5. Kon I. S. V poiskah sebya: Lichnost' i ee samosoznanie [In search of yourself: Personality and self-awareness]. Moscow, Publishing house of political literature, 1984, 335 p. (In Russian).
6. Kostunina A. A. Praktiko-orientirovannaya professional'naya podgotovka budushchih pedagogov v hode modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya [Practically-oriented professional training of future teachers in the course of modernization of pedagogical education]. Ph. D. thesis. Biysk, 2016, 184 p. (In Russian).
7. Kotova E. V. Osvoenie professional'nyh kompetencij studentami professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij na osnove proektnogo obucheniya [Mastering of professional competences by students of professional educational organizations on the basis of project training]. Ph. D. thesis. Kemerovo, 2017, 266 p. (In Russian).
8. Kuc A. V. Formirovanie nravstvennyh kachestv budushchih specialistov tamozhennogo dela v processe professional'noj podgotovki [Formation of moral qualities of future specialists in customs in the process of professional training]. Ph. D. thesis. Penza, 2017, 198 p. (In Russian).
9. Makarova E. L. Formirovanie kompetencij korporativnogo obshcheniya specialista sredstvami informacionno-kommunikacionnyh tekhnologij [Formation of the competence of the corporate communication specialist using the means of information and communication technology]. Ph. D. thesis. Voronezh, 2015, 261 p. (In Russian).
10. Smirnova N. V. Strukturno-funkcional'nye harakteristiki obrazovatel'nogo processa [Structural and functional characteristics of the educational process]. CREDO NEW, 2001. Available at: http://credonew.ru/content/view/742/53/ (accessed 29.08.2017). (In Russian).
11. Matsuno S. Self-, Peer-, and Teacher- assessments in Japanese University EFL Writing Classrooms. Language Testing, 2009, no. 29 (1), pp. 75-100.
12. Sotnikov I. S. Formirovanie kul'tury professional'nogo pedagogicheskogo myshleniya studentov magistratury na osnove informacionnyh tekhnologij [Formation of culture of professional pedagogical thinking of students of the master's degree on the basis of information technologies]. Ph. D. thesis. Moscow, 2015, 212 p. (In Russian).
13. Barnakova L. L. Nezavisimaya ocenka professional'nyh kvalifikacij vypusknikov SPO [Independent evaluation of vocational qualifications of graduates of ACT]. Ph. D. thesis. Ulan-Ude, 2014, 183 p. (In Russian).
14. Ruvinskiy L. I. Aktivnost' i samovospitanie lichnosti [Activity and self-education of the individual]. Moscow, Progress, 1986, 130 p. (In Russian).
15. Majzub R. M. Teacher Trainees' Self Evaluation during Teaching Practicum. Procedia - Social and Behavioral Science, 2013, no. 102, pp. 195-203. doi: 10.1016/j.sbspro.2013.10.733.
16. Vetrov U. P. Melnikova M. Problema modelirovaniya pedagogicheskih sistem [The problem of modeling pedagogical systems]. Higher education in Russia, 2005, no. 5, pp. 59-62. (In Russian).
17. Mospan T. S. Timoshenko A. I. Rol' professional'noj samoocenki studentov pedagogicheskoj napravlennosti kak budushchih specialistov [Role of professional self-assessment of students of pedagogical specialization as future specialists]. Alma Mater: High School Herald, 2017, no. 3, pp. 54-56. (In Russian).
18. Mospan T. S., Timoshenko A. I. Sravnitel'nyj analiz formiruemyh professional'nyh i kompetencij u studentov pedagogicheskogo vuza [Comparative analysis of the formed professional and competences in the students of a pedagogical university]. Ulan-Ude, 2016, pp. 69-71. (In Russian).
19. Vetrov U. P., Klushina N. Praktiko-orientirovannyj podhod [Practical-oriented approach]. Higher education in Russia, 2002, no. 6, pp. 43-46. (In Russian).
20. Iskakova M. O. Formirovanie ekologicheskoj kompetentnosti budushchih uchitelej nachal'nyh klassov (na primere vuzov Kazahstana) [Formation of ecological competence of the future teachers of primary classes (on an example of high schools of Kazakhstan)]. Ph. D. thesis. Moscow, 2017, 253 p. (In Russian).
