3. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Pedagogicheskie usloviya primeneniya informacionnyh tehnologij v processe podgotovki buduschego prepodavatelya professional'nogo obucheniya k pedagogicheskim innovaciyam. Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniya iprava. Moskva, 2016; № 15: 19 - 23.
4. Petrova N.P. Otkrytoe obrazovanie i ego funkcii v informacionnom obschestve. Gumanitarnye i social'no-'ekonomicheskie nauki. 2007; 5: 120 - 124.
5. Bondareva G.A., Petrova N.P. Informacionnaya nasyschennost' obrazovatel'nogo processa v vuze v sovremennyj period informatizacii obrazovaniya. Kant. 2016; (20): 24 - 29.
6. Korchinskij A.A., Petrova N.P. Tendencii razvitiya sovremennogo vysshego professional'nogo obrazovaniya. Obrazovanie. Nauka. Innovacii: Yuzhnoe izmerenie. 2014; 5 (37): 24 - 37.
Статья поступила в редакцию 16.02.18
УДК 378
Magomedova M.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology, Dagestan State Technical
University (Makhachkala, Russia), E-mail: magomedova.marina@mail.ru
ADAPTATION OF THE PERSONALITY OF A STUDENT TO THE EDUCATIONAL PROCESS AS A SOCIO-CULTURAL PHENOMENON AND THE PEDAGOGICAL PROCESS. In the article the process of a student's adaptation to the educational process as a socio-cultural phenomenon and pedagogical process is studied. Adaptation is seen as a process that stimulates the learner's personal development as a necessary element of the process, as a resource of self-knowledge and self-determination in the chosen professional sphere. Social adaptation is defined as a process of active adaptation of an individual to conditions of the environment and a result of this process or balancing of social reality and social component in man.
Key words: adaptation, student, educational process, socialization, social adaptation.
М.Г. Магомедова, канд. пед. наук, доц. каф. психологии, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический
университет», г. Махачкала, E-mail: magomedova.marina@mail.ru
АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
В статье изучен процесс адаптации личности студента к образовательному процессу как социокультурное явление и педагогический процесс. Адаптация рассматривается как процесс, стимулирующий профессионально-личностное развитие обучаемого, как необходимый элемент данного процесса, как ресурс самопознания и самоопределения в выбранной профессиональной сфере. Социальная адаптация определяется как процесс активного приспособления индивида к условиям среды и результат этого процесса или уравновешивание социальной действительности и социального в человеке.
Ключевые слова: адаптация, студент, образовательный процесс, социализация, социальная адаптация.
Социальные изменения, происходящие в настоящее время, стимулировали необходимость разработки стратегии развития профессионально-педагогического образования, в полной мере отвечающего запросам общества в подготовки высококвалифицированных педагогических кадров. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы (О.А. Волкова, Т.В. Кудрявцев, С.Л. Лесникова, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова, С.Н. Чистякова, В.Ю. Шегурова и др.) позволил сделать вывод о том, что важным аспектом решения проблемы профессионально-личностного развития студентов в системе университетского образования является привлечение внимания к вопросам готовности к профессионально-педагогической деятельности, которая не может быть сформирована без развития адаптационных механизмов личности студента к образовательному процессу в вузе.
Само понятие «адаптация» имеет в современной науке значительное количество возможных определений. Данное многообразие смыслов обусловлено разницей контекстов, закладываемых различными исследователями в понимание данного общенаучного феномена. В рамках нашего исследования, адаптация приобретает психолого-педагогический контекст. Так, А.В. Петровский определил адаптацию как процесс присвоения индивидом социальных норм и ценностей [1]. Адаптация выступает в качестве первой фазы развития личности, которая предполагает усвоение групповых норм поведения и соответствующих им форм и средств деятельности.
Интересным является определение, данное А.А. Налчаджя-ном, в соответствии с которым адаптация - «это процесс преодоления проблемных ситуаций, в ходе которого личность использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутрипсихических процессов» [2].
Рассматривая проблему адаптации личности в развитии отечественных педагогических теорий (Ю.А. Александровский, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, А.А. Ухтомский, Д.Н. Узнадзе и др.), следует акцентировать внимание на нескольких значениях: для определения процесса, при котором происходит приспособление организма к новой окружающей среде; для выражения
равновесного отношения, которое устанавливается между организмом и средой.
Считаем планомерным адаптацию рассматривать как процесс, стимулирующий профессионально-личностное развитие обучаемого, как необходимый элемент данного процесса, как ресурс самопознания и самоопределения в выбранной профессиональной сфере.
