УДК 37.0+378 А.А. Машанов, М.В. Ростовцева, В.А. Помазан
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье рассмотрена одна из ключевых проблем социализации студенческой молодежи - противоречие между требованиями, которые предъявляет вуз молодому поколению и адаптационными возможностями поступающих в вузы молодых людей. Проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление социально-психологических особенностей студентов, которые определяют успешность их адаптации в вузе.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптивность, мотивация, ценностная направленность, коммуникативность, уровень развития поведенческой регуляции.
A.A. Mashanov, M.V. Rostovtseva, V.A. Pomazan SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTABILITY AS A FACTOR OF STUDENT YOUTH SOCIALIZATION
One of the key problems of student youth socialization - the contradiction between the requirements imposed on the younger generation by university and the adaptation opportunities of young people entering the university is considered in the article. The empirical research aimed at identifying the student social and psychological peculiarities that determine their adaptation success in the university is conducted.
Key words: social and psychological adaptability, motivation, value orientation, communication skills, behavioral regulation level.
Молодость является критической точкой процесса социализации. В этот период происходит не только становление человека как активного субъекта общественных отношений, но и общество получает импульс развития через инновационный потенциал, присущий молодежи как социальной общности. Именно поэтому особое значение приобретает создание в обществе соответствующих условий для становления и развития личности, изучение специфических путей и особых форм включения молодого человека в социальные отношения, выявление факторов успешной социализации молодежи.
Кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации молодежи и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и воспроизводство отдельно взятых индивидов и личностей [1, с. 36]. Особенности социализации молодежи представляли и представляют интерес для исследователей И.В. Бестужева-Лады, И.М. Ильинского, С.П. Иваненкова, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, В.Н. Шубкина и др. Среди них положение о социальной обусловленности позиций молодежи в различных сферах жизнедеятельности, о психологических особенностях юношества как специфической социально-демографической группы, о важности процесса самопознания молодого поколения, об обязанностях общества по отношению к молодежи и обратной зависимости между ними и пр. [3, с. 16].
Отметим, что на сегодняшний день существуют различные методологические подходы, которые используются учеными при исследовании феномена «молодежь». В их число входят психофизиологический, социально-психологический, ролевой, субкультурный, конфликтологический, стратификационный, субъективный, социализационный, интеракционистский и другие. Вместе с тем, несмотря на множественность направлений, разработка проблемы социализации молодежи сегодня, по нашему мнению, не только далека от завершения,
а, напротив, все более демонстрирует необходимость как переосмысления ранее исследованного материала, так и открытия новых граней и полей его изучения. Социально-экономический кризис, несоблюдение декларированных конституционных прав, неэффективность воспитания в семье и в учебных заведениях, безнаказанность в правовом отношении; разрушение массовых детских и молодежных организаций, манипулирование СМИ сознанием личности и другие негативные процессы порождают преступность, безработицу, межличностные социальные конфликты, психопатологии, разводы, рост девиантного поведения в среде молодого поколения [2]. Ощущение социальной бесперспективности, ограниченность культурного уровня, взаимная нетерпимость, поклонение «культу денег» в молодежной среде закладывают основы длительных социальных конфликтов, сказываются на эффективности процессов социализации и адаптации молодого поколения. Перечис-
ленные проблемы усугубляются недостаточной разработанностью в обществе, а иногда условий, методов социализации, которые могли бы противостоять сильнейшему негативному давлению новых реалий на процессы становления личности.
В указанном аспекте наибольшую значимость приобретает проблема формирования таких свойств и качеств личности, которые позволяли бы человеку становиться активным, деятельным субъектом общественной жизни, быть востребованным данным обществом, самореализовать себя в нем, удовлетворяя свои основные потребности. Наиболее значимым периодом для развития и формирования таких свойств является студенческий возраст, поскольку именно в это время каждый молодой человек испытывает состояние, в котором осуществляется жизненно важный выбор в отношении себя и своего места в окружающем мире [5, с.192]. Это выбор между идентификацией, осознанием своего «Я», того чего «я» могу достичь, на что «я» способен и тем широким спектром социальных ролей, которые общество предлагает человеку для «исполнения». От того, какие у человека есть и могут быть возможности для личностного роста и освоения ведущих видов деятельности, зависит успешность его социализации. От того, какие социализационные траектории станут приоритетными для студентов, во многом зависит будущее России, так как именно студенчество является важнейшим источником воспроизводства интеллигенции - социального слоя людей профессионального умственного труда высокой квалификации, требующего специального образования, высокой культуры и выполняющего наиболее сложные общественные функции [4, с. 289].
