давать задания повышенной сложности, творческие задания, развивая креативный компонент в формировании личности.
Библиографический список
1. Меркулова, Л. П. Профессиональная мобильность специалистов технического профиля / Л. П. Меркулова. - М.: МГУП, 2005. - 267 с.
2. Марищук, В. Л. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов и др. - М.: Просвещение, 1990. - 256 с.
3. Основы математической статистики для психологов: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» / Г. В. Суходольский. - СПб.: СП6ГУ. - Изд. 2-е, перераб. и доп., 1998. - 460 с.
4. Меркулова, Л. П. Методические указания по коррекции личностных характеристик / Л. П. Меркулова, А. И. Меркулов - Самара: СГАУ, 2004. - 60 с.
УДК 37. 06:378. 96
С. В. Сергеева, О. А. Воскрекасенко, Т. Б. Паршина
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Обновление философии технического образования на современном этапе определяет требования к его содержанию в высшей школе. Высшая техническая школа в современных социокультурных условиях призвана формировать творческую, компетентностную личность будущего инженера. Успешность профессионального становления будущего специалиста во многом определяется эффективностью его адаптации к образовательному процессу в высшей технической школе, отражающему современные масштабы техногенной деятельности человека с присущими ей информационными и высокоинтеллектуальными технологиями, с характерным возрастанием роли духовно-культурного компонента в структуре инженерного образования.
Усложнение содержания и организационной структуры инженерного образования вызывает трудности в адаптации бывших выпускников общеобразовательной школы к новой образовательной среде. По данным социологических исследований, более 80% первокурсников испытывают затруднения в этом процессе. 7-12% из них терпят неудачу во время первых сессий, приводящих нередко к крушению их профессиональных планов (В. Г. Горохов, О. В. Долженко, Б. А. Душков, Б. Ф. Ломов, В. М. Рогозин, В. Ф. Рубахин, Л. А. Сугай, И. Т. Фролов, В. Д. Шадриков и др.).
Проблема адаптации студентов на начальном этапе профессиональной подготовки традиционно занимает важное место в проблематике как теоретико-методологических, так и практикоориентированных исследований по педагогике и психологии высшей школы (Г. И. Александров, И. А. Аливерди-ева, Д. А. Андреева, Е. И. Болотова, В. И. Брудный, Т. Ю. Волгина, Н. К. Грицкевич, А. Ф. Добрынин, С. А. Егорова, С. В. Забегалина, Н. Г. Колызаева, А. Н. Макарова, О. В. Нагоркина, С. А. Салатинян, Т. Н. Сафонова, А. В. Сио-мичев, Ю. А. Ходарковская, В. Т. Хорошко, Р. Р. Хусайнова, Н. Е. Шафажин-ская, Н. П. Штенцова и др.). Это обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, сам вопрос адаптации личности относится к разряду «вечных». Вся жизнедеятельность человека сопряжена с многочисленными изменениями, а следовательно, с чередой сменяющих друг друга адаптационных ситуаций, успешное разрешение которых выступает предпосылкой для дальнейшего саморазвития и самореализации личности.
Во-вторых, современное трансформирующееся общество предъявляет высокие требования к адаптационным способностям личности и её профессиональной подготовке. Современное качественное образование должно способствовать формированию мобильной, готовой к изменениям, адаптивной личности конкурентоспособного специалиста.
В-третьих, для целого ряда студентов первые годы обучения в вузе оказываются критическими, так как в этот период они переживают сложные и многообразные ситуации адаптации к новым условиям обучения. Эффективная адаптация студентов-первокурсников к образовательному процессу в вузе определяет в дальнейшем успешность их обучения, возможности личностной самореализации в студенческой среде, является залогом успешного развития будущего специалиста.
Сам термин «адаптация» (от лат. adapto - приспособляю) впервые появился в физиологии и использовался изначально в биологических науках. В научный оборот он был введён во второй половине XVIII в. немецким физиологом Г. Аубертом и обозначал изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей [4]. В дальнейшем он стал употребляться для обозначения одного из фундаментальных свойств всего живого - способности живых организмов изменять свою физическую и функциональную организацию, а также формы поведения в соответствии с особенностями окружающей среды обитания.
