ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 37.015.3
С. В. Чермянин, В. А. Корзунин, А. С. Скороход
Методологические аспекты психолого-педагогического сопровождения студентов вуза, обучающихся по специальности «Клиническая психология»
В статье рассмотрены различные дефиниции и содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение» студентов в образовательном процессе вуза. На основе пятилетнего опыта работы кафедры психофизиологии и клинической психологии факультета психологии университета предложена модель организации системы психолого-педагогического сопровождения студентов по специальности «клиническая психология» на этапах образовательного процесса, направленная на формирование личности будущего профессионала, с активным привлечением к этой работе кураторов студенческих групп, преподавательского состава кафедры, студентов старших курсов, встроенности ее мероприятий в учебный процесс профессиональной подготовки клинических психологов.
In the article are reviewed different definitions and concept "psycho-pedagogical support" of students during education in University. Based on the five year experience of department of psychophysiology and clinical psychology faculty of psychology, offered model of organization psycho-pedagogical support of students studying on the specialty "clinical psychology" on the stages of education process, aimed to forming personality of the future professional, with active involvement of student curators, lectures, students of high courses to this work, embeddedness of it's measures in education process of professional training of clinical psychologists.
Ключевые слова: адаптация студентов вуза, развитие личности профессионала, психолого-педагогическое сопровождение в вузе, профессионально важные качества психолога.
Key words: adaptation of University students, the development of the individual professional, psycho-pedagogical support in the University, professionally important qualities of a psychologist.
Несмотря на то, что понятие «психологическое сопровождение» прочно вошло в список терминов, широко используемых отечественными психологами, до настоящего времени какой-либо единой позиции в отношении теоретической базы, методологических подходов и организации психологического сопровождения в вузах не сформулировано.
© Чермянин С.В., Корзунин В.А., Скороход А.С., 2015
5
Следует отметить, что в отечественной психологии термин «сопровождение» чаще всего применяют либо к образовательному процессу в вузе или его элементам (сопровождение: «обучения», «учебного процесса», «учебной деятельности», «учебно-профессиональной деятельности», «процесса профессионализации», «процесса адаптации к условиям обучения», «профессионального становления» и др.), либо к его субъектам (сопровождение «студентов», «курсантов», «обучающихся»).
В связи с широтой применения и неопределенностью задач нет и единого понимания содержания этих терминов. Поэтому его трактовка может быть максимально расширенной. Например, под психологическим сопровождением может пониматься комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья и полноценного развития личности, ее формирования как субъекта жизнедеятельности [1; 8]. Об этом же после анализа терминологии упоминает профессор А.Г. Маклаков: « ... по мнению большинства специалистов, психологические сопровождение - это некая технология, направленная на решение конкретных задач. Причем перечень задач определяется областью применения данной технологии: семья, школа, профессиональная деятельность, конкретная личность и т. д.» [11].
«Профессионально-психологическое сопровождение» учебной и профессиональной деятельности в военных вузах определяется как «система мероприятий, проводимых специалистами на этапах профессионализации, направленных на повышение эффективности подготовки и профессиональной деятельности, развитие профессионально важных качеств, способностей и личности военнослужащих, сохранение их высокой работоспособности и профессионального долголетия» [6; 16]. В данном определении сопровождение - система мер по методическому и организационному совершенствованию учебного процесса в вузе с учетом формирования профессионально важных качеств (ПВК); и система методов изучения этой динамики формирования и коррекции индивидуально-психологических качеств курсантов и офицеров в соответствии с меняющимися требованиями профессиональной деятельности.
У некоторых авторов психологическое сопровождение рассматривается как «системно организованная и постоянно выполняемая работа психологической службы, направленная на личностно-профессиональное развитие будущего специалиста в период вузовского обучения ...» [5; 13].
Более конкретизирующее определение понятия «психологическое сопровождение» применительно к вузу дано профессором А.Г. Маклаковым, который понимает под ним комплекс мероприятий по социально-психологическому изучению и углубленному психологическому обследованию обучающихся, а также коррекции их состояния в процессе обучения в вузе, проводимых с целью повышения эффективности учебной деятельности на основе учета адаптационных возможностей личности [10].
