Трудности, связанные с социальнопсихологической адаптацией выпускников сельских школ, представляют собой процесс преодоления трудностей вхождения молодежи в жизнь городского социума, студенческого коллектива, студенческого общежития в систему официальных и неофициальных отношений. Первокурсник включается в общественную деятельность, приобретает новых друзей и товарищей, постепенно у него формируется активная жизненная позиция. Проблема с коммуникативной деятельностью у выпускников сельских школ в большей степени связана с взаимоотношениями в студенческом коллективе и влияет на процесс взаимодействия с преподавателями и работниками вуза.
Важно понимать, что процесс адаптации к условиям городского социума охватывает все стороны жизнедеятельности выпускников сельских школ. Выделенные трудности адаптации выпускников сельских школ и их причины в значительной степени условны, т. к. трудности социально-психологической адаптации осуществляются применительно ко всем сферам жизнедеятельности городского социума.
Таким образом, выявленные трудности адаптации выпускников сельских школ к условиям городского социума и их причины позволяют нам говорить о том, что решение проблем адаптации выпускников сельских школ целесообразно осуществлять на госу-
дарственном уровне. Необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу
поддержки данной группы молодежи, которая может включать меры по содействию, развитию и осуществлению эффективной (адресной) семейной, образовательной, молодежной политики, учитывать проблемы и специфику данной группы молодежи.
1. Социальная педагогика: монография / под ред. В.Г. Бочаровой. М., 2004. С. 157.
2. Гурьянова М.П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума. М., 2005.
3. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. Мн., 2000.
4. Профессионально-ориентированный сельский лицей - перспективная модель инновационного образовательного учреждения: монография / Галковская И.В. [и др.]. М., 2008. С. 27.
Поступила в редакцию 7.07.2009 г.
Ermakova A.A. Adaptation of undergraduates of rural schools to the terms of the city society as modern socially-pedagogical problem. In the article the group of young people is considered - undergraduates of rural schools. Author has exposed the factors affecting on forming of young people personality, groups of difficulties with the undergraduates of rural schools taking place during the process of adaptation to the terms of the city society and its reasons are classified.
Key words: undergraduates of rural schools; difficulties and reasons of adaptation to the city society.
УДК 370.153
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ, УРОВНИ И МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА
© Н.Б. Трофимова
В статье излагаются теоретические вопросы развития духовного потенциала старшего школьника. Описаны наиболее значимые компоненты, уровни и механизм развития духовного потенциала, обоснована его качественная специфика.
Ключевые слова: духовный потенциал; нравственный ресурс; духовный рост.
Процесс развития духовности человека, историческому процессу жизни и участво-
его потенциала относится к числу фундамен- вать в его творческом преобразовании и раз-
тальных научных проблем, поскольку харак- витии. Это искренняя приверженность чело-
теризует особую способность людей созна- века таким ценностям, как свобода, гума-
тельным образом относиться к общественно- низм, социальная справедливость, истина,
добро, красота, бесконечный внутренний диалог, стремление к познанию тайны своего назначения и смысла жизни; это своеобразное состояние социальной активности человека, побуждающее его к поиску соответствующих форм общественной самореализации.
Духовный рост личности происходит в условиях накопления социального опыта, ориентации на те ценности, которые обеспечивают значимую смысловую взаимосвязь различных форм человеческой жизнедеятельности, тем самым создавая необходимые условия для увеличения нравственного ресурса личности и развития духовного потенциала.
В отечественной психологии соотношение актуального и потенциального исследовалось в рамках научной школы С.Л. Рубинштейна и Т.И. Артемьевой, В.Г. Асеевым, Г.С. Тарасовым и др. Развитию духовного потенциала личности посвящены работы
О.П. Елисеева, А.И. Зеличенко, С.Б. Каверина, Н.А. Коваль, Б. Д. Парыгина [1]; творческого потенциала личности - В.И. Загвязин-ского, Н.В. Клоповой, В.Ф. Копосовой,
A.М. Матюшкина, В.Ф. Овчинникова, К.В. Петрова, Е.Л. Яковлевой [2]; духовнотворческого потенциала личности -
B.Н. Гладышева, В.В. Игнатовой.
