1УДК 376.6+37.013.42 ББК 74.6
СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
М. А. Колокольцева, М. М. Янченко
Аннотация. В статье анализируются особенности социализации выпускников сельских школ к образовательной среде колледжа в период адаптации. В результате анализа понятия «социализация» с позиций субъект-объектного подхода выявлено, что социальная адаптация имплицитно включена в процесс социализации, является неотъемлемой ее частью. Рассмотрение социализации через призму субъект-субъектного подхода позволило понять, что необходимо организовывать деятельность, в которой студент занимал бы субъектную позицию, то есть активную, осмысленную, для которой характерно принятие цели, возможность свободы выбора, проявления творческого подхода, достижение социально и личностно значимых целей. Рассматривая специфику приспособительных механизмов социализации применительно к конкретным условиям среднего профессионального заведения, авторы выделяют группу выпускников 9-х классов сельских школ, имеющих повышенный риск дезадаптации к новым условиям обучения. На основе обобщения практического опыта выделяются три группы специфических трудностей студентов, выпускников сельских школ, в период адаптации: организационно-бытовые, социокультурно-коммуникативные, трудности в самостоятельной регуляции учебной деятельности. Авторы предлагают осуществлять процесс социализации студентов в период адаптации поэтапно. На первом этапе, диагностическом, социальный педагог организует сбор анкетных данных, сведений о социальном положении семьи студента, проводит психолого-педагогическую диагностику особенностей личности первокурсника. Используя методы анализа, наблюдения, беседы, опроса (методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации» В. В. Синявского и Б. А. Федоришина), социометрии, экспертной оценки, социальный педагог совместно с психологом и преподавателями определяют индивидуальную траекторию социального развития первокурсника в период адаптации. На втором, процессуально-содержательном, ведущими методами были выбраны ситуации успеха и включение в социально значимую деятельность и творчество. Использовалась также технология социального проектирования, «равный обучает равного», деловые игры, тренинги и практикумы «Семейная экономика»), «Планирование личного бюджета студента». На третьем этапе, рефлексивном, осуществляется контрольная диагностика, отражающая результативность социально-педагогической деятельности по социализации студентов колледжа в период адаптации.
Ключевые слова: социализация, адаптации, студенты из сельских школ, воспитанники детских домов, студенты с ОВЗ, этапы проектирования социально значимых проектов, проекты социализации.
SOCIALIZATION OF COLLEGE STUDENTS IN THE ADAPTATION PERIOD
M. A. Kolokoltseva, M. M. Yanchenko
Abstract. The article analyzes the features of socialization of graduates of rural schools to the educational environment of the college during the period of adaptation. As a result of the analysis of the concept of socialization from the perspective of the subject-object approach, it is revealed that social adaptation is implicitly included in the process of socialization, is an integral part of it. Consideration of socialization through the prism of the subject-subject approach made it possible to understand that it is necessary to organize activities in which the student would occupy a subjective position, i.e. active, meaningful, which is characterized by the adoption of the goal, the possibility of freedom of choice, the manifestation of a creative approach, the achievement of socially and personally significant goals. Considering the specificity of the adaptive mechanisms of socialization in relation to the specific conditions of the secondary vocational institution, the authors identify a group of graduates of the 9th grade of rural schools who have an increased risk of dis-adaptation to new learning conditions. On the basis of the generalization of practical experience, three groups of specific difficulties for students
and graduates of rural schools are singled out during the period of adaptation: organizational and common, sociocultural and communicative, difficulties in the independent regulation of educational activity. The authors propose to implement the process of socialization of students in the period of adaptation in stages. At the first stage, the diagnostic, social teacher organizes the collection of personal data, information about the social situation of the student's family, conducts psychological and pedagogical diagnostics of the personality characteristics of the freshman. Using the methods of analysis, observation, conversation, questioning (the method „Assessment of communicative and organizational inclinations in the process of primary professional counseling" by V. V. Sinyavsky and B. A. Fedor-ishin), socio-metrics, peer review, the social pedagogue together with the psychologist and teachers determine the individual trajectory of the social Development of freshman in the period of adaptation. At the second stage, process-based, leading methods, success situations and inclusion in socially significant activities and creativity have been chosen. Social design technology, „peer educators," business games, trainings and workshops „Family Economics", „Planning a Student's Personal Budget." were also used. At the third stage, reflexive, control diagnostics is carried out, reflecting the effectiveness of social and pedagogical activity in the socialization of college students during the period of adaptation.
Keywords: socialization, adaptation, students from rural schools, pupils of orphanages, students with disabilities, stages of designing socially significant projects, socialization projects.
