Научная статья на тему 'Адаптация студентов к социокультурной среде творческого вуза средствами социально-культурной деятельности'

Адаптация студентов к социокультурной среде творческого вуза средствами социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
635
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / АДАПТАЦИЯ / ВУЗ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STUDENT / ADAPTATION / HIGHER INSTITUTION OF CULTURE AND ARTS / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / MEANS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жегульская Юлия Владимировна

Представлены результаты эмпирического исследования влияния средств социально-культурной деятельности на процесс адаптации студентов к социокультурной среде вуза культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жегульская Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The adaptation of students to the socio-cultural environment of the higher institution of culture and arts by means of social and cultural activities

The article gives the empirical research results of the influence of means of socio-cultural activities to the students adaptation process to socio-cultural environment of the higher institution of culture and arts.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов к социокультурной среде творческого вуза средствами социально-культурной деятельности»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 378

Ю. В. Жегульская

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представлены результаты эмпирического исследования влияния средств социально-культурной деятельности на процесс адаптации студентов к социокультурной среде вуза культуры и искусств.

Ключевые слова: студент, адаптация, вуз культуры и искусств, социокультурная среда, средства социально-культурной деятельности

The article gives the empirical research results of the influence of means of socio-cultural activities to the students adaptation process to socio-cultural environment of the higher institution of culture and arts.

Keywords: student, adaptation, higher institution of culture and arts, socio-cultural environment, means of social and cultural activities

Проблема адаптации человека (от лат. адарШю - 'приспособление' [8, с.16]) к природной и социальной реальности является предметом изучения многих наук. По мнению А. А. Реана, «адаптация может быть отнесена к общенаучным понятиям, которые зарождаются на "стыках", в "точках соприкосновения" различных областей знания с последующей экстраполяцией на многие сферы естественных, технических и социальных наук» [6, с. 10-11].

Т. В. Середа приводит анализ дефиниций, охватывающий 46 определений [7], и отмечает, что атрибуты адаптации разнородны ввиду использования понятия в разных научных областях, специфики задач исследований, различий подходов к проблеме адаптации. С учетом уровня взаимодействия человека со средой рассматривают физиологическую, психологическую, социальную, культурную и иные виды адаптации. Как разновидность активного приспособления личности к социальным условиям выделяют социально-педагогическую адаптацию [1; 5; 9, 10] - «процесс приспособления личности к социокультурному пространству, активного освоения культурных норм, ценностей, обретение профессии, принятие на себя социальной роли и гармоничное вхождение личности в систему социальных отношений» [1, с. 12].

Социокультурная среда вуза представляет собой «пространство совместной жизнедеятельности студентов, преподавателей, сотрудников,

структура которого детерминирована особенностями образовательного учреждения в обеспечении выбора ценностей, освоения культуры, способов культурной самореализации, раскрытия индивидуальных ресурсов личности» [2]. Адаптация студентов к вузовской среде понимается как процесс и результат активного освоения ими пространства жизнедеятельности, в котором обучающиеся выступают как объекты и субъекты адаптации, а социокультурная среда вуза является адаптирующим и адаптируемым элементом. Процесс адаптации студентов связан с организацией в вузе социально-культурной деятельности, которая менее регламентирована, чем учебная, вариативна, разнообразна, предоставляет возможности самореализации вне зависимости от результатов учебы. «Социально-культурная деятельность в вузе является необходимым звеном в интеграции личности и среды, различные формы социально-культурной деятельности оптимизируют культурные процессы сохранения и изменения ценностей, норм, стилей жизни... выступают "вторичными институтами" социализации» [4, с. 3].

В Кемеровском государственном университете культуры и искусств в течение трех лет нами осуществлялось исследование адаптации обучающихся к социокультурной среде. В нем приняли участие 256 студентов (79,5 % от числа зачисленных в 2010 г. на первый курс при очной форме обучения). В ходе анкетирования учиты-

153

валось участие первокурсников в работе студенческих волонтерских, педагогических отрядов, студенческих клубов, объединений и др. На данном основании среди первокурсников были выделены две группы: в первую (экспериментальную) отнесены обучающиеся, являющиеся участниками студенческих объединений (106 чел.), которые, будучи субъектами этой практики, активно осваивают различные средства социально-культурной деятельности; таким образом на них сказывается выраженное воздействие совокупностью этих средств: устных, печатных, наглядных, технических, художественных, комплексных; во вторую (контрольную) группу вошли первокурсники, не принимающие участие в данной деятельности (110 чел.)1.