Адаптация личности зависит от сформированнох волевых, интеллектуальных и моральных средств саморегуляции. Значимые для адаптации личности интеллектуальные, моральные, волевые действия, проявляясь в сферах общения, поведения и деятельности, функционируя в процессе решения встающих перед личностью задач, при преодолении трудностей закрепляются как устойчивые качества личности и входят в структуру характера, определяя ее своеобразие и индивидуальность.
Некоторые аспекты адаптации рассматриваются социальной педагогикой. В последние два десятилетия социальная педагогика оформилась в качестве самостоятельного научного направления, изучающего процесс взаимодействия личности и социальной среды, способы реализации личности в обществе. Учитывая, что акцент сделан на воспитании личности в социальной среде (В.Г. Бочарова, СВ. Сальцева, Г.Н. Филонов и др.), вопросы адаптации приобретают важное значение для обоснования самого процесса социализации. Т. Шибутани обосновал тезис о том, что социализация есть форма адаптации. Так что адаптация рассматривается как более общая категория, чем социализация [3].
С другой стороны, адаптация может рассматриваться лишь как часть, как некоторый элемент социализации, которая выступает процессом усвоения социального опыта путем вхождения в социальную среду и систему социальных связей.
В настоящее время человек постоянно сталкивается с новыми условиями деятельности и общения. Изменяющиеся условия жизни требуют не столько «приноравливания», «приспособления» к ним, сколько развития личности, обогащения человеческой индивидуальности в соответствии с тенденциями в развитии общества. Перед человеком встает проблема переосмысления и переоценки своей позиции, выбора адекватной линии поведения
и самосовершенствования в соответствии с меняющимися условиями и т. д.
В отличие от социализации, отражающей становление личности, обусловленное влиянием в основном со стороны общества, процесс адаптации отражает в большей степени субъективно опосредованное развитие личности, соответствующее её индивидуальным особенностям и склонностям. То есть, процесс адаптации не может быть отделен от развития личности, ее становления в социуме. Субъективная направленность процесса адаптации личности подчеркивается A.M. Растовой: «Если в процессе социализации индивид в первую очередь является объектом воздействия общества, то в ходе социальной адаптации личность в большей мере выступает субъектом деятельности и общения» [4].
Адаптация как процесс совершается во взаимодействии субъективных и объективных факторов, причем среди объективных существует стихийные (социальные) и специально организуемые (педагогические).
Субъективной избирательности адаптации личности противостоит процесс социализации. Понятие социализации, прежде всего, отражает воздействие объективного мира (общества) на развитие личности, характеризует становление личности в основном с объективной стороны, с точки зрения воздействия социальных условий.
Результатом процесса социализации является приобретение специфически человеческих форм поведения и качеств, делающих возможной жизнь человека в обществе, т. е. его проявление как общественного существа.
Основная функция социализации - обеспечение нормального функционирования индивида в обществе. Соответствие же общественно регламентированного поведения и деятельности внутренней структуре личности, ее интересам, ценностным ори-ентациям, особенностям темперамента достигается в процессе социально-психической адаптации.
Социализация, при которой социальная среда не оказывается чуждой личности, обеспечивается социально-психологической адаптацией.
Адаптация же - это не просто приспособление, приноравли-вание индивида к новым условиям, не затрагивающее внутренних свойств, его личностных особенностей, а сложный противоречивый процесс, включающий момент активности со стороны личности и сопровождающийся определенными сдвигами в ее структуре.
Таким образом, социализация личности, происходит путем социальной адаптации. Социальная адаптация определяется как «процесс активного приспособления индивида к условиям среды и результат этого процесса или уравновешивание социальной действительности и социального в человеке» [5].
Главный признак социальной адаптации в данном определении - приспособление индивида к условиям среды.
В решении проблемы социальной адаптации в настоящее время в науке выделяются и рассматриваются следующие подходы: личностно-ориентированный (В.Г. Бочарова, И.С. Якиманская, СВ. Сальцева, Л.В. Павлова и др.); ценностно - ориентированный (А.В. Кирьякова, И В. Шмане-ва, Е.В. Бондаревская, В.Я. Кряквин и др.); деятельностный (А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, В.А. Беликов и др.).
Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. Психолого-педагогическое обеспечение адаптации (учебной, профессиональной, бытовой и др.) включает социально-педагогический аспект, т. к. социальная среда с точки зрения структуры подразделяется на предметную и личностную, а образовательное учреждение содержит целенаправленный аспект взаимодействия педагогов и воспитанников.
Научные теории развития личности, предлагаемые разными авторами, рассматривают адаптацию личности с различных
Библиографический список
точек зрения. Педагогический аспект состоит в специальной помощи личности в преодолении трудностей адаптации со стороны педагогов.