Основной задачей деятельности социального педагога в колледже является создание условий для успешной социализации студентов. Социализация (англ. Боаа!-¡иайоп; от лат. БоааПБ 'общественный') - это многогранный процесс приобретения человеком опыта жизни в обществе, усвоения системы социальных связей и отношений. В процессе социализации формируются убеждения и система ценностных ориентаций личности, приобретается навык общественно одобряемых форм поведения и эффективного взаимодействия друг с другом. Наибольшую сложность процесс социализации представляет в период адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в колледже. Новое социальное окружение, семестры, сессии, экзамены и зачеты, деканаты и кафедры - все это не знакомо бывшему ученику школы. Как все незнакомое, это вызывает повышенный уровень тревожности.
Социализация в юношеский период отрочества имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями. Важно учитывать, что социализация студентов 1-го курса колледжа в период адаптации осложняется кризисом семнадцати лет, который связан с появлением чувства независимости, расширением границ самостоятельности. Для данного возрастного кризиса характерно проявление негативизма, неподчинения. В возрасте 1718 лет происходит выбор вектора образовательной и карьерной траектории, осмысление своего места в социуме, формирование ценностных
ориентаций. В этот объективно непростой возрастной период первокурснику предстоит включиться в процесс делового, учебного взаимодействия и общение с новым кругом сверстников, незнакомыми преподавателями, администрацией колледжа. Вполне вероятно, что привычная для бывшего школьника модель поведения может оказаться малоэффективной или вообще неприемлемой в новых условиях.
В этой связи задачей социального педагога является создание социально-педагогических условий для включения студентов-первокурсников в процесс освоения культуры деловых и личностных взаимоотношений, социальных норм и ролей в образовательном пространстве колледжа и окружающем социуме. В процессе социализации в условиях колледжа студентам-первокурсникам предстоит овладеть практическими навыками взаимодействия с другими субъектами, выполняющими различные социальные роли (студенты, преподаватели, мастера производственного обучения и др.).
Как показал анализ научной литературы, процесс социализации рассматривается авторами с позиций двух подходов.
Сторонники субъект-объектного подхода (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г. Терри Пейдж, Дж. Б. Томас, Алан Р. Маршалл и др.) считают, что социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом. При этом приоритетными являются цели социальной адаптации, приспособления к социальной среде.
В контексте этого подхода социальная адаптация имплицитно включена в процесс социализации, является неотъемлемой ее частью. Следовательно, от того, насколько успешно протекает процесс адаптации, зависит в целом процесс социализации.
Представители субъект-субъектного подхода (У. И. Томас, Ф. Знанецкий, Ч.Х. Кули, Дж. Г. Мид, Дж. Коулмен, И. Таллмен, У. Бронфенбреннер, И. С. Кон и др.) акцентируют внимание на активной, сознательной, преобразующей роли человека в процессе социализации и выстраиванию своих взаимоотношений с окружающей средой [1, с. 9].
Рассмотрение социализации через призму субъект-субъектного подхода позволяет понять, какие способы и средства должны быть ведущими при организации данного процесса. Фактически речь идет об организации деятельности, в которой студент занимал бы субъектную позицию, то есть активную, осмысленную, для которой характерно принятие цели, возможность свободы выбора, проявления творческого подхода, достижение социально и лич-ностно значимых целей.
Продолжая анализировать процесс социализации, остановимся кратко на теории «зеркального Я». Ч. Х. Кули развивает мысль о том, что для человека другие люди являются зеркалами, в которые он смотрит в процессе межличностных взаимоотношений. Стоит подчеркнуть, что если для взрослого человека в роли зеркал выступают значимые люди или компетентные в конкретных вопросах специалисты, то для юношей зеркалом становится человек, находящийся с ним рядом в постоянном контакте.
Это особенно важно для понимания особенностей социализации студентов-первокурсников. В процессе длительного взаимодействия и общения с другими субъектами образовательного процесса, ориентируясь на их оценки и суждения, студент решает, какой он: привлекательный или нет, успешный или неудачник и т. п.
Согласно концепции Г. М. Андреевой, социализация является двусторонним процессом. С одной стороны - усвоение индивидуумом опыта путем вхождения в систему социальных связей, с другой - активное деятельное включение в социальную среду [2]. Как подчеркивает А. В. Мудрик, в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый кон-
фликт между мерой приспособления человека к обществу и степенью его обособления в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс приспособления и обособления [1, с. 22].