Термин «адаптация» можно отнести к общенаучным понятиям. Подобные понятия зарождаются на «стыках», «в точках соприкосновения» различных областей знания или даже в отдельных дисциплинах с последующей их экстраполяцией на многие сферы естественных, технических и общественных наук. Понятие «адаптация» прошло большой и противоречивый путь развития, трудности которого связаны с объективной сложностью самого явления (А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов) [6, с. 10-11].
Детальный анализ дефиниций, включающий 46 определений, приведён в исследовании Т. В. Середы, где отмечается, что определения адаптации достаточно разнообразны и противоречивы; различные дефиниции делают акцент на разных сторонах изучаемого явления [9]. Подобное многообразие определений связано с использованием их в разных научных областях, со спецификой задач исследований, с различием подходов к проблеме адаптации, принятых в отдельных научных школах, и, наконец, с основными тенденциями развития науки в конкретных исторических условиях.
Несмотря на большое разнообразие, во всех определениях адаптации можно выделить следующие общие моменты (Н. Н. Мельникова):
1. процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектов;
2. это взаимодействие разворачивается в особых условиях - условиях дисбаланса, несогласованности между системами;
3. основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которых может варьироваться в достаточно широких пределах;
4. достижение цели предполагает определенные изменения во взаимодействующих системах [5, с. 14].
В качестве рабочего определения в процессе рассмотрения, проблемы педагогического сопровождения адаптации студентов к образовательному процессу технического вуза, авторами используется следующее понятие: «Адаптация — это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования» [6, с. 17].
Адаптация личности в условиях вуза понимается как процесс активного освоения обучающимся новой социальной среды, в которой он выступает не только объектом адаптации, но и её субъектом, а студенческая среда - не только адаптирующей, но и адаптируемой стороной.
Вузовская среда оказывает существенное влияние на процесс социальной адаптации студента и представляет собой часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса. Это вузовский микросоциум (личностная среда), в который включены студенческие академические группы (первичные студенческие коллективы); референтные группы студентов (коммуникативная среда); преподаватели, кураторы, преподаватели факультетских и общеуниверситетских кафедр, администрация, а также, предметная среда (метериально-техническая база и ресурсы).
В течение обучения в техническом вузе обучающийся переживает процессы профессиональной адаптации - приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса в технологической академии, выработку навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
социально-психологической адаптации - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.
Социально-психологическая составляющая процесса адаптации студентов к условиям обучения в технологической академии отражает изменение социальной роли обучаемого, круга и содержания его общения, корректировку потребностей и системы ценностей, необходимость более гибкой регуляции своего поведения, возникновение потребности в самоутверждении в складывающемся коллективе академической группы, усвоение норм и традиций, сложившихся в вузе.
Психологическая составляющая предполагает перестройку мышления и речи студента применительно к условиям профессионального обучения, резкое возрастание функций внимания, памяти, зрительного восприятия, увеличение эмоционального напряжения, испытание и тренировку воли, реализацию задатков и способностей.
Организационная составляющая включает в себя приспособление студентов к новым психофизиологическим нагрузкам, ритму жизни, методам и формам работы, приобщение к напряжённому учебному труду и др. [10, с. 59-62].
Общепринятым в психолого-педагогической науке является положение о том, что адаптационный процесс не ограничивается первым курсом (А. А. Вербицкий, В. Т. Лисовский, А. В. Петровский, М. В. Рогинский). Но именно в течение этого периода наиболее интенсивно происходит развитие адаптивности как личностного качества, направленного на выработку адаптационных стратегий, новых средств по овладению содержанием учебной деятельности, новых форм отношений и общения [2]. Именно в первый год обучения обучающийся в наибольшей степени нуждается в психолого-пе-дагогическом сопровождении и поддержке процесса его адаптации.