21. Mospan T. S. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie studentov pedagogicheskih vuzov [Scientific and methodological support of students of pedagogical universities]. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 2017, Vol. 6, no. 3, pp. 149-151. (In Russian).
УДК/uDC 378.1 И. А. Телина, А. А. Лосева
I. Telina, A. Loseva
социально-психологические аспекты адаптации студентов к образовательным условиям вуза
SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF STuDENTS' ADAPTATION
to educational institution conditions
Введение. В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе. Динамичные социально-экономические и политические преобразования в нашей стране привели к интеграции системы образования в единое европейское образовательное пространство, что послужило основой реформирования профессионального образования, ориентированного на формирование разносторонней личности с высоким уровнем готовности к профессиональной деятельности, конкурен-
тоспособного, социально и профессионально мобильного специалиста, соответствующего вызовам времени и требованиям рынка труда.
Основной целью представленной статьи является выявление особенностей социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательным условиям высшего учебного заведения.
Методология. Для выявления особенностей взаимоотношений в академической группе на этапе адаптации к условиям обучения в вузе и принятия социальной роли «студент» нами была проведена исследовательская работа. В качестве методов исследования были использованы наблюдение, беседа, социометрия, анкетный опрос, тестирование.
Результаты работы заключаются в изучении особенностей адаптационного процесса студентов к образовательным условиям университета.
Заключение. Выявленные особенности и затруднения адаптационного процесса студентов-первокурсников (дидактические, связанные с затруднениями приспособления студентов к вузовской системе обучения, организационным нормам, правилам; социально-психологические, обусловленные включением в социальную среду студенчества, принятием определенных ценностей, норм, стереотипов поведения и эталонов общения; индивидуально-личностные, вызванные затруднениями самоидентификации личности с социальной ролью студента) станут основой разработки и внедрения ключевых идей универсальной профессиональной подготовки и сопровождения педагогических кадров в формате непрерывного педагогического образования.
Introduction. The article deals with the theoretical aspects of the problem of socio-psychological adaptation of first-year students to the conditions of study at university. Rapidly occurring socioeconomic and political changes in the country have led to the integration of the education system into a single European educational space, which served as the basis for the modernization of vocational education, focused on the formation of a versatile personality with a high level of readiness for professional activity and a competitive, socially and professionally mobile specialist corresponded to the challenges of our time and requirements of a labor market.
The main purpose of the article is to reveal the peculiarities of socio-psychological adaptation of students to study at university.
Materials and Methods. To reveal the peculiarities of relationships in an academic group at the stage of adaptation to the educational conditions of the university and acceptance of a social role "student" the research was carried out.
The following methods were used as research methods: observation; conversation; sociometry; questionnaire survey and testing.
Results. The results of the work are to study the characteristics of students' adaptation process to the educational conditions of the university.
Conclusions. The peculiarities and difficulties of first-year students' adaptation process (didactic ones connected with the difficulties of students' adaptation to the university education system, organizational norms, rules; socio-psychological ones related to inclusion in the social environment of students, acceptance of specific values, norms, behavior stereotypes and models of conversation; individual and personal ones, caused by difficulties with personality self-identification and a social role as a student) will be the basis for the development and implementation of the key ideas of their comprehensive professional training and support in the form of continuous pedagogical education.
Ключевые слова: образование, модернизация, адаптация, студенты, адаптационный процесс.
Keywords: education, modernization, adaptation, students, adaptation process.
Введение
Психологический аспект адаптации студентов к образовательной среде вуза направлен на их приспособление к студенческой среде в соответствии с собственными потребностями, мотивами, целями и интересами посредством усвоения определенных норм и ценностей. Каждый студент без исключения проходит процесс психологической адаптации. Поступление в высшее учебное заведение абсолютно для каждого студента является новым жизненным этапом, провоцирующим осознание самого себя, принятие полной ответственности за свои действия и поступки, проявление самостоятельности и инициативы, лидерских качеств, формирование ценностного отноше-
ния не только к обучению, но и будущей профессиональной деятельности. В этой связи проблема социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательным условиям вуза является одной из наиболее важных и значимых, так как от процесса и результатов приспособления студентов на первом этапе обучения напрямую зависит их дальнейшая профессиональная деятельность. Неоспорим тот факт, что первый год обучения является для студентов критичным и довольно сложным.