Рассматривая специфику приспособительных механизмов социализации применительно к конкретным условиям среднего профессионального заведения, важно отметить следующее. Безусловно, адаптационные трудности испытывают в той или иной степени все первокурсники, но выпускники сельских школ оказываются в еще более сложном положении. Помимо всего комплекса проблем, описанного нами выше, адаптация этих студентов усугубляется тем, что они покидают свои семьи. Привычные бытовые условия жизни, каждодневная родительская забота и контроль, ситуация безусловного принятия близкими людьми, друзьями, приятелями, знакомыми, ощущение психологической безопасности сменяются на жизнь в принципиально других социальных и психологических условиях.
Как показывает опыт, специфические адаптационные трудности выпускников сельских школ заключаются в следующем.
Во-первых, сельские студенты вынуждены решать проблемы с проживанием, обустройством в общежитии, самостоятельным ведением домашнего хозяйства, приготовлением пищи, уборкой, стиркой одежды. Вполне объяснимо, что им не хватает навыков планирования и ведения личного бюджета.
Во-вторых, следует учитывать, что в силу социокультурных причин у многих выпускников сельских школ недостаточно сформированы коммуникативные умения. В общении с городскими сверстниками и преподавателями они проявляют робость и стеснение, им сложнее найти общий язык с однокурсниками, выяснить какой-либо организационный вопрос у сотрудников колледжа.
В-третьих, выпускники сельских школ испытывают трудности в организации учебной деятельности, поскольку они не умеют самостоятельно распределять время на выполнение домашних заданий, без внешнего контроля им сложно соблюдать режим дня. Если городские студенты имеют возможность попросить помощь в выполнении учебных заданий у родителей, имеют дома компьютеры и другую оргтехнику, то сельские студенты, проживая в обще-
житиях или на съемных квартирах, находятся в более стесненных условиях.
Следовательно, процесс социализации в период адаптации следует выстраивать в соответствии с выделенными группами трудностей. Заметим, И. Э. Чурикова также полагает, что процесс адаптации должен включать «психолого-дидактический, социальный, бытовой и экономический компоненты» [3].
В данной статье мы проанализируем особенности социализации выпускников сельских школ в период адаптации, выявим факторы, влияющие на эффективность этого процесса, рассмотрим, каким образом обеспечивается гибкость и индивидуализация социально-педагогической деятельности.
Обобщая трактовки понятия адаптация разными авторами, отметим связь этого понятия с социализацией. А. Маслоу и А. Жмыриков рассматривают адаптацию как процесс взаимодействия личности и среды [4; 5]. При этом А. Маслоу выделяет критерий адаптированности - степень интеграции личности со средой. Ф. Б. Березин полагает, что адаптация - это процесс оптимального соответствия личности и среды [6].
Продолжая сравнивать мнения ученых о сущности процесса адаптации, заметим, что А. Н. Жмыриков, Н. А. Ощуркова, Т. Шибутани акцентируют внимание на значении адаптации для развития личности. С их точки зрения, успешная адаптация обеспечивает личности реализацию внутреннего потенциала, положительное эмоциональное самочувствие [5; 7; 8].
Таким образом, под адаптацией понимается процесс взаимодействия студентов и новой социальной среды. Данный процесс предполагает уравновешивание отношений личности и социума. В процессе адаптации снижаются ощущения страха, тревоги, напряженности, первокурсники успешно включается в учебную и социокультурную жизнь колледжа.
С нашей точки зрения, процесс социализации первокурсников в период адаптации к условиям обучения в колледже целесообразно осуществлять поэтапно.
I этап - диагностический. Для обеспечения оптимальной адаптации студентов к обучению в колледже важно знать о состоянии его здоровья, жизненных планах и интересах, системе ценностей и мотивов, уровне самооценки и при-
тязаний, способности контролировать свое поведение. Поэтому социальный педагог организует сбор анкетных данных, сведений о социальном положении семьи студента, проводит психолого-педагогическую диагностику особенностей личности первокурсника. Используя методы анализа, наблюдения, беседы, анкетирования, тестирования, социометрии, экспертной оценки, социальный педагог совместно с психологом и преподавателями определяют индивидуальную траекторию социального развития первокурсника в период адаптации. На этой основе осуществляется дальнейшее сопровождение и поддержка студента.
В качестве примера организации этого этапа можно привести опыт деятельности социального педагога факультета среднего профессионального образования Астраханского государственного университета (Технического колледжа). В процессе диагностики первокурсников использовалась методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации» В. В. Синявского и Б. А. Федоришина, которая была дополнена следующими вопросами: «Чем бы ты хотел(а) заниматься в свободное от учебы время?» и «Что влияет на характер общения между тобой и окружающими?» [1].