С нашей точки зрения, применительно к психологическому сопровождению студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, методологически более правильным является осуществление этих мероприятий в рамках «психолого-педагогического сопровождения». Именно в рамках педагогической психологии изучаются закономерности интеллектуального и личностного развития человека в условиях обучения, решаются психологические проблемы повышения эффективности обучения, закономерности освоения социокультурного опыта в разных условиях образовательного процесса. Основными направлениями исследований педагогической психологии являются психологические аспекты учебной деятельности обучающегося, а также педагогической деятельности преподавателя. Одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед педагогической психологией, является разработка и совершенствование методов, направленных на оптимизацию процесса адаптации студентов к условиям обучения в образовательном учреждении.
Таким образом, применительно к системе высшего профессионального образования наиболее адекватным следует считать термин «психолого-педагогическое сопровождение», в комплексных мероприятиях которого в вузе должны участвовать не только специалисты-психологи, но и весь педагогический коллектив, а также руководство вуза.
Основными целями психолого-педагогического сопровождения (ППС) студентов является формирование условий для успешной адаптации к факторам обучения в образовательном учреждении и повышения эффективности профессионального обучения, сохранения устойчивой мотивации к овладению избранной профессией и развития профессионально важных качеств личности будущих специалистов за счет оказания соответствующей психологической помощи.
Необходимость совершенствования мероприятий ППС обусловлена отмечаемым в настоящее время выраженным дисбалансом между учебными нагрузками и возможностями функциональных резервов организма обучающихся, вследствие чего весьма вероятно развитие дезадаптационных нарушений, проявляющихся снижением мотивации к обучению и дальнейшей деятельности в качестве специалиста по избранной профессии, нарушением межперсонального взаимодействия, многочисленными жалобами на состояние здоровья и переносимость учебных нагрузок [2; 3; 13].
Из результатов проведенных исследований следует, что от 40 до 60 % первокурсников считают, что психологическая помощь им нужна в первую очередь для преодоления стресса перед сессией, вхождения в новый коллектив, сплочения учебной группы и решения личностных проблем [12; 14].
При этом трудности возникают не только на начальным этапе обучения (первые два семестра): когда первокурсники активно адаптируются к особенностям и новым требованиям учебной деятельности в вузе, условиям проживания, новым межличностным взаимоотношениям с сокурсниками, студентами старших курсов, педагогами, новым режимом труда и отдыха и др.); но могут иметь место на последующих этапах обучения в вузе.
У значительной части студентов II и III курсов отмечается разочарование в профессии, потеря интереса к учебе и снижение учебной мотивации. На завершающем этапе обучения в вузе, особенно после прохождения производственной, научной и квалификационной практик, актуальным становится сопоставление желаемого и достигнутого уровня профессиональных знаний, умений и навыков, самостоятельное определение дальнейшего профессионального пути. Часто результаты такого рефлексивного анализа также приводят к обращению за психологической помощью [2; 4; 9].
Система мероприятий психолого-педагогического сопровождения должна включать в себя не только оценку и учет адаптационных возможностей личности и оказание психологической помощи студентам в отдельные периоды их обучения в образовательном учреждении, но и формирование профессионально важных качеств, необходимых специалисту в дальнейшей деятельности.
На основании всего вышеизложенного в течение 2010-2014 гг. выстраивалась система психолого-педагогического сопровождения студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология», которая включала в себя комплекс мероприятий, осуществлявшихся в процессе обучения на факультете психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина, а именно:
• динамический психологический мониторинг (изучение личностных особенностей студентов на различных этапах обучения);
• коррекцию психоэмоционального состояния студентов, испытывающих трудности профессионального обучения и межличностного общения в коллективе;
• формирование профессионально важных качеств будущих специалистов путем проведения комплекса психологических тренингов и психолого-педагогических занятий, направленных на сохранение и повышение мотивационных установок к дальнейшей профессиональной деятельности в качестве специалиста по избранной профессии и развитие необходимых для успешной профессиональной деятельности личностных свойств и психологических качеств.
Структурная схема мероприятий психологического сопровождения студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология» приведена на рис. 1.
