49-53.
7. Кураев Г.А., Сергеев С.К. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. 1996. № 1. С. 7-14.
8. Казин Э.М. Здоровье учащихся как базовая адаптивная и социальная ценность // Валеология. 2008. № 3. С. 18-24.
9. Воскресенский Б.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков и молодежи. М., 1987. С. 39.
10. Бовина И.Б. Представления о здоровье и болезни в молодежной среде // Вопр. психологии. 2005. № 3. С. 90-97.
11. Гундаров И.А. Медико-социальные проблемы формирования здорового образа жизни. М., 1989.
12. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., 1977.
13. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: здоровье, болезнь и образ жизни. М., 2005. С. 216.
14. Баевский Р.М. Научно-теоретические основы использования анализа вариабельности сер-
дечного ритма для оценки степени напряжения регуляторных систем организма II Компьютерная электрокардиография на рубеже столетий XX-XXI: Междунар. симпозиум. М., 1999. С. 116.
15. Явелов И. С. Прогностическое значение средней частоты сердечных сокращений и вариабельности ритма сердца, оцененных за короткое время в стандартных условиях в ранние сроки инфаркта миокарда II Кардиология. 1999. Т. 39, № б. С. б.
16. Безруких М.М. Динамика статистических характеристик сердечного ритма у подростков 14-1б лет в процессе учебной деятельности. М., 19S5. Вып. 2. С. 5S-62.
17. Безруких М.М. Оценка функционального состояния организма школьников VIII-IX классов под влиянием учебной нагрузки М., 19S6. С. S6-95.
1S. Шлык Н.И. Ритм сердца и центральная гемодинамика у детей при различной физической активности II Успехи физиологии. 1995. Т. 2б, № 2. С. 123.
Поступила в редакцию 24.G6.2GG9 г.
Sorokina L.V. Health in the context of way of life of modern adolescents. The article shows that health is a system concept for adolescents including physical, psychological, social and other components. The importance of concept of “health” for adolescents in dependence of their way of life is revealed. Dependence between the way of life and individually-psychological features is shown.
Key words: health; healthy way of life; individual peculiarities; functional possibilities of organism.
УДК 370I371
АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ К УСЛОВИЯМ ГОРОДСКОГО СОЦИУМА КАК СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
© А.А. Ермакова
В статье рассматривается группа молодежи - выпускники сельских школ. Автором выявлены факторы, влияющие на формирование личности молодых людей, классифицированы группы трудностей, с которыми выпускники сельских школ сталкиваются в процессе адаптации к условиям городского социума, и их причины.
Ключевые слова: выпускники сельских школ; трудности и причины адаптации к городскому социуму.
В современной российской действительности молодежь как особая социальная группа является главной движущей силой развития всего общества. Сегодня, в эпоху пере-
мен, возрастает актуальность знаний об особенностях молодежи, ее группах, о возможных путях адаптации молодых людей к быстро меняющейся природной, социально-
экономической и культурной среде, динамичным изменениям всех сфер общественной жизни. Адаптация молодых людей становится значимой проблемой жизни современного общества и, соответственно, социально-педагогической науки. Логика исследования предполагает рассмотрение понятие «молодежь» и выявление ее характеристик.
В современной научной литературе дефиниция молодежь рассматривается в разных аспектах: одни исследователи акцентируют внимание на возрастных, демографических характеристиках понятия (И. А. Громов, И.С. Кон, С.Н. Иконникова, В.В. Павловский), другие на социально-психологических свойствах, особенностях социального положения данной группы (В.Н. Боряз, В.Б. Го-лофаст, В.И. Добрынина, А.И. Ковалева).
В. Т. Лисовский характеризует молодежь как поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции.
Более полное, на наш взгляд, определение этого термина дал И.С. Кон, характеризуя молодежь как социально-демографическую группу, выделяемую на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и социальнопсихологических свойств. Автором подчеркивается объективная зависимость характеристик молодежи от особенностей общества, в котором она формируется. В таком же ключе были построены исследования по этому вопросу В.Н. Боряза, В.Б. Голофаста, И.А. Громова, В.И. Добрыниной, С.П. Иваненкова, С.Н. Иконниковой, А.И. Ковалевой,
В.В. Павловского, А. А. Поликанова.