В опросе приняли участие 120 первокурсников, из которых 60 являются выпускниками сельских школ, из них 30 девушек и 30 юношей. Среди 60 городских студентов также было 30 девушек и 30 юношей. Диагностика проводилась в период первого месяца обучения (сентябрь).
В результате обработки данных были получены следующие данные об уровнях проявления коммуникативных и организаторских склонностей (далее - КОС) у студентов 1 -го курса (табл. 1).
Количественный анализ результатов показал, что низкий уровень проявления КОС в группе сельских первокурсников (СП) имеют 30 студентов (25%) из них 17 юношей и 13 девушек, в группе городских первокурсников (ГП) -5 студентов-юношей (4,17%).
Средний уровень проявления КОС в группе СП выявлен у 21 студента (17,5%), в группе ГП -у 38 студентов (31,67%).
Высокий уровень проявления КОС в группе СП проявляют 9 студентов (7,5%), в группе ГП -17 студентов (14,17%).
Таблица 1
Уровни проявления коммуникативных и организаторских склонностей у студентов
1-го курса на первом этапе адаптации
Низкий уровень КОС Средний уровень КОС Высокий уровень КОС
Сельские Городские Сельские Городские Сельские Городские
студенты студенты студенты студенты студенты студенты
N % N % N % N % N % N %
Юноши 17 14,17 5 4,17 11 9,17 17 14,17 2 1,67 8 6,67
Девушки 13 10,83 0 0 10 8,33 21 17,50 7 5,83 9 7,50
Всего: 30 25,00 5 4,17 21 17,50 38 31,67 9 7,50 17 14,17
Примечание: N - количество человек.
Таким образом, уровень проявления КОС на первом этапе адаптации у сельских и городских первокурсников существенно различается. Заметим, сравнивая результаты по гендерному признаку, можно сделать вывод о том, что девушки обладают лучшими показателями КОС, чем юноши.
Проводя качественный анализ полученных результатов, приведем примеры ответов первокурсников. На вопрос «Чем бы ты хотел(а) заниматься в свободное от учебы время?» большинство городских первокурсников изъявили желание заниматься в творческих кружках по интересам и спортивных секциях. В то же время 27 сельских первокурсников (22,5%) ответили «Ничем» и 15 человек (12,5%) «Не знаю».
На вопрос «Что влияет на характер общения между тобой и окружающими?» студенты отвечали: «Неуверенность в себе» (48 студентов - 40%, из них 32 выпускника сельских школ), «Как воспитали родители» (31 студент - 25,83%, из них сельских школьников - 23), «Не знаю» (19 студентов - 15,83%, из них 17 - выпускники сельских школ), «Боюсь людей» (4 студента -3,33%, все - выпускники сельских школ), «После того, как отец нас бросил, не хочу знакомиться и общаться с парнями» (1 студент -0,83%), выразили опасения при общении с представителями другой религии (17 студентов - 14,17%, все выпускники сельских школ).
Таким образом, количественный и качественный анализ данных диагностики свидетельствует о том, что выпускники сельских школ в большей степени испытывают трудности в процессе адаптации к условиям обучения в колледже по сравнению с выпускниками городских школ. У юношей признаки дезадаптации выражены в большей степени, чем у девушек.
II этап - процессуально-содержательный. На втором этапе организации деятельно-
сти по социализации первокурсников в период адаптации ведущими методами были выбраны ситуации успеха и включение в социально значимую деятельность и творчество. Использование этих методов, на наш взгляд, способствует осознанию студентами своих возможностей, приобретению новых друзей, проявлению чувства собственного достоинства, уверенности, самоуважения, что благоприятно сказывается на процессе социализации. Кроме этого, изучение курса «Введение в специальность», тематические классные часы, ритуал «Посвящение в студенты», создание органа студенческого самоуправления, коллективные творческие дела позволяют включить студентов в процесс взаимодействия и общения со сверстниками, педагогами, преподавателями колледжа.
Для преодоления трудностей в учебной деятельности социальный педагог в процессе взаимодействия с преподавателями и студентами Совета студенческого самоуправления создают организационно-педагогические условия для помощи сельским первокурсникам в развитии познавательной самостоятельности. Специально разработанная программа «Равный обучает равного» позволяет включить выпускников сельских школ в процесс учебного взаимодействия с городскими студентами.
Для решения социально-бытовых проблем сельских первокурсников разработаны деловые игры, направленные на развитие умения распределять личный бюджет, формирование навыков самообслуживания. Преподаватели социально-экономических дисциплин организуют практикумы «Семейная экономика», «Планирование личного бюджета студента». Классные руководители совместно с социальным педагогом, психологом встречаются с сельскими первокурсниками в общежитии, знакомятся
с условиями, в которых живут студенты, выявляют проблемы.