В широком системном контексте термин «потенциал» рассматривается в психологической науке как такой запас личностных возможностей, который может быть использован для решения задач преодоления трудностей и достижения цели [3-8].
Понятие «потенциал» находится в неразрывной связи с категорией «развитие», что обуславливает его системную природу. В рамках системного и акмеологического подходов следует рассматривать духовный потенциал личности не как идеальный образ, а как постоянное движение к нему через соотношение реальных характеристик развития человека с оптимальной моделью саморазвития [9-11]. Человек не просто реализует себя, совершая выбор между репродуктивными способами развития, он качественно преобразует себя, снимает психологические барьеры, переосмысливает жизненные ожидания, ищет возможности для развития нравственно значимых качеств, духовного роста, вырабатывает собственную траекторию саморазвития, развивая и усложняя при этом много-
мерный образ мира. Все сказанное позволяет теоретически осмыслить сущность духовного потенциала как личностного образования.
В акмеологии рассматривается потенциал личности, обладающий свойствами системного качества, это дает основание гипотетически утверждать наличие иерархии системы потенциалов человека, в которую включают биологический, психический,
личностный. Анализ литературы позволяет заключить, что личностный потенциал характеризуется, по крайней мере, четырьмя свойствами: качественным содержанием имеющихся личностных ресурсов; количественной характеристикой каждого вида ресурса; возможными областями эффективного функционирования личности на основе имеющихся ресурсов; уровнем личностных достижений в соответствующих сферах функционирования личности, и характеризуется пятью основными потенциалами: познавательным, моральнонравственным, коммуникативным, эстетическим, творческим [9, 11].
В исследованиях, посвященных изучению развития потенциала личности в юношеском возрасте, различаются индивидуальные возможности и притязания. Если притязания определяются особенностями самовос-приятия, идеалами для подражания, стереотипами, межличностной конкуренцией и др., то возможности осознаются в результате рефлексивных процессов осмысления реального опыта. В результате такого осмысления возникает обоснованная картина «запаса развития личности» (В.Н. Марков), исчерпание которого есть реализация потенциала.
Однако необходимо признать, что полного адекватного решения проблемы изучения и развития духовного потенциала старшего школьника на уровне общепризнанной теории еще не найдено. В научных разработках все еще отсутствует исследование духовного потенциала как целостного психического явления, научное и практическое обеспечение развития духовного потенциала старшего школьника слабо внедрено в педагогическую практику, не определены концептуальные и методологические подходы к регулированию личностным и духовным развитием старшего школьника.
Развитие духовного потенциала может быть исследовано как психолого-акмеологи-ческая проблема, что позволяет раскрыть
сущность этого феномена в форме комплексного психологического образования. Исходя из этого, развитие духовного потенциала старшего школьника выступает как совокупность психологических проявлений, сопровождающих процесс саморазвития человека, в котором раскрывается его культурнонравственная природа.
Развитие духовного потенциала старшего школьника как системного образования структурируется духовными ценностями и смысловым отношением человека к жизни, людям и самому себе и выступает в этой совокупности как характеристика становления многомерного мира личности старшего школьника. Подход системной детерминации позволил представить развитие духовного потенциала старшего школьника как целостную, самоорганизующуюся психологическую систему, результат развития которой определяется многофакторным, социально детерминированным, многоуровневым процессом формирования духовности личности. В этом случае можно предположить, что саморазви-вающейся психологической системой она будет только тогда, когда уровень развития духовного потенциала будет высоким.