Исследователи интересовались и социальным портретом молодежи. В последнее время, по мнению Н.Ф. Басова, в нем стали преобладать такие характеристики, как социальная дезадаптация, социальное неблагополучие, малообеспеченность, беспризорность, социальное нездоровье, социальное сиротство. Все чаще стала появляться информация в СМИ о группах молодых людей, остро нуждающихся в государственной защите, что обуславливает необходимость изменения государственной молодежной политики, приведения ее в соответствие с требованиями времени и общества.
Знания об особенности группы «молодежь» обусловливают анализ государственной молодежной политики (ГМП), под которой традиционно подразумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека, развитие молодежных объединений, движений и инициатив. Важным аспектом государственной молодежной политики является ее направленность на социальное становление всех групп молодежи, к которой относят граждан в возрасте от 14 до 30 лет включительно, т. е. социально активную часть населения.
Таким образом, изучение, анализ научно-методических материалов, нормативноправовой базы позволяют охарактеризовать молодежь как социально-демографическую группу общества, отличающуюся от других групп возрастными границами, спецификой социального статуса, ролевыми функциями и особенностями поведения, что взаимозависимо с уровнем социально-экономического и культурного развития, особенностями социализации.
Анализ научной литературы по проблемам российской молодежи позволяет говорить не только о специфичности молодежных групп, но и о социальной неоднородности, т. е. делении ее на рабочую, крестьянскую, учащуюся, сельскую, городскую, студенческую и др.
В центре нашего внимания выпускники сельских школ, процесс их адаптации к условиям городского социума, и именно они составляют основной контингент нашего исследования. Таким образом, на первый план выходит проблема адаптации выпускников сельских школ, их индивидуальные особенности, которые формируются под воздействием различного рода факторов, к которым Т.С. Борисова, В.Г. Бочарова, Т.Н. Бояк, М.П. Гурьянова, П.А. Михеева, В.И. Роенко, Г.Г. Силласте, О.М. Шилова относят сельский социум.
В нашем исследовании предполагается рассмотрение сельской школы и семьи.
Сельский социум существенно отличается от городского своей спецификой, что подтверждается в работах В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой [1-3].
Анализ научно-методической литературы и социальной практики позволяют подтвердить значимости сельского социума, а также его особенностей, для формирования личностных качеств, которые характеризуются наличием населения с невысоким уровнем жизни, низкими доходами, преобладанием в профессиональной структуре населения представителей сельскохозяйственных профессий, занятостью большей части населения сельскохозяйственным трудом. Сельская среда характеризуется в большинстве своем слаборазвитой социальной и инженерной инфраструктурой - дефицитом благоустроенного жилья, сервиса, трудными социальными условиями жизни, труда, быта, досуга. Это среда с ограниченным доступом населения к оперативной квалифицированной медицинской помощи, социальным, культурным, образовательным услугам, с невысокой концентрацией интеллекта, образовательным и культурным уровнем населения, трудностями в возможности профессионального трудоустройства.
Анализируя содержание и особенности сельского социума целесообразно рассмотреть его составляющие.
Одной из важных составляющих сельского социума является сельская семья, которая играет в жизни и социализации своих членов значительно большую роль, чем городская, поскольку выполняет большое количество функций.
Анализ исследования литературы свидетельствует о том, что сельская семья характеризуется большим количеством ее членов, более эффективным использованием опыта старших поколений, который передается с помощью конкретного примера. В ней наиболее отчетливо просматривается сосредоточение труда, отдыха, социальных связей человека. Для сельской семьи более характерны приверженность ее членов народно-национальным традициям, историческим, духовным, национальным, культурным ценностям, которые являются сильнейшим фактором, определяющим поведение, отношения, деятельность сельских подростков и молодежи, передачи из поколения в поколение воспитательных ценностей родовых, семейных преданий, формируется уважение к семейным традициям.
