СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ
УДК 378
Ю. В. Жегульская
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Представлены результаты эмпирического исследования влияния средств социально-культурной деятельности на процесс адаптации студентов к социокультурной среде вуза культуры и искусств.
Ключевые слова: студент, адаптация, вуз культуры и искусств, социокультурная среда, средства социально-культурной деятельности
The article gives the empirical research results of the influence of means of socio-cultural activities to the students adaptation process to socio-cultural environment of the higher institution of culture and arts.
Keywords: student, adaptation, higher institution of culture and arts, socio-cultural environment, means of social and cultural activities
Проблема адаптации человека (от лат. адарШю - 'приспособление' [8, с.16]) к природной и социальной реальности является предметом изучения многих наук. По мнению А. А. Реана, «адаптация может быть отнесена к общенаучным понятиям, которые зарождаются на "стыках", в "точках соприкосновения" различных областей знания с последующей экстраполяцией на многие сферы естественных, технических и социальных наук» [6, с. 10-11].
Т. В. Середа приводит анализ дефиниций, охватывающий 46 определений [7], и отмечает, что атрибуты адаптации разнородны ввиду использования понятия в разных научных областях, специфики задач исследований, различий подходов к проблеме адаптации. С учетом уровня взаимодействия человека со средой рассматривают физиологическую, психологическую, социальную, культурную и иные виды адаптации. Как разновидность активного приспособления личности к социальным условиям выделяют социально-педагогическую адаптацию [1; 5; 9, 10] - «процесс приспособления личности к социокультурному пространству, активного освоения культурных норм, ценностей, обретение профессии, принятие на себя социальной роли и гармоничное вхождение личности в систему социальных отношений» [1, с. 12].
Социокультурная среда вуза представляет собой «пространство совместной жизнедеятельности студентов, преподавателей, сотрудников,
структура которого детерминирована особенностями образовательного учреждения в обеспечении выбора ценностей, освоения культуры, способов культурной самореализации, раскрытия индивидуальных ресурсов личности» [2]. Адаптация студентов к вузовской среде понимается как процесс и результат активного освоения ими пространства жизнедеятельности, в котором обучающиеся выступают как объекты и субъекты адаптации, а социокультурная среда вуза является адаптирующим и адаптируемым элементом. Процесс адаптации студентов связан с организацией в вузе социально-культурной деятельности, которая менее регламентирована, чем учебная, вариативна, разнообразна, предоставляет возможности самореализации вне зависимости от результатов учебы. «Социально-культурная деятельность в вузе является необходимым звеном в интеграции личности и среды, различные формы социально-культурной деятельности оптимизируют культурные процессы сохранения и изменения ценностей, норм, стилей жизни... выступают "вторичными институтами" социализации» [4, с. 3].
В Кемеровском государственном университете культуры и искусств в течение трех лет нами осуществлялось исследование адаптации обучающихся к социокультурной среде. В нем приняли участие 256 студентов (79,5 % от числа зачисленных в 2010 г. на первый курс при очной форме обучения). В ходе анкетирования учиты-
153
валось участие первокурсников в работе студенческих волонтерских, педагогических отрядов, студенческих клубов, объединений и др. На данном основании среди первокурсников были выделены две группы: в первую (экспериментальную) отнесены обучающиеся, являющиеся участниками студенческих объединений (106 чел.), которые, будучи субъектами этой практики, активно осваивают различные средства социально-культурной деятельности; таким образом на них сказывается выраженное воздействие совокупностью этих средств: устных, печатных, наглядных, технических, художественных, комплексных; во вторую (контрольную) группу вошли первокурсники, не принимающие участие в данной деятельности (110 чел.)1.
Изучение комплекса адаптивных возможностей личности посредством применения многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина позволило оценить способности студентов к регуляции своего поведения, коммуникативному взаимодействию, восприятию предлагаемой социальной роли. Тестирование на этапе вхождения в социокультурную среду творческого вуза показало, что студенты обеих групп характеризуются недостаточно сформированными способностями регулировать свое взаимодействие с социокультурной средой: показатель поведенческой регуляции имеет среднее значение, соответствующее пограничному интервалу между низким и средним уровнями (табл. 1). При оценке коммуникативных возможностей первокурсников выявлено, что студенты экспериментальной и контрольной групп характеризуются средним уровнем коммуникативного потенциала. Результаты изучения моральной нормативности позволяют заключить, что всем первокурсникам присущи ориентации на общепринятые моральные нормы; сравнение групп обучающихся по данному показателю с использованием 1-критерия Стьюдента (уровень достоверности р<0,01) показало, что студенты
1 40 чел. не отнесены ни в первую, ни во вторую группы, они эпизодически, пассивно участвовали в какой-либо работе, не являются постоянными членами студенческих клубов и объединений.