Проблема развития духовного потенциала личности занимает одно из основных мест как в системе научно-психологического знания, так и в образовательной практике. Духовный потенциал отражает возможность личности сознательным образом относиться к общественно-историческому процессу
жизни и участвовать в его творческом преобразовании и развитии; проявлять активность в создании духовных ценностей, в стремлении к познанию тайны своего назначения и смысла жизни, к полной реализации своего внутреннего потенциала. Духовный потенциал по мере развития и накопления возвышает человека над его собственными физиологическими потребностями, эгоистическим расчетом и рациональной рефлексией, проявляясь при этом в потребности и способности познавать мир, самого себя, свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни, в способности поступать согласно высшим ценностям человеческого сообщества. Это возможность поиска. деятельности и опыта, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобра-
зования, необходимые для достижения истины, для самоопределения и самоорганизации.
Старший школьный возраст является сензитивным для развития духовного потенциала личности, поскольку в этот период имеет место противоречие личностного роста, обостряется потребность в духовных исканиях, в нравственной социальной ориентации, с другой стороны противостоит этим устремлениям информационный поток (часто негативный), противостоять которому старшему школьнику бывает сложно, из-за недостаточно развитой рефлексии, небольшого духовного опыта, не всегда зрелой социальной активности, не до конца сложившихся представлениях о смысле жизни и лишь потенциально заложенных возможностей духовного роста. Именно поэтому в период старшего школьного возраста важно обеспечить накопление духовного опыта, который в результате духовных исканий приведет к осознанию необходимости духовного роста и к стремлению быть полезным в обществе за счет продуктивности жизни и нравственных достижений.
Анализ научных исследований позволил сделать вывод о том, что процесс развития духовного потенциала старшего школьника, его накопление базируется на сформированной системе ценностей, которые, с одной стороны, задают ориентацию на будущее, а с другой - определяют вектор взаимодействия личности и общества. Результатом продуктивного взаимодействия выступают духовные ценности. Духовные ценности это не данность, они личностью обретаются в процессе личностно-значимого поиска отличий добра от зла, нравственных поступков от безнравственных, истины от лжи, красивого от безобразного. Такой внутренний поиск приводит человека к необходимости активного духовного самосовершенствования в различных сферах: нравственной, познавательной, культурной, не противопоставляя их, а создавая единые важные для себя и других духовные ценности. Таким образом, процесс формирования системы ценностносмысловых ориентаций старших школьников выступает как поэтапное овладение духовными (высшими) ценностями, обогащающими внутренний мир и способствующими целостному развитию человека, формированию на этой основе многомерного образа мира.
Человек обретает себя не тогда, когда занимается бесконечным самоанализом, а тогда, когда его деятельность полностью ориентирована на других.
Основываясь на указанных выше методологических позициях, анализе литературы, развитие духовного потенциала старшего школьника рассматривается как особое качество личности, являющееся результатом развития системы ценностно-смысловых ориентаций, освоения человеческой культуры, включающее нравственные принципы, устремленность к высшим идеалам, поднимающим ее над рациональной рефлексией, а также стремление к познанию смысла бытия, к самоорганизации. Развитие духовного потенциала при этом осуществляется на основе формирующейся мировоззренческой картины мира, которая созидается, конструируется самим человеком.
Многомерность образа мира старшего школьника определяется его жизненным пространством, которое порождается не его сознанием, а целостной психологической системой, центром которой является он сам. Эта уникальная психологическая система обеспечивает возможность рождения жизни сознания, образа мира, смыслового сознания. С обретением смысловых измерений многомерное пространство превращается в расширяющееся, устойчивое пространство для жизни и развития. Ценностные координаты мира человека и его духовный потенциал делают его соизмеримым с другими людьми, с самим собой завтрашним, еще не ставшим, но возможным. В рамках новой социокультурной ситуации акцент делается не столько на усвоение знаний, сколько «на формирование у ученика целостной (системной) и ценностно-смысловой картины мира, порождение многомерного мира человека, понимаемого в качестве более концентрированного показателя становления и функционирования человеческого в человеке» [12].