Кроме того, на практике социальный педагог колледжа сталкивается также с трудностями социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим социализацию в период адаптации необходимо рассматривать и в аспекте создания инклюзивной образовательной среды. Заметим, что одной из методологических основ инклюзивного образования является теория адаптивной образовательной среды, в которой учитываются индивидуальные потребности и различия, создается поддерживающая среда для раскрытия личностного потенциала и нравственного развития всех без исключения обучающихся [9].
В Техническом колледже Астраханского государственного университета ежегодно реализуются интересные, яркие творческие проекты, направленные на социализацию, активизацию творческого потенциала студентов. Одним из них является «Фестиваль национальных культур», посвященный Дню народного единства. Проведение данного мероприятия особенно актуально для учреждения, студентами которого являются студенты из разных регионов России и стран СНГ. Проживающим в мультикуль-турном регионе студентам необходимо знать о традициях и национальных особенностях представителей различных народов. Действительно, этнические праздники обладают огромным воспитательным, коммуникативным потенциалом в формировании мультикультурной компетенции студентов [10], что весьма значимо для успешной адаптации выпускников сельских школьников Астраханской области.
Программой Фестиваля предусматривается проведение выставки-ярмарки, на которой студенты знакомятся с национальными предметами быта, одеждой и ремеслами, имеют возможность продегустировать национальные блюда. Завершающим этапом Фестиваля становится большой праздничный концерт, на котором студенты исполняют национальные танцы и песни. Отличительной особенностью этого мероприятия является вовлеченность в него студентов, представителей разных культур, вероисповеданий, в том числе и национальных мень-
шинств. В этой связи важно подчеркнуть, что методы мультикультурного воспитания способствуют созданию общности студентов, в которой нет разделения по каким-либо признакам: национальным, конфессиональным, состоянию здоровья или семейному положению.
В Астраханском государственном университете с 2013 г. ежегодно проводятся Фестивали проектов социализации. Основная концепция данной формы организации внеучебной воспитательной деятельности состоит в том, что студенты вовлекаются в разнообразные творческие проекты, направленные на расширение сфер социализации, коммуникации, развитие художественно-творческих способностей, обогащение представлений о разнообразии мира культур, людей и их возможностей.
С каждым годом проект видоизменяется, появляются новые формы: от проектов «Большие танцы АГУ» и «Битва хоров АГУ» до «Проекта подиум АГУ» и «Визуального этикета». Так, IV Фестиваль проектов социализации был посвящен национальному театру. В итоге получилось 19 постановок по классическим произведениям и народным сказкам с большим географическим и этническим диапазоном: от Азербайджана до Японии, от Англии до Греции, от казаков до индусов1. Фестиваль длился шесть дней. В нем принимали участие и студенты 1-го курса Технического колледжа. Колледж представил спектакль «Ворон» Эдгара Аллана По. Студенты смогли передать зрителям всю философию лирики «безумного Эдгара», простота костюмов и эмоциональные диалоги актеров вызвали неподдельный восторг зрителей и членов жюри, за что постановке студентов колледжа присвоили звание Лауреата Фестиваля.
Из опыта АГУ можно привести пример проекта «Битва хоров АГУ». Проект позволил воплотить мечты студентов оказаться на большой сцене и исполнить любимые хиты, от классических ораторий до хитовых композиций и джазового вокала. Студенты перевоплощались в яркие образы, кто-то был львом из мюзикла «Король Лев», а кто-то джазменом в баре.
Из танцевальных проектов АГУ можно выделить проект «Модульные танцы», реализованный в 2017 г. Студенты колледжа показали поис-
1 См.: http://asu.edu.ru/studentam/6548-arhiv-proektov.html.
тине астраханский номер, представив вниманию зрителей весь колорит Каспийской столицы. Они с помощью визуального оформления смогли сравнить родной город со всем миром. Студенты изучали танцы народов мира, сами создавали современные танцевальные костюмы на базе этнической традиции, что, безусловно, также способствовало формированию межэтнической толерантности [10, с. 255].
В процессе подготовки хореографических номеров студенты расширяют представления об особенностях танцев и костюмов разных стран и народов. Безусловно, в костюмах для народных танцев отражается история, традиции того или иного народа. Костюмы для народных танцев, как правило, отличаются красочностью, набивным рисунком, вышивкой. Основная задача костюма для народного танца - возвращение зрителя к прошлому [11, с. 25].