Изучая приоритеты сельской семьи, можно отметить, что главными являются: ценность прочной семьи и отрицательное отношение к разводам; ценность рода, забота о непрерывной духовной связи поколений, ценность домашнего очага (дом для селянина не просто жилище, а олицетворение уюта, тепла, место общения семьи и рода); ценность добрых отношений между людьми, прежде всего между родственниками, близкими, знакомыми; уважение к старшим по возрасту и к людям пожилым, понимание важности их жизненного опыта, стремление к оказанию взаимопомощи [4].
В настоящее время анализ научных исследований дает основание отметить резкое ухудшение материального положения, сопровождаемое социальным расслоением сельских семей, ростом безработицы, асоциальным поведением ее членов.
Важную роль в сельском социуме, влияющем на формирование индивидуальных качеств личности, играет сельская школа, которая сегодня является единственным центром культурной жизни села, образовательно-воспитательным учреждением,
несмотря на то, что сельские школы различаются по типам и видам, наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу.
Ценностью сельской школы является соединение в ее работе процессов учебной и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность важна для выпускников сельских школ тем, что может оказывать значимую поддержку в их адаптации к городу.
Таким образом, в целом в сельском социуме школа играет более значимую роль в жизни выпускника, его семьи, сельского сообщества, чем школа в мегаполисе, крупном областном центре, малом городе.
Рассматривая сельский социум, его составляющие целесообразно остановиться на проблеме влияния города. Как показывают исследования по данной проблеме Т.С. Борисовой, М.П. Гурьяновой, Г.И. Репринцевой, влияние города идет по разным направлениям. Одно из них реализуется через средства массовой информации - печать, кино, телевидение, видео, клипы, радио. Они демонстрируют образцы городского образа жизни, рекламируют стандарты моды и другие элементы и черты жизни города.
Влияние города идет и за счет той информации, которую привозят жители из городов, где работают и учатся.
Все это влияет на социально-психологическую атмосферу села, сказывается на формировании жизненных стандартов и устремлений сельской молодежи, на их кругозоре, нормах, ценностях. Происходит определенная переоценка ценностей жизни между реальными ценностями, доступными для реализации в условиях села, и ценностями, свойственными собственно городу, которые могут быть для сельского жителя лишь ценностью-эталоном, ценностью-мечтой, а могут стать и становятся стимулом для переезда в город.
Выявленные направления обуславливают формирование двух типов личности: личность, ориентированную на сельский образ жизни и имеющую положительное отношение к деревне (это те, кто предпочитает жить в селе); личность, урбанистически ориентированную, с отрицательным отношением к деревне и сельскому образу жизни (это те, кто при возможности предпочли бы жить в городе), что находит подтверждение в исследованиях Р.В. Рывкиной.
Так как объектом нашего исследования являются выпускники сельских школ, опыт исследования по проблеме позволяет нам охарактеризовать их как социально-демографическую группу молодежи, обладающую социальными и психолого-педагоги-ческими особенностями, сформированными спецификой сельского социума.
Рассмотрение особенностей сельского социума, изучение факторов, влияющих на формирование личности, обусловлены основными задачами исследования, которые концентрируются на перспективах адаптации молодежи в условиях города. Опыт нашего исследования свидетельствует, что город предъявляет к выпускникам иные требования, касающиеся принятия новых социальных норм поведения, общения, освоения отношений, ролей, установок и ценностей.
С учетом сложившихся в науке подходов к процессу адаптации личности предлагается следующее определение адаптации выпускников сельских школ к условиям городского социума. Адаптация выпускников сельских школ к условиям городского социума - это процесс и результат вхождения выпуск-
ников сельских школ в городской социум, усвоение системы знаний, норм поведения, ценностей, социальных ролей и культуры городского образа жизни, существенно отличающихся от привычного сельского образа жизни, необходимых им для успешного функционирования и самореализации в новых городских условиях.