Анализ отечественных и зарубежных концепций социально-психологической адаптации позволяет сделать вывод, что адаптация принимает двусторонний характер: с одной стороны, она включает изменение физиологических и социальных функций, необходимых для того, чтобы удовлетворить требованиям окружающей среды; с другой стороны, и среда изменяется, удовлетворяя требованиям организма. Из этого можно сделать вывод, что адаптацию надо рассматривать как процесс активного освоения образовательного пространства. Содержание понятия «пространство» определяется прежде всего составляющими его условиями и факторами. Что касается конкретизации этих условий, то более приемлемые, на наш взгляд, их определения и характеристики содержатся в работах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, А.В. Козлова, Л.В. Мещеряковой.
Под педагогическими условиями понимают совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально - пространственной среды учебного заведения, направленных на решение поставленных в педагогике задач. Это те условия, которые целенаправленно создаются в образовательном процессе и которые должны обеспечивать наиболее эффективное протекание этого процесса. При этом, подчеркивается Л.В. Мещеряковой, педагогические условия нельзя сводить только к внешним обстоятельствам, оказывающим влияние на процесс, так как учебная деятельность представляет собой единство субъективного и объективного.
Наряду с понятием «педагогическое пространство» применяется другой термин - «педагогическая среда». В педагогической науке существуют разные толкования этого понятия. Согласно одной из точек зрения, педагогическая среда включает следующие основные компоненты: усваиваемые обучаемыми знания, умения и навыки; познавательный и культурный потенциал; формы, методы и средства обучения; формы и методы организации самостоятельной работы. Педагогическая сфера взаимодействует с другими средами, которые по отношению к ней выступают в виде социальных, психологических и других полей.
При определении социально-педагогических условий адаптации мы исходим из того, что само понятие «адаптация» предполагает личность и те условия, к которым она приспосабливается, то есть, взаимодействие личности с окружающей средой. Поэтому более приемлемым для исследования адаптации является другой теоретический подход, суть которого сводится к учету не только внешних обстоятельств, но и внутренних условий, а именно - особенности личности обучающегося. В этой связи важным аспектом социальной адаптации является вопрос об особенностях социально-адаптированной личности. По мнению одних исследователей, адаптация - это осуществление способности личности к самоопределению, самореализации. (В.Я. Кряквин). Другие авторы к качествам личности, обеспечивающим эффективную адаптацию, относят интеллектуальные способности, ценностные ориентации, наличие цели деятельности, состояние здоровья и др.
Проблема социально-педагогических условий затрагивается во многих педагогических исследованиях организации и управления образовательными системами.
М.М. Поташник и B.C. Лазарев приводят комплекс как внешних, так и внутренних условий развития образовательного процесса: организационно-педагогических (уровень организации, порядка, дисциплины); психологических условия (морально-психологический климат в коллективе); материальных условий (материально-техническая база); социально-бытовых условий (социальная защищенность); санитарно-гигиенических условий; эстетических условий; пространственных условий. Все эти условия имеют значение для адаптации студентов любой образовательной организации, в том числе вуза, в условиях которого происходит их профессионально-педагогическое становление.
1. Петровский А.В. Психология неадаптивной активности. Москва, 1992.
2. Налчаджян А.Л. Социально-психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. Ереван, 1988.
3. Шибутани Т.С. Социальная психология. Москва: Прогресс, 1969.
4. Растова A.M. К вопросу о соотношении социализации и социальной адаптации личности. Труды Алтайского политехнического института. Барнаул, 1974; Вып. 37.
5. Овчинникова Г.Г. Психическая средовая адаптация и Я-концепция несовершеннолетнего. Дети - молодёжь - общество. Челябинск, 2005.
6. Магомедова М.Г. Адаптация студентов младших курсов в системе допрофессионального образования. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015; Т. 13: 861 - 865.
References
1. Petrovskij A.V. Psihologiya neadaptivnoj aktivnosti. Moskva, 1992.
2. Nalchadzhyan A.L. Social'no-psihicheskaya adaptaciya lichnosti: formy, mehanizmy i strategii. Erevan, 1988.
3. Shibutani T.S. Social'naya psihologiya. Moskva: Progress, 1969.
4. Rastova A.M. K voprosu o sootnoshenii socializacii i social'noj adaptacii lichnosti. Trudy Altajskogo politehnicheskogo instituta. Barnaul, 1974; Vyp. 37.
5. Ovchinnikova G.G. Psihicheskaya sredovaya adaptaciya i Ya-koncepciya nesovershennoletnego. Deti - molodezh' - obschestvo. Chelyabinsk, 2005.
6. Magomedova M.G. Adaptaciya studentov mladshih kursov v sisteme doprofessional'nogo obrazovaniya. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2015; T. 13: 861 - 865.