Изучение документов, беседа со студентами, _поступивших на I курс_
_
Скрининг-обследование студентов с использованием психодиагностических методик во время ознакомительной практики
О
Ознакомление кураторов групп и профессорско-преподавательского состава с результатами бесед и индивидуально-психологическими характеристиками студентов, _рекомендации по индивидуальной работе_
О
Психологический мониторинг
Ежегодное социально-психологическое изучение и психологическое обследование студентов 1-У курсов в конце первого семестра_
Углубленное психологическое обследование студентов, отстающих в учебе, имеющих неустойчивые мотивационных установки на продолжение _обучения_
Скрининг-обследование студентов III курса перед убытием на первую _производственную практику_
Психологическое консультирс студ »вание и психологическая коррекция ентов
Профессиональное консультирование Психологическая коррекция студентов, испытывающих трудности в процессе учебы
Супервизия студентов 111-У курсов в ходе производственных практик для формирования профессиональных навыков Оказание психологической помощи студентам, имеющим жизненные проблемы (в том числе трудности экзистенционального характера)
Формирование мотивации и личностных профессионально важных качеств
у студентов посредством комплекса тренинговых занятий _в ходе учебного процесса_
Рис. 1. Структурная схема мероприятий профессионально-психологического сопровождения студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология»
Содержание основной работы по психолого-педагогическому сопровождению студентов в процессе адаптации к условиям образовательного процесса в вузе включало:
- анализ результатов социально-психологического изучения и психодиагностического обследования студентов, поступивших на обучение по специальности «Клиническая психология» и определение среди поступивших студентов лиц с признаками дезадаптаци-онных нарушений или требующих психологической помощи на начальном этапе обучения в вузе;
- ознакомление профессорско-преподавательского состава с результатами индивидуально-психологических характеристик студентов и учета этих данных в ходе работы, направленной на повышение успеваемости студентов, формирование у них профессионально важных качеств, необходимых для данной профессии и устойчивой мотивации к дальнейшей профессиональной деятельности;
- социально-психологическое изучение и психофизиологическое обследование студентов, проводимые в процессе динамического наблюдения с целью раннего выявления лиц, имеющих трудности адаптации к условиям обучения в образовательном учреждении;
- проведение психокоррекционных мероприятий со студентами, испытывающими дезадаптационные трудности в процессе учебы и оказание психологической помощи студентам, имеющих жизненные проблемы (трудности).
Неотъемлемой частью психологического сопровождения студентов в условиях образовательной организации, является формирование профессионально важных качеств, необходимых клиническому психологу, посредством комплекса тренинговых занятий в ходе учебного процесса. В первую очередь, они должны быть направлены на обучение студентов навыкам саморегуляции психоэмоционального и функционального состояния организма, развитие необходимых коммуникативных качеств и навыков межперсонального взаимодействия, а также формирование ценностных ориентаций, определяющих успешность профессиональной деятельности клинического психолога.
Уникальной особенностью проведения такой работы на факультете психологии являлась возможность активного привлечения к мероприятиям психолого-педагогического сопровождения кураторов учебных групп из числа опытных преподавателей кафедры психофизиологии и клинической психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина, имеющих психологическое образование и непосредственный опыт оказания психологической помощи. При необходимости к мероприя-
тиям психолого-педагогического сопровождения привлекался профессорско-преподавательский состав других кафедр факультета, также имеющих опыт психодиагностической и психокоррекционной работы.
Мероприятия психолого-педагогического сопровождения студентов необходимо начинать с первых дней поступления студентов образовательное учреждение. Так, результаты психологического обследования с применением многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность» студентов, поступивших на I курс обучения по специальности «Клиническая психология» в период 20102014 гг. в целом свидетельствуют о недостаточно сформированных адаптационных способностях студентов. В частности, если показатели морально-нормативных качеств (МН) студентов были близки к популяционным нормам, то показатели нервно-психической устойчивости (ПР) и коммуникативных качеств (КП) отличались (p<0,05) в худшую сторону от номинальных значений (рис. 2). Учитывая, что эти показатели могут рассматриваться в качестве критериев успешности процесса учебной и профессиональной адаптации [7], можно предположить, что у части первокурсников возникнут трудности социально-психологической адаптации к условиям обучения в вузе по специальности «Клиническая психология».