Установлено, что развитие духовного потенциала будет эффективным, если, с одной стороны, у старшего школьника сформирована система ценностей (нет потери ценностей, размытости нравственных чувств), мировоззрение развивается на основе ценностно-смысловой картины мира, сформирована позитивная ориентация на Другого; с другой - если будут созданы условия, обеспечи-
вающие духовно-нравственное становление личности. Одним из таких условий рассматривается акмеологическое сопровождение, задающее вектор для духовного роста и накопления нравственного ресурса старшего школьника в образовательном процессе.
В акмеологических исследованиях отмечается, что для личностного и духовного роста человека важное значение имеет активность самой личности [3, 5, 8, 10, 11], ее потребности, установки, способность усваивать опыт и традиции предшествующих поколений, культурного наследия, ценностей, знаний, умений, способность обобщать и трансформировать собственный опыт, потребность в саморазвитии и т. д. Эти характеристики являются необходимыми составляющими процессов развития и формирования человека как личности и составляют ее нравственный ресурс. С этих позиций можно дать определение духовному потенциалу.
Духовный потенциал определяется как явные или неявные возможности личностного проявления совершенствования и роста старшего школьника за счет накопленного ресурса. Этот процесс сопровождается формированием и развитием познавательных интересов, намерений, социально-значимых процессов, созидательной деятельности, духовных потребностей, связанных с потребностью быть личностью, потребностью смысла жизни, нравственной и этической потребностью.
С целью выделения основных структурно-содержательных компонентов духовного потенциала старшего школьника было проведено эмпирическое исследование (19972006 г., N = 496) на основе вопросника для выпускников школ, разработанного П.Н. Ко-лотинским (1926). С его помощью были исследованы особенности социального, культурного и духовного развития старших школьников 1997, 2003 и 2006 гг. по следующим параметрам: образованности, социальной направленности и духовным потребностям, и проведен сравнительный анализ с данными 1926 и 1969 гг., которые приведены Р.Г. Гуровой. Полученные результаты позволили проследить динамику изменений в соотношении материальных и духовных ценностей школьников; жизненных предпочтениях, наличии идеалов и целей жизни; в проблеме самоопределения и на этом осно-
вании сделать следующие выводы. Во-первых, складывается новый тип личности старшего школьника, сущностные свойства которого определяются его нравственными ценностями. Во-вторых, конструктивная роль нравственных ценностей проявляется в процессе личностной регуляции принятия нравственного решения, что создает возможность для самореализации старшего школьника, предполагающего сознательный и ответственный выбор не только в плане внешне заданных альтернатив, но и в плане внутренней динамики движения мотивов, целей и смыслов. В-третьих, эти процессы будут обеспечивать в обществе востребованность в другом типе личности - не той, которая всесторонне и гармонически развита по некоторому идеальному образцу, а личности, идентичной самой себе, несущей образ себя во всем богатстве отношений с окружающим миром.
Такое представление об изучаемом процессе позволило выделить основные структурно-содержательные компоненты духовного потенциала:
- нравственный, т. е. усвоенные нравственные ценности, принципы и поступки, позволяющие старшему школьнику осуществлять нравственную регуляцию своей деятельности в различных жизненных ситуациях;
- познавательный, заключающийся в накоплении жизненно важной информации, предметных и общих знаний, научных и повседневных сведений, что может служить знаниевой базой принятия решений;
- социализирующий компонент духовного потенциала состоит во все возрастающей возможности личности усваивать социокультурное содержание окружающей жизни, а именно: нормы, правила, стереотипы, традиции и передаваемые от поколения к поколению способы жизни;
- смыслообразующий компонент представлен способностью придавать гуманистический смысл осуществляемой деятельности, когда смыслообразующим началом выступает бескорыстие, милосердие, взаимоподдержка, толерантность, уважение, забота и др. во взаимоотношениях с окружающими;
- неотъемлемой частью духовного потенциала является его ценностный компонент, включающий значимые для личности жизненные принципы, предметное содержа-
ние окружающего мира, этические воззрения, значимые другие и разделяемые идеалы, обеспечивающие ориентацию в жизнедеятельностном пространстве;
- духовный потенциал старшего школьника приобретает свою важность и значительность в связи с возможностью создавать, творить, добиваться и реализовывать. Именно созидательный компонент духовного потенциала обеспечивает его полезность в социуме за счет доступных возрасту достижений и продуктивности жизнедеятельности.