Как показывает опыт, для успешной адаптации необходимо вовлекать студентов-первокурсников в социально полезную деятельность, нравственный потенциал которой в полной мере раскрывается на традиционной для нашего колледжа «Неделе Добра». Миссией данного проекта является забота о ближних, одиноких, обделенных, проявление нравственных чувств (сострадания, сочувствия, доброты, милосердия) и качеств (ответственности, уважительности к старшим) в реальных поступках, «добрых делах». Как семью объединяют общие дела, переживания, эмоции и чувства, так и коллектив сверстников в процессе включения в социально-практическую деятельность становится более дружным, сплоченным. В результате изучения научной литературы по проблеме социально-нравственного проектирования [12], обобщения собственного опыта организации социально полезной деятельности в колледже мы выделили следующие шаги в технологии социального проектирования.
Шаг 1. Поиск «добрых дел». Целью этого шага является выявление реальных социальных проблем. Он начинается с Совета актива (15-20 человек), в котором принимают участие не только студенты-первокурсники, но и студенты старших курсов, имеющие опыт участия в подобной деятельности, знакомые на практике с ближайшими социальными учреждениями. На Совете актива студенты-старшекурсники рассказывают об опыте «добрых дел» прошлых лет, показывают
фотографии, презентации. Далее студенты распределяются на 5 микрогрупп, в состав которых входит один старшекурсник, который выступает в роли ментора, наставника, и по 2-3 первокурсника. Учитывая, что первокурсники еще мало знакомы друг с другом, а также принимая во внимание приоритетность цели адаптации, состав группы первокурсников продумывает социальный педагог. Как показывает опыт, формировать микрогруппу первокурсников целесообразно следующим образом. 1 студент - выпускник сельской школы, или воспитанник детского дома, или студент с ограниченными возможностями здоровья, то есть студент, имеющий повышенный риск оказаться в изоляции. Как правило, мы включаем в каждую микрогруппу по одному студенту, имеющему явные признаки дезадаптации, с низким уровнем проявления КОС по результатам диагностики. Также в группы от первокурсников мы включаем по одному студенту со средним и высоким уровнем КОС. Жеребьевкой студенты-менторы выбирают уже сформированные микрогруппы первокурсников. Далее определяются маршруты, по которым будет осуществляться поиск «добрых дел». На этот шаг отводится 4 дня.
Шаг 2. Разработка социально значимого проекта. После выявления существующих проблем микрогруппы собираются вновь для детальной разработки социально значимых проектов. В расширенный Совет приглашаются все первокурсники, которые распределяются на 5 команд. Лидерами этих команд становятся студенты, включенные в микрогруппы, сформированные на Совете актива. Методом мозгового штурма студенты отвечают на поставленный вопрос: «Что мы можем сделать, чтобы решить существующую проблему?» Коллективный поиск решения проблемы является важнейшим этапом социально полезной деятельности. Также на этом Совете создается информационный центр, который будет размещать фотографии и отчеты о проведении «добрых дел» в социальных сетях: Instagram, ВКонтакте, Одноклассники, FaceBook, Twitter, а также стенгазете колледжа. На этот шаг отводится 1 день.
Шаг 3. Реализация «доброго дела». Данный шаг направлен на создание продукта социально полезной деятельности, решение обозначенной проблемы. Студенты посещают приюты для животных, детские дома и дома пре-
старелых, проводят на их территории субботники, общаются с пожилыми людьми, играют с детьми, организуют сбор гуманитарной помощи для нуждающихся.
Шаг 4. Представление, презентация проекта «Неделя добрых дел». В конце каждого дня недели команды предоставляют отчеты в Информационный центр о сделанном деле, которые оперативно распространяются в социальных сетях и отражаются в стенгазете колледжа. В последний день «Недели Добра» проводится большой благотворительный концерт и презентация сделанных дел.
Шаг 5. Рефлексия. Команды собираются на обсуждение результатов, оценивают качество проделанной работы, вносят коррективы на будущее, анализируют допущенные ошибки.
Шаг 6. Эмоциональный отклик. Предполагает нравственную реакцию работников социальных учреждений и тех, для кого делались добрые дела. Студенты должны испытать радость от слов благодарности и признательности окружающих, почувствовать уважение со стороны преподавателей колледжа и других студентов. Важно подчеркнуть значимость этого шага для появления чувства собственного достоинства и самоуважения для всех студентов-первокурсников, и в особенности для выпускников сельских школ, воспитанников детских домов, студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, с первых дней обучения в колледже студенты включаются в разнообразные по содержанию и формам коллективные творческие дела, социально значимые проекты, имеют возможность раскрыть свой потенциал, проявить свои лучшие качества. Кроме того, мы полагаем, что осуществление социально-педагогического взаимодействия с позиций личностно-ориентированного и индивидуаль-
ного подхода в значительной степени способствует успешности процесса адаптации и социализации не только студентов-первокурсников, выпускников сельских школ, но воспитанников детских домов, студентов с ограниченными возможностями здоровья.