экспериментальной группы отличаются большей направленностью на соблюдение морально-нравственных норм поведения и соответственное отношение к требованиям социокультурного пространства вуза. Определение личностного адаптационного потенциала свидетельствует о низких адаптационных возможностях студентов экспериментальной и контрольной групп и отсутствии достоверных различий по данному показателю.
Таблица 1
Показатели адаптации студентов 1-го курса
Шкалы Экспериментальная группа Контрольная группа
1 семестр 2 семестр 1 семестр 2 семестр
Поведенческая регуляция (стены) 3,53±0,27 3,80±0,33 3,36±0,49 3,68±0,53
Коммуникативный потенциал (стены) 4,59±0,82 4,88±0,90 4,47±0,89 4,43±0,89
Моральная нормативность (стены) 4,93±0,99 4,76±0,98 4,19±0,31 4,34±0,78
Личностный адаптационный потенциал (стены) 2,50±0,12 2,81 ±0,28 2,26±0,18 2,44±0,20
Результаты тестирования, реализованного в конце 2 семестра обучения (табл. 1), обнаруживают, что у студентов наблюдается развитие способности к регуляции своего поведения. Анализ динамики развития коммуникативных способностей выявил достоверные различия между первокурсниками: в первой группе отмечено развитие умений общения, зафиксировано снижение числа студентов, испытывающих затруднения в построении контактов. Данные различия указывают на то, что освоение студентами средств социально-культурной деятельности способствует росту опыта и потребностей в общении, развитию умений достигать взаимопонимания с окружающими. При оценке динамики моральной нормативности студентов обнаружено, что в обеих группах имеются ориентации на общепринятые моральные нормы, выраженные на среднем уровне. Если в период вхождения в вузовскую среду между группами обучающихся были выявлены различия по показателю моральной нормативности, то к концу 1 курса значения данного показателя статистически не различаются, т. е. освоение студентами социокультурной среды творческого вуза (даже вне активного включения в социально-культурную деятельность) способствует разви-
154
тию установок на традиционные нравственные нормы при наличии исходных ориентаций на соблюдение требований социальной среды.
В целом на этапе начала обучения в творческом вузе лишь 6 % студентов отличаются высоким уровнем адаптации к социокультурной среде (см. рис.), около трети всех первокурсников характеризуются неудовлетворительной адаптацией: именно этой категории студентов свойственны немотивированные пропуски занятий с самого начала процесса обучения в вузе, личная неорганизованность, недостаточные умения устанавливать и поддерживать межличностные контакты, заниженная или крайне завышенная самооценка, низкий уровень поведенческой регуляции, невысокая мотивация к учебной деятельности и овладению профессией; при сохранении у первокурсников указанных трудностей в освоении социокультурной среды университета они имеют высокие риски формирования отклоняющего поведения, социальной дезадаптации, отчисления. Анализ динамики развития адаптационных способностей обучающихся (см. рис.) свидетельствует о том, что к концу первого курса в первой группе увеличилось число студентов, характеризующихся высоким уровнем адаптации к социокультурной среде творческого вуза, тогда как во второй группе их количество не изменилось. Группа студентов с низким уровнем адаптации среди участников студенческих объединений уменьшилась с 29 % до 21 %, в контрольной группе -с 34 % до 32 %. При схожей направленности процессов адаптации в экспериментальной группе обнаруживается более высокий темп положительной динамики, что объясняется следствием освоения студентами разнообразных средств социально-культурной деятельности.
Процесс адаптации к вузу не завершается по окончании 1-го года обучения; перед студентами встает необходимость решать иные учебные задачи, осваивать новые социальные роли. Данные тестирования показывают, что в течение 2-го и 3-го курсов в обеих группах студентов отмечено развитие способности к регуляции своего взаимодействия с социумом (см. табл. 2). В наблюдаемых группах обучающихся ориентации на
принятые моральные нормы в ходе второго года обучения остались практически неизменными; к окончанию студентами 3-го курса регистрируется средний уровень восприятия морально-нравственных норм поведения - данные аналогичны предыдущим этапам их обучения в вузе. Эти результаты указывают на то, что освоение обучающимися стандартов поведения, формирование должного отношения к требованиям социокультурной среды, адекватной оценки своей роли в коллективе в условиях творческого вуза происходит в течение 1-го года обучения.
