DOI: 10.12731/2218-7405-2014-6-4 УДК 364.4-057.875(1-37)
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ КАК СУБЪЕКТ АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКИХ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ГОРОДА
Антипова А. А., Касаркина Е. Н.
Статья посвящена трудностям адаптации сельских студентов к различным сферам жизнедеятельности современного города. Эти трудности рассматриваются как поле деятельности высшего учебного заведения, выступающего в качестве субъекта адаптации студентов, приезжающих на обучение из сельской местности, к условиям города. Точка зрения авторов по данному вопросу обосновывается посредством анализа данных ряда социологических исследований, проведенных в различных регионах Российской Федерации. Также анализируется опыт содействия в адаптации Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева города Саранска, являющегося самым крупным вузом в Республике Мордовия, в котором обучается большое количество сельской молодежи. Актуальность и научная новизна исследования заключается в выделении направлений адаптационной поддержки студентов из сельской местности со стороны высшего учебного заведения.
Ключевые слова: город; сельская молодежь; городской образ жизни; городская среда; социальные институты; высшее учебное заведение; адаптация.
HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION AS A SUBJECT OF ADAPTATION OF RURAL STUDENTS TO THE TERMS OF THE CITY
Antipova A. A., Kasarkina E. N.
The article is devoted to the difficulties of adaptation of rural students to the various spheres of life of the modern city. These difficulties are considered as a field of activity of higher educational institution, acting as the subject of adaptation of students coming to study from rural areas to the terms of the city. The authors ' point of view on this issue is substantiated by the analysis of data of several sociological surveys conducted in various regions of the Russian Federation. Also the experience of assistance in adaptation of the Mordovia state University named after N. P. Ogarev of the city of Saransk, which is the largest in the Republic of Mordovia University and which accommodates a large number of rural youth. The relevance and scientific novelty of research consists in allocation of areas of adaptation support of students from rural areas by the higher educational institution.
Keywords: city; rural youth; urban lifestyle; urban environment; social institutions; higher educational institution; adaptation.
Современный город - это крупный населенный пункт, развитый административный, промышленный и культурный центр. Городской образ жизни, безусловно, притягателен для сельской молодежи возможностью профессионального и социального самоопределения, культурного развития. Существует мнение, что многие молодые люди сегодня выражают ценности и предпочтения, которые прикреплены к городской среде, что указывает на существование городского этоса молодежи, включающего определенный стиль жизни, культуру, иерархию ценностей [12, с. 99].
Городская жизнь привлекательна, но зачастую связана с трудностями адаптации к социально-экономическим, климатическим, социально-
психологическим, социально-культурным условиям. Как правило, неопределенность и ценностно-нормативный плюрализм города существенным образом влияет на процесс конструирования личностью жизненных стратегий и их реализацию. В этой связи изучение влияния городской среды на сельскую молодежь, поступившую в высшие учебные заведения, приобретает особую актуальность с точки зрения прогнозирования тенденций социальной адаптации данной социально-демографической группы.
Экономические и социальные изменения города радикально влияют на молодежь и преобразовывают ее опыт не только в России, но во многих странах мира. Среди зарубежных ученых отмечается, что в современном городе молодые люди сталкиваются с более широким диапазоном неопределенности и проблем, чем в любой предыдущей эпохе [13, с. 131 - 132]. Одни авторы отмечают, что эта неопределенность связана с желанием и возможностью молодежи построить новую модель жизни, сосредоточенной на карьере [16, с. 10 - 11]. Другие исследователи отмечают затруднения молодежи в городе при реализации своих стремлений в отношении построения семейной жизни [15, с. 153].
Важность изучения адаптации в городе именно студенческой молодежи обусловлена тем, что занимая позицию обучающихся в социокультурном институциональном поле, она обладает специифической ценностью для общества. Выступая носителем инновационного потенциала развития социума, активным субъектом общественных молодежных объединений [14, с. 18], студенчество располагает особыми (как внутренними, так и внешними) возможностями для реализации своих установок и потребностей.
Субъектов адаптации молодежи в городе великое множество, однако для студентов самым значимым является высшее учебное заведение. Доказательством является проведенный социологический анализ указанной проблемы на примере города Саранска. Саранск является студенческим городом Республики Мордовия. На территории города функционирует несколько высших образовательных учреждений. Большой выбор специальностей, разнообразные формы
подготовки, возможность личностного роста, профессионального становления, карьерного развития, престиж высшего образования - эти условия делают Саранск привлекательным для абитуриентов из различных сельских районов Республики Мордовия и других регионов. Наиболее крупным высшим учебным заведением в городе является Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева.
В 2011 году Отделом социального развития Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, в том числе при участии авторов данной статьи, была разработана социальная программа, ориентированная на решение проблем социальной адаптации сельских молодых людей, переехавших в Саранск для обучения в университете. Цель программы - разработка основных направлений решения проблем студентов из сельской местности и определение субъектов и механизмов их реализации.