Существует целый комплекс объективных и субъективных факторов, затрудняющих процесс адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза, учёт которых позволяет определить основные направления деятельности по обеспечению успешной адаптации студентов первого курса к образовательному процессу вуза. Так, согласно проведённому исследователем Е. В. Корепановой опросу, обучающиеся среди объективных факторов выделяют: материальные трудности (24%), состояние здоровья (20,4%), неблагоприятные жилищные условия для иногородних (11%), семейные проблемы (5%) и другие. Ко второй группе субъективных факторов они относят отсутствие доверия, открытости, взаимопонимания с однокурсниками и преподавателями (42,6%), недостаточность школьной подготовки (21,2%), насыщенность вузовской программы (19%), отсутствие навыков самостоятельной работы (16%), неумение пользоваться ІЩегпеї (16%), слабые способности к изучению отдельных учебных предметов (6%) и другие [3, с. 10].
В научной работе Н. А. Савотиной приводится разработанная на основе анализа специальной психолого-педагогической литературы и опытно-экс-периментальной работы обобщённая классификация факторов, влияющих на характер протекания адаптационных процессов у студентов [8, с. 82-83]. Исследователь выявила следующие группы факторов, учёт которых позволяет выделить основные направления работы по обеспечению успешной адаптации студентов первого курса к образовательному процессу вуза:
1. факторы, отражающие уровень довузовской подготовки'.
- соответствие объёма и уровня знаний, сформированных умений и навыков требованиям образовательного процесса в вузе;
- профессиональная направленность, мотивация выбора образовательного учреждения, будущей профессии;
- сформированность потребности в социально направленной деятельности;
2. факторы, характеризующие индивидуальные особенности студента как субъекта адаптационного процесса:
- адаптационные способности личности;
- уровень нравственной и социальной зрелости личности;
- адекватность самооценки, выступающей регулятором адаптационной деятельности;
- коммуникативные способности;
- состояние здоровья;
3. факторы, связанные с условиями обучения’.
- личностно ориентированный подход к осуществлению педагогического взаимодействия с обучающимися;
- морально-психологический микроклимат в группе;
- теоретическая и методическая подготовка преподавателей, заместителей директоров по воспитательной работе, кураторов первого курса;
- использование инновационных технологий в образовательном процессе;
- содержание и формы организации специальных (дополнительных) занятий, способствующих эффективной социальной адаптации студентов;
4. факторы, связанные с условиями в семье:
- материальное положение в семье;
- санитарно-гигиенические условия проживания;
- эмоциональный микроклимат;
- особенности семейного воспитания (вседозволенность или жестокое, чрезмерно требовательное отношение родителей).
Затруднения в процессе адаптации к образовательному процессу технического вуза в той или в иной степени испытывают многие студенты. Однако успешность разрешения адаптационной ситуации у обучающихся различна: одни быстро и безболезненно приспосабливаются к новым
условиям существования, другие испытывают значительные трудности. Результативность процесса адаптации определяется двумя группами факторов: объективными, относящимися к окружающей индивида среде (условиями обучения в вузе, социально-психологическим климатом в коллективе, межличностными отношениями и т. д.), и субъективными, связанными с психологическими особенностями самого субъекта деятельности.
Вышесказанное позволяет определить два основных пути повышения уровня адаптированности студентов первого курса.
Во-первых, активизация педагогического потенциала вуза как социокультурной образовательной среды (организация взаимодействия со студентами на основе личностно-ориентированного подхода; применение инновационных технологий обучения; создание информационно-адаптивной среды; организация разнообразной, отвечающей актуальным потребностям студентов внеаудиторной деятельности с целью активизации группообразующих процессов; повышение психологической комфортности среды; подготовка к адекватному восприятию педагогами психологической информации; оказание помощи преподавателям в разработке групповых и индивидуальных образовательных и развивающих программ; оказание нуждающимся студентам социально ориентированной помощи и поддержки в вузе).