Поэтому, начиная с момента поступления проводилось изучение личных дел студентов, опрос, анкетирование и индивидуальное собеседование, в ходе которого выяснялись особенности развития и воспитания, предшествующие поступлению в вуз, основные мотивы выбора профессии клинического психолога, интересы и склонности, планы и др.
В ходе ознакомительной практики в течение первого месяца обучения осуществлялось скрининг-обследование студентов с использованием психодиагностических методик. Известно, что под скрининг-обследованием (англ. screening - просеивание) понимается метод активного выявления лиц с какой-либо патологией или факторами риска ее развития, основанный на применении специальных диагностических исследований, включая психологическое тестирование, в процессе массового обследования отдельных кон-тингентов.
Анализ результатов изучения личных дел, собеседования со студентами и данные психологического скрининг-обследования доводились до профессорско-преподавательского состава выпускающей (психофизиологии и клинической психологии) кафедры, заместителей декана по учебной и воспитательной работе с целью учета этих данных в ходе учебно-воспитательной работы и наблюдения за иногородними студентами. Последнее объясняется тем,
что помимо необходимости адаптации к новым условиям обучения в высшем вузе и студенческому коллективу, студенты должны привыкать и к другим стрессогенным социальным факторам (проживание в общежитии; самостоятельное планирование самоподготовки и проведения досуга в условиях отсутствия контроля со стороны родителей; решение финансовых вопросов; самостоятельное приготовление пищи, стирка, уход за собой; общение и взаимодействие с соседями по комнате, студентами старших курсов своего и другого пола и др.).
Кураторы групп первокурсников периодически проводили индивидуальные беседы с целью выявления проблем адаптации и психологического консультирования студентов.
В дальнейшем ежегодно на протяжении всего периода обучения проводился психологический мониторинг студентов с использованием стандартизированных методик социально-психологического изучения и психологического обследования с целью изучения динамики личностных характеристик и мотивационных установок студентов в конце первой семестра каждого учебного года. По результатам проведенного мониторинга оценивались:
• индивидуально-психологические характеристики студентов и их динамика в процессе;
• динамика мотивационных установок и направленности на обучение и дальнейшую профессиональную деятельность в качестве клинического психолога;
• особенности межличностных отношений и внутригрупповых процессов, настроений в учебных группах и их сплоченности. С целью оптимизации межличностных отношений проводились тренинги коммуникативной компетентности и делового общения;
• вероятность формирования различных форм аддиктивного поведения.
Опыт психолого-педагогического сопровождения показал, что особое внимание должно уделяться студентам III курса перед началом первой производственной практики. Поскольку для обучающихся это первая возможность самостоятельной практической деятельности и студенты еще не обладают опытом прохождения практик на базах лечебных учреждений или психологических центров. Поэтому в преддверии практики у многих из них отмечается излишнее нервно-психическое напряжение, сопровождающееся, в ряде случаев, психастеническими и фобическими реакциями. Исходя из этого в отношении студентов III курса заблаговременно осуществлялось экспресс-обследование методом анкетирования. При выявлении студентов с наличием указанной симптоматики проводи-
лись мероприятия психологической коррекции с использованием методов рациональной, позитивной психотерапии и психосоматической регуляции [17].
Таким образом, психологическое консультирование и психологическая коррекция студентов является неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения студентов. Мероприятия психологического консультирования и психологической коррекции в системе профессионально-психологического сопровождения студентов играют важную роль в сохранении и поддержании психического здоровья студентов в процессе обучения в образовательном учреждении. Психологическое консультирование включает в себя и решение проблем, связанных с профессиональным самоопределением, выбором дальнейшей специализации в ходе обучения специальности клинического психолога. Одновременно в ходе этих процедур студенты имеют возможность осознать свои сильные и слабые личностные качества и получить рекомендации по формированию профессионально важных качеств, необходимых для успешной работы в качестве клинического психолога.