Актуальность разработки данной программы была продиктована несколькими основаниями. Во-первых, адаптация сельской молодежи, поступившей в учреждение высшего образования, к условиям современного города, является комплексной проблемой, обусловленной приобретением нового социального статуса, наделением определенными правами и обязанностями, осваиванием предназначенных ролей и выполнения установленных функций. Молодые люди оказываются в новой социокультурной и территориальной среде, взрослеют, входят в новую для них систему обучения и взаимоотношений со сверстниками, семьей, преподавателями, сталкиваются с проблемами адаптации в сферах досуга, культуры, спорта и туризма, труда и занятости, учебного процесса, науки, семьи, социальной защиты. Условия в этих сферах в городе и на селе существенным образом отличаются. Так, в исследованиях, посвященных проблемам современного села, уже отмечалось, что ключевой проблемой социального развития села остается создание социальной инфраструктуры, которая смогла бы обеспечить доступ сельских жителей к современным и эффективным услугам: образованию, здравоохранению, культуре, телекоммуникации,
водоснабжению, электроснабжению, транспорту, профессиональному обучению, работе (причем достойно оплачиваемой), для основной массы сельского населения [2, с. 167].
Молодые люди, приехавшие из села в город и поступившие в высшее учебное заведение, успешно адаптируются в новой социокультурной среде, если осознают важность адаптации для учебной деятельности, для общения с окружающими, своего психологического комфорта, для жизнедеятельности в целом, то есть они должны быть мотивированы на успешную адаптацию.
Во-вторых, современная сельская территориальная общность характеризуется рядом черт, отличающих ее от городской, и данные черты следует учитывать в решении проблем адаптации молодежи. Среди них: специфичный образ жизни; традиции и нормы общения, воспитания; условия труда, быта, отдыха; особенности сельской культуры; климатические условия; значимость сезонности и цикличности сельскохозяйственного производства. В условиях села еще живы и играют существенную роль народные традиции - воспитание «всем миром», взаимопомощь, забота сообщества о формировании у молодых людей уважительного отношения к старшим, родителям, любви к родным местам; включение молодежи в различные виды трудовой деятельности, ритуальные праздники, связанные с важными событиями в жизни сельского жителя. Сельская среда характеризуется смешением различных культур, отсутствием жестких формализованных структур, преобладанием неформальных социальных отношений, широким диапазоном и многообразием форм общения, сложной многоуровневой системой взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. Тесные контакты жителей дают широкие возможности для вовлечения молодежи в трудовую, общественную, культурную жизнь деревни. Вместе с тем по этой же причине на селе в большей степени проявляется общественное одобрение или осуждение, сохраняется своеобразный социальный контроль всех сфер жизни каждого человека в семье, в трудовом коллективе. Общение сельского жителя ограничено численностью населения, но зато отличается бо-
лее глубоким знанием быта односельчан. Хорошее знание друг друга позволяет установить тесный контакт между возрастными группами населения, приобщить младших к повседневным заботам старших [4]. Эти факторы обуславливают сохраняющуюся по сей день определенную традиционность, консервативность процесса социализации подрастающего поколения на селе.
В то же время можно отметить динамичный процесс включения элементов городской жизни в образ жизни сельских жителей. Соответственно, ориентиры сельских родителей в социализации своих детей становятся более схожими с ориентирами городских родителей. Об этих тенденциях свидетельствовали, например, данные опроса сельских родителей, имеющих детей в возрасте до 18 лет, проживающих в различных сельских населенных пунктах Республики Мордовия, проведенного А. А. Полежаевой (Саранск, 2006 г.) в рамках диссертационного исследования и посвященного специфике социализации детей в современной сельской семье [11, с. 15].
В-третьих, социальная адаптация сельской молодежи, переехавшей в город для обучения в вузе, зависима от трансформации российского общества, где городское пространство предстает как более динамичное и противоречивое. Характерные для городской культуры социальные преобразования, происходящие на протяжении многих лет, в значительной степени затрагивают поколение молодых людей, перед которыми стоит комплексная проблема жизненного и профессионального самоопределении. К противоречивым социальным преобразованиям городской жизни можно отнести:
- анонимность, кратковременность и поверхностность контактов в межличностном общении;
- резкое расширение степени свободы человека при одновременном ослаблении социального контроля;
- проблемные социально-экономические условия (рост цен, финансово-кредитный кризис, развитие безработицы, преступности);
- кризис в нравственно-духовной сфере, распад традиционной идеологии
и системы ценностей, и отсутствие новой;
- уменьшение значимости роли семьи, девальвация конструктивных семейных ценностей;
- проблемы социальной идентичности личности, обесценивание жизненного опыта человека;
- затухание значимости соседских и родственных связей;
- многообразие культурных, гендерных и социальных стереотипов;
- неустойчивость социального статуса горожанина и повышение его социальной мобильности;
- социальная и профессиональная неоднородность, разделение населения на богатых и бедных;
- раздвоение общества на формальное и неформальное, производственное и внепроизводственное;
- ослабление влияния традиций в регулировании поведения личности, большая психологическая свобода от социального контроля в повседневной жизни;
- разнообразие трудовой и внепроизводственной деятельности населения [8, с. 17 - 18].