Во-вторых, развитие адаптационного потенциала студентов первого курса (формирование адекватной самооценки как регулятора адаптационной деятельности, установки на поисковую активность в ходе адаптации, коммуникабельности, самостоятельности, умения осуществлять осознанный выбор наиболее приемлемых стратегий адаптации и т. д.).
В этой связи представляется необходимым комплексное решение задачи педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса к образовательному процессу вуза. В 2007/2008 учебном году в Пензенской государственной технологической академии практическими психологами Научной психо лого-педагогической лаборатории при кафедре педагогики и психологии высшей школы была разработана и начала реализовываться программа «Обеспечение адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза».
Цель программы - обеспечение эффективной адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза.
Задачи программы:
а) изучение психологических особенностей студентов первого курса, оказывающих влияние на эффективность адаптационных процессов, и выявление специфики их адаптации к условиям технологической академии;
б) анализ и выявление педагогического потенциала технологической академии как социокультурной образовательной среды для успешной адаптации студентов первого курса;
в) разработка модели психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса в период адаптации к образовательному процессу технического вуза;
г) теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности реализации модели психолого-педагогического сопровождения сту-дентов-первокурсников в период адаптации к образовательному процессу технического вуза;
д) выявление и экспериментальное обоснование условий адаптации студентов первого курса к образовательному процессу с учётом специфики технического вуза;
е) разработка методических рекомендаций для руководителей структурных подразделений ПГТА и профессорско-преподавательского состава с целыо реализации задач по адаптации студентов первого курса к образовательному процессу.
Программа «Обеспечение адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза» строится на принципах:
- комплексности воздействия на группу объективных и субъективных факторов адаптации;
- стимулирования субъектной позиции студента первого курса в ходе адаптации к условиям обучения в техническом вузе;
- учёта педагогического потенциала технологической академии как социокультурной образовательной среды для успешной адаптации студентов первого курса;
- индивидуализации и учёта половозрастных особенностей протекания адаптационных процессов у студентов-первокурсников;
- координации усилий заместителей директоров по воспитательной работе, преподавателей, кураторов, психологов, работающих со студентами первого курса, для целенаправленного решения задачи повышения уровня их адаптированности к образовательному процессу технического вуза;
- ориентации на «зону ближайшего развития».
Реализация программы «Обеспечение адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза» осуществляется в три этапа:
I этап - психолого-педагогическая диагностика адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза.
II этап - созидательно-преобразующая деятельность по обеспечению успешной адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза.
III этап - оценка результатов деятельности по обеспечению адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза.
На первом диагностическом этапе реализации программы специалистами НП11Л при кафедре ППВШ осуществляется деятельность по следующим направлениям:
- определение исходного уровня адаптированности студентов первого курса и изучение их психологических особенностей, оказывающих влияние на протекание адаптационного процесса в техническом вузе (уровень интеллектуального развития, адекватность самооценки, интернальность-экстер-нальность, коммуникабельность, тревожность, психодинамические характеристики личности, предпочитаемые стратегии адаптации и др.) [1, 2, 5];
- составление базы данных для индивидуального консультирования, тренинговых занятий, индивидуальных программ развития студентов первого курса;
- выявление педагогического потенциала технологической академии как социокультурной образовательной среды для успешной адаптации студентов-первокурсников;
- изучение объективных и субъективных факторов, вызывающих у студентов первого курса затруднения в процессе адаптации к условиям обучения в техническом вузе;
- разработка модели психолого-педагогического сопровождения студентов-первокурсников в период адаптации к образовательному процессу технического вуза.