Провозглашенные ориентиры современного образования в России, активное внедрение ФГОС всех уровней образования, вступление в силу с 01.01.2017 приказа Минтруда от 18.10.2013 № 544 н, утверждающего профессиональный стандарт педагога (в рамках педагогической деятельности в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель), продиктованы нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р и др. Перечисленные документы провозглашают возрастание роли человеческого капитала фактором экономического развития страны, определяют необходимость создания условий, способствующих инновационному развитию системы образования, и особо актуализируют проблему качественной профессиональной подготовки будущего педагога в вузе. Они определяют не только стратегическое развитие отрасли образования, но и акцентируют внимание на формировании гибкой системы профессионального образования, отвечающей требованиям современного рынка труда и потребностям инновационной экономики, а также на профессиональной подготовке педагогов всех уровней образования, ибо они являются ключевой фигурой, гарантом качества и доступности образования.
В настоящее время педагогическое образование в нашей стране переживает важный период своей истории, находится на пути апробации инновационной модели подготовки педагога. Заинтересованное обсуждение в научных кругах и общественности вызвала инициатива Президента, Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации реформирования педагогического образования и повышения престижа педагогической специальности. Обозначенные векторы модернизации педагогического образования представляют особый интерес для профессионального сообщества нашей страны и являются фундаментальной основой для кардинальных и системных изменений в подготовке современных педагогов.
Проблема адаптации человека является одним из исследовательских интересов многих наук. В научной литературе термин «адаптация» (от лат. абар1айо — приспособление, прилаживание) рассматривается как приспособление организма к изменяющимся условиям внешнего мира [12].
Научно-методологические концепции раскрытия сущностных особенностей адаптации как общебиологического и психологического свойства наиболее глубоко отражены в трудах Е. В. Бондаревской, Э. Ф. Зеера и других зарубежных ученых, например О. РпЁсИагС. Ученые акцентируют внимание на том, что без знания психофизиологических особенностей личности человека, его установок, представлений о мире, усвоении им социальных норм, уровня социальной зрелости, развития его защитных механизмов невозможно понять особенности процессов адаптации.
Специфичность и уникальность адаптации заключается в том, что в течение всей своей жизни каждый человек сталкивается с необходимостью активного осознания и принятия (или же отвержения) различных элементов социальной среды. На этом основании особую значимость представляют методические рекомендации управления социально-профессиональной адаптацией. В науке они нашли отражение в исследованиях отечественных ученых Н. М. Борытко, В. И. Земцовой, Г А. Мелекесова и др. В то же время Б. НиЬаэссма, I. БетгаСсма разрабатывают проблему адаптированности и включенности личности обучающегося в среду образования посредством мотивации деятельности и продуктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Наш научный интерес направлен на изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов первого курса, обучающихся по психолого-педагогическому направлению подготовки, к образовательным условиям вуза.
Студент рассматривается в качестве субъекта учебной деятельности, определяющейся мотивами достижения и познания. Именно во время обучения в вузе формируется прочная основа будущей профессиональной деятельности. Так, Н. С. Авдонина предлагает к внедрению комплекс организационно-педагогических условий, необходимых для реализации модели развития профессиональной идентичности, содержащей эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Автор указывает на необходимость подготовки специалистов, обладающих не только системой профессиональных знаний, но и гибким, творческим мышлением, способностью к адаптации и желанию постоянно учиться [1]. На этом основании позволительно охарактеризовать студента как особого субъекта учебной деятельности с социально-психологической и психолого-педагогической позиций.
Студенческий возраст представляет собой начало становления подлинного авторства в определении и реализации собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни. В этот период особо актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном «я». Личностная позиция студента обусловливает интерес к этическим проблемам, активизирует процессы самопознания и самовоспитания, способствует потребности в независимом обучении [17].