Особенно данные преобразования сказываются на молодежи, приехавшей в город из сельской местности и испытывающей проблемы социальной адаптации, выражающиеся в столкновении интересов, переоценке ценностей, приобретении нового опыта и знаний. При этом молодые люди сохраняют и многие ценности сельской субкультуры, имеющие существенную значимость для процесса адаптации. Например, Е. В. Камышова отмечает, что сельские семьи по-прежнему придают большое значение связям с родственниками и соседями, нежели поиску помощи в различных учреждениях. Это обусловлено, прежде всего, спецификой функционирования института сельской семьи, сложившимися на селе устойчивыми традициями и нормами поведения. Именно поэтому на селе более, чем в городе, развиты формы само- и взаимопомощи [6, с. 115 -
116]. А это предполагает, что молодые люди, воспитывающиеся в сельских семьях, с большой долей вероятности и в городе будут стремиться искать поддержки в процессе адаптации к городу в первую очередь от неформальных субъектов помощи (родственников, друзей, знакомых и т. п.), нежели от каких-либо официальных структур.
В-четвертых, при решении проблемы социальной адаптации сельской молодежи, переехавшей в город для обучения в вузе, важно учитывать онтологию мышления, свойственную молодому поколению. Справедливыми являются некоторые составляющие в онтологии мышления молодежи:
- мир представляется молодежи движущимся, развивающимся, функционирующим, прежде всего изменяющимся;
- пространство молодежью воспринимается как не имеющее четких границ, всеобщее, однородное пространство. И лишь со временем молодежь осознает его структурность и дискретность, различие локальных пространств;
- время для молодежи значимо настоящее, текущее, а не прошлое и будущее. Молодежь мыслит мир свободным, в котором все можно и ничего не запрещено окончательно. Молодые люди по определению индетерминисты. Лишь со временем приходит сознание необходимостей и детерминизма, поэтому молодежь и готова к реформам и преобразованиям;
- закон природы, общества молодежь воспринимает как локальный закон: в этом месте и в это время, но не как всеобщий и универсальный;
- мир молодому поколению представляется как сложный, неоднородный, внешне согласуемый, частично системный, изменяющийся [3, с. 55 - 56].
В связи с этим социальная адаптация может быть определена как активное взаимодействие с социальной средой посредством множества социальных институтов и субъектов, в ходе которого согласовываются требования и ожидания участников данного процесса.
В рамках вышеуказанной социальной программы Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, были выделены следующие трудно-
сти, которые возникают у сельской молодежи, поступившей в университет, в процессе адаптации к разным сферам жизнедеятельности современного города:
- сфера досуга: наличие достаточного количества свободного времени; новые (городские) традиции и нормы проведения досуга; развитие посредством досуга позитивных социальных отношений (семья, друзья, сообщества); наличие возможности коммуникации, развлечения; доступность досуговой инфраструктуры; рациональное распределение свободного времени и учебы; наличие условий формирования здорового образа жизни; наличие возможности развивать с помощью досуга собственную инициативу;
- сфера культуры: коммерциализация значительной части культурной инфраструктуры; зауженное и/или искаженное понимание культуры; недооценка культурных объектов и ценностей; отсутствие возможности культурной деятельности; ограниченность культурных потребностей и интересов; недоступность культурного пространства и культурных ценностей;
- сфера спорта и туризма: коммерциализация отраслей физической культуры и спорта; недооценка оздоровительной, воспитательной и социальной роли физической культуры и спорта; принятие ценностей приобщения к спорту и туризму в девиантном «амплуа»; отсутствие физической активности; отсутствие условий (средств) для занятия физической культурой, спортом, туризмом;
- сфера труда и занятости: отсутствие возможности совмещать учебу и работу; ограниченные шансы найти работу по специальности; трудоустройство не по специальности; отсутствие гарантии трудоустройства после окончания учебного заведения; низкий престиж на рынке труда выбранной специальности; нежелание работодателя брать на работу молодого специалиста; отсутствие возможности самореализации в процессе трудовой деятельности;
- сфера учебного процесса: периодическая смена организации, методов и технологий обучения; большой объем самостоятельной учебной работы; большая учебная нагрузка; изменяющиеся нормы и правила учебного заведения; особенности поведения и ценности студенческого коллектива; низкий уровень
учебной успеваемости; режим учебной деятельности; недостаточная физическая и/или психологическая подготовка к учебной деятельности; неопределенность мотивации выбора учебной специальности;
- сфера науки: ограниченные возможности участия в научно-практических и научно-исследовательских конференциях, семинарах, конкурсах; отсутствие средств (времени, информации и т. п.) для написания и реализации ГРАНТов, самостоятельных научных исследований, статей; недостаточность научного руководства, наставничества преподавателей; отсутствие условий в учебном заведении для занятий учащихся научной деятельностью;
- семья и ближнее окружение: приобретение нового статуса и роли студента в общей системе социальных и семейных ролей и статусов; отдельное проживание от родительской семьи; соответствие (несоответствие) ожиданиям родителей в учебной успеваемости; продолжение семейных профессиональных традиций; приобретение самостоятельности от родительской семьи; отчуждение от материнской заботы; материальные затраты на обучение;
- сфера социальной защиты: знание своих прав и обязанностей как студента; возможности социальной помощи нуждающимся студентам, выплаты социальной стипендии; создание оптимальных условий жизнедеятельности.