Изучение комплекса адаптивных возможностей личности посредством применения многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина позволило оценить способности студентов к регуляции своего поведения, коммуникативному взаимодействию, восприятию предлагаемой социальной роли. Тестирование на этапе вхождения в социокультурную среду творческого вуза показало, что студенты обеих групп характеризуются недостаточно сформированными способностями регулировать свое взаимодействие с социокультурной средой: показатель поведенческой регуляции имеет среднее значение, соответствующее пограничному интервалу между низким и средним уровнями (табл. 1). При оценке коммуникативных возможностей первокурсников выявлено, что студенты экспериментальной и контрольной групп характеризуются средним уровнем коммуникативного потенциала. Результаты изучения моральной нормативности позволяют заключить, что всем первокурсникам присущи ориентации на общепринятые моральные нормы; сравнение групп обучающихся по данному показателю с использованием 1-критерия Стьюдента (уровень достоверности р<0,01) показало, что студенты

1 40 чел. не отнесены ни в первую, ни во вторую группы, они эпизодически, пассивно участвовали в какой-либо работе, не являются постоянными членами студенческих клубов и объединений.

экспериментальной группы отличаются большей направленностью на соблюдение морально-нравственных норм поведения и соответственное отношение к требованиям социокультурного пространства вуза. Определение личностного адаптационного потенциала свидетельствует о низких адаптационных возможностях студентов экспериментальной и контрольной групп и отсутствии достоверных различий по данному показателю.

Таблица 1

Показатели адаптации студентов 1-го курса

Шкалы Экспериментальная группа Контрольная группа

1 семестр 2 семестр 1 семестр 2 семестр

Поведенческая регуляция (стены) 3,53±0,27 3,80±0,33 3,36±0,49 3,68±0,53

Коммуникативный потенциал (стены) 4,59±0,82 4,88±0,90 4,47±0,89 4,43±0,89

Моральная нормативность (стены) 4,93±0,99 4,76±0,98 4,19±0,31 4,34±0,78

Личностный адаптационный потенциал (стены) 2,50±0,12 2,81 ±0,28 2,26±0,18 2,44±0,20

Результаты тестирования, реализованного в конце 2 семестра обучения (табл. 1), обнаруживают, что у студентов наблюдается развитие способности к регуляции своего поведения. Анализ динамики развития коммуникативных способностей выявил достоверные различия между первокурсниками: в первой группе отмечено развитие умений общения, зафиксировано снижение числа студентов, испытывающих затруднения в построении контактов. Данные различия указывают на то, что освоение студентами средств социально-культурной деятельности способствует росту опыта и потребностей в общении, развитию умений достигать взаимопонимания с окружающими. При оценке динамики моральной нормативности студентов обнаружено, что в обеих группах имеются ориентации на общепринятые моральные нормы, выраженные на среднем уровне. Если в период вхождения в вузовскую среду между группами обучающихся были выявлены различия по показателю моральной нормативности, то к концу 1 курса значения данного показателя статистически не различаются, т. е. освоение студентами социокультурной среды творческого вуза (даже вне активного включения в социально-культурную деятельность) способствует разви-

154

тию установок на традиционные нравственные нормы при наличии исходных ориентаций на соблюдение требований социальной среды.

В целом на этапе начала обучения в творческом вузе лишь 6 % студентов отличаются высоким уровнем адаптации к социокультурной среде (см. рис.), около трети всех первокурсников характеризуются неудовлетворительной адаптацией: именно этой категории студентов свойственны немотивированные пропуски занятий с самого начала процесса обучения в вузе, личная неорганизованность, недостаточные умения устанавливать и поддерживать межличностные контакты, заниженная или крайне завышенная самооценка, низкий уровень поведенческой регуляции, невысокая мотивация к учебной деятельности и овладению профессией; при сохранении у первокурсников указанных трудностей в освоении социокультурной среды университета они имеют высокие риски формирования отклоняющего поведения, социальной дезадаптации, отчисления. Анализ динамики развития адаптационных способностей обучающихся (см. рис.) свидетельствует о том, что к концу первого курса в первой группе увеличилось число студентов, характеризующихся высоким уровнем адаптации к социокультурной среде творческого вуза, тогда как во второй группе их количество не изменилось. Группа студентов с низким уровнем адаптации среди участников студенческих объединений уменьшилась с 29 % до 21 %, в контрольной группе -с 34 % до 32 %. При схожей направленности процессов адаптации в экспериментальной группе обнаруживается более высокий темп положительной динамики, что объясняется следствием освоения студентами разнообразных средств социально-культурной деятельности.

Процесс адаптации к вузу не завершается по окончании 1-го года обучения; перед студентами встает необходимость решать иные учебные задачи, осваивать новые социальные роли. Данные тестирования показывают, что в течение 2-го и 3-го курсов в обеих группах студентов отмечено развитие способности к регуляции своего взаимодействия с социумом (см. табл. 2). В наблюдаемых группах обучающихся ориентации на

принятые моральные нормы в ходе второго года обучения остались практически неизменными; к окончанию студентами 3-го курса регистрируется средний уровень восприятия морально-нравственных норм поведения - данные аналогичны предыдущим этапам их обучения в вузе. Эти результаты указывают на то, что освоение обучающимися стандартов поведения, формирование должного отношения к требованиям социокультурной среды, адекватной оценки своей роли в коллективе в условиях творческого вуза происходит в течение 1-го года обучения.