На первом этапе была проведена диагностика уровня адаптированности по методике Q- sort техника Роджерса студентов первого курса к образовательному процессу в группах 07 Al-2, 07ММ, 07СИ, 07ПЭ, 07ПВ. Общее количество 137человек. В результате тестирования было установлено, что 28,8% студентов имеют низкий уровень адаптированности и составляют группу риска. Качественный анализ этих результатов позволил выявить ведущие блоки дезадаптации: 26 % - блок «Астения, заниженная самооценка», 15% - блок «Выражение чувств, состояние», 14% - блок «Тревожномнительные черты», 13% - блок «Социальная дезадаптация» и 10% - блок «Неудовлетворенность собой». Утверждения остальных блоков («Пассивная защита», «Дезинтеграция», «Импульсивность», «Девочки, мальчики») занимают незначительный процент выборов. Выявленные в ходе качественного анализа каналы дезадаптации позволят в дальнейшем дифференцировать оказание студентам психолого-педагогической помощи и поддержки (рисунок).
На втором этапе созидательно-преобразующей деятельности по педагогическому сопровождению адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза осуществляется психолого-педаго-гическая поддержка студентов, профессорско-преподавательского состава и наставников (кураторов).
0низкий ■ средний В высокий.
80 70 60 50 40 30 20 10 0
07ПВ
07 ММ 07 СИ
50 50
Уровень адаптированности первокурсников по группам Условные обозначения: специальности: 050501 - профессиональное обучение (ПЭ, ПВ); 080116 — математические методы в экономике (ММ); 100101 - информационный сервис (СИ); 220301 - автоматизация технологических процессов и производств (А1-А2).
Психолого-педагогическая поддержка студентов первого курса в период адаптации к образовательному процессу в технологической академии включает в себя:
- диагностику уровня адаптированности и психологических особенностей студентов первого курса, оказывающих влияние на протекание их адаптационного процесса, и составление базы данных на них;
- оказание помощи обучающимся студентам первого курса, имеющим проблемы в обучении, поведении или общении;
- оказание помощи одаренным студентам первого курса;
- организацию индивидуального и группового психологического консультирования студентов на основе данных диагностики;
- проведение психологических тренинговых занятий со студентами первого курса (развития уверенности в себе, личностного роста, коммуникативных качеств, интеллектуальных способностей, аутогенной тренировки);
- проведение специальных занятий, направленных на формирование у студентов первого курса компонентов учебной деятельности и развитие у них высших психических функций.
Психолого-педагогическая поддержка профессорско-преподавательского состава в образовательном процессе технического вуза включает в себя следующие направления деятельности:
- оказание консультативной помощи преподавателям в разработке групповых, индивидуальных образовательных и коррекционно-развивающих программ;
- психологическое просвещение профессорско-преподавательского состава технологической академии (информирование об основных закономерностях протекания адаптационных процессов у студентов, половозрастных
и психологических особенностях юношеского возраста, внутренних и внешних ресурсах их личности, выработке у студентов адекватных стратегий переживания кризисов и т. д.);
- оказание содействия преподавателям в осуществлении взаимодействия со студентами-первокурсниками на основе принципов личностно-ориентированного подхода.
Помимо психолого-педагогической поддержки студентов и профессорско-преподавательского состава в ходе адаптации студентов-первокурсников, на втором этапе реализации программы «Обеспечение адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза» осуществляется оказание помощи наставникам по стимулированию группообразующей деятельности в воспитательной работе технического вуза.
Группообразующая деятельность выступает одним из важнейших условий повышения психологической комфортности среды и успешной социально-психологической адаптации студентов-первокурсников [10]. Она осуществляется через:
- организацию разнообразной, отвечающей актуальным потребностям студентов деятельности (учебной, научно-исследовательской, коммуникативной, досуговой и т. д.);
- использование педагогического потенциала коллективных традиций образовательного учреждения, студенческого самоуправления, общественного мнения и т. д.;
- организацию межгруппового взаимодействия студентов как внутри, так и между институтами по направлениям (учебному, научно-исследовательскому, досуговому);
- разрешение конфликтных ситуаций, формирование умений и навыков бесконфликтного поведения;
- ознакомление студентов-первокурсников с традициями и организацией учебно-воспитательного процесса в технологической академии, правами и обязанностями студента;
- проведение наставниками тематических часов по проблеме адаптации студентов к образовательному процессу технического вуза.