Наличие выделенных проблем адаптации сельской молодежи к условиям города можно подтвердить рядом социологических исследований. Среди них:
- исследование, выполненное по гранту РГНФ № 08-06-00613-а «Модели этнокультурной адаптации молодежи в условиях интенсификации промышленного освоения Севера (на примере Республики Саха (Якутия)». В нем были опрошены 3680 учащихся школ, средних специальных учебных заведений и вузов Республики Саха (Якутия). В данном социологическом исследовании отмечено, что поступление ребенка в вуз в крупном городе или республиканской столице сопряжено со стрессовой ситуацией, приводящей к дезадаптации [1, с. 202];
- комплексное исследование вузовской адаптации студентов из сельских
районов Крайнего Севера (всего - 713 человек), проводившегося на базе Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова г. Архангельска (вошедшего в 2011 г. в состав Северного (Арктического) федерального университета). В его результате доказана необходимость разработки система психолого-педагогического воздействия с целью оптимизации вузовской адаптации студентов из сельской местности районов Крайнего Севера [5];
- исследование проблем адаптации, при использовании метода формализованного интервью, приезжих студентов, поступивших на обучение в Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Полученные данные опроса студентов выявили основные адаптивные проблемы:
а) стандартные проблемы адаптивной ситуации: проблемы с адаптацией к местному климату, проблемы с ориентированием в городе;
б) стандартные проблемы «студенческой» адаптации. Основная проблема иногородних студентов — необходимость налаживать самостоятельный быт в отсутствии помощи родителей, необходимость вести личный бюджет, а также коммуникативные стрессы, связанные с проживанием в общежитии (общение с соседями по комнате, неудовлетворительные условия проживания);
в) проблемы с государственными структурами и учреждениями;
г) отсутствие перспектив дальнейшего трудоустройства в городе после выпуска из университета. Данная проблема оказалась главной причиной, препятствующей полной адаптации и возникновению чувства локального патриотизма у иногородних студентов к Томску [10, с. 23 - 24].
Также следует обратиться к ряду социологических исследований, проведенных на базе Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, в число задач которых входило описание роли высшего учебного заведения как субъекта адаптации студентов, в том числе и сельских студентов, к условиям города Саранска.
Так, диссертационное исследование Е. Н. Новиковой (Саранск, 2006 г.) на тему «Гендерная специфика добрачного поведения студенческой молодежи» на
основе анкетного опроса студентов доказывает, что профессиональный, адаптационный и личностный потенциал студенческой молодежи формируется во многом высшим учебным заведением. Институт высшего образования рассматривается молодыми людьми как основной канал социального восхождения и профессиональной подготовки, позволяющий в перспективе принести пользу обществу в качестве работников высококвалифицированного труда и со временем занять ведущие позиции в экономике, политике, социальной и семейной сферах жизнедеятельности [9]. То есть именно на высшее учебное заведение сами студенты возлагают задачу развития их адаптационного потенциала.
Диссертационное исследование И. Н. Медведевой (Саранск, 2004 г.) на тему «Феномен помощи в студенческой среде как предмет социологического анализа» обосновывает наиболее актуальные проблемы в студенческой среде и роль вуза в процессе адаптации студентов к различным сферам жизнедеятельности. В работе проанализированы инстанции по оказанию помощи в решении выявленных проблем студентов, выделены основные тенденции в ориентациях использования студентами ресурсов помощи как со стороны органов власти, администрации, вуза, родителей (то есть оказание помощи студентам «из вне»), так и ресурсов помощи самой студенческой среды. В ходе данного социологического исследования были выявлены роль и место вуза в системе иных субъектов адаптации студентов к решению различных проблем (таблица 1).
В результате этих данных был сделан вывод о значимости высшего учебного заведения в помощи по адаптации студенческой молодежи к решению различных проблем. Причем особенно значима эта роль у группы студентов из сельской местности, для которых многие проблемы являются более актуальными (и это нами также было подчеркнуто выше), а доступность некоторых субъектов помощи (например, семьи, друзей) ограничена.