В данной работе мы рассматриваем социальную адаптацию как специфический метод социализации, обеспечивающий возможности формирования и развития тех качеств личности, которые позволяют ей становиться полноправным и полноценным данного общества, эффективно выполнять социальные функции и роли в нем. Основные трудности адаптационного процесса студентов, по нашему мнению, связаны с ведущим видом деятельности в вузе - обучением. Именно в ходе образовательного и воспитательного процессов в высшем учебном заведении происходит формирование социальных качеств юношей и девушек, определяющих становление студента как субъекта общественной жизни и общественного производства.
Прежде всего, социальная адаптация студентов связана с включением человека в новые условия, выходящие за пределы их привычного образа жизни. В средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, систематически. В иную обстановку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза, где отсутствует постоянный, ежедневный контроль подготовки к занятиям, представлены совершенно новые модели обучения, другие учебные планы, формы организации занятий, педагогические технологии, образовательные стандарты. В результате нередко в первом семестре возникает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе, формируется уверенность в возможности все освоить перед сессией, возникает беспечное отношение к учебе [4, с. 290]. Поэтому на первом курсе основные проблемы адаптации связаны с приобщением студентов к новым формам обучения, формированием нового отношения к профессии; освоением новых учебных норм, оценок, способов и приемов самостоятельной работы и других требований; приспособлением к новому типу учебного коллектива, его обычаям и традициям и т.д. [6, с. 1015]. Процесс адаптации не исчерпывается перечисленными моментами, но, очевидно, они составляют его ядро. Уже на первом курсе существует острая необходимость в создании специальных средств, методов, условий, направленных на выявление и разрешение трудностей адаптационного процесса первокурсников, что будет способствовать успешной социализации учащегося.
Можно выделить одну из основных проблем социальной адаптации студентов: противоречие между требованиями, предъявляемыми вузом (выступающим не только как агент социализации, но и как «миниобщество», социальная среда с собственной структурой и особенностями) молодому поколению, и адаптационными возможностями (психологическими, когнитивными, ценностными и др.) поступающих в вузы молодых людей для освоения той социальной действительности, в которую они включены уже самим процессом обучения в вузе.
В качестве одного из факторов разрешения данной проблемы авторы статьи рассматривают адаптивность как специфическое отношение, разрешающее противоречия, возникающие в процессе социальной адаптации и соответственно в процессе социализации учащихся в вузе. В основе адаптивности, по нашему мнению, должны лежать систематические комплексные исследования, направленные на выявление трудностей социальной адаптации студентов и разработку на их основе комплекса учебнометодических, социально-психологических и иных мероприятий по совместному устранению, преодолению этих трудностей. Это система мероприятий, позволяющая управлять процессом социальной адаптации студентов, а значит, и процессом их социализации.
В связи с описанными выше обстоятельствами, а также в рамках реализации программы молодежных проектов Сибирского федерального университета (СФУ), было проведено исследование, направленное на выявление социально-психологических особенностей студентов, которые определяют успешность их адаптации в вузе. Целью исследования являлось установление зависимости между уровнем адаптированности личности и некоторыми психологическими особенностями студентов. В частности, с помощью специально подобранного комплекса методик, включающего личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина; теста «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.А. Реана и В.А. Якунина; ориентационной анкеты «Направленность личности» Б. Баса было обследовано 636 человек, обучающихся на 1-3 курсах СФУ по техническим направлениям подготовки, из них 227 студентов 1 курса, 201 студент 2 курса, 208 студентов 3 курса.
Было выдвинуто предположение, что такие личностные образования, как уровень развития мотивации к успешному обучению в вузе, уровень коммуникативности, уровень развития поведенческой регуляции, моральная нормативность (способность ориентироваться на общепринятые правила и нормы поведения) и направленность личности, определяют успешность социальной адаптации студентов в вузе, т.е. будут находиться в высокой корреляционной зависимости со степенью адаптированности личности. Мы также исходили из того, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями потому, что получают достаточно слабую подготовку в средней школе, у них не сформированы указанные черты личности, тогда как социальная адаптация, особенно студентов-первокурсников, носит конкретный характер и зависит от уровня развития этих свойств и качеств. Эти положения послужили основанием выбора вышеперечисленных репрезентативных методик исследования, с помощью которых можно определить уровень развития мотивации, коммуникативности, поведенческой регуляции, способности ориентации на принятые правила и нормы поведения, направленность личности и степень ее адаптированности в данной социальной среде.
Были выделены основные сферы, в которых осуществляется процесс социальной адаптации студентов: сфера ведущей деятельности (т.е. обучения), общения (в новых социальных условиях в вузе), самосознания (изменения в структуре личностных свойств), которые являются и сферами социализации учащихся.