6 б 9 14 9 1В 16
£5 70 62 ее £2 67 63
_ — - _
44 21 32 17 29 15 21
Т I I I I I г
ЭП КГ1 ЭГ1 КГ 1 ЭГ 2 КГ 2 ЭГЗ КГ 3 курс курс курс курс курс КУ11С курс курс
НОНСфЬ нонОрь .Ш|К.11> Л1]|Н;.Н>
□ Высокий □ Средний □ Низкий уровень уровень уроиень
Уровни адаптации студентов экспериментальной и контрольной групп на 1-3 курсах обучения
Таблица 2
Показатели адаптации студентов 2-го и 3-го курсов
Шкалы Экспери ная г менталь-зуппа Контрольная группа
2 курс 3 курс 2 курс 3 курс
Поведенческая регуляция (стены) 4,27±0, 28 4,59±0, 42 4,12±0, 61 4,16±0, 69
Коммуникативный потенциал (стены) 5,17±0, 92 5,29±0, 56 4,82±0, 96 5,11±0, 51
Моральная нормативность (стены) 4,83±0, 87 4,72±0, 44 4,54±0, 81 4,50±0, 62
Личностный адаптационный потенциал (стены) 3,11±0, 42 3,27±0, 31 2,88±0, 31 2,97±0, 34
На 2-м курсе у студентов наблюдается значительное повышение уровня коммуникативного потенциала; сравнение экспериментальной и контрольной групп свидетельствует о более высоком развитии способностей к коммуникации у обучающихся, активно осваивающих разнообразные средства социально-культурной деятельности. В течение 3-го года обучения у студентов продолжается развитие коммуникативных способностей, и данный показатель в двух группах
155
имеет близкие значения, т. е. на третьем курсе вне зависимости от включенности в творческую, общественную жизнь вуза снижается частота проявлений агрессивности в общении, развиваются умения конструктивного взаимодействия. Трехлетняя динамика развития коммуникативных способностей позволяет утверждать, что освоение студентами средств социально-культурной деятельности способствует росту коммуникативного опыта и потребностей в общении, развитию умений устанавливать контакт и достигать взаимопонимания с окружающими. Имеющиеся у студентов 3-го курса ресурсы к приспособлению оцениваются в группе 1 на среднем уровне, в контрольной группе - в интервале границы низкого и среднего уровней, что свидетельствует о высоком задействовании ресурсов в процессе адаптации и о том, что при повышении напряжения, например при смене деятельности в период сессии, для этих обучающихся имеются риски осложнения адаптационного процесса. В целом за 3 года обучения в вузе число студентов с низким уровнем адаптации среди участников студенческих объединений уменьшилось с 29 % до 15 %; в контрольной группе - с 34 % до 21 % (см. рис.). К 3-му курсу количество студентов с
высоким уровнем адаптации в экспериментальной группе выросло с 6 % до 18 %; в контрольной - с 6 % до 16 %.
Сходные показатели адаптации студентов двух групп на третьем курсе нужно рассматривать с учетом промежуточных данных. Лонгитюдное изучение развития адаптационных способностей обучающихся позволяет констатировать, что значения показателей, которые к концу третьего года обучения достигаются студентами, пассивно участвующими в творческой и общественной жизни университета, фиксируются в экспериментальной группе на втором курсе, что объясняется положительным адаптационным эффектом активного освоения студентами средств социально-культурной деятельности и социокультурной среды вуза. При этом обучающиеся имеют возможность удовлетворить потребности в творчестве, приобщении к культурным ценностям, проявить самостоятельность, приобрести опыт неформального общения, и социально-культурная деятельность выступает существенным средством реализации потребности личности в самовыражении и оптимизации процесса адаптации студентов в вузе.
1. Абрамова, А. В. Управление социально-педагогической адаптацией женщин группы социального риска: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Абрамова. - Челябинск: [б. и.], 2011. - 25 с.
2. Бурдуковская, Е. А. Социокультурная среда вуза как объект педагогического моделирования [Электронный ресурс] / Е. А. Бурдуковская // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 8. -Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-8-2011/pedagogics/burdukovskaya.pdf.
3. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2000. - № 1. - С. 15-23.
4. Осипенкова, Н. А. Социально-культурная деятельность как фактор социальной адаптации студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Осипенкова. - СПб.: [б. и.], 2007. - 21 с.
5. Охремчук, С. И. Социально-педагогическая адаптация курсантов в условиях высшего военного учебного заведения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. И. Охремчук. - Магнитогорск: [б. и.], 2002. - 22 с.
6. Реан, А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 479 с.
7. Середа, Т. В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса: дис. ... канд. психол. наук / Т. В. Середа. - Л.: [б. и], 1987. - 212 с.
8. Словарь иностранных слов. - 15-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1988. - 608 с.
9. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие / Моск. гос. соц. ун-т; авт.-сост. Л. В. Мардахаев. -М.: Академия, 2002. - С. 8.
10. Шепилова, Н. А. Социально-педагогическая адаптация студентов вуза в процессе формирования их ценностного отношения к педагогической профессии: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Шепилова. -Магнитогорск: [б. и], 2003. - 20 с. Сдано 8.11.2013
156