Таблица 1
Субъекты адаптационной помощи студенческой молодежи [7, с. 184 - 187]
Проблемы обучающихся Субъекты адаптационной помощи, %
Студенты и студенческие объединения Друзья Семья Администрация и подразделения вуза Иное
Внутриличност-ные проблемы 76,40 8,80 7,70 0,00 7,10
Материально-финансовые проблемы 24,50 7,70 73,00 2,40 15,6
Проблемы здоровья и ЗОЖ 2,10 1,10 12,70 1,10 85,00
Проблемы учебы и занятости 33,90 9,90 27,70 13,70 54,2
Межличностные проблемы 39,70 26,00 4,60 2,20 30,40
Проблемы качества питания 31,70 3,00 39,30 12,50 45,00
Хозяйственно-бытовые проблемы 27,70 4,70 49,00 8,70 33,30
Проблемы организации досуга 32,20 36,40 4,30 3,00 30,60
Проблемы самореализации 24,60 10,30 6,10 5,00 64,80
Проблемы трудоустройства 8,00 6,30 33,70 6,00 48,30
Жилищно-бытовые проблемы 14,10 5,70 43,60 13,00 36,30
Таким образом, данные исследований, проведенных по проблемам студенческой молодежи, подтверждают значимость участия высшего учебного заведения в процессе адаптации сельских студентов к условиям города.
Среди преимуществ участия высшего учебного заведения в процессе адаптации сельской молодежи к условиям городской среды, можно отметить: расширение кругозора и повышение культурного уровня; получение навыков
самостоятельности; приобретение разносторонних знаний и умений; разностороннее общение, опыт коммуникабельности; приобретение нового статуса, роли, функций; наличие целенаправленного, систематического характера обучения, общения, воспитания; наличие разнообразных сфер деятельности; приобретение разностороннего социального опыта.
К недостаткам влияния высшего учебного заведения на процесс адаптации сельской молодежи к условиям города можно отнести: деловые формы общения; узкая ориентированность на определенные сферы социальной адаптации (в основном профессиональную); отсутствие четких целей и задач социальной адаптации; преимущества в социальной адаптации имеют студенты, обладающие социальной активностью; преобладание неорганизованной формы социальной адаптации.
В социальной программе Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, ориентированной на решение проблем социальной адаптации сельских молодых людей, переехавших в Саранск для обучения в университете, было констатировано, что для устранения обозначенных выше проблем необходимо решение следующих задач:
- создание системы информационно-консультативной и посреднической работы с приезжими студентами по решению жилищной проблемы;
- налаживание контактов для координации деятельности между субъектами, проводящими информационно-консультативную работу по содействию адаптации студентов, приезжающих на обучение из сельских населенных пунктов, к нехарактерным для них ранее условиям проживания, а также по привитию навыков рационального распределения времени и ведения бюджета;
- налаживание работы по организации экономически доступных форм досуга для студентов;
- создание структуры трудоустройства приезжих студентов во внеучебное время.
Каждая из вышеозначенных проблем имеет свою специфику у студентов
разного пола, курса, формы обучения. Но наиболее остро и актуально каждая из проблем, рассматриваемых в данной программе, стоит перед студентами первого курса, переживающими адаптационный период обучения.
Опишем чуть подробнее состояние каждой из выделенных групп проблем для студентов данного вуза.
Проблема жилья становится актуальной для большей части студентов практически с первого дня поступления в университет. Есть 2 варианта ее решения: заселение в общежитие и аренда жилья, из которых студент и должен выбрать наиболее подходящий для него. Соответственно, если студент решил претендовать на место в общежитие, первый этап действий в данном направлении - сбор необходимых документов. Перед студентом, только поступившим в университет, встает проблема: куда идти и к кому обращаться. Если студент собрал документы, и заселен в общежитие, то встает проблема адаптации к новому типу жизни - совместного проживания с людьми, с которыми ты ранее был не знаком. Сюда же присоединяются другие проблемы, перечисленные выше. Есть и другой вариант развития событий, когда студент не заселился в общежитие (из-за нехватки мест, по собственному желанию и т. п.). Тогда необходимо искать жилье в аренду. Аренда через агентство для студента обычно нежелательна, так как кроме того, что агентство запрашивает выплату определенной суммы за свои услуги, жилье, предоставляется по достаточно высокой цене. Поэтому помочь в поиске подходящего жилья могут родственники, знакомые, старшие товарищи в городе, у которых есть возможность найти что-то подходящее по устраивающей цене. Но часто студенту не к кому обращаться по этим вопросам.
Проблема адаптации к условиям города и обучения в университете возникает также у студентов первого курса, только приехавших в незнакомые ранее условия города. Причем это характерно для всех, независимо от того, где будет проживать студент. Даже если у родственников либо со старшими братьями, сестрами, друзьями и знакомыми, они не смогут сопровождать первокурс-
ника везде. Ранее уже было отмечено, что студент, заселившийся в общежитие, сталкивается с трудностями совместного проживания и пользования жилой площадью с людьми, чаще всего вовсе до этого незнакомыми. Схожие проблемы характерны и для студентов, проживающих на съемных квартирах. Они также вынуждены привыкать к условиям чужого жилища, которым можно пользоваться с учетом определенных норм и правил, и часто тоже в присутствии чужих людей (хозяев квартиры или других квартирантов). И это только проблемы по месту проживания. А схожие проблемы возникают и в городе: молодой человек не знает, куда ему обратиться в разных ситуациях (если заболел, если нужно срочно что-то приобрести, позвонить домой, т. к. до сих пор не во всех сельских населенных пунктах доступна мобильная связь), где находится то или иное здание (магазин, аптека, библиотека, почта, вокзал и т. п.).
