YAK 378.1 ББК 74.489.0
T.A. ВЛАСОВА
АДАПТАУИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОУЕССУ ВУЗА
T.A. VLASOVA
ADAPTATION OF THE FIRST-YEAR STUDENTS TO THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGH SCHOOL
В статье рассматривается процесс адаптации студентов младших курсов к новой для них образовательной среде вуза, выявляются трудности адаптационного процесса, их причины и возможные пути преодоления.
In the article the process of the first-year students adaptation for their new educational environment of high school is described, the difficulties of the adaptation process, their causes and possible ways to overcome is revealed.
Ключевые слова: социализация, адаптация, адаптированность личности.
Key words: socialization, adaptation, personal adaptation.
Актуальной проблемой функционирования вуза является создание условий для успешной адаптации первокурсников к обучению, что способствует сохранению контингента студентов и обеспечивает качество их профессиональной идентификации.
Теоретической основой понятия «адаптация» является представление о ней как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям окружающей среды, затрагивающей все уровни функционирования человека [1]. В зависимости от уровня взаимодействия человека со средой тот или иной автор рассматривает различные виды адаптации. Физиологическая адаптация (перестройка соответствующих систем организма - Н.Е. Введенский, И.П. Павлов, М.И. Сеченов, А.А. Ухтомский и др.); психологическая адаптация (приспособление к условиям и задачам на уровне психических процессов - П.К. Анохин, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.М. Прихожан); социальная адаптация (система овладения новыми общественными связями - Т.К. Дичев, В.А. Сластенин, Б.Г. Турусбеков).
Следует отметить, что в отечественной психологии и педагогике проблема адаптации рассматривается с помощью категории предметной деятельности и понятия «присвоение», под которым понимается овладение личностью общественно выработанными способами ориентации в предметном мире и средствами его преобразования. Категория адаптации как «приспособление» предполагает активность человеческой деятельности, направленной на то, чтобы удовлетворить требования внешней и внутренней среды индивида. Понятие «активность» раскрывается в связи с применением принципа детерминизма (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). С.Л. Рубинштейн, в частности, разрабатывая данный принцип, развивает тезис о единстве сознания и деятельности.
Разработка указанных положений применительно к различным уровням психического нашла отражение в категориях «переживание» (Л.С. Выготский), «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев), «отношение человека» (В.Н. Мясищев), «установка» (Д.Н. Узнадзе). Названные категории и связанные с ними концепции указывают на ту интегративную работу, которую выполняет психическое в процессе избирательного превращения всеобщих форм и условий жизнедеятельности в формы субъективного значения и последовательной регуляции на их основе деятельности личности.
Наше исследование затрагивает процессы взаимоотношения человека со средой, поэтому важным для нас является мнение ученых о разграничении понятий социализации и адаптации. Так, определение научного смысла адаптации личности возможно только на основе понятия онтогенетической социализации, если оно, в свою очередь, правильно отражает тот реальный и сложный процесс, благодаря которому индивид превращается в личность, обладающую некоторыми основными чертами личностной зрелости.
Социализация понимается, с одной стороны, как усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а с другой стороны - процесс воспроизводства системы социальных связей индивидом за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Адаптация является одной из сторон процесса социализации, который непременно переживает каждый индивид в ходе своего взросления. Собственно социализация определяется как процесс влияния социальных условий на жизнедеятельность индивида с целью включения его в качестве дееспособного субъекта в систему общественных отношений.
Нам близка позиция В.А. Петровского, который отмечает, что «в самом общем виде развитие личности человека можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней» [6, с. 62] и, ориентируясь на концепцию персонализации для построения модели развития личности, представляет адаптацию как первую фазу личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность. В.А. Петровский указывает на то, что каждому из моментов акта персонализации соответствует особый процесс: адаптация - присвоение индивидом социальных норм и ценностей, становление социально-типического; индивидуализация - открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, становление индивидуальности; интеграция - изменение жизнедеятельности окружающих людей, становление всеобщего. Переход на следующую возрастную стадию не является спонтанным, он обусловлен объективными общественными историческими условиями, общей социальной ситуацией развития детства, а не истощением возможностей, которыми обладает деятельность на предыдущем этапе, и не фактом «перерастания её ребёнком».
Рассмотрев различные точки зрения психологов и педагогов, считаем, что наиболее точное определение адаптации приводит В.А. Петровский. Под адаптацией он понимает первую фазу личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную общность. Эта фаза предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности [6, с. 62].
Анализ трудов психологов и педагогов показывает, что к настоящему времени сложились два основных понимания сущности адаптации:
а) как приспособления, привыкания организма, личности к константным внешним условиям (М.И. Дьяченко, С. Кабеле, Л.Ф. Железняк и др.);
б) как активного взаимодействия человека и среды, когда личность не только «подлаживается» под требования окружения, но и воздействует на него, вызывая тем самым изменения самой среды (М.П. Карабейников, С.С. Муцинов, Л.Г. Егоров, В.П. Петров, Н.Ф. Феденко и др.).