Исследование проблемы адаптации выпускников сельских школ требует анализа общих закономерностей адаптационного процесса и изучения частных, к которым мы отнесли трудности адаптации сельской молодежи к городскому социуму.
Трудности адаптации выпускников сельских школ к условиям городского социума не нашли достаточного отражения в специальной литературе. Поэтому под трудностями, вслед за Н.В. Кузьминой, будем понимать субъективное состояние напряженности, тяжести, неудовлетворенности, которое вызывается внешними факторами деятельности и зависит от характера самих этих факторов, а также образовательной, нравственной и физической подготовленности человека к деятельности.
Содержание нашего исследования позволило нам классифицировать в ходе опытно-экспериментальной работы на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, а также Орловской региональной академии государственной службы (Тамбовский филиал ОРАГС) выявленные трудности, с которыми сталкиваются студенты из числа выпускников сельских школ в условиях городского социума. Мы их разделили на трудности, связанные с городской, социально-бытовой, учебной и социально-психологической адаптацией.
Трудности, связанные с городской адаптацией, возникают у выпускников сельских школ в связи с привыканием к городу, т. к. он задает особый ритм жизни, что связано с концентрацией населения, многочисленностью транспорта. В городском социуме преобладают анонимные, деловые, кратковременные, частичные и поверхностные контакты в межличностном общении, что существенно влияет на личность выпускника. Адаптация выпускников сельских школ затруднена вследствие недостаточности знаний о природе социальных межличностных отношений, эффективных способах интегра-
ции. В городском социуме преобладает высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях. В этих условиях снижается значимость территориальной общности, неразвиты соседские связи.
Выпускники сельских школ в городе встречаются с многообразием культурных стереотипов, ценностных ориентаций и стилей жизни, что может вызвать трудности в их адаптации. Во время незанятости в учебном процессе - каникул в вузе, у выпускников сельских школ возникает проблема организации своего досуга. Зачастую это приводит к асоциальным проявлениям в поведении студентов (алкоголизм, наркомания, криминальные группировки, проституция, азартные игры), неумению противостоять обществу, группе сверстников. Для одних выпускников сельских школ - это соблазн, угроза, возможность девиантного самоутверждения; для других - как требующие выработки собственного отношения к ним, приемов предохранения и защиты от исходящих от них опасностей.
Трудности в социально-бытовой адаптации возникают у выпускников сельских школ с первых же дней с выполнением обязанностей в новом для них городском социуме. Выпускники сельских школ испытывают трудности с обустройством на период учебы в вузе, работы - жилищные проблемы, также адаптации к режиму, правилам проживания, питания в условиях студенческого общежития или на арендуемой квартире.
Следует отметить, что студенты из числа выпускников сельских школ по-разному адаптируются в городских условиях проживания, поэтому и степень социально-бытовой адаптации у выпускников различна. Установлены три группы выпускников сельских школ в зависимости от того, насколько успешно они «влились» в городские условия жизни, которые влияют на адаптацию и сроки пребывания молодежи в городе.
Одна группа первокурсников из числа выпускников сельских школ не владеет элементарными навыками самообслуживания. Другая группа не соблюдает правила гигиены (нерегулярно умываются, не чистят зубы, не ухаживают за собой). У первокурсников зачастую возникают сложности с самообслуживанием (стиркой, глажением одежды, чисткой обуви). Это связано с тем, что до
поступления в городской вуз учащиеся проживали в семье, где основные бытовые заботы брали на себя родители. Смена домашнего уюта, комфорта на общежитие со строго установленными правилами проживания вызывают особое недовольство у третьей группы первокурсников. Как показывает опыт, почти у 40 % первокурсников возникают серьезные конфликты с соседями по общежитию, комендантом именно на бытовой почве. Причинами конфликтов являются неумение или, чаще всего, нежелание соблюдать порядок и чистоту в общежитии и на окружающей его территории, неспособность работать в коллективе и подчиняться его требованиям.
У выпускников сразу возникают трудности в организации самостоятельной работы при подготовке к семинарским, практическим занятиям в общежитии, а также к сессии.