Подобные проблемы возникают и в процессе адаптации к самому университету. Студенты, зачисленные на первый курс, в своем большинстве, тем более, если они приехали из села, не знают, где находятся различные учебные корпуса, библиотека, поликлиника, бухгалтерия и прочие административные подразделения, в которые приходится обращаться с самого начала обучения: для оформления своего студенческого статуса, заселения в общежитие и т. п.
Проблема проведения свободного времени и досуга характерна практически для студентов любого курса, но она у них имеет разный характер. Если для студентов первого курса главная проблема - где и с кем провести свободное время, то для студентов постарше актуален вопрос как выделить побольше свободного времени и средств для проведения досуга. Но для всех студентов очень важно умение рационально распределять время между учебой и досугом, так как если уделять время только учебе, то могут возникнуть симптомы перенапряжения, а если уделять больше времени досугу, то может пострадать качество учебы. Естественно, если молодой человек проживает совместно с родителями, они понимают особенности возраста своего ребенка и учитывают возможности появления вышеозначенных проблем. А приезжим студентам часто
нужно оказать дополнительную помощь как в выборе форм досуга, так и в привитии навыков рационального распределения времени между учебой и досугом.
С предыдущей проблемой связана проблема самостоятельного рационального распоряжения денежными средствами и возможного трудоустройства во внеучебное время. Как уже было отмечено выше, у студента, естественно, возникает проблема распределения имеющихся денежных средств на все необходимые нужды (питание, проезд, жилье, одежду, канцтовары и т. п.) и на досуг. Причем если с опытом молодой человек уже научится более рационально рассчитывать заранее расход имеющихся денежных средств, то для студента, только приехавшего в город, в котором к тому же возникают расходы, о которых возможно он ранее не задумывался (проезд, оплата телефона, услуги по использованию оргтехники в учебных целях и т. п.), первоначально может быть проблематичным предвидеть все возможные расходы и распределять средства. На старших курсах проблему нехватки денежных средств многие студенты решают путем трудоустройства во внеучебное время. Разница возникает между городскими и сельскими студентами уже в момент поиска работы: городским в поиске работы могут помочь родители, их знакомые и т. п. Сельские же преимущественно должны искать себе работу самостоятельно. Кроме того, если студенты, проживающие в родительской семье, могут позволить себе уделить все внеучебное время работе и отдыху, то у приезжего студента значительную часть внеучебного времени занимают бытовые хлопоты. Соответственно, им в любом случае приходится искать работу с наиболее щадящим графиком.
С учетом условий, существующих в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева, были предложены ряд мероприятий по решению вышеозначенных проблем адаптации сельских студентов.
Решение проблемы жилья может заключаться не только в предоставлении комнаты в общежитии, но и возможно:
- ведение информационно-консультативной работы по процедуре сбора документов для оформления в общежитие для тех студентов, которые это де-
лают впервые (сейчас этим занимаются в силу своих полномочий заместители деканов (директоров) по внеучебной работе факультетов (институтов), дирекция студгородка и ряд других подразделений, но все это разрозненные меры);
- организация адресной службы, которая бы занималась налаживанием контактов с теми гражданами, которые желают сдавать свое жилье студентам за умеренную плату, чтобы при необходимости направить студента уже по известному адресу, где он может снять жилье (пока студенты и их родители вынуждены делать это самостоятельно и в целях экономии времени и сил зачастую соглашаясь на первое попавшееся предложение).
Что касается проблемы адаптации к новым условиям проживания (включая проблему рационального распределения времени и средств), то помощь в их разрешении возможна путем:
- издания путеводителя, в котором студент, приезжающий на обучение из села, мог бы найти информацию не только об университете, его учебных и административных корпусах, их адреса, маршруты проезда к ним, но и о том, куда ему нужно обращаться по различным вопросам, которые у него могут возникнуть в связи с вероятностью наличия у него вышеозначенных проблем;
- использования технологии социального сопровождения кураторами студентов первого курса в начале адаптационного периода (хотя бы первый месяц обучения). Данная технология в настоящее время активно используется в ходе реализации в университете программы «Адаптив», которая направлена на помощь в адаптации студентам-первокурсникам (независимо от того, где они проживали ранее);
- использования информационно-консультативных технологий;
- использования различных обучающих тренингов - коммуникативных, межличностного взаимодействия, саморегуляции, построения схемы бюджета времени и личного финансового бюджета.