Для юношеского возраста, по мнению И. Е. Лилиенталь, характерны углубление и дифференциация познавательного процесса, развитие познавательной самостоятельности, потребность в общении со сверстниками, профессиональное самоопределение, возникновение иерархически структурированной системы ценностных ориентаций, жизненных планов, формирование способности к самореализации [9].
Ответственная психолого-педагогическая задача современной вузовской системы образования — формировать студента как субъекта учебной деятельности. Это предполагает, прежде всего, формирование умения полноценно учиться и общаться [19].
Как справедливо отмечают Н. М. Голубева, А. А. Голованова, «взгляд на адаптацию должен быть как минимум двухсторонним, то есть рассматриваются личностные конструкты, обеспечивающие адаптационные процессы, и средовые условия, задающие конфигурацию, тип или стиль адаптированности, в обоих случаях должен учитываться оценочный аспект, то есть «цена адаптации» [6, с. 127].
Как социальная группа, студенчество характеризуется профессиональной направленностью, правильностью профессионального выбора, наличием устойчивого отношения к будущей профессии и адекватностью представления о ней [15]. Исследования А. В. Кирьяковой, Н. А. Свиридова и других посвящены изучению структуры и динамики психологической и социальной адаптации в период обучения и педагогической практики. В последние годы проблема приспособления взрослых рассматривается сквозь призму овладения совокупностью норм и функций будущей профессиональной деятельности в период обучения в вузе [18].
Методология
Наши наблюдения свидетельствуют, что современные гаджеты заменили живое общение у студентов, что привело к трудностям в установлении межличностных контактов между двумя индивидами. Если студенты внутри группы начинают «пытаться» взаимодействовать друг с другом, то у них это совсем не получается, возникает психологический барьер. Следствием этого становится разобщенность учебного коллектива, личностная антипатия, отсутствие успешной работы, что негативно отражается на образовательном процессе и не способствует получению высоких результатов учебного труда.
С целью выявления особенностей взаимоотношений в академической группе на этапе адаптации к условиям обучения в вузе и принятия социальной роли «студент» нами была проведена исследовательская работа. В качестве испытуемых была выбрана группа студентов, обучающихся в Государственном гуманитарно-технологическом университете на первом курсе психолого-педагогического факультета по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и социальная педагогика». В эксперименте участвовали 22 человека.
В качестве методов исследования применялись: наблюдение; беседы с куратором студенческой академической группы и преподавателями; социометрия; анкетный опрос; диагностические методики оценки силы, уравновешенности и подвижности нервной системы студентов, выявле-
ния ведущей модальности, определения коммуникативных способностей; тестирование самооценки стрессоустойчивости личности; вариационная пульсометрия; тесты К. Хека — Х. Хесса и Г Айзенка, цветовой тест М. Люшера.
Результаты
В ходе наблюдения за поведением студентов и их особенностями взаимодействия нами выявлено, что два человека (9 %) трудно идут на контакт с коллективом, испытывают дискомфорт в общении с однокурсниками и педагогами.
Выявленные факты послужили основанием использования методики социометрии. Каждому студенту были заданы вопросы по блокам.
Блок 1. Изучение деловых отношений:
— Кого из своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям?
— Кого из своих товарищей из группы Вы не попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям?
— С кем бы Вы поехали в продолжительную командировку?
— Кого из членов своей группы Вы бы не взяли в длительную командировку?
Блок 2. Изучение личных отношений:
— К кому из Вашей группы Вы бы обратились в трудной жизненной ситуации?
— С кем из группы Вам не хотелось бы советоваться?
— Если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вы бы захотели жить в одной комнате?
— Если бы всю Вашу группу переформировали, кого бы Вы не захотели оставить?
— Кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
— Кого из группы Вы не пригласили бы на день рождения?
Число членов в группе — 22 человека; присутствовало 20 человек; вероятность случайного выбора — 0,22-0,19; социометрическое ограничение — 4.