Второй подход, по нашему мнению, позволяет наиболее адекватно представить всю сложность адаптационного периода студентов - будущих специалистов к новым для них условиям обучения в вузе, выявить его трудности и правильно построить процесс их подготовки к профессиональной педагогической деятельности.
В контексте исследуемой нами проблемы мы разделяем точку зрения Д.Н. Дубровина, который определяет адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, приводящей к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы, отмечая, что адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию её индивидуальности. Результатом успешного приспособления студентов к новым условиям, по мнению Д.Н. Дубровина, является адаптированность, складывающаяся из следующих компонентов:
1. «Адаптация». Индивид не только принимает нормы и ценности социальной среды, но и строит на их основе свою деятельность и отношения с людьми, главной целью становится полная самореализация, круг общения и интересов значительно расширяется. Дезадаптация характеризуется не-дифференцированностью целей и видов деятельности человека, сужением круга его общения и решаемых проблем, неприятием норм и ценностей социальной среды; принятие индивидом норм и ценностей по принципу «быть как все».
2. «Самоприятие». Отражает степень дружественности-враждебности по отношению к собственному «Я», которая выражается в способности личности оценивать сильные и слабые стороны. В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных моментах, доверие к себе и позитивную самооценку. Низкий показатель приятия себя - видение в себе преимущественно недостаточной самооценки, готовность к самообвинению.
3. «Приятие других». Отражает уровень дружественности-враждебности к другим людям, на позитивном полюсе - это принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Низкий показатель приятия других - критическое отношение к людям, раздражение, ожидания негативного отношения к себе.
4. «Эмоциональная комфортность». Отражает характер преобладающих эмоций в жизни испытуемого. Высокий показатель комфортности - это преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни; низкий показатель комфорта - наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний.
5. «Интернальность». Отражает, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, и в какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Высокие показатели интернальности говорят о том, что человек воспринимает происходящие с ним события как результат собственной деятельности (вхождение в режим учёбы, способность везде успевать, активность). Низкие показатели интернальности свидетельствуют о восприятии происходящих с человеком событий как результата действия внешних сил (случая, судьбы и др.). Предрасположенность личности к приписыванию ответственности за результаты своей деятельности внешним силам, может проявляться в трудностях самоорганизации.
6. «Стремление к доминированию». Отражает степень стремления человека доминировать в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими. Низкие показатели свидетельствуют о склонности к подчинению, мягкости, покорности [4, с. 11].
Проведённое нами исследование особенностей адаптации по методике К. Роджерса, Р. Даймонда, в котором приняли участие 345 первокурсников
Сургутского государственного педагогического университета, позволило выявить все структурные компоненты адаптированности студентов, рассматриваемые нами как итог приспособления студентов-первокурсников к обучению в вузе. Количественные результаты диагностики представлены на рис. 1.
90%
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
83%
68%
69%
72%
67%
33%
Адаптация
Интернальность Эмоциональная Принятие других Самоприятие Стремление к комфортность доминированию
Рис. 1. Характеристика структурных компонентов адаптированности студентов младших курсов СурГПУ
В результате исследования было выявлено, что 68% студентов после двух месяцев обучения являются успешно адаптированными. Это позволяет говорить о том, что студенты-первокурсники принимают нормы и ценности вуза и строят на их основе свою деятельность и отношения с людьми, их главной целью становится полная самореализация, а круг общения и интересов значительно расширяется. Однако констатируется наличие и дезадаптированных студентов (32%), для которых характерно преимущественное принятие норм и ценностей вуза по принципу «быть как все» или неприятие норм и ценностей новой для них социальной среды.
Адаптированные первокурсники чаще проявляют интернальность, т. е. воспринимают происходящие с ними события как результат собственной деятельности (вхождение в режим учёбы, способность везде успевать, активность). Лишь 31% обследованных студентов воспринимают происходящие события как результат действия внешних сил (случая, судьбы и др.), что проявляется в трудностях их самоорганизации.
У большинства студентов преобладают положительные эмоции, ощущение благополучия своей новой жизни. И только 1/3 студентов переживает преимущественно эмоциональный дискомфорт в процессе вузовского обучения.
Значительная часть первокурсников (72%) демонстрирует дружественность к другим людям, что свидетельствует о принятии окружения, одобрении их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Однако 28% первокурсников испытывают критическое отношение к людям, раздражение, ожидание негативного отношения к себе.
Большинство студентов-первокурсников (83%) обнаруживают позитивный полюс самоприятия, что отражает степень дружественности по отношению к собственному «Я», выражающуюся в их способности оценивать свои сильные и слабые стороны. Лишь 17% студентов свойственна недостаточная самооценка, что говорит об их готовности к самообвинению.