Выделенные компоненты показывают, что духовный потенциал старшего школьника как возможность проявления себя в социуме реализуется через нравственный ресурс личности, познавательную возможность, социализирующие процессы, смыслообразующие элементы, ценностное содержание и созидательную деятельность. Каждый из компонентов является сложным комплексом качеств, элементов и процессов, взаимодействующих и дополняющих друг друга.
Структура духовного потенциала определяется совокупностью структурно-содержательных компонентов, которые органично сочетаются и взаимообусловлены. Данная структура, характеристика ее компонентов необходима в целях познания и изучения духовного потенциала, поскольку позволяет проследить его слагаемые в динамике и привлечь внимание старшего школьника к формированию и становлению каждого из них.
Таким образом, духовный потенциал выступает как сложноструктурированное качество, включающее значительное число составляющих, находящихся во взаимодействии, и имеющее большое значение в развитии духовного потенциала личности старшего школьника.
По взаимодействию всех составляющих духовного потенциала можно выделить уровни его развития как меру вероятностных достижений личностью повышенных результатов в условиях особо значимой деятельности, стрессовой ситуации и дополнительного стимулирования. Выделены следующие уровни: изоморфный, аддитивный, предельный, запредельный, парадоксальный.
Каждый уровень развития духовного потенциала обладает различной качественной характеристикой. Первый уровень - изоморфный - соотносится с этапом духовно-
нравственного становления старшего школьника и носит неустойчивый характер, при котором имеет место направленность на достижение узко личностных целей. Минимальный нравственный резерв препятствует развитию мотивации для проявления регулярности духовно-нравственных поступков, устойчивости нравственных норм в поведении. Поэтому можно говорить о частичном, неполном совершенствовании себя на этом уровне.
Переход на аддитивный уровень реализации характеризуется достаточно устойчивым запасом нравственного резерва, способствующего увеличению результативности выполняемой деятельности. Появляется возможность для успешного развития и реализации духовного потенциала, за счет самона-пряжения и волевых усилий и др. Данный уровень развития духовного потенциала предполагает возможность для духовного роста и накопления духовного опыта, что позволяет старшему школьнику наиболее полно реализовать себя в окружающей действительности. Чем больше реализация себя в окружающем мире, тем больше возможностей для удовлетворения потребностей в самосовершенствовании, в позитивной ориентации на Другого, достижении духовной близости с другими людьми, для исчерпания своего потенциала ради Другого.
Развитие духовного потенциала предполагает духовное совершенствование личности, выраженное во внутренней активности человека и реализованное с помощью внешних условий. Предельный уровень развития духовного потенциала способствует самосовершенствованию личности, возможности изменения самого себя и окружающего мира. Данный уровень предполагает достижение личностью результатов на пределе возможностей при осознании важности ситуации и понимании значимости задачи.
Наиболее полное раскрытие духовных потенций происходит в особых случаях, когда при понимании значимости и важности происходящего человек способен на духовный «всплеск», нравственный подвиг, что возможно благодаря синергизму личностно духовного и индивидно физиологического. Такая реакция требует повышенных энергетических затрат на эмоциональное напряжение, на активность совершаемых действий.