В ходе проведения данного исследования было выявлено, что:
вопрос 1 (max = 7; min = 0): 3 человека (14 %) находятся на 1-м месте в деловых отношениях (7-4); 10 человек (45 %) — на 2-м месте (3-2); 4 человека (18 %) — на 3-м (1); 5 человек (23 %) избегают деловых отношений; 2 человека (9 %) получили отрицательную оценку;
вопрос 2 (max = 6; min = 0): 6 человек (27 %) находятся на 1-м месте в деловых отношениях (6-4); 7 человек (32 %) — на 2-м месте (3-2); 3 человека (14 %) — на 3-м; 6 человек (27 %) избегают деловых отношений; 6 человек (27 %) получили отрицательную оценку;
вопрос 3 (max = 4; min = 0): 9 человек (41 %) находятся на 1-м месте в личных отношениях (4-3); 2 человека (9 %) — на 2-м месте; 4 человека (18 %) — на 3-м; 7 человек (32 %) избегают деловых отношений; 3 человека (14 %) получили отрицательную оценку;
вопрос 4 (max = 6; min = 0): 3 человека (14 %) находятся на 1-м месте в личных отношениях (6-4); 8 человек (36 %) — на 2-м месте; 7 человек (32 %) — на 3-м; 4 человека (18 %) вообще не находятся в личных отношениях; 3 человека (14 %) получили отрицательную оценку;
вопрос 5 (max = 7; min = 0): 4 человека (18 %) находятся на 1-м месте в личных отношениях (7-4); 9 человек (41 %) — на 2-м месте; 4 человека (18 %) — на 3-м; 5 человек (23 %) избегают деловых отношений; 2 человека (9 %) получили отрицательную оценку.
С целью выявления особенностей межличностного общения студентов в группе был адаптирован опросник «Цветовая непроективная методика». Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что 8 человек (36 %) не вызывают никаких чувств у одногруппников; 6 человек (27 %) в отношениях дистанцированы и стремятся к избеганию конфликта; 2 человека (9 %) ассоциируются с ощущением спокойствия и удовлетворенности во взаимодействии; 5 человек (23 %) интересны окружающим, в процессе общения с ними достигается эмоциональное удовлетворение; 1 человек (4 %) находится на стадии признания достоинства с одновременным недовольством характерными особенностями (мелочностью, занудливостью, излишней опекой), то есть одновременно привлекает и отталкивает.
Беседы с куратором студенческой академической группы и преподавателями обозначили такие факты, как разобщенность студенческого коллектива (общение в микрогруппе), барьеры в общении, недоверие, замкнутость некоторых студентов. Было отмечено, что у первокурсников
отсутствуют навыки самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, получать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, лаконично формулировать идеи.
Общеизвестно, что дидактические отношения в образовательном процессе благотворно влияют на эффективное освоение содержания учебного материала, повышают мотивацию студентов к учению и др. С целью определения особенностей студентов-первокурсников нами была разработана анкета, состоящая из 10 вопросов.
По результатам анализа ответов на вопросы, направленные на выявление дидактических отношений в структуре «студент — преподаватель»: 68 % респондентов указали, что на лекционных занятиях педагоги чаще всего читают лекцию и иногда задают вопросы студентам; 19 % опрошенных ответили, что педагоги просто читают лекцию; 13 % отметили, что преподаватели стремятся на лекционных занятиях организовывать дискуссию по проблемным вопросам изучаемого материала, устанавливают диалог с аудиторией.
Анализ вопросов, направленных на выявление дидактических отношений в структуре «студент — студент»: 27 % опрошенных указали, что на практических и лабораторных занятиях им чаще всего приходится работать в группах по 3-4 человека; 15 % — работать в паре; 28 % — работать всей группой, 30 % — работать по одному. Причем на вопрос «Как часто вы в группе готовите совместные проекты?» 58 % респондентов ответили, что выполняют работу, если преподаватель сам просит сделать задание совместными усилиями; 23 % — что постоянно работают в группе, ибо легче и продуктивнее работать командой; 14 % — редко участвуют в совместных проектах; 5 % — избегают работы в группе, предпочитая выполнять задания индивидуально.
Анализ ответов на вопросы, направленные на выявление дидактических отношений в структуре «студент — учебный материал»: 51 % респондентов указали, что в процессе обучения читают и учат только конспекты лекций; 6 % — читают только ту литературу, которую предлагает преподаватель на лекции или для подготовки к практическим занятиям; 18 % — самостоятельно ищут дополнительный материал к каждому занятию; 27 % — используют все варианты работы.