На третьем этапе реализации «Программы обеспечения адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза» осуществляется оценка полученных результатов, включающая в себя:
повторное определение уровня адаптированности студентов первого курса в контрольной и экспериментальной группах;
сравнительный анализ полученных данных;
проведение научно-практического семинара (конференции) по проблеме психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса в период адаптации к образовательному процессу технического вуза;
коррекцию программы «Обеспечение адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза»;
разработку методических рекомендаций и памяток для преподавателей и наставников по проблеме психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза.
Успешная адаптация студента-первокурсника к образовательному процессу выступает важнейшим условием профессионального становления будущего специалиста. Эффективность протекания адаптационных процессов определяется как особенностями индивида (адаптационными способностями), так и особенностями образовательной среды. Для студента адаптация - это, прежде всего самоактуализация в образовательной среде, представителем которой он является. Особенность вуза как среды адаптации заключается в том, что, с одной стороны, высшая школа представляет собой особую социально-психологическую среду, попадая в которую, студент вынужден расстаться с привычными для него реалиями и привыкать к новым условиям. С другой стороны, помимо предоставления для студента-первокурсника нового социального пространства, вуз формирует в своих студентах способность к адаптации в новых условиях, подготавливая своего будущего выпускника к эффективной деятельности в соответствующей профессиональной области.
Сложный, многофакторный характер адаптационного процесса затрудняет разработку комплексной программы сопровождения адаптации сту-дентов-первокурсников. Реализуемая на базе Пензенской государственной технологической академии программа «Обеспечение адаптации студентов первого курса к образовательному процессу технического вуза» разработана с учётом специфики технологической академии как социокультурной образовательной среды и отвечает задачам подготовки творчески компетен-тностной личности будущего инженера.
Библиографический список
1. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Е. В. Змановская. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
2. Колызаева, Н. Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов в начальном периоде обучения: Дис.... канд. психол. наук / Н. Г. Колызаева. - Л., 1989. - 243 с.
3. Корепанова, Е. В. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников в диаде «преподаватель - студент»: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Корепанова. - Тамбов, 2003. - 23 с.
4. Ламарк, Ж.-Б. Философия зоологии /Ж.-Б. Ламарк. - М.; Л.: Биомедгиз,. 1935.-Т. 1.-330 с.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ...
5. Мельникова, Н. Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации: Дис. ... канд. психол. наук / Н. Н. Мельникова. - СПб., 1999. - 194 с.
6. Реан, А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан. - СПб.: прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2006. - 479 с.
7. Ромм, М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект /М. В. Ромм. - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002.-275 с.
8. Савотина, Н. А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды: Дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Савотина. - М., 2004. - 212 с.
9. Середа, Т. В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс-факторам учебного процесса: Дис. ... канд. психол. наук / Т. В. Середа. -Л., 1987.-212 с.
10. Хусайнова, Р. Р. Адаптация студентов к условиям образования в педагогическом вузе посредством группообразующей деятельности: Дис. ... канд. пед. наук / Р. Р. Хусайнова. - Киров, 2005. - 219 с.
УДК378.02 (+372.851)
Р. М. Асланов, Н. И. Грачева
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КОМПЛЕКСНОМУ АНАЛИЗУ В ПЕДВУЗЕ
Основные требования реформы высшего образования, проводимой в стране, к качеству подготовки будущих специалистов, предполагают внедрение в образовательный процесс высших учебных заведений научно обоснованных и экспериментально проверенных технологий обучения. На современном этапе именно последние призваны стать источником прогресса в подготовке высококвалифицированных специалистов, помочь совершенствованию существующей российской системы высшего образования в плане подготовки компетентных профессионалов.
Сегодня широко изучаются два основных направления совершенствования образования в целом и в высшей школе в частности: индивидуализация и дифференциация обучения. В «Педагогической энциклопедии» даются такие определения: дифференциация обучения - форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся; индивидуализация обучения - организация учебного процесса, при котором выбор способов приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень их развития и способностей к учению [2].