Кроме того, психолого-педагогическое сопровождение включало проведение супервизий студентов старших курсов в ходе производственных практик. Под супервизией понималась профессиональная помощь студенту-психологу со стороны более опытного коллеги с целью улучшения качества его работы. Главная ее задача - помочь будущему специалисту стать успешнее в практической работе с пациентом, развить его профессиональную компетентность. Кроме того, супервизия позволяет студенту поделиться своими чувствами, помогает понять, какие из собственных проблем мешают оказывать психологическую помощь пациентам. В процессе супервизии разбираются конкретные проблемы, возникшие при работе с пациентом, осуществляется методическая помощь студенту-психологу в нахождении путей ее разрешения. Таким образом, супервизия включает в себя три основные составляющие: обучение, поддержку и направление деятельности психолога.
В некоторых случаях психологической помощи требуют студенты, имеющие проблемы экзистенциального характера, в том числе связанные с переосмыслением понимания жизненного процесса, цели и смысла собственного существования, поиска своего места и своей роли в обществе, профессии, любви и других ценностей в жизни.
У некоторых студентов, как правило, испытывающих трудности адаптации в процессе учебы, проблемы экзистенциального характера могут приводить к серьезным кризисам и конфликтам, суици-
дальным мыслям и аддиктивному поведению. При оказании психологической помощи таким лицам использовались хорошо зарекомендовавшие себя психологические методы рациональной и позитивной психотерапии, личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии и др. К оказанию психологической помощи привлекались специалисты из числа профессорско-преподавательского состава кафедры, имеющие опыт подобной работы.
Необходимым элементом всей системы психолого-педагогического сопровождения является развитие у студентов профессионально важных для деятельности специалистов - клинических психологов личностных качеств. Исходя их анализа профессиональных компетенций и проведенных психографических исследований, был выявлен комплекс профессионально важных качеств, определяющих успешность деятельности клинического психолога [15; 17]. Такими основными профессионально важными качествами являются: высокий и достаточный уровень нервно-психической устойчивости, коммуникативные качества, морально-нормативные качества и некоторые другие личностные свойства и когнитивные качества. Однако, как показывает опыт психологического сопровождения [16; 17], у некоторой части студентов (10-15 %) даже к концу обучения не формируются устойчивые личностные ПВК специалистов. В первую очередь, отмечаются недостаточно сформированные коммуникативные навыки и умения, низкая оценка себя как специалиста, неуверенность в собственной профессиональной компетентности, неустойчивая мотивация к профессиональной деятельности и др.
В ходе проведенных исследований был разработан и проверен на практике психолого-педагогического сопровождения комплекс тренинговых занятий, направленный на развитие коммуникативных навыков, уверенности в собственной компетентности, повышение мотивации и направленности на профессию, повышение уровня нервно-психической устойчивости студентов, обучающихся по специальности «клиническая психология». Эти занятия проводились в рамках учебных дисциплин и факультативов (в том числе с привлечением студентов выпускного курса и аспирантов), начиная с ознакомительной практики первокурсников и на дальнейших этапах обучения.
Помимо тренинговых занятий в ходе профессионально-психологического сопровождения использовались и некоторые организационные мероприятия, направленные на поддержания высокой профессиональной мотивации студентов: посещение
специализированных выставок и экспозиций музейных фондов, экскурсии в лечебные учреждения и психологические центры, встречи с выпускниками образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность в качестве клинического (медицинского) психолога.
Мероприятия психолого-педагогического сопровождения показали свою достаточную эффективность. На рис. 2 приведены данные психологического обследования студентов выпускных курсов (2011-2014 гг.). Результаты сравнительного анализа свидетельствуют о позитивном эффекте мероприятий психолого-педагогического сопровождения. В частности, это нашло свое проявление в статистически достоверном повышении показателей как парциальных шкал методики МЛО «Адаптивность», свидетельствующих о повышении уровня нервно-психической устойчивости, коммуникативных и морально-нормативных качеств, так и в целом показателя адаптационных способностях личности (ЛАП) студентов выпускного курса.