Бесспорно, что обучение студентов-первокурсников сегодня происходит в условиях внедрения инновационных образовательных технологий. Это требует от студентов с первых дней занятий высокой активизации психофизиологических процессов, которые часто вызывают психоэмоциональное напряжение, вследствие чего снижаются самосберегающие резервы психики и общего здоровья.
С целью своевременного выявления отклонений в психологическом и физиологическом аспектах адаптации с помощью диагностических методик мы оценивали силу, уравновешенность и подвижность нервной системы студентов, выявляли ведущую модальность, определяли коммуникативные способности, тестировали самооценку стрессоустойчивости личности. Особенности физиологической адаптации первокурсников мы определили по результатам вариационной пульсоме-трии. Ее показатели указывают на изменение индекса активности симпатического и парасимпатического отделов нервной системы, которые позволили нам судить о состоянии регуляции сердечно-сосудистой системы и адаптационных реакциях организма студентов в целом.
Обработав диагностические материалы, мы получили следующие сведения: уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности имеют 86 % первокурсников; смешанный тип модальности преобладает у 74 % респондентов, что напрямую свидетельствует об эффективном восприятии новой информации; 9 % студентов характеризуются очень высоким уровнем коммуникативных умений, 37 % — высоким, 48 % — средним, 6 % — низким. Изучая самооценку стрессоустойчивости личности студентов, мы выявили, что у 18 % опрашиваемых ее можно определить как высокую, у 27 % — выше среднего, у 55 % — среднюю. Общие показатели физиологической адаптации незначительно отклоняются от нормы у 2 % респондентов.
Затем мы использовали тесты К. Хека — Х. Хесса и Г Айзенка, цветовой тест М. Люшера для определения особенностей психологической адаптации, изменений внимания, объема механической и кратковременной слуховой памяти. Полученные данные позволили нам выявить состояние психологической дезадаптации у 8 % студентов-первокурсников, которое сопровождается повышенным уровнем тревожности, выраженными ригидностью и фрустрацией, сниженным вниманием, ухудшением кратковременной памяти. У них же отмечаются довольно значительные изменения показателей «вегетативный коэффициент» и «суммарное отклонение от аутогенной нормы» (согласно тесту М. Люшера).
Комплексная диагностика позволила нам выявить группу риска по дезадаптации к обучению в вузе (9 % респондентов). Такие студенты не имеют явных отклонений показателей внимания, памяти и поведения, в то же время они обладают средним уровнем ригидности, повышенной возбудимостью и тревожностью, проявляют неуверенность в действиях и общении, их работоспособность поддерживается постоянным волевым контролем, что и явилось следствием переутомления. У студентов группы риска отмечаются доминирование парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и высокий уровень индекса напряжения при анализе физиологических показателей адаптированности. Вышеуказанные показатели свидетельствуют о взаимосвязи между успеваемостью студентов и отклонениями в адаптационном периоде обучения.
Заключение
Результаты диагностики позволили нам выявить и конкретизировать затруднения, характерные для социально-психологической адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе. Среди них стоит указать наиболее типичные:
— дидактические, связанные с затруднениями приспособления студентов к вузовской системе обучения, организационным нормам, правилам;
— социально-психологические, обусловленные включением в социальную среду студенчества, принятием определенных ценностей, норм, стереотипов поведения и эталонов общения;
— индивидуально-личностные, вызванные затруднениями самоидентификации личности с социальной ролью студента.
Проявляются названные затруднения в нежелании учиться; неготовности к самостоятельности (отсутствие привычного контроля со стороны родителей и классного руководителя); неумении работать с постоянно растущим объемом информации в процессе обучения; неготовности выполнять требования, предъявляемые преподавателями; неумении распределять свое время и силы; неумении самостоятельно изучать материал; барьерах межличностного общения в отношениях «студент — студент», «студент — преподаватель». Также наблюдается взаимосвязь успеваемости и отклонений в адаптационном периоде обучения.
Выявленные нами затруднения станут основой дальнейшего изучения обозначенной проблемы и выработки стратегий, обеспечивающих создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе. При таком подходе будут максимально учтены новые требования современной профессиональной среды и использованы достижения современной системы российского образования.