В сфере адаптации студентов к обучению выделился мотивационный фактор, связанный с формированием позитивных учебных мотивов (стать высококвалифицированным специалистом, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, приобрести глубокие и прочные знания) и личностных качеств будущего специалиста, который можно рассматривать как интегральный, поскольку он определяет общую профессиональную направленность и ориентацию человека в процессе его жизнедеятельности. Была обнаружена корреляционная зависимость уровня адаптированности студента от степени выраженности позитивных мотивов к обучению. Выявлено, что трансформация мотивов и целей обучения (от первого курса к третьему курсу) происходит в направлении от различных внешних формальных оснований (получение диплома, стипендии, добиться одобрения родителей и т.п.) к содержательным профессиональным целям, имеющим внутреннюю значимость для студентов.
Можно предположить, что на первом курсе высокие уровневые показатели профессиональных и учебных мотивов (87,3; 85,6; 95,7 % соответственно на 1, 2, 3 курсах) обусловлены пониманием их общественного, а не личностного смысла, на основании чего они, скорее, идеализированы, нежели являются субъективными личностными установками. У студентов второго курса отмечается общее снижение интенсивности всех мотивационных компонентов. Познавательные и профессиональные мотивы перестают управлять учебной деятельностью. Только к третьему курсу смысл обучения начинает пониматься как профессионализация в выбранной области, а не формальное выполнение требований вуза, т.е. формируется субъективное отношение к процессу собственного социального становления.
В сфере общения выделился фактор зависимости успешной социальной адаптации от уровня развития коммуникативных способностей, навыков самопрезентации в группе, способности устанавливать контакты с окружающими, построения отношений со сверстниками и преподавателями. Уровень развития коммуникативных способностей к третьему курсу повышается незначительно (с 16,2 до 17,8 %), а процентное соотношение испытуемых с высоким, средним и низким уровнем общительности на 1-3 курсах примерно одинаково (в среднем у 69 % студентов диагностируется средний уровень, у 7 % - высокий, у 19 % - низкий уровень коммуникативности).
Неразвитость коммуникативных способностей обуславливает низкий уровень развития поведенческой регуляции, которая отражает соотношение потребностей, эмоционального фона настроения, самосознания, в значительной степени определяющих эффективность выполнения социальных функций, соответствие своему статусу и социальной роли в вузе. В сфере самосознания у 40,6 % студентов 1 курса, 31,8 % студентов 2 курса, 37 % студентов 3 курса выявлены противоречия и трудности в становлении самооценки и формировании
позитивного образа «Я». Это проявляется в быстром физическом утомлении, «студенческой тревожности», в неспособности выдерживать новый высокий темп жизни, неуверенности в собственных возможностях, в формировании направленности не на активный творческий поиск, а избегание, уход от проблем. Результаты исследования также показывают, что важным условием успешной социальной адаптации является ориентация студента на соблюдение общепринятых и специфичных для вуза ценностей, правил и норм поведения, адекватное восприятие предлагаемой социальной роли, ответственное отношение к требованиям непосредственного социального окружения, что является важным условием формирования нормативной адаптированности личности. Итоги исследования демонстрируют, что только 5,7 % студентов 1 курса, 5 % студентов 2 курса, 32,7 % студентов 3 курса стремятся соблюдать общепринятые правила и нормы поведения в вузе, однако к третьему курсу наблюдается снижение количества студентов с низкими показателями по шкале «моральная нормативность» с 29, 3 до 8,65 %. Это говорит о развитии у студентов от курса к курсу стремления соблюдать общепринятые нормы поведения, что, в свою очередь, обуславливает повышение уровня их адаптированности к третьему курсу.
Результаты исследования показывают, что количество студентов с низким уровнем адаптированности от первого к третьему курсу снижается соответственно на 46,7; 42,8; 37,5 %. Однако достаточно большое количество (37,5 %) студентов третьего курса имеют низкий уровень адаптированности, обусловленный неразвитостью коммуникативных навыков и низким уровнем развития мотивации. Данное обстоятельство, по нашему мнению, необходимо учитывать при разработке и планировании мероприятий по разрешению трудностей адаптационного процесса студентов, которые являются актуальными проблемами не только первокурсников, но и студентов старших курсов.
Полученные данные позволяют утверждать, что для поддержания условий успешной адаптации учащихся требуется воздействие на развитие указанных социально-психологических качеств студентов (мотивации к успешному обучению, ценностной направленности, коммуникативности и поведенческой регуляции). Естественно, что уровень адаптированности зависит не только от этих факторов, однако можно утверждать, что степень развития этих особенностей будет обуславливать и эффективность социализации студентов в вузе, поскольку успешность социальной адаптации личности является одним из факторов успешной социализации.
Выделенное противоречие между требованиями, предъявляемыми вузом молодому поколению (особенностями вузовской среды), и адаптационными возможностями (уровень развития мотивации к успешному обучению, коммуникативности, поведенческой регуляции, ценностная направленность) поступающих в вузы молодых людей может быть разрешено через формирование социально-психологической адаптивности как особого вида взаимодействия, отношения между студентом и вузовской средой.