В настоящее время сложно найти структуру, которая бы проводила комплексную работу в данном направлении. Можно отметить лишь отдельные ме-
роприятия. В указанном вузе, например, кураторы со студентами первого курса проводят экскурс по корпусам университета, объясняют, где и что находится; при заселении в общежитие студентам разъясняют правила внутреннего распорядка, их права и обязанности; при возникновении конфликтных ситуаций и психологических проблем есть возможность обратиться в службу психологической помощи университета (куда решаются обращаться не все, особенно на первом курсе); действует, как уже отмечалось, программа «Адаптив», направленная на адаптацию студентов-первокурсников.
При решении такой важной для молодых людей проблемы, как организация досуга важно рассмотреть возможность:
- развития организованных форм проведения досуга в течение учебного года. Причем такие мероприятия должны распространяться не только на наиболее активных студентов, а должны быть интересны (и доступны) большинству. Приобщение студентов к таким формам досуга решает проблему выбора ими адекватных форм проведения свободного времени. Но они должны быть экономически не слишком затратными со стороны самих студентов. Это особенно важно для сельских студентов, которые не могут в любое удобное время попросить у родителей дополнительные средства;
- расширения круга предложений по проведению свободного времени в летнее время, причем как в используемой в настоящее время форме предоставления путевок в летние лагеря, базы отдыха, так и через организацию экскурсий, туристических походов и т. п.
Способствовать развитию данных направлений работы может повышение степени информированности широкого круга студентов о вышеозначенных мероприятиях и их привлекательности для молодых людей.
Решением проблемы трудоустройства молодежи в рассматриваемом вузе на текущий момент занималось Студенческое агентство по трудоустройству. Однако в данном направлении также имеется возможность:
- организации работы по сбору спроса и предложений работы для студен-
тов с учетом специальности студента, графика обучения и количества внеучеб-ного времени. Это могло бы облегчить студентам поиск подходящих вакансий и возможно даже найти что-то по будущей специальности, а работодателям дало бы возможность закрепить квалифицированные кадры, которые проявят особую ответственность и качество работы на своем предприятии, организации;
- публикации объявлений о появляющихся вакансиях в газетах: общеуниверситетской («Голос»), профилирующих факультетов и институтов, а также на «досках объявлений» факультетов, институтов, профильных кафедр.
Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что молодые люди из села, поступившие в высшее учебное заведение, проходят адаптацию как к городской среде, так и к своему новому статусу и вынуждены преодолевать в связи с этим целый ряд проблем. Высшее учебное заведение может стать одним из основных субъектов помощи в преодолении этих проблем. Это доказывают и данные ряда социологических исследований, проведенных по проблемам студенческой молодежи. Подобная работа ведется в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева города Саранска, являющемся самым крупным вузом в Республике Мордовия, и в котором обучается большое количество сельской молодежи, а также ряде других вузов. Но говорить о функционировании в российских высших учебных заведениях полноценной системы помощи в адаптации студентам из сельской местности к условиям города пока сложно.
Список литературы
1. Абрамова М.А. Образование как фактор социокультурной адаптации учащейся молодежи к условиям современных трансформаций // Вопросы образования. 2010. № 3. С. 211 - 222.
2. Антипова А.А. Социальная защищенность сельской семьи в аспекте программно-целевых установок социальной политики современной России // Вестник Мордовского университета. 2010. № 2. С. 167 - 171.
3. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Философская и культурно-типическая
антропология. Русский космо-психо-логос. Культурно-типическая модель науки. Демографические и эстетические основания космо-психо-логоса. Т. II. Ч. 2-3. Саранск: Издательство Мордовского университета, 2005. 203 с.
4. Гурьянова М.П. Социально-педагогическая поддержка сельского населения: метод. пособие. М.: АСОПиР РФ, 2000. 236 с.
5. Зарембо Н.А. Оптимизация вузовской адаптации студентов из сельских районов Крайнего Севера // Психологическая наука и образование: электронный журнал, 2012. № 4. URL: http://www.psyedu.ru/ (дата обращения 24.02.2014).
6. Камышова Е.В. Практика социальной работы с семьей по месту жительства в городе и на селе: общее и особенное // Вестник Мордовского университета. 2012. № 1. С. 115 - 119.
7. Медведева И.Н. Феномен помощи в студенческой среде как предмет социологического анализа: Дис. ...канд. социол. наук. М., 2004. 198 с.
8. Новикова Е.Н. Влияние городской среды на добрачное поведение молодежи // Социология города. 2011. № 2. С. 16-23.
9. Новикова Е.Н. Гендерная специфика добрачного поведения студенческой молодежи (на примере Республики Мордовия): Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саранск, 2006. 22 с.
10. Орлова В.В., Шестакова Д.К. Влияние социальной адаптации на чувство локального патриотизма у приезжих студентов (обучающихся в Томске) // Социология города. 2013. № 3. С. 18-26.
11. Полежаева А.А. Специфика социализации детей в современной сельской семье (на примере Республики Мордовия): Автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саранск, 2006. 20 с.
12. Baeck U. The Urban Ethos: Locality and youth in north Norway // Young. May 2004. Vol. 12, 2. pp. 99 - 115.
13. Jeffrey C., Mcdoweland L. Youth in a Comparative Perspective: Global Change, Local Lives // Youth & Society. December 2004. Vol. 36. pp. 131 - 142.