Грамотное сопровождение адаптационного процесса студентов в вузе в дальнейшем приведет в образовательные организации молодого педагога, мотивированного, обладающего профессионально-личностной готовностью решать сложные задачи обучения, воспитания и развития всех категорий детей в стремительно изменяющемся мире. Не это ли главный критерий качества подготовки современного педагога?!
Литература
1. Авдонина Н. С. Проектирование системы организационно-педагогических условий образовательной деятельности на основании модели развития профессиональной идентичности // Инновации в образовании. 2018. № 3. С. 5-21.
2. Адаптация студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности / под ред. В. И. Земцовой. Орск : Изд-во ОГТИ, 2003. 307 с.
3. Богачева Н. В., Бажин К. С. Анализ проблем адаптации у студентов первокурсников высших учебных заведений // Концепт. 2016. Т. 28. С. 259-261. URL: http://e-koncept.ru/2016/56535.htm (дата обращения: 01.04.2018).
4. Бондаревская Е. В. Методологические проблемы становления педагогического образования университетского типа // Педагогика. 2010. № 9. С. 84-89.
5. Борытко Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза. Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2004. 119 с.
6. Голубева Н. М., Голованова А. А. Факторы адаптации студентов к образовательной среде вуза // Известия Саратовского университета. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2014. Т. 3, вып. 2 (10). С. 125-130.
7. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. М. : Академия, 2009. 384 с.
8. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : Логос, 2008. 384 с.
9. Лилиенталь И. Е. Психологическая поддержка личностно-профессионального развития студентов в период адаптации к образовательному пространству вуза // Проектирование образовательных траекторий студентов в вузе : материалы I Междунар. науч.-метод. конф. Ставрополь : Северо-Кавказский федер. ун-т, 2014. С. 201-202.
10. Мелекесов Г. А. Аксиологический потенциал личности будущего педагога: становление и развитие. М. : МПГУ, 2002. 288 с.
11. Педагогическая аксиология / А. В. Кирьякова и др. М. : Инфра-М, 2016. 283 с.
12. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
13. Свиридов Н. А. Адаптационные процессы в среде молодежи // Социс. 2002. № 1. С. 90-96.
14. Сыромицкая И. А. Профессиональная адаптация студентов вуза: теоретический аспект // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. : в 10 ч. Ч. 5. Челябинск : Образование, 2008. С. 115-122.
15. Сыромицкая И. А. Социальное партнерство как фактор профессиональной адаптации студента педагогического вуза. Орск : Изд-во ОГТИ, 2008. 199 с.
16. Hubascova S., Semradova I. Research Study on Motivation in Adult Education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 159. P. 396-400. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.12.395.
17. Hsu J., Hamilton K., Wang J. Guided independent learning: A teaching and learning approach for adult learners // International Journal of Innovation and Learning. 2015. Vol. 17, iss. 1. P. 111-133. DOI: 10.1504/IJIL.2015.066103.
18. Kokkos A. The Challenges of Audult Education in the Modern World // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 19-24. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.02.079 .
19. Nemetch B. Research and Development of Adult Education through Higher Education Institutions: A Challenge and Perspective for Better Audit Learning and Education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 142. P. 97-103. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.07.594.
20. Pritchard D. Epistemic virtue and the epistemology of education // Journal of Philosophy of Education. 2013. № 47 (2). P. 236-247. DOI: 10.1111/1467-9752.12022.
References
1. Avdonina N. S. Proektirovanie sistemy' organizacionno-pedagogicheskix uslovij obrazovatel'noj deyatel'nosti na osnovanii modeli razvitiya professional'noj identichnosti [Designing the system of organizational and pedagogical conditions of educational activity on the basis of the model of professional identity development]. Innovation in education, 2018, no. 3, pp. 5-21. (In Russian).
2. Zemtsova V. I. (Ed.) Adaptaciya studentov pedagogicheskix special' nostej k professional'noj deyatel'nosti: monografiya [Adaptation of students of pedagogical specialties to professional activities]. Orsk, Publishing House OGTI, 2003, 307 p. (In Russian).