Трудности в учебной адаптации выпускников сельских школ связаны, прежде всего, с требованиями усложненной учебной программы в вузе. Специфика процесса адаптации в вузах определяется различием в методах обучения и в его организации в средней и высшей школах, что порождает возникновение проблем психологической и материальной неподготовленности выпускников сельских школ к новым условиям деятельности. Одни из которых проявляются в ощущении перегруженности занятиями и объемом заданий, которые даются для подготовки. Неподготовленность проявляется также в неумении длительно и эффективно работать в библиотеках с научной литературой. Для достаточно большого количества студентов труден переход к академической форме общения с преподавательским составом, многие выпускники утверждают, что преподаватели предъявляют к ним высокие требования.
Первокурсники из числа выпускников сельских школ жалуются на неудобно составленное учебное расписание в вузе, на недостаточную школьную подготовку. Как показывает опытно-экспериментальная работа, во время первой зачетно-экзаменационной сессии студенты указывают на то, что недостаточно времени отводится на подготовку к зачетам и экзаменам и что преподаватели выносят на отчетности слишком большой объем учебного материала.
Трудности, связанные с социальнопсихологической адаптацией выпускников сельских школ, представляют собой процесс преодоления трудностей вхождения молодежи в жизнь городского социума, студенческого коллектива, студенческого общежития в систему официальных и неофициальных отношений. Первокурсник включается в общественную деятельность, приобретает новых друзей и товарищей, постепенно у него формируется активная жизненная позиция. Проблема с коммуникативной деятельностью у выпускников сельских школ в большей степени связана с взаимоотношениями в студенческом коллективе и влияет на процесс взаимодействия с преподавателями и работниками вуза.
Важно понимать, что процесс адаптации к условиям городского социума охватывает все стороны жизнедеятельности выпускников сельских школ. Выделенные трудности адаптации выпускников сельских школ и их причины в значительной степени условны, т. к. трудности социально-психологической адаптации осуществляются применительно ко всем сферам жизнедеятельности городского социума.
Таким образом, выявленные трудности адаптации выпускников сельских школ к условиям городского социума и их причины позволяют нам говорить о том, что решение проблем адаптации выпускников сельских школ целесообразно осуществлять на госу-
дарственном уровне. Необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу
поддержки данной группы молодежи, которая может включать меры по содействию, развитию и осуществлению эффективной (адресной) семейной, образовательной, молодежной политики, учитывать проблемы и специфику данной группы молодежи.
1. Социальная педагогика: монография / под ред. В.Г. Бочаровой. М., 2004. С. 157.
2. Гурьянова М.П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума. М., 2005.
3. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. Мн., 2000.
4. Профессионально-ориентированный сельский лицей - перспективная модель инновационного образовательного учреждения: монография / Галковская И.В. [и др.]. М., 2008.
С. 27.
Поступила в редакцию 7.07.2009 г.
Ermakova A.A. Adaptation of undergraduates of rural schools to the terms of the city society as modern socially-pedagogical problem. In the article the group of young people is considered - undergraduates of rural schools. Author has exposed the factors affecting on forming of young people personality, groups of difficulties with the undergraduates of rural schools taking place during the process of adaptation to the terms of the city society and its reasons are classified.
Key words: undergraduates of rural schools; difficulties and reasons of adaptation to the city society.
УДК 370.153
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ, УРОВНИ И МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА
© Н.Б. Трофимова
В статье излагаются теоретические вопросы развития духовного потенциала старшего школьника. Описаны наиболее значимые компоненты, уровни и механизм развития духовного потенциала, обоснована его качественная специфика.
Ключевые слова: духовный потенциал; нравственный ресурс; духовный рост.
Процесс развития духовности человека, историческому процессу жизни и участво-
его потенциала относится к числу фундамен- вать в его творческом преобразовании и раз-
тальных научных проблем, поскольку харак- витии. Это искренняя приверженность чело-
теризует особую способность людей созна- века таким ценностям, как свобода, гума-
тельным образом относиться к общественно- низм, социальная справедливость, истина,