Статья поступила в редакцию 27.02.18
УДК 378
Mamalova H.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Electronics, Chechen State University
(Grozny, Russia), E-mail: rukisha@bk.ru
POSSIBILITIES OF THE DIDACTIC COMPUTER ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION AS A MEANS OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS. The article reveals what possibilities of the didactic computer environment of a university as a means of organizing students' independent work are. The conclusion is made that the didactic computer environment is a system object that consists of interrelated software and technical components. The implementation of the didactic computer environment of a university is largely determined by electronic educational resources, their qualitative characteristics, and the provision of the learning process with this type of teaching aids. Educational atmosphere at an educational institution can be represented as a sum of a number of components: the state of the quality of teaching; the level of requirements for student in the educational process; the accepted standard of education; the established rules of conduct adopted by this institution; the pedagogical style of communication; the regulated positive value orientations, which graduates are going to acquire.
Key words: didactic computer environment of university, independent work, student.
Х.Э. Мамалова, канд. пед. наук, доц. каф. физической электроники, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный
университет», г. Гоозный, E-mail: rukisha@bk.ru
ВОЗМОЖНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В статье выявлены возможности дидактической компьютерной среды вуза как средство организации самостоятельной работы студентов. Сделан вывод о том, что дидактическая компьютерная среда - системный объект, который состоит из взаимосвязанных программных и технических компонентов. Реализация дидактической компьютерной среды вуза во многом определяется электронными образовательными ресурсами, их качественными характеристиками, обеспеченностью учебного процесса данным типом средств обучения. Образовательная среда образовательного учреждения, в том числе вуза, может быть представлена как совокупность ряда компонентов: состояние качества преподавания; уровень требований, предъявляемых к обучаемому в образовательном процессе; принятый стандарт образования; установившиеся нормы поведения, принятые в данном учебном заведении; стиль педагогического общения; регламентированные позитивные ценностные ориентации, к формированию которых стремится выпускник.
Ключевые слова: дидактическая компьютерная среда вуза, самостоятельная работа, студент.
В условиях инновационного образования, направленного на формирование у будущих специалистов не только предметных знаний и умений, но и высокого уровня профессиональной компетентности, качество профессионального образования нельзя сводить лишь к сумме уровней качества обучения различным дисциплинам. Оно определяется степенью приобщения студента к целостной сфере будущей профессиональной деятельности, достигнутой в процессе реализации образовательной программы. При этом компетентность будущего специалиста необходимо формировать в процессе изучения не только специальных, но всех общеобразовательных дисциплин. Осуществить решение данной проблемы можно в условиях дидактической компьютерной среды вуза.
Одним из немногих способов расширения спектра возможных методов оформления процедур предоставления образовательной услуги может являться частичный перевод их в принципиально иную среду. В первую очередь речь идет об использовании новых информационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет, в частности, об использовании информационной предметной среды, представляющей собой сложную систему, аккумулирующую интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы, а также обеспечивающую возможности продуктивной познавательной деятельности будущих специалистов, направленной на формирование их профессионального потенциала. При этом в качестве основного средства конструирования дидактической компьютерной среды более рационально и оптимально использовать портальную технологию. Образовательный портал можно рассматривать и как информационный, и как программно-методический, и как орга-
низационный и коммуникационный компонент информационной среды.
Понятие «дидактическая компьютерная среда» в настоящее время окончательно не определено и трактуется по-разному. Наиболее часто оно употребляется для обозначения совокупности программно-аппаратных средств, позволяющих обеспечить ввод, хранение, обновление и передачу обучаемым необходимого учебного материала, а также использование автоматизированной системы обучения и контроля. Несмотря на то, что аппаратное и программное обеспечение составляет важный компонент информационной образовательной среды, такой подход к ней представляется слишком узким и не позволяет в полной мере охарактеризовать эту сложную систему [1].
В.П. Мозолин в своем диссертационном исследовании [2] говорит о том, что «современные информационные, и прежде всего телекоммуникационные технологии вносят решающий вклад в формирование образовательной среды. По своей структуре она многомерна, многоаспектна, но прежде всего - это информационная среда».
Главным педагогическим условием эффективного функционирования дидактической компьютерной среды предвузовского обучения, по мнению авторов работы, является структурирование содержания учебно-методических пособий на основе единства дидактических принципов системной дифференциации и задачного обучения, что обусловливает дифференциацию содержания в научных дефинициях на неродном языке.
Образовательная среда образовательного учреждения, в том числе вуза, может быть представлена как совокупность ряда компонентов, сложившихся на конкретный момент времени в данном учебном заведении и включающих в свой состав: состо-