III этап - рефлексивный. Целью этого этапа является проведение контрольной диагностики, отражающей результативность социально-педагогической деятельности по социализации в период адаптации.
Вновь использовалась методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации».
В табл. 2 представлены данные, отражающие уровень проявления КОС у выпускников сельских и городских школ на третьем этапе социально-педагогического взаимодействия со студентами 1 -го курса в процессе адаптации.
В результате сравнительного анализа результатов первого и третьего, итогово-диагно-стического этапа адаптации были получены следующие данные, представленные в табл. 3.
По результатам III этапа прослеживается динамика роста уровней КОС у студентов 1-го курса. Однако у городских первокурсников позитивная динамика выражена более интенсивно. В группе ГП произошло увеличение количества студентов с высоким уровнем КОС на 9 человек (7,5%), а в группе СП - на 5 человек (4,17%). Количество первокурсников со средним уровнем КОС практически не изменилось в обеих группах первокурсников. В группе ГП количество студентов с низким уровнем КОС снизилось на 2 человека (1,67%), при этом в группе СП - на 12 человек (10%). Анализ данных III этапа свидетельствует, что на вопрос «Чем бы ты хотел(а) заниматься в свободное от учебы время?» в группе сельских первокурсников снизилось количе-
Таблица 2
Уровни проявления коммуникативных и организаторских склонностей у студентов
1-го курса на третьем этапе адаптации
Низкий уровень КОС Средний уровень КОС Высокий уровень КОС
Сельские студенты Городские студенты Сельские студенты Городские студенты Сельские студенты Городские студенты
N % N % N % N % N % N %
Юноши 9 7,50 3 2,5 16 13,33 17 14,17 4 3,33 11 9,17
Девушки 7 5,83 0 0 9 7,50 19 15,83 10 8,33 15 12,50
Всего: 16 13,33 3 2,5 25 20,83 36 30,00 14 11,67 26 21,67
Примечание: N - количество человек. Наука и Школа № 4'2017
Таблица 3
Сравнительный анализ результатов диагностики коммуникативных и организаторских склонностей у студентов 1-го курса на первом и третьем этапе
адаптации
I этап III этап
Городские первокурсники Сельские первокурсники Городские первокурсники Сельские первокурсники
N % N % N % N %
Низкий уровень КОС 5 4,17 30 25,0 3 2,50 16 13,33
Средний уровень КОС 38 31,67 21 17,5 36 30,00 25 20,83
Высокий уровень КОС 17 14,17 9 7,5 26 21,67 14 11,67
Примечание: N - количество человек.
ство ответов «Ничем» и «Не знаю» на (80%). В то же время таких ответов в группе городских первокурсников зафиксировано не было.
Полученные результаты диагностики подтвердили эффективность выбранных методов и форм организации коллективной деятельности, социально-педагогического взаимодействия с субъектами образовательного пространства колледжа в период адаптации студентов-первокурсников, выпускников сельских школ. При этом считаем необходимым отметить, что система деятельности социального педагога в этом направлении вносит существенный вклад в обеспечение качества образования в колледже. Как утверждает Л. Н. Давыдова, о «качестве образования можно судить не только по уровню знаний, умений, навыков, но и по совокупности устойчивых психологических новообразований в структуре личности, характеризующих ее культуру, социальный опыт» [9, с. 17].
В результате проведенной работы мы пришли к следующим выводам. Студенты - выпускники сельских школ особенно нуждаются в сопровождении процесса социализации в период адаптации. В процессе работы над проектами, в подготовке социально значимых мероприятий необходимо специально создавать ситуации успеха, весьма значимые для самоактуализации личности студентов, раскрытия их творческого потенциала. Процесс социализации необходимо выстраивать на принципах свободы выбора, так как это создает ощущение личной сопричастности первокурсников к общему делу. В результате обеспечиваются необходимые психолого-педагогические условия для социализации студентов колледжа в период адаптации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 363 с.
3. Чурикова И. Э. Педагогические условия адаптации выпускниц сельских школ к образовательно-воспитательному пространству педагогического колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 20 с.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
5. Жмыриков А. Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1989. - 192 с.
6. Березин Ф. Б. Психическая адаптация и тревога // Психология мотивации и эмоций: учеб. пособие. - М.: Омега-Л: МПСИ, 2006.
- С. 350-357.
7. Ощуркова Н. А. Динамика социально-психологической адаптации: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995. - 168 с.
8. Шибутани Т. Социальная психология: учеб. пособие. - Ростов н/Д, 2002. - 544 с.