6 б 9 14 9 1В 16

£5 70 62 ее £2 67 63

_ — - _

44 21 32 17 29 15 21

Т I I I I I г

ЭП КГ1 ЭГ1 КГ 1 ЭГ 2 КГ 2 ЭГЗ КГ 3 курс курс курс курс курс КУ11С курс курс

НОНСфЬ нонОрь .Ш|К.11> Л1]|Н;.Н>

□ Высокий □ Средний □ Низкий уровень уровень уроиень

Уровни адаптации студентов экспериментальной и контрольной групп на 1-3 курсах обучения

Таблица 2

Показатели адаптации студентов 2-го и 3-го курсов

Шкалы Экспери ная г менталь-зуппа Контрольная группа

2 курс 3 курс 2 курс 3 курс

Поведенческая регуляция (стены) 4,27±0, 28 4,59±0, 42 4,12±0, 61 4,16±0, 69

Коммуникативный потенциал (стены) 5,17±0, 92 5,29±0, 56 4,82±0, 96 5,11±0, 51

Моральная нормативность (стены) 4,83±0, 87 4,72±0, 44 4,54±0, 81 4,50±0, 62

Личностный адаптационный потенциал (стены) 3,11±0, 42 3,27±0, 31 2,88±0, 31 2,97±0, 34

На 2-м курсе у студентов наблюдается значительное повышение уровня коммуникативного потенциала; сравнение экспериментальной и контрольной групп свидетельствует о более высоком развитии способностей к коммуникации у обучающихся, активно осваивающих разнообразные средства социально-культурной деятельности. В течение 3-го года обучения у студентов продолжается развитие коммуникативных способностей, и данный показатель в двух группах

155

имеет близкие значения, т. е. на третьем курсе вне зависимости от включенности в творческую, общественную жизнь вуза снижается частота проявлений агрессивности в общении, развиваются умения конструктивного взаимодействия. Трехлетняя динамика развития коммуникативных способностей позволяет утверждать, что освоение студентами средств социально-культурной деятельности способствует росту коммуникативного опыта и потребностей в общении, развитию умений устанавливать контакт и достигать взаимопонимания с окружающими. Имеющиеся у студентов 3-го курса ресурсы к приспособлению оцениваются в группе 1 на среднем уровне, в контрольной группе - в интервале границы низкого и среднего уровней, что свидетельствует о высоком задействовании ресурсов в процессе адаптации и о том, что при повышении напряжения, например при смене деятельности в период сессии, для этих обучающихся имеются риски осложнения адаптационного процесса. В целом за 3 года обучения в вузе число студентов с низким уровнем адаптации среди участников студенческих объединений уменьшилось с 29 % до 15 %; в контрольной группе - с 34 % до 21 % (см. рис.). К 3-му курсу количество студентов с

высоким уровнем адаптации в экспериментальной группе выросло с 6 % до 18 %; в контрольной - с 6 % до 16 %.

Сходные показатели адаптации студентов двух групп на третьем курсе нужно рассматривать с учетом промежуточных данных. Лонгитюдное изучение развития адаптационных способностей обучающихся позволяет констатировать, что значения показателей, которые к концу третьего года обучения достигаются студентами, пассивно участвующими в творческой и общественной жизни университета, фиксируются в экспериментальной группе на втором курсе, что объясняется положительным адаптационным эффектом активного освоения студентами средств социально-культурной деятельности и социокультурной среды вуза. При этом обучающиеся имеют возможность удовлетворить потребности в творчестве, приобщении к культурным ценностям, проявить самостоятельность, приобрести опыт неформального общения, и социально-культурная деятельность выступает существенным средством реализации потребности личности в самовыражении и оптимизации процесса адаптации студентов в вузе.

1. Абрамова, А. В. Управление социально-педагогической адаптацией женщин группы социального риска: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Абрамова. - Челябинск: [б. и.], 2011. - 25 с.

2. Бурдуковская, Е. А. Социокультурная среда вуза как объект педагогического моделирования [Электронный ресурс] / Е. А. Бурдуковская // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 8. -Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-8-2011/pedagogics/burdukovskaya.pdf.

3. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Маклаков // Психологический журнал. - 2000. - № 1. - С. 15-23.

4. Осипенкова, Н. А. Социально-культурная деятельность как фактор социальной адаптации студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Осипенкова. - СПб.: [б. и.], 2007. - 21 с.

5. Охремчук, С. И. Социально-педагогическая адаптация курсантов в условиях высшего военного учебного заведения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. И. Охремчук. - Магнитогорск: [б. и.], 2002. - 22 с.

6. Реан, А. А. Психология адаптации личности / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 479 с.

7. Середа, Т. В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса: дис. ... канд. психол. наук / Т. В. Середа. - Л.: [б. и], 1987. - 212 с.

8. Словарь иностранных слов. - 15-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1988. - 608 с.

9. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие / Моск. гос. соц. ун-т; авт.-сост. Л. В. Мардахаев. -М.: Академия, 2002. - С. 8.

10. Шепилова, Н. А. Социально-педагогическая адаптация студентов вуза в процессе формирования их ценностного отношения к педагогической профессии: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Шепилова. -Магнитогорск: [б. и], 2003. - 20 с. Сдано 8.11.2013

156

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.