Социально-психологическую адаптивность можно рассматривать как вид социальной адаптивности, поскольку трудности адаптационного процесса в вузе обусловлены не только уровнем сформированности указанных социально-психологических особенностей личности, но и физическими, социальными факторами, особенностями учебной деятельности, спецификой всей вузовской среды. Формирование социально-психологической адаптивности предполагает систематическое, всестороннее изучение психолого-педагогических и социальных факторов, вызывающих трудности социальной адаптации студентов в вузе, создание соответствующих условий для обеспечения ее успешности, через разработку комплекса учебно-методических мероприятий на весь период обучения в вузе, касающихся всех форм профессиональной подготовки студентов. Результирующими эффектами этого будут являться высокий уровень положительной мотивации к успешному профессиональному обучению, направленность на активный, творческий поиск в преодолении трудностей, адекватное восприятие предлагаемой социальной роли и эффективное выполнение социальных функций, высокий уровень развития коммуникативных способностей личности. Следует подчеркнуть, что ведущая роль в этом направлении принадлежит психологопедагогическим, социологическим службам, которые в своей деятельности должны быть нацелены на работку технологий управления адаптацией студентов в вузе.
Литература
1. Кузьмин В.А. Молодежь на пути в XXI век. - М.: Содружество социол. ассоциаций, 1992. - 285 с.
2. Лисовский В.Т. Молодежь в условиях кризиса // Народное образование. - 1994. - № 5. - С. 11-17.
3. Молодежь России: тенденции, перспективы: монография / под ред. И.М. Ильинского, А.В. Шаронова. -
М.: Прогресс, 1993. - 431 с.
4. Ростовцева М.В., Машанов А.А. Философский смысл понятия «социальная адаптация» // Вестн.
КрасГАУ. - 2012. - № 6. - С. 288-293.
5. Ростовцева М.В., Машанов А.А. Основные подходы к исследованию адаптивности личности // Вестн. КрасГАУ. - 2012. - № 7. - С. 191-196.
6. Ростовцева М.В., Машанов А.А., Хохрина З.В. Темпоральный подход к исследованию адаптивного цикла студентов вуза: теоретический аспект // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 4. - Ч. 4. - С.1015-1019.
УДК 378:614 Ю.М. Степанов
МОТИВАЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты мотивации как важного фактора успешного обучения в вузе. Предложена модель «адекватного обучения». Приведены данные в пользу выдвинутой концепции.
Ключевые слова: обучение, безопасность жизнедеятельности, мотивация, концепция.
Yu.M. Stepanov MOTIVATION AND EFFECTIVENESS OF LIFE SAFETY TRAINING
The theoretical and practical aspects of motivation as an important factor of successful training in higher educational institution are considered in the article. The model of "adequate training" is offered. The data in favor of the suggested concept are provided.
Key words: training, life safety, motivation, concept.
Введение. Общество заинтересовано в том, чтобы на рынок труда приходили квалифицированные специалисты, способные эффективно решать стоящие перед ними задачи, поэтому в повышении качества образования заинтересованы практически во всех отраслях народного хозяйства. Понятие «квалифицированные кадры» включает такие характеристики специалиста, как умение выделять главные направления деятельности, расставлять приоритеты при выполнении производственных заданий, грамотно проводить анализ ситуаций, способных к творчеству. В конечном итоге престиж учебного заведения определяется тем, насколько полно реализована данная парадигма. Примеров тому немало: Гарвард, Кембридж, Оксфорд, Сорбонна и др. Выпускников этих престижных заведений безработица практически не касается, а спрос превышает предложение.
В чем же главное отличие обучения в этих учебных заведениях от вузов «средненьких», коих большинство, и откровенно слабых, а их тоже немало? Причин много. Это достойный уровень финансирования престижных вузов, высокий профессионализм профессорско-преподавательского состава, замечательное техническое оснащение и т.д. Но самым существенным фактором мы считаем уровень мотивации обучаемых и обучающих. Многочисленные исследования подтверждают данное высказывание [11-12, 27-28].
Основными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения считаются его компетентность, конкурентоспособность и мобильность. В этой связи акценты при изучении дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от содержания обучения, но и от того, как усваивается материал: индивидуально или коллективно, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения [5, 24].
Материалы и методы исследований. В качестве рабочей гипотезы можно было бы высказать предположение, что усиливая уровень мотивации в изучении тех или иных дисциплин, можно добиться повышения качества усвоения представляемых педагогом материалов. Однако это не совсем верно. Дело в том, что нагрузки, предъявляемые школьникам и студентам в период обучения, часто недопустимо высоки, в результате чего развиваются предпатологические расстройства в функционировании важнейших систем организма.
З20