9. Давыдова Л. Н., Колокольцева М. А., Рябова Е. В. Инклюзивное образование и нравственные взаимоотношения: грани одной проблемы: моногр. - М.: ЛЕНАНД, 2017. - 180 с.
10. Сатарова Л. А., Шевченко Ю. А. Формирование межэтнической толерантности у студентов колледжа профессиональных технологий // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 1.
- С. 255-258.
11. КолокольцеваМ. А., Уразалиева З. Ш., Дени-шова Д. А. Роль имиджа в деятельности молодежных танцевальных коллективов // Интеграция наук: международ. науч.-практ. журн. - 2016. - № 1. - С. 24-27.
12. Колокольцева М. А. Семейные проекты как средство нравственного воспитания младших школьников // Начальное образование: науч.-метод. журн. - 2011. - № 3. - С. 21-26.
13. Давыдова Л. Н. Критерии качества образования на локальном подуровне субъект-субъектных отношений // Интеграция образования: науч. журн. - 2005. - № 1-2. - С. 17-20.
14. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 384 с.
REFERENCES
1. Mudrik A. V. Sotsializatsiya cheloveka: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. Moscow: Aka-demiya, 2004. 304 p.
2. Andreeva G. M. Sotsialnaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov. Moscow: Aspekt Press, 2010. 363 p.
3. Churikova I. E. Pedagogicheskie usloviya adap-tatsii vypusknits selskikh shkol k obrazovatel-no-vospitatelnomu prostranstvu pedagogichesk-ogo kolledzha. Extended abstract of PhD Dissertation (Education). Moscow, 2006. 20 p.
4. Maslou A. Motivatsiya i lichnost. St. Petersburg: Piter, 2006. 352 p.
5. Zhmyrikov A. N. Diagnostika sotsialno-psikho-logicheskoy adaptirovannosti lichnosti v novykh usloviyakh deyatelnosti i obshcheniya. PhD Dissertation (Psychology). Moscow, 1989. 192 p.
6. Berezin F. B. Psikhicheskaya adaptatsiya i trev-oga. Psikhologiya motivatsii i emotsiy: ucheb. posobie. Moscow: Omega-L: MPSI, 2006. Pp. 350-357.
7. Oshchurkova N. A. Dinamika sotsialno-psikho-logicheskoy adaptatsii. PhD Dissertation (Psychology). Moscow, 1995. 168 p.
8. Shibutani T. Sotsialnaya psikhologiya: ucheb. posobie. Rostov-on-Don, 2002. 544 p.
9. Davydova L. N., Kolokoltseva M. A., Ryabova E. V. Inklyuzivnoe obrazovanie i nravstvennye vzaimootnosheniya: grani odnoy problemy: monogr. M.: LENAND, 2017. 180 p.
10. Satarova L. A., Shevchenko Yu. A. Formirovanie mezhetnicheskoy tolerantnosti u studentov kolledzha professionalnykh tekhnologiy. Gu-manitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i ob-shchestvennye nauki. 2015, No. 1, pp. 255-258.
11. Kolokoltseva M. A., Urazalieva Z. Sh., Den-ishova D. A. Rol imidzha v deyatelnosti molo-dezhnykh tantsevalnykh kollektivov. Integratsi-ya nauk: mezhdunarod. nauch.-prakt. zhurn. 2016, No. 1, pp. 24-27.
12. Kolokoltseva M. A. Semeynye proekty kak sredstvo nravstvennogo vospitaniya mladshikh shkolnikov. Nachalnoe obrazovanie: nauch.-metod. zhurn. 2011, No. 3, pp. 21-26.
13. Davydova L. N. Kriterii kachestva obrazovani-ya na lokalnom podurovne subyekt-subyekt-nykh otnosheniy. Integratsiya obrazovaniya: nauch. zhurn. 2005, No. 1-2, pp. 17-20.
14. Rogov E. I. Nastolnaya kniga prakticheskogo psikhologa: ucheb. posobie. Part 1: Sistema rabo-ty psikhologa s detmi raznogo vozrasta. Moscow: Gumanit. Izd. Tsentr VLADOS, 1999. 384 p.
Колокольцева Марионелла Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Астраханского государственного университета e-mail: [email protected]
Kolokoltseva Marionella A., PhD in Education, Associate Professor, Social Pedagogy and Psychology Department, Astrakhan State University e-mail: [email protected]
Янченко Мария Михайловна, социальный педагог Технического колледжа Астраханского государственного университета e-mail: [email protected]
Yanchenko Maria M., Social teacher, Technical College, Astrakhan State University e-mail: [email protected]