Незначительная часть студентов-первокурсников (33%) отличается низкими показателями стремления к доминированию в межличностных отношениях, что свидетельствует об их склонности к подчинению, мягкости и покорности.
Таким образом, общая картина складывающегося адаптационного периода студентов-первокурсников в целом является благоприятной. Однако анализ экспериментальных данных позволяет констатировать, что 30% студентов не используют свои адаптационные возможности в полной мере и являются группой риска. В связи с этим, усилия преподавателей вуза, кураторов студенческих групп, деканов факультетов должны быть объединены и направлены на определение трудностей адаптационного процесса, их причин и возможных путей преодоления [2].
В словаре русского языка С.И. Ожегова трудность приравнивается к затруднению, препятствию [5, с. 664]. В энциклопедии русского слова затруднение определяется как «препятствие, трудно преодолеваемая помеха; трудность - большой труд, напряжение, усилие» [3, с. 215]. Как видим, затруднение рассматривается в приведённых определениях как препятствие, помеха с практической точки зрения и как напряжение, усилие с психологической точки зрения.
Исследования в данной области (М.Я. Виленского, А.Г. Горшкова, С.М. Годник, В.И. Земцовой, Т.М. Куриленко, В.А. Мельникова, Г.А. Мели-косова, И.А. Сыромицкой, Т.С. Поляковой) позволяют выделить дидактические, социально-психологичексие и профессиональные трудности процесса адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Под дидактическими трудностями понимают процесс приспособления к вузовской системе обучения, вхождения студента в особенности учебной деятельности (необходимость усвоения большого объёма информации по сравнению со школой, самостоятельная организация учёбы и др.). Содержание дидактической адаптации сводится к формированию у студентов-первокурсников рациональных приёмов и способов самостоятельной познавательной деятельности не только по заданию преподавателя, но и на основе личных планов, направленных на расширение и углубление профессионального самообразования.
Социально-психологические трудности включают все стороны общения: интеграцию личности со студенчеством, принятие его ценностей, норм, стандартов поведения. Это накладывает отпечаток на личность, сообщает ей внутреннюю динамику направленности потребностей. На процесс внутренней переориентированности личности оказывает также влияние фактор межличностных отношений, которые определяют установки, удовлетворяющие личностный статус студента, формируют уровень его притязаний. Сюда же относят и формирование у студента потребности быть полезным обществу, формирование активной позиции, ценностного отношения к труду, к организации быта и досуга.
Под профессиональными трудностями адаптации понимается идентификация личности студента с будущей профессиональной деятельностью и с социальной ролью, которую ему придётся исполнять после завершения обучения в вузе. Первостепенное значение в этой адаптации имеет формирование профессиональной направленности личности, т. е. целеустремлённое, активное, творческое приспособление индивида к характеру и содержанию профессиональной деятельности.
К трудностям адаптации можно отнести и психологические показатели, такие, как недостаток внимания, рассеянность, душевная депрессия, слабая воля.
Приведённые данные характеризуют трудности адаптации по содержанию. По форме трудности могут быть как объективными, так и субъективными. Объективные трудности адаптации, не зависящие от студента, обусловлены особенностями обучения в вузе, субъективные - зависят от его личности.
Итак, адаптация студентов-первокурсников - динамически сложный, многофакторный процесс, связанный с усвоением социального опыта вузовской среды, включением личности в систему межличностного взаимодействия, приобщением к особенностям и ценностям избранной профессии. В этот период, как мы считаем, важно ориентировать преподавателей вуза на выявление возможных затруднений, факторов дезадаптации студентов-первокурсников, что позволит оптимизировать процесс обучения и решать проблему сохранения контингента студентов и расширения их адаптационных способностей.
Литература
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев ; гл. ред. В.В. Усманов. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.
2. Власова, Т.А. Особенности сопровождения адаптационного периода студентов младших курсов в вузе [Текст] / Т.А. Власова // Психологические проблемы профессионального развития и профессионального образования личности : материалы II Междунар. науч.- практ. конф., Мозырь, 20-21 мая 2010 г. / Мозыр. гос. пед. ун-т им. И.П. Шамякина; редколл.: В.В. Валетов (гл. ред.) [и др.]. - Мозырь, 2010. - С. 241-242.
3. Даль, В.И. Энциклопедия русского языка [Текст] / В.И. Даль. - М. : Эксмо, 2002. - 256 с.
4. Дубровин, Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Д.Н. Дубровин. -М., 2006. - 23 с.
5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 60000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов ; под общ. ред. Л.И. Скворцова. - М. : Оникс ; Мир и образование, 2006. - 976 с.
6. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В.А. Петровский ; ред. Э.Я. Альбрехт. - М. : Горбунок, 1992. - 224 с.