14. Komarov K.V. Historiography of youth associations of Finno-Ugric people in Russia (at the end of 20th - beginning of 21st century) // European Online Journal of Natural and Social Sciences. 2012. Vol. 1. No 2. pp. 18 - 20.
15. Ule M., Kuhar M., Orientations of young adults in Slovenia toward the family formation // Young. May 2008. Vol. 16, 2. pp. 153 - 183.
16. Vinken H. New life course dynamics?: Career orientations, work values and future perceptions of Dutch youth // Young. February 2007. Vol. 15, 1. pp. 9 -30.
References
1. Abramova M.A. Voprosy obrazovaniya [Issues of education], no. 3 (2010): 211 - 222.
2. Antipova A.A. Vestnik Mordovskogo universiteta [Bulletin of the University of Mordovia], no. 2 (2010): 167 - 171.
3. Gagaev A.A., Gagaev P.A. Filosofskaya i kulturno-tipicheskaya antropologiya. Russki kosmo-psikho-logos. Kulturno-tipicheskaya model nauki. Demograficheskie i esteticheskie osnovaniya kosmo-psikho-logosa [Philosophical and cultural-typical anthropology. Russian Cosmo-psycho-logos. Cultural-typical model of science. Demographic and aesthetic grounds Cosmo-psycho-logos], Vol. II, 2 - 3, Saransk: Publ. University of Mordovia, 2005. 203 p.
4. Guryanova M.P. Sotsialno-pedagogicheskaya podderzhka selskogo naseleniya : metod. Posobiye [Socio-pedagogical support of the rural population: method. manual], Moscow: ASOPiR RF, 2000. 236 p.
5. Zarembo N.A. Psihologicheskaya nauka i obrazovaniye: elektronnyi zhurnal [Psychological science and education: electronic journal], no. 4 (2012). http://www.psyedu.ru/ (accessed February 24, 2014).
6. Kamyshova E.V. Vestnik Mordovskogo universiteta [Bulletin of the University of Mordovia], no. 1 (2012): 115 - 119.
7. Medvedeva I.N. Fenomen pomoshchi v studencheskoy srede kakpredmet
sotsiologicheskogo analiza [The phenomenon of assistance in the student's environment as a subject of sociological analysis], Moscow, 2004. 198 p.
8. Novikova E.N. Sotsiologiya goroda [Sociology of city], no. 2 (2011): 16
- 23.
9. Novikova E.N. Gendernaya spetsifika dobrachnogo povedeniya studencheskoy molodyozhi (na primere Respubliki Mordoviya) [Gender specific premarital behavior of student youth (on the example of Republic of Mordovia)], Saransk, 2006. 22 p.
10. Orlova V.V., Shestakova D.K. Sotsiologiya goroda [Sociology of city], no. 3 (2013): 18 - 26.
11. Polezhayeva A.A. Spetsifika sotsializatsii detey v sovremennoy selskoy semye (na primere Respubliki Mordoviya) /The specificity of socialization of children in the modern rural family (on the example of Republic of Mordovia)], Saransk, 2006. 20 p.
12. Baeck U. Young. Vol. 12, 2, May (2004): 99 - 115.
13. Jeffrey C., Mcdoweland L. Youth & Society. Vol. 36, December (2004): 131 - 142.
14. Komarov K.V. European Online Journal of Natural and Social Sciences. Vol. 1, no 2 (2012): 18 - 20.
15. Ule M., Kuhar M. Young. Vol. 16, 2, May (2008): 153 - 183.
16. Vinken H. Young. Vol. 15, 1, February (2007): 9 - 30.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Антипова Алена Александровна, доцент кафедры социальной работы, кандидат социологических наук
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
ул. Большевистская, д. 68. г. Саранск, Республика Мордовия, 430000, Россия
e-mail: [email protected]
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 2741-6730
Касаркина Елена Николаевна, доцент кафедры социальной работы, кандидат социологических наук
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
ул. Большевистская, д. 68. г. Саранск, Республика Мордовия, 430000, Россия
e-mail: eienovik@mail. ru
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 1957-6462
DATA ABOUT THE AUTHORS
Antipova Alyona Aleksandrovna, Assistant of professor of the chair of social work, Ph. D. in Sociological Science
Mordovian State University named after N. P. Ogarev
68, Bolshevistskaya street, Saransk, Republic of Mordovia, 430000, Russia
e-mail: [email protected]
Kasarkina Elena Nikolaevna, Assistant of professor of the chair of social work, Ph. D. in Sociological Science
Mordovian State University named after N. P. Ogarev
68, Bolshevistskaya street, Saransk, Republic of Mordovia, 430000, Russia
e-mail: eienovik@mail. ru
Рецензент:
Рябова Е. Н., старший научный сотрудник ФГБУ «Федеральный центр образовательного законодательства, кандидат социологических наук, доцент