Имеет место использование и «истощение» резерва, поскольку личность расходует больше, чем получает и восполняет. В возникающей ситуации, с одной стороны, происходит полное исчерпание духовного потенциала, расход нравственного резерва до его «опустошения», с другой - данная ситуация выступает в качестве необходимой энергетической подзарядки и способствует новому его накоплению в виде духовного опыта и нравственного обогащения личности, что указывает на неисчерпаемость духовного потенциала. Запредельный уровень проявляется в экстремальных ситуациях, когда человек не осознает возможную угрозу для себя, своему здоровью и, в этот момент вообще забывая о себе, поступает так, как велит ему совесть - поступаю так, потому что не могу иначе.
Однако бывают случаи, когда напряжение нравственно-физических сил сопровождается снижением духовного проявления, активности личности в виде безрезультатив-ности, бесплодности и ненужности затраченных усилий. В этом случае имеет место явление кризиса духовного потенциала, когда при его высоком значении остаются низкими показатели деятельности. Парадокс ситуации может быть обусловлен как внутренним конфликтом, так и сложившимися убеждениями, а также явлением «выгорания личности». Остающийся формально высоким духовный потенциал личности не имеет выхода, не может быть реализован из-за некоторого отстранения от социума. Эффект такого длительного отстранения может привести к парадоксальному уровню, когда жизненные обстоятельства преобладают над духовными устремлениями. В этом случае резерв незначительно тратится на бесконечные размышления о смысле жизни, своей роли в ней и бесперспективности дальнейшего духовнонравственного роста, о невозможности определения новых личностных задач и духовных ориентиров. Проблема парадоксального
уровня заключается в развитии внутреннего механизма блокирования реализации духовного потенциала. Чем больше времени человек будет пребывать в таком состоянии, тем большее количество жизненных ситуаций будет блокировано.
Перечисленные уровни развития духовного потенциала определяют разную готов-
ность старшего школьника к реализации имеющегося духовного потенциала и разное проявление его духовно-нравственных качеств.
Выделенные уровни развития духовного потенциала позволяют выявить его качественную специфику. Установлено, что реализация духовного потенциала старшего школьника происходит за счет особого психологического механизма, не сводимого к механизму достижения цели деятельности или получению желаемого результата. По своему определению духовный потенциал как ресурс нравственных сил существенно отличается от имеющейся компетенции, сложившихся навыков и умений, а также запаса социального опыта. Можно утверждать, что духовный потенциал является тем «психологическим заместителем» знаний, компетенции и опыта, который начинает играть свою роль при отсутствии последних. Отсюда, если механизм деятельности обязательно включает в качестве существенного компонента навыки и умения (А.Н. Леонтьев), то механизм духовного потенциала активизирует принципиально иные звенья, обеспечивающие высокий уровень целедостижения даже в условиях недостаточного опыта или наличных знаний. Психологическая сущность духовного потенциала заключается в том, что он относится к затратному механизму осуществления деятельности, в то время как все другие известные механизмы овладения деятельностью и, прежде всего, механизм ее автоматизации предусматривают сбережение энергии. Без реализации механизма духовного потенциала невозможно такое явление, как самопожертвование, самореализация и, в крайних случаях, выгорание личности.
Развивая идею психологического механизма духовного потенциала, можно утверждать, что он представляет собой функциональное взаимодействие таких психологических звеньев, которые обеспечивают накопление, исчерпание и одновременно нескон-чаемость духовно-нравственного ресурса личности в таких обстоятельствах, которые требует деятельности за пределом мыслимых ресурсов. Примерами таких ситуаций могут служить трудовые подвиги, бескорыстное самопожертвование, полная самоотдача в выполнении миссии с риском для жизни и
др. Подобный механизм может действовать, если он содержит следующие звенья: накопление духовного опыта; формализация духовного опыта; развитие убеждений; систематизация мировоззрения; противопоставление идей; идеализация личностей и поступков; диссеминация, т. е. распространение защищаемых идей; приближение желаемого будущего в виде мечты.
Накопление духовного опыта представляет собой начальное звено механизма реализации духовного потенциала личности старшего школьника. Это возможно при наличии убедительных примеров духовной самореализации, служащих основанием для подражания.