Рис. 2. Сравнительный анализ данных обследования студентов на начальном и завершающем этапах обучения по специальности «Клиническая психология» (в стэновом исчислении) Примечание:
Ряд 1. Результаты обследования студентов-первокурсников. Ряд 2. Результаты обследования студентов выпускного курса Ряд 3. Популяционные нормы для лиц данной возрастной группы (5,5 стэнов)
Условные обозначения:
ЛАП - личностный адаптационный потенциал
НПУ - нервно-эмоциональная устойчивость и поведенческая регуляция КП - коммуникативные способности МН - моральная нормативность
Таким образом, используемая за последние пять лет на кафедре психофизиологии и клинической психологии система мероприятий психолого-педагогического сопровождения студентов в ходе образовательного процесса, выстроенная с учетом системно-деятельностного подхода и направленная на формирование личности будущего профессионала, показала, как она может быть организована за счет активного привлечения к этой работе кураторов студенческих групп, профессорско-преподавательского состава кафедры, студентов старших курсов и выпускников вуза, организации факультативных мероприятий в процессе профессиональной подготовки клинических психологов.
Список литературы
1. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб.: РПГУ им. А.И. Герцена, 2003. - 386 с.
2. Безюлёва Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: моногр. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 320 с.
3. Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и подлинные эмоции // Вестн. Моск. гос. областного ун-та. Сер. Психол. науки. -2013. - № 3. - С. 16-22.
4. Елгина Л.С. Социальная адаптация студентов в вузе // Вестн. Бурятск. ун-та. - 2010. - №5. - С. 162-166.
5. Жданова С. П. Психологическое сопровождение профессионального развития студентов-психологов: дис. ... канд. психол. наук. - Томск, 2007. - 252 с.
6. Корзунин В.А. Закономерности динамики профессионально важных качеств врачей в процессе профессионализации: дис. ... д-ра психол. наук. -СПб., 2002. - 555 с.
7. Корзунин А.В., Церфус Д.Н. Нервно-психическая устойчивость как критерий военно-профессиональной адаптации военнослужащих по призыву // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: программа междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 29 окт. 2014 г. - СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2014. - С. 31.
8. Корзунин В.А., Церфус, Д.Н. Теоретические и практические вопросы психологического сопровождения в вузе // Психологические риски - жизнь до и после ЧС: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. 29 апр. 2015 г., Санкт-Петербург. - СПб.: СПбУ ГПС МЧС, 2015. - С. 50-56.
9. Лилиенталь И.Е. Адаптация студентов к вузовскому обучению как этап личностного и профессионального развития: сб. науч. ст. СевКавГТУ. Сер. Гуманитарные науки. - № 5. - 2007.
10. Маклаков А.Г. Совершенствование систем психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательной организации // Психология XXI века. Организация деятельности психологической службы образовательного учреждения: материалы X междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. - С. 8-12.
11. Маклаков А.Г. Теоретические и методологические основы организации психологического сопровождения образовательного процесса в вузе // Психология XXI века: сб. материалов IX междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых: «Психология современных проблем образования». - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. - С. 9-14.
12. Москова М.В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008. - 24 с.
13. Пилюгина Е.И., Бережнова О. В. Психологическое сопровождение лич-ностно-профессионального развития студента вуза // Молодой ученый. - 2012. - № 10. - С. 289-291.
14. Смирнов А.А., Живаев Н.Г. Уровень субъективного контроля и адаптация студента в вузе // Вестн. Ярославск. гос. ун-та им. П.Г. Демидова. Сер. Гуманитарные науки. - 2008. - № 6. - С. 53.
15. Чермянин С.В., Корзунин В.А. Актуальные проблемы клинической психологии // сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. -СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, «АЙСИНГ», 2010. - (504) - С. 85-95 с.
16. Чермянин С.В., Корзунин В.А., Будко Д.Ю., Шубин А.В. Методические и организационные проблемы обеспечения профессионально-психологического сопровождения учебного процесса в вузах Министерства обороны // Воен.-мед. журн. - 2008. - № 6. - С. 33-37.
17. Чермянин С.В., Попов В.И., Скороход А.С. Особенности психологического состояния студентов, обучающихся по специальности «Клиническая психология», во время первой производственной практики // Вестн. Рос. Воен.-мед. академии. - 2013. -№ 4(44). - С. 159-163.