3. Bogacheva N. V., Bazhin K. S. Analiz problem adaptacii u studentov pervokursnikov vy'sshix uchebny'x zavedenij [Analysis of the problems of adaptation in students of first-year students of higher educational institutions]. Concept, 2016, Vol. 28, pp. 259-261. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56535.htm (accessed 01.04.2018). (In Russian).
4. Bondarevskaya E. V. Metodologicheskie problemy' stanovleniya pedagogicheskogo obrazovaniya universitetskogo tipa [Methodological problems of the formation of the pedagogical education of the university type]. Pedagogy, 2010, no. 9, pp. 84-89. (In Russian).
5. Borytko N. M. Professional'noe vospitanie studentov vuza [Professional education of university students]. Volgograd, Publishing House VGIPK RO, 2004, 119 p. (In Russian).
6. Golubeva N. M., Golovanova A. A. Faktory adaptacii studentov k obrazovatel'noj srede vuza [Factors of students) adaptation to the educational environment of the university]. Proceedings of the Saratov University. Series "Acmeology of Education. Developmental Psychology", 2014, Vol. 3, iss. 2 (10), pp. 125-130. (In Russian).
7. Zeer E. F. Psixologiya professional'nogo obrazovaniya [Psychology of vocational education]. Moscow, Academy, 2009. 384 p. (In Russian).
8. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psixologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, Logos, 2008, 384 p. (In Russian).
9. Lilienthal I. E. Psixologicheskaya podderzhka lichnostno-professional'nogo razvitiya studentov v period adaptacii k obrazovatel'nomu prostranstvu vuza [Psychological support of personal and professional development of students in the period of adaptation to the educational space of the university]. Designing educational trajectories of students in the university. The materials of the I International Scientific and Methodological Conference. Stavropol, North-Caucasian Federal University, 2014, pp. 201-202. (In Russian).
10. Melekesov G. A. Aksiologicheskij potencial lichnosti budushhego pedagoga: stanovlenie i razvitie [Axiological potential of the future teacher>s personality: formation and development]. Moscow, MPGU, 2002, 288 p. (In Russian).
11. Kiriakova A. V. et al. Pedagogicheskaya aksiologiya [Pedagogical axiology]. Moscow, Infra-M, 2016, 283 p. (In Russian).
12. Bim-Bad B. M. (chief editor) Pedagogicheskij e'nciklopedicheskij slovar' [Pedagogical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Great Russian Encyclopedia, 2002, 528 p.
13. Sviridov N. A. Adaptacionny'e processy' v srede molodezhi [Adaptation processes among young people]. Socis, 2002, no. 1, pp. 90-96. (In Russian).
14. Syromitskaya I. A. Professional'naya adaptaciya studentov vuza: teoreticheskij aspekt [Professional adaptation of university students: the theoretical aspect]. Modernization of the system of professional education on the basis of controlled evolution: the materials of the VII All-Russian scientific and practical conference. Part 5. Chelyabinsk, Education, 2008, pp. 115-122. (In Russian).
15. Syromitskaya I. A. Social'noe partnerstvo kak faktor professional'noj adaptacii studenta pedagogicheskogo vuza: monografiya [Social partnership as a factor of professional adaptation of a student at a pedagogical university]. Orsk, Publishing House OGTI, 2008, 199 p. (In Russian).
16. Hubascova S., Semradova I. Research Study on Motivation in Adult Education. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014, Vol. 159, pp. 396-400. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.12.395.
17. Hsu J., Hamilton K., Wang J. Guided independent learning: A teaching and learning approach for adult learners. International Journal of Innovation and Learning, 2015, Vol. 17, iss. 1, pp. 111-133. DOI: 10.1504/IJIL.2015.066103.
18. Kokkos A. The Challenges of Audult Education in the Modern World. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 201 5, Vol. 180, pp. 19-24. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.02.079 .
19. Nemetch B. Research and Development of Adult Education through Higher Education Institutions: A Challenge and Perspective for Better Audit Learning and Education. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014, Vol. 142, pp. 97-103. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.07.594.
20. Pritchard D. Epistemic virtue and the epistemology of education. Journal of Philosophy of Education, 2013, № 47 (2), pp. 236247. DOI: 10.1111/1467-9752.12022