Накопленный духовный опыт становится более действенным в развитии духовного потенциала, если приобретает форму четких психологических установок, не критично воспринимающихся личностью в виде их одобрения в социуме последователей. Таким образом формируются идеологические установки, нравственно-идейные формулы и призывы, ведущие за собой целое движение.
Формализованный духовный опыт для его укоренения обязательно требует борьбы со своей противоположностью. Иными словами, духовно-идейные начала могут укореняться в индивидуальном сознании только в борьбе со своей противоположностью, превращаясь в духовный потенциал в виде убеждений.
Формируемые убеждения духовно-нравственного характера структурируются в виде определенной логико-семантической системы, где ее компоненты вступают между собой в иерархическую зависимость. Так, ведущей идеей системы духовных воззрений может стать «непротивление злу», «труд на благо человека», «красота спасет мир» и др. Не трудно заметить, что за каждой из таких ключевых формул скрывается целая мировоззренческая система, составляющая содержание духовного потенциала личности. Для старшеклассников характерны такие ключевые идеи, как «будущее принадлежит нам», «мы живем в лучшее время», «мы будем жить по-своему» и др.
Духовный потенциал характерен как внутренним, так и внешним противопоставлением защищаемых идей. Этим обусловлена потенциальная конфликтность идей различ-
ных групп старшеклассников, включая также межвозрастные группы. Психологическая особенность духовного потенциала такова, что в нем самом всегда будут возникать основания для противопоставления, столкновения и даже конфликта, т. е. в духовнонравственной среде старшеклассника всегда будет иметь место борьба за идею.
В условиях формирования духовного потенциала с необходимостью возникают фигуры, служащие образцом для подражания. Такое явление становится возможным нередко за счет целенаправленной идеализации личности и совершаемых ею поступков, включая «легендирование» индивида. Именно так формируются идеологические герои, способствующие совершению потенциальных поступков молодежью.
Духовный потенциал укрепляется за счет диссеминации или распространения определенного опыта, когда каждый поступок усиливает потенциальную возможность его повторения другими. Именно так формируются ожидаемые формы поведения в юношеской среде.
Высокая степень вероятности ожидаемых поступков ассоциируется с будущим юношества, где им предстоит совершить именно то, к чему они больше всего готовы. Эти представления о будущем составляют содержание их мечты.
Таким образом, развитие и реализация духовного потенциала старшего школьника определяются структурно-содержательными компонентами, уровнем и механизмом его развития и ориентируют данный процесс на сбалансированное функционирование за счет накопления, реализации и исчерпания.
І. Коваль Н.А. Психология духовности личности. Тамбов, І996.
2. Петров К. В. Акмеологическая концепция развития творческого потенциала учащихся: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008.
3. Анцыферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / под ред. Б.Ф. Ломова, К.А. Абульхановой-Славской. М., 1990. С. 7-17.
4. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999.
5. Зинченко В.П. Проблема внешнего и внутреннего становления образа себя и мира как реализация сознания // Мир психологии. 1999. № 1. С. 35-45.
6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
7. Марков В.Н. Механизмы реализации потенциала в контексте акмеологического развития // Мир психологии. 2007. № 2. С. 61-72.
8. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М., 1995.
9. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в ак-меологию. Калуга, 2001.
10. Бодалев А. А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. М., 1993.
11. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.
12. Клочко В.Е. Внутренние тенденции развития образования и онтопедагогика // Управление профессиональным развитием и изменениями в системе повышения квалификации: монографический сб. / под ред. Г.Н. Прозументо-вой, А.О. Зоткина. Томск, 2002. С. 53-61.
Поступила в редакцию 27.06.2009 г.
Trofimova N.B. Structural and substantial components, levels and mechanism of the mental potential development of a senior high school student. The article expounds theoretical issues of the mental potential development of a senior high school student. The most important components, levels and the mechanism of the mental development are presented; its qualitative peculiarity is substantiated.
Key words: mental potential; moral resource; mental growth.